Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАТО традиционно используют сочетание sot и hard power. Hard -при развертывании необходимых сил по выполнению коллективных обязательств по обороне, а также планировании и учениях, направлен­ных на развитие структуры, а sot - чтобы установить соответствующий уровень сотрудничества с соседними государствами с целью снижения или избегания возможных причин конфликта25.

Балто-Черноморско-Каспийский регион

Аналитик Семен Залевский в своем исследовании26 утверждает, что в Балтийском регионе разворачивается стратегическая группировка во­йск, и под видом военных учений отрабатывается сценарий крупномас­штабной войны, где главным противником выступает некое «придуман­ное государство», которое владеет огромными природными ресурсами в условиях проблем с доставкой этих ресурсов в западные страны. Исто­рия НАТО свидетельствует о том, что за время существования Альянс не вел оборонительных войн, а действовал всегда превентивно, что так же отложило свой отпечаток и на характер учений.

В этом же контексте стоит упомянуть американскую систему ПРО, ко­торую США активно разворачивают в Европе. Констатируя данный факт, МИД РФ выражает озабоченность быстротой и планомерностью осущест­вления этого проекта. При этом наше министерство иностранных дел ждет гарантий ненаправленности ПРО США в Европе против стратегических ядерных сил России. Стоит отметить, что подобных гарантий МИД РФ ожидал и после подписания договоренностей США с Польшей, с Румы­нией, а также после заявления Турции о готовности принять у себя амери­канскую РЛС. К этому добавим дважды высказанную озабоченность МИД РФ заходом в Черное Море крейсера ВМФ США «Монтерей», оборудо­ванного противоракетной системой «Иджис». Как заявили российские


дипломаты, «Монтерей» был направлен в европейские воды в рамках реа­лизации «поэтапного адаптивного подхода» администрации США к фор­мированию европейского сегмента глобальной ПРО. «Первый этап этой программы предусматривает размещение в Адриатическом, Эгейском и Средиземном морях группы американских кораблей, призванных осущест­влять защиту стран Южной Европы от гипотетических ракетных угроз. По официальной американской версии, они могут также выдвигаться в Черное море в случае необходимости, например, при обострении ситуации в реги­оне», — пояснили в МИД РФ. Какого рода угрозы и ситуации могут воз­никнуть для США в Восточной Европе?

Рассматривая западные границы России, стоит упомянуть и о старом геополитическом проекте, который подразумевает конструирование пространства в виде буферных зон в районе Балто-Черноморской дуги.

На протяжении последних 500 лет на этом пространстве проводи­лись попытки по созданию пояса враждебных России образований27. В XXI веке этот тренд продолжается: прежде всего, это создание в 1997 г. ГУАМ (аббревиатура по первым буквам стран участниц: Гру­зия, Украина, Азербайджан, Молдавия, а с 1999 г. еще и Узбекистан). Основной целью блока было заявлено максимальное взаимодействие с НАТО, создание совместного миротворческого батальона для замеще­ния российских миротворцев в зоне конфликтов на территории стран участниц (принятие решения было заблокировано президентом Мол­давии В. Ворониным).

В экономическом плане - обеспечение энергетической независимо­сти Украины и Молдавии от России благодаря азербайджанской нефти и ее транзиту в Европу, а также транспортный коридор в обход России Европа—Кавказ—Азия (TRACEKA).

Политическая составляющая в ГУАМ превалировала над экономиче­ской и, исходя из взятых ценностных ориентиров на США, НАТО и ЕС, можно сделать вывод, что созданная международная наднациональная организация на пространстве СНГ, действующая против РФ в эконо­мическом и военно-политическом плане и направленная на отстаивание


интересов третьих стран и организаций носит не только враждебный ха­рактер по отношению к России, но и действует не в интересах народов стран ГУАМ.

К 2003 г., несмотря на выбранный курс на сближение с Западом, в чем активно содействуют США и их союзники по НАТО, пытаясь укрепить свое влияние на постсоветском пространстве, ГУАМ начинает буксовать и фактиче­ски прекращает свое существование.

В общем-то, ГУАМ это не единственная попытка строительство «санитар­ного кордона», были и другие геополитические концепты, разработанные аме­риканскими стратегами, в частности Балтийско-Черноморское Содружество или так называемый союз стран Межморья, а так же Сообщество Демократиче­ского Выбора (СДВ) Балтийско-Черноморско-Каспийского региона, основная идея которого - это создание своего рода расширенного антироссийского ГУАМ путем привлечения к нему стран т.н. «Новой Европы» уже явля­ющихся членами НАТО, плюс тех государств, которые стремятся войти в Североатлантический альянс.

В наши дни на пространстве Балтийско-Черноморско-Каспийского региона получил реализацию проект Восточного партнерства, представ­ленный в 2008 г. на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции, рассчитанный на шесть постсоветских государств - Украину, Белорус­сию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Основная цель про­екта - это интеграция этих государств в евроатлантические структуры, но так как перспектива принятия перечисленных стран в ЕС и НАТО весьма туманна, то речь идет об укреплении стратегического сотрудни­чества. В экспертной среде бытует мнение, что этот проект есть не что иное, как попытки «старой» Европы перехватить у США инициативу в «освоении» постсоветского пространства путём отрыва от России восточноевропейских стран СНГ. Однако, не стоит полагать, что сам проект идет в разрез с интересами США, тем более, что основные ини­циативы по продвижению «Восточного партнерства» принадлежат Польше, которая на сегодняшний день является основным проводником американских интересов в регионе.

Из обнародованных сайтом WikiLeaks рассекреченных докумен­тов переписки американских дипломатов со своими европейскими коллегами следует, что разговоры о перезагрузке являются всего лишь разговорами, в то время как Запад продолжает воспринимать Россию как угрозу, и предпринял ряд шагов по ее сдерживанию28. В частности, в депеше, составленной временным поверенным посольства США


в Стокгольме Робертом Сильверманом, говорится о том, что глубокая интеграция постсоветских государств с ЕС ничуть не менее важна, чем договор НАТО о коллективной безопасности, добавляя при этом, что Москва серьезно недооценивает эффективность «мягкой силы» (sot power).

Можно отметить, что политика ЕС не сильно отличается от по­литики НАТО, так как практически все государства входящие в Евро­союз являются членами Североатлантического Альянса. При этом су­ществует некоторое разделение: ЕС сосредоточено на экономическом сотрудничестве, а НАТО сконцентрировано на военно-политическом и военно-техническом. Обозначим, что все геополитические и военно-стратегические интересы США и НАТО в регионе стоит рассматривать в контексте соперничества с Россией.

С 1997 г. черноморско-каспийский регион объявлен зоной амери­канских национальных интересов и рассматривается не только как ис­точник энергоресурсов, альтернативный Персидскому заливу, но и как плацдарм последующего доступа США к перспективным рынкам Китая, Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Действия Америки усили­вают напряженность в регионе, что повышает вероятность возникнове­ния конфронтационных ситуаций и конфликтов. Напомним, что основ­ной целью США и НАТО является не допущение объединения России, Ирана и Китая в единый блок.

К упомянутым угрозам российской безопасности в военной и эко­номической сфере стоит добавить и угрозы культурологического ха­рактера. В этой связи релевантным является исследование аспиранта ННГУ Максима Медоварова29, который, говоря о геополитике букв, в контексте информационных войн, показывает, как в эпоху глобализации происходит использование графики и орфографии в идеологической борьбе. На территориях, где ослабевает влияние России, вместе с уси­лением западного влияния запускаются процессы, влекущие за собой за­мещение графического начертания алфавита, в частности с кириллицы на латиницу.

Все проекты, реализуемые в Балтийско-Черноморско-Каспийском регионе, имеют антироссийских характер, влекут за собой и милитари­зацию региона для сдерживания потенциала России, и преследуют цель разрыва многовековых культурно-исторических связей, и вывода из-под сферы влияния России территорий, необходимых для ее выживания. Наглядным примером тому может послужить Грузия, которая модерни­зировала свои вооруженные силы при помощи и финансовой поддержке


США и НАТО: военная база вблизи города Сенаки в 2006 г., военная база в Гори в 2008 г., модернизация авиабазы Марнеули, строительство аэродромов вблизи Местия, Чихареши, поставка грузинской армии бое­вых вертолетов «Апач» и «Блекхок», и т.д.

Центральная Азия

Для более полного понимания действий США в азиатском райо­не постсоветского пространства приведем высказывание помощника государственного секретаря США по делам Средней Азии Роберта О. Блейка, который в своей речи «Приоритеты администрации Обамы в Южной и Центральной Азии», произнесенной 11 января 2011 г., под­черкнул, что Средняя Азия лежит на стратегически важном перекрестке дорог, граничащих с Афганистаном, Китаем, Россией, Индией и Ира­ном. Это объясняет, почему Соединенные Штаты намерены расширять свое присутствие в этом критическом регионе и сотрудничать с находя­щимися в нём странами. Именно поэтому США, используя как предлог борьбу с «международным терроризмом», а так же раздавая различного рода финансовые и экономические обещания, небезуспешно склоняют страны региона - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан к созданию на их территориях американских военных баз и опорных пунктов. Заняв ключевые позиции в Центральной Азии, США замыкают кольцо своего господства вокруг Ближнего, Среднего Вос­тока и Центральной Азии, получая при этом доступ к энергоресурсам региона. Заявляя о выводе войск из Афганистана, США и НАТО, скорее всего, будут реализовывать план по переброске военных в страны Цен­тральной Азии.

В данном контексте нельзя не затронуть проект Большой Централь­ной Азии Фредерика Старра. Целью проекта является трансформация всего региона в зону государств с рыночными экономиками, светскими и открытыми системами государственного управления, уважающими права человека и поддерживающими позитивные отношения с Вашингтоном. В рамках осуществления программы «Большой Центральной Азии» США плани­руют создание энергосистемы, объединяющей Центральную и Южную Азию. Суть программы заключается в том, чтобы направить энергоресурсы Централь­ной Азии (нефть Казахстана, газ Туркменистана, гидроресурсы Кыргызстана и Таджикистана) в сторону Афганистана, Пакистана и Индии для удовлетворения их растущих потребностей. Создание БЦА позволит США не только вы­вести центрально-азиатские республики бывшего СССР, большинство из которых входит в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, из-под влияния России и Китая, и объединить их с прозападно ориентированны­ми странами Центральной Азии, но окончательно закрепиться в регионе.