Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мнение о том, что только расширение иностранного экономического, гуманитарного, а в перспективе и политического присутствия в россий­ской Арктике может спасти регион «от деградации» и экологических угроз. При этом задействуются различные международные и россий­ские экологические организации, создающие общественный резонанс о наносимом вреде окружающей среде Арктики со стороны России. США уже сегодня требуют прямого доступа своих представителей к российским военным объектам и технологиям, настаивая на реализации программ по утилизации объектов российских военно-морских сил, в частности программы Нанна-Лугара. То есть США помимо чисто эко­номических задач пытается решить еще одну - установление контроля над российским Северным флотом.

Заключение

Начальник Генштаба Минобороны России Николай Макаров, вы­ступая с докладом в Общественной палате РФ, сказал о том, что воз­можность локальных вооруженных конфликтов практически по всему периметру границы России резко увеличилась. При определенных ус­ловиях локальные и региональные вооруженные конфликты могут пере­расти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия. При этом Макаров также напомнил о возможных угрозах в Средней Азии в случае вывода американских войск из Афганистана.

Для противодействия развертыванию системы ПРО в Европе Рос­сия вынуждена принять ряд оборонительных мер. Российские балли­стические ракеты оснастят перспективными комплексами преодоления противоракетной обороны, Вооруженные силы РФ разработают меры по разрушению информационных и управляющих средств американ­ской системы ПРО, а в Калининградской области будет развернут ра­кетный комплекс «Искандер». С такими словами обратился к гражда­нам РФ президент Дмитрий Медведев.

Так же стоит обратить внимание на то, что в последнее время во мно­гих аналитических журналах, издаваемых в США и Европе часто упо­требляются фразы - распад России на маленькие национальные государ­ства, война на Кавказе как катализатор процесса распада России, и т.д.

Евразийские интеграционные процессы в данном контексте стоит рассматривать как геополитический ответ на глобальные вызовы и соз­дание одного из полюсов многополярного мира.


Стратегическая переорганизация

Токмакова М.В.

Важнейшим геополитическим проектом на постсоветском про­странстве на сегодняшний день является Евразийский Союз (ЕАС). Ев­разийский Союз представляет собой проект конфедеративного союза постсоветских государств с единым политическим, экономическим, во­енным, гуманитарным и культурным пространством.

Впервые проект евразийской интеграции был предложен президен­том Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в марте 1994-го года. Неза­долго до этого, во время визита в Великобританию Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем «Chatham House», отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ32. Пред­полагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться другие государства: Армения, Узбеки­стан, возможно, Украина, а также так называемые непризнанные респу­блики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.

Выдвижению идеи по созданию Евразийского Союза предшествова­ла трагическая история политического распада большого постсоветско­го пространства в результате попыток его реформирования, а возможно и умышленной дезинтеграции, либеральными политиками. В ходе ре­форм Советского Союза выдвигались различные предложения.

Одним из предложенных проектов по реформированию союза ре­спублик по типу мягкой федерации был Европейско-Азиатский Союз 1989-го года, автором которого являлся А.Д. Сахаров, представитель «демократической» фракции Съезда Народных Депутатов СССР. Про­ект предполагал наделение суверенитетом и правом выхода из союза около пятидесяти равноправных республик, ранее составляющих со­юзные республики и автономии СССР33. Реализация данного проекта оказалась бы полным разрушением постсоветского пространства, но проект не был принят.

В марте 1991-го года прошел Всесоюзный референдум о сохране­нии СССР, на основе которого в рамках новоогаревского процесса был разработан проект создания мягкой децентрализованной феде­рации Союза Суверенных Государств (ССГ). Согласно «Договору

0 Союзе суверенных государств», «государства, образующие Союз,


обладают всей полнотой власти, самостоятельно определяют свое на­ционально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам - участникам Договора»34. Но в результате августовского путча, нацеленного на срыв подписания данного договора, ССГ не был создан. Более того, на территории постсоветского пространства на­чался «парад суверенитетов». Впоследствии М. Горбачев писал: «ав­густовский путч сорвал процесс формирования новых союзных от­ношений между суверенными государствами, усложнил и подстегнул дезинтеграцию - уже не только государства, но и общества. Понимая всю опасность новой ситуации для демократических преобразований, возобновление работы над Союзным договором я рассматривал как самый главный приоритет»35.

По мере усиления дезинтеграционных процессов работа по проек­ту ССГ снова была возобновлена. Главным вопросом перед политика­ми стоял о форме будущего государственного образования, будет ли это союзное государство или союз государств. 14-го ноября 1991-го г. на Госсовете в Ново-Огарево главы суверенных республик пришли к выводу: «должно быть конфедеративное союзное государство»36. Было решено заключить договор о создании ССГ 9-го декабря 1991-го года, но 8-го декабря подписанием Беловежского соглашения был юридически закреплен развал СССР и создание Содружества Незави­симых Государств.


Интересно, что 9-го декабря 1991-го г., в день, на который было на­мечено подписание соглашения о создании конфедеративного Союза Суверенных Государств, в Маастрихте было заключено соглашение по проекту трансформации Европейского сообщества в конфедерацию -Европейский союз37.

Таким образом, пал один из полюсов биполярного мира - Со­ветский Союз. На территории постсоветского пространства не за­медлили активизироваться множество вооруженных конфликтов. Общее гуманитарное, социальное, экономическое, хозяйственное пространство оказалось разделено границами суверенных госу­дарств. Между бывшими советскими республиками был установлен визовый режим, распалась зона рубля введением национальных ва­лют, между странами начались взаимные претензии, в том числе по делимитации границ.

В мероприятиях по обсуждению конфедеративного проекта неиз­менно участвовали Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских респу­блик. И по сегодняшний день именно эти страны сохраняют интерес к постсоветским интеграционным процессам. Основным столпом объ­единения являются: Казахстан, Белоруссия и Россия.

В прямом эфире 18-го октября 2007-го г. В.В. Путин за­явил: «Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути, являются движущей силой, лидерами в том, что касается интегра­ции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что до­стигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе прези­дента Назарбаева».38 Тем не менее, к сожалению, многостороннего согласия по организации Евразийского Союза пока не достигнуто. Россия и Белоруссия образовали Союзное государство, с перемен­ным успехом преобразующееся из конфедеративного союза в буду­щую мягкую федерацию.

Главные ориентиры Казахстана на интеграцию в пределах постсовет­ского пространства были четко обозначены Н.А.Назарбаевым в марте 1994-го г., «Есть присущие только этому пространству, бывшему СССР, формы и механизмы связей и управления, менталитет. Сейчас кризис об­щественной системы усугубляется кризисом разрыва государственного единства, все это привносит элементы социальной неустроенности, уси­ливающие политические кризисы и конфликты. Мы хотим минимизиро­вать экономические и социальные последствия разрушения Союза... , но


не нужно возрождать империю, которая денационализировала респу­блики, на это никто не пойдет»8.

Устойчивое конфедеративное образование ЕАС также может пере­расти в мягкую федерацию, что происходит сейчас, например, с Союз­ным Государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским Союзом еще рано ставить такую задачу, но в нем заложена максимальная привлекательность для всех его участников. «Речь идет лишь о добро­вольной интеграции, опирающейся на очевидные экономические выго­ды и разумно понятые национальные интересы»9. Для этого на пути к Евразийскому союзу создается общее экономическое пространство при помощи ЕврАзЭС. На сегодня данная организация и создаваемые в ее рамках Таможенный союз и ЕЭП являются главным достижением на пути к Евразийскому Союзу.

Многие механизмы взаимодействия в ЕврАзЭС создавались с уче­том опыта и правил в работе Европейского Союза. Тем не менее, в ев­разийской интеграции учитывается специфика региона, наличие регио­нального гегемона. Экономическая интеграция между постсоветскими странами относительно схемы, по которой развивался Евросоюз, пред­ставляет скачкообразное развитие, что также говорит об особенностях евразийского региона.

Содружество Независимых Государств, на которое часто возлага­ют свои надежды по интеграции постсоветских стран, выполнило свои дезинтеграционные функции, и теперь служит памятником прошлого единства. Учитывая данную особенность, а также отсутствие альтерна­тивных организаций, объединяющих большую часть постсоветских го­сударств, стоит считать Содружество полезным. В отличие от СНГ, про­ект Евразийского Союза предлагает народу общую объединительную идею, выступает «прообразом будущего объединения стран и народов уже на гораздо более высоком уровне»10.

В проекте Евразийского Союза заложена концепция евразийства, отражающую специфику постсоветского пространства. В узком смысле евразийство понимается как «философия интеграции постсоветского пространства на демократической, ненасильственной и добровольной основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфес­сиональной группы »11.

8 Назарбаев Н.А. Союза нет, все свободны, но обречены все решать сообща: [Беседа с Президентом РК об отношениях Казахстана с государствами СНГ / Записал О. Лацис.] // Известия. М., 1994г., 11 марта. С.4

9 Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад // Экономические стратегии. №03-2008. С.20-24

10 Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. [Электронный ресурс] URL:
http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/korni/42353 (дата обращения: 11.03.11)

11 Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С.228