ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1123
Скачиваний: 2
мнение о том, что только расширение иностранного экономического, гуманитарного, а в перспективе и политического присутствия в российской Арктике может спасти регион «от деградации» и экологических угроз. При этом задействуются различные международные и российские экологические организации, создающие общественный резонанс о наносимом вреде окружающей среде Арктики со стороны России. США уже сегодня требуют прямого доступа своих представителей к российским военным объектам и технологиям, настаивая на реализации программ по утилизации объектов российских военно-морских сил, в частности программы Нанна-Лугара. То есть США помимо чисто экономических задач пытается решить еще одну - установление контроля над российским Северным флотом.
Заключение
Начальник Генштаба Минобороны России Николай Макаров, выступая с докладом в Общественной палате РФ, сказал о том, что возможность локальных вооруженных конфликтов практически по всему периметру границы России резко увеличилась. При определенных условиях локальные и региональные вооруженные конфликты могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия. При этом Макаров также напомнил о возможных угрозах в Средней Азии в случае вывода американских войск из Афганистана.
Для противодействия развертыванию системы ПРО в Европе Россия вынуждена принять ряд оборонительных мер. Российские баллистические ракеты оснастят перспективными комплексами преодоления противоракетной обороны, Вооруженные силы РФ разработают меры по разрушению информационных и управляющих средств американской системы ПРО, а в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс «Искандер». С такими словами обратился к гражданам РФ президент Дмитрий Медведев.
Так же стоит обратить внимание на то, что в последнее время во многих аналитических журналах, издаваемых в США и Европе часто употребляются фразы - распад России на маленькие национальные государства, война на Кавказе как катализатор процесса распада России, и т.д.
Евразийские интеграционные процессы в данном контексте стоит рассматривать как геополитический ответ на глобальные вызовы и создание одного из полюсов многополярного мира.
Стратегическая переорганизация
Токмакова М.В.
Важнейшим геополитическим проектом на постсоветском пространстве на сегодняшний день является Евразийский Союз (ЕАС). Евразийский Союз представляет собой проект конфедеративного союза постсоветских государств с единым политическим, экономическим, военным, гуманитарным и культурным пространством.
Впервые проект евразийской интеграции был предложен президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в марте 1994-го года. Незадолго до этого, во время визита в Великобританию Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем «Chatham House», отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ32. Предполагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться другие государства: Армения, Узбекистан, возможно, Украина, а также так называемые непризнанные республики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье.
Выдвижению идеи по созданию Евразийского Союза предшествовала трагическая история политического распада большого постсоветского пространства в результате попыток его реформирования, а возможно и умышленной дезинтеграции, либеральными политиками. В ходе реформ Советского Союза выдвигались различные предложения.
Одним из предложенных проектов по реформированию союза республик по типу мягкой федерации был Европейско-Азиатский Союз 1989-го года, автором которого являлся А.Д. Сахаров, представитель «демократической» фракции Съезда Народных Депутатов СССР. Проект предполагал наделение суверенитетом и правом выхода из союза около пятидесяти равноправных республик, ранее составляющих союзные республики и автономии СССР33. Реализация данного проекта оказалась бы полным разрушением постсоветского пространства, но проект не был принят.
В марте 1991-го года прошел Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на основе которого в рамках новоогаревского процесса был разработан проект создания мягкой децентрализованной федерации Союза Суверенных Государств (ССГ). Согласно «Договору
0 Союзе суверенных государств», «государства, образующие Союз,
обладают всей полнотой власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное устройство, систему органов власти и управления, они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам - участникам Договора»34. Но в результате августовского путча, нацеленного на срыв подписания данного договора, ССГ не был создан. Более того, на территории постсоветского пространства начался «парад суверенитетов». Впоследствии М. Горбачев писал: «августовский путч сорвал процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами, усложнил и подстегнул дезинтеграцию - уже не только государства, но и общества. Понимая всю опасность новой ситуации для демократических преобразований, возобновление работы над Союзным договором я рассматривал как самый главный приоритет»35.
По мере усиления дезинтеграционных процессов работа по проекту ССГ снова была возобновлена. Главным вопросом перед политиками стоял о форме будущего государственного образования, будет ли это союзное государство или союз государств. 14-го ноября 1991-го г. на Госсовете в Ново-Огарево главы суверенных республик пришли к выводу: «должно быть конфедеративное союзное государство»36. Было решено заключить договор о создании ССГ 9-го декабря 1991-го года, но 8-го декабря подписанием Беловежского соглашения был юридически закреплен развал СССР и создание Содружества Независимых Государств.
Интересно, что 9-го декабря 1991-го г., в день, на который было намечено подписание соглашения о создании конфедеративного Союза Суверенных Государств, в Маастрихте было заключено соглашение по проекту трансформации Европейского сообщества в конфедерацию -Европейский союз37.
Таким образом, пал один из полюсов биполярного мира - Советский Союз. На территории постсоветского пространства не замедлили активизироваться множество вооруженных конфликтов. Общее гуманитарное, социальное, экономическое, хозяйственное пространство оказалось разделено границами суверенных государств. Между бывшими советскими республиками был установлен визовый режим, распалась зона рубля введением национальных валют, между странами начались взаимные претензии, в том числе по делимитации границ.
В мероприятиях по обсуждению конфедеративного проекта неизменно участвовали Россия, Белоруссия и пять среднеазиатских республик. И по сегодняшний день именно эти страны сохраняют интерес к постсоветским интеграционным процессам. Основным столпом объединения являются: Казахстан, Белоруссия и Россия.
В прямом эфире 18-го октября 2007-го г. В.В. Путин заявил: «Руководство Казахстана и президент Казахстана, по сути, являются движущей силой, лидерами в том, что касается интеграции на постсоветском пространстве. Очень многое из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе президента Назарбаева».38 Тем не менее, к сожалению, многостороннего согласия по организации Евразийского Союза пока не достигнуто. Россия и Белоруссия образовали Союзное государство, с переменным успехом преобразующееся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию.
Главные ориентиры Казахстана на интеграцию в пределах постсоветского пространства были четко обозначены Н.А.Назарбаевым в марте 1994-го г., «Есть присущие только этому пространству, бывшему СССР, формы и механизмы связей и управления, менталитет. Сейчас кризис общественной системы усугубляется кризисом разрыва государственного единства, все это привносит элементы социальной неустроенности, усиливающие политические кризисы и конфликты. Мы хотим минимизировать экономические и социальные последствия разрушения Союза... , но
не нужно возрождать империю, которая денационализировала республики, на это никто не пойдет»8.
Устойчивое конфедеративное образование ЕАС также может перерасти в мягкую федерацию, что происходит сейчас, например, с Союзным Государством России и Белоруссии. Впрочем, перед Евразийским Союзом еще рано ставить такую задачу, но в нем заложена максимальная привлекательность для всех его участников. «Речь идет лишь о добровольной интеграции, опирающейся на очевидные экономические выгоды и разумно понятые национальные интересы»9. Для этого на пути к Евразийскому союзу создается общее экономическое пространство при помощи ЕврАзЭС. На сегодня данная организация и создаваемые в ее рамках Таможенный союз и ЕЭП являются главным достижением на пути к Евразийскому Союзу.
Многие механизмы взаимодействия в ЕврАзЭС создавались с учетом опыта и правил в работе Европейского Союза. Тем не менее, в евразийской интеграции учитывается специфика региона, наличие регионального гегемона. Экономическая интеграция между постсоветскими странами относительно схемы, по которой развивался Евросоюз, представляет скачкообразное развитие, что также говорит об особенностях евразийского региона.
Содружество Независимых Государств, на которое часто возлагают свои надежды по интеграции постсоветских стран, выполнило свои дезинтеграционные функции, и теперь служит памятником прошлого единства. Учитывая данную особенность, а также отсутствие альтернативных организаций, объединяющих большую часть постсоветских государств, стоит считать Содружество полезным. В отличие от СНГ, проект Евразийского Союза предлагает народу общую объединительную идею, выступает «прообразом будущего объединения стран и народов уже на гораздо более высоком уровне»10.
В проекте Евразийского Союза заложена концепция евразийства, отражающую специфику постсоветского пространства. В узком смысле евразийство понимается как «философия интеграции постсоветского пространства на демократической, ненасильственной и добровольной основе без доминирования какой бы то ни было этнической или конфессиональной группы »11.
8 Назарбаев Н.А. Союза нет, все свободны, но обречены все решать сообща: [Беседа с Президентом РК об отношениях Казахстана с государствами СНГ / Записал О. Лацис.] // Известия. М., 1994г., 11 марта. С.4
9 Медведев Р.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева. Сойдутся ли Восток и Запад // Экономические стратегии. №03-2008. С.20-24
10 Медведев
Р.А. Евразийский проект Нурсултана
Назарбаева. [Электронный ресурс]
URL:
http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/korni/42353
(дата обращения: 11.03.11)
11 Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С.228