Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1093

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В широком смысле евразийство представляет «цивилизацион-ный концепт, который призван стать новой мировоззренческой платформой взаимопонимания и сотрудничества для широкого конгломерата различных сил, государств, народов, культур и кон­фессий, отказывающихся от атлантической глобализации»39. Ев­разийский союз как Большое русское пространство, политически оформленное в конфедеративной форме, представляет один из по­люсов многополярного мира наравне с Европейским Союзом и дру­гими цивилизационными полюсами.

Постсоветское пространство представляет собой место развития особой евразийской цивилизации как социальной общности, состоящей из множества социокультурных формирований. Политические, соци­ально-экономические геополитические и реалии обуславливают межго­сударственную форму организации евразийского народа40.

С точки зрения автора проекта Н.А. Назарбаева, основным зве­ном в объединительном процессе является именно Россия, эконо­мически и геополитически наиболее мощная на постсоветском про-странстве41. Как показал опыт функционирования СНГ, республики «вынуждены решать свои экономические и геополитические задачи в одиночку. Слабый же, как известно, не выбирает союзников, а под­чиняется тому, кто сильнее»42.

Сегодня всем постсоветским странам, а в особенности имеющим стратегическое значение, необходимо не столько исходить из экономи­ческих выгод, сколько из стратегических условий. Именно геополитиче­ские условия подтолкнули европейские страны к объединению, а эконо­мика была как средством сдерживания внутренних противоречий, так и консолидирующим фактором.

В рамках постсоветской экономической интеграции как этапа на пути к Евразийскому Союзу основными интеграционными субъекта­ми являются Россия, Казахстан и Белоруссия. Из всех среднеазиатских постсоветских республик Казахстан является идейным двигателем дан­ного объединения. Позитивное отношение и готовность поддержать инициативы интеграционного ядра выражают Киргизия и Таджикистан еще со времен проекта ССГ.

Несколько более дистанцированными от активной интеграции яв­ляются Узбекистан и Туркменистан. Данные государства находятся в процессе цивилизационного выбора, который зависит от выдвигаемых


интеграционных проектов. Узбекистан не раз изменял свою позицию то отчуждаясь от интеграционных проектов с участием России, то вступал в объединения дезинтегрирующего характера, такие как ГУАМ. Туркме­нистан, в свою очередь придерживается политики нейтралитета16, что также является скорее негативным фактором для евразийской интегра­ции. Проблемным моментом интеграции с участием среднеазиатских стран является социально-экономические различия, препятствующие активной экономической интеграции.

Закавказские государства также являются важным звеном в евра­зийской интеграции. Проблемы интеграции в данном регионе свя­заны с наличием территориальных конфликтов и геополитическим расположением постсоветских стран. Наибольший интеграционный потенциал среди стран данного региона имеет Армения, находящая­ся в конфликте с менее расположенным к объединению Азербайджа­ном по поводу Нагорного Карабаха. Также негативной стороной ин­теграционного потенциала Азербайджана является выход из ОДКБ и участие в ГУАМ.

Наибольшую проблему для евразийской интеграции представляет Грузия, играющую ключевую роль в дезинтеграционном объединении ГУАМ. Грузия находится в конфликте с регионами Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Военное столкновение в 2008-м году с участием российских войск, а также планы по вступлению в НАТО указывают на крайне низкий потенциал сотрудничества Грузии с евразийскими объ­единениями. Схожими характеристиками обладает и Молдова, член ГУАМ, ориентированная на европейскую интеграцию, и также имею­щая территориальный конфликт в Приднестровье.

Для устойчивой интеграции на сегодняшний момент евразийскому объединению не хватает Украины. После выборов зимой 2010-го г. от­ношения России и Украины стабилизировались, но из-за социально-по­литической ситуации в стране украинское руководство вынуждено ве­сти осторожную политику. В силу ряда политических, геополитических, социальных и экономических особенностей Украина представляет кри­тически важного участника евразийской интеграции17.

Евразийская интеграция находится сегодня не в самых худших усло­виях, но сильно зависит от политической обстановки в странах постсо­ветского пространства. Каждые выборы лидеров и политического курса в многочисленных постсоветских странах при отсутствии сильной инте­грационной структуры подвергают опасности всю хрупкую конструк­цию евразийской интеграции. Так, некоторые исследователи междуна-

16 Агамамедова З. Холодно - о горячем // Международные процессы. Т.8, №2(23), май-август 2010.
[Электронный ресурс] URL: http://www.intertrends.ru/three/012.htm (дата обращения: 11.03.11)

17 Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. М., 2004. С.231


родных кризисов прогнозируют возможное разжигание конфликтов в среднеазиатских странах43.

Тем не менее, прошедшие выборы в Белоруссии, а также абсолютная поддержка населением Казахстана своего «елбасы», сохраняет относи­тельную стабильность в дальнейшем ходе интеграции Евразийского эко­номического союза. Приближающиеся президентские выборы в России представляют собой важный фактор в будущем развитии интеграции. Программная статья главного кандидата в президенты России В.В. Пути­на под лозунгом создания Евразийского союза, подписание Россией, Бе­лоруссией и Казахстаном 18 ноября 2011 г. договора о создании наднаци­ональной Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) уже не оставляет сомнений в направлении развития постсоветского пространства.

Формирующийся на наших глазах Евразийский союз - это «буду­щее, рождающееся сегодня», котороеполитически организует стра­тегическое пространство геополитического «сердца мира», и от которогозависит не только будущее постсоветского пространства, но и международных отношений в целом. У евразийской интеграции имеются как сторонники, так и противники, поэтому скорейшее осу­ществление Евразийского Союза представляет на сегодня первейшую необходимость.


Что такое жить в империи

Лурье С.В.

Мы живем в многонациональном государстве. И этого факта никто не сможет отменить. Вторая Чеченская война, и ее практически единогласное одобрение российским обществом, говорит о том, что идеей мононацио­нального государства, нации-государства мы уже переболели. Вспомним, как на протяжении многих лет, вполне серьезные политики всерьез могли говорить: «А не отпустить ли нам Чечню на все четыре стороны?» и никто не запирал их в сумасшедший дом. Сегодня подобное могут позволить себе только политические маргиналы. Большинство давно уже не сомневается в том, что Чечня, Татария или Осетия - это такая же Россия, как и Вологодчи-на или Брянщина.

Заодно как-то улетучилась и мысль, что все многонациональные государ­ства — достояния прошлого, что все империи рано или поздно погибают. Мы живем и, главное, собираемся жить в некоем подобии империи — иначе по­чему бы нам не избавиться от всех конфликтных или потенциально конфликт­ных регионов, не провозгласить, что Россия страна русских и только русских (другой вопрос - что это за «русские», которым нужна для счастья куцая и обкорнанная Россия?) и навсегда забыть о головной боли связанной с межна­циональными противоречиями? Мы, однако, ворчим, но тянем свой воз. Нет даже убедительных объяснений, почему мы его тянем. И вольно или невольно жалеем об ушедших от нас республиках, которые, в большой мере в состоянии перестроечного энтузиазма мы сами же от себя и прогнали или напугали так, что они просто вынуждены были от нас сбежать. И опять же нет рациональ­ных объяснений, почему жалеем. Просто есть некое общее ощущение, что по­рознь — неправильно. И все.

Итак, мы живем в некоем подобии империи — раз. Собираемся так жить и дальше — два. И не желаем чувствовать себя виноватыми перед други­ми народами нашей страны — три. Называться империалистами, однако, не хотим. Империалистами мы называем американцев, когда особо злы на них. И они нас так же называют, когда желают подчеркнуть свою антипатию к нам. И мы на них при этом обижаемся.

Примем как факт, что все три вышеперечисленных тезиса верны. Чтобы устранить противоречие, необходимо, прежде всего, просто развести поня­тия империализм и имперскость. Под империализмом традиционно пони­мают экспансию, имеющею целью прагматические интересы — экономиче­ские и политические. Когда ради этих интересов проливаются потоки крови, это эгоизм чистой воды. Я не хочу сказать, что Россия никогда не лила пото­ков крови во имя государственного эгоизма, лила, но ощущала, что делает


что-то неправильное. Когда ради выгоды завоевывали Среднюю Азию, то чувство собственной неправоты даже превалировало. В заметках военных и политических деятелей того времени лейтмотивом звучит: нас гонит вперед какой-то рок. Смысла движения в Среднюю Азию русскими не ощущалось. Англичане, завоевывая Индию тоже, между прочим, чувствовали, что дела­ют что-то не то, и более того, политическая верхушка Британии скрывала от своих граждан завоевание Индии, а когда граждане были поставлены перед фактом, разразился скандал. Который, впрочем, быстро утих, потому как в английскойм языке существует поговорка «right or wrong my country». У нас похожей поговорки нет. Зато на протяжении столетий в каждом храме России за великим повечерием пели и поют до сиих пор: «С нами Бог, раз­умейте, языци, и покоряйтеся, яко с нами Бог». А помните, что Лермонтов писал:

«... Такой-то царь, в такой-то год Вручал России свой народ. И Божья благодать сошла На Грузию, она цвела, Не опасаяся врагов, Под сенью дружеских штыков».

Вдумаемся в эти строчки: ничего себе самомнение! А стоит за ним именно ощущение, что сделано правильно. Правильно, потому что «с нами Бог». Пра­вильно, потому что присоединяем мы к себе народы, или даже силой оружия по­коряем — для их Блага — с нами Бог. А если они с нами, то и с ними Бог. Россия потому и Россия, что она всегда права. Россия сама всегда на стороне Бога. Если она не права, то это уже, как бы, и не Россия.

В словах Лермонтова очень остро это ощущение имперскости. Не импе­риализма, а имперскости. Если брать рубеж XVIII и XIX веков, то никакой особой выгоды обладание Закавказьем нам не сулило. Крови же, если брать в расчет и длительные кавказские войны, которые велись, чтобы удержать в своих руках Закавказье, пролито было предостаточно.

Но только ли нашей крови и крови непокорных горцев? Ничуть не быва­ло. Крови закавказских народов — грузин и армян — пролито было также немало. И славились они своею храбростью и отвагой. Обратившись к исто­рии, мы изумимся - сколько среди высших и низших военных чинов русской армии, даже генералитета, нерусских фамилий. В Тбилиси на берегу Куры, около армянской церкви кладбище героев кавказских воин — Тер-Гукасова, Бебутова, Лорис-Меликова и других. Ради чего воевали они? Ради возмож­ности остаться в нашей империи. Ради нашей империи.

Импульс Империи дает один народ. Он включает в свой жизненный круг, в свой государственный круг другие народы, иногда с их согласия, ино­гда против их воли. Делает он это не ради политического интереса и выгоды,