ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1122
Скачиваний: 1
19
www.geopolitika.ru
системе. Они разработали программу для достижения этой цели, кото-
рая трижды продлевалась.
Первым шагом для США было удерживание Западной Европы и
Японии от ощущения того, что их экономическое укрепление позволит
им усомниться в «лидерстве» США и заняться проведением курса в ми-
ровой политике, отличным от США. Решение состояло в том, что США
предложили Западной Европе и Японии быть уже не сателлитами, а пар-
тнерами в деле внедрения общей мировой политики. Это партнерство
было институализировано в различных формах – Трехсторонней комис-
сии, Большой Семерке, Мировом экономическом форуме в Давосе – и
сегодня продолжается в том, что мы ретроспективно называем «много-
сторонностью». Эта стратегия работала до определенной степени: ев-
ропейцы и даже японцы заблуждались, но не на столько. В Европе по-
строили газопровод с СССР против воли США, кроме того, там решили
создать европейские силы обороны. Но под давлением США они опре-
делили эти силы как элемент в структуре НАТО. В основном, говоря о
времени до 2000 г., нельзя сказать, что Европа и Япония разорвали от-
ношения с США хоть по какому-либо фундаментальному вопросу.
Вторая коректировка являлась военной. Монополия США в ядер-
ном оружии была оспорена сначала СССР, а затем Францией и Китаем.
Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН в 1970 г. обладали
ядерным оружием, но США и СССР определяли это оружие в качестве
«баланса запугивания» (говорилось, что оно не будет применяться кро-
ме оборонительных целей). Однако эти пять сил были не единственны-
ми, кто обладал ядерными программами, были и другие страны, которые
к 1970 г. шли по этому пути. США четко видели, что распространение
ядерного оружия может представлять серьезную угрозу их военному
могуществу, т.к. всего несколько ядерных зарядов в руках у средней
страны было бы достаточно для включения этой страны в «баланс за-
пугивания» и подрыва военных возможностей США.
Попытки США остановить ядерное распространение были частич-
но успешными. Три страны отказались подписать договор о нераспро-
странении – Индия, Пакистан и Израиль и, конечно же, все три обзаве-
лись им. Но было и много успешных действий – как минимум Бразилия,
Аргентина, Швеция, Египет, Южная Корея, Тайвань, а возможно и Гер-
мания с Японией, закрыли свои программы. К 2000 г. США расширили
свою программу нераспространения.
Третья сфера была экономической. Около 1970 г. мир-экономика
вступила в длинную фазу, во время которой уровень прибыли от про-
изводительной деятельности падал, безработица росла, а глобальная по-
ляризация усиливалась. Легкая прибыль trentes glorieuses (как французы
20
Геополитика
называли предыдущий период) закончилась. Среди Триады (как назы-
вали США, Западную Европу и Японию) с 1970 г. началась конкурен-
ция, так как все три хотели минимизировать убытки для своих экономи-
ческих зон. Они вовлеклись в процесс экспорта безработицы в другие
страны и стали извлекать прибыль не из производства, а из финансовых
спекуляций.
Помимо этого, США, Европа и Япония не могли более позволить
себе поддердку «девелопментализма». Они нуждались в обеспечении
огромного потока капитала из Третьего мира в Богатый Север. В резуль-
тате родилась новая идеология – неолиберализм, справедливо названная
«глобализацией». Установленная норма предполагала, что не существу-
ет никакой альтернативы, кроме открытия границ развивающегося мира
для эксорта с Севера и свободного потока капитала обратно на Север.
Так как экономический упадок 1970-х гг. повлиял на баланс пла-
тежей государств Юга, вынудив их искать займы на мировом рынке,
МВФ направился туда со своими займами и программой под названием
«структурное регулирование», которые соответствовали новой идео-
логии Вашигтонского Консенсуса. Чтобы этого достичь, нужен был за-
вершающий штрих – новосозданная Всемирная Торговая Организация,
запрограммированная на серию действий, котоые лишали страны Юга
права на сохранение за собой этих новых практик – все во имя продви-
жения свободной торговли. И эта политика была довольно успешной.
США получили множество экономических преимуществ в 90-е годы.
Одна страна за другой, не только в развивающемся мире, но также и в
социалистическом блоке, поддалась этому давлению. Язык девелопмен-
тализма улетучился и был заменен жаргоном глобализации – в СМИ,
академическом дискурсе и, помимо всего, среди политиков былых лево-
центристских партий.
Конечно же, в этот период были и проблемы – например, распад Со-
ветского Союза и тот факт, что неолиберализм не оплачивал счета стран
Юга. Распад СССР был неожиданным и, по правде, нежелательным для
США. Устранение СССР как структуры означало потерю символиче-
ского оппонента, что обеспечивало единство политического альянса
под руководством США. Более не было гипотетического врага, против
которого объединялись страны союзники и население внутри них. Кро-
ме того, исчезновение СССР означало конец многолетнего партнерства,
основанного на сговоре двух стран – более не было противника в лице
большого брата, чтобы придерживать (или, как минимум, пытаться при-
держивать) под контролем союзников из Третьего мира.
Не имея возможности остановить распад Советского Союза, США
извлекли максимальную выгоду из этого события, провозгласив «побе-
21
www.geopolitika.ru
ду» в Холодной войне. Но с геополитической точки зрения, это была
бесполезная победа. Первым видимым последствием было вторжение
Саддама Хусейна в Кувейт. Без СССР, который мог бы возвратить его
на твердую землю, обсновывая, что он нарушает «баланс запугивания»
между СССР и США, у Хуссейна не было весомых причин не нападать.
Конечно, как только Ирак вторгся в Кувейт, это имплицитно укрепи-
ло Саудовскую Аравию, а США почувствовали, что пора действовать.
По факту, они действовали довольно быстро, собрав огромную военную
коалицию с четырьмя странами (Германия, Япония, Саудовская Аравия
и Кувейт), которые обеспечивали приличное финансирование опера-
ции, сведя затраты США к минимуму. Хуссейн и его режим выжил, что
явилось напоминанием о пределах реального могущества США.
В то же время демонтированный «социалистический» блок так же
как и множество бывших развивающихся государств в Азии, Африке и
Латинской Америке столкнулись с глобализацией и связанными с нею
реформами. Однако, цели, якобы предполагаемые глобализацией, не
были достигнуты в универсальном масштабе. Кроме того, она длилась
только до тех пор, пока граждане развивающегося мира не поняли, что
неолиберализм настолько же ошибочен, как и девелопментализм, если
исходить из тех показателей всемирного равенства, которых достиг не-
олиберализм.
К середине 90-х гг. волна начала возвращаться. 1 января 1994 г., когда
в силу вступило Генеральное соглашение по тарифам и торговле, сапати-
сты возглавили восстание в Чиапас, беднейшем регионе Мексики. Они
требовали эффективной автономии для индейского народонаселения
региона и предполагали привлечь к своей борьбе всех за равенство в об-
ласти социальной жизни. Они добились поддержки со всего мира, кото-
рое превратило их в икону для народа Бедного Юга.
За этим событием последовала конфронтация в Сиэтле в 1999 г. во
время конференции ВТО, где присутствовали люди со всего мира, но в
основном с США, и они довольно эффективно остановили работу кон-
ференции. Наиболее неожиданным аспектом этой демонстрации было
то, что в ее процессе шло объединение трех различных групп, которые
до этого были значительно дистанцированы друг от друга – это профсо-
юзы, экологи и анархисты.
Действительно, акция в Сиэттле имела такой политический успех,
что серия подобных демонстраций по всему миру последовала за ней,
где бы и когда бы ни проходили встречи пикетируемых организаций.
А эти организации в качестве ответных мер стали подбирать для своих
встреч страны, для въезда в которую нужна сложная визовая процедура,
чреватая отказом, или места, куда довольно сложно попасть.
22
Геополитика
Эра одностороннего выпендрежа
В 2001 г. Джордж Буш стал президентом США, окруженный совет-
никами и политиками из неоконсервативных кругов. Анализ этих персон
показал, что США и впрямь находятся в упадке. Однако, по их мнению,
это было связано не со структурным давлением изнутри мир-системы, а
с неадекватным лидерством предыдущих президентских администраций
от Никсона до Клинтона (включая Рейгана). Их гипотеза предполагала,
что одностороннее вторжение в Ирак окончательно продемонстрирует
военную мощь США, тщетность политической независимости для Япо-
нии и Западной Европы, угрожающее предупреждение для любых го-
сударств-изгоев помышлять о приобретении ядерного оружия, а также
настойчивый сигнал умеренным арабским режимам поддержать полно-
мочия Израиля в вопросе вечного палестино-израильского диспута. Ко-
роче говоря, они верили, что этот механизм сработает.
Террористические атаки Аль-Каеды 11 сентября 2001 г. предостави-
ли необходимые обоснования для запуска этой программы. Президент
Джордж Буш взял на себя обязанности президента в военное время и,
несмотря на оппозицию со стороны традиционных союзников и сопро-
тивление со стороны военных и разведывательных кругов, объявил о
вторжении в Ирак. Через несколько недель после начала операции Буш
объявил о победе. Однако война только начиналась и ситуация довольно
быстро ухудшилась как в военном, так и в политическом отношении. К
2007 г. для большинства людей, включая граждан США, стало ясно, что
война проиграна.
Весь анализ неоконсерваторов оказался неверным. Достичь победы
в войне было нелегко. Союзники не были запуганы и не отказались от
стремления к независимости. Северная Корея и Иран ускорили свои
ядерные программы, полагая что причиной столь легкого вторжения для
США было отсутствие у Ирака ядерного оружия. Арабские режимы ра-
дикально не изменили свою позицию по отншению к Израилю. Короче
говоря, все предприятие потерпело фиаско.
Но наиболее важными последствиями этой односторонности была
демонстрация ряда ограничений военной силы США, которая оказа-
лась непригодной для применения. Военная сила в основном считается
неэффективной, когда государство не может отправить достаточное ко-
личество наземных войск для наведения порядка на завоеванной терри-
тории, что и было в случае вторжения США в Ирак. Всякий раз, когда
государство применяет военную силу, все, что меньше ошеломляющей
победы, снижает реальную военную мощь государства. Поэтому в 2007
г. стало общей тенденцией говорить об упадке США. Многие в Амери-
ке чувствуют, что решение этой дилеммы состоит в возвращении к про-
23
www.geopolitika.ru
грамме «многосторонности» 70-х, 80-х и 90-х гг. Однако Буш не сделал
этого. Никто не был более готов признавать за США роль неоспоримого
лидера мир-системы, даже если США будет исповедовать многосторон-
ность. Реальность все еще заключается в том, что США утратили свою
позицию мощной силы в мультиполярном мире. Это определило сниже-
ние их влияния, так как мир двинулся в направлении новой геополити-
ческой ситуации.
Авантюризм администрации Буша превратил медленное угасание
США в быстрый упадок. Экономическая, политическая и идеологиче-
ская позиция США уже была незначительной в 2001 г. Единственное
преимущество США состояло в сохранении непропорциональных во-
енных возможностей и это являлось той силой, на которую опирался ви-
це-президент Дик Чейни, бывший министр обороны Дональд Рамфельд
и неоконсервативные политики. Но они допустили две фундаменталь-
ных ошибки.
Первая заключалась в том, что задействование ВВС и войск особо-
го назначения было успешным для того, чтобы войска врага отступили,
но они не смогли довести войну до завершения. Для этого необходимо
было задействовать сухопутные силы против народного сопротивле-
ния, которое представляло собой огромную наземную армию. Но у
США нет и не будет достаточно больших сухопутных войск, в основном
по политическим причинам. Американское общество готово апплоди-
ровать военным победам, но оно не готово приносить в жертву своих
детей. Вторжения, подобное иракскому, обречены на провал.
И это приводит к второй ошибке неоконсерваторов. Существуют
опасения, что военная сила держится до тех пор, пока она успешна. Если
нет ошеломляющей победы, то все остальное снижает эффективность,
а военные затраты и продвинутое оборудование и техника становятся
пугающим фактором мировой политики.
В 90-х гг. Госсекретарь Мадлен Олбрайт в дискуссии с Колином Пау-
эллом и другими военными чинами, которые сопротивлялись продвига-
емым ею инициативам, сказала: «Что за смысл иметь наиболее сильные
вооруженные силы в мире если мы их никогда не применяем?» Ответ,
как мы все можем сейчас убедиться, состоит в том, что в них вообще нет
смысла.