Файл: Геополитика номер 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новых глобальных сил, соотносится с природой гражданской власти ЕС и является благоприятной для того, чтобы он выступил более уверено в роли мирового лидера.

Новые глобальные акторы воспринимают ЕС по-разному. Для неко­торых - как, например, для Китая и Бразилии - Союз представляется гло­бальным политическим актором, чья важность выходит за рамки сферы торговли. Бразилия и Китай, исходя из разных соображений, приветствуют Европу, играющую более инициативную роль в международных отноше­ниях, обеспечивая большую сбалансированность и альтернативу слишком уж особенным отношениям с Соединёнными Штатами. Тем не менее, оба предпочитают видеть в Союзе в первую очередь и в большей степени эко­номическую силу, и, следовательно, союзника в продвижении целей, связан­ных с экономическим развитием - несмотря на то, что разногласия между Союзом и его партнёрами с Юга в рамках ВТО являются общеизвестными.

Политическая элита Китая рассматривает Европейский Союз как основную политическую силу49 и привлекательного партнёра, особен­но в вопросах сотрудничества в сферах науки и технологий, и поэтому - как основного партнёра на пути к достижению прославляемой цели «мирного строительства Китая»50 через экономическое развитие. Бра­зилия, внешняя политика которой традиционно считается двигателем экономического развития, также рассматривает Союз как очень важно­го экономического партнёра и ресурс, стимулирующий развитие реги­ональной интеграции. Индия, где среди внешнеполитических элит при­нято воспринимать Союз в основном как торгового игрока, довольно скептично относится к предполагаемой возможности ЕС играть значи­мую роль в политике и безопасности, особенно когда речь идёт об Азии. Взгляды на Европейский Союз российского правительства, задумываю­щегося о статусе России как европейской силы, довольно неоднозначны. ЕС, несомненно, является высоко ценимым экономическим партнёром, особенно если речь идёт об энергетическом секторе, в котором взаимо­зависимость между Россией и остальной Европой возрастает51. Москва, однако, не вполне довольна идеей ЕС играть более значимую политиче­скую роль в общем соседстве. Так как это рассматривается как угроза собственным амбициям российским правительством, оно перестало рассматривать ЕС как действительно мягкую силу, и уже не приветству­ет развитие ЕС в качестве полноценного международного актора в сфе­ре безопасности52.


Другая сложность, возникающая в рамках внешнего восприятия ЕС - то, что его часто путают (в лучшую сторону или в худшую) с его странами-членами, бывшими колониальными империями, в частности. Сильная национальная идентичность ряда европейских сил одновре­менно и стесняет, и усиливает ЕС как международного актора. Тесные двусторонние связи играют роль посредника идентификации для тре­тьих стран в контактах с Европейским Союзом. Это было действитель­но так со странами Латинской Америки, когда Португалия и Испания вошли в Европейское Сообщество. Как бы то ни было, внешнеполитиче­ские инициативы отдельных государств-членов, выбивающиеся из мейн-стрима ЕС, могут негативно отразиться на ЕС в целом. Это, в частности, можно сказать о вопросах мира и безопасности, разногласия в которых наиболее негативно влияют на международную идентичность ЕС и на то, как она воспринимается остальными.

Для ЕС сейчас крайне актуален тот факт, что «внутреннее» является не в меньшей степени и «внешним». Своей «soft power» ЕС обязана в значительной степени магнетической привлекательности собствен­ной многосторонней интегрированности, построенной на принципе «единства противоположностей». Такая модель не уцелеет при куль­турном/религиозном определении идентичности ЕС. В этой связи ЕС сейчас необходимо доказать, что он в состоянии интегрировать в себя сообщества мигрантов, а частности, приехавших из стран, в которых большинством населения являются мусульмане. Мир крайне внимателен к тому, насколько ЕС способен интегрировать в себя Турцию, так же как к умению ЕС сформулировать позитивный подход к миграции53.

Как бы то ни было, можно согласиться с мнением Целсо Лафера, что, с точки зрения жителей разных частей света, «европейский опыт кон­солидации в целях мира и процветания на принципах закона является, по Канту, признаком возможного прогресса для человечества. Благо­даря своей политической идентичности, своему всемирному влиянию, Европейский Союз является силой, борющейся за мир, права человека, дипломатию и многосторонность. Вот почему ЕС можно назвать между­народным общественным добром»54.

ЕС - региональная или глобальная сила?

Благодаря экспансии на Восток, с учётом переговоров с Турцией, Союз не только обладает общей границей и соседством с Россией, но также приближается к Центральной Азии - и таким образом продвига­ется ближе к Китаю и Индии. В этой связи, контакты с БРИК, и в част­


ности - с азиатскими силами - необходимы для стабильного соседства расширенного ЕС. Это реальность, которую чётко осознаёт Россия и которую индийцы и китайцы, всё ещё видящие Европу преимуществен­но региональным игроком в сфере безопасности, ещё должны осознать. Слабость политического влияния Европы в Азии (в отличие от её везде­сущности в торговле и инвестировании) в сильном контрасте с ощути­мым присутствием там США частично объясняет его имидж региональ­ной силы в Индии и Китае.

Индия внимательно относится к невовлечённости Европы в цепь конфликтов, растянувшихся вдоль её собственных длинных границ. Бра­зилия и вся Латинская Америка вообще в целом более чувствительны к самостоятельности Европы как полноценного международного актора - и не только в рамках Всемирной Торговой Организации. Дни, когда Европа была вовлечена в миротворчество в Центральной Америке55 ещё не совсем забыты, как и попытки выстроить двусторонние межрегио­нальные стратегические отношения, основанные на «Соглашениях Тре­тьего поколения» с МЕРКОСУР (вдохновлённый ЕС субрегиональный интеграционный процесс, высоко ценящий «европейскую модель»), Андским Сообществом или Проектом Южноамериканского Сообще­ства. Попытки продвижения демократии со стороны ЕС были предпри­няты серьёзнее, чем где-либо: американские страны сделали уникальные предложения, например, приветствуя поправки об условиях со стороны ЕС в соглашениях, регулировавших двусторонние отношения.

Вес и особая роль главных игроков - таких как Индия и Китай, ос­новных азиатских сил рядом с Японией и Россией (и с Соединёнными Штатами) в формировании международной системы должны быть пол­ностью приняты во внимание, вне зависимости от их нынешнего вос­приятия международной идентичности ЕС. Понимание части ЕС этой очевидной реалии ясно показана в рекомендации о стратегическом пар­тнёрстве, которая содержится в документе Соланы 2003 г. Среди них Индия и Китай - обладающие ядерными силами - представляют более трети человечества, это тенденция, которая только усилится к середине и концу этого столетия. Их восприятие ЕС как значимого глобального игрока наряду с США будет всё больше зависеть от того, каким образом ЕС станет садиться на «пустой стул» в Азии.

Индия до сих пор явно более сконцентрирована на Азии, нежели на глобальном мышлении, вероятно, потому что сама Азия рассматривает­ся в Индии как многополярный континент. Объясняя, почему Европа была полностью исключена из анализа сил, интересующих Азию, Маха­


раджакришна Расготра откровенно заявляет, что «Европа едва ли смо­жет стать сильным фактором в возродившейся Азии. В лучшем случае роль Европы в Азии в обозримом будущем... может стать второстепен­ная роль поддержки Соединённых Штатов»56.

Так или иначе, принимая во внимание важность вопроса периферии ЕС в повестке дня, в частности, расширения средиземноморского сосед­ства, можно сказать не только, что продвижение ЕС в сторону Ирака и Ирана будет способствовать увеличению его роли в качестве стража без­опасности, но и что вовлеченность Китая (что с болезненной ясностью было показано в Дарфуре) и Индии окажется в таком случае необходи­мым. Обе эти азиатские силы проявляют всё стремительнее растущий интерес не только к Африке (например, дипломатические встречи, орга­низованные китайцами и индийцами, как сотрудничество Китая и ЕС в Африке), но всё шире и в Средиземноморье и в других частях европей­ской периферии.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются соседи ЕС, в дей­ствительности являются глобальными проблемами - и требуют глобаль­ных ответов. Дела определённо обстоят именно так в вопросе палести­но-израильского конфликта, в иранском вопросе, в вопросах, которые особенно часто обсуждаются в Совете Безопасности Соединённых Штатов, в вопросах о важности роли Ближнего Востока и Кавказа в ре­шении проблем энергетической безопасности - во всех тех главных во­просах, которые тревожат всех глобальных игроков. В общем, для того, чтобы ЕС стать мировой силой, ему для начала нужно стать силой реги­онального масштаба, учитывая природу и место, которое занимает его окружение. Важно иметь в виду, что наиболее важным вкладом ЕС в дело мира стала консолидация большого пространства мира и демократии, простирающегося от Португалии до российских границ. Возможное расширение этого пространства - через включение без полноценного членства - на Юг и Восток, несомненно, значительно повлияет на миро­вой порядок.

Многосторонность и многополярность -далеко не синонимы

Важно различать многополярность и многосторонность. Первый термин означает способ распределения власти на мировом уровне, второй - то, как на эту реальность нужно воздействовать, другими словами - то, как такая власть должна использоваться и к чему вести. Многополярность заявляет о более сложной международной системе,


согласующейся с сегодняшним распределением власти в мире, а также о способе усиления и сдерживания и того, и другого глобальной взаи­мозависимостью.

Когда многополярная система преобладала в Европе XIX в., само со­бой, она была сформирована благодаря существованию государств, ос­новной заботой которых было сохранение баланса сил - которые были в значительной степени симметричными - между ними57. Система Балан­са сил, которая преобладала в первой половине XX в. не предотврати­ла - и, более того, не могла предотвратить - начало крупномасштабной войны, когда был явно нарушен баланс. Две мировые войны наглядно показывают истинность этого.

Факт остаётся фактом - лидеры стран во многих частях света, вклю­чая Европу, придают большое значение многополярности, утверждая, что многополярный баланс сил и, в частности, как следствие, создание альянса, будет работать в качестве противовеса силе США. Так счита­ют Китай и Россия, которые сделали несколько совместных заявлений с призывами к многополярному миру58. Им важно оспаривать то, что они называют американской гегемонией на основании того, что китайцы на­зывают политикой «гармоничного мира», а русские - «современной демократией»59. В Индии, где видение международного распределения власти исходит почти полностью из соображений международной без­опасности, многие всё ещё довольно консервативно рассматривают мир как однополярный «с признаками многополярности, в котором. Соединённые Штаты Америки диктуют глобальную конъюнктуру»60. Индия хочет укрепить своё положение на глобальной арене и предпола­гает, что её новый стратегический альянс с США «может помочь в этих поисках»61. А в Бразилии мир рассматривается как уже становящийся многополярным, хотя и ассиметричным несправедливым образом, осо­бенно в отношении распределения мировых богатств. В равной степени к ослаблению многосторонности приводит неравная представленность в институтах глобального управления62. По словам Марко Аурелио Гар­