Файл: Геополитика номер 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в двусторонней повестке дня75. В будущем ЕС придётся найти баланс в сво­их отношениях с этими двумя основными азиатскими силами.

Рассмотрение того, как Союз работает с многополярностью в XXI в. и создаёт свою паутину «стратегических партнёрств», подкрепляет­ся мнением, что без них ключевые международные проблемы не могут быть решены удовлетворительно. Бессилие международного сообще­ства перед лицом нищеты, гуманитарных катастроф, ухудшения состо­яния окружающей среды и периферийных конфликтов - от Дарфура до Ближнего Востока - не только следствие отказа США от многосторон­ней дипломатии, но и результат недостаточного участия других больших сил. Но все они всё больше и больше понимают, что статус глобальных игроков обязывает их взять на себя большую ответственность.

Перед Европейским Союзом не стоит задача снова начинать уже за­вершённые дебаты о полезности «обязательств» и «сдерживания» с прицелом на его отношения с Китаем и Россией40. Союзу нужна рас­ширяющаяся, основанная на правилах позитивная повестка дня, затра­гивающая торговлю и развитие, так же как и такие противоречивые во­просы, как права человека и свобода самовыражения, для обсуждения со всеми глобальными партнёрами. Политика сотрудничества ЕС с Китаем и Индией всё ещё фактически основывается на помощи в развитии76. Существует ясная необходимость в переходе к последовательному по­ощрению самодостаточного развития по тем же направлениям, что и обновлённая Лиссабонская Стратегия - в приоритетах которой иннова­ции, образование и окружающая среда - через совместные программы и признание того, что Индия и Китай сегодня - основные экономические игроки, вовлечённые в процесс быстрого научного и технологического развития77. Этот переход уже был предложен в 2007-2013 EU Country Strategic Papers по Китаю и Индии, где ЕС определяет свои отношения с обеими странами, которые переходят от статуса просто получателей

43

40 См. Godement, p. 60.


помощи по развитию к стратегическим партнёрам78.


Этого, однако, недостаточно для того, чтобы работать вместе на глобальную повестку дня, сфокусированную на развитии, каким бы ни было её подлинное содержание. Растущие мировые силы и другие глав­ные акторы в международной сфере также должны предпринять кол­лективную попытку предотвратить главные гуманитарные проблемы, включая те, что появляются в результате изменения климата, последую­щие природные катастрофы, и те, которые возникают вследствие кри­зисов и конфликтов, всё ещё мучающие международную жизнь. Одна из наиболее сложных проблем, к которой нужно обратиться в стратегиче­ском диалоге с глобальными партнёрами, касается условий законного использования военной силы. Несмотря на широкие протесты против военной интервенции, в том числе - из гуманитарных соображений, по­явившихся после вторжения США в Ирак, ситуация, в которой всё ещё и правомочно, и необходимо обращаться к помощи силы без согласия воюющих сторон для предотвращения преступлений, например, против человечества, всё ещё сохраняется. Международное сообщество не мо­жет оставаться бессильным перед лицом геноцида, как в Руанде и Дар-фуре, не потеряв своей легитимности.

Один из наиболее серьёзных рисков для нынешней международной системы, который определённо противостоит многосторонности, воз­никает из серьёзного искажения, вызванного т. н. культурной/цивилиза-ционной парадигмой, которая делит мир на потенциально враждебные цивилизационные блоки, наталкивая «Запад» на «Остальных». По­следние, по определению Хантингтона, представляют собой потенци­альный альянс ислама с конфуцианством. Хотя в этом немного здравого смысла, возможность возникновения будущей американо-китайской биполярности, повторяющей раскол «Холодной войны», нельзя полно­стью сбрасывать со счетов. Это - одна из возможных форм регресса ин­тернациональной системы, которая была описана выше.

Большая коалиция Запада не является ни желательным, ни целесоо­бразным способом построить многосторонний мировой порядок. Миро­вой порядок больше зависит во многом не от долгосрочного партнёрства равных между ЕС и США, а от более широкого, содержательного глобаль­ного партнёрства между старыми, новыми и развивающимися мировыми игроками по осуществлению общесогласованных международных задач. Это несовместимо с вооружённой «лигой демократий» с предложением американского лидерства, которое сильно ослабит ООН44. То же можно сказать и о предложении открыть членство в НАТО «любой демократии мира»45. Несомненно, избежать трансформации НАТО в глобальный

44 John McCain, 'An Enduring Peace Built on Freedom', Foreign Afairs, November/ December2007.

45 Эта точка зрения была выражена Иво Даалдером и Джеймсом Голдгейером в статье 'Global
NATO', Foreign Affairs, September/October2006.


альянс, альянс демократий против всех остальных - первостепенная за­дача ЕС, если он ставит перед собой задачу построить эффективную многостороннюю систему, способную интегрировать в себя все силы. Одновременно попытки создать разделение сил на «hard power» США и «soft power» ЕС, включающую незначительный военный компонент, спо­собный справляться с nation-building и подобными заданиями, в то время как использование «hard power» остаётся в основном американским, вре­доносны для честного и справедливого многостороннего мирового по­рядка. Отсюда следует, что эффективная многосторонность недостижима без серьёзных изменений во внешней политике Америки. США - важный элемент будущего мирового порядка. Неудача военной однополярности в Ираке открывает возможность для этого. Многие в Америке считают, что сейчас - самое время, чтобы обратиться к остальным и дать всем глобаль­ным игрокам возможность участвовать в выстраивании международного порядка. Это вернёт Соединённым Штатам статус мощной силы в много­стороннем порядке, для которого они будут «отцом-основателем», как после Второй мировой войны.

Формирование универсальной концепции «эффективной многосто­ронности» требует начала диалога о том, что собой представляет «эф­фективная многосторонность» на самом деле, не только с большими силами, но и со всем международным сообществом. Это - непростая за­дача. Европейская внешняя политика может быть действительно успеш­ной только в том случае, если она обратится к «становящейся многосто­ронней многополярности» и начнёт стратегическое сотрудничество с регионами или странами, которые ЕС определяет как наиболее подходя­щие для борьбы с настоящими глобальными проблемами79. Европейский Союз развернул обширную сеть двусторонних сотрудничеств и встреч-саммитов с отдельными силами, с важными региональными группами, такими как АСЕАН, Африканский Союз, МЕРКОСУР или Латинская Америка, со своими южными соседями - в контексте евроатлантическо-го сотрудничества.

Развитие общей экономики и даже политической двусторонней по­вестки дня для двух больших сил, не может, однако, отвлечь ЕС от ра­стущей важности других глобальных игроков: региональных или меж­региональных ассоциаций, государств, международных организаций и неправительственных организаций, иногда являющихся лучшими носителями универсальных ценностей, которые защищает ЕС в управ­лении глобального регулирования, наиболее надёжными защитниками прав человека и лучшими союзниками «становящейся многосторонней


многополярности». Единственный способ наделить дипломатию в вер­хах долгосрочной системностью заключается не только в преследовании правительствами установленных целей, но также в создании обширной сети отношений между гражданскими обществами всех наших партнё­ров, включая страны, в которых неправительственные акторы встреча­ются с большими проблемами. Как заявил Хавьер Солана: «Выйти за пределы правительственно-центричного взгляда на мир, преобладающе­го на Западе, это то, чего требует дипломатия XXI века»80.

Определение Европейским Союзом эффективного многосторон­него порядка подразумевает необходимость в использовании военной силы в определённых обстоятельствах для борьбы с реальными вызова­ми международному миру и безопасности. Это должно происходить под прикрытием ЕС при полноценном сотрудничестве региональных орга­низаций и новейших глобальных игроков, в частности - демократиче­ских Индии, Бразилии и ЮАР, составляющих Южную Коалицию и IBSA Dialogue Forum81. Сближение этих стран на пути к концепции культуры человеческой безопасности, кризисного регулирования и государствен­ного строительства, которой они поделятся с ЕС, нужно поощрять. Вы­страивание консенсуса вокруг принципов и практики ответственности ради безопасности с Китаем и Россией также необходимо, не только для того, чтобы избежать препятствий при голосовании в СБ ООН, но и с точки зрения того вклада, который они могут и должны сделать в деле международной безопасности.

Заключение

Можно спорить с тем, что статус ЕС как глобального мирового игро­ка зависит от его способности сформировать мировой порядок, осно­ванный на многосторонности82. Вклад ЕС должен содержать три различ­ных измерения.

Во-первых, содействие праву и обязанности защищать, которые ис­ходят из сознания, что международное сообщество и ООН в частности ответственны за защиту прав личности сверх суверенных границ. Это означает, что ЕС должен быть активен в защите прав человека и демокра­тии - в т. ч. и через двустороннее сотрудничество со всеми глобальными


игроками. Такой подход совпадает со взглядом, который выразил Кофи Аннан в своём Докладе, приуроченном к началу нового тысячелетия: «суверенность государства не может быть защитной стеной для нару­шения прав человека».

Во-вторых, признание преимуществ регионализма, феномена, кото­рый должен активно поощряться Европейским Союзом, чтобы он смог развиться в структурный элемент международной системы в целом. Это значит, что Союз должен развивать цепь межгрупповых двусторонних сотрудничеств с региональными группами, и вносить региональную интеграцию в качестве приоритета своей двусторонней повестки дня в работе с глобальными игроками.

И? в-третьих, появление глобального общественного мнения, «второй волны» глобализации, которая выражает стремление граж­данского общества влиять или участвовать в глобальном принятии ре­шений. Как и глобализация торговли, финансов и услуг, это измерение глобализации создаёт необходимость в усиленном многостороннем управлении. Это означает сильную вовлеченность ЕС с НПО во все уровни внешних действий.

В нынешней международной системе общее благо требует наличия эффективного глобального управления, как недавно вновь заявил Ев­ропейский Совет50. Но глобальное управление, в свою очередь, требу­ет адаптации международных организаций к новой структуре мировой власти. До тех пор, пока структуры глобального управления, начиная с Совета Безопасности ООН и заканчивая МВФ, не полностью интегри­ровали в себя новые мировые центры международной системы, будет сохраняться тенденция роста соревнующихся и совсем неэффективных узких группировок. Принцип двусторонних отношений и присущая ему тенденция создания нестабильных альянсов также продолжит рас­ширяться. Но такие узкие формы лидерства, хотя они могут сыграть роль в выстраивании мостов, неспособны заменить собой многосто­ронний порядок, при котором новейшие и появляющиеся силы смогут полностью принять свои международные обязанности.

50          EU Declaration on Globalisation, Presidency Conclusions, Brussels, 14 December 2007.