ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 852
Скачиваний: 1
30
Геополитика
31
www.geopolitika.ru
не только о большой вероятности второй волны кризиса, но также о
глубоком кризисе мирового финансового капитализма в целом
20
.
Вместе с тем показательны докризисные темпы расширения фи-
нансового капитализма, центральной осью которого является цепочка
США-ЕС-КНР-Япония. Приведенные ниже карты перетока иностран-
ных инвестиций, даже, несмотря на некоторую предкризисную коррек-
цию 2007 года, наглядно демонстрируют такую геофинансовую картину.
В настоящее время, на смену действующей системе, выходит, пока
играющая по ее правилам, бурно растущая азиатская экономика во главе
с КНР, где монетарное руководство страны на свое усмотрение эффек-
тивно сочетает рыночную модель с государственным регулированием.
Однако важно то, что благодаря колоссальному финансовому домини-
рованию, либеральная западная модель распространяет свое влияние на
все остальные 11 больших пространств, где, посредством работы выше
обозначенного принципа финансового капитализма, происходит пере-
распределение средств в пользу мировых финансовых центров
21
.
Таким образом, мировые центры сосредоточения капитала, базиру-
ющиеся преимущественно в англосаксонской юрисдикции, «легально»
и «законно» извлекают прибыль со всего остального мира. Данное по-
ложение важно учитывать при недопущении дальнейшей либерализа-
ции финансового и экономического устройства страны
22
, а также при
проработке отечественного законодательства в вопросах вхождения ин-
дустрии хедж-фондов в экономику России. Вместе с тем, эффективным
представляется не следование на поводу у западной модели, а сочетание
системного государственного регулирования с рыночной моделью
23
.
Оптимальным вариантом представляется идея автаркии
24
больших
20
Дугин А.Г. «Конец экономики» - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010.; Richard D. «Th
e Dollar Crisis.
Causes, consequences, cures», second edition – Wiley, 2005.; Richard D. «Th
e Corruption of Capitalism – a
strategy to rebalance the global economy and restore sustainable growth» – Hong Kong – CLSA BOOKS,
December 2009.
21
В контексте оказания экономического и финансового деформирующего влияния Центра
(англосаксонское большое пространство) на зависимые от него зоны периферии (остальные 11
больших пространств), по лекалам введенного профессором А.Г.Дугиным термина археомодерн
(Дугин А.Г. «Археомодерн» - М., Арктогея, 2011 – 142 с.; Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность
русской философии. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. – с. 33 – 156 и др.), а также более
раннего термина псевдоморфоз, использовавшегося немецким философом О.Шпенглером (Шпенглер
О. «Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: Т.2 Всемирно-исторические
перспективы – М.: Академический Проект, 2009. – с.245-303), с нашей точки зрения, можно говорить
о своеобразном финансовом псевдоморфозе или археомодерне, особенно в свете непрекращающихся
общемировых структурных кризисных процессов.
22
В данном ключе в своем годовом выступлении-отчете перед Государственной Думой высказался
премьер-министр России В.В.Путин, указав на угрозу развитию страны из-за «неоправданного
либерализма» // 20.04.2011, http://www.newsru.com/russia/20apr2011/putin_2.html
23
Дугин А.Г. «Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века» - СПб.:
Амфора, 2009. – 351 с.
24
Автаркия - от греч. αυτάρκεια - самоудовлетворенность, самодостаточность.
32
Геополитика
пространств, предложенная немецким экономистом Фридрихом Листом
еще в XIX веке25. Такая модель в современном понимании представля-
ет собой организацию взаимовыгодного и взаимодостаточного единого
экономического пространства нескольких государств (например, стран
СНГ), при разумном контроле взаимодействия общих национальных
корпораций с внешним глобальным рынком. То есть организуется блок
государств, который позволяет самостоятельно наладить внутреннюю
экономическую и хозяйственную деятельность, обеспечить себя стра-
тегическими ресурсами, создать закрытую архитектуру безопасности,
наладить социальный порядок без ущерба для себя и своих граждан, без
оглядки при этом на «ценности» и пожелания других небезызвестных
цивилизационных группировок. Такое построение отношений России
с постсоветским пространством с одновременным торможением про-
цесса «погружения в финансовую глобализацию» (например, отказ от
вступления РФ в ВТО), позволит обеспечить экономическую безопас-
ность государства.
Используемая
литература
1.
Вандам
(
Едрихин
)
Е
.
А
. «
Геополитика
и
геостратегия
» -
М
.:
Кучково
поле
, 2002. 272
с
.;
2.
Восканян
М
. «
Пиастры
!
Пиастры
!
Пиастры
!» -
Однако
№
17 (33)
от
10
мая
2010
г
. // http://www.odnakoj.ru/magazine/
yekonomika/piastrx_piastrx_piastrx/
3.
Глазьев
С
.
Ю
. «
Стратегия
опережающего
развития
России
в
условиях
глобального
кризиса
»,
Экономика
, 2010
г
. – 256
с
.;
4.
Дугин
А
.
Г
. «
Археомодерн
» -
М
.,
Арктогея
, 2011 – 142
с
.;
5.
Дугин
А
.
Г
. «
Основы
геополитики
.
Геополитическое
будущее
России
.
Мыслить
Пространством
» -
Изд
. 4-
е
,
Мо
-
сква
, «
АРКТОГЕЯ
-
центр
», 2000 – 928
с
.;
6.
Дугин
А
.
Г
. «
Геополитика
:
Учебное
пособие
для
вузов
». –
М
.:
Академический
Проект
;
Гаудеамус
, 2011. – 583
с
. – (Gaudeamus);
7.
Дугин
А
.
Г
. «
Геополитика
постмодерна
» –
СПб
.:
Амфора
, 2007. – 382
с
.;
8.
Дугин
А
.
Г
. «
Конец
экономики
» -
СПб
.:
Амфора
.
ТИД
Амфора
, 2010.;
9.
Дугин
А
.
Г
. «
Мартин
Хайдеггер
:
философия
другого
Начала
» -
М
.:
Академический
Проект
, 2010. – 389
с
.;
10.
Дугин
А
.
Г
.
Мартин
Хайдеггер
:
возможность
русской
философии
. –
М
.:
Академический
Проект
;
Гаудеамус
, 2011.
–
с
. 33 – 156;
11.
Дугин
А
.
Г
. «
Четвертая
политическая
теория
.
Россия
и
политические
идеи
XXI
века
» -
СПб
.:
Амфора
, 2009. – 351
с
.;
12.
Фридрих
Лист
«
Национальная
система
политической
экономии
»,
С
-
Петербург
, 1891
г
.;
13.
Цыганов
В
.,
Бородин
В
.
и
др
. «
Преемник
:
механизмы
эволюции
России
» -
Академический
Проект
, 2007. – 396
с
.;
14.
Страны
БРИКС
решили
обходиться
без
доллара
,
Ведомости
, 14.04.2011 // http://www.vedomosti.ru/fi nance/
news/1253710/strany_briks_reshili_obhoditsya_bez_dollara
15. Duncan R. «The Dollar Crisis. Causes, consequences, cures», second edition – Wiley, 2005.;
16. Duncan R. «The Corruption of Capitalism – a strategy to rebalance the global economy and restore sustainable growth»
– Hong Kong – CLSA BOOKS, December 2009.
17. Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act - (Pub.L. 111-203, H.R. 4173) (July 21, 2010), p. 195-205,
25
Фридрих Лист «Национальная система политической экономии», С-Петербург, 1891 г.
33
www.geopolitika.ru
45-256 // http://www.sec.gov/about/laws/wallstreetreform-cpa.pdf
18. Enke D. Total Hedge Fund Assets Approach $3 trillion // Report from HedgeFund.net, August 19, 2008
19. Marriage M. Total hedge fund assets could grow to $2.5 trillion in 2011 // Hedge Funds Review, 20 Jan 2011
20. Philip R. Lane and Gian Maria Milesi-Ferretti «Cross-Border Investment in Small International Financial Centers»,
рабочий
доклад
МВФ
,
февраль
2010
г
. // http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2010/wp1038.pdf
21. Haldane Andrew «On Tackling the Credit Cycle and Too Big To Fail» – Bank of England, January 2011 // http://www.iiea.
com/event/download_powerpoint?urlKey=andrew-haldane-on-fi xing-fi nance
22. BIS Quarterly Review for March 2011 p.137// http://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt1103.htm
23. British Virgin Islands Financial Services Commission // http://www.bvifsc.vg/
24. Cayman Islands: Offshore Business Sectors // http://www.lowtax.net/lowtax/html/jcaobs.html
25. Cayman Islands Hedge Fund Guide – Hedge Funds in the Cayman Islands // http://richard- wilson.blogspot.
com/2008/10/cayman-island-hedge-fund-guide-hedge.html
26. Cayman Islands Monetary Authority (CIMA) - INVESTMENTS STATISTICAL DIGEST 2008 // http://www.cimoney.com.
ky
27. IMF World Economic Outlook Database // http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2010/02/weodata/weoselgr.aspx
28. Fund Statistics in Guernsey // http://www.guernseyfi nance.com/literature/fund-statistics
29. Geographic Breakdown of Total Portfolio Investment Assets: Total Portfolio Investment at year-end 2009 // http://www.
imf.org/external/np/sta/pi/geo.htm
30. Global Financial Centres Index (GFCI) - GFCI 8 Published // http://www.zyen.com/GFCI/GFCI%208.pdf
31. Global Financial Centres Index (GFCI) - GFCI 3 Published //
32. Hedge Funds “How They Serve Investors in U.S. and Global Markets” // Coalition of Private Investment Companies,
Report 2009 p.6-7
33. Hedge funds in Russia, June 20, 2010 // http://askarussian.blogspot.com/2010/06/any-hedge-fund-in-russia.html
34. Jersey Finance – Technical Statistics // http://www.jerseyfi nance.je/Technical/Statistics/
35. Overview of 2010 Key Trends in European Hedge Funds // Eurekahedge, December 2010 // http://www.eurekahedge.
com
36. Portfolio Investment: CPIS Data - Database Contents CPIS (Coordinated Portfolio Investment Survey) Last Updated:
November 2010 // http://www.imf.org/external/np/sta/pi/datarsl.htm
37. The Hedge Fund Flow Report by The Leading Independent Research Firm for Equity Market Liquidity, p.1-8 , April 2010
issue // http://www.intercontilimited.com/mfutsarchive/fl ow-report_april2010-topical-study.pdf
34
Геополитика
Как разрешить кризис евро
Джорж Сорос
Комплексное решение кризиса евро должно состоять из трех основ-
ных компонентов: реформы и рекапитализации банковской системы,
режима еврооблигаций и механизма выхода.
Первое - это банковская система. Маастрихтский договор Евросо-
юза был разработан для того, чтобы иметь дело только с дисбалансом
в государственном секторе, но, как это случилось, перегибы в банков-
ском секторе были намного хуже. Введение евро привело к жилищным
бумам в таких странах, как Испания и Ирландия. Банки еврозоны стали
одними из самых перегруженных в мире по кредитам и наиболее сильно
пострадавшими от кризиса 2008 г. Они по-прежнему остро нуждаются
в защите от угрозы банкротства.
Первый шаг был сделан недавно, когда был запущен механизм евро-
пейской финансовой стабильности по спасению банков и правительств.
За этим должны последовать и другие шаги. Собственные капиталы бан-
ков необходимо срочно и существенно увеличить. И если европейское
агентство гарантирует платежеспособность банков, то агентство также
должно их и контролировать.
Европейское банковское агентство могло бы разрушить кровосмеси-
тельные отношения между банками и регулирующими органами, кото-
рые были в корне эксцессов, питающих нынешний кризис. И оно могло
бы намного меньше быть завязанным на национальный суверенитет, чем
подчинять налоговую политику ЕС или властям еврозоны.
Во-вторых, Европа нуждается в еврооблигациях. Введение евро
должно было укрепить сближение, на самом деле, оно создало расхож-
дения, с самыми различными уровнями задолженности и конкуренто-
способности, разделяющими страны ЕС. Если страны с крупной задол-
женностью должны платить большие страховые взносы за риск, их долг
становится неустойчивым. И это происходит сейчас.
Решение очевидно: страны с дефицитом должны иметь возможность
рефинансировать большую часть своих долгов на тех же условиях, как
и страны с положительным сальдо. Это лучше всего достигается путем
разрешения издания еврооблигаций, которые будут совместно гаранти-
рованы всеми странами-членами.
Хотя принцип ясен, для проработки деталей потребует много рабо-
ты. Какое наднациональное агентство будет отвечать за выпуск евроо-
блигаций? Какие правила последуют после их выпуска? Как соблюдать
эти правила?