Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2550

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

41

и

 

была

 

способом

 

демонстрации

 

и

 

давления

 

на

 

европейских

 

и

 

американских

 

коллег

 

с

 

целью

 

ратификации

 

пакета

 

реформ

 

МВФ

она

 

не

 

привела

 

ни

 

к

 

каким

 

реальным

 

прорывам

 

на

 

данном

 

направлении

Более

 

того

выделенные

 

всеми

 

страна

-

ми

 

БРИКС

 

вместе

 75 

миллиардов

 

не

 

выглядят

 

значительны

-

ми

 

на

 

фоне

 

общей

 

объявленной

 

мобилизованной

 

суммы

 

в

 

456 

миллиардов

 

долларов

 

США

  (

Япония

 

со

 

своей

 

стороны

 

предложила

 60 

миллиардов

германия

 – 54,7 

миллиардов

Франция

 – 41,4 

миллиарда

). 

Россия

 

также

 

придает

 

важное

 

значение

 

БРИКС

 

с

 

точки

 

зрения

 

сотрудничества

 

между

 

странами

 

по

 

стабилизации

 

ми

-

ровой

 

экономики

 

в

 

областях

 

энергетики

 

и

 

авиастроения

мирного

 

использования

 

космоса

улучшения

 

системы

 

здра

-

воохранения

 

через

 

совместные

 

проекты

 

в

 

телемедицине

 

и

 

фармацевтике

в

 

сфере

 

нано

-

технологий

 

и

 

биофизики

сель

-

ского

 

хозяйства

 

и

 

т

.

п

.

1

 

Страны

 

БРИКС

 

также

 

выступают

 

в

 

качестве

 

мотора

 

для

 

разработки

 

и

 

продвижения

 

идей

 

не

 

только

 

в

 

рамках

 «

Группы

 

двадцати

», 

но

 

и

 

других

 

международных

 

организациях

По

 

итогам

 

встречи

 

министров

 

сельского

 

хозяйства

 

стран

 

БРИК

 

в

 

Москве

 

в

 2010 

году

 

была

 

создана

 

информационная

 

база

 

по

 

анализу

 

состояния

 

продовольственной

 

безопасности

 

стран

 

БРИК

В

 

том

 

же

 

году

 

на

 

саммите

  «

двадцатки

» 

глобальная

 

продовольственная

 

безопасность

 

была

 

определена

 

как

 

один

 

из

 

девяти

 

ключевых

 

приоритетов

 

Сеульского

 

Многолетнего

 

плана

 

действий

 

для

 

развития

Это

в

 

свою

 

очередь

способст

-

вовало

 

проведению

 

Международной

 

организацией

 

ООН

 

по

 

продовольствию

 

и

 

сельскому

 

хозяйству

  (

ФАО

совместно

 

с

 

другими

 

международными

 

институтами

 

исследования

 

о

 

пу

-

                                                 

1

 

Автор

 

намеренно

 

опустила

 

решения

 

БРИКС

 

о

 

СВОП

-

механизмах

 

и

 

дру

-

гих

 

решениях

 

относительно

 

обменов

 

в

 

национальных

 

валютах

т

.

к

они

 

все

 

также

 

не

 

существуют

 

на

 

практике

 

в

 

пятистороннем

 

формате

далеко

 

не

 

все

 

страны

 «

пятерки

» 

заключили

 

подобные

 

соглашения

 

на

 

двусторон

-

ней

 

основе

 

и

 

данная

 

область

 

еще

 

только

 

должна

 

будет

 

оказать

 

влияние

 

на

 

существующие

 

международные

 

правила

 

в

 

будущем

 

42

тях

 

преодоления

 

рисков

 

волатильности

 

цен

 

на

 

продовольст

-

вие

которое

 

и

 

было

 

представлено

 

к

 

саммиту

  «

Группы

 

два

-

дцати

» 

в

 

Каннах

 

в

 

ноябре

 2011 

года

Среди

 

прочих

 

рекомен

-

даций

 

было

 

предложено

 

создать

 

Информационную

 

систему

 

по

 

сельскохозяйственному

 

рынку

 (Agricultural Market Infor-

mation System (AMIS)), 

что

 

и

 

было

 

одобрено

 

лидерами

 «

два

-

дцатки

». 

Позднее

в

 

марте

 2012 

года

 

на

 

саммите

 

БРИКС

 

в

 

Дели

на

 

свет

 

появился

 

План

 

действий

 

для

 

сотрудничества

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

области

 

сельского

 

хозяйства

 

на

 2012-2016 

годы

в

 

котором

 

было

 

подчеркнуто

что

 

созданная

 

ранее

 

странами

 

БРИКС

 

система

 

обмена

 

сельскохозяйственной

 

ин

-

формацией

  (

координатором

 

выступил

 

Китай

должна

 

быть

 

связана

 

с

 AMIS 

с

 

тем

чтобы

 

избежать

 

дублирования

 

дея

-

тельности

Тем

 

не

 

менее

представленная

 

участниками

 

БРИКС

 

информация

 

может

 

распространяться

 

только

 

в

 

рам

-

ках

 

министерств

 

сельского

 

хозяйства

 

пяти

 

стран

.

1

 

Также

 

в

 

части

 

второй

 

Плана

 

действий

 

по

 

разработке

 

общей

 

стратегии

 

(

координатором

 

выступила

 

Бразилия

2

было

 

достигнуто

 

со

-

глашение

 

о

 «

создании

 

группы

 

БРИКС

 

в

 

ФАО

которая

 

будет

 

действовать

 

в

 

рамках

 

Всемирной

 

продовольственной

 

про

-

граммы

 

ООН

 

с

 

целью

 

координации

 

инициатив

 

по

 

содейст

-

вию

 

продовольственной

 

безопасности

проектам

 

в

 

сфере

 

продовольственной

 

безопасности

 

и

 

школьного

 

питания

рав

-

но

 

как

 

и

 

по

 

разработке

 

стимулов

 

для

 

покупки

 

местного

 

про

-

довольствия

созданного

 

на

 

семейных

 

фермах

.

3

  

Еще

 

одним

хотя

 

и

 

гораздо

 

более

 

спорным

 

моментом

 

является

 

координация

 

в

 

рамках

 

ООН

Так

по

 

словам

 

пред

-

ставителей

 

стран

 

БРИКС

 

присутствие

 

всех

 

пяти

 

государств

  

 
                                                 

1

 BRICS: Action Plan 2012-2016 for Agricultural Cooperation of BRICS 

Countries, March 2012, http://www.bricsindia.in/actionPlan.html 

2

 

Россия

 

ответственна

 

за

 

подраздел

касающийся

 

содействия

 

торговле

 

и

 

инвестициям

 

в

 

рамках

 

сельскохозяйственного

 

сотрудничества

 

БРИКС

3

 BRICS: Action Plan 2012-2016 for Agricultural Cooperation of BRICS 

Countries, March 2012, http://www.bricsindia.in/actionPlan.html 


background image

 

43

в

 

рамках

 

Совета

 

Безопасности

 

ООН

 

в

 2011 

году

 

укрепило

 

диалог

 

членов

 

группы

 

по

 

вопросам

 

международного

 

мира

 

и

 

безопасности

Можно

 

вспомнить

 

случаи

когда

 

члены

 

клуба

 

динамично

 

развивающихся

 

стран

 

координировали

 

свои

 

по

-

зиции

 

с

 

самого

 

начала

 

кризисов

 

в

 

Ливии

 

и

 

Сирии

но

 

также

 

была

 

ситуация

когда

 

пять

 

стран

 

выступили

 

единым

 

фронтом

 

и

 

добились

 

отсрочки

 

голосования

 

по

 

роли

 

ЕС

 

в

 

Генеральной

 

Ассамблее

 

ООН

а

 

также

 

обозначили

 

общую

 

позицию

 

по

 

проблемам

 

Кот

 

д

Ивуара

 

и

 

Судана

В

 

ливийском

 

случае

 

четыре

 

страны

 

БРИК

 

вместе

 

с

 

Германией

 

воздержались

 

в

 

ходе

 

голосования

 

по

 

резолюции

 

1973 (2011) 

по

 

установлению

 

бесполетной

 

зоны

 

над

 

Джама

-

хирией

Интересен

 

тот

 

факт

что

 

ЮАР

не

 

будучи

 

на

 

тот

 

мо

-

мент

 

частью

  «

клуба

», 

голосовала

 

за

 

данную

 

резолюцию

Позднее

после

 

включения

 

Претории

 

в

 

БРИКС

она

 

уже

 

под

-

держала

 

подходы

  «

клуба

», 

определяющие

 

необходимость

 

мира

стабильности

 

и

 

прогресса

 

на

 

Ближней

 

Востоке

 

и

 

в

 

Се

-

верной

 

Африке

 

с

 

осуждением

 

использования

 

военных

 

мето

-

дов

 

для

 

этих

 

целей

После

 

саммита

 

БРИКС

 

действующий

 

Президент

 

Д

.

А

Медведев

 

подтвердил

 

поддержку

 

общей

 

по

-

зиции

 

по

 

исключительному

 

использованию

 

политико

-

дипломатических

 

методов

а

 

также

 

отозвался

 

с

 

похвалой

 

об

 

усилиях

 

южноафриканского

 

президента

 

Дж

Зумы

председа

-

тельствующего

 

также

 

в

 

Африканском

 

Союзе

в

 

рамках

 

по

-

среднической

 

миссии

 

в

 

конфликте

.

1

 

В

 

то

 

же

 

самое

 

время

 

подходы

 

российского

 

президента

  (

не

 

согласовывавшиеся

 

с

 

позицией

 

других

 

ведомств

 

и

 

руководящих

 

лиц

 

в

 

правитель

-

стве

к

 

ситуации

 

в

 

Ливии

 (

о

 

том

что

 «

всем

 

ясно

что

 

Кадда

-

фи

 

должен

 

уйти

») 

были

 

четко

 

обозначены

 

на

 

пресс

-

брифинге

 

по

 

итогам

 

саммита

 «

Группы

 

восьми

» 

в

 

Довиле

 

в

 2011 

году

                                                 

1

 

Позднее

в

 

январе

 2012 

года

 

Дж

.

Зума

 

выступил

 

с

 

заявлением

 

от

 

лица

 

АС

 

о

 

том

что

 

НАТО

 

значительно

 

превысило

 

мандат

 

резолюции

 1973 

СБООН

 

и

 

должно

 

держать

 

ответ

 

за

 

свои

 

действия

 

44

По

 

ситуации

 

в

 

Сирии

несмотря

 

на

 

неодинаковое

 

голо

-

сование

 

по

 

проекту

 

резолюции

предложенной

 

западными

 

странами

 

в

 

рамках

 

Совета

 

Безопасности

 

ООН

 

в

 

феврале

 2012 

года

1

в

 

целом

 

позиция

 

стран

 

БРИКС

 

не

 

противоречила

 

друг

 

другу

Основные

 

положения

 

подхода

 

БРИКС

 

к

 

Сирии

 

со

-

стояли

 

в

 

комплексности

 

процесса

 

с

 

включением

 

всех

 

поли

-

тических

 

сил

 

с

 

призывом

 

ко

 

всем

 

сторонам

а

 

не

 

только

 

Ас

-

саду

прекратить

 

насилие

Также

 

все

 

страны

 

БРИКС

 

уверены

 

в

 

том

что

 

процессом

 

политического

 

урегулирования

 

должны

 

руководить

 

сами

 

сирийцы

 

с

 

недопустимостью

 

иностранного

 

вмешательства

.

2

 

Еще

 

одной

 

сферой

 

взаимодействия

 

БРИКС

 

стали

 

пере

-

говоры

 

на

 

уровне

 

министров

 

торговли

На

 

сегодняшний

 

день

 

состоялось

 

уже

 

две

 

подобные

 

встречи

 (

вторая

 

прошла

 

в

 

кон

-

це

 

марта

 

в

 

Дели

). 

В

 

результате

 

было

 

решено

 

координировать

 

позиции

 

по

 

вопросам

 

торговли

 

в

 

рамках

 

таких

 

многосторон

-

них

 

институтов

как

 

ВТО

ЮНКТАД

встречи

 

министров

 

торговли

 «

Группы

 

двадцати

» (

впервые

 

проведенная

 

в

 

апреле

 

2012 

года

 

в

 

Пуэрто

 

Валларта

Мексика

). 

Форма

 

взаимодейст

-

вие

 

БРИКС

 

в

 

рамках

 

ВТО

 

продолжает

 

формироваться

 

с

 

уче

-

том

 

официального

 

вступления

 

России

 

в

 

ВТО

а

 

вот

 

работа

 

БРИКС

 

в

 

рамках

 XIII 

министерской

 

конференции

 

ЮНКТАД

 

уже

 

принесла

 

свои

 

плоды

Так

консенсус

 

по

 

т

.

н

. «

Дохийско

-

му

 

Манару

» 

был

 

достигнут

 

в

 

основном

 

благодаря

 

общей

 

по

-

зиции

 

стран

 

БРИКС

а

 

также

 

усилиям

 «

Группы

 77», 

особенно

 

                                                 

1

 

Тогда

 

Россия

 

и

 

КНР

 

были

 

единственными

 

двумя

 

странами

 

из

 15, 

забло

-

кировавшими

 

принятие

 

данной

 

резолюции

 

и

 

предложившими

 

альтерна

-

тивный

 

вариант

который

 

исключал

 

угрозу

 

интервенции

 

и

 

определял

 

важность

 

участия

 

всех

 

политических

 

сил

 

в

 

переговорном

 

процессе

2

 

В

 

противоположность

 

недавнему

 

призыву

 

со

 

стороны

 

премьер

-

министра

 

Катара

 

на

 

встрече

  «

Друзей

 

Сирии

» 

или

 

позиции

 

расположен

-

ной

 

в

 

Стамбуле

 

внешней

 

оппозиции

 – 

т

.

н

Сирийского

 

национального

 

совета


background image

 

45

это

 

касается

 

продления

 

его

 

мандата

 

организации

 

и

 

акцента

 

на

 

развитии

 

как

 

основы

 

глобализации

.

1

 

 

6. 

Противоречия

 

в

 

рамках

 

БРИКС

 

Правительствами

 

стран

 

БРИКС

российское

 

руково

-

дство

 

в

 

данном

 

случае

 

не

 

является

 

исключением

в

 

целом

 

признается

что

 

на

 

этапе

 

становления

 

и

 

укрепления

 

группы

 

важно

 

продвигать

 

консенсусные

 

идеи

Каждая

 

из

 

стран

 

знает

 

«

красные

 

черты

» 

друг

 

друга

которые

 

нельзя

 

переступать

Даже

 

если

 

только

 

одна

 

из

 

пяти

 

стран

 

имеет

 

отличные

 

от

 

дру

-

гих

 

подходы

 

к

 

тому

 

или

 

иному

 

вопросу

в

 

отношении

 

нее

 

не

 

применяется

 

давление

 

со

 

стороны

 

коллег

 

по

 «

клубу

», 

с

 

тем

чтобы

 

не

 

ослабить

 

группу

Одним

 

из

 

примеров

 

может

 

слу

-

жить

 

положение

 

с

 

китайским

 

юанем

 

и

 

деликатное

 

отношение

 

остальных

 

четырех

 

стран

 

к

 

позиции

 

КНР

Еще

 

одним

 

примером

 

могут

 

служить

 

подходы

 

к

 

пере

-

говорам

 

по

 

проблемам

 

изменения

 

климата

которые

 

лишь

 

в

 

общих

 

чертах

 

на

 

уровне

 

наименьшего

 

общего

 

знаменателя

 

обозначаются

 

в

 

БРИКС

Именно

 

поэтому

 

уже

 

в

 

рамках

 

про

-

цесса

 

РКИК

 

ООН

 

возник

 

другой

 

акроним

 – BASIC (

все

 

стра

-

ны

 

БРИКС

 

без

 

России

), 

т

.

к

Россия

будучи

 

страной

 

Прило

-

жения

 I 

в

 

большей

 

степени

 

согласует

 

позиции

 

с

 

европейски

-

ми

 

подходами

Одним

 

из

 

последних

 

признаний

 

такой

 

раз

-

ницы

 

в

 

позициях

 

были

 

видны

 

в

 

речи

 

премьер

-

министра

  

Д

.

А

Медведева

 

на

 

конференции

 

по

 

устойчивому

 

развитию

 

Рио

+20, 

где

 

Дмитрий

 

Анатольевич

 

отметил

что

 

Россия

 

вы

-

полняет

 

все

 

свои

 

обязательства

 

по

 

Киотскому

 

протоколу

 

и

 

хотела

 

бы

чтобы

 

и

 

другие

 

страны

 

прилагали

 

соответствую

-

щие

 

усилия

 

по

 

этому

 

вопросу

Исходя

 

из

 

этого

Россия

 

гото

-

ва

  «

стать

 

участником

 

глобального

 

соглашения

в

 

котором

 

                                                 

1

 

Ряд

 

ведущих

 

экономик

в

 

том

 

числе

 

США

выступали

 

против

 

включения

 

вопросов

 

экономического

 

кризиса

 

в

 

мандат

 

ЮНКТАД

 

46

примут

 

участие

 

все

 

страны

а

 

не

 

только

 

отдельные

 

ведущие

 

экономики

»

1

Пожалуй

единственная

 

область

в

 

которой

 

становится

 

допустимым

 

вести

 

переговоры

 

в

 

рамках

 

БРИКС

 – 

это

 

поли

-

тическая

 

повестка

 

дня

что

 

четко

 

проявилось

 

в

 

случаях

 

Ли

-

вии

 

и

 

Сирии

В

 

то

 

же

 

время

 

ряд

 

других

 

вопросов

будучи

 

схожими

 

на

 

уровне

 

заявлений

в

 

реальности

 

определяют

 

им

-

манентно

 

различные

 

позиции

 

и

таким

 

образом

выходят

 

за

 

рамки

 

БРИКС

Среди

 

таких

 

тем

 

логично

 

вспомнить

 

реформу

 

Совета

 

Безопасности

 

ООН

 

и

 

ядерное

 

разоружение

Две

 

из

 

пяти

 

стран

 

БРИКС

 

являются

 

постоянными

 

чле

-

нами

 

Совета

 

Безопасности

 

ООН

в

 

то

 

время

 

как

 

остальные

 

три

 

пытаются

 

добиться

 

того

чтобы

 

они

 

также

 

стали

 

пред

-

ставлены

 

в

 

этом

 

органе

 

на

 

постоянной

 

основе

  (

Бразилия

 

и

 

Индия

 

входят

 

в

 

т

.

н

коалицию

 «

Группы

 

четырех

» 

совместно

 

с

 

Германией

 

и

 

Японией

как

 

наиболее

 

вероятные

 

кандидаты

 

на

 

пост

 

постоянных

 

членов

 

СБ

 

ООН

). 

В

 

то

 

время

как

 

суще

-

ствует

 

общий

 

консенсус

 

относительно

 

необходимости

 

ре

-

формы

 

как

 

таковой

цели

 

и

 

видение

 

конечного

 

результата

 

сильно

 

отличаются

 

и

 

поэтому

 

позволяют

 

в

 

рамках

 

БРИКС

 

провозглашать

 

лишь

 

общие

 

слова

 

на

 

уровне

 

наименьшего

 

общего

 

знаменателя

Именно

 

поэтому

 

в

 

итоговом

 

заявлении

 

саммита

 

БРИКС

 

в

 

Дели

 

нельзя

 

найти

 

ничего

 

большего

чем

 

подтверждение

  «

необходимости

 

всеобъемлющей

 

реформы

 

ООН

включая

 

ее

 

Совет

 

Безопасности

с

 

целью

 

придания

 

ему

 

большей

 

эффективности

 

и

 

представительности

» 

с

 

тем

чтобы

 

он

 

мог

 

адекватно

 

и

 

более

 

успешно

 

реагировать

 

на

 

современ

-

ные

 

глобальные

 

вызовы

 

и

 

проблемы

Далее

 

говорится

 

о

 

том

что

  «

Китай

 

и

 

Россия

 

вновь

 

заявляют

 

о

 

важности

которую

 

они

 

придают

 

статусу

 

Бразилии

Индии

 

и

 

Южной

 

Африки

 

в

 

международных

 

делах

 

и

 

поддерживают

 

их

 

стремление

 

играть

 

                                                 

1

 

Речь

 

премьер

-

министра

 

Российской

 

Федерации

 

Д

.

Медведева

 

на

 

третьей

 

сессии

 

пленарного

 

заседания

 

Конференции

 

ООН

 

по

 

устойчивому

 

разви

-

тию

 «

Рио

+20», 21 

июня

, 2012 

года

. http://government.ru/docs/19427/ 


background image

 

47

большую

 

роль

 

в

 

ООН

».

1

 

В

 

то

 

же

 

время

 

не

 

похоже

что

 

в

 

бли

-

жайшем

 

будущем

 

появится

 

возможность

 

удовлетворить

 

эти

 

три

 

страны

 

степенью

 

продвижения

 

реформы

Впрочем

дан

-

ный

 

вопрос

 

не

 

является

 

взрывоопасным

 

для

 

существования

 

БРИКС

т

.

к

препятствия

 

на

 

пути

 

реформы

 

СБ

 

ООН

 

не

 

за

-

ключаются

 

лишь

 

в

 

оппозиции

 

к

 

простому

 

расширению

 

Сове

-

та

 

Китаем

или

 

Россией

или

 

ими

 

обоими

Российская

 

пози

-

ция

 

по

 

данному

 

вопросу

 

среди

 

прочего

 

делает

 

акцент

 

на

 

по

-

вышение

 

эффективности

 

данного

 

органа

а

 

также

 

его

 

более

 

представительный

 

характер

учитывающий

 

изменившиеся

 

реалии

 

современного

 

мира

но

 

также

 

подчеркивает

 

важность

 

способности

 

СБ

 

ООН

 

своевременно

 

и

 

должным

 

образом

 

реа

-

гировать

 

на

 

возникающие

 

кризисы

 

и

 

проблемы

В

 

то

 

же

 

вре

-

мя

с

 

учетом

 

того

что

 

ни

 

одна

 

из

 

моделей

 

реформы

 

на

 

сего

-

дняшний

 

день

 

не

 

пользуется

 

поддержкой

 

подавляющего

 

большинства

в

 

Москве

 

считают

 

контрпродуктивным

 

про

-

талкивать

 

любой

 

из

 

существующих

 

вариантов

т

.

к

он

 «

неиз

-

бежно

 

поляризует

 

Генеральную

 

Ассамблею

», 

а

 

вместо

 

этого

 

«

продолжать

 

кропотливую

 

работу

 

по

 

сближению

 

позиций

 

без

 

навязывания

 

искусственных

 

сроков

». 

Неприкосновенны

-

ми

 

для

 

России

 

остаются

 

прерогативы

 

нынешних

 

постоянных

 

членов

 

СБ

 

ООН

в

 

том

 

числе

 

право

 

вето

.

2

 

Несколько

 

похожая

 

ситуация

 

складывается

 

с

 

назначе

-

ниями

 

глав

 

международных

 

финансовых

 

институтов

сначала

 

МВФ

и

 

особенно

 

наглядно

Всемирного

 

банка

Тогда

 

Брази

-

лия

 

и

 

ЮАР

 

вышли

 

с

 

поддержкой

 

конкурирующих

 

кандида

-

тов

 

на

 

этот

 

пост

не

 

выработав

 

единую

 

позицию

 

по

 

проблеме

что

 

было

 

продемонстрировано

 

и

 

в

 

пустых

 

заявлениях

 

по

 

ито

-

гам

 

саммита

с

 

приветствием

 

кандидатур

 

от

 

развивающихся

 

                                                 

1

 Fourth BRICS Summit – Delhi Declaration. March 29, 2012. 

http://www.mea.gov.in/mystart.php?id=190019162 

2

 

О

 

позиции

 

России

 

на

 66 

сессии

 

Генеральной

 

Ассамблеи

 

ООН

Мини

-

стерство

 

иностранных

 

дел

 

России

, 2011 

год

. http://www.mid.ru/bdomp/ns-

dmo.nsf/66d11ad1c1bc0a7bc32576790039c04a/b1d0994f63c95f86c32578ce0
039986b!OpenDocument 

 

48

стран

которые

  «

должны

 

избираться

 

посредством

 

открытого

 

процесса

 

с

 

учетом

 

заслуг

 

претендентов

».

1

 

В

 

отличие

 

от

 

проблемы

 

реформирования

 

Совета

 

Безо

-

пасности

 

ООН

 

вопрос

 

ядерного

 

разоружения

 

еще

 

более

 

мно

-

гослойный

где

 

разногласия

 

существуют

 

не

 

только

 

по

 

линии

 

тех

кто

 

обладает

 

или

 

не

 

обладает

 

ядерным

 

оружием

но

 

и

 

«

официальными

 

членами

 

ядерного

 

клуба

» 

и

 

теми

кто

 

обла

-

дает

 

им

 

в

 

нарушение

 

Договора

 

о

 

нераспространении

 

ядерно

-

го

 

оружия

 (

ДНЯО

), 

а

 

также

 

теми

кто

 

обладает

 

потенциалом

 

к

 

гарантированному

 

уничтожению

 

и

 

странами

 

с

 

относитель

-

но

 

малым

 

арсеналом

 

и

 

т

.

п

Российская

 

позиция

как

 

подписанта

 

ДНЯО

 

признает

 

эвентуальную

 

целью

 

мира

свободного

 

от

 

ядерного

 

оружия

Именно

 

такую

 

цель

 

активно

 

продвигает

 

и

 

Бразилия

и

 

ЮАР

в

 1989 

году

через

 

десять

 

лет

 

обладания

 

ядерными

 

устройст

-

вами

добровольно

 

отказавшаяся

 

от

 

ядерного

 

оружия

 

и

 

при

-

соединившаяся

 

к

 

ДНЯО

 

в

 

качестве

 

неядерного

 

государства

 

в

 

1991 

году

В

 

то

 

же

 

самое

 

время

 

Россия

 

не

 

готова

 

уничтожить

 

свой

 

ядерный

 

потенциал

 

на

 

односторонней

 

основе

тем

 

бо

-

лее

что

 

сдерживающий

 

потенциал

 

имеющегося

 

ядерного

 

ар

-

сенала

 

до

 

сих

 

пор

 

рассматривается

 

как

 

ключевой

В

 

свою

 

очередь

 

это

 

ведет

 

к

 

остроте

 

проблемы

 

Евро

-

ПРО

 

и

 

предпо

-

лагаемый

 

ответ

 

России

 

для

 

противодействия

 

этой

 

угрозе

 

(

размещение

 

Искандеров

наихудший

 

сценарий

 

выхода

 

из

 

СНВ

-3). 

В

 

то

 

же

 

самое

 

время

 

Россия

 

предпринимает

 

шаги

 

к

 

со

-

кращению

 

количества

 

ядерного

 

оружия

при

 

этом

 

последний

 

крупный

 

шаг

 – 

уже

 

упоминавшийся

 

выше

 

СНВ

-3, 

подписан

-

ный

 

в

 

апреле

 2010 

года

Впрочем

помимо

 

проблемы

 

ПРО

существует

 

еще

 

такая

что

 

Москва

 

старается

 

убедить

 

своих

 

партнеров

 

из

  «

официального

 

клуба

 

ядерных

 

держав

» 

при

-

нять

 

участие

 

в

 

переговорах

 

по

 

сокращению

 

ядерных

 

арсена

-

                                                 

1

 Fourth BRICS Summit – Delhi Declaration. March 29, 2012. 

http://www.mea.gov.in/mystart.php?id=190019162 


background image

 

49

лов

т

.

к

двустороние

 

усилия

 

не

 

могут

 

дать

 

достаточные

 

ре

-

зультаты

Что

 

же

 

касается

 

Индии

Пакистана

 

или

 

Израиля

то

 

позиция

 

России

 

состоит

 

в

 

необходимости

 

присоединения

 

этих

 

стран

 

к

 

ДНЯО

 

в

 

качестве

 

неядерных

 

государств

Именно

 

с

 

учетом

 

того

 

факта

что

 

существующий

 

режим

 

нераспространения

 

ОМУ

 

порождает

 

больше

 

вопросов

неже

-

ли

 

ответов

и

 

что

 

у

 

всех

 

стран

 

БРИКС

 

имеются

 

различные

 

подходы

 

к

 

данной

 

проблеме

Россия

 

делает

 

акцент

 

и

 

в

 

рамках

 

группы

и

 

на

 

двусторонней

 

основе

 

на

 

более

 

мелких

 

вопросах

 

из

 

этой

 

области

в

 

которых

 

есть

 

возможность

 

найти

 

значи

-

тельное

 

совпадение

 

интересов

Среди

 

прочего

 

можно

 

назвать

 

сотрудничество

 

всех

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

сфере

 

ядерной

 

безопас

-

ности

инициирование

 

переговоров

 

по

 

Договору

 

о

 

запреще

-

нии

 

производства

 

расщепляющихся

 

материалов

 

для

 

ядерного

 

оружия

 

и

 

ядерных

 

устройства

 

на

 

Женевской

 

конференции

или

 

же

 

российско

-

китайское

 

предложение

 

по

 

заключению

 

договора

 

о

 

неразмещении

 

вооружений

 

в

 

космосе

.

1

 

Все

 

стра

-

ны

 

БРИКС

 

активно

 

сотрудничают

 

в

 

рамках

 

ООН

 

с

 

целью

 

продвижения

 

данной

 

инициативы

а

 

также

 

выступают

 

с

 

еди

-

ных

 

позиций

 

по

 

неприменению

 

силы

 

по

 

отношению

 

к

 

объек

-

там

 

в

 

космосе

.

2

 

Что

 

же

 

касается

 

проблемы

 

возможного

 

на

-

рушения

 

режима

 

нераспространения

 (

в

 

первую

 

очередь

имея

 

в

 

виду

 

Иран

), 

то

 

здесь

 

Россия

 

совместно

 

с

 

остальными

 

чле

-

нами

 

БРИКС

 

настаивает

 

на

 

дипломатических

 

путях

 

разреше

-

ния

 

проблемы

Таким

 

образом

видно

что

 

существующие

 

проблемы

и

 

на

 

двустороннем

 

уровне

  (

политические

территориальные

торгово

-

экономические

), 

и

 

различные

 

видения

 

странами

 

по

 

целому

 

ряду

 

международных

 

проблем

не

 

препятствуют

 

мно

-

                                                 

1

 

М

Ульянов

Дальнейшее

 

разоружение

 

вряд

 

ли

 

возможно

 

в

 

формате

 

только

 

России

 

и

 

США

. 9 

февраля

, 2012 

года

. http://www.interfax.ru/ 

txt.asp?id=230110 

2

 D.Medvedev, “Strany BRIC: obschie tseli – obschie deistviya. April 13, 

2010. http://kremlin.ru/news/7443 

 

50

гостороннему

 

сотрудничеству

 «

пятерки

» 

во

 

имя

 

высшей

 

це

-

ли

 

достижения

 

более

 

демократичного

 

и

 

справедливого

 

миро

-

вого

 

порядка

.

1

  

 
7. 

Соперничество

 

или

 

взаимодействие

старые

 

и

 

на

-

рождающиеся

 

центры

 

силы

Выше

 

были

 

коротко

 

обозначены

 

моменты

 

того

чего

 

хотят

 

страны

 

БРИКС

и

 

каким

 

видит

 

данный

 

механизм

 

Рос

-

сия

Но

 

дело

 

в

 

том

что

 

БРИКС

 

не

 

существует

 

в

 

вакууме

 

и

 

не

 

менее

 

важным

 

вопросом

 

является

 

тот

а

 

как

 

видится

 

данный

 

«

клуб

» 

другими

 

важными

 

игроками

в

 

частности

тремя

 

ста

-

рыми

 

центрами

 

силы

которые

 

одновременно

 

продолжают

 

оставаться

  «

рулевыми

» 

нынешней

 

системы

 

международных

 

отношений

.  

Несмотря

 

на

 

значительную

 

утрату

 

прежнего

 

абсолют

-

ного

 

влияния

 

со

 

стороны

 

США

 

и

 

продолжающийся

 

кризис

 

еврозоны

постоянно

 

держащий

 

в

 

напряжении

 

не

 

только

 

са

-

ми

 

страны

 

ЕС

но

 

и

 

остальной

 

мир

страны

 

геополитического

 

Запада

 

демонстрируют

 

неготовность

 

реально

 

поделиться

 

властью

 

в

 

осуществлении

 

глобального

 

управления

Это

в

 

частности

было

 

продемонстрировано

 

и

 

сохранением

 

обоих

 

руководящих

 

постов

 

в

 

МВФ

 

и

 

Всемирном

 

банке

 

за

 

предста

-

вителем

  «

старой

» 

Европы

 

и

 

США

 

соответственно

и

 

затя

-

нувшимся

 

процессом

 

ратификации

 

принятого

 

пакета

 

реформ

 

в

 

отношении

 

перераспределения

 

квот

 

в

 

МВФ

 

в

 

пользу

 

разви

-

вающихся

 

стран

                                                 

1

 

Очередным

 

свидетельством

 

в

 

пользу

 

этого

 

утверждения

 

можно

 

считать

 

ситуацию

 

вокруг

 

последнего

 

саммита

 

БРИКС

 

в

 

Дели

 

в

 

марте

 

текущего

 

года

Несмотря

 

на

 

сохраняющиеся

 

разногласия

 

между

 

Китаем

 

и

 

Индией

 

по

 

территориальным

 

вопросам

Тибету

 

и

 

Далай

 

Ламе

контролируемой

 

Пакистаном

 

территории

 

Кашмира

 – 

а

 

также

 

большую

 

шумиху

 

вокруг

 

этих

 

вопросов

 

в

 

СМИ

 

и

 

в

 

рамках

 

протестов

 

активистов

обе

 

стороны

 

(

особенно

 

Индия

как

 

председатель

 

встречи

сделали

 

все

 

возможное

 

с

 

тем

чтобы

 

не

 

позволить

 

этим

 

фактам

 

проникнуть

 

в

 

повестку

 

дня

 

и

 

по

-

мешать

 

лидерам

 

конструктивно

 

обсудить

 

намеченные

 

вопросы