ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2613
Скачиваний: 1
Око
нч
ан
ие
табл
. 11
2000
2001
2
002
2003
2
004
2005
2
006
2007
2
008
2009
2
010
БРИКС
Бр
азилия
2
-2
2
0 10
3 28
7 20
-1
0
12
Китай
1
7
3
3
5
12 21
22 52
57 68
Индия
1
1 2
2 2
3
14
17
19
16
15
Россия
3
3
4
10 14
13 23
46 56
44 52
Южная
Африка
0
-3
0 1
1 1
6 3
-3
1
0
memo
Яп
он
ия
32
38 32
29 31
46 50
74 12
8
75 56
Герм
ания
57
40
19 6
21 76
11
9
17
1
77 78
10
5
Южна
я
Корея
4
2 3
4 6
6 11
20
20
17
19
Велик
о
-
бр
ит
ан
ия
23
3
59 50
62 91
81 86
27
2
16
1
44 11
От
-
ток
США
14
3
12
5
13
5 12
9
29
5 15
22
4 39
4
30
8 28
3
32
9
Ист
оч
ни
к
:
UN
CTAD
.
301
302
IV.
ВОЗМОЖНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
МОДЕРНИЗАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИИ
ЧЕРЕЗ
СОТРУДНИЧЕСТВО
С
ПАРТНЕРАМИ
ПО
БРИКС
4.1.
ВОЗМОЖНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
В
РАМКАХ
БРИКС
В
.
П
.
Оболенский
,
д
.
э
.
н
.,
Институт
экономики
РАН
О
.
О
.
Комолов
,
Институт
экономики
РАН
Экономический
обмен
с
внешним
миром
выступает
в
роли
катализатора
экономического
развития
в
подавляющем
большинстве
стран
.
Поэтому
участники
форума
БРИКС
объ
-
ективно
заинтересованы
в
наращивании
объемов
двусторон
-
него
и
многостороннего
экономического
сотрудничества
,
ко
-
торое
может
способствовать
решению
стоящих
перед
ними
ключевых
социально
-
экономических
задач
:
поддержанию
стабильного
экономического
роста
,
обеспечению
занятости
,
росту
доходов
и
повышению
жизненного
уровня
населения
.
Совместные
действия
в
валютно
-
финансовой
сфере
.
В
ближайшее
время
представляется
целесообразным
скон
-
центрировать
общие
усилия
стран
«
пятерки
»
на
реализации
уже
имеющихся
договоренностей
.
Они
,
в
частности
,
зафик
-
сированы
в
Делийской
декларации
саммита
БРИКС
2012
г
.
Речь
должна
идти
,
прежде
всего
,
об
открытии
взаимных
кре
-
дитных
линий
в
национальных
валютах
,
для
чего
потребует
-
ся
подписать
соответствующие
двусторонние
соглашения
:
303
упомянутая
декларация
носит
рамочный
характер
и
предпо
-
лагает
,
что
именно
такими
соглашениями
будут
регламенти
-
роваться
лимиты
,
использование
и
обслуживание
кредитных
линий
.
Основную
роль
в
становлении
и
совершенствовании
механизмов
взаимного
кредитования
предстоит
сыграть
экс
-
портно
-
импортным
банкам
и
банкам
развития
«
пятерки
».
В
перспективе
вероятен
постепенный
перехода
к
расче
-
там
в
национальных
валютах
по
торговым
и
неторговым
операциям
.
В
дальнейшем
потребуется
поэтапно
и
с
учетом
реальных
потребностей
в
обслуживании
внешнеэкономиче
-
ских
сделок
вводить
национальные
валюты
каждой
из
стран
в
число
валют
,
торгуемых
на
валютных
биржах
стран
-
партнеров
,
как
это
уже
сделано
Китаем
и
Россией
в
отноше
-
нии
рубля
и
юаня
соответственно
.
Переход
на
национальные
валюты
в
расчетах
может
по
-
зволить
странам
«
пятерки
»
снизить
зависимость
от
колеба
-
ний
курсов
резервных
валют
и
избавит
их
от
необходимости
накапливать
только
эти
валюты
для
поддержания
равновесия
платежных
балансов
.
В
будущем
,
в
зависимости
от
скорости
этого
перехода
,
возможно
,
потребуется
определить
возмож
-
ности
использования
единой
валюты
или
нового
способа
многосторонних
расчетов
.
Одним
из
важных
финансовых
проектов
БРИКС
может
стать
создание
Банка
развития
,
основной
функцией
которого
должна
быть
мобилизация
ресурсов
для
реализации
проек
-
тов
,
связанных
с
расширением
инфраструктуры
и
обеспече
-
нием
устойчивого
роста
в
странах
БРИКС
и
развивающихся
странах
.
Капитал
нового
банка
может
быть
сформирован
за
счет
части
валютных
резервов
стран
БРИКС
:
на
их
долю
в
настоящее
время
приходится
более
40%
валютных
резервов
всех
стран
мира
.
1
1
International Financial Statistics Database – www.imf.org.
304
Наиболее
значимыми
для
«
пятерки
»
инфраструктур
-
ными
проектами
,
финансируемые
единым
банком
развития
,
могли
бы
стать
:
-
предлагаемое
Южной
Африкой
создание
африканско
-
го
коридора
Север
-
Юг
,
проходящего
через
30
стран
и
при
-
званного
стать
«
транспортным
хребтом
»
Африки
;
-
расширение
и
обустройство
российских
железнодо
-
рожных
магистралей
,
связывающих
Европу
с
Азией
и
слу
-
жащих
удобным
транзитным
трансконтинентальным
мостом
для
доставки
внешнеторговых
грузов
;
-
налаживание
регулярных
перевозок
по
Великому
шелковому
пути
.
В
ходе
определения
характера
проектов
общего
финан
-
сирования
можно
было
бы
,
на
наш
взгляд
,
обсудить
возмож
-
ность
использования
средств
Банка
на
реализацию
отдель
-
ных
программ
,
связанных
с
разведкой
и
добычей
природных
ресурсов
,
по
запасам
которых
страны
БРИКС
занимают
до
-
минирующие
позиции
.
На
Бразилию
,
например
,
приходится
98%
разведанных
запасов
ниобия
,
на
Китай
– 73%
висмута
и
62%
вольфрама
,
на
Россию
– 38%
ванадия
.
Китай
лидирует
по
добыче
свинца
,
цинка
,
олова
,
золота
,
производству
алю
-
мината
и
черновой
меди
,
Бразилия
–
железной
руды
,
Рос
-
сия
–
никеля
.
РФ
–
крупнейший
производитель
углеводо
-
родов
.
1
Предстоит
также
наполнить
конкретным
содержанием
анонсированную
в
середине
ноября
2012
г
.
идею
создания
общего
антикризисного
фонда
«
пятерки
».
На
финансирова
-
ние
из
средств
фонда
смогут
претендовать
государства
,
ко
-
торые
столкнутся
с
дефицитом
платежных
балансов
и
крат
-
косрочной
ликвидности
.
Предполагается
,
что
фонд
,
как
и
ка
-
питал
банка
развития
,
будет
сформирован
за
счет
валютных
1
Бобровников
А
.
В
.
Позиции
старых
и
новых
центров
в
мировой
экономи
-
ке
:
потенциал
и
условия
восхождения
. – http//www.mid.ru/brics.ns./
WEBforumBric/CFC1509DE200FF2DC
305
резервов
стран
-
участниц
.
Пока
не
определено
,
из
каких
ва
-
лют
будет
формироваться
фонд
,
окончательно
не
установле
-
но
,
каков
будет
размер
фонда
.
Международные
эксперты
между
тем
отмечают
,
что
создание
фонда
–
реакция
БРИКС
на
доминирование
МВФ
и
Всемирного
банка
в
сфере
межгосударственного
финансиро
-
вания
,
начало
деятельности
фонда
может
подтолкнуть
пока
еще
вялое
реформирование
уже
существующих
институтов
.
1
Важную
роль
в
создании
новых
производств
путем
осуществления
взаимных
прямых
инвестиций
(
ПИ
)
могли
бы
сыграть
двусторонние
совместные
фонды
ПИ
стран
БРИКС
,
которые
бы
отбирали
и
реализовывали
инвестиционные
про
-
екты
.
Такая
форма
сотрудничества
уже
доказала
свою
эф
-
фективность
,
в
частности
,
в
отношениях
с
Китаем
:
создан
российско
-
китайский
инвестиционный
фонд
с
капиталом
свыше
2
млрд
.
долл
.
Предусматривается
,
что
не
менее
70%
его
капитала
будет
инвестироваться
в
проекты
на
территории
России
и
других
стран
СНГ
,
до
30% –
в
китайские
проекты
с
участием
российских
компаний
.
2
В
целом
такие
двусторон
-
ние
фонды
могли
бы
стать
полезным
инструментом
управле
-
ния
взаимными
инвестициями
стран
БРИКС
.
Определенную
экономическую
отдачу
странам
БРИКС
может
принести
альянс
бирж
,
который
создан
(
октябрь
2011
г
.)
для
активизации
привлечения
на
национальные
фон
-
довые
рынки
международных
инвесторов
и
повышения
лик
-
видности
площадок
.
В
альянс
вошли
бразильская
фондовая
биржа
BM&F BOVESPA,
российская
биржа
ММВБ
(
нахо
-
дится
в
процессе
интеграции
с
группой
РТС
),
Корпорация
бирж
и
клиринговых
организаций
Гонконга
НКЕх
(
Китай
)
и
1
Агентство
Reuters,
например
,
приводит
в
сообщении
о
создании
фонда
подобное
высказывание
на
этот
счет
профессора
Корнельского
универси
-
тета
Э
.
Прасада
– www.banki.ru
2
Хейфец
Б
.
А
.
Спрос
на
новые
институты
.
Деловая
газета
«
Взгляд
».
http://www.vz.ru/opinions /2012/11/15/607059
306
Фондовая
биржа
Йоханнесбурга
JSE (
Южная
Африка
).
На
-
циональная
фондовая
биржа
Индии
(NSE)
и
Бомбейская
фондовая
биржа
(
Индия
)
намерены
примкнуть
к
альянсу
по
-
сле
завершения
выполнения
всех
формальных
требований
к
участникам
альянса
.
По
данным
Всемирной
федерации
бирж
(WFE),
сово
-
купная
рыночная
капитализация
компаний
,
чьи
акции
тор
-
гуются
на
шести
биржевых
площадках
БРИКС
,
превышает
9
трлн
.
долларов
США
,
а
общее
количество
эмитентов
–
9,5
тысяч
компаний
.
По
данным
Futures Industry Association,
на
долю
данных
бирж
приходится
18%
мирового
объема
торгов
биржевыми
производными
финансовыми
инструмен
-
тами
.
Используя
преимущества
альянса
,
инвесторы
смогут
получать
более
широкий
доступ
к
производным
инструмен
-
там
на
основные
фондовые
индексы
стран
БРИКС
,
которые
будут
торговаться
на
площадках
стран
альянса
в
местных
ва
-
лютах
.
Сотрудничество
бирж
будет
включать
в
себя
даль
-
нейшее
развитие
совместных
продуктов
и
разработку
новых
услуг
.
Укрепление
взаимодействия
в
финансовой
и
валютной
сферах
позволит
:
-
дать
импульс
сотрудничеству
в
таких
важных
облас
-
тях
,
как
добыча
и
экспорт
природных
ресурсов
,
новые
и
вы
-
сокие
технологии
и
охрана
окружающей
среды
,
что
немало
-
важно
для
каждой
из
стран
;
-
расширить
сотрудничество
на
рынке
капитала
,
вклю
-
чая
выпуск
облигаций
и
котировку
акций
предприятий
на
фондовых
биржах
;
-
более
эффективно
решать
вопросы
прогнозирования
за
счёт
обмена
информацией
между
банками
-
членами
о
фи
-
нансово
-
экономической
ситуации
и
финансировании
проек
-
тов
.
Еще
одной
сферой
,
в
которой
возможно
взаимовыгод
-
ное
взаимодействие
стран
БРИКС
,
может
стать
обмен
опы
-
307
том
проведения
экономической
политики
по
конкретным
ее
направлениям
.
Такая
форма
сотрудничества
широко
рас
-
пространена
в
ОЭСР
,
где
страны
-
члены
имеют
прямой
и
практически
неограниченный
доступ
к
так
называемой
best
practice –
опыту
регулирования
рыночной
экономики
,
накоп
-
ленному
ведущими
странами
за
длительный
период
,
в
том
числе
и
к
конфиденциальной
информации
.
Налаживание
та
-
кого
сотрудничества
имело
бы
важное
практическое
значе
-
ние
.
Кроме
того
,
оно
стало
бы
своеобразной
подготовкой
стран
«
пятерки
»
к
членству
в
ОЭСР
:
Россия
,
как
известно
,
вошла
в
первую
«
волну
расширения
»
этой
организации
и
ве
-
дет
переговоры
о
своем
вступлении
в
нее
,
а
все
остальные
участники
БРИКС
входят
во
вторую
«
волну
расширения
»
и
,
вероятно
,
начнут
такие
переговоры
в
ближайшее
время
.
Выработка
позиции
БРИКС
в
отношении
реформи
-
рования
мировой
финансовой
системы
и
правил
между
-
народного
торгового
обмена
.
Первоочередной
задачей
мирового
сообщества
после
глобального
кризиса
G20
признает
смягчение
или
ликвида
-
цию
так
называемых
«
чрезмерных
глобальных
дисбалансов
»,
способствующих
зарождению
кризисов
.
Главы
финансовых
ведомств
«
группы
двадцати
»
в
феврале
2011
г
.,
несмотря
на
острые
разногласия
,
согласовали
набор
показателей
,
с
помо
-
щью
которых
предполагается
определять
возникновение
в
отдельных
странах
финансовых
и
экономических
дисбалан
-
сов
.
К
ним
отнесены
уровень
государственного
долга
и
бюд
-
жетного
дефицита
,
доля
доходов
населения
,
направляемых
на
сбережения
,
долг
частного
сектора
,
внешние
дисбалансы
,
состоящие
из
торгового
баланса
,
чистого
притока
инвести
-
ций
и
их
трансфертов
.
В
этой
связи
странам
БРИКС
можно
было
бы
высту
-
пить
в
рамках
G20
с
инициативой
направить
усилия
прави
-
тельств
«
двадцатки
»
на
проведение
ответственной
экономи
-
ческой
политики
и
предложить
начать
разработку
междуна
-
родного
соглашения
о
принципах
осуществления
такой
по
-
308
литики
,
которое
было
бы
более
обязывающим
,
чем
Мааст
-
рихтские
соглашения
ЕС
.
Работа
над
проектом
такого
согла
-
шения
могла
бы
вестись
,
скорее
всего
,
в
рамках
ОЭСР
,
яв
-
ляющейся
на
сегодня
наиболее
подготовленной
площадкой
для
координации
макроэкономической
политики
.
Позиция
«
пятерки
»
могла
бы
заключаться
также
в
том
,
что
со
стороны
МВФ
должны
осуществляться
непрерывный
мониторинг
и
жесткий
контроль
за
проводимой
правительст
-
вами
«
двадцатки
»
экономической
политикой
,
прежде
всего
тех
ее
аспектов
,
которые
определяют
стабильность
их
фи
-
нансовых
систем
.
МВФ
уже
ввел
обязательную
проверку
в
отношении
25
стран
мира
,
обладающих
крупнейшими
фи
-
нансовыми
системами
.
Она
включает
в
себя
изучение
ста
-
бильности
банковской
системы
и
финансового
сектора
,
про
-
ведение
стресс
-
тестов
,
оценку
качества
банков
,
страховых
компаний
,
уровня
надзора
по
сравнению
с
международными
стандартами
,
готовность
властей
принимать
меры
в
случае
системных
сбоев
.
Результаты
таких
проверок
можно
было
бы
обсуждать
в
ходе
встреч
руководителей
финансовых
органов
G20
и
в
случае
необходимости
договариваться
о
совместном
осуществлении
мер
,
направленных
на
купирование
возмож
-
ных
кризисных
ситуаций
.
Предлагаемый
подход
несколько
отличается
от
вырабо
-
танной
Минфином
позиции
России
на
период
ее
предстоя
-
щего
председательства
в
«
двадцатке
».
Минфин
считает
,
что
одним
из
ощутимых
результатов
российского
председатель
-
ства
могло
бы
стать
принятие
Санкт
-
Петербургского
плана
действий
,
который
включал
бы
в
себя
обязательства
членов
G20
по
достижению
определенных
показателей
по
уровню
госдолга
к
ВВП
и
сокращению
бюджетных
дефицитов
.
1
Од
-
нако
он
оставляет
без
внимания
другие
индикаторы
финан
-
1
Россия
научит
мир
экономить
. FINMARKET.RU – http://news.mail.ru/
politics/10850732
309
совой
стабильности
,
о
которых
уже
договорились
руководи
-
тели
финансовых
ведомств
группы
«
двадцати
».
Поле
для
выработки
общего
подхода
БРИКС
к
вопро
-
сам
выработки
новых
правил
многостороннего
регулирова
-
ния
мировой
торговли
не
слишком
обширно
.
Но
оно
всё
же
существует
.
При
этом
следует
иметь
в
виду
,
что
новые
«
пра
-
вила
игры
»
обсуждаются
и
принимаются
исключительно
в
ходе
многосторонних
торговых
переговоров
.
Поэтому
часть
этих
вопросов
относится
к
повестке
дня
длящегося
уже
11
лет
Дохийского
раунда
таких
переговоров
,
а
часть
–
к
пер
-
спективным
,
связанным
с
будущими
переговорами
в
рамках
ВТО
.
Повестка
дня
Дохийского
раунда
определена
,
направ
-
лениями
переговоров
обозначены
четыре
области
:
сельское
хозяйство
,
доступ
на
рынки
несельскохозяйственных
това
-
ров
,
услуги
и
развитие
,
меры
содействия
торговле
.
Включе
-
ние
новых
дополнительных
вопросов
в
повестку
дня
,
на
со
-
гласование
которой
ВТО
затратила
четыре
года
,
проблема
-
тично
,
если
вообще
возможно
.
Переговоры
раунда
находятся
в
тупике
,
несмотря
на
постоянные
ритуальные
заклинания
«
двадцатки
»
приложить
все
усилия
к
тому
,
чтобы
их
,
наконец
,
завершить
.
Причины
этого
состоят
,
во
-
первых
,
в
отказе
ведущих
развивающихся
стран
открыть
свои
рынки
для
западных
товаров
и
услуг
,
и
,
во
-
вторых
,
в
упорном
стремлении
развитых
стран
добиться
либерализации
доступа
на
развивающиеся
рынки
,
их
отказе
отменить
экспортные
субсидии
на
сельскохозяйственные
то
-
вары
и
существенно
сократить
государственную
поддержку
аграрного
сектора
,
нежелание
«
узаконить
»
дифференциро
-
ванный
и
более
благоприятный
режим
для
развивающихся
стран
,
существовавший
ранее
в
ГАТТ
.
1
Сложившаяся
ситуа
-
1
Подробнее
см
.
Дюмулен
И
.
И
.
Протекционизм
и
многосторонние
перего
-
воры
ВТО
в
годы
глобального
экономического
кризиса
(2008-
2010
гг
.) //
Российский
внешнеэкономический
вестник
. 2011,
№
6.
310
ция
–
очевидное
свидетельство
проявления
экономического
национализма
,
проявления
того
,
что
национальные
интересы
часто
берут
верх
над
глобальными
.
Тем
не
менее
,
непредвзятый
анализ
показывает
,
что
по
-
ле
для
нахождения
компромисса
все
же
существует
:
разви
-
вающиеся
страны
могли
бы
пойти
на
некоторое
облегчение
доступа
на
свои
рынки
промышленных
товаров
,
а
развитые
–
на
снижение
уровня
аграрного
протекционизма
,
включая
ме
-
ры
государственной
поддержки
.
Оттолкнуться
при
этом
можно
было
бы
от
«
июльского
пакета
»
ВТО
(2008
г
.),
в
ко
-
тором
очерчивались
контуры
возможных
договоренностей
раунда
.
Основываясь
на
таком
подходе
,
можно
было
бы
про
-
вести
консультации
экспертов
по
этой
теме
в
рамках
БРИКС
.
При
этом
собственная
,
индивидуальная
позиция
Рос
-
сии
,
как
представляется
,
может
заключаться
в
том
,
что
в
те
-
чение
семилетнего
переходного
периода
после
присоедине
-
ния
к
ВТО
наша
страна
будет
полностью
выполнять
взятые
на
себя
обязательства
по
либерализации
доступа
на
рынки
товаров
и
услуг
,
защите
прав
интеллектуальной
собственно
-
сти
и
в
отношении
т
.
н
.
системных
вопросов
.
Однако
вне
за
-
висимости
от
уровней
снижения
торговых
барьеров
,
о
кото
-
рых
договорятся
страны
ВТО
в
ходе
переговоров
Дохийского
раунда
,
Россия
свои
собственные
барьеры
дополнительно
снижать
не
намерена
:
отечественному
бизнесу
требуется
время
для
адаптации
к
деятельности
в
тех
условиях
,
которые
год
назад
одобрены
ВТО
.
Вопрос
о
новых
направлениях
дальнейшей
деятельно
-
сти
ВТО
может
возникнуть
после
завершения
Дохийского
раунда
.
В
принципе
,
эти
направления
уже
обозначены
и
по
ним
в
органах
ВТО
достаточно
долго
ведется
регулярная
ис
-
следовательская
работа
.
К
таким
вопросам
отнесены
:
торгов
-
ля
и
конкурентная
политика
,
торговля
и
инвестиции
,
торгов
-
ля
и
экология
,
прозрачность
правительственных
закупок
,
а
также
электронная
торговля
.