Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2613

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

Око

нч

ан

ие

 

табл

. 11 

 

 

 

2000

 

2001

 2

002

 

2003

 2

004

 

2005

 2

006

 

2007

 2

008

 

2009

 2

010

 

БРИКС

 

Бр

азилия

 

-2 

0 10 

3 28 

7 20 

-1

12 

Китай

 

12 21 

22 52 

57 68 

Индия

 

1 2 

2 2 

14 

17 

19 

16 

15 

Россия

 

10 14 

13 23 

46 56 

44 52 

Южная

 

Африка

 

-3 

0 1 

1 1 

6 3 

-3 

memo 

Яп

он

ия

 

32 

38 32 

29 31 

46 50 

74 12

75 56 

Герм

ания

 

57 

40 

19 6 

21 76 

11

17

77 78 

10

Южна

я

 

Корея

 

2 3 

4 6 

6 11 

20 

20 

17 

19 

Велик

о

-

бр

ит

ан

ия

 

23

59 50 

62 91 

81 86 

27

16

44 11 

От

-

ток

 

США

 

14

12

13

5 12

29

5 15 

22

4 39

30

8 28

32

 

Ист

оч

ни

к

UN

CTAD

 

 

301 

 

302

IV. 

ВОЗМОЖНОСТИ

 

РЕАЛИЗАЦИИ

  

ПОТРЕБНОСТЕЙ

 

МОДЕРНИЗАЦИОННОГО

  

РАЗВИТИЯ

 

РОССИИ

 

ЧЕРЕЗ

 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 

С

 

ПАРТНЕРАМИ

 

ПО

 

БРИКС

 

 

 
 
 
 
 

4.1. 

ВОЗМОЖНОСТИ

 

ЭКОНОМИЧЕСКОГО

  

СОТРУДНИЧЕСТВА

 

В

 

РАМКАХ

 

БРИКС

 

 

В

.

П

Оболенский

д

.

э

.

н

., 

Институт

 

экономики

 

РАН

 

О

.

О

Комолов

Институт

 

экономики

 

РАН

 

 
 

Экономический

 

обмен

 

с

 

внешним

 

миром

 

выступает

 

в

 

роли

 

катализатора

 

экономического

 

развития

 

в

 

подавляющем

 

большинстве

 

стран

Поэтому

 

участники

 

форума

 

БРИКС

 

объ

-

ективно

 

заинтересованы

 

в

 

наращивании

 

объемов

 

двусторон

-

него

 

и

 

многостороннего

 

экономического

 

сотрудничества

ко

-

торое

 

может

 

способствовать

 

решению

 

стоящих

 

перед

 

ними

 

ключевых

 

социально

-

экономических

 

задач

поддержанию

 

стабильного

 

экономического

 

роста

обеспечению

 

занятости

росту

 

доходов

 

и

 

повышению

 

жизненного

 

уровня

 

населения

Совместные

 

действия

 

в

 

валютно

-

финансовой

 

сфере

В

 

ближайшее

 

время

 

представляется

 

целесообразным

 

скон

-

центрировать

 

общие

 

усилия

 

стран

  «

пятерки

» 

на

 

реализации

 

уже

 

имеющихся

 

договоренностей

Они

в

 

частности

зафик

-

сированы

 

в

 

Делийской

 

декларации

 

саммита

 

БРИКС

 2012 

г

Речь

 

должна

 

идти

прежде

 

всего

об

 

открытии

 

взаимных

 

кре

-

дитных

 

линий

 

в

 

национальных

 

валютах

для

 

чего

 

потребует

-

ся

 

подписать

 

соответствующие

 

двусторонние

 

соглашения


background image

 

303

упомянутая

 

декларация

 

носит

 

рамочный

 

характер

 

и

 

предпо

-

лагает

что

 

именно

 

такими

 

соглашениями

 

будут

 

регламенти

-

роваться

 

лимиты

использование

 

и

 

обслуживание

 

кредитных

 

линий

Основную

 

роль

 

в

 

становлении

 

и

 

совершенствовании

 

механизмов

 

взаимного

 

кредитования

 

предстоит

 

сыграть

 

экс

-

портно

-

импортным

 

банкам

 

и

 

банкам

 

развития

 «

пятерки

». 

В

 

перспективе

 

вероятен

 

постепенный

 

перехода

 

к

 

расче

-

там

 

в

 

национальных

 

валютах

 

по

 

торговым

 

и

 

неторговым

 

операциям

В

 

дальнейшем

 

потребуется

 

поэтапно

 

и

 

с

 

учетом

 

реальных

 

потребностей

 

в

 

обслуживании

 

внешнеэкономиче

-

ских

 

сделок

 

вводить

 

национальные

 

валюты

 

каждой

 

из

 

стран

 

в

 

число

 

валют

торгуемых

 

на

 

валютных

 

биржах

 

стран

-

партнеров

как

 

это

 

уже

 

сделано

 

Китаем

 

и

 

Россией

 

в

 

отноше

-

нии

 

рубля

 

и

 

юаня

 

соответственно

Переход

 

на

 

национальные

 

валюты

 

в

 

расчетах

 

может

 

по

-

зволить

 

странам

  «

пятерки

» 

снизить

 

зависимость

 

от

 

колеба

-

ний

 

курсов

 

резервных

 

валют

 

и

 

избавит

 

их

 

от

 

необходимости

 

накапливать

 

только

 

эти

 

валюты

 

для

 

поддержания

 

равновесия

 

платежных

 

балансов

В

 

будущем

в

 

зависимости

 

от

 

скорости

 

этого

 

перехода

возможно

потребуется

 

определить

 

возмож

-

ности

 

использования

 

единой

 

валюты

 

или

 

нового

 

способа

 

многосторонних

 

расчетов

Одним

 

из

 

важных

 

финансовых

 

проектов

 

БРИКС

 

может

 

стать

 

создание

 

Банка

 

развития

основной

 

функцией

 

которого

 

должна

 

быть

 

мобилизация

 

ресурсов

 

для

 

реализации

 

проек

-

тов

связанных

 

с

 

расширением

 

инфраструктуры

 

и

 

обеспече

-

нием

 

устойчивого

 

роста

 

в

 

странах

 

БРИКС

 

и

 

развивающихся

 

странах

Капитал

 

нового

 

банка

 

может

 

быть

 

сформирован

 

за

 

счет

 

части

 

валютных

 

резервов

 

стран

 

БРИКС

на

 

их

 

долю

 

в

 

настоящее

 

время

 

приходится

 

более

 40% 

валютных

 

резервов

 

всех

 

стран

 

мира

.

1

 

                                                 

1

 International Financial Statistics Database – www.imf.org. 

 

304

Наиболее

 

значимыми

 

для

  «

пятерки

» 

инфраструктур

-

ными

 

проектами

финансируемые

 

единым

 

банком

 

развития

могли

 

бы

 

стать

предлагаемое

 

Южной

 

Африкой

 

создание

 

африканско

-

го

 

коридора

 

Север

-

Юг

проходящего

 

через

 30 

стран

 

и

 

при

-

званного

 

стать

 «

транспортным

 

хребтом

» 

Африки

расширение

 

и

 

обустройство

 

российских

 

железнодо

-

рожных

 

магистралей

связывающих

 

Европу

 

с

 

Азией

 

и

 

слу

-

жащих

 

удобным

 

транзитным

 

трансконтинентальным

 

мостом

 

для

 

доставки

 

внешнеторговых

 

грузов

налаживание

 

регулярных

 

перевозок

 

по

 

Великому

 

шелковому

 

пути

В

 

ходе

 

определения

 

характера

 

проектов

 

общего

 

финан

-

сирования

 

можно

 

было

 

бы

на

 

наш

 

взгляд

обсудить

 

возмож

-

ность

 

использования

 

средств

 

Банка

 

на

 

реализацию

 

отдель

-

ных

 

программ

связанных

 

с

 

разведкой

 

и

 

добычей

 

природных

 

ресурсов

по

 

запасам

 

которых

 

страны

 

БРИКС

 

занимают

 

до

-

минирующие

 

позиции

На

 

Бразилию

например

приходится

 

98% 

разведанных

 

запасов

 

ниобия

на

 

Китай

 – 73% 

висмута

 

и

 

62% 

вольфрама

на

 

Россию

 – 38% 

ванадия

Китай

 

лидирует

 

по

 

добыче

 

свинца

цинка

олова

золота

производству

 

алю

-

мината

 

и

 

черновой

 

меди

Бразилия

 – 

железной

 

руды

Рос

сия

 – 

никеля

РФ

 – 

крупнейший

 

производитель

 

углеводо

-

родов

.

1

 

Предстоит

 

также

 

наполнить

 

конкретным

 

содержанием

 

анонсированную

 

в

 

середине

 

ноября

 2012 

г

идею

 

создания

 

общего

 

антикризисного

 

фонда

  «

пятерки

». 

На

 

финансирова

-

ние

 

из

 

средств

 

фонда

 

смогут

 

претендовать

 

государства

ко

-

торые

 

столкнутся

 

с

 

дефицитом

 

платежных

 

балансов

 

и

 

крат

-

косрочной

 

ликвидности

Предполагается

что

 

фонд

как

 

и

 

ка

-

питал

 

банка

 

развития

будет

 

сформирован

 

за

 

счет

 

валютных

 

                                                 

1

 

Бобровников

 

А

.

В

.

 

Позиции

 

старых

 

и

 

новых

 

центров

 

в

 

мировой

 

экономи

-

ке

потенциал

 

и

 

условия

 

восхождения

. – http//www.mid.ru/brics.ns./ 

WEBforumBric/CFC1509DE200FF2DC  


background image

 

305

резервов

 

стран

-

участниц

Пока

 

не

 

определено

из

 

каких

 

ва

-

лют

 

будет

 

формироваться

 

фонд

окончательно

 

не

 

установле

-

но

каков

 

будет

 

размер

 

фонда

Международные

 

эксперты

 

между

 

тем

 

отмечают

что

 

создание

 

фонда

 – 

реакция

 

БРИКС

 

на

 

доминирование

 

МВФ

 

и

 

Всемирного

 

банка

 

в

 

сфере

 

межгосударственного

 

финансиро

-

вания

начало

 

деятельности

 

фонда

 

может

 

подтолкнуть

 

пока

 

еще

 

вялое

 

реформирование

 

уже

 

существующих

 

институтов

.

1

 

Важную

 

роль

 

в

 

создании

 

новых

 

производств

 

путем

 

осуществления

 

взаимных

 

прямых

 

инвестиций

 (

ПИ

могли

 

бы

 

сыграть

 

двусторонние

 

совместные

 

фонды

 

ПИ

 

стран

 

БРИКС

которые

 

бы

 

отбирали

 

и

 

реализовывали

 

инвестиционные

 

про

-

екты

Такая

 

форма

 

сотрудничества

 

уже

 

доказала

 

свою

 

эф

-

фективность

в

 

частности

в

 

отношениях

 

с

 

Китаем

создан

 

российско

-

китайский

 

инвестиционный

 

фонд

 

с

 

капиталом

 

свыше

 2 

млрд

долл

Предусматривается

что

 

не

 

менее

 70% 

его

 

капитала

 

будет

 

инвестироваться

 

в

 

проекты

 

на

 

территории

 

России

 

и

 

других

 

стран

 

СНГ

до

 30% – 

в

 

китайские

 

проекты

 

с

 

участием

 

российских

 

компаний

.

2

 

В

 

целом

 

такие

 

двусторон

-

ние

 

фонды

 

могли

 

бы

 

стать

 

полезным

 

инструментом

 

управле

-

ния

 

взаимными

 

инвестициями

 

стран

 

БРИКС

Определенную

 

экономическую

 

отдачу

 

странам

 

БРИКС

 

может

 

принести

 

альянс

 

бирж

,

 

который

 

создан

  (

октябрь

  

2011 

г

.) 

для

 

активизации

 

привлечения

 

на

 

национальные

 

фон

-

довые

 

рынки

 

международных

 

инвесторов

 

и

 

повышения

 

лик

-

видности

 

площадок

В

 

альянс

 

вошли

 

бразильская

 

фондовая

 

биржа

 BM&F BOVESPA, 

российская

 

биржа

 

ММВБ

  (

нахо

-

дится

 

в

 

процессе

 

интеграции

 

с

 

группой

 

РТС

), 

Корпорация

 

бирж

 

и

 

клиринговых

 

организаций

 

Гонконга

 

НКЕх

 (

Китай

и

 

                                                 

1

 

Агентство

 Reuters, 

например

приводит

 

в

 

сообщении

 

о

 

создании

 

фонда

 

подобное

 

высказывание

 

на

 

этот

 

счет

 

профессора

 

Корнельского

 

универси

-

тета

 

Э

.

Прасада

 – www.banki.ru 

2

 

Хейфец

 

Б

.

А

.

 

Спрос

 

на

 

новые

 

институты

Деловая

 

газета

  «

Взгляд

». 

http://www.vz.ru/opinions /2012/11/15/607059 

 

306

Фондовая

 

биржа

 

Йоханнесбурга

 JSE (

Южная

 

Африка

). 

На

-

циональная

 

фондовая

 

биржа

 

Индии

 (NSE) 

и

 

Бомбейская

 

фондовая

 

биржа

 (

Индия

намерены

 

примкнуть

 

к

 

альянсу

 

по

-

сле

 

завершения

 

выполнения

 

всех

 

формальных

 

требований

 

к

 

участникам

 

альянса

По

 

данным

 

Всемирной

 

федерации

 

бирж

 (WFE), 

сово

-

купная

 

рыночная

 

капитализация

 

компаний

чьи

 

акции

 

тор

-

гуются

 

на

 

шести

 

биржевых

 

площадках

 

БРИКС

превышает

  

трлн

долларов

 

США

а

 

общее

 

количество

 

эмитентов

 –  

9,5 

тысяч

 

компаний

По

 

данным

 Futures Industry Association, 

на

 

долю

 

данных

 

бирж

 

приходится

 18% 

мирового

 

объема

  

торгов

 

биржевыми

 

производными

 

финансовыми

 

инструмен

-

тами

Используя

 

преимущества

 

альянса

инвесторы

 

смогут

 

получать

 

более

 

широкий

 

доступ

 

к

 

производным

 

инструмен

-

там

 

на

 

основные

 

фондовые

 

индексы

 

стран

 

БРИКС

которые

 

будут

 

торговаться

 

на

 

площадках

 

стран

 

альянса

 

в

 

местных

 

ва

-

лютах

Сотрудничество

 

бирж

 

будет

 

включать

 

в

 

себя

 

даль

-

нейшее

 

развитие

 

совместных

 

продуктов

 

и

 

разработку

 

новых

 

услуг

Укрепление

 

взаимодействия

 

в

 

финансовой

 

и

 

валютной

 

сферах

 

позволит

дать

 

импульс

 

сотрудничеству

 

в

 

таких

 

важных

 

облас

-

тях

как

 

добыча

 

и

 

экспорт

 

природных

 

ресурсов

новые

 

и

 

вы

-

сокие

 

технологии

 

и

 

охрана

 

окружающей

 

среды

что

 

немало

-

важно

 

для

 

каждой

 

из

 

стран

расширить

 

сотрудничество

 

на

 

рынке

 

капитала

вклю

-

чая

 

выпуск

 

облигаций

 

и

 

котировку

 

акций

 

предприятий

 

на

 

фондовых

 

биржах

более

 

эффективно

 

решать

 

вопросы

 

прогнозирования

 

за

 

счёт

 

обмена

 

информацией

 

между

 

банками

-

членами

 

о

 

фи

-

нансово

-

экономической

 

ситуации

 

и

 

финансировании

 

проек

-

тов

Еще

 

одной

 

сферой

в

 

которой

 

возможно

 

взаимовыгод

-

ное

 

взаимодействие

 

стран

 

БРИКС

может

 

стать

 

обмен

 

опы

-


background image

 

307

том

 

проведения

 

экономической

 

политики

 

по

 

конкретным

 

ее

 

направлениям

Такая

 

форма

 

сотрудничества

 

широко

 

рас

-

пространена

 

в

 

ОЭСР

где

 

страны

-

члены

 

имеют

 

прямой

 

и

 

практически

 

неограниченный

 

доступ

 

к

 

так

 

называемой

 best 

practice – 

опыту

 

регулирования

 

рыночной

 

экономики

накоп

-

ленному

 

ведущими

 

странами

 

за

 

длительный

 

период

в

 

том

 

числе

 

и

 

к

 

конфиденциальной

 

информации

Налаживание

 

та

-

кого

 

сотрудничества

 

имело

 

бы

 

важное

 

практическое

 

значе

-

ние

Кроме

 

того

оно

 

стало

 

бы

 

своеобразной

 

подготовкой

 

стран

  «

пятерки

» 

к

 

членству

 

в

 

ОЭСР

Россия

как

 

известно

вошла

 

в

 

первую

 «

волну

 

расширения

» 

этой

 

организации

 

и

 

ве

-

дет

 

переговоры

 

о

 

своем

 

вступлении

 

в

 

нее

а

 

все

 

остальные

 

участники

 

БРИКС

 

входят

 

во

 

вторую

 «

волну

 

расширения

» 

и

вероятно

начнут

 

такие

 

переговоры

 

в

 

ближайшее

 

время

Выработка

 

позиции

 

БРИКС

 

в

 

отношении

 

реформи

-

рования

 

мировой

 

финансовой

 

системы

 

и

 

правил

 

между

-

народного

 

торгового

 

обмена

Первоочередной

 

задачей

 

мирового

 

сообщества

 

после

 

глобального

 

кризиса

 G20 

признает

 

смягчение

 

или

 

ликвида

-

цию

 

так

 

называемых

 «

чрезмерных

 

глобальных

 

дисбалансов

», 

способствующих

 

зарождению

 

кризисов

Главы

 

финансовых

 

ведомств

 «

группы

 

двадцати

» 

в

 

феврале

 2011 

г

., 

несмотря

 

на

 

острые

 

разногласия

согласовали

 

набор

 

показателей

с

 

помо

-

щью

 

которых

 

предполагается

 

определять

 

возникновение

 

в

 

отдельных

 

странах

 

финансовых

 

и

 

экономических

 

дисбалан

-

сов

К

 

ним

 

отнесены

 

уровень

 

государственного

 

долга

 

и

 

бюд

-

жетного

 

дефицита

доля

 

доходов

 

населения

направляемых

 

на

 

сбережения

долг

 

частного

 

сектора

внешние

 

дисбалансы

состоящие

 

из

 

торгового

 

баланса

чистого

 

притока

 

инвести

-

ций

 

и

 

их

 

трансфертов

В

 

этой

 

связи

 

странам

 

БРИКС

 

можно

 

было

 

бы

 

высту

-

пить

 

в

 

рамках

 G20 

с

 

инициативой

 

направить

 

усилия

 

прави

-

тельств

  «

двадцатки

» 

на

 

проведение

 

ответственной

 

экономи

-

ческой

 

политики

 

и

 

предложить

 

начать

 

разработку

 

междуна

-

родного

 

соглашения

 

о

 

принципах

 

осуществления

 

такой

 

по

-

 

308

литики

которое

 

было

 

бы

 

более

 

обязывающим

чем

 

Мааст

-

рихтские

 

соглашения

 

ЕС

Работа

 

над

 

проектом

 

такого

 

согла

-

шения

 

могла

 

бы

 

вестись

скорее

 

всего

в

 

рамках

 

ОЭСР

яв

-

ляющейся

 

на

 

сегодня

 

наиболее

 

подготовленной

 

площадкой

 

для

 

координации

 

макроэкономической

 

политики

Позиция

 «

пятерки

» 

могла

 

бы

 

заключаться

 

также

 

в

 

том

что

 

со

 

стороны

 

МВФ

 

должны

 

осуществляться

 

непрерывный

 

мониторинг

 

и

 

жесткий

 

контроль

 

за

 

проводимой

 

правительст

-

вами

  «

двадцатки

» 

экономической

 

политикой

прежде

 

всего

 

тех

 

ее

 

аспектов

которые

 

определяют

 

стабильность

 

их

 

фи

-

нансовых

 

систем

МВФ

 

уже

 

ввел

 

обязательную

 

проверку

 

в

 

отношении

 25 

стран

 

мира

обладающих

 

крупнейшими

 

фи

-

нансовыми

 

системами

Она

 

включает

 

в

 

себя

 

изучение

 

ста

-

бильности

 

банковской

 

системы

 

и

 

финансового

 

сектора

про

-

ведение

 

стресс

-

тестов

оценку

 

качества

 

банков

страховых

 

компаний

уровня

 

надзора

 

по

 

сравнению

 

с

 

международными

 

стандартами

готовность

 

властей

 

принимать

 

меры

 

в

 

случае

 

системных

 

сбоев

Результаты

 

таких

 

проверок

 

можно

 

было

 

бы

 

обсуждать

 

в

 

ходе

 

встреч

 

руководителей

 

финансовых

 

органов

 

G20 

и

 

в

 

случае

 

необходимости

 

договариваться

 

о

 

совместном

 

осуществлении

 

мер

направленных

 

на

 

купирование

 

возмож

-

ных

 

кризисных

 

ситуаций

Предлагаемый

 

подход

 

несколько

 

отличается

 

от

 

вырабо

-

танной

 

Минфином

 

позиции

 

России

 

на

 

период

 

ее

 

предстоя

-

щего

 

председательства

 

в

  «

двадцатке

». 

Минфин

 

считает

что

 

одним

 

из

 

ощутимых

 

результатов

 

российского

 

председатель

-

ства

 

могло

 

бы

 

стать

 

принятие

 

Санкт

-

Петербургского

 

плана

 

действий

который

 

включал

 

бы

 

в

 

себя

 

обязательства

 

членов

 

G20 

по

 

достижению

 

определенных

 

показателей

 

по

 

уровню

 

госдолга

 

к

 

ВВП

 

и

 

сокращению

 

бюджетных

 

дефицитов

.

1

 

Од

-

нако

 

он

 

оставляет

 

без

 

внимания

 

другие

 

индикаторы

 

финан

-

                                                 

1

 

Россия

 

научит

 

мир

 

экономить

. FINMARKET.RU – http://news.mail.ru/ 

politics/10850732    


background image

 

309

совой

 

стабильности

о

 

которых

 

уже

 

договорились

 

руководи

-

тели

 

финансовых

 

ведомств

 

группы

 «

двадцати

». 

Поле

 

для

 

выработки

 

общего

 

подхода

 

БРИКС

 

к

 

вопро

-

сам

 

выработки

 

новых

 

правил

 

многостороннего

 

регулирова

-

ния

 

мировой

 

торговли

 

не

 

слишком

 

обширно

Но

 

оно

 

всё

 

же

 

существует

При

 

этом

 

следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

новые

 «

пра

-

вила

 

игры

» 

обсуждаются

 

и

 

принимаются

 

исключительно

 

в

 

ходе

 

многосторонних

 

торговых

 

переговоров

Поэтому

 

часть

 

этих

 

вопросов

 

относится

 

к

 

повестке

 

дня

 

длящегося

 

уже

  

11 

лет

 

Дохийского

 

раунда

 

таких

 

переговоров

а

 

часть

 – 

к

 

пер

-

спективным

связанным

 

с

 

будущими

 

переговорами

 

в

 

рамках

 

ВТО

Повестка

 

дня

 

Дохийского

 

раунда

 

определена

направ

-

лениями

 

переговоров

 

обозначены

 

четыре

 

области

сельское

 

хозяйство

доступ

 

на

 

рынки

 

несельскохозяйственных

 

това

-

ров

услуги

 

и

 

развитие

меры

 

содействия

 

торговле

Включе

-

ние

 

новых

 

дополнительных

 

вопросов

 

в

 

повестку

 

дня

на

 

со

-

гласование

 

которой

 

ВТО

 

затратила

 

четыре

 

года

проблема

-

тично

если

 

вообще

 

возможно

Переговоры

 

раунда

 

находятся

 

в

 

тупике

несмотря

 

на

 

постоянные

 

ритуальные

 

заклинания

 «

двадцатки

» 

приложить

 

все

 

усилия

 

к

 

тому

чтобы

 

их

наконец

завершить

Причины

 

этого

 

состоят

во

-

первых

в

 

отказе

 

ведущих

 

развивающихся

 

стран

 

открыть

 

свои

 

рынки

 

для

 

западных

 

товаров

 

и

 

услуг

и

во

-

вторых

в

 

упорном

 

стремлении

 

развитых

 

стран

 

добиться

 

либерализации

 

доступа

 

на

 

развивающиеся

 

рынки

их

 

отказе

 

отменить

 

экспортные

 

субсидии

 

на

 

сельскохозяйственные

 

то

-

вары

 

и

 

существенно

 

сократить

 

государственную

 

поддержку

 

аграрного

 

сектора

нежелание

  «

узаконить

» 

дифференциро

-

ванный

 

и

 

более

 

благоприятный

 

режим

 

для

 

развивающихся

 

стран

существовавший

 

ранее

 

в

 

ГАТТ

.

1

 

Сложившаяся

 

ситуа

-

                                                 

1

 

Подробнее

 

см

Дюмулен

 

И

.

И

.

 

Протекционизм

 

и

 

многосторонние

 

перего

-

воры

 

ВТО

 

в

 

годы

 

глобального

 

экономического

 

кризиса

 (2008- 

2010 

гг

.) // 

Российский

 

внешнеэкономический

 

вестник

. 2011, 

 6. 

 

310

ция

 – 

очевидное

 

свидетельство

 

проявления

 

экономического

 

национализма

проявления

 

того

что

 

национальные

 

интересы

 

часто

 

берут

 

верх

 

над

 

глобальными

Тем

 

не

 

менее

непредвзятый

 

анализ

 

показывает

что

 

по

-

ле

 

для

 

нахождения

 

компромисса

 

все

 

же

 

существует

разви

-

вающиеся

 

страны

 

могли

 

бы

 

пойти

 

на

 

некоторое

 

облегчение

 

доступа

 

на

 

свои

 

рынки

 

промышленных

 

товаров

а

 

развитые

 – 

на

 

снижение

 

уровня

 

аграрного

 

протекционизма

включая

 

ме

-

ры

 

государственной

 

поддержки

Оттолкнуться

 

при

 

этом

 

можно

 

было

 

бы

 

от

 «

июльского

 

пакета

» 

ВТО

 (2008 

г

.), 

в

 

ко

-

тором

 

очерчивались

 

контуры

 

возможных

 

договоренностей

 

раунда

Основываясь

 

на

 

таком

 

подходе

можно

 

было

 

бы

 

про

-

вести

 

консультации

 

экспертов

 

по

 

этой

 

теме

 

в

 

рамках

 

БРИКС

При

 

этом

 

собственная

индивидуальная

 

позиция

 

Рос

-

сии

как

 

представляется

может

 

заключаться

 

в

 

том

что

 

в

 

те

-

чение

 

семилетнего

 

переходного

 

периода

 

после

 

присоедине

-

ния

 

к

 

ВТО

 

наша

 

страна

 

будет

 

полностью

 

выполнять

 

взятые

 

на

 

себя

 

обязательства

 

по

 

либерализации

 

доступа

 

на

 

рынки

 

товаров

 

и

 

услуг

защите

 

прав

 

интеллектуальной

 

собственно

-

сти

 

и

 

в

 

отношении

 

т

.

н

системных

 

вопросов

Однако

 

вне

 

за

-

висимости

 

от

 

уровней

 

снижения

 

торговых

 

барьеров

о

 

кото

-

рых

 

договорятся

 

страны

 

ВТО

 

в

 

ходе

 

переговоров

 

Дохийского

 

раунда

Россия

 

свои

 

собственные

 

барьеры

 

дополнительно

 

снижать

 

не

 

намерена

отечественному

 

бизнесу

 

требуется

 

время

 

для

 

адаптации

 

к

 

деятельности

 

в

 

тех

 

условиях

которые

 

год

 

назад

 

одобрены

 

ВТО

Вопрос

 

о

 

новых

 

направлениях

 

дальнейшей

 

деятельно

-

сти

 

ВТО

 

может

 

возникнуть

 

после

 

завершения

 

Дохийского

 

раунда

В

 

принципе

эти

 

направления

 

уже

 

обозначены

 

и

 

по

 

ним

 

в

 

органах

 

ВТО

 

достаточно

 

долго

 

ведется

 

регулярная

 

ис

-

следовательская

 

работа

К

 

таким

 

вопросам

 

отнесены

торгов

-

ля

 

и

 

конкурентная

 

политика

торговля

 

и

 

инвестиции

торгов

-

ля

 

и

 

экология

прозрачность

 

правительственных

 

закупок

,  

а

 

также

 

электронная

 

торговля