Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2614

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

291

менным

 

курсам

 (60%) 

и

 

ВВП

 

по

 

ППС

 (40%). 

В

 

формулу

 

включен

 

средний

 

показатель

 

за

 

последние

 

три

 

года

Откры

-

тость

 

экономики

 

рассчитывается

 

как

 

среднегодовое

 

значение

 

суммы

 

платежей

 

и

 

поступлений

 

по

 

счету

 

текущих

 

операций

 

за

 

последние

 

пять

 

лет

Изменчивость

 

платежного

 

баланса

 

рассчитывается

 

как

 

стандартное

 

отклонение

 

от

 

среднецен

-

тричного

 

трехлетнего

 

тренда

 

на

 

протяжении

 13 

лет

Резервы

 

в

 

формуле

 – 

это

 

среднее

 

значение

 

объема

 

официальных

 

меж

-

дународных

 

резервов

 

за

 

последние

 12 

лет

 

 

 

Рис

. 2. 

Сальдо

 

текущего

 

платежного

 

баланса

, 1990-2011, 

трлн

долл

Источник

МВФ

 
 

Изменение

 

формулы

 

расчета

 

квоты

 

в

 

МВФ

 

в

 

сторону

 

придания

 

большего

 

веса

 

международным

 

резервам

 

и

 

доле

 

в

 

мировой

 

экономике

 

будет

 

способствовать

 

увеличению

 

доли

 

стран

 

БРИКС

Текущая

 

реформа

 

распределения

 

квот

 

в

 

МВФ

 

 

292

увеличивает

 

долю

 

стран

 

БРИКС

 

с

 10,71% 

до

 14,8%

1

 

и

 

не

 

от

-

ражает

 

вклад

 

стран

 

в

 

развитие

 

мировой

 

экономике

Но

 

мно

-

гие

 

эксперты

 

считают

что

 

требования

 

стран

 

БРИКС

 

при

 

ре

-

формировании

 

системы

 

квот

 

в

 

МВФ

 

недостаточно

 

радикаль

-

ны

2

При

 

увеличении

 

доли

 

резервов

 

в

 

расчете

 

квоты

 

до

 0,3% 

за

 

счет

 

сокращения

 

доли

 

степени

 

открытости

 

экономики

 

суммарная

 

квота

 

стран

 

БРИКС

 

увеличивается

 

до

 25,3%, 

а

 

за

 

счет

 

одновременного

 

сокращения

 

доли

 

волатильности

 

и

 

доли

 

степени

 

открытости

 

экономики

 – 

до

 25,41%. 

В

 

каждом

 

из

 

этих

 

случаев

 

США

 

теряет

 

право

 

наложения

 

вето

 

на

 

наиболее

 

важные

 

решения

 

МВФ

требующие

 85% 

голосов

Доли

 

стран

 

Европы

 

также

 

снизятся

В

 

первом

 

случае

 

суммарная

 

доля

 

27

ми

 

стран

 

ЕС

 

снизится

 

с

 30,01% 

до

 22,16%. 

Во

 

втором

 – 

до

 

22,8%. 

Кроме

 

основной

 

реформы

 

квот

учитывая

 

более

 

быст

-

рый

 

темп

 

рост

 

развивающихся

 

экономик

 

по

 

сравнению

 

с

 

раз

-

витыми

развивающиеся

 

страны

 

заинтересованы

 

во

 

введении

 

механизма

 

ежегодного

 

автоматического

 

пересмотра

 

квот

 

в

 

соответствии

 

с

 

изменением

 

экономических

 

показателей

 

стран


3. 

Регулирование

 

финансовых

 

рынков

Как

 

показал

 

те

-

кущий

 

кризис

ресурсов

 

существующих

 

международных

 

фи

-

нансовых

 

институтов

 

недостаточно

 

для

 

обеспечения

 

ста

-

бильности

 

и

 

предоставления

 

экстренной

 

помощи

а

 

система

 

принятия

 

решений

 

не

 

отличается

 

оперативностью

Гармони

-

зация

 

экономической

 

политики

 

ключевых

 

стран

достижение

 

формальных

 

договоренностей

в

 

т

.

ч

между

 

центральными

 

банками

усиление

 

роли

 

наднациональных

 

экономических

 

структур

 

должны

 

способствовать

 

реализации

 

данной

 

функ

-

ции

 

финансовой

 

архитектуры

                                                 

1

 IMF 

2

 EastAsiaForum, 

июль

 2012, «BRICS proposals for IMF reforms are not 

radical enough», http://www.eastasiaforum.org/ 


background image

 

293

На

 

настоящий

 

момент

 

существует

 

достаточно

 

много

 

проектов

 

усиления

 

регулирования

 

в

 

финансовой

 

сфере

что

 

должно

 

способствовать

 

выполнению

 

данной

 

функции

 

фи

-

нансовой

 

архитектуры

Одним

 

из

 

направлений

 

реформиро

-

вания

предложенного

 

развитыми

 

странами

может

 

стать

 

введение

 

обязательной

 

системы

 

центральных

 

расчетов

 

для

 

внебиржевых

 

сделок

что

 

позволит

 

регуляторам

 

оценивать

 

не

 

только

 

индивидуальный

 

риск

 

участников

 

рынка

но

 

и

учи

-

тывая

 

взаимосвязи

 

между

 

участниками

более

 

точно

 

оцени

-

вать

 

системный

 

риск

Основным

 

результатом

 

введения

 

обя

-

зательных

 

центральных

 

расчетов

 

станет

 

упрощение

 

системы

 

расчетов

 

между

 

контрагентами

стандартизация

 

сделок

 

и

 

увеличение

 

обеспечения

предоставляемого

 

по

 

сделкам

Про

-

ведение

 

данной

 

реформы

 

более

 

актуально

 

для

 

развитых

 

стран

 

и

 

будет

 

иметь

 

для

 

них

 

более

 

значительные

 

последст

-

вия

Это

 

связано

 

с

 

большим

 

разнообразием

 

финансовых

 

ин

-

струментов

 

и

 

более

 

высокой

 

ликвидностью

 

на

 

финансовых

 

рынках

 

развитых

 

стран

  (

Токийская

Лондонская

Нью

-

Йоркская

 

фондовые

 

биржи

). 

Другим

 

направлением

 

реформ

 

может

 

стать

 

дальнейшая

 

разработка

 

специальных

 

механизмов

 

банкротства

 

крупных

 

системообразующих

 

институтов

В

 2011 

г

были

 

созданы

 

рекомендации

 

по

 

решению

 

проблемы

 

системно

 

значимых

 

финансовых

 

институтов

Группа

 

БРИКС

 

может

 

способство

-

вать

 

созданию

 

подобных

 

рекомендаций

 

и

 

для

 

системообра

-

зующих

 

компаний

 

в

 

других

 

отраслях

Усиление

 

надзора

 

над

 

деятельностью

 

финансовых

 

ин

-

ститутов

 

может

 

способствовать

 

обеспечению

 

стабильности

 

мировой

 

финансовой

 

системы

Основные

 

требования

 

регу

-

лирования

 

для

 

финансовых

 

институтов

 

являются

 

результа

-

том

 

деятельности

 

Базельского

 

комитета

 

по

 

банковскому

 

над

-

зору

С

 2013 

г

в

 

ключевых

 

странах

 

планируется

 

введение

 

системы

 

норм

 

Базель

 III

Требования

 

Базельского

 

комитета

 

не

 

являются

 

обязательными

 

для

 

всех

 

стран

однако

 

возможно

 

формирование

 

внутренних

 

норм

 

на

 

основе

 

его

 

рекоменда

-

 

294

ций

Ключевыми

 

элементами

 

Базеля

 III 

стали

 

увеличение

 

минимальных

 

требований

 

к

 

достаточности

 

собственного

 

ка

-

питала

 (

до

 4,5% 

для

 

акционерного

 

капитала

, 6% 

для

 

капитала

 

первого

 

уровня

), 

изменение

 

требований

 

по

 

расчету

 

собствен

-

ного

 

капитала

введение

 «

буфера

» 

резервного

 

капитала

 

объ

-

емом

 

до

 2,5% 

активов

взвешенных

 

по

 

риску

 

и

 

антицикличе

-

ского

  «

буфера

» 

капитала

также

 

составляющим

 

до

 2,5% 

ак

-

тивов

взвешенных

 

по

 

риску

1

В

 

развивающихся

 

странах

в

 

том

 

числе

 

в

 

странах

 

БРИКС

официальные

 

требования

 

к

 

достаточности

 

капитала

 

выше

чем

 

в

 

рамках

 

соглашения

 

Базель

 III, 

поэтому

 

участни

-

ки

 

банковской

 

системы

 

автоматически

 

соответствуют

 

нор

-

мам

 

соглашения

 

в

 

этой

 

части

Трудность

 

возникает

 

при

 

при

-

менении

 

нормативов

 

ликвидности

поскольку

 

распределение

 

активов

 

по

 

группам

 

осуществляется

 

на

 

основе

 

рейтингов

 

ме

-

ждународных

 

рейтинговых

 

агентств

 

или

 

внутренних

 

рейтин

-

гов

 

банков

Международные

 

рейтинговые

 

агентства

 

на

 

прак

-

тике

 

редко

 

присваивают

 

ценным

 

бумагам

 

рейтинг

 

выше

чем

 

рейтинг

 

страны

  (

например

облигациям

 

российских

 

компа

-

ний

 

при

 

прочих

 

равных

 

условиях

 

не

 

будет

 

присвоен

 

рейтинг

 

выше

 BBB), 

что

 

приводит

 

к

 

формальному

 

отсутствию

 

лик

-

видных

 

активов

 (AAA) 

на

 

балансе

 

финансовых

 

институтов

 

и

соответственно

невозможности

 

соответствовать

 

нормативам

 

ликвидности

 

Базель

 III. 

Для

 

решения

 

данной

 

проблемы

 

воз

-

можно

 

создание

 

независимых

 

рейтинговых

 

агентств

 

стран

 

БРИКС

Альтернативной

 

оценкой

 

являются

 

внутренние

 

рей

-

тинги

 

банковских

 

институтов

однако

 

в

 

развивающихся

 

странах

 

такую

 

оценку

 

сложно

 

получить

 

по

 

причине

 

недос

-

татка

 

надежной

 

информации

 

и

 

отсутствия

 

единого

 

руково

-

дства

 

по

 

оценке

 
 

                                                 

1

 

Базель

 III, bis.org 


background image

 

295

Странам

 

БРИКС

 

было

 

бы

 

целесообразно

 

сосредото

-

читься

 

на

 

решении

 

следующих

 

задач

1. 

Продолжение

 

реформы

 

квот

 

МВФ

 

для

 

усиления

 

роли

 

развивающихся

 

стран

 

и

 

укрепления

 

влияния

 

фонда

 

на

 

поли

-

тику

 

ключевых

 

стран

2. 

Усиление

 

роли

 

валют

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

качестве

 

ре

-

зервных

 

активов

3. 

Использование

 

альянса

 

бирж

 

стран

 

БРИКС

 

для

 

раз

-

вития

 

зарубежных

 

рынков

 

национальных

 

валют

 

членов

 

группы

в

 

т

.

ч

кросс

-

листинг

 

существующих

 

инструментов

 

и

 

разработка

 

новых

 

продуктов

Достижение

 

формальных

 

договоренностей

 

о

 

структуре

 

и

 

характере

 

текущей

 

финансовой

 

архитектуры

в

 

т

.

ч

введе

-

ние

 

обязательных

 

центральных

 

расчетов

 

для

 

внебиржевых

 

сделок

продолжение

 

работ

 

над

 

специальными

 

механизмами

 

банкротства

 

для

 

системообразующих

 

институтов

выполне

-

ние

 

новых

 

требований

 

регулирования

 

финансовых

 

институ

-

тов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 1 

Та

блица

 8 

Основные

 

макроэк

ономич

еские

 

пок

азатели

 

ст

ран

 

БРИКС

 

 

Ст

рана

 

2011

 

2012

 2

013

 

2014

 2

015

 2

016

 2

017

 

Бр

азилия

 

2,

73 

3,

03 4,

15 

4,

00 4,

12 4,

07 4,

08 

Китай

 

9,

24 

8,

23 8,

79 

8,

73 8,

70 8,

56 8,

48 

Индия

 

7,

24 

6,

86 7,

29 

7,

55 7,

72 7,

78 8,

09 

РФ

 

4,

30 

4,

01 3,

93 

3,

93 3,

93 3,

84 3,

84 

ВВП

 

в

 

по

сто

янных

 

ценах

, %

 

измене

-

ние

 

к

 

пр

ед

году

 

ЮА

Р

 

3,

14

8* 

2,

65 3,

45 

3,

97 3,

93 3,

71 3,

70 

Бр

азилия

 

2,

90

8* 

2,

90 2,

90 

2,

89 2,

88 2,

87 2,

85 

Китай

 

14

,3

22* 

14

,9

9 15

,6

16

,3

5 17

,0

0 17

,6

5 18

,3

Индия

 

5,

65

5,

84 6,

02 

6,

21 6,

40 6,

60 6,

82 

РФ

 

3,

02

1* 

3,

04 3,

04 

3,

03 3,

01 2,

99 2,

97 

ВВП

 

по

 

ПП

С

доля

 

в

 

общ

емиро

вом

 

по

казателе

, %

 

ЮА

Р

 

0,

70

4* 

0,

70 0,

70 

0,

69 0,

69 0,

68 0,

68 

Бр

азилия

 

2,

93 

2,

73 6,

69 

9,

67 7,

55 7,

86 7,

83 

Китай

 

8,

19 

6,

68 

9,

86 

10

,8

9 11

,4

0 11

,4

7 11

,4

Индия

 

14

,4

13

,7

9 12

,9

12

,8

4 13

,3

4 13

,4

7 13

,3

РФ

 

4,

86 

2,

63 2,

96 

3,

57 3,

83 4,

11 3,

86 

Объем

 

эксп

орта

 

това

ров

 

и

 

услуг

, % 

изменение

 

к

 

пр

ед

го

ду

 

ЮА

Р

 

5,

64

5* 

2,

86 5,

46 

5,

33 5,

20 5,

07 4,

75 

296 


background image

Око

нч

ан

ие

 

табл

. 8 

 

Ст

рана

 

2011

 

2012

 2

013

 

2014

 2

015

 2

016

 2

017

 

Бр

азилия

 

-2

,6

07

 

-2

,3

4 -2

,3

-2

,2

7 -2

,3

1 -2

,2

1 -2

,2

Китай

 

-1

,2

44

 

-1

,3

0 -0

,9

-0

,6

2 -0

,1

4 0,

31 

0,

74 

Индия

 

-8

,6

61* 

-8

,3

2 -8

,2

-8

,1

2 -7

,9

4 -7

,8

3 -7

,6

РФ

 

1,

56

0,

59 

-0

,3

-0

,5

3 -1

,5

8 -2

,4

5 -3

,1

Сальдо

 

го

судар

ст

-

венно

го

 

бю

дж

ет

а

ВВП

 

ЮА

Р

 

-4

,5

78* 

-4

,2

7 -3

,7

-3

,1

1 -2

,4

2 -1

,6

5 -0

,8

Бр

азилия

 

66

,1

81 

65

,1

0 63

,1

61

,4

5 59

,8

8 57

,7

1 56

,7

Китай

 

25

,8

43 

22

,0

3 19

,3

17

,0

9 14

,8

4 12

,5

6 10

,1

Индия

 

68

,0

53* 

67

,5

7 66

,7

66

,2

4 65

,8

1 65

,3

1 64

,6

РФ

 

9,

60

8,

37 7,

91 

9,

02 9,

74 11

,2

10

,9

Вало

вый

 

го

су

дар

-

ственный

 

дол

г

, % 

ВВП

 

ЮА

Р

 

38

,7

66* 

39

,9

8 40

,8

41

,5

0 40

,6

6 38

,7

5 36

,4

Бр

азилия

 

-2

,11

 

-3

,216

 -

3,162

 

-3

,278

 -

3,382

 -

3,441

 -

3,413

 

Китай

 

2,

75

4* 

2,

27

4 2,

60

2,

96

8 3,

36

6 3,

93

4 4,

25 

Индия

 

-2

,816

-3

,23

 

-2

,942

 

-2

,826

 -

2,704

 -

2,478

 -

2,364

 

РФ

 

5,

46

4,

76

9 1,

89

0,

35

3 -0

,7

31 

-1

,2

66 

-1

,9

Сальдо

 

счета

 

те

-

кущих

 

операц

ий

, % 

ВВП

 

ЮА

Р

 

-3

,304

-4

,819

 -

5,5

 

-5

,605

 -

5,572

 -

5,722

 -

6,038

 

Пре

два

рите

льная

 

оц

ен

ка

Ист

оч

ни

ки

: In

terna

tion

al Mo

ne

ta

ry Fund

, Wo

rld

 Econ

omic O

utlo

ok

 D

at

aba

se, Ap

ril 20

12

,

 h

ttp

://www.im

f.o

rg

ex

tern

al/p

ub

s/ft/

w

eo

/2

012

/01

/weo

da

ta/ind

ex

.asp

x; 

Peop

le's Ban

k of C

hin

http

://www

.p

bc

.g

ov

.cn

/pub

lish

/h

tml/2

012

s0

9.h

tm

297 

Та

блица

 9

 

Квот

ы

гол

ос

а

 

и

 

уч

ас

ти

е

 

в

 

ув

еличении

 

рес

урс

ов

 

МВ

Ф

межд

унар

одные

 

резерв

ы

 

ст

ран

 

БРИКС

 

 

Доля

 

квот

, %

 

Доля

 

голосов

, %

 

Стра

на

 

По

 

ре

зуль

-

та

та

м

 

рефор

-

мы

 2008 

г

В

 

соот

вет

ст

-

вии

 

с

 

реформой

 

2010 

г

По

 

ре

зуль

-

та

та

м

 

рефор

-

мы

 2008 

г

В

 

соот

вет

ст

-

вии

 

с

 

реформой

 

2010 

г

Обязательства

 

по

 

ув

ел

ич

ению

 

р

есур

сов

 

МВФ

млрд

долл

США

Меж

дун

а

-

родные

 

ре

-

зервы

млрд

 

долл

США

 

Бр

азилия

 

1,

78

3 2,

31

1,

71

4 2,

21

10 

35

2,

01 

Китай

 

3,

99

6 6,

39 3,

80

6,

06

43 

32

53,

Индия

 

2,

44

2 2,

74

2,

33

7 2,

62

10 

29

6,

69 

РФ

 

2,

49

4 2,

70

2,

38

6 2,

58

10 

49

8,

65 

ЮА

Р

 0,

78

0,

64 

0,

77 

0,

63

48

,8

 

11

,499

 1

4,799

 

11

,013

 1

4,131

 

75

 

4449

,8

 

*

В

 

соот

ветств

ии

 

с

 

ре

шениями

пр

инятыми

 

на

 

саммите

 «

Гр

уппы

 

двад

цати

» 

в

 

Лос

-

Кабо

се

Ист

оч

ни

ки

:

 Qu

ot

a a

nd

 V

ot

ing 

Sha

res B

ef

ore a

nd 

Aft

er

 I

m

pl

em

ent

at

ion of

 R

ef

orm

s A

gree

d i

n 2

00

and

 2

01

0,

 

http

://www.imf.o

rg

/ex

tern

al/n

p/sec/

pr

/201

1/p

dfs/qu

ota_

tb

l.pd

f; 

Press

 Re

lease No. 12/231:

 I

MF Manag

ing

 D

ir

ector

 

Ch

ristin

e Lagard

Welco

m

es Add

itio

nal 

Pled

ge

s to

 In

crease IMF R

esources

, Bringing Total Commitm

ents to

 

US$

456

 Billio

n,

 h

ttp

://www.i

m

f.o

rg

/ex

tern

al/n

p/

sec/p

r/

20

12

/pr122

31

.h

tm

In

tern

ation

al Mo

ne

tary Fund

, Worl

Eco

-

no

m

ic Ou

tloo

k Datab

ase, 

Ap

ril 2

01

2, 

http

://www.im

f.o

rg

/ex

tern

al/p

ub

s/ft/

w

eo

/2

012

/01

/weod

ata/in

dex.aspx

 

298 


background image

Та

блица

 10 

Основные

 

тор

го

вые

 

парт

неры

 

ст

ран

 

БР

И

К

С

 

на

 2010

 

г

., %

 

общег

о

 

объ

ем

а

 

экс

п

орт

а

 

и

 

им

пор

та

 

ст

раны

 

 

Бразил

ия

 

Кит

ай

 

Индия

 

РФ

 

ЮАР

 

 

Экспорт

 

Импорт

 

Экспорт

 

Импорт

 

Экспорт

 

Импорт

 

Экспорт

 

Импорт

 

Экспорт

Импорт

 

ЕС

 

27

(2

1,8)

 

ЕС

 27

 

(2

1,

2) 

ЕС

 27

 

(1

9,

7) 

Япо

ния

 

(1

2,

7) 

ЕС

 27

 

(1

8,

8) 

ЕС

 27

 

(1

2,

1) 

ЕС

 2

(5

2,

2) 

ЕС

 27

 

(3

8,

3) 

ЕС

 27

 

(2

6,

1) 

ЕС

 27

 

(3

2,

1) 

Китай

 

(1

5,

6) 

США

 

(1

5,

1) 

США

 

(1

8) 

ЕС

 27

 

(1

2,

1) 

ОАЭ

 

(1

2,

4) 

Китай

 

(1

1,

8) 

Укр

аина

 

(5

,8

Китай

 

(1

5,

7) 

Китай

 

(1

1,

4) 

Китай

 

(1

4,

3) 

США

 

(9

,7

Китай

 

(1

4,

2) 

Гон

-

конг

 

(1

3,

8) 

К

оре

я

 

(9

,9

США

 

(1

0,

7) 

ОАЭ

 

(8

,8

Тур

ция

 

(5

,1

Украи

-

на

 (5

,6

США

 

(9

,9

США

 

(7

,3

Арг

енти

-

на

 (9

,3

Арг

ен

-

тина

 (8

Япо

ния

 

(7

,7

Китай

-

ский

 

Тайбэй

 

(8

,3

Китай

 

(7

,9

Швей

-

цар

ия

 

(6

,3

Китай

 (5,

1) 

США

 

(4

,5

Япо

-

ния

 (4

Япо

ния

 

(5

,3

Япо

ния

 

(3

,6

К

оре

я

 

(4

,7

К

оре

я

 

(4

,4

США

 

(7

,7

Гонк

онг

 

(4

,3

Сау

-

довска

я

 

Ара

вия

 

(5

,8

Беларусь

 

(4

,5

Япо

ния

 

(4

,1

Индия

 

(4

,2

Сау

-

довска

я

 

Ара

вия

 

(4

 

Ист

оч

ни

к

: WTO 

Trad

e Pro

files,

 h

ttp

://stat.wto

.org

/Co

un

tryProf

ile

/WSDB

C

ou

nt

ry

PFVi

ew

.asp

x?

L

an

gua

ge

=

 

E&Cou

nt

ry=BR,CN,IN,R

U

,ZA

 

 

299 

 

Та

блица

 11

 

Прит

ок

 

и

 

от

ток

 

пря

м

ых

 

и

н

ост

ранны

х

 

инвестиций

, 20

00-

201

0,

 

млр

д

долл

 

 

 

2000

 

2001

 2

002

 

2003

 2

004

 

2005

 2

006

 

2007

 2

008

 

2009

 2

010

 

БРИКС

 

Бр

азилия

 

33 

22 17 

10 18 

15 19 

35 45 

26 48 

Китай

 

41 

47 53 

54 61 

72 73 

84 

10

95 

10

Индия

 

5 6 

4 6 

20 

25 

43 

36 

25 

Россия

 

15 13 

30 55 

75 37 

41 

Южная

 

Африка

 

7 2 

1 1 

-1 

6 9 

5 2 

memo 

Япо

ния

 

6 9 

6 8 

-7 

23 

24 

12 

-1 

Германия

 

19

26 54 

32 

-1

47 56 

80 

38 46 

Южная

 

К

оре

я

 

4 3 

4 9 

7 5 

3 8 

8 7 

Велико

-

бр

итания

 

11

53 24 

17 56 

17

15

19

92 

71 46 

При

-

ток

 

США

 

31

15

75 

53 

13

6 10

23

7 21

30

6 15

22

300