ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2629
Скачиваний: 1
281
•
участие
в
уставном
капитале
юридических
лиц
,
в
не
-
коммерческих
организациях
,
создаваемых
с
целью
развития
высоких
технологий
в
странах
БРИКС
;
•
предоставление
денежных
средств
,
в
форме
займов
,
приобретения
облигаций
и
конвертируемых
долговых
обяза
-
тельств
,
предоставление
поручительств
по
кредитам
и
дру
-
гим
обязательствам
,
а
также
осуществление
лизинговых
опе
-
раций
.
Банк
Развития
должен
стремиться
минимизировать
свою
долю
в
финансировании
проектов
с
учетом
возможно
-
сти
привлечения
других
источников
.
Банк
развития
не
дол
-
жен
финансировать
проекты
,
которые
могут
быть
полностью
профинансированы
коммерческими
и
государственными
ин
-
ститутами
.
Предпочтительно
стремиться
к
планированию
и
реализации
проектов
с
синергетическим
эффектом
,
как
в
ре
-
гиональном
,
так
и
в
отраслевом
плане
.
Сумма
инвестиций
Банка
Развития
в
один
проект
или
в
группу
взаимосвязанных
проектов
не
должна
превышать
10%
балансовой
стоимости
активов
Банка
Развития
на
по
-
следнюю
отчетную
дату
,
согласно
международным
практи
-
кам
1
.
По
примеру
других
Банков
Развития
,
подтверждение
проекта
должно
быть
многоступенчатым
и
учитывать
объем
проекта
.
Проект
-
кандидат
на
финансирование
банком
БРИКС
должен
пройти
несколько
этапов
перед
подтвержде
-
нием
:
•
консультация
по
составлению
проектного
предложе
-
ния
(
бизнес
-
плана
):
согласование
задач
проекта
,
плана
реа
-
лизации
,
ожидаемых
результатов
,
контрольных
показателей
эффективности
реализации
проекта
,
а
также
графика
выде
-
ления
кредитных
траншей
;
•
проведение
экспертизы
инженерно
-
технических
ре
-
шений
,
операционной
составляющей
проекта
;
1
См
.,
например
,
Мировой
банк
282
•
экспертиза
проекта
на
финансовую
эффективность
и
соответствие
приоритетам
банка
развития
;
•
предварительное
решение
экспертной
группы
Банка
Развития
или
аккредитованного
финансового
института
по
поводу
финансирования
проекта
;
•
утверждение
проекта
советом
директоров
.
2.
Гранты
Банка
Развития
должны
предоставляться
с
целью
стимулирования
сотрудничества
стран
БРИКС
в
при
-
оритетных
областях
,
в
т
.
ч
.
на
исследования
в
сфере
энерго
-
эффективности
,
продовольственной
безопасности
,
урбаниза
-
ции
.
Гранты
могут
предоставляться
напрямую
или
в
рамках
партнерских
соглашений
с
другими
финансовыми
институ
-
тами
.
Программы
предоставления
грантов
могут
быть
бессрочными
или
действовать
в
течение
определенного
вре
-
мени
.
Банк
Развития
должен
выступать
не
только
в
качестве
финансового
агента
,
но
и
в
качестве
консультанта
по
вопро
-
сам
проводимой
странами
политики
,
разрабатывающим
ре
-
комендации
по
экономической
и
социальной
политике
стран
БРИКС
.
В
соответствии
с
опытом
существующих
банков
развития
,
подразделения
банка
могут
выполнять
стратегиче
-
ские
исследовательские
задачи
в
интересах
учредителей
и
партнеров
,
публиковать
научные
исследования
на
различные
темы
,
связанные
с
финансируемыми
банком
проектами
,
включая
развитие
инфраструктуры
,
энергоэффективность
,
биотехнологии
,
защита
окружающей
среды
.
Команда
анали
-
тиков
Банка
Развития
должна
быть
связана
с
лучшими
уни
-
верситетами
пяти
стран
.
Управление
Банком
БРИКС
Каждых
из
учредителей
Банка
БРИКС
должен
иметь
право
участвовать
в
управлении
банком
.
Количество
голо
-
сов
,
которыми
обладают
страны
-
участницы
может
зависеть
от
их
доли
в
уставном
капитале
банка
развития
.
Существует
283
несколько
вариантов
распределения
голосов
в
зависимости
от
распределения
долей
в
уставном
капитале
банка
БРИКС
:
•
равные
доли
в
уставном
капитале
.
В
таком
случае
ко
-
личество
голосов
у
каждого
учредителя
будет
одинаковым
.
•
доли
в
уставном
капитале
в
соответствии
с
экономи
-
ческим
положение
стран
по
отношению
к
группе
БРИКС
в
целом
или
произвольное
распределение
долей
.
В
таком
слу
-
чае
распределение
голосов
может
производиться
по
двух
-
уровневой
системе
.
Некоторое
количество
голосов
(
напри
-
мер
, 50%)
будет
распределяться
поровну
между
учредителя
-
ми
,
а
остаток
–
в
соответствии
с
долей
в
уставном
капитале
.
Различные
варианты
распределения
голосов
(
при
условии
,
что
доли
в
уставном
капитале
распределяются
в
соответст
-
вии
с
долей
ВВП
страны
в
суммарном
ВВП
стран
БРИКС
)
представлены
ниже
(
Таблица
6).
Таблица
6
Возможные
варианты
распределения
голосов
в
Банке
БРИКС
,
международные
резервы
стран
БРИКС
и
ВВП
(
трлн
.
долл
., 2011)
50/50 40/60 30/70 20/80
Межд
.
ре
-
зервы
,
трлн
.
долл
.
ВВП
,
трлн
.
долл
.
Бразилия
19,1 18,9 18,7 18,5
0,3
2,5
Китай
36,6 39,9 43,2 46,5
2,9
7,3
Индия
16,1 15,3 14,5 13,8
0,3
1,7
Россия
16,7 16,1 15,4 14,8
0,4
1,9
ЮАР
11,5
9,8
8,1
6,4 0,0
0,4
Источник
:
расчеты
авторов
,
МВФ
.
Учредители
банка
БРИКС
должны
быть
представлены
Советом
директоров
,
который
будет
являться
высшим
орга
-
ном
,
принимающим
решения
и
определяющим
политику
банка
развития
.
Директорами
в
данном
случае
могут
являть
-
ся
министры
финансов
стран
БРИКС
.
Совет
управляющих
284
должен
проводить
совещания
не
реже
,
чем
один
раз
в
год
.
Председатель
совета
директоров
должен
меняться
не
реже
,
чем
каждые
два
года
.
Сергей
Сторчак
,
заместитель
министра
финансов
Рос
-
сии
,
отметил
,
что
«
Корпоративное
управление
банка
разви
-
тия
стран
БРИКС
может
быть
похоже
на
структуру
Всемир
-
ного
банка
,
где
есть
совет
управляющих
,
совет
директоров
и
менеджмент
.
При
этом
может
быть
и
иная
структура
,
такая
,
какая
действует
в
банках
,
доставшихся
от
Совета
экономиче
-
ской
взаимопомощи
.
В
этих
банках
,
руководящие
должности
распределены
по
квотам
,
а
процесс
принятия
решений
осно
-
ван
на
принципе
консенсуса
.»
1
Для
учета
мнения
всех
учредителей
банка
развития
вне
зависимости
от
их
доли
в
уставном
капитале
,
в
ключевых
во
-
просах
следует
создать
двухуровневую
систему
принятия
решений
.
Под
двухуровневой
системой
в
данном
случае
по
-
нимается
разделение
вопросов
на
две
группы
.
По
первой
группе
стратегических
вопросов
должны
приниматься
кон
-
сенсусные
решения
или
решения
большинством
в
90%
голо
-
сов
в
совете
директоров
,
и
круг
данных
вопросов
должен
быть
четко
определен
и
в
том
числе
должен
включать
9
внесение
изменений
в
устав
банка
;
9
изменение
уставного
капитала
;
9
принятие
новых
членов
;
9
выборы
президента
и
совета
директоров
банка
;
9
выбор
места
расположения
головного
офиса
банка
;
9
определение
основных
направлений
деятельности
банка
,
утверждение
планов
и
отчетов
об
их
исполнении
;
9
подтверждение
финансирования
крупных
проектов
(
больше
50
млн
.
долл
.);
9
утверждение
(
принятие
)
документов
,
регулирующих
внутреннюю
деятельность
банка
;
1
С
.
А
.
Сторчак
по
итогам
встреч
финансовых
лидеров
БРИКС
в
Вашинг
-
тоне
,
США
Вашингтон
, 20
апреля
, http://www1.minfin.ru
285
9
принятие
решения
о
размещении
банком
облигаций
и
иных
эмиссионных
ценных
бумаг
.
Остальные
вопросы
могут
решаться
простым
большин
-
ством
с
учетом
доли
вложения
в
акционерный
капитал
банка
и
к
ним
могут
предъявляться
менее
жесткие
требования
.
Это
может
относиться
к
выбору
проектов
для
инвестирования
конкретных
средств
,
вложенных
одним
из
учредителей
бан
-
ка
,
подтверждению
менее
крупных
проектов
(
таковыми
можно
считать
проекты
с
финансированием
менее
50
млн
.
долл
.).
Легальный
статус
Банка
БРИКС
Банк
Развития
может
быть
создан
по
примеру
других
Банков
Развития
как
международная
некоммерческая
орга
-
низация
(
Мировой
банк
,
Азиатский
банк
развития
,
меж
-
американский
банк
развития
).
Страны
-
учредители
при
этом
обязаны
внести
свой
вклад
в
собственный
капитал
банка
.
Банк
Развития
БРИКС
может
быть
зарегистрирован
в
Индии
как
стране
с
наиболее
благоприятным
налоговым
ре
-
жимом
или
другой
стране
-
участнице
группы
БРИКС
по
при
-
меру
других
Банков
Развития
.
Межамериканский
Банк
Раз
-
вития
зарегистрирован
в
США
,
Банк
Развития
ЕврАзЭС
за
-
регистрирован
в
Казахстане
,
Азиатский
Банк
Развития
–
на
Филиппинах
,
Африканский
Банк
Развития
на
настоящий
мо
-
мент
проходит
перерегистрацию
из
Кот
-
д
’
Ивуара
в
Тунис
.
Источники
финансирования
банка
БРИКС
Уставный
капитал
стран
-
членов
БРИКС
может
финан
-
сироваться
за
счет
международных
валютных
резервов
учре
-
дителей
.
Также
взносы
государств
-
членов
банка
развития
могут
служить
базой
для
первоначальных
операционных
расходов
.
Взносы
в
уставный
капитал
могут
быть
различны
-
ми
по
объему
.
Банк
должен
иметь
возможность
займов
на
открытом
рынке
.
Финансирование
операций
может
проводиться
за
счет
286
продажи
облигаций
банка
на
мировых
финансовых
рынках
.
При
этом
для
успешной
продажи
облигаций
банк
должен
иметь
высокий
стабильный
рейтинг
,
поскольку
облигации
эмитента
с
рейтингом
ниже
BBB-
считаются
опасными
для
инвестирования
.
Рейтинг
стран
БРИКС
находятся
на
уровне
от
BBB- (
Индия
)
до
A (
ЮАР
)
и
AA- (
Китай
)
1
.
Для
повыше
-
ния
рейтинга
облигаций
банк
развития
может
привлекать
партнеров
с
высоким
рейтингом
под
конкретные
проекты
.
Банк
развития
может
осуществлять
финансирование
совместно
с
другими
институтами
или
выступать
только
в
качестве
консультанта
.
Например
,
в
случае
реализации
бан
-
ком
крупного
проекта
одной
из
стран
,
он
может
выступать
в
качестве
стратегического
агента
и
осуществлять
финансиро
-
вание
совместно
с
заинтересованной
страной
и
другими
партнерами
.
Банк
развития
должен
иметь
возможность
вы
-
ступать
только
в
качестве
консультанта
,
не
финансируя
про
-
ект
,
и
проводить
переговоры
с
потенциальными
инвестора
-
ми
,
заинтересованными
банками
,
агентствами
,
компаниями
.
У
Банка
развития
БРИКС
могут
быть
крупные
посто
-
янные
партнеры
,
например
из
числа
существующих
банков
развития
и
правительств
стран
,
не
входящих
в
БРИКС
,
для
совместного
финансирования
проектов
.
Подобное
сотрудни
-
чество
будет
взаимовыгодным
для
обеих
сторон
.
Для
парт
-
неров
это
возможность
принять
участие
в
крупных
высоко
-
доходных
проектах
быстроразвивающихся
стран
.
Для
банка
развития
и
правительств
заинтересованных
стран
это
воз
-
можность
получения
дополнительного
финансирования
и
разделения
риска
,
что
может
оказать
понижательное
давле
-
ние
на
ставку
по
займам
.
Для
реализации
проекта
Банка
развития
должна
быть
создана
рабочая
группа
для
принятия
решений
о
цели
,
функ
-
циях
членстве
,
капитале
,
деятельности
,
управлении
и
легаль
-
ном
статусе
банка
БРИКС
; ,
Было
бы
целесообразным
созда
-
1
Рейтинги
стран
, S&P
287
ние
двух
групп
:
первой
по
политическим
,
финансовым
и
правовым
вопросам
(
п
.1),
вторая
в
форме
долгосрочного
ис
-
следовательского
проекта
пяти
стран
на
базе
университетов
,
для
выработки
стратегий
развития
стран
БРИКС
в
части
пе
-
рехода
от
среднего
к
более
высокому
технологическому
и
социальному
уровню
развития
.
Результаты
работы
второй
группы
должны
способствовать
старту
Банка
Развития
,
когда
он
фактически
будет
создан
;
3.6.
РЕФОРМИРОВАНИЕ
МИРОВОЙ
ФИНАНСОВОЙ
АРХИТЕКТУРЫ
Л
.
М
.
Григорьев
,
к
.
э
.
н
.,
Аналитический
центр
при
Правительстве
РФ
А
.
К
.
Морозкина
,
Экономическая
Экспертная
группа
Реформирование
мировой
финансовой
архитектуры
яв
-
ляется
одним
из
наиболее
актуальных
вопросов
,
стоящих
на
повестке
встреч
представителей
стран
БРИКС
.
В
настоящее
время
,
в
отличие
от
предшествующих
этапов
развития
миро
-
вой
финансовой
архитектуры
(
золотой
стандарт
,
Бреттон
-
Вудское
соглашение
),
не
существуют
институционализиро
-
ванных
соглашений
о
характере
и
структуре
действующей
финансовой
архитектуры
.
Под
финансовой
архитектурой
по
-
нимается
нестрогий
набор
многосторонних
соглашений
и
договоренностей
между
ключевыми
странами
о
правилах
и
нормах
,
которые
управляют
,
или
должны
управлять
,
транс
-
граничными
денежными
или
кредитными
операциями
всех
видов
1
.
Основные
направления
реформирования
мировой
финансовой
архитектуры
включают
:
реформирование
миро
-
вой
валютной
системы
в
сторону
увеличение
роли
различных
1
Debating the Global Financial Architecture, Armijo, 2002
288
валют
в
качестве
резервных
активов
;
реформирование
меж
-
дународных
институтов
развития
для
увеличения
роли
в
них
развивающихся
стран
;
усиление
регулирования
финансовых
рынков
с
целью
обеспечения
стабильности
мировой
финан
-
совой
системы
1
.
1.
Резервные
активы
.
Основным
источником
резервных
активов
в
современной
финансовой
архитектуре
является
доллар
.
В
странах
БРИКС
,
являющихся
крупнейшими
дер
-
жателями
международных
резервов
(42%
мировых
резервов
,
62%
резервов
развивающихся
стран
2
),
наибольшую
долю
в
валютных
резервах
занимает
доллар
(58%,
Таблица
7).
Соот
-
ветственно
,
повышение
спроса
на
долларовые
активы
в
ре
-
зультате
расширения
мировой
экономики
,
в
частности
,
эко
-
номик
стран
БРИКС
,
приводит
к
избыточному
накоплению
долга
в
США
,
и
увеличивает
мировые
дисбалансы
.
Это
ста
-
вит
под
сомнение
устойчивость
данной
системы
в
долго
-
срочном
периоде
.
Увеличение
роли
других
валют
в
качестве
резервных
активов
и
снижение
роли
доллара
США
могут
быть
направлениями
реформирования
мировой
финансовой
архитектуры
.
Китайский
юань
теоретически
может
стать
мировой
ре
-
зервной
валютой
на
горизонте
10-15
лет
,
но
для
этого
необ
-
ходимо
более
активное
развитие
зарубежных
рынков
юаня
.
Сейчас
они
сконцентрированы
,
в
основном
,
в
странах
Юж
-
ной
и
Юго
-
Восточной
Азии
.
Россия
,
Бразилия
и
Индия
пред
-
принимают
определенные
шаги
,
чтобы
стать
крупными
зару
-
бежными
рынками
юаня
в
будущем
(
так
,
на
ММВБ
в
2010
г
.
начали
торговаться
валютные
контракты
на
юань
).
Площадка
BRICS
может
служить
для
интенсификации
подобных
стра
-
тегических
переговоров
.
1
Debating the Global Financial Architecture, Armijo, 2002
2
ЦБ
Бразилии
,
Китая
,
России
,
Индии
,
ЮАР
289
Таблица
7
Международные
резервы
стран
БРИКС
, 2011
г
.,
млрд
.
долл
.
Межд
.
рез
-
вы
,
всего
Распр
.
рез
-
вы
Долл
.
США
Фунт
стерл
.
Яп
.
Йена
Шв
.
франк
Евро
Др
.
валю
-
ты
Не
-
расп
.
рез
-
вы
Китай
3 181 1 230
707
65
34
1
337
85
1 951
Индия
263 102 58 5 3 0 28 7 161
Россия
454 175 101 9 5 0 48 12 278
Брази
-
лия
343 133 76 7 4 0 36 9 211
ЮАР
40 15 9 1 0 0 4 1 24
БРИКС
,
всего
4 281 1 655
952
88
45
1
454
115
2 626
Источник
:
МВФ
,
оценки
авторов
.
Зарубежные
рынки
валют
стран
БРИКС
могут
разви
-
ваться
на
базе
биржевого
альянса
стран
БРИКС
,
в
которые
входят
основные
биржи
пяти
стран
(
бразильская
фондовая
биржа
BM&FBOVESPA,
российская
биржа
ОАО
Московская
Биржа
,
индийская
фондовая
биржа
BSE Ltd,
корпорация
бирж
и
клиринговых
организаций
HKEx (
Гонконг
),
пред
-
ставляющая
интересы
Китая
,
и
фондовая
биржа
Йоханнес
-
бурга
JSE Limited (
Южная
Африка
).
На
настоящее
время
биржи
начали
осуществлять
кросс
-
листинг
фьючерсных
кон
-
трактов
на
ключевые
фондовые
индексы
стран
БРИКС
,
на
следующем
этапе
развития
альянса
планируется
разра
-
ботка
новых
продуктов
,
которые
могут
создаваться
на
осно
-
ве
валют
стран
БРИКС
.
Российский
рубль
в
данный
момент
испытывает
серьезные
колебания
стоимости
(
Рис
. 1).
Необходимо
создание
международного
финансового
центра
в
Москве
и
усиление
роли
рубля
в
странах
ЕвразЭС
,
СНГ
и
др
.
290
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Рэнд
Юань
Рубль
Реал
Рупия
Рис
. 1.
Динамика
курсов
валют
стран
БРИКС
к
доллару
,
янв
. 2000 –
ноя
. 2012,
янв
. 2000=100
Источник
:
Datastream.
2.
Международные
институты
развития
призваны
быть
источниками
ликвидности
для
проблемных
и
развивающихся
стран
.
В
последние
годы
все
больше
развивающихся
стран
стали
нетто
-
кредиторами
в
мировой
экономике
,
в
т
.
ч
.
члены
БРИКС
(
Рис
.
2
),
однако
их
роль
в
управлении
не
отражает
их
место
в
мировой
экономике
и
в
финансировании
организа
-
ций
.
После
проведения
последней
реформы
квоты
МВФ
в
формуле
расчета
учитываются
четыре
показателя
:
объем
ВВП
страны
,
уровень
открытости
экономики
,
изменчивость
состояния
платежного
баланса
,
объем
официальных
между
-
народных
резервов
.
Веса
этих
показателей
составляют
50%,
30%, 15%
и
5%
соответственно
.
ВВП
является
средневзве
-
шенным
значением
ВВП
,
рассчитанного
по
рыночным
об
-