ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2617
Скачиваний: 1
351
продвижению
российских
экспортных
товаров
на
внешние
рынки
.
Импортная
стратегия
России
должна
ориентироваться
на
содействие
в
решении
задач
технологической
модерниза
-
ции
и
перехода
на
рельсы
инновационного
развития
нацио
-
нальной
экономики
.
Для
решения
этой
проблемы
необходи
-
мо
расширять
структуру
российского
импорта
в
сторону
за
-
купок
передового
оборудования
и
технологий
,
в
том
числе
«
чистых
технологий
» –
патентов
,
лицензий
,
ноу
-
хау
,
связан
-
ных
с
освоением
новых
технологических
процессов
и
видов
продукции
.
6.
Формируя
стратегию
долгосрочного
экономического
и
внешнеторгового
взаимодействия
России
со
странами
БРИКС
необходимо
учитывать
,
что
в
силу
их
географиче
-
ской
удаленности
друг
от
друга
(
за
исключением
России
и
КНР
)
наращивание
физических
объемов
внешнеторгового
оборота
машинами
и
оборудованием
,
скорее
всего
,
натолк
-
нется
на
естественные
инфраструктурные
ограничения
и
не
-
оправданный
рост
транспортных
издержек
.
В
этой
связи
важнейшим
направлением
сотрудничества
может
стать
раз
-
витие
широкомасштабной
производственной
кооперации
между
заинтересованными
странами
по
освоению
производ
-
ства
и
продвижению
на
рынки
третьих
стран
конкурентоспо
-
собной
технологически
емкой
продукции
в
рамках
отрасле
-
вых
корпораций
со
смешанным
капиталом
.
Объединение
ин
-
вестиционных
возможностей
стран
БРИКС
позволит
увели
-
чить
масштабы
и
объемы
освоения
новых
видов
продукции
,
повышая
глобальную
конкурентоспособность
производите
-
лей
.
В
перспективе
такие
корпорации
со
смешанным
капита
-
лом
из
стран
БРИКС
могут
составить
конкуренцию
запад
-
ным
ТНК
как
в
производстве
высокотехнологичной
продук
-
ции
формирующегося
технологического
уклада
,
так
и
в
тра
-
диционных
видах
технологически
емкой
продукции
.
Развитие
масштабного
научно
-
технологического
взаи
-
модействия
и
производственной
кооперации
в
БРИКС
пред
-
352
полагает
формирование
необходимых
финансовых
институ
-
тов
для
поддержания
такого
сотрудничества
.
В
этом
контек
-
сте
формирование
заинтересованными
странами
междуна
-
родного
банка
развития
БРИКС
представлялось
бы
оправ
-
данным
и
вполне
необходимым
шагом
.
4.3.
БРИКС
И
ПЕРЕДОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
:
ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
И
ИНТЕРЕСЫ
РОССИИ
В
.
А
.
Орлов
,
ПИР
-
Центр
Рост
темпов
национальных
экономик
,
совокупный
де
-
мографический
,
научный
и
промышленный
потенциал
выво
-
дит
БРИКС
в
лидеры
мирового
развития
и
привлекает
к
дан
-
ному
формату
межгосударственного
сотрудничества
при
-
стальное
внимание
других
игроков
на
международной
арене
.
Тем
не
менее
,
несмотря
на
активное
взаимодействие
в
облас
-
ти
финансов
,
в
рамках
БРИКС
уделяется
незаслуженно
мало
внимания
сотрудничеству
в
высокотехнологичных
отраслях
,
оказывающих
ключевое
воздействие
,
как
на
международную
безопасность
,
так
и
на
экономическое
развитие
.
Сотрудничество
в
области
передовых
технологий
в
формате
БРИКС
имеет
значительный
потенциал
,
как
для
ре
-
шения
ряда
глобальных
проблем
,
так
и
для
дальнейшей
ин
-
ституционализации
и
материального
наполнения
самой
структуры
БРИКС
.
Кроме
того
,
опыт
России
,
традиционно
активной
в
данной
области
,
позволит
нашей
стране
укрепить
свои
позиции
в
этом
неформальном
объединении
.
Среди
наиболее
высокотехнологичных
сфер
следует
выделить
четыре
ключевых
сферы
перспективного
со
-
трудничества
:
1.
Совместная
борьба
с
киберугрозами
.
353
2.
Сотрудничество
в
безопасном
развитии
атомной
энергетики
.
3.
Сотрудничество
в
мирном
освоении
космоса
.
4.
Применение
высоких
технологий
в
логистике
,
в
ча
-
стности
,
использование
радиочастотной
идентификации
(RFID).
1.
Новые
вызовы
в
области
высоких
технологий
Одна
из
главных
тенденций
современности
заключает
-
ся
в
быстром
развитии
и
внедрении
новых
технологий
,
и
эта
тенденция
в
ближайшем
десятилетии
не
только
сохранится
,
но
и
усилится
.
Причем
передовые
технологии
зачастую
на
-
ходят
применение
в
военных
областях
.
В
целом
ряде
сфер
в
этой
технологической
гонке
присутствие
и
вес
США
и
их
союзников
–
европейских
государств
,
Японии
и
Кореи
ста
-
новится
доминирующим
.
Неравномерность
и
неконтролируемость
развития
в
таких
сферах
как
использование
космического
простран
-
ства
в
военных
целях
,
противоракетная
оборона
и
кибер
-
оружие
нарушают
равновесие
системы
международных
отношений
,
могут
спровоцировать
новую
гонку
вооруже
-
ний
.
Отставание
в
сфере
мирных
технологий
грозит
эко
-
номикам
стран
потерей
международной
конкурентоспо
-
собности
.
•
В
последние
годы
стала
очевидной
потребность
в
кардинальном
усилении
сотрудничества
в
рамках
БРИКС
в
области
борьбы
с
киберугрозами
.
Дефицит
эф
-
фективных
механизмов
борьбы
с
трансграничной
киберпре
-
ступностью
,
разработкой
и
применением
все
более
совер
-
шенных
и
разрушительных
видов
кибероружия
оборачивает
-
ся
катастрофической
уязвимостью
критической
инфраструк
-
туры
различных
государств
перед
подобными
угрозами
.
При
сохраняющейся
анонимности
исполнителей
и
заказчиков
ки
-
бератак
их
последствия
становятся
все
более
разрушитель
-
ными
,
выходя
за
пределы
киберпространства
.
Эта
ситуация
354
неизбежно
расшатывает
существующий
режим
международ
-
ной
безопасности
и
ведет
к
дестабилизации
международных
отношений
,
что
представляет
прямую
угрозу
национальной
безопасности
и
интересам
Российской
Федерации
и
ее
союз
-
ников
.
Среди
других
проблем
нужно
также
отметить
нерав
-
номерность
в
развитии
интернет
инфраструктуры
,
что
может
замедлять
дальнейшее
совершенствование
и
внедре
-
ние
интернет
-
технологий
в
развивающихся
странах
.
•
Опасность
выведения
оружия
в
космос
по
-
прежнему
остается
на
повестке
международной
безопасно
-
сти
.
В
международном
космическом
праве
до
сих
пор
сохра
-
няются
лакуны
относительно
использования
государствами
космического
пространства
в
целом
и
ближайшего
окруже
-
ния
Земли
в
частности
.
Они
позволяют
не
только
выводить
и
размещать
в
космосе
неядерные
виды
вооружений
,
но
и
с
их
помощью
применять
силу
в
космосе
и
из
космоса
.
Совмест
-
ный
проект
договора
о
предотвращении
размещения
оружия
в
космическом
пространстве
,
применения
силы
или
угрозы
силой
в
отношении
космических
объектов
,
выдвинутый
Рос
-
сией
и
КНР
в
феврале
2008
г
.
на
рассмотрение
Конференции
по
разоружению
в
Женеве
так
и
не
получил
необходимой
международной
поддержки
.
Хотя
к
настоящему
времени
многие
страны
позитивно
отреагировали
на
российско
-
китайскую
инициативу
,
партнеры
России
по
БРИКС
,
Брази
-
лия
и
Индия
,
имеющие
собственные
военные
космические
программы
,
занимают
по
данному
вопросу
сдержанную
по
-
зицию
.
Кроме
Конференции
по
разоружению
также
отсутст
-
вует
координация
стран
БРИКС
в
Комитете
ООН
по
исполь
-
зованию
космического
пространства
в
мирных
целях
и
на
других
международных
форумах
.
В
то
же
время
преимущества
от
активного
развития
мирных
космических
технологий
частично
обесценива
-
ются
дублированием
разработок
(
системы
глобальной
355
спутниковой
навигации
,
независимые
космические
про
-
граммы
)
различными
странами
.
Это
не
позволяет
сконцентрировать
ресурсы
на
реше
-
нии
задач
принципиального
улучшения
спутниковой
навига
-
ции
и
освоения
межпланетного
пространства
.
В
российской
космической
отрасли
так
же
существует
ряд
сложностей
,
связанный
с
недостаточным
присутствием
Роскосмоса
в
юж
-
ном
полушарии
(
необходимость
в
дополнительных
станциях
коррекции
и
мониторинга
для
ГЛОНАСС
;
дополнительные
средства
наблюдения
за
орбитой
).
•
Несмотря
на
то
,
что
со
времени
аварии
на
АЭС
Фуку
-
сима
– I
прошло
время
,
вопрос
безопасности
атомных
электростанций
и
атомной
отрасли
в
целом
,
перспектив
дальнейшего
развития
этого
вида
энергетики
,
стоит
по
-
прежнему
очень
остро
. 30
марта
2012
г
.
на
саммите
БРИКС
в
Нью
-
Дели
лидеры
стран
пятерки
призвали
к
международно
-
му
сотрудничеству
в
вопросе
развития
безопасной
ядерной
энергетики
.
Главы
государств
БРИКС
отметили
необходи
-
мость
совместной
работы
с
целью
«
повышения
доверия
на
-
селения
к
ядерной
энергии
,
как
чистому
,
доступному
,
безо
-
пасному
и
надежному
источнику
энергии
,
жизненно
необхо
-
димому
для
удовлетворения
глобальных
энергетических
по
-
требностей
»
1
.
•
Страны
БРИКС
относятся
к
крупнейшим
экономикам
мира
,
но
товарооборот
между
ними
значительно
меньше
по
-
тенциального
.
По
итогам
2011
г
.
взаимный
товарооборот
стран
БРИКС
составил
230
миллиардов
долларов
.
На
самми
-
те
БРИКС
в
Нью
-
Дели
в
марте
2012
г
.
было
запланировано
довести
его
до
500
миллиардов
к
2015
г
.
Перед
странами
пя
-
терки
остро
стоят
вопросы
оптимизации
трансграничной
логистики
и
ускорения
прохода
грузов
при
повышении
1
Делийская
декларация
глав
государств
БРИКС
.
Официальный
сайт
пре
-
зидента
России
. 29
марта
2012
г
. http://kremlin.ru/ref_notes/1189 (
послед
-
нее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
356
уровня
таможенного
контроля
.
В
то
же
время
высокотех
-
нологичные
решения
,
которые
могли
бы
внести
значитель
-
ный
вклад
в
улучшение
положения
(
например
,
использова
-
ние
радиочастотной
идентификации
(RFID)
при
котором
ин
-
формация
передается
на
расстоянии
с
помощью
радиоволн
,
в
том
числе
автоматически
)
используются
в
странах
БРИКС
недостаточно
активно
и
нескоординировано
.
Кроме
того
от
-
сутствуют
единые
стандарты
в
области
RFID
и
ими
оборудо
-
вано
сравнительно
небольшое
количество
пунктов
контроля
2.
Интересы
России
На
сегодняшний
день
Россия
продолжает
оставаться
одной
из
наиболее
высокотехнологичных
стран
мира
и
ста
-
рается
сохранять
за
собой
это
положение
.
При
этом
быстрое
совершенствование
технологий
в
развитых
странах
и
значи
-
тельные
усилия
,
которые
прикладывают
для
преодоления
от
-
ставания
развивающиеся
,
ставят
позиции
России
под
угрозу
.
Российские
интересы
в
области
высоких
технологий
заключаются
в
нейтрализации
военной
угрозы
в
космосе
и
его
мирном
освоении
,
в
развитии
интернет
-
технологий
и
борьбе
с
угрозами
в
киберпространстве
,
недопущении
новой
гонки
вооружений
,
максимальном
развитии
собст
-
венного
потенциала
в
атомной
энергетике
,
внедрение
вы
-
соких
технологий
в
сферу
логистики
.
Высокотехнологич
-
ные
отрасли
экономики
так
же
нуждаются
в
привлече
-
нии
зарубежных
инвестиций
и
инноваций
.
Совокупный
потенциал
стран
БРИКС
очень
высок
,
что
так
же
верно
для
сферы
высоких
технологий
.
Около
70%
всех
строящихся
в
мире
АЭС
приходятся
на
страны
БРИКС
1
,
за
первую
половину
2012
года
62%
орбитальных
запусков
совершили
Россия
,
Китай
и
Индия
,
российский
сегмент
ин
-
1
Plans For New Reactors Worldwide. World Nuclear Association
http://www.world-nuclear.org/info/inf17.html (
последнее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
357
тернета
является
крупнейшим
в
Европе
1
,
китайский
–
круп
-
нейшим
в
мире
2
,
все
5
национальных
сегментов
относятся
к
числу
наиболее
быстро
растущих
3
.
Интернет
-
аудитория
БРИКС
составляет
сегодня
до
половины
глобальной
аудито
-
рии
Сети
.
4
Тем
не
менее
,
реализация
данного
ресурса
за
-
труднена
отсутствием
совместной
повестки
и
программы
действий
в
высокотехнологичных
областях
.
Большая
часть
сотрудничества
идет
на
двухсторонней
,
а
не
на
многосторон
-
ней
основе
.
Бразилия
,
Россия
,
Индия
,
Китай
и
ЮАР
должны
превратиться
из
финансового
клуба
в
группу
стран
,
объ
-
1
The internet business in Russia. Europe’s great exception.
The Economist
.
2012, May 19, http://www.economist.com/node/21555560 (
последнее
посе
-
щение
– 15
января
2013
г
.).
Также
см
.: Already Europe’s largest Internet market and still growing as-
toundingly fast: Russia by the numbers.
The Next Web
. April 20, 2012,
http://thenextweb.com/eu/2012/04/20/already-europes-largest-internet-market-
and-still-growing-astoundingly-fast-russia-by-the-numbers/ (
последнее
посе
-
щение
– 15
января
2013
г
.).
2
China, the world's largest online population: Infographic.
Ecoconsultancy.
Digital Market Excellence
. April 11, 2012, http://econsultancy.com/
ru/blog/9569-china-the-world-s-largest-online-population-infographic
(
по
-
следнее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
Также
см
.: Top 20 Countries with the Highest Number of Internet Users.
Internet World Stats
. January 14, 2013, http://www.internetworldstats.
com/top20.htm (
последнее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
3
India, fastest growing online market in BRIC, says ComScore report.
Entre-
preneur
. By Avanish Tiwary, August 27, 2012, http://entrepreneurindia.in/
thebuzz/specialreport/india-fastest-growing-online-market-in-bric-says-
comscore-report/14894/ (
последнее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
Также
см
.:
Simon J.P.
The ICT Landscape in BRICS Countries: Brazil, India,
China. European Commission, Joint Research Centre, Institute for Prospective
Technological Studies. Scientific and Technical Reports. 2011, ftp://ftp.jrc.es/
pub/EURdoc/JRC66110.pdf (
последнее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
4
Simon J.P.
The ICT Landscape in BRICS Countries: Brazil, India, China.
European Commission, Joint Research Centre, Institute for Prospective Tech-
nological Studies. Scientific and Technical Reports. 2011, ftp://ftp.jrc.es/
pub/EURdoc/JRC66110.pdf (
последнее
посещение
– 15
января
2013
г
.).
358
единенную
широкими
общими
интересами
и
готовую
от
-
стаивать
эти
интересы
на
международной
арене
.
При
этом
Россия
в
подобном
формате
должна
занять
место
,
соответствующее
ее
уровню
технологического
развития
.
В
интересах
России
перемещение
вектора
сотрудни
-
чества
БРИКС
в
сторону
областей
,
в
которых
страна
тра
-
диционно
сильна
,
что
во
многом
облегчается
тем
,
что
в
развитии
этих
отраслей
заинтересованы
и
наши
партне
-
ры
по
БРИКС
.
Россия
также
естественно
заинтересована
в
усилении
экономического
присутствия
в
Индии
и
Китае
и
в
расширении
его
географии
за
счет
подтягивания
сотрудниче
-
ства
с
Бразилией
и
ЮАР
.
3.
Стратегия
для
России
1.1.
Космические
технологии
1.1.1.
Россия
должна
добиваться
поддержки
всеми
членами
БРИКС
инициативы
по
не
выведению
оружия
в
космос
.
В
первую
очередь
это
означает
работу
над
изменени
-
ем
позиции
Индии
и
Бразилии
.
Необходимо
комплексное
оп
-
ределение
бразильских
и
индийских
озабоченностей
в
этой
области
и
целенаправленное
и
последовательное
снятие
.
В
случае
решения
этой
задачи
страны
БРИКС
могут
выступить
единым
фронтом
на
Конференции
по
разоружению
,
Комите
-
те
ООН
по
использованию
космического
пространства
в
мирных
целях
,
в
формальных
и
неформальных
консультаци
-
ях
с
США
и
другими
государствами
.
1.1.2.
Россия
заинтересована
в
заключении
соглаше
-
ний
с
ЮАР
,
Бразилией
и
Индией
для
совместного
монито
-
ринга
орбиты
,
сопровождения
научных
аппаратов
в
дальнем
космосе
и
для
расширение
покрытия
и
точности
системы
ГЛОНАСС
.
1
1
Особо
остро
проблема
«
слепых
»
для
России
зон
орбиты
в
южном
полу
-
шарии
Земли
проявилась
в
ситуации
с
аварией
межпланетной
станции
359
1.1.3.
Необходимо
продвижение
системы
ГЛОНАСС
в
странах
БРИКС
,
ее
совместное
использование
с
сущест
-
вующими
и
планируемыми
национальными
системами
спут
-
никовой
навигации
Индии
и
Китая
.
1
1.1.4.
Совместные
космические
инициативы
БРИКС
должны
создать
новый
полюс
в
освоении
космоса
,
альтерна
-
тивный
Соединенным
Штатам
и
Европейскому
союзу
,
и
бо
-
лее
привлекательный
для
стран
пятерки
.
1.2.
1.2.
Интернет
-
технологии
1.2.1.
Россия
могла
бы
инициировать
через
формат
БРИКС
выработку
доктринального
документа
,
суммирующе
-
го
общее
видение
и
фиксирующего
консенсусный
подход
государств
БРИКС
к
обеспечению
безопасности
информаци
-
онного
пространства
,
и
последующее
продвижение
данного
подхода
в
рамках
ключевых
международных
форматов
–
в
том
числе
ООН
ее
специализированных
учреждений
.
Необ
-
ходима
выработка
странами
БРИКС
соглашений
,
запрещаю
-
щих
кибератаки
против
критической
инфраструктуры
фи
-
нансовой
системы
,
объектов
атомной
энергетики
,
стратеги
-
«
Фобос
-
Грунт
»
в
ноябре
2011
г
.
Подробнее
об
этом
:
Падение
межпланет
-
ной
станции
«
Фобос
-
Грунт
» //
РИА
Новости
. 31.12.2011
(http://ria.ru/infografika/20111231/530174115.html#13584252069382&messa
ge=resize&relto=register&action=addClass&value=registration);
1
Имеется
в
виду
использование
спутниковой
навигации
в
интересах
коммерческих
потребителей
,
а
значит
–
сотрудничество
может
вестись
в
области
разработки
чипов
,
принимающих
навигационные
сигналы
,
от
-
дельных
компонентов
навигационного
оборудования
,
кооперация
в
соз
-
дании
спутников
.
Первые
спутники
китайской
системы
«
Бэйдоу
»
были
выведены
в
2012
г
.: China launches two satellites for navigation system //
China Daily. 19.09.2012 (http://www.chinadaily.com.cn/china/2012-
09/19/content_15767783.htm).
Первые
спутники
индийской
навигацион
-
ной
системы
IRNSS
планируется
запустить
в
2013
г
.: IRNSS is expected to
be realized by 2014-15 // Coordinates. September 2012
(http://mycoordinates.org/“irnss-is-expected-to-be-realized-by-2014-15”/);
360
ческих
систем
военного
командования
,
а
также
против
ин
-
формационных
систем
ударных
вооружений
и
ОМУ
.
1.2.2.
БРИКС
мог
бы
выступить
форматом
для
укре
-
пления
мер
доверия
и
обмена
информацией
в
области
кибер
-
безопасности
между
странами
-
участницами
,
в
том
числе
для
развитие
систем
предотвращения
,
раннего
предупреждения
и
информирования
друг
друга
о
киберинцидентах
,
включая
создание
горячих
линий
связи
и
международного
Центра
ки
-
беругроз
БРИКС
с
использованием
механизмов
международ
-
ного
государственно
-
частного
партнерства
.
1.2.3.
В
интересах
как
БРИКС
в
целом
,
так
и
России
в
частности
–
реализация
совместных
проектов
развития
трансконтинентальной
ИКТ
-
инфраструктуры
(
оптоволокон
-
ные
кабели
и
т
.
п
.)
с
целью
повышения
устойчивости
и
на
-
дежности
телекоммуникаций
между
странами
БРИКС
и
рас
-
ширения
доступа
населения
стран
группы
к
широкополосно
-
му
доступу
в
интернет
.
В
этот
контекст
хорошо
вписывается
обсуждаемый
сегодня
проект
трансконтинентального
под
-
водного
интернет
-
кабеля
,
который
соединил
бы
все
страны
БРИКС
,
расположенные
на
трех
континентах
,
напрямую
.
1.2.4.
Государства
БРИКС
обладают
примерно
рав
-
ными
стартовыми
позициями
,
сходными
проблемами
и
пре
-
пятствиями
к
активному
и
бурному
развитию
e-governance
и
,
говоря
шире
,
информационного
общества
как
такового
.
Соз
-
дание
координирующей
структуры
для
перенимания
и
адап
-
тации
лучшего
зарубежного
опыта
и
разработки
механизмов
его
под
свои
нужды
могло
бы
значительно
продвинуть
этот
процесс
.
1.3.
Атомная
энергетика
1.3.1.
В
контексте
развития
атомных
технологий
в
странах
БРИКС
,
наиболее
перспективным
для
России
,
будет
постепенный
переход
от
строительства
электростанций
в
этих
странах
к
партнерству
и
совместным
проектам
,
в
пер
-
вую
очередь
с
Индией
и
Китаем
.
Привлечение
китайских
и