ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2636
Скачиваний: 1
361
индийских
(
а
в
перспективе
и
бразильских
и
южноафрикан
-
ских
компаний
)
для
участия
в
консорциумах
по
строительст
-
ву
АЭС
как
в
самих
странах
БРИКС
,
так
и
в
третьих
странах
будут
выгодны
России
потому
,
что
укрепят
межгосударст
-
венные
связи
партнерскими
отношениями
между
компания
-
ми
стран
БРИКС
.
Это
будет
означать
также
более
широкое
привлечение
кредитных
средств
стран
пятерки
для
строи
-
тельства
АЭС
в
третьих
странах
.
Участие
в
возведении
атом
-
ных
электростанций
национальных
компаний
может
также
снизить
недоверие
к
нему
со
стороны
местного
населения
и
помочь
избежать
протестов
.
Кроме
того
,
взамен
Россия
мо
-
жет
рассчитывать
на
преимущественный
доступ
на
рынки
партнеров
.
1.3.2.
Участие
России
в
совместных
с
другими
стра
-
нами
БРИКС
научных
разработках
в
ядерной
сфере
необхо
-
димо
как
для
укрепления
отношений
с
партнерами
и
сниже
-
ния
влияния
третьих
стран
,
так
и
для
совершенствования
технологий
в
сфере
атомной
энергетики
.
Новые
технологии
,
разработанные
странами
БРИКС
(
например
,
основанные
на
наработках
Китая
и
Индии
в
области
ториевого
цикла
1
)
мо
-
гут
внести
значительные
изменения
в
мировую
энергетику
.
1.3.3.
Необходимо
развитие
сотрудничества
в
сфере
атомной
энергетики
в
БРИКС
на
уровне
научного
и
эксперт
-
ного
сообщества
.
Контакты
экспертов
и
специалистов
,
про
-
граммы
академического
обмена
могут
помочь
странам
БРИКС
повысить
уровень
собственной
экспертизы
и
проде
-
монстрировать
лицам
,
принимающим
решения
,
преимущест
-
ва
сотрудничества
с
российской
стороной
,
установить
необ
-
ходимые
связи
.
1
Смотри
,
например
: Role of Thorium to Supplement Fuel Cycles of Future
Nuclear Energy Systems. IAEA Nuclear Energy Series No. NF-T-2.4. Interna-
tional Atomic Energy Agency. Vienna, 2012
и
Boczar, P.G., Hyland, B.,
Bradley, K., Kuran, S., “Achieving resources sustainability in China through
the thorium fuel cycle in the CANDU reactor” (Proc. 18th Int. Conf. on Nucl.
Eng., Xi’an, 2010).
362
1.4.
Высокие
технологии
в
логистике
1.4.1.
Россия
,
как
и
остальные
государства
БРИКС
заинтересована
в
максимальной
оптимизации
процесса
това
-
рооборота
и
введении
автоматической
идентификации
гру
-
зов
.
Страны
БРИКС
могли
бы
совместно
разработать
общий
стандарт
радиочастотной
идентификации
,
который
не
только
бы
ускорил
работу
пропускных
пунктов
стран
пятерки
,
но
и
мог
быть
установлен
в
качестве
мирового
стандарта
.
Также
является
целесообразной
проработка
возможности
расшире
-
ния
на
все
страны
БРИКС
индийской
инициативы
по
полно
-
му
оснащению
пунктов
пограничного
контроля
RFID.
4.4.
ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
СТРАН
БРИКС
В
ОБЛАСТИ
«
ЗЕЛЕНОЙ
ЭКОНОМИКИ
»
В
ИНТЕРЕСАХ
УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИИ
Понизова
О
.
А
Аверченков
А
.
А
.
Киселев
С
.
В
.
Козельцев
М
.
Л
.
Сперанская
О
.
А
Ушаков
И
.
В
.
Честных
О
.
В
.
1.
БРИКС
,
устойчивое
развитие
и
«
зеленая
экономика
»
1.1.
Устойчивое
развитие
–
новая
парадигма
раз
-
вития
человечества
К
семидесятым
годам
прошлого
столетия
мир
осознал
необходимость
срочного
решения
проблем
экологического
равновесия
на
планете
.
Впервые
на
высоком
политическом
уровне
эта
тема
была
поставлена
в
1972
г
.
в
Стокгольме
,
на
Конференции
ООН
по
окружающей
человека
среде
.
Было
363
признано
,
что
экологические
проблемы
приняли
угрожаю
-
щий
масштаб
и
для
их
решения
необходимо
объединение
усилий
всего
мирового
сообщества
.
Стокгольмская
конфе
-
ренция
значительно
активизировала
природоохранные
дей
-
ствия
на
всех
уровнях
.
Однако
вскоре
выяснилось
,
что
деградация
глобальной
биосферы
идет
более
быстрыми
темпами
,
чем
предприни
-
маемые
усилия
.
Для
анализа
причин
такой
ситуации
в
1987
г
.
Всемирная
комиссия
по
окружающей
среде
и
развитию
под
-
готовила
Доклад
«
Наше
общее
будущее
»
,
известный
также
как
Доклад
Брундтланд
,
в
котором
впервые
появился
термин
«
устойчивое
развитие
» («sustainable development»):
он
опре
-
делялся
как
такое
развитие
,
которое
сохраняет
ресурсы
для
будущих
поколений
,
при
этом
удовлетворяя
потребности
нынешних
поколений
.
В
Докладе
избыточное
потребление
в
развитых
странах
и
бедность
в
развивающихся
государствах
были
названы
в
числе
ключевых
причин
ухудшения
состоя
-
ния
окружающей
среды
и
показана
необходимость
объеди
-
нения
усилий
мирового
сообщества
и
помощи
развивающе
-
муся
миру
с
целью
сохранения
нашей
планеты
.
В
1992
году
на
Конференции
ООН
по
окружающей
среде
и
развитию
(
ЮНСЕД
)
в
Рио
-
де
-
Жанейро
–
крупней
-
шем
саммите
,
в
котором
приняли
участие
178
правительст
-
венных
делегаций
,
в
том
числе
103 –
под
руководством
глав
государств
и
правительств
, –
концепция
устойчивого
разви
-
тия
получила
официальное
одобрение
глав
государств
и
пра
-
вительств
.
Для
достижения
устойчивого
развития
было
при
-
знано
необходимым
решать
экологические
,
экономические
и
социальные
проблемы
в
их
взаимосвязи
и
стремиться
к
ба
-
лансу
этих
составляющих
.
На
Конференции
ООН
по
окружающей
среде
и
разви
-
тию
(
также
называемой
«
Рио
-92»)
был
подписан
ряд
осново
-
полагающих
экологически
значимых
конвенций
и
докумен
-
тов
(
по
изменению
климата
,
сохранению
биоразнообразия
,
лесов
).
Кроме
того
,
одним
из
главных
результатов
Саммита
364
было
принятие
Повестки
дня
на
XXI
век
–
глобального
плана
действий
человечества
для
достижения
устойчивого
разви
-
тия
.
1
Как
сама
Конференция
ООН
,
так
и
проходивший
па
-
раллельно
многотысячный
Глобальный
Форум
общественно
-
сти
,
а
также
процесс
подготовки
к
этим
мероприятиям
,
охва
-
тивший
практически
все
регионы
мира
и
секторы
общества
,
вызвали
огромный
резонанс
.
Распространению
идей
устой
-
чивого
развития
и
реализации
их
на
практике
был
дан
мощ
-
ный
импульс
.
В
2002
году
в
ознаменование
10
лет
после
«
Рио
-92»
в
Йоханнесбурге
с
26
августа
по
4
сентября
состоялся
Все
-
мирный
саммит
по
устойчивому
развитию
(
ВСУР
).
Подго
-
товка
к
Саммиту
активно
проходила
как
в
глобальном
мас
-
штабе
,
так
и
на
региональном
и
национальном
уровнях
.
На
ВСУР
правительства
подтвердили
свою
приверженность
ус
-
тойчивому
развитию
,
определили
первоочередные
задачи
для
его
достижения
(
искоренение
нищеты
,
изменение
моде
-
лей
потребления
и
производства
,
а
также
охрана
и
рацио
-
нальное
использование
природной
ресурсной
базы
в
интере
-
сах
социально
-
экономического
развития
)
и
наметили
план
по
их
достижению
.
2
В
ознаменование
20-
летнего
юбилея
ЮНСЕД
в
июне
2012
г
.
в
Рио
более
ста
глав
государств
и
правительств
,
более
12
тысяч
делегатов
и
около
4000
журналистов
собрались
на
Конференции
ООН
по
устойчивому
развитию
,
получившую
название
"
Рио
+20".
В
фокусе
саммита
два
основные
направ
-
ления
:-«
эеленая
экономика
»
в
контексте
устойчивого
разви
-
1
Повестка
дня
на
21
век
.
Принята
Конференцией
ООН
по
окружающей
среде
и
развитию
,
Рио
-
де
-
Жанейро
, 3–14
июня
1992
года
. http://www.un.
org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
2
План
выполнения
решений
Всемирной
встречи
на
высшем
уровне
по
устойчивому
развитию
. 26
августа
. 4
сентября
2002
года
в
Йоханнесбур
-
ге
,
Южная
Африка
,
Документ
ООН
A/CONF.199/20
.
http://www.un.org/
russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf
365
тия
и
институциональные
рамки
устойчивого
развития
.
Сре
-
ди
ключевых
тем
для
обсуждения
были
:
энергетика
;
вода
;
океаны
;
снижение
риска
стихийных
бедствий
;
устойчивые
города
; «
зеленые
»
рабочие
места
;
продовольственная
безо
-
пасность
и
устойчивое
сельское
хозяйство
.
1
Страны
БРИКС
принимали
активное
участие
в
процес
-
се
глобального
сотрудничества
«
Рио
»,
так
как
это
отвечает
потребностям
решения
их
проблем
,
связанных
с
экономиче
-
ским
,
экологическим
и
социальным
развитием
.
1.2.
Приоритетные
современные
проблемы
и
вызовы
,
стоящие
перед
странами
БРИКС
,
в
контексте
пробле
-
матики
устойчивого
развития
и
«
зеленой
экономики
».
Проблемы
,
связанные
с
устойчивым
развитием
,
суще
-
ствуют
практически
для
всех
стран
мира
,
в
том
числе
и
госу
-
дарств
БРИКС
,
хотя
они
имеют
различные
формы
проявле
-
ния
и
национальную
специфику
.
Для
всех
стран
БРИКС
характерны
,
наряду
с
опреде
-
ленными
успехами
и
проблемами
в
экономической
и
соци
-
альной
сферах
,
серьезные
экологические
проблемы
.
Страны
БРИКС
объединяет
и
выделяет
:
а
)
экологическая
уникальность
на
глобальном
уровне
(
так
,
только
на
долю
России
и
Бразилии
приходится
около
40%
мировых
лесных
площадей
);
б
)
экологическая
значимость
–
как
в
положительном
,
так
и
в
отрицательном
смысле
(
с
одной
стороны
,
вклад
при
-
роды
стран
БРИКС
в
устойчивость
мировой
биоты
составля
-
ет
до
четверти
общемирового
показателя
,
а
с
другой
–
на
них
приходится
,
например
, 33
процента
мирового
потребления
1
Будущее
,
которого
мы
хотим
.
Итоговый
документ
Конференции
ООН
по
устойчивому
развитию
. A/CONF.216/L.1.
Рио
-
де
-
Жанейро
,
Бразилия
20–22
июня
2012
года
. https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-
conf.216-l-1_russian.pdf.pdf
366
энергии
и
37
процентов
от
общего
объема
выбросов
от
сжи
-
гания
топлива
.
в
)
экологическое
неблагополучие
:
все
страны
БРИКС
в
той
или
иной
степени
испытывают
на
себе
остроту
эколо
-
гической
проблемы
;
г
)
находясь
на
разных
континентах
,
страны
БРИКС
«
контролируют
»
глобально
значимые
точки
экологического
напряжения
.
По
сути
,
в
значительной
степени
от
них
зависит
будущее
глобальной
экологической
проблемы
и
ее
решение
;
д
)
экологический
имидж
.
Прежде
всего
,
это
касается
Бразилии
и
ЮАР
,
столицы
которых
Рио
-
де
-
Жанейро
и
Йо
-
ханнесбург
принимали
международные
конференции
по
ус
-
тойчивому
развитию
.
Широкий
спектр
экологических
проблем
существует
в
Бразилии
.
Это
уничтожение
лесов
,
сокращение
численности
диких
животных
,
и
опустынивание
,
эрозия
почв
,
загрязнение
воздуха
и
воды
,
рост
отходов
.
Тяжелая
деградация
окружающей
среды
характерна
и
для
Китая
–
как
наследие
беспрепятственно
интенсивной
индустриализации
,
вследствие
демографического
давления
,
миграции
и
урбанизации
во
многих
районах
высокие
уровни
загрязнения
воздуха
,
воды
и
почвы
.
Среди
других
проблем
–
недостаточный
уровень
эффективности
использования
энер
-
гии
,
химическое
загрязнение
,
отходы
.
Экологические
проблемы
Южной
Африки
связаны
с
водой
:
потребление
воды
опережает
увеличение
запасов
вод
-
ных
ресурсов
.
Остро
стоят
проблемы
загрязнения
рек
отхо
-
дами
и
поверхностными
стоками
с
сельхозугодий
.
Неблаго
-
получная
ситуация
и
в
области
атмосферного
загрязнения
,
что
приводит
к
образованию
кислотных
дождей
;
эрозия
почв
,
опустыниванию
.
Для
России
характерны
высокий
уровень
антропоген
-
ного
воздействия
на
природную
среду
и
существенные
эко
-
логические
последствия
прошлой
экономической
деятельно
-
сти
.
Остро
стоят
проблемы
качества
воды
в
поверхностных
367
водных
объектах
,
ухудшается
состояние
почвы
и
земли
.
Ка
-
ждый
второй
житель
России
вынужден
использовать
питье
-
вую
воду
,
не
соответствующую
по
ряду
показателей
уста
-
новленным
нормативам
.
Более
половины
городского
населе
-
ния
проживает
в
136
городах
с
высоким
уровнем
загрязне
-
ния
,
в
том
числе
30
городов
–
с
очень
высоким
уровнем
за
-
грязнения
.
Количество
отходов
,
в
том
числе
тех
,
которые
не
направляются
на
переработку
,
возрастает
.
1
При
этом
экологические
проблемы
стран
БРИКС
,
как
и
других
стран
,
тесно
связаны
с
проблемами
экономическими
и
социальными
.
Таким
образом
,
проблема
перехода
к
устой
-
чивому
развитию
и
«
зеленой
экономике
»
остро
стоит
перед
всеми
странами
альянса
.
1.3.
Зеленая
экономика
»:
концепция
,
адаптированная
для
стран
БРИКС
«
Зеленая
экономика
» –
концепция
,
призванная
дать
толчок
переходу
человечества
на
путь
устойчивого
развития
,
которая
стала
популярна
в
основном
благодаря
инициативе
Программы
ООН
по
окружающей
среде
(
ЮНЕП
),
запущен
-
ной
в
2008
г
.
2
Рост
популярности
концепции
«
зеленой
экономики
»
(
или
«
зеленого
роста
»)
во
многом
вызван
многочисленными
кризисами
,
с
которыми
столкнулся
мир
в
последние
годы
, –
прежде
всего
,
климатическим
,
экологическим
,
продовольст
-
венным
,
финансовым
и
экономическим
.
Это
предопределило
необходимость
поиска
альтернативных
путей
развития
.
1
Доклад
«
О
реализации
принципов
устойчивого
развития
в
Российской
Федерации
,
Российский
взгляд
на
новую
парадигму
устойчивого
разви
-
тия
.
Подготовка
к
Рио
+20.».- .
Москва
, 2012.
2
Навстречу
зеленой
экономике
.
Путь
к
устойчивому
развитию
и
искоре
-
нению
бедности
.
Обобщающий
доклад
для
представителей
властных
структур
. –
ЮНЕП
, 2011. http:// www.unep.org/greeneconomy
368
Концепция
«
зеленой
экономики
»
включает
в
себя
идеи
многих
других
направлений
в
экономической
науке
и
фило
-
софии
(
феминистская
экономика
,
постмодернизм
,
экологиче
-
ская
экономика
,
экономика
окружающей
среды
,
антиглоба
-
листика
,
теория
международных
отношений
и
др
.),
связан
-
ных
с
проблемами
устойчивого
развития
.
Сторонники
кон
-
цепции
«
зеленой
экономики
»
считают
,
что
преобладающая
сейчас
экономическая
система
(«
коричневая
экономика
»)
не
-
совершенна
.
Хотя
она
дала
определенные
результаты
в
по
-
вышении
жизненного
уровня
людей
в
целом
,
и
особенно
ее
отдельных
групп
,
негативные
последствия
функционирова
-
ния
этой
системы
значительны
:
это
экологические
проблемы
(
изменение
климата
,
опустынивание
,
утрата
биоразнообра
-
зия
),
истощение
природного
капитала
,
широкомасштабная
бедность
,
нехватка
пресной
воды
,
продовольствия
,
энергии
,
неравенство
людей
и
стран
.
Все
это
создает
угрозу
для
ны
-
нешнего
и
будущего
поколений
.
Официально
утвержденного
определения
«
зеленой
эко
-
номики
»
не
существует
,
однако
обычно
пользуются
опреде
-
лением
ЮНЕП
,
определяющего
этого
термин
как
систему
видов
экономической
деятельности
,
связанных
с
производст
-
вом
,
распределением
и
потреблением
товаров
и
услуг
,
кото
-
рые
приводят
к
повышению
благосостояния
человека
в
дол
-
госрочной
перспективе
,
при
этом
не
подвергая
будущие
по
-
коления
воздействию
значительных
экологических
рисков
или
экологического
дефицита
.
Многие
участники
дискуссий
считают
,
то
определение
«
зеленой
экономики
»
схоже
с
определением
устойчивого
развития
Комиссии
Брудтланд
(
удовлетворение
потребно
-
стей
нынешнего
поколения
,
без
ущерба
для
возможности
бу
-
дущих
поколений
удовлетворять
свои
собственные
потреб
-
ности
).
Это
действительно
так
,
однако
новизна
концепции
«
зеленой
экономики
»
в
том
,
что
в
ней
содержится
акцент
на
экономический
аспект
устойчивого
развития
.
В
этом
термине
заключена
важная
мысль
о
том
,
что
экономический
рост
и
369
охрана
окружающей
среды
могут
и
должны
быть
взаимодо
-
полняющими
стратегиями
–
в
противовес
распространенно
-
му
ранее
мнению
о
компромиссе
между
этими
двумя
целями
.
Концепция
«
зеленой
экономики
»
включает
использова
-
ние
широкого
круга
инструментов
:
–
соответствующее
принципам
устойчивого
развития
ценообразование
,
включая
отказ
от
неэффективных
субси
-
дий
,
оценку
природных
ресурсов
в
денежном
выражении
и
введение
налогов
на
то
,
что
вредит
окружающей
среде
;
–
политика
государственных
закупок
,
которая
поощря
-
ет
производство
экологичной
продукции
и
использование
соответствующих
принципам
устойчивого
развития
методов
производства
;
–
реформирование
систем
«
экологического
»
налогооб
-
ложения
,
предполагающего
смещение
акцента
с
налога
на
рабочую
силу
на
налоги
на
загрязнение
;
–
рост
государственных
инвестиций
в
соответствую
-
щую
принципам
устойчивого
развития
инфраструктуру
(
включая
общественный
транспорт
,
возобновляемые
источ
-
ники
энергии
,
строительство
энергоэффективных
зданий
)
и
природный
капитал
для
восстановления
,
поддержания
и
,
где
это
возможно
,
увеличения
объема
природного
капитала
;
–
целевая
государственная
поддержка
исследований
и
разработок
,
связанных
с
созданием
экологически
чистых
технологий
;
–
социальные
стратегии
,
призванные
обеспечить
согла
-
сование
между
целями
в
социальной
области
и
существую
-
щими
или
предлагаемыми
экономическими
стратегиями
.
В
ходе
дискуссий
,
посвященных
концепции
«
зеленой
экономики
»
развивающиеся
страны
часто
высказывали
опа
-
сения
,
что
концепция
будет
использоваться
развитыми
стра
-
нами
как
чисто
экологическая
,
и
ограничивать
возможности
менее
развитых
стран
развивать
свои
стратегии
развития
,
расширять
торговлю
,
и
решать
социальные
проблемы
,
в
том
числе
борьбы
с
бедностью
.
Кроме
того
,
много
говорилось
о
370
недопустимости
применять
к
различным
странам
одинако
-
вые
подходы
,
без
учета
национальной
специфики
.
Часто
поднимались
вопросы
изменения
международных
правил
–
в
области
регулирования
торговли
,
передачи
технологий
,
ин
-
вестиций
с
тем
,
чтобы
эти
правила
не
создавали
препятствий
для
перехода
к
устойчивому
развитию
и
«
зеленой
экономи
-
ке
»,
а
стимулировали
такой
переход
.
Все
эти
проблемы
не
-
однократно
и
активно
поднимались
странами
БРИКС
.
Таким
образом
,
важно
,
чтобы
для
стран
БРИКС
кон
-
цепция
«
зеленой
экономики
»
базировалась
на
следующих
основных
принципах
,
высказанных
в
ходе
дискуссий
по
под
-
готовке
к
«
Рио
+20,
организованных
Коалицией
по
«
зеленой
экономике
»
1
:
•
учет
всех
трех
составляющих
устойчивого
развития
(
экологической
,
социальной
и
экономической
)
и
разработка
сбалансированной
политики
,
направленной
на
достижение
наилучших
результатов
в
каждой
из
этих
трех
областей
;
•
равенство
между
странами
и
внутри
стран
,
а
также
между
поколениями
;
•
уважение
прав
человека
и
культурного
разнообразия
;
•
создание
подлинного
благополучия
для
всех
,
ликви
-
дация
бедности
,
преобразование
традиционных
рабочих
мест
и
активное
создание
новых
;
-
улучшение
показателей
развития
человеческого
по
-
тенциала
;
-
поддержка
права
на
развитие
,
на
основанную
на
принципах
устойчивого
развития
диверсифицированную
экономику
и
локальную
деятельность
.
•
улучшение
окружающей
среды
и
учет
пределов
на
-
грузки
на
планету
;
1
Sign up to the 9 Principles of a Green Economy. Green Economy Coalition. –
June, 2012. http://www.greeneconomycoalition.org/updates/sign-9-principles-
green-economy