ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2635
Скачиваний: 1
371
•
обеспечение
оптимального
и
рационального
исполь
-
зование
природных
ресурсов
•
обеспечение
устойчивого
производства
и
потребле
-
ния
;
переход
к
экономики
без
вредных
выбросов
и
отходов
;
•
приоритет
возобновляемым
источникам
энергии
и
ре
-
сурсам
;
•
стимулирование
социальных
,
экономических
и
эколо
-
гических
инноваций
.
•
соблюдение
принципа
инклюзивности
и
широкого
участия
общественности
в
процессе
принятии
решений
.
1.4.
Международные
документы
по
«
зеленой
эконо
-
мике
»,
в
наибольшей
степени
относящиеся
к
БРИКС
.
Несмотря
на
множество
опасений
,
особенно
среди
развивающих
c
я
стран
,
концепция
«
зеленой
экономики
»
стремительно
распространяется
и
обретает
все
больше
сто
-
ронников
.
Решения
,
связанные
с
переходом
к
«
зеленой
эко
-
номике
» (
в
некоторых
документах
используется
термин
«
зе
-
леный
рост
»)
содержатся
не
только
в
материалах
процесса
«
Рио
»,
но
и
во
многих
важных
документах
других
междуна
-
родных
организаций
и
форумов
,
членами
которых
являются
все
или
большинство
стран
БРИКС
,
а
также
основные
парт
-
неры
государств
альянса
.
Большую
роль
в
продвижении
концепции
«
зеленой
экономики
»
в
жизнь
внесла
Экономическая
и
Социальная
Комиссии
для
Азии
и
Тихого
океана
(
ЭСКАТО
),
членами
которой
являются
Россия
,
Индия
,
Китай
.
По
инициативе
ЭСКАТО
в
2005
г
.
была
принята
стратегия
«
зеленого
»
роста
,
которая
первоначально
включала
четыре
приоритетные
на
-
правления
:
рациональные
модели
потребления
и
производст
-
ва
; «
озеленение
»
предприятий
и
рынков
;
устойчивая
инфра
-
структура
и
«
зеленая
»
налоговая
и
бюджетная
реформы
.
Впоследствии
были
добавлены
еще
два
направления
–
инве
-
стирование
в
природный
капитал
и
показатели
экологиче
-
372
ской
эффективности
.
Большую
роль
в
продвижении
концеп
-
ции
в
ЭСКАТО
сыграла
Республика
Корея
–
первая
страна
,
которая
объявила
реализацию
концепции
«
зеленого
»
роста
в
качестве
национальной
стратегии
.
В
Декларации
об
экологически
чистом
росте
,
принятой
министрами
ОЭСР
в
июне
2009
г
.,
выражена
решимость
на
-
ращивать
свои
усилия
по
дальнейшей
реализации
стратегий
«
зеленого
»
роста
и
поощрять
«
зеленые
»
инвестиции
и
устой
-
чивое
регулирование
природных
ресурсов
.
Министры
под
-
черкнули
решимость
использовать
«
эффективные
и
дейст
-
венные
комплексы
политических
мер
в
области
климата
»
и
поощрять
«
реформы
внутренней
политики
,
нацеленные
на
предупреждение
или
ликвидацию
экологически
вредных
ви
-
дов
политики
,
которые
могут
препятствовать
«
зеленому
»
росту
,
таких
как
субсидии
».
Кроме
того
,
они
предложи
-
ли
Организации
«
разработать
стратегию
«
зеленого
»
роста
,
с
тем
,
чтобы
добиться
экономического
восстановления
и
эко
-
логически
и
социально
устойчивого
роста
».
На
саммите
Группы
20
в
Лос
-
Кабосе
признавалось
,
что
«
зеленый
»
рост
и
устойчивое
развитие
обладают
сильным
потенциалом
,
стимулирующим
в
долгосрочной
перспективе
процветание
и
благосостояние
народов
.
В
Итоговой
деклара
-
ции
было
подчеркнуто
,
что
«
зеленый
рост
»
должен
быть
«
всеобъемлющим
»,
помочь
в
достижении
целей
в
области
развития
и
экономики
,
в
то
же
время
сохраняя
окружающую
среду
и
улучшая
благосостояние
общества
,
и
от
этого
зави
-
сит
наше
будущее
.
Однако
,
как
отмечается
в
документе
,
«
всеобъемлющий
«
зеленый
»
рост
не
должен
использоваться
для
введения
не
являющихся
необходимыми
барьеров
на
пу
-
ти
торговли
и
инвестиций
».
В
Лос
-
Кабосе
страны
договори
-
лись
представлять
добровольные
самоотчеты
о
действиях
,
предпринимаемых
ими
для
интеграции
«
зеленого
»
роста
и
устойчивого
развития
в
программы
структурных
реформ
.
1
1
Итоговая
декларация
лидеров
«
Группы
двадцати
».
Лос
Кабос
2012.
http://
президент
.
рф
/ref_notes/1245
373
Важным
международным
событием
,
в
подготовке
и
ра
-
боте
которого
принимали
участие
все
страны
БРИКС
,
стала
Конференция
ООН
по
устойчивому
развитию
(«
Рио
+20),
ко
-
торая
состоялась
в
июне
2012
г
.
в
Бразилии
. «
Зеленая
эконо
-
мика
в
контексте
устойчивого
развития
и
ликвидации
нище
-
ты
»
стала
одной
из
двух
ключевых
тем
конференции
.
От
многотысячного
мероприятия
с
участием
глав
государств
и
правительства
ожидали
очень
многого
,
однако
переговоры
по
подготовке
решений
конференции
шли
сложно
и
напря
-
женно
и
в
результате
в
заключительный
документ
«
Будущее
,
которого
мы
хотим
»
не
вошло
большинство
конкретных
и
сильных
обязательств
.
Несмотря
на
это
,
уже
сейчас
видно
,
что
саммит
«
Рио
+20»
дал
сильный
импульс
распростране
-
нию
идей
«
зеленой
экономики
»
и
конкретным
действиям
в
этой
области
.
Многие
наблюдатели
,
особенно
из
среды
неправитель
-
ственных
организаций
,
критикуют
международные
органи
-
зации
за
декларативный
характер
международных
решений
,
связанных
с
«
зеленой
экономикой
»,
недостаточно
сильные
обязательства
,
отсутствие
целостности
,
конкретики
,
ссылок
на
сроки
и
индикаторы
осуществления
.
Однако
при
этом
очевидно
,
что
«
зеленая
экономика
»
получает
все
больше
внимания
политической
поддержки
международного
сооб
-
щества
и
отражает
растущее
понимание
важности
срочных
действий
по
переходу
к
устойчивому
развитию
,
решению
экономических
,
экологических
и
социальных
проблем
.
Даже
несмотря
на
сложность
перехода
к
«
зеленой
экономике
»,
ко
-
торый
требует
коренных
преобразований
во
всех
сферах
жизни
и
может
создавать
проблемы
в
краткосрочной
пер
-
спективе
,
в
будущем
можно
ожидать
более
конкретных
и
эффективных
действий
как
на
международном
,
так
и
на
на
-
циональном
уровнях
.
374
1.5.
Тема
«
зеленой
экономики
»
на
Саммитах
БРИКС
.
Уже
в
совместном
заявление
лидеров
стран
на
I-
ом
саммите
БРИК
(2009
г
.,
Екатеринбург
)
отмечается
,
что
реа
-
лизация
концепции
устойчивого
развития
должна
стать
ос
-
новным
направлением
изменения
парадигмы
экономическо
-
го
развития
.
В
этом
документе
отмечается
важность
повы
-
шения
энергоэффективности
и
выражается
готовность
про
-
тиводействовать
изменению
климата
«
с
опорой
на
принципы
общей
,
но
дифференцированной
ответственности
с
учетом
необходимости
сочетания
мер
по
защите
климата
с
шагами
по
решению
задач
социально
-
экономического
развития
на
-
ших
стран
».
На
саммите
принято
совместное
заявление
стран
БРИК
по
глобальной
продовольственной
безопасности
.
1
Вопросы
энергетики
в
целях
устойчивого
развития
по
-
лучили
отражения
и
на
II-
ом
Саммите
БРИК
в
2010
г
.
в
Бра
-
зилии
.
В
итоговом
заявлении
отражено
стремление
к
разви
-
тию
более
чистых
,
доступных
и
устойчивых
энергосистем
,
содействовать
доступу
к
источникам
энергии
,
энергоэффек
-
тивным
технологиям
и
их
практическому
применению
.
Кро
-
ме
того
,
отмечается
важность
диверсификации
структур
энергопотребления
,
увеличения
доли
возобновляемых
ис
-
точников
энергии
,
чистого
и
эффективного
использования
ископаемого
и
других
видов
топлива
,
в
том
числе
и
биотоп
-
лива
.
Лидеры
БРИКС
признали
изменение
климата
в
качест
-
ве
серьезной
угрозы
и
взяли
обязательство
действовать
в
це
-
лях
достижения
успеха
переговоров
в
рамках
Рамочной
кон
-
венции
ООН
об
изменении
климата
и
Киотского
протокола
.
2
На
III c
аммите
БРИКС
(
Санья
, 2011)
было
еще
раз
заяв
-
лено
о
необходимости
тесного
сотрудничества
в
сфере
про
-
1
Совместное
заявление
лидеров
стран
БРИК
. 16
июня
2009
года
,
Екате
-
ринбург
. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/217932.shtml
2
Совместное
заявление
глав
государств
и
правительств
стран
–
участниц
Второго
саммита
БРИК
(
Бразилия
,
Россия
,
Индия
,
Китай
). 15
апреля
2010
г
.
[
Электронный
ресурс
]. URL: http://
президент
.
рф
/
справки
/524
375
довольственной
безопасности
,
возобновляемых
источников
энергии
,
изменения
климата
,
а
также
отмечена
важность
атомной
энергетики
.
Лидеры
высоко
оценили
инициативы
стран
БРИКС
принять
у
себя
крупные
международные
меро
-
приятия
2012
г
. –
Конференцию
ООН
по
устойчивому
разви
-
тию
в
Бразилии
, 17
сессию
Конференции
сторон
Рамочной
конвенции
ООН
об
изменении
климата
/
Совещание
сторон
Киотского
протокола
в
Южной
Африке
, 11
сессию
Конфе
-
ренции
сторон
Конвенции
по
биоразнообразию
и
6
сессию
Конференции
сторон
–
участниц
Картахенского
протокола
по
биобезопасности
,
которая
состоится
в
октябре
2012
года
.
Среди
новых
предложений
для
изучения
в
декларации
сам
-
мита
отмечалось
изучение
возможности
сотрудничества
в
сфере
«
зеленой
экономики
».
Дальнейшей
работы
по
этому
пункту
не
велось
,
хотя
важность
проблемы
и
ее
актуальность
для
всех
стран
БРИКС
требует
принятия
конкретных
реше
-
ний
по
этому
вопросу
.
1
IV
саммит
БРИКС
,
проходивший
в
Дели
в
марте
2012
года
–
в
преддверии
Конференции
ООН
по
устойчивому
раз
-
витию
«
Рио
+20» –
не
мог
оставить
без
внимания
проблемы
устойчивого
развития
и
«
зеленой
экономики
».
Лидеры
БРИКС
отметили
важность
«
Рио
+20»
как
уникальной
воз
-
можности
подтвердить
приверженность
основам
устойчиво
-
го
развития
,
подчеркнув
взаимосвязь
всех
ее
компонентов
(
инклюзивный
экономический
рост
и
развитие
,
социальный
прогресс
и
охрану
окружающей
среды
)
и
важность
принципа
общей
,
но
дифференцированной
ответственности
,
отражаю
-
щей
разную
ответственность
стран
за
глобальные
проблемы
.
В
Делийской
декларации
отражена
позиция
стран
БРИКС
по
поводу
концепции
«
зеленой
экономики
»:
она
должна
трактоваться
в
более
широких
рамках
устойчивого
1
Декларация
,
принятая
по
итогам
саммита
БРИКС
.
Санья
,
о
.
Хайнань
,
Китай
, 14
апреля
2011
года
. [
Электронный
ресурс
]. URL:
http://
президент
.
рф
/ref_notes/907
376
развития
и
искоренения
бедности
и
представлять
собой
одно
из
средств
реализации
этих
приоритетов
,
а
не
быть
самоце
-
лью
.
Правительства
,
по
мнению
лидеров
БРИКС
,
должны
иметь
пространство
для
маневра
в
политике
для
того
,
чтобы
могли
самостоятельно
выбирать
пути
для
достижения
устой
-
чивого
развития
с
учетом
специфики
стран
. «
Мы
не
прием
-
лем
введение
барьеров
любого
рода
на
пути
торговли
и
инве
-
стиций
под
предлогом
создания
«
зеленой
экономики
», –
от
-
мечается
в
декларации
.
Традиционно
не
обойдены
вниманием
и
проблемы
из
-
менения
климата
:
страны
БРИКС
подтвердили
решимость
внесем
вклад
в
общемировые
усилия
по
противодействию
изменению
климата
–
оговорив
при
этом
,
что
делать
это
сле
-
дует
посредством
устойчивого
и
инклюзивного
роста
,
а
не
через
введение
ограничений
на
развитие
.
Развитые
страны
,
как
отмечается
в
декларации
,
должны
увеличить
финансо
-
вую
и
техническую
помощь
и
содействие
в
наращивании
по
-
тенциала
для
разработки
и
реализации
отвечающих
нацио
-
нальной
специфике
мер
по
сокращению
эмиссии
парниковых
газов
в
развивающихся
странах
.
Лидеры
договорились
о
сотрудничестве
по
проблемам
урбанизации
и
развития
городов
,
продовольственной
безо
-
пасности
,
а
также
обмене
знаниями
, «
ноу
-
хау
»,
технология
-
ми
и
передовым
опытом
в
области
энергоэффективных
и
экологически
чистых
технологиях
.
1
Таким
образом
,
вопросы
устойчивого
развития
и
«
зеле
-
ной
экономики
»,
в
том
числе
проблемы
энергетики
для
ус
-
тойчивого
развития
и
борьбы
с
изменением
климата
,
обсуж
-
даются
на
саммитах
БРИКС
.
Между
тем
,
конкретных
реше
-
ний
по
направлениям
сотрудничества
в
этой
области
пока
недостаточно
.
1
Делийская
декларация
БРИКС
: 29
марта
2012
года
.
http://
события
.
президент
.
рф
/
справки
/1189
377
1.6.
Политика
устойчивого
развития
и
«
зеленой
эко
-
номики
»
в
странах
БРИКС
.
На
национальном
уровне
практически
во
всех
странах
БРИКС
осуществляются
различные
попытки
интеграции
принципов
устойчивого
развития
и
«
зеленой
экономики
»
в
национальную
политику
.
Частично
эта
деятельность
стиму
-
лируется
международными
процессами
,
однако
во
много
это
вызвано
и
осознанием
важности
проблемы
для
развития
стран
,
для
решения
текущих
экономических
,
социальных
и
экологических
задач
,
а
также
сохранения
ресурсов
для
бу
-
дущих
поколений
.
Правительство
К
итая
за
последние
десятилетия
де
-
монстрирует
настолько
сильную
приверженность
принципам
устойчивого
развития
и
их
реализации
на
практике
,
что
мно
-
гие
эксперты
говорят
о
«
зеленой
революции
в
этой
стране
»
и
превращении
этой
страны
в
мирового
«
зеленого
»
лидера
.
Программа
устойчивого
развития
Китая
была
принята
в
2003
г
.
1
.
Среди
основных
ее
целей
–
непрерывное
укрепле
-
ние
возможностей
устойчивого
развития
;
успешная
реструк
-
туризация
экономики
;
эффективный
контроль
над
демогра
-
фической
ситуацией
;
улучшение
состояния
окружающей
среды
;
повышение
эффективности
использования
ресурсов
;
переход
на
устойчивый
путь
развития
,
характеризующийся
возрастающей
эффективностью
,
достойным
благосостоянием
и
здоровой
окружающей
средой
.
В
своей
стратегии
устойчивого
развития
Китай
пытает
-
ся
увязать
все
три
компонента
устойчивого
развития
–
эко
-
номический
,
социальный
,
экологический
,
а
не
просто
огра
-
ничиться
деятельностью
по
охране
окружающей
среды
.
Эти
цели
отражены
в
12-
ом
пятилетнем
плане
национального
экономического
и
социального
развития
(2011-15),
Нацио
-
1
Program of Action for Sustainable Development in China in the Early 21st
Century. – 2007- http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/t20070205_115702.htm
378
нальном
плане
устойчивого
экономического
развития
(2011-15);
Средне
-
и
долгосрочном
плане
развития
возобнов
-
ляемой
энергии
(2005-2020),
Средне
-
и
долгосрочном
плане
развития
науки
и
техники
(2006-20),
а
также
недавно
разра
-
ботанном
12-
ем
пятилетнем
Плане
развития
стратегически
важных
отраслей
промышленности
.
Примечательно
,
что
среди
семи
приоритетных
«
новых
стратегических
отраслей
промышленности
»
большинство
–
«
зеленые
»
отрасли
промышленности
:
производство
товаров
и
услуг
для
охраны
окружающей
среды
,
биотехнологии
,
аль
-
тернативная
энергетика
;
новые
материалы
и
производство
«
чистых
»
автомобилей
.
Правительство
Китая
оказывает
беспрецедентную
по
-
мощь
переходу
к
«
зеленой
экономике
»
в
форме
дотаций
,
субсидий
,
стимулирующих
фондов
,
поддержки
венчурного
капитала
,
льготных
кредитов
,
гарантий
,
щедрых
налоговых
льгот
.
При
этом
активно
поощряется
сотрудничество
отече
-
ственных
предприятий
с
коллегами
из
других
,
более
разви
-
тых
в
технологическом
отношении
стран
Запада
и
Японии
.
1
Примечательно
,
что
Китай
подготовил
специальный
доклад
по
оценке
последствий
присоединения
страны
к
ВТО
на
экологическую
ситуацию
в
стране
,
тем
самым
способст
-
вую
интеграции
принципов
«
зеленой
экономики
»
в
торговую
политику
.
В
стране
осуществлялась
большая
программа
«
Торговля
и
окружающая
среда
»
с
участием
международных
экспертов
.
Подчеркнем
,
что
нравственное
измерение
занимает
все
более
заметное
место
в
осмыслении
экологической
пробле
-
мы
в
Китае
.
На
18-
м
съезде
КПК
(
ноябрь
2012
г
.)
идеи
эколо
-
1
Льюис
Дональд
Дж
.
Китай
:
обеспечить
экономический
рост
с
учетом
принципов
устойчивого
развития
. //
Мосты
:
между
торговлей
и
устойчи
-
вым
развитием
. – 2013. – N 1. – http://ictsd.org/downloads/bridgesrussian/
bridges_ru_6-1.pdf
379
гической
цивилизации
,
экологической
культуры
заняли
одно
из
центральных
мест
.
Индия
достигла
больших
успехов
в
интеграции
прин
-
ципов
устойчивого
развития
в
национальную
политику
.
В
начале
90-
х
годов
принципы
устойчивого
развития
стали
включаться
в
процесс
планирования
:
уже
в
Девятом
пяти
-
летнем
плане
(1997-2002)
была
признана
взаимосвязь
между
окружающей
средой
,
здоровьем
и
развитием
,
а
достижение
экологической
устойчивости
через
участие
общественности
и
обеспечение
экологической
устойчивости
на
основе
широ
-
кого
участия
общественности
было
зафиксировано
в
качест
-
ве
одной
из
важнейших
задач
.
После
Всемирного
саммита
по
устойчивому
развитию
(2002)
эта
работа
получила
дополни
-
тельный
толчок
,
и
принципы
устойчивого
развития
учитыва
-
лись
во
всех
последующих
пятилетних
планах
,
а
также
рабо
-
те
по
осуществлению
Целей
развития
тысячелетия
.
В
нацио
-
нальном
планировании
увязаны
между
собой
различные
пла
-
ны
,
программы
и
инициативы
,
относящиеся
к
различным
компонентам
устойчивого
развития
.
Кроме
того
,
существует
ряд
национальных
комплексных
программах
(
таких
,
напри
-
мер
,
как
,
Национальная
схема
о
предоставлении
гарантий
занятости
сельскому
населению
,
Национальная
политика
в
области
городского
транспорта
,
Национальная
экологическая
политика
,
Национальный
план
городских
жилищ
и
поселе
-
ний
,
Национальный
план
действий
по
изменению
климата
,
Национальная
политика
по
борьбе
со
стихийными
бедствия
-
ми
,
Национальная
миссия
по
сельскому
благосостоянию
)
в
которых
проблемы
рассматриваются
с
учетом
тесной
взаи
-
мосвязи
экономических
,
социальных
и
экологических
аспек
-
тов
.
Взаимоувязка
экономической
и
экологической
полити
-
ки
для
перехода
к
«
зеленой
экономике
»
осуществляется
и
в
области
технологического
обновления
,
сельского
хозяйства
,
энергетики
.
380
Активная
работа
проводится
и
в
области
борьбы
с
из
-
менением
климата
:
в
настоящее
время
правительство
осуще
-
ствляет
24
инициативы
в
области
исследований
,
разработки
и
осуществления
политики
,
международного
сотрудничества
.
Важнейший
документ
,
разработанный
в
этой
области
–
На
-
циональный
план
действий
по
изменению
климата
(2008),
который
включает
в
себя
8
приоритетных
направлений
:
сол
-
нечная
энергетика
(
где
Индия
является
одним
из
мировых
лидеров
),
энергоэффективность
,
устойчивые
поселения
,
вода
,
экосистемы
Гималаев
, «
зеленая
Индия
»,
устойчивое
сельское
хозяйство
,
стратегические
знания
.
Для
перехода
к
«
зеленой
экономике
»
активно
исполь
-
зуется
государственная
поддержка
,
в
том
числе
на
НИОКР
,
субсидии
и
другие
стимулы
,
в
том
числе
такие
инновацион
-
ные
инструменты
,
как
схема
сертификатов
энергосбереже
-
ния
.
Вводится
система
«
зеленых
»
государственных
закупок
.
Важная
роль
в
переходе
к
«
зеленой
экономике
»
отводится
образованию
и
просвещению
,
а
также
широкому
участию
общественности
.
Необходимо
отметить
,
что
некоторые
меры
Китая
и
Индии
в
области
«
зеленой
экономике
»
оспаривались
как
не
-
правомерные
в
ВТО
.
Так
,
иски
против
этих
стран
в
Орган
США
по
разрешению
споров
подавали
США
(
в
связи
с
сол
-
нечными
батареями
).
США
также
предъявляли
претензии
Китая
в
связи
с
поддержкой
развития
ветровой
энергетики
.
Китай
и
Индия
также
протестовали
против
планов
США
по
введению
корректирующего
пограничного
углеродного
на
-
лога
,
считая
,
что
такие
меры
противоречат
правилам
ВТО
и
являются
по
-
существу
«
зеленым
протекционизмом
» –
то
есть
ограничением
торговой
деятельности
конкурентов
,
прикры
-
ваясь
«
зелеными
»
лозунгами
.
Вопросам
устойчивого
развития
и
«
зеленой
экономи
-
ки
»
уделяется
большое
внимание
и
в
Южной
Африке
.
В
2008
году
Кабинетом
министров
были
утвержден
документ
«
Национальные
рамки
устойчивого
развития
»,
который
за
-