Файл: Метелев С.Е. - Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография - 2008.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2786
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма
1.3. Классификация проявления терроризма
1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и его современные особенности
2.2. Молодежный экстремизм и терроризм
2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм
3.1. Международный терроризм, его виды и формы
3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России
4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом
4.2. Борьба с финансированием терроризма
4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций
5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
5.3. Противодействие похищениям людей
Феномен терроризма особенно значим в изучении ощущения безопасности. В последние годы он стремительно вошел в повседневную жизнь каждого российского гражданина, резко обострив и актуализировав проблему защищенности от вооруженного насилия. Eго восприятие в то же время связано со стереотипными представлениями о факторах политических - угроз и опасностей как внутри страны, так и в международном плане. В настоящее время подавляющая часть россиян считают, что их безопасность резко уменьшалась после распада СССР.
Для России проблема терроризма в большей степени связана с продолжающейся нестабильностью в Чечне [2.151]. В 2004 г. 85% опрошенных признали связь, существующую между боевиками в республике и международными террористами. Почти треть обращает внимание на влияние аль-Кайды и других международных террористических организаций, возлагая на них вину за серию терактов, прокатившихся по России в 2004 г. Таким образом, значительная часть населения, казалось бы, разделяет точку (зрения власти, которая после 2001 г. включилась в глобальную антитеррористическую коалицию и попыталась умело изменить ракурс обсуждения чеченской проблемы с мировым сообществом. Однако россияне все же восприняли "военную риторику" не до конца. Только треть респондентов (35%) в январе 2005 г. отмечали, что России международным терроризмом объявлена война, в то время как большая часть (49%) были склонны видеть в событиях в Чечне локальный конфликт на южных рубежах страны. Не произошло и мобилизации общества, несмотря на настойчивые попытки политических структур после событий в Беслане привить обществу настроения "народной войны". Так, 61% респондентов в сентябре 2004 г. и 49% в январе 2005 г. считали, что население должно принимать активное участие в обеспечении своей безопасности; мнения, что обеспечение безопасности и борьба с терроризмом это дело, прежде всего власти, а не населения, придерживались соответственно 35 и 46%. Вместе с тем можно наблюдать усиливающееся отчуждение россиян от власти и возложение на нее вины за неспособность предотвратить террористические акты. На протяжении последних трех лет около 65-67% опрошенных отмечают, что российские власти не в состоянии защитить население от новых вылазок террористов. Примем, респонденты склонны прежде всего возлагать ответственность за происходящее на правоохранительные органы и спецслужбы (около 24% и 40% респондентов соответственно), в меньшей степени принимая обвинения is свой собственный адрес в недостаточной бдительности (8%).
Чувство тревоги и страха прочно укрепляется в массовом сознании в последние годы. Так, в ходе телефонного опроса москвичей в октябре 2004 г. задавался вопрос: «Испытываете ли вы страх, находясь в многолюдных местах?» Положительно ответили 57% опрошенных, и только 28% ответили, что не испытывают. Причем среди тех, кто испытывал страх, 44% составляли мужчины [2.69]. Как отмечает В.И. Добреньков, «страх за собственную жизнь и жизнь детей своих ввергает всех людей в состояние тревоги, постепенно, медленно и неуклонно парализует их волю. Поражает не просто терпение, о котором так много говорено как о некоей положительной черте характера, поражает рабская покорность, которая превращает великий и могучий русский народ в послушную, аморфную, разобщенную массу, которая мирится с реальным положением вещей, которая не способна оказывать сопротивление злу, которая боится и не хочет бороться с криминалом и бездействием властей, которая постоянно утрачивает веру в возможность торжества права на безопасную и спокойную жизнь. Молчание и покорность губят Россию. Если она не проснется, то ее бездействие приведет к великой катастрофе» [2.53, с. 8].
Реакция населения страны и экспертов на проблемы терроризма является неоднозначной, что проявляется в оценках событий, происходящих в Чечне (табл. 2.3.) Так, на первое место вышел ответ, согласно которому происходящее в Чечне – это ситуация конфликта, которая выгодна определенным силам в Москве. Ранги других ответов практически совпадают. Эти данные свидетельствуют о том, что общество и эксперты не разделяют официальную точку зрения. Они склонны думать о наличии в Москве латентных интересов и факторов, которые питают конфликты и широко не освещаются [2.99].
Таблица 2.3.
Оценки происходящего в Чечне в июне 2004 г., % от числа опрошенных [2.99].
Характеристики |
Респонденты |
Эксперты |
Ситуация конфликта, которая выгодна определенным силам в Москве |
53 |
61 |
Терроризм бандитов и насильников |
51 |
48 |
Один из очагов деятельности международного терроризма |
45 |
49 |
Вооруженный мятеж против центральной власти в Москве |
21 |
33 |
Война чеченского народа за свободу и независимость |
16 |
9 |
Другое |
2 |
4 |
После трагических событий в Беслане терроризм впервые вышел во главу перечня наиболее серьезных проблем, стоящих перед страной. По данным ВЦИОМ, если весной 2004 г. его упоминали лишь 15% опрошенных, то осенью эта цифра возросла до 45%, обогнав по актуальности традиционный набор социально-экономических вопросов – преодоление роста цен, стабилизацию экономического положения, борьбу с бедностью и безработицей [2.98]. По итогам 2003 и 2004 гг. террористические акты выделили в качестве главных событий, привлекших наибольшее внимание, более 50 и 70% респондентов ВЦИОМ соответственно. Данные опросов общественного мнения свидетельствуют о его волнообразной динамике. В силу своей природы человеческая психика склонна амортизировать шок и спустя некоторое время "затенять" угрозу повседневными заботами - через полгода после "Норд-Оста" или Беслана панический синдром уходит. Формируется некая привычка к существованию в атмосфере постоянной, но далекой угрозы, когда последняя перестает восприниматься остро и требовать мгновенной реакции. В сентябре 2004 г. на вопрос "Как вам кажется, после событий в Беслане произойдут ли какие-либо изменения в жизни людей и общества в целом?" ответы распределились следующим образом: 11% респондентов считали, что нас ждут существенные перемены: 40 в целом перемены будут незначительными: 41 - никаких значительных последствий не произойдет, теракты происходят уже много лет, но ничего не меняется. Терроризм не становится фактором личностной и общественной мобилизации, а скорее рассматривается в качестве абстрактного страха. Этому способствует и география терактов - большинство из них в последние годы происходили либо в Москве, либо в "привычно" нестабильном регионе - в пределах Южного федерального округа. Отдельные всплески - Волгодонск, Воронеж - не смогли поколебать настроения российской глубинки, больше озабоченной проблемами выживания в условиях реформы социальной сферы [2.151].
В результате формируется довольно своеобразное понимание природы международного терроризма, которое не всегда соответствует доминирующим на Западе представлениям об этой проблеме. Россияне склонны акцентировать внимание на социально-экономических корнях терроризма, растущем глобальном неравенстве и активизации конкуренции на мировой арене. Вопреки существующему мнению о множественности различных точек зрения на проблему, разным версиям в СМИ, принципиального разрыва между обществом и экспертами в понимании природы терроризма - одного из актуальных социальных феноменов нашего времени - не существует [2.99]. Заметно некоторое различие в расстановке приоритетов, что можно объяснить большей эмоциональностью массового и аналитичностью экспертного сознания. Так, на второе место среди причин террористической деятельности граждане поставили бандитизм, разбой, грабеж, а эксперты на 2-е и 3-е места - неспособность политиков справиться с задачами развития человечества и передел мира в свою пользу со стороны США. Последнее у рядовых респондентов занимает 3-е и 4-е места. Но большинство опрошенных экспертов и граждан полагают, что главными причинами являются «новый передел мира из-за энергоресурсов, полезных ископаемых, рынков сбыта», «неспособность политиков справиться с задачами развития человечества», «передел мира в свою пользу со стороны США» [8]. Немногие верят в то, что терроризм есть «война между христианской и мусульманской цивилизациями». Еще меньше респондентов придерживаются точки зрения времен «холодной войны» и рассматривают террористическую деятельность в качестве легитимного средства «справедливой борьбы угнетенных народов за свои права и свободу» (табл. 2.4.).
Таблица 2.4.
Мнение об основаниях феномена терроризма в июне 2004 г., % от числа опрошенных [2.99]
Основания терроризма |
Респонденты |
Эксперты |
Новый передел мира из-за энергоресурсов и полезных ископаемых, рынков сбыта |
48 |
59 |
Бандитизм, разбой, грабеж |
44 |
34 |
Неспособность политиков справиться с задачами развития человечества |
35 |
39 |
Передел мира в свою пользу со стороны США |
30 |
27 |
Война между христианской и мусульманской цивилизациями |
17 |
18 |
Неэффективность деятельности ООН |
11 |
12 |
Обострение противоречий между богатым Севером и бедным Югом |
8 |
6 |
Справедливая борьба угнетенных народов за свои права и свободы |
2 |
1 |
Другое |
- |
- |
Мнение население и экспертов об иерархии дружественных и недружественных стран выглядит следующим образом (табл. 2.5.). Наиболее дружественными являются бывшие республики СССР. Но эти страны вышли на второе место по шкале «враждебных», что свидетельствует о противоречивости процессов, происходящих на постсоветском пространстве [2.99].
Таблица 2.5.
Мнение россиян о наиболее дружественных и недружественных странах,
% от числа опрошенных [2.99]
Страны и регионы |
Дружественные государства |
Недружественные государства |
||
Респонденты |
Эксперты |
Респонденты |
Эксперты |
|
Бывшие республики СССР |
34 |
46 |
21 |
36 |
Европа |
24 |
27 |
6 |
3 |
Германия |
18 |
19 |
1 |
1 |
США |
10 |
4 |
57 |
57 |
Китай |
10 |
9 |
2 |
4 |
Азия |
8 |
8 |
10 |
9 |
Ближний Восток |
2 |
2 |
6 |
10 |
Другие |
4 |
6 |
4 |
4 |
Они не удовлетворены тем, как защищает государство их интересы (табл. 2.6.).
Таблица 2.6.
Динамика поддержки различных форм защиты социальных интересов РФ,
% от числа опрошенных [2.99]
Время опроса |
Готов подписать обращение к правительству |
Ничего не буду делать |
Выйду на митинг, демонстрацию |
Буду участвовать в забастовках, акциях протеста |
Если надо, возьму оружие |
Мои интересы достаточно защищены |
Затруднились ответить |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Февраль 1994 |
13 |
19 |
9 |
11 |
13 |
3 |
37 |
Ноябрь 1995 |
13 |
28 |
7 |
6 |
9 |
1 |
35 |
Январь 1997 |
10 |
17 |
10 |
10 |
15 |
5 |
32 |
Декабрь 1998 |
10 |
21 |
11 |
13 |
15 |
3 |
26 |
Ноябрь 1999 |
14 |
18 |
16 |
13 |
12 |
4 |
22 |
Май 2000 |
10 |
17 |
9 |
9 |
13 |
9 |
30 |
Декабрь 2000 |
13 |
24 |
12 |
8 |
11 |
8 |
23 |
Декабрь 2001 |
18 |
16 |
9 |
11 |
13 |
7 |
26 |
Декабрь 2002 |
22 |
30 |
21 |
18 |
14 |
10 |
18 |
Октябрь 2003 |
24 |
28 |
16 |
12 |
14 |
9 |
22 |
Июнь 2004 |
|
|
|
|
|
|
|
Респонденты |
27 |
25 |
21 |
17 |
15 |
5 |
20 |
Эксперты |
34 |
28 |
28 |
20 |
12 |
9 |
9 |
В настоящее время обычно выделяют следующие основные особенности современного терроризма.
1. Терроризм представляет большую угрозу безопасности гражданским правам людей, стабильности государственной системы, экономики и демократии.
2. Терроризм часто используется как форма борьбы за власть.
3. Современные террористы лучше организованы, оснащены техническими средствами и более профессионально подготовлены, как это не горько звучит в этой аудитории.
4. Распространение получают не только национальные (националистические) группировки террористов, но и группировки идеологической направленности, а это, к сожалению, ничуть не «лучше» националистов.
5. Возрастает использование террористами эффективной тактики (в основном из-за отсутствия опыта борьбы с данным видом преступления).
6. Правительства и общественность своевременно не оценили угрозы терроризма, не разработали целостной стратегии борьбы с этим направлением, особенно его предупреждения.
7. Терроризм будет представлять еще большую угрозу в последние два десятилетия.
Исходя из данных особенностей, можно сделать вывод, что наличие субъектов управления в правоохранительной системе требует единого подхода к реализации усилий, направленных на выявление лиц, групп, а также преступных структур, вынашивающих террористические намерения, пересечению возможных опасных направлений, необходима система оперативных мер по раскрытию и расследованию совершенных террористических актов.
2.2. Молодежный экстремизм и терроризм
Молодежь является особой социальной демографической группой общества, она выступает важным ресурсом социально-экономического развития и ключевым фактором общественных трансформаций.
В России проживает более 30 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет – это свыше 21% от общей численности населения страны. Доля молодых людей среди трудоспособного населения составляет приблизительно 37% (в российских регионах ее численность колеблется от 30 до 50%). В российской уголовной статистике выделяются несовершеннолетние от 14 до 18 лет (в соответствии со ст. 87 УК РФ), а также молодые взрослые 18-24 годи и 25-29 лет. Градация молодых взрослых на две группы обусловлена международной (по определению ООН) классификацией молодежи от 15 до 24 лет. Российские ученые считают, что процесс социализации завершается к тридцати годам, к этому возрасту человек приобретает статус зрелого взрослого. Поэтому в уголовной статистике выделяется возрастная группа от 25 до 29 лет. Численность 14-17 летних в России составляет 6,5%, 18-24-летних – 10,3%, а 25-29-летних – 6,9%, но их удельный вес в контингенте преступников в 1,5-2,5 раза выше соответственно: 10,7%, 26,8%, 16,4%. Это свидетельствует о высокой криминальной активности лиц молодого возраста [2.103]. Данное обстоятельство важно учитывать при проведении профилактической работы среди молодежи, в том числе по противодействию молодежному экстремизму.