Файл: Метелев С.Е. - Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности. Монография - 2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2702

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

ГЛАВА 1. Терроризм: природа, мотивации, факторы возникновения и развития

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Концептуальные аспекты анализа терроризма

1.3. Классификация проявления терроризма

1.4. Факторы, обусловливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и его современные особенности

2.2. Молодежный экстремизм и терроризм

2.3. Террористическая деятельность в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

Глава 3. Международный терроризм и антитерроризм

3.1. Международный терроризм, его виды и формы

3.2. Международный терроризм: современные тенденции формирования

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Финансово-экономические и правовые методы борьбы с терроризмом в России

4.1. Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом

4.2. Борьба с финансированием терроризма

4.3. Правовое регулирование борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Защита людей и объектов от террористических акций

5.1. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.2. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

5.3. Противодействие похищениям людей

5.4. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

5.5. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

Библиографический список

Особая ситуация в 1990-е годы сложилась в Чечне. Уже в середине 1990-х гг. исследователи проблемы борьбы с терроризмом в России отмечали такую тенденцию, как интеграция терроризма, организованной преступности и наркобизнеса, привлечение отдельными политиками уголовных группирований к борьбе за власть. Эта тенденция в последующие годы не только сохранилась, но и значительно усилилась. Именно благодаря такого рода интеграции решаются многие вопросы финансирования террористов, их прикрытия и перемещения. Не вызывает сомнения, что питательной средой для терроризма является среда криминальная. Именно отсюда чаще всего рекрутируются исполнители самых жестоких акций. К. тому же криминальная среда воспроизводит все в больших масштабах насилие как таковое. Если недавно на весь Советский Союз с его 250-миллионным населением регистрировалось в год до 700 тыс. преступлений, то в настоящее время только на Российскую Федерацию в год приходится более 3 млн. преступлений, а с учетом латентной преступности – от 10 до 15 млн. преступлений [2.69].

Важно учитывать, что вовлечение российских граждан в международную трудовую миграцию приводит к появлению весьма противоречивых последствий. Так, с одной стороны, оно расширяет их возможности улучшать свое благосостояние, а с другой стороны, способствует ухудшению демографической ситуации, «утечки умов» и «утечки капиталов» из страны. Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, является существование в стране большою числа нелегальных мигрантов. Значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и в то же время не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. При этом связь незаконной миграции, терроризма и организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества.

Активное включение России в международные миграционные потоки вызвало разнообразные и труднопредсказуемые последствия, к числу которых следует отнести и ее превращение в евразийский центр транзитной миграции, в основном – нелегальной. Переправка нелегалов через Россию в больших масштабах обусловлена: высокой прибыльностью данного вида бизнеса; особым географическим; положением страны, которое является удобным для формирования многочисленных явных и скрытых транзитных каналов для перемещения мигрантов из азиатских и африканских стран, которые направляются в государства ЕС; «прозрачностью» российских границ со странами СНГ; несовершенством российского законодательства; значительными размерами теневого рынка труда, позволяющими трудоустраиваться большому числу нелегалов.


Превращение России в крупный международный перевалочный пункт транзитных мигрантов имеет различные и весьма значительные негативные последствия, отрицательно сказывается на ее международном имидже и способствует криминализации различных сторон жизни российского общества, распространению наркомании, экстремизма, терроризма и других болезней. Наличие достаточно жесткого режима выезда из России и слабого контроля на границах со многими странами СНГ, прежде всего с Казахстаном (через границы с которым переправляется до 90% всех незаконных мигрантов) и Украиной, привело к тому, что в стране в настоящее время «застряли», только по статистике МВД, около 300 тыс. транзитных мигрантов из различных стран Азии и Африки. Кроме того, явно несвоевременное введение безвизового въезда в Россию граждан из Китая вызвало появление мощного потока мигрантов, часть которых рассматривают нашу страну в качестве транзитного места для достижения западноевропейских государств.

Действия правоохранительных органов России, направленные на пресечение деятельности организованных преступных группировок, специализирующихся на переправке нелегальных мигрантов, в настоящее время не дают должного эффекта, необходима реализация международных программ совместно с европейскими странами и соглашений в данной сфере, ориентированных на действенную борьбу с нелегальной миграцией. За 1992—2002 гг. валовая миграция с учетом российских граждан, выезжающих за рубеж, и граждан зарубежных стран, въезжающих в Россию, составила около 10 млн. человек. Миграционное сальдо в этот период являлось положительным и составило более 3,5 млн. человек. Наибольшее его значение было достигнуто в 1994 г. – свыше 810 тыс., а в дальнейшем оно стало существенно уменьшаться и в 2002 г. составило уже 78 тыс. человек и было в 10,4 раза меньше, чем в 1994 г. Формирование положительного сальдо миграционного потока обеспечивалось за счет выезда в Россию иммигрантов из стран бывшего СССР, их общее превышение над выезжавшими из нее в данные страны за 1992–2002 гг. составило 4,4 млн. человек; максимальное его значение возникло также в 1994 г. — 915 тыс. и к 2002 г. оно снизилось до 124 тыс. человек, или в 7,4 раза по сравнению с 1994 г. Иная ситуация возникла в международном обмене мигрантами России со странами дальнего зарубежья. Миграционное сальдо с данными странами было отрицательным. Мощная волна миграции, возникшая в России в 1990-е гг. и обусловленная сложными геополитическими, социально-экономическими и демографическими причинами, вывела ее в число ведущих центров мировой иммиграции. Так, в среднем за 1992—2002 гг. ежегодный поток прибывших в США из зарубежных стран иммигрантов составил 925 тыс. человек, в Германию – 865 тыс. человек, или 93,5% от уровня США, в Россию – 609 тыс. человек, или 65,8% от уровня США.


К незаконным мигрантам в России относятся лица, въехавшие на ее территорию из других стран и при этом нарушившие правила въезда либо правила пребывания в стране; важной формой нарушения правил пребывания в России является незаконная (нелегальная) занятость (табл. 2.1). Среди нелегальных иммигрантов можно выделить следующие группы: иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, по недействительным документам; иностранцы из стран дальнего зарубежья, прибывающие в Россию легально, но с иной целью, нежели указанная при их оформлении (чаше всего с целью занятия челночным или иным бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную); иностранные граждане из дальнего и ближнего зарубежья и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища и не получившие статус беженца; транзитные мигранты с просроченными визами, въехавшие в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны; иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину в силу различных обстоятельств; иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания; иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в том числе работающие по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек. Это люди, не имеющие возможности выехать из страны, или люди, не желающие этого делать [2.133, с. 78, 79].

Официальные оценки общей численности лиц незаконно пребывающих в России, часто варьируют в диапазоне от 0,5% до примерно 1% населения (табл. 2.2). При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты обычно стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, нерегисгрируемой форме. Экспертные оценки общей численности нелегальных мигрантов варьируются от 1 до 10% обшей численности населения нашей страны. Десятикратная разница в оценках свидетельствует не просто о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый, подпольный характер, но также о том, что у служб, призванных заниматься борьбой с незаконной миграцией, отсутствует сколь-нибудь четкое представление о масштабах явления, что уже само по себе таит высокую вероятность неудачи этой борьбы. Представляется, что основной причиной такой неопределенности оценок является отсутствие скоординированности в работе разных ведомств, которые пользуются принципиально различными методами сбора данных, не обмениваются информацией, а иногда жертвуют точностью данных во имя ведомственных интересов. Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4–5 млн человек. Подавляющее большинство из них, если не по форме, то по сути, являются трудовыми мигрантами, поскольку, какова бы ни была их цель прибытия в Россию (транзит в Западную Европу, вынужденная миграция, собственно нелегальная трудовая миграция), они в поисках средств к жизни ищут возможности трудоустройства, причем чаще всего в неформальном, теневом секторе экономики [133].


Таблица 2.1:

Структура незаконной миграции в России [133, с. 12]

Нелегальный въезд

Минуя пункты пограничного контроля

  • Самостоятельно

  • С помощью местных жителей

  • С помощью сограждан, легально проживающих в стране

  • С помощью организованных преступных группировок

Незаконная занятость

Через пункты пограничного контроля

  • С недействительными документами

Легальный въезд

  • Туризм

  • Служебные поездки

  • По частным приглашениям

  • На учебу

  • По трудовым контрактам

  • Для транзитного проезда

  • Обращение о предоставлении убежища

Нелегальное пребывание

  • Несоответствие целей пребывания заявленным при въезде

  • Нарушение правил пребывания

  • Нарушение сроков пребывания

Незаконный выезд в страны следования

Легальное пребывание

  • Продление визы

  • Изменение статуса

  • Фиктивный брак


Таблица 2.2.

Количественные характеристики незаконной миграции в России, тыс.чел. [116, c, 18]


1998 г.

1999 г.

2000 г.

Лица, незаконно пребывающие в стране

750–1000

750–1000

1300–1500

Лица, не пропущенные через государственную границу (1996 г. – 35170; 1997 г. – 36772)

37,423

41,547

более 75,5

Лица, задержанные на границе

4,577

4,300

6,801

Лица, задержанные за незаконное пребывание в стране

Нет данных

150,000


Нелегальная миграция в Россию в современных условиях создает значительные негативные последствия. Так, весьма сложные проблемы возникают в связи с формированием «иноземных» этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Нижнее и Cpеднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам

Важно учитывать и то обстоятельство, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО [2.218]. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны. Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближней, Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против России. Закавказские и среднеазиатские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Ираном, Пакистаном, Китаем, и это в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества. Формирование незаконного иммиграционного контингента из стран дальнего зарубежья имеет свою специфику. Помимо лиц, прибывающих в Россию для ведения коммерческой деятельности, в стране сложились достаточно крупные этнические группы иностранцев и лиц без гражданства из числа жителей и 46 стран (Афганистана, Ирака, Сомали, Шри-Ланки, Бангладеш и др.), рассчитывающих на получение статуса беженца; обучавшихся ранее в учебных заведениях СССР и не желающих возвращаться домой (в основном граждане Афганистана, Ирака, Кубы, Эфиопии); работавших в СССР по межгосударственным соглашениям, срок действия которых истек (граждане Вьетнама, КНР, КНДР и др.); транзитных беженцев (из Китая, Ирака, Афганистана Бангладеш, Сомали, Индии, Эфиопии, Шри-Ланки, Анголы, Нигерии), рассчитывающих использовать территорию России для выезда в европейские и другие страны. Значительная масса этого контингента в основном доставшаяся России по наследству от СССР, просто потерялась на ее просторах, воплотив негативный потенциал.


В настоящее время нелегальная миграция является причиной оттока из России огромного по своим масштабам объема финансовых ресурсов в связи уходом от уплаты налогов, покупкой иностранной валюты и переводом ее в зарубежные государства. Так, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4,5 млн. Помощник Президента РФ В. Иванов отмечает, что государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 руб. налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из России мигрантами из некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (т.е. во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов. Нелегальные мигранты активно участвуют в формировании теневого и криминального бизнеса в России. При этом весьма значительным является их вклад в финансирование теневых и криминальных структур. В России растут претензии нелегальных иммигрантов, включая их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, таким образом, повышая на них тарифы и лишая россиян возможности пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

Особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, – неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные «чайна-тауны» возникли практически во всех крупных городах России. Соседство Китая с его более чем миллиардным» населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами не может не настораживать Россию с ее малонаселенным Дальним Востоком. Пессимисты не без основания опасаются, что Россия, в конечном счете, потеряет Сибирь, причем не в результате действия 2,5-миллионной армии КНР, а из-за китайской иммиграции. При этом следует обратить внимание на тот факт, что в отличие от кавказских и среднеазиатских диаспор, опирающихся только на родственников или соплеменников, китайские землячества тесно связаны с «большой землей». Пока поддержка эмиграционной экспансии со стороны официального Пекина носит скрытый характер, но она постоянно растет. Не стоит забывать, как Китай в 1960-1970 гг. «мирно» расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии) и к каким этническим социальным, экономическим и политическим конфликтам в этих странах привело такое развитие событий. Но с тех пор ситуация резко изменилась – если тогда китайская экспансия носила стихийный характер, то теперь власти страны понимают, что свои территориальные и ресурсные проблемы и проблемы расширения внешних рынков Китай может решить в первую очередь за счет своего большого, но политически и экономически очень ослабевшего северного соседа. Можно привести следующие данные, отражающие сравнительные уровни развития регионов Российского Дальнего Востока (Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) и приграничных районов Китая. На территории указанных регионов России проживает 5,5 млн. человек, Китая – 102 млн., при плотности населения 1 и 120 человек на 1 км2 соответственно. Дефицит в рабочей силе на российской территории составляет 5 млн., безработица на китайской – 8 млн. человек.