Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 458
Скачиваний: 8
16
ским
,
астеническим
,
атлетическим
и
дипластическим
)
и
его
личностными
проявлениями
.
На
основе
этого
подхода
американский
психолог
У
.
Шелдон
разделил
людей
на
три
"
соматотипа
":
эндноморфный
,
мезоморфный
и
экто
-
морфный
,
которым
присущи
специальные
варианты
так
называемой
психи
-
ческой
конституции
человека
-
висцеротонический
,
соматотонический
и
це
-
ребротонический
соответственно
.
О
.
Вейнингер
видит
основу
для
разделения
людей
на
различные
лично
-
стные
типы
в
различии
их
пола
.
Наиболее
ярко
биологизм
выступает
в
трактовке
личности
представи
-
теля
психоанализа
.
Его
ведущие
разработчики
австрийские
психологи
З
.
Фрейд
и
А
.
Адлер
трактовали
личность
как
сочетание
иррациональных
бес
-
сознательных
влечений
.
К
.
Юнг
разделил
людей
по
типам
в
зависимости
от
сочетания
следую
-
щих
характеристик
: 1)
экстраверсия
-
интроверсия
; 2)
рациональный
-
ирра
-
циональный
; 3)
мыслительный
(
логик
) –
эмоциональный
(
этик
); 4)
ощущаю
-
щий
(
сенсорик
) -
интуитивный
(
интуит
).
В
результате
им
предложено
рас
-
сматривать
16
психотипов
людей
–
от
интуитивно
-
эмоциональных
интровер
-
тов
до
сенсорно
-
логических
экстравертов
.
В
противоположность
биогенетическому
подходу
,
отправной
точкой
которого
являются
процессы
,
происходящие
внутри
организма
,
социогене
-
тические
теории
объясняют
особенности
человека
,
исходя
из
структуры
общества
,
взаимоотношений
с
окружающими
его
людьми
.
Одно
из
современных
направлений
зарубежной
психологии
,
представ
-
ленное
бихевиоризмом
,
вообще
снимает
проблему
личности
,
так
как
ей
нет
места
в
их
механической
схеме
деятельности
человека
,
представленной
в
формуле
"
Стимул
-
реакция
".
17
ПСИХИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ
КАК
ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Познавательная
деятельность
-
необходимая
составная
часть
жизни
человека
,
условие
его
формирования
и
развития
как
личности
,
выполняющей
конкретный
вид
профессиональной
и
другой
деятельности
,
играющей
опре
-
деленную
роль
в
обществе
,
коллективе
.
В
ее
основе
находятся
психические
процессы
-
ощущение
,
восприятие
,
представление
,
воображение
,
внимание
,
память
,
мышление
и
речь
.
В
соответствии
с
решаемыми
задачами
перечис
-
ленные
процессы
получили
название
психических
познавательных
процес
-
сов
.
Одновременно
с
познанием
окружающего
мира
человек
адекватно
реа
-
гирует
на
происходящие
события
и
явления
соответствующим
состоянием
,
которое
выступает
продуктом
эмоционально
-
волевых
процессов
-
эмоций
,
чувств
и
воли
.
Психические
познавательные
процессы
Психические
познавательные
процессы
представляют
собой
после
-
довательное
отражение
в
сознании
человека
предметов
и
явлений
объек
-
тивного
мира
.
В
отечественной
психологии
выделяются
три
уровня
познания
окружающей
действительности
:
элементарный
(
ощущение
и
восприятие
),
промежуточный
(
представление
и
воображение
)
и
высший
(
мышление
).
При
этом
решение
познавательных
задач
на
элементарном
и
промежуточном
уровнях
обеспечивают
процессы
внимания
и
памяти
,
а
на
высшем
-
речь
.
Ощущение
-
процесс
отражения
в
сознании
человека
отдельных
свойств
и
качеств
объективной
действительности
,
непосредственно
воз
-
действующих
на
его
органы
чувств
.
Физиологической
основой
ощущений
выступает
работа
нервно
-
физиологического
аппарата
,
который
состоит
их
рецептора
-
нервного
окон
-
чания
,
непосредственно
воспринимающего
действия
раздражителей
внешней
среды
или
организма
человека
;
нервного
пути
–
по
которому
ощущения
пе
-
редаются
в
головной
мозг
и
нервного
центра
-
участка
коры
головного
мозга
,
обрабатывающего
информацию
,
поступающую
от
рецептора
.
В
зависимости
от
расположения
в
организме
все
рецепторы
делятся
на
экстерорецепторы
,
находящиеся
на
поверхности
тела
(
зрительные
,
слуховые
,
обонятельные
и
18
др
.);
интерорецепторы
–
нервные
окончания
,
отражающие
информацию
,
идущую
от
внутренних
органов
;
проприорецепторы
,
нервные
окончания
ко
-
торых
находятся
в
мышцах
тела
и
вестибулярном
аппарате
,
доставляющие
информацию
о
движении
и
положении
тела
в
пространстве
.
В
зависимости
от
свойств
и
качеств
отражаемой
объективной
реально
-
сти
выделяются
следующие
виды
ощущений
:
зрительные
,
слуховые
,
вкусо
-
вые
,
обонятельные
,
осязательные
(
тактильные
),
двигательные
,
ощущения
положения
тела
в
пространстве
,
ощущения
координации
движений
,
вибраци
-
онные
,
болевые
,
температурные
и
органические
.
Полнота
и
качество
передаваемых
в
кору
головного
мозга
ощущений
зависят
от
ряда
его
показателей
.
К
числу
наиболее
значимых
характеристик
ощущений
относятся
:
минимальный
порог
ощущений
-
наименьшая
величина
раздражителя
,
начиная
с
которой
,
он
отражается
в
коре
головного
мозга
;
максимальный
порог
ощущений
-
величина
раздражителя
,
начиная
с
которой
,
он
или
перестает
отражаться
в
коре
головного
мозга
,
или
наступают
болевые
ощущения
;
порог
различения
-
минимальное
значение
,
которое
позволяет
опреде
-
лить
различия
между
двумя
эдентичными
раздражителями
;
диапазон
ощущений
-
разница
между
нижним
и
верхним
порогом
ощущений
.
К
числу
особенностей
ощущений
относятся
:
а
)
адаптация
-
приспособление
органов
ощущений
(
глаз
,
слуховых
анализаторов
и
др
.)
к
силе
действующих
раздражителей
;
б
)
зависимость
силы
ощущений
от
силы
раздражителя
.
При
этом
,
если
сила
раздражителя
увеличивается
в
геометрической
прогрессии
,
то
сила
ощущений
-
только
в
арифметической
;
в
)
явление
контраста
-
различное
ощущение
одного
и
того
же
раздра
-
жителя
в
зависимости
от
опыта
или
одновременного
действия
другого
раз
-
дражителя
;
г
)
последовательные
образы
-
продолжение
ощущений
после
прекра
-
щения
действия
раздражителя
.
Восприятие
-
процесс
целостного
отражения
в
сознании
человека
предметов
и
явлений
объективного
мира
,
воздействующих
в
данный
момент
времени
на
его
органы
чувств
.
Это
своего
рода
понимание
содержания
того
,
что
оказывает
воздействие
на
психику
.
Физиологической
основой
восприятия
является
комплексная
деятель
-
ность
системы
анализаторов
коры
головного
мозга
,
сопоставляющих
посту
-
пающие
ощущения
.
19
В
зависимости
от
преобладающей
роли
того
или
иного
анализатора
принято
выделять
следующие
виды
восприятий
:
зрительные
,
слуховые
,
вку
-
совые
,
обонятельные
,
осязательные
,
двигательные
,
координационные
и
др
.
Кроме
того
,
рассматриваемый
процесс
выделяет
и
некоторые
другие
,
форми
-
рующиеся
на
основе
комплексного
действия
анализаторов
:
восприятие
вре
-
мени
(
фиксация
отрезков
прошедшего
времени
),
пространства
(
форма
,
вели
-
чина
,
объем
)
и
т
.
д
.
По
степени
участия
воли
в
процессе
восприятия
выделяют
преднаме
-
ренное
и
непреднамеренное
восприятие
.
Особой
формой
преднамеренного
восприятия
выступает
наблюдение
.
Однако
в
результате
искажения
посту
-
пающей
информации
в
силу
болезненного
физиологического
или
психологи
-
ческого
состояния
человека
,
его
малоопытности
или
специальной
маскиров
-
ки
предметов
может
проявляться
иллюзорное
восприятие
(
иллюзии
).
Наиболее
важной
особенностью
восприятия
выступает
активность
(
восприятие
объективной
действительности
в
результате
взаимодействия
с
ней
),
постоянство
(
непрерывность
процесса
восприятия
),
апперцепция
(
зави
-
симость
восприятия
от
опыта
и
личностных
качеств
человека
).
К
основным
характеристикам
восприятия
относятся
:
предметность
(
полнота
формирования
конкретного
предмета
или
явления
),
осмысленность
(
восприятие
предметов
и
явлений
с
учетом
их
смысла
для
человека
),
целост
-
ность
(
дополнение
сознанием
отсутствующих
деталей
объективного
мира
),
избирательность
(
восприятие
только
нужных
предметов
и
явлений
).
Информация
,
поступающая
в
сознание
человека
на
основе
восприятия
объективного
мира
,
далее
обрабатывается
памятью
.
Память
-
процесс
запоминания
,
сохранения
и
воспроизведения
челове
-
ком
того
,
что
он
воспринимал
,
о
чем
думал
и
что
переживал
.
Запоминание
-
это
запечатление
в
сознании
человека
информации
,
по
-
ступающей
через
органы
ощущений
.
Оно
может
быть
механическим
или
смысловым
(
логическим
),
преднамеренным
(
произвольным
)
или
не
предна
-
меренным
(
непроизвольным
).
Сохранение
-
это
дальнейшее
осмысливание
материала
и
овладение
им
.
В
ходе
этого
процесса
устанавливаются
связи
с
ранее
запомнившимся
,
выделяется
главное
,
осуществляется
систематизация
.
Противоположный
сохранению
процесс
-
забывание
.
Основным
фак
-
тором
его
включения
выступает
время
.
По
закону
немецкого
психолога
Г
.
Эбингауза
(1850-1909)
интенсивность
забывания
наиболее
высокая
в
пер
-
вые
часы
после
восприятия
материала
.
Воспроизведение
-
восстановление
в
сознании
человека
запомнившей
-
ся
информации
.
Оно
может
протекать
в
виде
узнавания
или
припоминания
.
20
В
настоящее
время
нет
единого
понимания
физиологической
основы
памяти
.
Однако
большинство
психологов
разделяют
идею
о
ее
функциони
-
ровании
на
нейронном
уровне
-
установлении
связей
между
различными
ней
-
ронами
коры
головного
мозга
,
соответствующих
поступающей
в
память
ин
-
формации
.
Механизмами
памяти
выступают
повторение
,
установление
связи
("
вплетение
"
нового
знания
в
имеющиеся
)
и
отношения
(
опора
получаемых
знаний
на
отношение
к
ним
).
В
отечественной
психологии
выделяются
четыре
вида
памяти
:
сло
-
весно
-
логическая
,
наглядно
-
образная
,
двигательная
(
моторная
)
и
эмоцио
-
нальная
.
В
зависимости
от
длительности
хранения
информации
память
быва
-
ет
оперативной
(
секунды
-
минуты
),
кратковременной
(
часы
-
сутки
),
длитель
-
ной
(
месяцы
-
годы
)
и
постоянной
.
К
числу
характеристик
памяти
человека
относятся
:
объем
(
количе
-
ство
хранящейся
информации
),
быстрота
запоминания
,
длительность
хране
-
ния
информации
,
время
для
воспроизведения
(
припоминания
).
Представления
-
процесс
создания
в
сознании
человека
восприни
-
мавшихся
ранее
предметов
и
явлений
объективного
мира
,
информация
о
ко
-
торых
хранится
в
его
памяти
.
Это
своеобразное
промежуточное
звено
в
диа
-
лектическом
переходе
от
ощущений
и
восприятий
к
мышлению
.
Физиологической
основой
представлений
выступает
активизация
свя
-
зей
нейронов
коры
головного
мозга
,
установленных
в
ходе
восприятия
пред
-
метов
и
явлений
,
что
позволяет
не
только
воссоздать
их
образ
,
но
и
внести
в
них
некоторые
изменения
.
Выделяются
два
вида
представлений
:
единичные
(
образы
отдельных
предметов
и
явлений
)
и
общие
(
обобщенные
образы
предметов
и
явлений
).
Характеристиками
представлений
человека
выступают
:
содержа
-
ние
,
объем
,
соответствие
действительности
,
действенность
,
яркость
,
отчетли
-
вость
,
конкретность
,
обобщенность
,
активность
(
способность
в
необходимый
момент
сформировать
в
сознании
нужные
образы
).
Представления
наиболее
взаимодействуют
не
только
с
процессами
па
-
мяти
,
но
и
воображения
.
Воображение
-
процесс
создания
в
сознании
новых
предметов
и
явле
-
ний
на
основе
имеющихся
знаний
и
опыта
человека
.
Оно
лежит
в
основе
про
-
гнозирования
деятельности
,
позволяет
предположить
эффективность
функ
-
ционирования
вновь
создаваемых
предметов
.
Как
и
в
процессе
представления
,
физиологической
основой
воображе
-
ния
является
связь
между
нейронами
коры
головного
мозга
.
Однако
она
об
-
разуется
не
на
основе
воспринимавшегося
материала
,
а
с
использованием
уже
осмысленного
опыта
и
знаний
.