Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 458

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

ским

астеническим

атлетическим

 

и

 

дипластическим

и

 

его

 

личностными

 

проявлениями

На

 

основе

 

этого

 

подхода

 

американский

 

психолог

 

У

.

Шелдон

 

разделил

 

людей

 

на

 

три

  "

соматотипа

": 

эндноморфный

мезоморфный

 

и

 

экто

-

морфный

которым

 

присущи

 

специальные

 

варианты

 

так

 

называемой

 

психи

-

ческой

 

конституции

 

человека

 - 

висцеротонический

соматотонический

 

и

 

це

-

ребротонический

 

соответственно

О

.

Вейнингер

 

видит

 

основу

 

для

 

разделения

 

людей

 

на

 

различные

 

лично

-

стные

 

типы

 

в

 

различии

 

их

 

пола

Наиболее

 

ярко

 

биологизм

 

выступает

 

в

 

трактовке

 

личности

 

представи

-

теля

 

психоанализа

Его

 

ведущие

 

разработчики

 

австрийские

 

психологи

 

З

Фрейд

 

и

 

А

.

Адлер

 

трактовали

 

личность

 

как

 

сочетание

 

иррациональных

 

бес

-

сознательных

 

влечений

К

.

Юнг

 

разделил

 

людей

 

по

 

типам

 

в

 

зависимости

 

от

 

сочетания

 

следую

-

щих

 

характеристик

: 1) 

экстраверсия

 - 

интроверсия

; 2) 

рациональный

 - 

ирра

-

циональный

; 3) 

мыслительный

 (

логик

) – 

эмоциональный

 (

этик

); 4) 

ощущаю

-

щий

  (

сенсорик

) - 

интуитивный

  (

интуит

). 

В

 

результате

 

им

 

предложено

 

рас

-

сматривать

 16 

психотипов

 

людей

 – 

от

 

интуитивно

-

эмоциональных

 

интровер

-

тов

 

до

 

сенсорно

-

логических

 

экстравертов

В

 

противоположность

 

биогенетическому

 

подходу

отправной

 

точкой

 

которого

 

являются

 

процессы

происходящие

 

внутри

 

организма

социогене

-

тические

 

теории

 

объясняют

 

особенности

 

человека

исходя

 

из

 

структуры

 

общества

взаимоотношений

 

с

 

окружающими

 

его

 

людьми

Одно

 

из

 

современных

 

направлений

 

зарубежной

 

психологии

представ

-

ленное

 

бихевиоризмом

вообще

 

снимает

 

проблему

 

личности

так

 

как

 

ей

 

нет

 

места

 

в

 

их

 

механической

 

схеме

 

деятельности

 

человека

представленной

 

в

 

формуле

 "

Стимул

-

реакция

". 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

17

 
 
 
 

ПСИХИЧЕСКИЕ

 

ПРОЦЕССЫ

  

КАК

 

ОСНОВА

 

ФОРМИРОВАНИЯ

 

ЛИЧНОСТИ

 

 

Познавательная

 

деятельность

 - 

необходимая

 

составная

 

часть

 

жизни

 

человека

условие

 

его

 

формирования

 

и

 

развития

 

как

 

личности

выполняющей

 

конкретный

 

вид

 

профессиональной

 

и

 

другой

 

деятельности

играющей

 

опре

-

деленную

 

роль

 

в

 

обществе

коллективе

В

 

ее

 

основе

 

находятся

 

психические

 

процессы

 - 

ощущение

восприятие

представление

воображение

внимание

память

мышление

 

и

 

речь

В

 

соответствии

 

с

 

решаемыми

 

задачами

 

перечис

-

ленные

 

процессы

 

получили

 

название

 

психических

 

познавательных

 

процес

-

сов

Одновременно

 

с

 

познанием

 

окружающего

 

мира

 

человек

 

адекватно

 

реа

-

гирует

 

на

 

происходящие

 

события

 

и

 

явления

 

соответствующим

 

состоянием

которое

 

выступает

 

продуктом

 

эмоционально

-

волевых

 

процессов

 - 

эмоций

чувств

 

и

 

воли

 

Психические

 

познавательные

 

процессы

 

 

Психические

 

познавательные

 

процессы

 

представляют

 

собой

 

после

-

довательное

 

отражение

 

в

 

сознании

 

человека

 

предметов

 

и

 

явлений

 

объек

-

тивного

 

мира

В

 

отечественной

 

психологии

 

выделяются

 

три

 

уровня

 

познания

 

окружающей

 

действительности

элементарный

  (

ощущение

 

и

 

восприятие

), 

промежуточный

 (

представление

 

и

 

воображение

и

 

высший

 (

мышление

). 

При

 

этом

 

решение

 

познавательных

 

задач

 

на

 

элементарном

 

и

 

промежуточном

 

уровнях

 

обеспечивают

 

процессы

 

внимания

 

и

 

памяти

а

 

на

 

высшем

 - 

речь

Ощущение

 - 

процесс

 

отражения

 

в

 

сознании

 

человека

 

отдельных

 

свойств

 

и

 

качеств

 

объективной

 

действительности

непосредственно

 

воз

-

действующих

 

на

 

его

 

органы

 

чувств

.  

Физиологической

 

основой

 

ощущений

 

выступает

 

работа

 

нервно

-

физиологического

 

аппарата

который

 

состоит

 

их

 

рецептора

 - 

нервного

 

окон

-

чания

непосредственно

 

воспринимающего

 

действия

 

раздражителей

 

внешней

 

среды

 

или

 

организма

 

человека

нервного

 

пути

 – 

по

 

которому

 

ощущения

 

пе

-

редаются

 

в

 

головной

 

мозг

 

и

 

нервного

 

центра

 - 

участка

 

коры

 

головного

 

мозга

обрабатывающего

 

информацию

поступающую

 

от

 

рецептора

В

 

зависимости

 

от

 

расположения

 

в

 

организме

 

все

 

рецепторы

 

делятся

 

на

 

экстерорецепторы

находящиеся

 

на

 

поверхности

 

тела

  (

зрительные

слуховые

обонятельные

 

и

 


background image

 

18

др

.); 

интерорецепторы

 – 

нервные

 

окончания

отражающие

 

информацию

идущую

 

от

 

внутренних

 

органов

проприорецепторы

нервные

 

окончания

 

ко

-

торых

 

находятся

 

в

 

мышцах

 

тела

 

и

 

вестибулярном

 

аппарате

доставляющие

 

информацию

 

о

 

движении

 

и

 

положении

 

тела

 

в

 

пространстве

В

 

зависимости

 

от

 

свойств

 

и

 

качеств

 

отражаемой

 

объективной

 

реально

-

сти

 

выделяются

 

следующие

 

виды

 

ощущений

зрительные

слуховые

вкусо

-

вые

обонятельные

осязательные

  (

тактильные

), 

двигательные

ощущения

 

положения

 

тела

 

в

 

пространстве

ощущения

 

координации

 

движений

вибраци

-

онные

болевые

температурные

 

и

 

органические

Полнота

 

и

 

качество

 

передаваемых

 

в

 

кору

 

головного

 

мозга

 

ощущений

 

зависят

 

от

 

ряда

 

его

 

показателей

К

 

числу

 

наиболее

 

значимых

 

характеристик

 

ощущений

 

относятся

минимальный

 

порог

 

ощущений

 - 

наименьшая

 

величина

 

раздражителя

начиная

 

с

 

которой

он

 

отражается

 

в

 

коре

 

головного

 

мозга

максимальный

 

порог

 

ощущений

 - 

величина

 

раздражителя

начиная

 

с

 

которой

он

 

или

 

перестает

 

отражаться

 

в

 

коре

 

головного

 

мозга

или

 

наступают

 

болевые

 

ощущения

порог

 

различения

 - 

минимальное

 

значение

которое

 

позволяет

 

опреде

-

лить

 

различия

 

между

 

двумя

 

эдентичными

 

раздражителями

диапазон

 

ощущений

 - 

разница

 

между

 

нижним

 

и

 

верхним

 

порогом

 

ощущений

К

 

числу

 

особенностей

 

ощущений

 

относятся

:  

а

адаптация

 - 

приспособление

 

органов

 

ощущений

  (

глаз

слуховых

 

анализаторов

 

и

 

др

.) 

к

 

силе

 

действующих

 

раздражителей

;  

б

зависимость

 

силы

 

ощущений

 

от

 

силы

 

раздражителя

При

 

этом

если

 

сила

 

раздражителя

 

увеличивается

 

в

 

геометрической

 

прогрессии

то

 

сила

 

ощущений

 - 

только

 

в

 

арифметической

в

явление

 

контраста

 - 

различное

 

ощущение

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

раздра

-

жителя

 

в

 

зависимости

 

от

 

опыта

 

или

 

одновременного

 

действия

 

другого

 

раз

-

дражителя

г

последовательные

 

образы

 - 

продолжение

 

ощущений

 

после

 

прекра

-

щения

 

действия

 

раздражителя

Восприятие

 - 

процесс

 

целостного

 

отражения

 

в

 

сознании

 

человека

 

предметов

 

и

 

явлений

 

объективного

 

мира

воздействующих

 

в

 

данный

 

момент

 

времени

 

на

 

его

 

органы

 

чувств

Это

 

своего

 

рода

 

понимание

 

содержания

 

того

что

 

оказывает

 

воздействие

 

на

 

психику

Физиологической

 

основой

 

восприятия

 

является

 

комплексная

 

деятель

-

ность

 

системы

 

анализаторов

 

коры

 

головного

 

мозга

сопоставляющих

 

посту

-

пающие

 

ощущения


background image

 

19

В

 

зависимости

 

от

 

преобладающей

 

роли

 

того

 

или

 

иного

 

анализатора

 

принято

 

выделять

 

следующие

 

виды

 

восприятий

зрительные

слуховые

вку

-

совые

обонятельные

осязательные

двигательные

координационные

 

и

 

др

Кроме

 

того

рассматриваемый

 

процесс

 

выделяет

 

и

 

некоторые

 

другие

форми

-

рующиеся

 

на

 

основе

 

комплексного

 

действия

 

анализаторов

восприятие

 

вре

-

мени

 (

фиксация

 

отрезков

 

прошедшего

 

времени

), 

пространства

 (

форма

вели

-

чина

объем

и

 

т

.

д

По

 

степени

 

участия

 

воли

 

в

 

процессе

 

восприятия

 

выделяют

 

преднаме

-

ренное

 

и

 

непреднамеренное

 

восприятие

Особой

 

формой

 

преднамеренного

 

восприятия

 

выступает

 

наблюдение

Однако

 

в

 

результате

 

искажения

 

посту

-

пающей

 

информации

 

в

 

силу

 

болезненного

 

физиологического

 

или

 

психологи

-

ческого

 

состояния

 

человека

его

 

малоопытности

 

или

 

специальной

 

маскиров

-

ки

 

предметов

 

может

 

проявляться

 

иллюзорное

 

восприятие

 (

иллюзии

). 

Наиболее

 

важной

 

особенностью

 

восприятия

 

выступает

 

активность

 

(

восприятие

 

объективной

 

действительности

 

в

 

результате

 

взаимодействия

 

с

 

ней

), 

постоянство

 (

непрерывность

 

процесса

 

восприятия

), 

апперцепция

 (

зави

-

симость

 

восприятия

 

от

 

опыта

 

и

 

личностных

 

качеств

 

человека

).  

К

 

основным

 

характеристикам

 

восприятия

 

относятся

предметность

 

(

полнота

 

формирования

 

конкретного

 

предмета

 

или

 

явления

), 

осмысленность

 

(

восприятие

 

предметов

 

и

 

явлений

 

с

 

учетом

 

их

 

смысла

 

для

 

человека

), 

целост

-

ность

  (

дополнение

 

сознанием

 

отсутствующих

 

деталей

 

объективного

 

мира

), 

избирательность

 (

восприятие

 

только

 

нужных

 

предметов

 

и

 

явлений

). 

Информация

поступающая

 

в

 

сознание

 

человека

 

на

 

основе

 

восприятия

 

объективного

 

мира

далее

 

обрабатывается

 

памятью

Память

 - 

процесс

 

запоминания

сохранения

 

и

 

воспроизведения

 

челове

-

ком

 

того

что

 

он

 

воспринимал

о

 

чем

 

думал

 

и

 

что

 

переживал

.  

Запоминание

 - 

это

 

запечатление

 

в

 

сознании

 

человека

 

информации

по

-

ступающей

 

через

 

органы

 

ощущений

Оно

 

может

 

быть

 

механическим

 

или

 

смысловым

  (

логическим

), 

преднамеренным

  (

произвольным

или

 

не

 

предна

-

меренным

 (

непроизвольным

). 

Сохранение

 - 

это

 

дальнейшее

 

осмысливание

 

материала

 

и

 

овладение

 

им

В

 

ходе

 

этого

 

процесса

 

устанавливаются

 

связи

 

с

 

ранее

 

запомнившимся

выделяется

 

главное

осуществляется

 

систематизация

.  

Противоположный

 

сохранению

 

процесс

 - 

забывание

Основным

 

фак

-

тором

 

его

 

включения

 

выступает

 

время

По

 

закону

 

немецкого

 

психолога

 

Г

.

Эбингауза

 (1850-1909) 

интенсивность

 

забывания

 

наиболее

 

высокая

 

в

 

пер

-

вые

 

часы

 

после

 

восприятия

 

материала

Воспроизведение

 - 

восстановление

 

в

 

сознании

 

человека

 

запомнившей

-

ся

 

информации

Оно

 

может

 

протекать

 

в

 

виде

 

узнавания

 

или

 

припоминания


background image

 

20

В

 

настоящее

 

время

 

нет

 

единого

 

понимания

 

физиологической

 

основы

 

памяти

Однако

 

большинство

 

психологов

 

разделяют

 

идею

 

о

 

ее

 

функциони

-

ровании

 

на

 

нейронном

 

уровне

 - 

установлении

 

связей

 

между

 

различными

 

ней

-

ронами

 

коры

 

головного

 

мозга

соответствующих

 

поступающей

 

в

 

память

 

ин

-

формации

Механизмами

 

памяти

 

выступают

 

повторение

установление

 

связи

 

("

вплетение

нового

 

знания

 

в

 

имеющиеся

и

 

отношения

  (

опора

 

получаемых

 

знаний

 

на

 

отношение

 

к

 

ним

). 

В

 

отечественной

 

психологии

 

выделяются

 

четыре

 

вида

 

памяти

сло

-

весно

-

логическая

наглядно

-

образная

двигательная

  (

моторная

и

 

эмоцио

-

нальная

В

 

зависимости

 

от

 

длительности

 

хранения

 

информации

 

память

 

быва

-

ет

 

оперативной

  (

секунды

-

минуты

), 

кратковременной

  (

часы

-

сутки

), 

длитель

-

ной

 (

месяцы

-

годы

и

 

постоянной

К

 

числу

 

характеристик

 

памяти

 

человека

 

относятся

объем

 (

количе

-

ство

 

хранящейся

 

информации

), 

быстрота

 

запоминания

длительность

 

хране

-

ния

 

информации

время

 

для

 

воспроизведения

 (

припоминания

). 

Представления

 

процесс

 

создания

 

в

 

сознании

 

человека

 

восприни

-

мавшихся

 

ранее

 

предметов

 

и

 

явлений

 

объективного

 

мира

информация

 

о

 

ко

-

торых

 

хранится

 

в

 

его

 

памяти

Это

 

своеобразное

 

промежуточное

 

звено

 

в

 

диа

-

лектическом

 

переходе

 

от

 

ощущений

 

и

 

восприятий

 

к

 

мышлению

Физиологической

 

основой

 

представлений

 

выступает

 

активизация

 

свя

-

зей

 

нейронов

 

коры

 

головного

 

мозга

установленных

 

в

 

ходе

 

восприятия

 

пред

-

метов

 

и

 

явлений

что

 

позволяет

 

не

 

только

 

воссоздать

 

их

 

образ

но

 

и

 

внести

 

в

 

них

 

некоторые

 

изменения

Выделяются

 

два

 

вида

 

представлений

единичные

 (

образы

 

отдельных

 

предметов

 

и

 

явлений

и

 

общие

 (

обобщенные

 

образы

 

предметов

 

и

 

явлений

). 

Характеристиками

 

представлений

 

человека

 

выступают

содержа

-

ние

объем

соответствие

 

действительности

действенность

яркость

отчетли

-

вость

конкретность

обобщенность

активность

 (

способность

 

в

 

необходимый

 

момент

 

сформировать

 

в

 

сознании

 

нужные

 

образы

). 

Представления

 

наиболее

 

взаимодействуют

 

не

 

только

 

с

 

процессами

 

па

-

мяти

но

 

и

 

воображения

Воображение

 - 

процесс

 

создания

 

в

 

сознании

 

новых

 

предметов

 

и

 

явле

-

ний

 

на

 

основе

 

имеющихся

 

знаний

 

и

 

опыта

 

человека

Оно

 

лежит

 

в

 

основе

 

про

-

гнозирования

 

деятельности

позволяет

 

предположить

 

эффективность

 

функ

-

ционирования

 

вновь

 

создаваемых

 

предметов

Как

 

и

 

в

 

процессе

 

представления

физиологической

 

основой

 

воображе

-

ния

 

является

 

связь

 

между

 

нейронами

 

коры

 

головного

 

мозга

Однако

 

она

 

об

-

разуется

 

не

 

на

 

основе

 

воспринимавшегося

 

материала

а

 

с

 

использованием

 

уже

 

осмысленного

 

опыта

 

и

 

знаний