Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 630
Скачиваний: 19
16
Высший
уровень
группового
объединения
людей
в
отечественной
психологии
,
в
отличие
от
большинства
зарубежных
школ
,
принято
называть
коллективом
.
Рассмотрим
стадии
его
развития
,
которые
определяют
тот
или
иной
характер
управленческого
воздействия
.
Наблюдения
за
формированием
ряда
воинских
подразделений
позво
-
лили
военным
психологам
выделить
4
основных
стадии
развития
коллектива
.
1.
Стадия
социального
единства
-
начальная
стадия
развития
воин
-
ского
коллектива
,
которая
характеризуется
тем
,
что
большинство
воинов
соз
-
нательно
относятся
к
службе
и
дисциплине
,
отчетливо
представляют
свои
обязанности
и
цели
деятельности
,
ориентируются
на
единую
систему
духов
-
ных
ценностей
,
которая
не
противоречит
их
личностным
ориентациям
.
2)
На
стадии
войскового
товарищества
в
основном
,
завершается
про
-
цесс
взаимного
изучения
,
устанавливаются
товарищеские
взаимоотношения
между
военнослужащими
.
На
этой
стадии
уже
можно
обнаружить
достаточно
стабильную
структуру
коллектива
:
коллективное
мнение
и
настроение
,
взаи
-
моотношения
и
сплоченность
,
дисциплинированность
и
коллективные
при
-
вычки
.
Руководитель
,
воздействуя
на
эти
показатели
,
более
эффективно
управляет
коллективом
и
каждым
подчиненным
в
отдельности
.
3)
Стадия
социальной
зрелости
.
Коллектив
достигает
единства
воли
действий
,
знаний
и
убеждений
,
интересов
и
ценностных
ориентаций
.
Взаи
-
модействие
между
военнослужащими
основывается
на
взаимопомощи
,
взаи
-
моподдержке
,
взаимозаменяемости
и
бесконфликтности
.
Военнослужащие
предъявляют
к
себе
высокие
требования
,
старательно
изучают
боевую
техни
-
ку
и
оружие
,
совершенствуют
коллективное
мастерство
.
4)
На
стадии
самоуправления
коллектив
понимает
своего
руководи
-
теля
(
командира
,
начальника
),
как
говорится
,
с
полуслова
и
воспринимает
его
требования
как
свои
собственные
.
При
этом
отпадает
необходимость
контро
-
ля
действий
подчиненных
-
эту
функцию
выполняет
адаптированное
под
коллективные
устремления
личностное
сознание
военнослужащего
и
коллек
-
тивный
контроль
его
сослуживцев
.
Рассмотренные
стадии
развития
воинского
коллектива
являются
ти
-
пичными
для
коллективов
всех
видов
.
Однако
темпы
развития
могут
быть
различными
в
зависимости
от
социально
-
психологической
подготовки
руко
-
водителя
,
индивидуальных
особенностей
военнослужащих
,
характера
ре
-
шаемых
коллективом
служебных
,
вахтенных
,
боевых
и
других
профессио
-
нальных
задач
.
Следовательно
,
общие
закономерности
развития
воинского
коллектива
должны
учитываться
офицером
-
руководителем
подразделения
и
конкретизироваться
в
зависимости
от
сложившихся
условий
его
деятельно
-
сти
.
Для
оценки
сформированности
и
прогнозирования
эффективности
функ
-
17
ционирования
подчиненного
подразделения
он
руководствуется
соответст
-
вующими
психологическими
признаками
.
Основные
психологические
признаки
сформированности
воинского
коллектива
Для
определения
уровня
сформированности
коллектива
подразделе
-
ния
на
конкретный
момент
времени
используются
соответствующие
крите
-
рии
,
в
основу
которых
положены
специально
выявленные
признаки
.
В
отече
-
ственной
военной
психологии
к
их
числу
относят
:
общность
профессиональ
-
ной
деятельности
;
опосредование
межличностных
отношений
целями
,
цен
-
ностями
и
содержанием
профессиональной
деятельности
;
единство
и
спло
-
ченность
;
наличие
определенной
организационной
формы
объединения
;
со
-
гласованность
и
учет
основных
интересов
всех
членов
коллектива
;
устойчи
-
вость
и
гармоничность
отношений
,
основанных
на
взаимной
контактности
и
ответственности
.
Войсковыми
и
флотскими
психологами
в
последние
годы
выявлены
еще
целый
ряд
других
признаков
,
но
они
,
имея
многие
из
перечисленных
ранее
,
отражают
другие
специфические
особенности
воинских
коллективов
,
например
,
боевых
частей
корабля
,
расчетов
,
береговых
подразделений
и
час
-
тей
и
т
.
д
.
Как
уже
отмечалось
,
используя
перечисленные
признаки
в
качестве
соответствующих
критериев
,
можно
предположить
,
что
не
все
воинские
под
-
разделения
могут
достигать
в
своем
развитии
уровня
,
позволяющего
назы
-
вать
их
коллективами
.
Достаточно
часто
встречаются
расчеты
,
экипажи
и
др
.,
остановившиеся
на
уровне
организованной
социальной
группы
.
Однако
,
как
показывает
сравнительный
анализ
,
их
функционирование
в
этом
случае
вы
-
глядит
менее
эффективным
,
чем
воинских
коллективов
.
Считается
,
что
имен
-
но
в
коллективе
полностью
реализуются
возможности
групповой
деятельно
-
сти
,
а
входящие
в
его
состав
военнослужащие
имеют
все
условия
для
полной
личностной
самореализации
.
В
то
же
время
для
командира
(
начальника
)
подразделения
весьма
важным
является
учет
в
своей
руководящей
деятельности
не
только
уровня
социальной
общности
его
подчиненных
,
но
некоторых
других
особенностей
,
например
,
количества
подчиненных
,
структуры
подразделения
и
специфики
решаемых
ими
военно
-
профессиональных
и
других
задач
.
Именно
их
своеоб
-
разное
сочетание
в
каждом
конкретном
случае
позволили
военным
психоло
-
гам
выделить
несколько
видов
коллективов
,
среди
которых
,
прежде
всего
,
представлены
:
18
Первичные
коллективы
-
коллективы
с
непосредственным
контактом
,
взаимодействие
между
собой
(
боевая
часть
кораблей
2
и
3
ранга
,
экипаж
ко
-
рабля
4
ранга
и
др
.);
Вторичные
коллективы
-
коллективы
,
состоящие
из
нескольких
пер
-
вичных
.
Они
могут
находиться
в
опосредованном
взаимодействии
,
общении
между
собой
(
боевая
часть
корабля
1
ранга
,
экипаж
корабля
3
ранга
и
др
.).
Применение
изложенных
психологических
признаков
для
анализа
и
оценки
качественного
состояния
воинского
коллектива
выявить
в
каждом
из
них
своеобразную
структуру
.
Структура
воинского
коллектива
В
воинских
частях
существует
большое
разнообразие
низовых
(
пер
-
вичных
)
коллективов
.
В
структуре
их
психологии
много
общего
.
В
то
же
время
все
они
отличаются
друг
от
друга
.
Объясняется
это
тем
,
что
воинские
коллективы
решают
различные
задачи
,
имеют
свои
военно
-
профессиональные
особенности
(
например
,
в
зависимости
от
структурности
подразделения
–
боевая
часть
,
экипаж
,
береговая
часть
и
т
.
д
.).
Также
различают
воинские
коллективы
по
типу
внутриколлективно
-
го
общения
:
в
одних
коллективах
оно
составляет
основу
коллективной
дея
-
тельности
(
там
,
где
имеются
коллективная
боевая
техника
и
оружие
,
обслу
-
живаемая
группой
воинов
-
специалистов
),
в
других
-
общение
происходит
,
в
основном
,
на
учебных
занятиях
,
совещаниях
,
во
время
отдыха
,
так
как
члены
коллектива
заняты
,
главным
образом
,
индивидуальной
военно
-
профессиональной
(
специалисты
связи
,
акустики
и
др
.)
деятельностью
.
Коллективы
,
созданные
в
соответствии
со
штатно
-
организационной
структурой
(
подразделение
)
обычно
называют
основными
(
формальными
)
воинскими
коллективами
.
К
их
числу
также
относятся
спортивные
,
художе
-
ственные
коллективы
,
кружки
,
секции
и
другие
объединения
по
интересам
,
регламентированные
соответствующими
приказами
.
Коллектив
,
обеспечивающий
непосредственное
взаимодействие
во
-
еннослужащих
друг
с
другом
,
называется
контактным
.
Его
может
составлять
группа
,
башня
.
Контактные
коллективы
организационно
включаются
в
первичные
,
функционирующие
в
рамках
одного
подразделения
–
боевой
части
корабля
2
и
3
ранга
,
батареи
,
экипаж
корабля
4
ранга
.
Однако
бывает
,
что
первичные
и
контактные
коллективы
несколько
разнятся
по
своей
групповой
психологии
.
В
таком
случае
прочность
первичного
коллектива
(
подразделения
)
снижает
-
ся
.
19
Каждый
военнослужащий
,
естественно
,
может
быть
членом
несколь
-
ких
коллективов
:
прежде
всего
,
основного
(
военно
-
профессионального
),
а
также
других
.
Например
,
являясь
конкретным
специалистом
в
коллективе
подразделения
,
он
как
участник
художественной
самодеятельности
входит
в
состав
соответствующего
кружка
,
а
как
спортсмен
-
является
членом
коллек
-
тива
спортивной
секции
и
так
далее
.
Однако
разнообразие
воинских
коллек
-
тивов
не
мешает
,
а
,
напротив
,
помогает
сплачивать
людей
вокруг
главных
целей
и
задач
,
превращать
их
в
настоящую
военную
организацию
,
устойчи
-
вую
и
надежную
при
любых
самых
сложных
обстоятельствах
.
Обобщая
изложенное
,
можно
сделать
вывод
,
что
формирование
во
-
инских
коллективов
является
следствием
действия
как
объективных
законов
,
так
и
субъективной
деятельности
его
членов
.
Вместе
с
тем
необходимо
учи
-
тывать
,
что
люди
,
взаимодействующие
в
рамках
конкретного
воинского
или
другого
коллектива
,
выступают
носителями
индивидуальной
психики
и
уни
-
кальной
личностной
психологии
.
В
результате
осуществляемых
контактов
на
межличностном
уровне
формируются
своеобразные
психологические
явле
-
ния
,
получившие
название
психологии
коллектива
.
СУЩНОСТЬ
И
СТРУКТУРА
ПСИХОЛОГИИ
КОЛЛЕКТИВА
Существование
воинского
коллектива
,
его
повседневное
военно
-
профессиональное
функционирование
предполагают
наличие
совместной
психической
активности
входящих
в
него
людей
.
Это
коллективная
мысли
-
тельная
работа
,
обмен
впечатлениями
и
переживаниями
,
совместное
волевое
напряжение
для
преодоления
трудностей
и
т
.
д
.
Эту
групповую
психическую
активность
,
а
также
ее
результаты
принято
называть
коллективной
психоло
-
гией
.
Понятие
"
психология
коллектива
"
По
своей
сущности
психология
коллектива
представляет
собой
те
непосредственные
психологические
реакции
,
которые
формируются
в
ре
-
зультате
межличностных
взаимодействий
военнослужащих
с
другими
чле
-
нами
коллектива
и
закрепившиеся
как
общепризнанные
.
Иными
словами
,
это
возникающий
в
процессе
общения
,
совместной
жизни
,
служебной
,
вахтен
-
20
ной
,
боевой
и
всякой
другой
деятельности
комплекс
психологических
связей
между
людьми
,
благодаря
которым
они
приобретают
способность
действо
-
вать
как
единое
целое
.
Отдельные
,
не
связанные
в
логическую
схему
пред
-
ставления
,
достаточны
для
поддержания
нормальных
будничных
взаимоот
-
ношений
,
но
они
не
позволяют
глубоко
ориентироваться
и
,
должным
обра
-
зом
,
реагировать
на
происходящие
общественные
события
,
предвидеть
и
учитывать
следствия
совершенных
действий
и
поступков
.
Здесь
,
несомненно
,
должно
появляться
психологическое
явление
нового
типа
,
отражающее
от
-
ношение
к
происходящим
событиям
и
явлениям
всего
коллектива
.
Если
же
говорить
о
структуре
психологии
коллектива
,
то
есть
о
тех
психологических
компонентах
,
в
которых
заключено
ее
содержание
,
то
ее
можно
представить
двумя
группами
.
1.
Группа
личностных
социально
-
психологических
явлений
,
возни
-
кающих
из
непосредственного
взаимодействия
военнослужащих
друг
с
дру
-
гом
.
К
ним
относятся
притязания
,
самоутверждение
личности
,
лидерство
,
авторитет
,
психическое
заражение
,
взаимные
требования
и
внушения
,
подра
-
жание
,
конформизм
,
психологическая
совместимость
,
идентификация
,
эмпа
-
тия
,
симпатия
или
антипатия
и
др
.
Нередко
в
психологической
литературе
перечисленные
явления
коллективной
психологии
используют
при
раскры
-
тии
содержания
межличностных
отношений
.
2.
Группа
коллективных
социально
-
психологических
явлений
среди
которых
,
прежде
всего
,
выделяются
коллективное
мнение
,
коллективное
на
-
строение
,
коллективные
потребности
и
коллективные
традиции
.
Отдельные
отечественные
психологи
в
их
число
включают
также
коллективные
привыч
-
ки
,
запросы
,
ценности
(
интересы
,
взгляды
,
убеждения
),
психологическую
готовность
и
устойчивость
,
нравственный
климат
коллектива
и
ряд
других
компонентов
.
Первая
группа
социально
-
психологических
явлений
коллектива
от
-
ражает
характер
и
особенности
взаимоотношений
между
военнослужащими
,
что
позволяет
ей
играть
весьма
важную
роль
в
его
функционировании
и
рас
-
сматривается
в
качестве
самостоятельной
учебной
темы
.
Сейчас
же
будут
рассмотрены
основные
структурные
элементы
второй
группы
.
Коллективные
социально
-
психологические
явления
Некоторые
результаты
совместной
умственной
деятельности
военно
-
служащих
-
общие
взгляды
и
позиции
по
принципиальным
вопросам
,
согла
-
сованные
решения
по
текущим
проблемам
службы
,
а
также
сам
процесс
их
формирования
называют
коллективным
мнением
.
Иногда
в
этом
случае
гово
-
рят
о
коллективной
мысли
или
коллективном
разуме
.
По
своей
же
сути
кол
-