Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 627
Скачиваний: 19
21
лективное
мнение
представляет
собой
совокупное
оценочное
суждение
,
вы
-
ражающее
отношение
воинского
коллектива
или
его
большей
части
к
объ
-
ектам
,
явлениям
или
событиям
окружающего
мира
.
Оно
выражает
позицию
,
взгляды
,
убеждения
и
ценностные
ориентации
военнослужащих
.
К
числу
его
основных
видов
можно
,
прежде
всего
,
отнести
официальное
(
высказываемое
открыто
)
и
неофициальное
(
скрываемое
от
других
лиц
,
прежде
всего
из
числа
руководящего
состава
)
коллективное
мнение
.
При
этом
необходимо
учиты
-
вать
,
что
именно
неофициальное
мнение
коллектива
наиболее
существенно
влияет
на
формирование
других
социально
-
психологических
явлений
в
дан
-
ной
социальной
общности
(
группе
или
коллективе
).
Мнение
воинского
коллектива
складывается
и
развивается
под
воз
-
действием
различных
факторов
.
Поэтому
его
можно
оценивать
как
показа
-
тель
сознательности
,
идейной
направленности
и
зрелости
коллектива
,
важ
-
ную
составляющую
педагогического
воздействия
на
личность
каждого
из
входящих
в
него
членов
.
Коллективное
мнение
положительной
направленно
-
сти
способствует
укреплению
организованности
и
порядка
в
подразделении
,
повышению
качества
решения
стоящих
перед
ним
задач
.
Коллективное
мнение
,
как
социально
-
психологическое
явление
,
в
ходе
своего
формирования
проходит
три
этапа
.
На
первом
этапе
военнослу
-
жащие
воспринимают
,
анализируют
и
оценивают
поступок
или
событие
,
у
каждого
из
них
появляется
своя
субъективная
оценка
и
индивидуальное
мне
-
ние
(
суждение
).
На
втором
этапе
военнослужащие
обмениваются
мыслями
и
индивидуальными
оценками
.
Этот
этап
может
происходить
либо
спокойно
,
либо
в
спорах
,
в
зависимости
от
того
,
насколько
информация
затрагивает
интересы
каждой
личности
,
а
суждения
других
соответствуют
именно
его
точке
зрения
.
На
третьем
этапе
участвуют
группы
военнослужащих
,
чьи
мне
-
ния
(
индивидуальные
оценочные
суждения
)
хотя
бы
в
принципе
совпадают
.
Чем
сильнее
затрагивает
обсуждаемое
событие
интересы
различных
групп
военнослужащих
,
тем
активнее
,
а
возможно
и
конфликтнее
проходит
процесс
формирования
коллективного
мнения
.
В
психологии
отмечается
,
что
тому
,
кто
первым
сообщил
о
событии
или
явлении
,
значительно
легче
сформировать
групповое
отношение
к
нему
.
Это
объясняется
так
называемым
феноменом
инерции
.
Зная
авторитетность
коммуникаторов
(
источников
информации
)
и
их
влияние
на
формирование
коллективного
мнения
,
на
первом
этапе
проще
влиять
на
его
формирование
.
Эта
задача
осложняется
на
втором
этапе
,
когда
у
большинства
членов
кол
-
лектива
уже
сложилось
определенное
суждение
относительно
оцениваемых
событий
или
явлений
.
В
этом
случае
уже
необходимо
прикладывать
усилия
для
изменения
сформировавшихся
суждений
,
которые
,
к
тому
же
,
обладают
известной
инерцией
.
22
Социально
-
психологический
климат
коллектива
всегда
проникнут
сложной
гаммой
эмоций
,
чувств
и
страстей
,
которые
овладевают
его
членами
и
существенно
влияют
на
его
жизнь
и
деятельность
.
Это
явление
в
психоло
-
гии
получило
название
коллективного
настроения
.
Коллективное
настроение
-
это
эмоциональные
реакции
коллектива
на
явления
объективного
мира
,
протекающие
в
определенный
отрезок
вре
-
мени
.
Оно
обладает
большой
заразительностью
,
импульсивной
силой
и
дина
-
мичностью
.
Рассматриваемое
явление
мобилизует
или
сдерживает
коллек
-
тивное
сознание
,
определяет
характер
общего
мнения
и
межличностных
от
-
ношений
.
Следовательно
,
настроение
коллектива
–
это
взаимосвязанные
эмоциональные
реакции
и
переживания
,
которые
имеют
определенную
окра
-
ску
,
характеризуются
большей
или
меньшей
интенсивностью
и
напряженно
-
стью
и
от
которых
зависит
степень
готовности
военнослужащих
к
тем
или
иным
действиям
.
Бывает
,
что
групповое
настроение
принимает
форму
воз
-
буждения
,
которое
превышает
безопасные
пределы
и
становится
домини
-
рующим
фактором
поведения
,
плохо
поддающимся
рациональному
управле
-
нию
со
стороны
командира
(
начальника
).
Исследования
военных
психологов
последних
лет
показали
,
что
ос
-
новными
причинами
формирования
и
проявления
тех
или
иных
настроений
в
коллективах
подразделений
,
как
правило
,
выступают
:
качество
и
направлен
-
ность
военно
-
профессиональной
деятельности
(
успех
или
неудачи
);
характер
взаимоотношений
между
военнослужащими
одного
подразделения
(
добро
-
желательность
,
требовательность
,
унижения
и
др
.);
индивидуальные
психо
-
логические
особенности
военнослужащих
(
личностная
направленность
,
тем
-
перамент
и
др
.);
настроение
и
стиль
руководства
командиров
и
начальников
;
эргономические
и
социально
-
бытовые
условия
решения
военно
-
профессиональных
и
других
задач
.
Настроение
коллектива
может
быть
самым
различным
,
но
для
его
общей
характеристики
достаточно
выделять
два
диаметрально
противопо
-
ложных
вида
:
положительное
и
отрицательное
.
Положительное
настроение
("
мажор
")
включает
в
себя
такие
эмоции
и
чувства
,
как
удовлетворенность
,
бодрость
,
воодушевление
,
оптимизм
,
радость
и
т
.
д
.
Отрицательное
же
на
-
строение
("
минор
"),
наоборот
,
характеризуется
неудовлетворенностью
,
не
-
уверенностью
,
пессимизмом
,
унынием
,
депрессией
,
отчаянием
,
паникой
и
др
.
Чаще
всего
отрицательное
коллективное
настроение
возникает
в
результате
опасных
ситуаций
,
гиперстрессов
и
потрясений
.
Следовательно
,
отрицатель
-
ное
настроение
является
своего
рода
сигналом
тревоги
,
резкого
дискомфорта
ситуации
,
сильного
стрессового
воздействия
,
плохих
взаимоотношений
и
низкого
уровня
сплоченности
коллектива
.
23
Офицеру
также
необходимо
учитывать
особенности
проявления
на
-
строения
воинского
коллектива
.
К
их
числу
относятся
:
противоречивость
(
возможность
формирования
и
проявления
эмоций
,
не
соответствующих
объ
-
ективной
ситуации
);
обусловленность
непосредственными
социальными
и
другими
факторами
(
климатические
или
социальные
условия
);
нерациональ
-
ность
,
стихийность
,
спонтанность
;
высокая
скорость
формирования
противо
-
положной
эмоциональности
;
низкая
управляемость
.
Коллективное
настроение
оказывает
достаточно
сильное
влияние
на
организованность
воинского
подразделения
и
эффективность
его
функцио
-
нирования
.
При
этом
одни
из
них
способствуют
успеху
решения
служебных
,
вахтенных
и
других
задач
(
энтузиазм
,
увлеченность
,
приподнятость
),
другие
,
напротив
,
резко
снижают
возможности
коллектива
(
неверие
в
силы
сослу
-
живцев
,
общее
уныние
,
подавленность
).
Специальные
исследования
показывают
,
что
коллективное
настрое
-
ние
может
принимать
форму
возбуждения
,
превышающего
безопасные
пре
-
делы
.
В
этом
случае
оно
становится
доминирующим
фактором
управления
действиями
военнослужащих
и
плохо
поддается
рациональному
воздействию
(
убеждению
).
В
результате
возможно
возникновение
,
например
,
паники
,
ко
-
торая
порождает
дезорганизацию
коллективной
психологии
,
ослабление
и
утрату
ее
регулирующей
роли
.
В
этом
случае
подразделение
из
организован
-
ной
группы
может
превратиться
в
неуправляемый
конгломерат
агрессивных
и
нерационально
(
в
противовес
инструкциям
и
здравому
смыслу
)
действую
-
щих
военнослужащих
.
Вот
почему
управление
формированием
и
проявлени
-
ем
коллективным
настроением
должно
всегда
быть
в
поле
зрения
офицера
.
Следующим
социально
-
психологическим
явлением
,
проявляющимся
в
ходе
межличностного
взаимодействия
,
выступают
коллективные
потреб
-
ности
.
По
своей
сути
это
психологическое
отражение
объективной
или
субъективной
нужды
коллектива
в
материальных
или
духовных
продуктах
(
ценностях
)
.
Их
содержание
формируется
под
воздействием
различных
объ
-
ективных
и
субъективных
факторов
,
влияющих
на
функционирование
опре
-
деленной
социальной
общности
людей
.
В
основе
формирования
содержания
коллективных
потребностей
находятся
вполне
конкретные
объективные
ин
-
тересы
,
цели
и
стремления
,
достижение
которых
необходимо
для
полноцен
-
ного
решения
задач
,
стоящих
перед
воинским
коллективом
.
Однако
они
ста
-
новятся
реальной
силой
лишь
тогда
,
когда
преобразуются
в
субъективную
потребность
большинства
военнослужащих
подразделения
.
Обогащению
арсенала
потребностей
военнослужащих
способствуют
широта
и
гармония
их
отношения
к
воинской
службе
в
целом
,
своей
военно
-
профессиональной
дея
-
тельности
,
командирам
и
начальникам
,
сослуживцам
и
др
.
24
Одной
из
форм
выражения
потребностей
и
показателем
уровня
их
осознания
являются
коллективные
интересы
,
представляющие
собой
избира
-
тельное
,
эмоционально
окрашенное
отношение
коллектива
к
тем
или
иным
явлениям
и
фактам
действительности
,
вытекающих
из
его
потребностей
.
Вот
почему
побуждение
и
закрепление
интереса
подчиненных
к
тем
или
иным
процессам
военно
-
профессиональной
деятельности
(
боевой
или
вахтенной
службе
,
совершенствования
мастерства
и
др
.)
является
важной
задачей
про
-
фессиональной
деятельности
офицера
.
В
связи
с
этим
необходимо
постоянно
наращивать
у
личного
состава
интерес
к
воинской
службе
,
своей
специально
-
сти
,
оружию
и
технике
,
формировать
у
каждого
подчиненного
осознание
сво
-
ей
роли
и
места
в
подразделении
.
С
интересами
в
структуре
направленности
подразделения
неразрыв
-
но
связаны
коллективные
цели
и
устремления
также
выступающие
одной
из
ее
форм
.
В
них
проявляется
общая
направленность
деятельности
военнослу
-
жащих
,
сферы
приложения
своих
физических
и
духовных
сил
.
Вот
почему
важно
,
чтобы
цели
и
устремления
подчиненных
максимально
соответствова
-
ли
направленности
подразделения
на
успешное
решение
социально
значимых
военно
-
профессиональных
и
других
задач
подразделения
.
Формированию
,
развитию
и
реализации
положительно
направленных
интересов
,
целей
и
устремлений
военнослужащих
,
как
структурных
элемен
-
тов
коллективных
потребностей
,
во
многом
способствует
психологически
обоснованная
и
педагогически
целесообразная
организация
функционирова
-
ния
воинского
подразделения
,
целенаправленная
воспитательная
деятель
-
ность
офицера
.
Именно
эти
и
некоторые
другие
субъективные
факторы
,
де
-
терминированные
служебными
обязанностями
командиров
и
начальников
,
оказывают
решающее
влияние
на
полноту
и
качество
решения
боевых
,
вах
-
тенных
,
служебных
и
других
военно
-
профессиональных
задач
подчиненным
им
личным
составом
.
Не
менее
важное
влияние
на
функционирование
коллектива
оказы
-
ваю
коллективные
традиции
.
Они
представляют
собой
относительно
ус
-
тойчивые
сложившиеся
на
основе
длительного
опыта
совместной
служеб
-
ной
(
вахтенной
, -
боевой
)
деятельности
правила
,
нормы
и
стереотипы
пове
-
дения
,
действий
и
общения
в
конкретных
условиях
(
ситуациях
),
ставшие
потребностью
каждого
или
большинства
членов
коллектива
.
К
числу
ос
-
новных
видов
традиций
относятся
служебные
(
вахтенные
,
боевые
),
профес
-
сиональные
,
социальные
,
спортивные
и
ряд
других
.
Считается
,
что
становление
и
развитие
традиций
во
многом
опреде
-
ляются
их
характером
и
действенностью
.
Они
становятся
устойчивыми
фор
-
мами
коллективного
поведения
,
если
соблюдаются
определенные
условия
.
Так
,
эмоционально
привлекательные
традиции
стимулируют
развитие
кол
-
25
лектива
,
способствуют
повышению
сознательности
и
дисциплинированно
-
сти
.
Их
же
утрата
же
существенно
затрудняет
развитие
коллектива
,
точно
так
же
,
как
потеря
памяти
становится
препятствием
для
полноценного
развития
личности
.
Традиции
воинских
подразделений
и
частей
весьма
многообразны
.
Условно
они
объединяются
в
несколько
групп
по
ряду
признаков
:
-
по
направленности
(
положительные
-
отрицательные
;
прогрессив
-
ные
-
регрессивные
и
др
.);
-
по
содержанию
(
исторические
,
вахтенные
,
боевые
и
др
.);
-
по
сфере
проявления
(
моральные
,
национальные
,
бытовые
и
др
.).
Офицер
,
понимая
разнообразие
существующих
традиций
,
должен
,
прежде
всего
,
обращать
внимание
на
формирование
и
реализацию
наиболее
значимые
из
них
.
В
их
число
,
например
,
входят
любовь
к
морской
службе
,
гордость
за
принадлежность
к
Военно
-
морскому
флоту
,
конкретному
кораб
-
лю
или
его
боевой
части
,
товарищество
,
взаимопомощь
и
др
.
Большинство
из
коллективных
традиций
реализуются
в
соответст
-
вующих
воинских
ритуалах
представляющих
собой
символические
действия
военнослужащих
,
регламентированных
уставами
,
обычаями
и
коллективным
мнением
.
Среди
них
следует
выделить
приведение
военнослужащих
к
Воен
-
ной
присяге
,
вручение
Боевого
Знамени
,
подъем
флага
,
прием
молодого
по
-
полнения
,
вручение
оружия
и
боевой
техники
и
др
.
Войсковая
и
флотская
жизнь
показывает
,
что
воспитательные
воз
-
можности
воинского
коллектива
находятся
в
прямой
зависимости
от
направ
-
ленности
сформированных
в
нем
традиций
.
Следовательно
,
командирам
и
начальникам
всех
категорий
необходимо
постоянно
заботиться
о
формирова
-
нии
и
реализации
возможностей
положительных
традиций
,
их
отборе
,
закре
-
плении
и
приумножении
.
К
сожалению
,
в
воинских
подразделениях
находят
проявление
и
це
-
лый
ряд
традиций
отрицательной
направленности
(
неформальных
традиций
),
противоречащих
уставным
требованиям
и
морально
-
этическим
нормам
со
-
временного
цивилизованного
общества
(
прежде
всего
порожденных
так
на
-
зываемым
феноменом
«
дедовщины
»).
Они
негативно
влияют
на
эмоцио
-
нальное
состояние
многих
военнослужащих
,
воинскую
дисциплину
,
что
,
в
целом
,
снижает
эффективность
функционирования
воинского
подразделения
.
К
тому
же
,
как
подчеркивал
А
.
С
.
Макаренко
,
такую
традицию
невозможно
отменить
приказом
–
она
«
должна
быть
вытеснена
новой
традицией
,
более
сильной
и
более
полезной
.
Такая
работа
требует
большого
терпения
и
глубо
-
кой
мысли
».
Вот
почему
предупреждение
складывания
неформальных
тра
-
диций
,
их
разрушение
в
последние
годы
представляют
серьезную
проблему
педагогической
деятельности
командиров
и
начальников
.