Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 616

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21

лективное

 

мнение

 

представляет

 

собой

 

совокупное

 

оценочное

 

суждение

вы

-

ражающее

 

отношение

 

воинского

 

коллектива

 

или

 

его

 

большей

 

части

 

к

 

объ

-

ектам

явлениям

 

или

 

событиям

 

окружающего

 

мира

Оно

 

выражает

 

позицию

взгляды

убеждения

 

и

 

ценностные

 

ориентации

 

военнослужащих

К

 

числу

 

его

 

основных

 

видов

 

можно

прежде

 

всего

отнести

 

официальное

 (

высказываемое

 

открыто

и

 

неофициальное

 (

скрываемое

 

от

 

других

 

лиц

прежде

 

всего

 

из

 

числа

 

руководящего

 

состава

коллективное

 

мнение

При

 

этом

 

необходимо

 

учиты

-

вать

что

 

именно

 

неофициальное

 

мнение

 

коллектива

 

наиболее

 

существенно

 

влияет

 

на

 

формирование

 

других

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

в

 

дан

-

ной

 

социальной

 

общности

 (

группе

 

или

 

коллективе

). 

Мнение

 

воинского

 

коллектива

 

складывается

 

и

 

развивается

 

под

 

воз

-

действием

 

различных

 

факторов

Поэтому

 

его

 

можно

 

оценивать

 

как

 

показа

-

тель

 

сознательности

идейной

 

направленности

 

и

 

зрелости

 

коллектива

важ

-

ную

 

составляющую

 

педагогического

 

воздействия

 

на

 

личность

 

каждого

 

из

 

входящих

 

в

 

него

 

членов

Коллективное

 

мнение

 

положительной

 

направленно

-

сти

 

способствует

 

укреплению

 

организованности

 

и

 

порядка

 

в

 

подразделении

повышению

 

качества

 

решения

 

стоящих

 

перед

 

ним

 

задач

Коллективное

 

мнение

как

 

социально

-

психологическое

 

явление

в

 

ходе

 

своего

 

формирования

 

проходит

 

три

 

этапа

На

 

первом

 

этапе

 

военнослу

-

жащие

 

воспринимают

анализируют

 

и

 

оценивают

 

поступок

 

или

 

событие

у

 

каждого

 

из

 

них

 

появляется

 

своя

 

субъективная

 

оценка

 

и

 

индивидуальное

 

мне

-

ние

 (

суждение

). 

На

 

втором

 

этапе

 

военнослужащие

 

обмениваются

 

мыслями

 

и

 

индивидуальными

 

оценками

Этот

 

этап

 

может

 

происходить

 

либо

 

спокойно

либо

 

в

 

спорах

в

 

зависимости

 

от

 

того

насколько

 

информация

 

затрагивает

 

интересы

 

каждой

 

личности

а

 

суждения

 

других

 

соответствуют

 

именно

 

его

 

точке

 

зрения

На

 

третьем

 

этапе

 

участвуют

 

группы

 

военнослужащих

чьи

 

мне

-

ния

 (

индивидуальные

 

оценочные

 

суждения

хотя

 

бы

 

в

 

принципе

 

совпадают

Чем

 

сильнее

 

затрагивает

 

обсуждаемое

 

событие

 

интересы

 

различных

 

групп

 

военнослужащих

тем

 

активнее

а

 

возможно

 

и

 

конфликтнее

 

проходит

 

процесс

 

формирования

 

коллективного

 

мнения

В

 

психологии

 

отмечается

что

 

тому

кто

 

первым

 

сообщил

 

о

 

событии

 

или

 

явлении

значительно

 

легче

 

сформировать

 

групповое

 

отношение

 

к

 

нему

Это

 

объясняется

 

так

 

называемым

 

феноменом

 

инерции

Зная

 

авторитетность

 

коммуникаторов

  (

источников

 

информации

и

 

их

 

влияние

 

на

 

формирование

 

коллективного

 

мнения

на

 

первом

 

этапе

 

проще

 

влиять

 

на

 

его

 

формирование

Эта

 

задача

 

осложняется

 

на

 

втором

 

этапе

когда

 

у

 

большинства

 

членов

 

кол

-

лектива

 

уже

 

сложилось

 

определенное

 

суждение

 

относительно

 

оцениваемых

 

событий

 

или

 

явлений

В

 

этом

 

случае

 

уже

 

необходимо

 

прикладывать

 

усилия

 

для

 

изменения

 

сформировавшихся

 

суждений

которые

к

 

тому

 

же

обладают

 

известной

 

инерцией


background image

 

22

Социально

-

психологический

 

климат

 

коллектива

 

всегда

 

проникнут

 

сложной

 

гаммой

 

эмоций

чувств

 

и

 

страстей

которые

 

овладевают

 

его

 

членами

 

и

 

существенно

 

влияют

 

на

 

его

 

жизнь

 

и

 

деятельность

Это

 

явление

 

в

 

психоло

-

гии

 

получило

 

название

 

коллективного

 

настроения

Коллективное

 

настроение

 - 

это

 

эмоциональные

 

реакции

 

коллектива

 

на

 

явления

 

объективного

 

мира

протекающие

 

в

 

определенный

 

отрезок

 

вре

-

мени

Оно

 

обладает

 

большой

 

заразительностью

импульсивной

 

силой

 

и

 

дина

-

мичностью

Рассматриваемое

 

явление

 

мобилизует

 

или

 

сдерживает

 

коллек

-

тивное

 

сознание

определяет

 

характер

 

общего

 

мнения

 

и

 

межличностных

 

от

-

ношений

Следовательно

настроение

 

коллектива

 – 

это

 

взаимосвязанные

 

эмоциональные

 

реакции

 

и

 

переживания

которые

 

имеют

 

определенную

 

окра

-

ску

характеризуются

 

большей

 

или

 

меньшей

 

интенсивностью

 

и

 

напряженно

-

стью

 

и

 

от

 

которых

 

зависит

 

степень

 

готовности

 

военнослужащих

 

к

 

тем

 

или

 

иным

 

действиям

Бывает

что

 

групповое

 

настроение

 

принимает

 

форму

 

воз

-

буждения

которое

 

превышает

 

безопасные

 

пределы

 

и

 

становится

 

домини

-

рующим

 

фактором

 

поведения

плохо

 

поддающимся

 

рациональному

 

управле

-

нию

 

со

 

стороны

 

командира

 (

начальника

). 

Исследования

 

военных

 

психологов

 

последних

 

лет

 

показали

что

 

ос

-

новными

 

причинами

 

формирования

 

и

 

проявления

 

тех

 

или

 

иных

 

настроений

 

в

 

коллективах

 

подразделений

как

 

правило

выступают

качество

 

и

 

направлен

-

ность

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

 (

успех

 

или

 

неудачи

); 

характер

 

взаимоотношений

 

между

 

военнослужащими

 

одного

 

подразделения

  (

добро

-

желательность

требовательность

унижения

 

и

 

др

.); 

индивидуальные

 

психо

-

логические

 

особенности

 

военнослужащих

 (

личностная

 

направленность

тем

-

перамент

 

и

 

др

.); 

настроение

 

и

 

стиль

 

руководства

 

командиров

 

и

 

начальников

эргономические

 

и

 

социально

-

бытовые

 

условия

 

решения

 

военно

-

профессиональных

 

и

 

других

 

задач

Настроение

 

коллектива

 

может

 

быть

 

самым

 

различным

но

 

для

 

его

 

общей

 

характеристики

 

достаточно

 

выделять

 

два

 

диаметрально

 

противопо

-

ложных

 

вида

положительное

 

и

 

отрицательное

Положительное

 

настроение

  

("

мажор

") 

включает

 

в

 

себя

 

такие

 

эмоции

 

и

 

чувства

как

 

удовлетворенность

бодрость

воодушевление

оптимизм

радость

 

и

 

т

.

д

Отрицательное

 

же

 

на

-

строение

 ("

минор

"), 

наоборот

характеризуется

 

неудовлетворенностью

не

-

уверенностью

пессимизмом

унынием

депрессией

отчаянием

паникой

 

и

 

др

Чаще

 

всего

 

отрицательное

 

коллективное

 

настроение

 

возникает

 

в

 

результате

 

опасных

 

ситуаций

гиперстрессов

 

и

 

потрясений

Следовательно

отрицатель

-

ное

 

настроение

 

является

 

своего

 

рода

 

сигналом

 

тревоги

резкого

 

дискомфорта

 

ситуации

сильного

 

стрессового

 

воздействия

плохих

 

взаимоотношений

 

и

 

низкого

 

уровня

 

сплоченности

 

коллектива


background image

 

23

Офицеру

 

также

 

необходимо

 

учитывать

 

особенности

 

проявления

 

на

-

строения

 

воинского

 

коллектива

К

 

их

 

числу

 

относятся

противоречивость

 

(

возможность

 

формирования

 

и

 

проявления

 

эмоций

не

 

соответствующих

 

объ

-

ективной

 

ситуации

); 

обусловленность

 

непосредственными

 

социальными

 

и

 

другими

 

факторами

 (

климатические

 

или

 

социальные

 

условия

); 

нерациональ

-

ность

стихийность

спонтанность

высокая

 

скорость

 

формирования

 

противо

-

положной

 

эмоциональности

низкая

 

управляемость

Коллективное

 

настроение

 

оказывает

 

достаточно

 

сильное

 

влияние

 

на

 

организованность

 

воинского

 

подразделения

 

и

 

эффективность

 

его

 

функцио

-

нирования

При

 

этом

 

одни

 

из

 

них

 

способствуют

 

успеху

 

решения

 

служебных

вахтенных

 

и

 

других

 

задач

 (

энтузиазм

увлеченность

приподнятость

), 

другие

напротив

резко

 

снижают

 

возможности

 

коллектива

  (

неверие

 

в

 

силы

 

сослу

-

живцев

общее

 

уныние

подавленность

). 

Специальные

 

исследования

 

показывают

что

 

коллективное

 

настрое

-

ние

 

может

 

принимать

 

форму

 

возбуждения

превышающего

 

безопасные

 

пре

-

делы

В

 

этом

 

случае

 

оно

 

становится

 

доминирующим

 

фактором

 

управления

 

действиями

 

военнослужащих

 

и

 

плохо

 

поддается

 

рациональному

 

воздействию

 

(

убеждению

). 

В

 

результате

 

возможно

 

возникновение

например

паники

ко

-

торая

 

порождает

 

дезорганизацию

 

коллективной

 

психологии

ослабление

 

и

 

утрату

 

ее

 

регулирующей

 

роли

В

 

этом

 

случае

 

подразделение

 

из

 

организован

-

ной

 

группы

 

может

 

превратиться

 

в

 

неуправляемый

 

конгломерат

 

агрессивных

 

и

 

нерационально

 (

в

 

противовес

 

инструкциям

 

и

 

здравому

 

смыслу

действую

-

щих

 

военнослужащих

Вот

 

почему

 

управление

 

формированием

 

и

 

проявлени

-

ем

 

коллективным

 

настроением

 

должно

 

всегда

 

быть

 

в

 

поле

 

зрения

 

офицера

.  

Следующим

 

социально

-

психологическим

 

явлением

проявляющимся

 

в

 

ходе

 

межличностного

 

взаимодействия

выступают

 

коллективные

 

потреб

-

ности

По

 

своей

 

сути

 

это

 

психологическое

 

отражение

 

объективной

 

или

 

субъективной

 

нужды

 

коллектива

 

в

 

материальных

 

или

 

духовных

 

продуктах

 

(

ценностях

)

Их

 

содержание

 

формируется

 

под

 

воздействием

 

различных

 

объ

-

ективных

 

и

 

субъективных

 

факторов

влияющих

 

на

 

функционирование

 

опре

-

деленной

 

социальной

 

общности

 

людей

В

 

основе

 

формирования

 

содержания

 

коллективных

 

потребностей

 

находятся

 

вполне

 

конкретные

 

объективные

 

ин

-

тересы

цели

 

и

 

стремления

достижение

 

которых

 

необходимо

 

для

 

полноцен

-

ного

 

решения

 

задач

стоящих

 

перед

 

воинским

 

коллективом

Однако

 

они

 

ста

-

новятся

 

реальной

 

силой

 

лишь

 

тогда

когда

 

преобразуются

 

в

 

субъективную

 

потребность

 

большинства

 

военнослужащих

 

подразделения

Обогащению

 

арсенала

 

потребностей

 

военнослужащих

 

способствуют

 

широта

 

и

 

гармония

 

их

 

отношения

 

к

 

воинской

 

службе

 

в

 

целом

своей

 

военно

-

профессиональной

 

дея

-

тельности

командирам

 

и

 

начальникам

сослуживцам

 

и

 

др


background image

 

24

Одной

 

из

 

форм

 

выражения

 

потребностей

 

и

 

показателем

 

уровня

 

их

 

осознания

 

являются

 

коллективные

 

интересы

представляющие

 

собой

 

избира

-

тельное

эмоционально

 

окрашенное

 

отношение

 

коллектива

 

к

 

тем

 

или

 

иным

 

явлениям

 

и

 

фактам

 

действительности

вытекающих

 

из

 

его

 

потребностей

Вот

 

почему

 

побуждение

 

и

 

закрепление

 

интереса

 

подчиненных

 

к

 

тем

 

или

 

иным

 

процессам

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

  (

боевой

 

или

 

вахтенной

 

службе

совершенствования

 

мастерства

 

и

 

др

.) 

является

 

важной

 

задачей

 

про

-

фессиональной

 

деятельности

 

офицера

В

 

связи

 

с

 

этим

 

необходимо

 

постоянно

 

наращивать

 

у

 

личного

 

состава

 

интерес

 

к

 

воинской

 

службе

своей

 

специально

-

сти

оружию

 

и

 

технике

формировать

 

у

 

каждого

 

подчиненного

 

осознание

 

сво

-

ей

 

роли

 

и

 

места

 

в

 

подразделении

С

 

интересами

 

в

 

структуре

 

направленности

 

подразделения

 

неразрыв

-

но

 

связаны

 

коллективные

 

цели

 

и

 

устремления

 

также

 

выступающие

 

одной

 

из

 

ее

 

форм

В

 

них

 

проявляется

 

общая

 

направленность

 

деятельности

 

военнослу

-

жащих

сферы

 

приложения

 

своих

 

физических

 

и

 

духовных

 

сил

Вот

 

почему

 

важно

чтобы

 

цели

 

и

 

устремления

 

подчиненных

 

максимально

 

соответствова

-

ли

 

направленности

 

подразделения

 

на

 

успешное

 

решение

 

социально

 

значимых

 

военно

-

профессиональных

 

и

 

других

 

задач

 

подразделения

Формированию

развитию

 

и

 

реализации

 

положительно

 

направленных

 

интересов

целей

 

и

 

устремлений

 

военнослужащих

как

 

структурных

 

элемен

-

тов

 

коллективных

 

потребностей

во

 

многом

 

способствует

 

психологически

 

обоснованная

 

и

 

педагогически

 

целесообразная

 

организация

 

функционирова

-

ния

 

воинского

 

подразделения

целенаправленная

 

воспитательная

 

деятель

-

ность

 

офицера

Именно

 

эти

 

и

 

некоторые

 

другие

 

субъективные

 

факторы

де

-

терминированные

 

служебными

 

обязанностями

 

командиров

 

и

 

начальников

оказывают

 

решающее

 

влияние

 

на

 

полноту

 

и

 

качество

 

решения

 

боевых

вах

-

тенных

служебных

 

и

 

других

 

военно

-

профессиональных

 

задач

 

подчиненным

 

им

 

личным

 

составом

Не

 

менее

 

важное

 

влияние

 

на

 

функционирование

 

коллектива

 

оказы

-

ваю

 

коллективные

 

традиции

Они

 

представляют

 

собой

 

относительно

 

ус

-

тойчивые

 

сложившиеся

 

на

 

основе

 

длительного

 

опыта

 

совместной

 

служеб

-

ной

 (

вахтенной

, -

боевой

деятельности

 

правила

нормы

 

и

 

стереотипы

 

пове

-

дения

действий

 

и

 

общения

 

в

 

конкретных

 

условиях

  (

ситуациях

), 

ставшие

 

потребностью

 

каждого

 

или

 

большинства

 

членов

 

коллектива

К

 

числу

 

ос

-

новных

 

видов

 

традиций

 

относятся

 

служебные

  (

вахтенные

боевые

), 

профес

-

сиональные

социальные

спортивные

 

и

 

ряд

 

других

Считается

что

 

становление

 

и

 

развитие

 

традиций

 

во

 

многом

 

опреде

-

ляются

 

их

 

характером

 

и

 

действенностью

Они

 

становятся

 

устойчивыми

 

фор

-

мами

 

коллективного

 

поведения

если

 

соблюдаются

 

определенные

 

условия

Так

эмоционально

 

привлекательные

 

традиции

 

стимулируют

 

развитие

 

кол

-


background image

 

25

лектива

способствуют

 

повышению

 

сознательности

 

и

 

дисциплинированно

-

сти

Их

 

же

 

утрата

 

же

 

существенно

 

затрудняет

 

развитие

 

коллектива

точно

 

так

 

же

как

 

потеря

 

памяти

 

становится

 

препятствием

 

для

 

полноценного

 

развития

 

личности

Традиции

 

воинских

 

подразделений

 

и

 

частей

 

весьма

 

многообразны

Условно

 

они

 

объединяются

 

в

 

несколько

 

групп

 

по

 

ряду

 

признаков

:  

по

 

направленности

  (

положительные

-

отрицательные

прогрессив

-

ные

-

регрессивные

 

и

 

др

.); 

по

 

содержанию

 (

исторические

вахтенные

боевые

 

и

 

др

.); 

по

 

сфере

 

проявления

 (

моральные

национальные

бытовые

 

и

 

др

.). 

Офицер

понимая

 

разнообразие

 

существующих

 

традиций

должен

прежде

 

всего

обращать

 

внимание

 

на

 

формирование

 

и

 

реализацию

 

наиболее

 

значимые

 

из

 

них

В

 

их

 

число

например

входят

 

любовь

 

к

 

морской

 

службе

гордость

 

за

 

принадлежность

 

к

 

Военно

-

морскому

 

флоту

конкретному

 

кораб

-

лю

 

или

 

его

 

боевой

 

части

товарищество

взаимопомощь

 

и

 

др

Большинство

 

из

 

коллективных

 

традиций

 

реализуются

 

в

 

соответст

-

вующих

 

воинских

 

ритуалах

 

представляющих

 

собой

 

символические

 

действия

 

военнослужащих

регламентированных

 

уставами

обычаями

 

и

 

коллективным

 

мнением

Среди

 

них

 

следует

 

выделить

 

приведение

 

военнослужащих

 

к

 

Воен

-

ной

 

присяге

вручение

 

Боевого

 

Знамени

подъем

 

флага

прием

 

молодого

 

по

-

полнения

вручение

 

оружия

 

и

 

боевой

 

техники

 

и

 

др

Войсковая

 

и

 

флотская

 

жизнь

 

показывает

что

 

воспитательные

 

воз

-

можности

 

воинского

 

коллектива

 

находятся

 

в

 

прямой

 

зависимости

 

от

 

направ

-

ленности

 

сформированных

 

в

 

нем

 

традиций

Следовательно

командирам

 

и

 

начальникам

 

всех

 

категорий

 

необходимо

 

постоянно

 

заботиться

 

о

 

формирова

-

нии

 

и

 

реализации

 

возможностей

 

положительных

 

традиций

их

 

отборе

закре

-

плении

 

и

 

приумножении

К

 

сожалению

в

 

воинских

 

подразделениях

 

находят

 

проявление

 

и

 

це

-

лый

 

ряд

 

традиций

 

отрицательной

 

направленности

 (

неформальных

 

традиций

), 

противоречащих

 

уставным

 

требованиям

 

и

 

морально

-

этическим

 

нормам

 

со

-

временного

 

цивилизованного

 

общества

  (

прежде

 

всего

 

порожденных

 

так

 

на

-

зываемым

 

феноменом

    «

дедовщины

»). 

Они

 

негативно

 

влияют

 

на

 

эмоцио

-

нальное

 

состояние

 

многих

 

военнослужащих

воинскую

 

дисциплину

что

в

 

целом

снижает

 

эффективность

 

функционирования

 

воинского

 

подразделения

К

 

тому

 

же

как

 

подчеркивал

 

А

.

С

.

Макаренко

такую

 

традицию

 

невозможно

 

отменить

 

приказом

 – 

она

  «

должна

 

быть

 

вытеснена

 

новой

 

традицией

более

 

сильной

 

и

 

более

 

полезной

Такая

 

работа

 

требует

 

большого

 

терпения

 

и

 

глубо

-

кой

 

мысли

». 

Вот

 

почему

 

предупреждение

 

складывания

 

неформальных

 

тра

-

диций

их

 

разрушение

 

в

 

последние

 

годы

 

представляют

 

серьезную

 

проблему

 

педагогической

 

деятельности

 

командиров

 

и

 

начальников

.