Файл: Калюжный А.С - Психология взаимоотношений в подразделении. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 436
Скачиваний: 4
11
командир
получает
благоприятную
возможность
кадрового
маневра
,
который
в
свою
очередь
может
стать
стимулом
служебной
активности
рассматриваемой
категории
военнослужащих
.
Вместе
с
тем
важно
видеть
и
негативные
характеристики
этой
категории
.
Первое
время
после
окончания
школы
мичманов
(
прапор
-
щиков
)
может
обнаруживаться
их
профессиональная
и
организатор
-
ская
несостоятельность
,
случаи
панибратства
с
подчиненными
,
неуме
-
ние
должным
образом
предъявить
требовательность
к
ним
.
Нередко
в
их
деятельности
проявляются
стремление
избежать
служебных
нагру
-
зок
и
занять
относительно
самостоятельную
должность
без
подчинен
-
ных
,
при
минимальном
контроле
со
стороны
офицеров
;
безыни
-
циативность
;
попытки
решать
личные
вопросы
за
счет
служебного
времени
и
должностного
положения
.
Если
служебная
активность
пра
-
порщика
мотивирована
в
основном
материальными
стимулами
,
то
,
как
правило
,
она
резко
падает
при
достижении
ожидаемых
от
службы
ма
-
териальных
благ
(
получение
жилья
,
окончание
среднего
специального
или
высшего
учебного
заведения
,
овладение
выгодной
для
граждан
-
ской
работы
специальностью
и
т
.
д
.).
В
целом
социально
-
психологические
особенности
мичманов
(
прапорщиков
)
и
военнослужащих
контрактной
службы
имеют
много
общих
черт
.
В
социально
-
психологической
характеристике
во
-
еннослужащих
контрактной
службы
также
целесообразно
исходить
из
рассмотрения
совокупности
положительных
и
отрицательных
черт
.
К
положительным
особенностям
этой
категории
можно
отнести
сле
-
дующие
:
добровольность
принятого
решения
служить
на
флоте
или
в
армии
;
понимание
и
принятие
необходимости
выполнять
условия
кон
-
тракта
;
материальная
заинтересованность
в
профессиональном
совер
-
шенствовании
;
влечение
к
воинскому
порядку
и
культуре
;
стремление
в
совершенстве
овладеть
своей
специальностью
,
доказать
свою
про
-
фессиональную
пригодность
;
приверженность
флоту
или
избранному
виду
Вооруженных
Сил
,
роду
,
войск
,
сознательность
выбора
места
службы
;
как
правило
,
более
добросовестное
по
сравнению
с
военно
-
служащими
по
призыву
отношение
к
выполнению
повседневных
слу
-
жебных
обязанностей
и
др
.
Однако
относительно
военнослужащих
контрактной
службы
пока
не
удается
поставить
мощный
фильтр
на
пути
проникновения
в
армейскую
среду
представителей
так
называемого
«
социального
дна
».
Другими
словами
,
контракт
подписывают
далеко
не
лучшие
граждане
нашего
общества
.
Следует
обратить
внимание
на
рыхлость
мотивов
службы
по
контракту
.
Как
показывают
социологические
исследования
12
последних
лет
,
в
мотивации
превалируют
материальные
интересы
и
очень
незначительно
дают
себя
знать
мотивы
широкого
социального
плана
.
В
этой
связи
их
преимущественная
активность
в
служебной
деятельности
направлена
на
реализацию
своих
прав
и
льгот
,
а
не
на
выполнение
обязанностей
.
Как
правило
,
уровень
общеобразовательной
подготовки
и
духовной
культуры
,
подписывающих
контракт
на
служ
-
бу
,
невысок
.
Слаба
и
профессиональная
подготовка
даже
тех
,
кто
при
-
ходит
в
часть
после
окончания
учебных
центров
.
Со
стороны
военно
-
служащих
контрактной
службы
часто
проявляется
неготовность
к
су
-
щественным
ограничениям
и
жесткой
регламентации
воинского
быта
.
Кроме
того
,
относительно
небольшой
срок
существования
этой
новой
категории
военнослужащих
в
армии
и
на
флоте
озна
-
менован
ростом
грубых
нарушений
воинской
дисциплины
,
связанных
с
пьянством
(
причем
запойным
),
наркоманией
,
специфичными
видами
неуставных
взаимоотношений
,
конфликтами
с
военнослужащими
срочной
службы
,
хищениями
материальных
ценностей
,
оружия
и
др
.
В
социально
-
психологической
характеристике
военно
-
служащих
по
призыву
наиболее
важным
является
учет
специфиче
-
ских
проявлений
и
противоречий
,
свойственных
юношескому
возрасту
на
стадии
перехода
к
зрелости
.
Остановимся
на
некоторых
из
них
.
К
18—20
годам
у
человека
идет
бурное
формирование
харак
-
тера
,
убеждений
,
направленности
личности
,
мировоззренческих
пози
-
ций
,
стереотипов
взаимоотношений
с
людьми
.
Исследования
свиде
-
тельствуют
,
что
к
18
годам
нервная
система
,
органы
чувств
достигают
уровня
развития
взрослого
человека
.
Это
обеспечивает
четкость
и
бы
-
строту
взаимодействия
всех
органов
тела
.
Вместе
с
тем
в
связи
с
ин
-
тенсивностью
физического
развития
,
а
также
недостаточностью
опыта
управления
собой
у
молодого
человека
процессы
возбуждения
обычно
превалируют
над
процессами
торможения
.
В
целом
этому
возрасту
присущи
целый
ряд
существенных
противоречий
.
1.
С
одной
стороны
,
широкий
кругозор
,
любознательность
,
энергия
,
чувство
нового
,
стремление
проявить
себя
,
а
с
другой
—
это
соседствует
с
пессимизмом
,
апатией
,
правовым
нигилизмом
,
бравадой
,
непоследовательностью
,
распыленностью
интересов
.
2.
Стремление
к
самостоятельности
,
независимости
суждений
и
действий
и
,
в
то
же
время
,
приверженность
групповому
влиянию
,
поддержке
авторитетными
лицами
своих
взглядов
.
У
этой
категории
военнослужащих
проявляется
устойчивая
зависимость
от
мнения
ком
-
пании
сверстников
,
ближайшего
окружения
,
которые
,
в
этом
случае
,
играют
роль
референтной
группы
.
13
3.
Потребность
в
самоутверждении
,
вместе
с
тем
скромность
арсенала
форм
,
методов
и
средств
самовыражения
личности
,
недоста
-
точность
жизненного
опыта
.
Зачастую
это
заставляет
их
прибегать
к
нравственно
ущербным
,
а
иногда
и
юридически
незаконным
приемам
.
4.
В
оценках
,
высказываниях
и
отношениях
проявляется
стремление
к
определенности
,
четкости
,
однозначности
.
Эти
качества
объясняются
юношеским
максимализмом
,
стремлением
любыми
спо
-
собами
отстоять
свое
мнение
(
довольно
часто
ошибочное
или
спор
-
ное
).
Однако
это
соседствует
с
непостоянством
,
непрочностью
убеж
-
дений
,
скудностью
аргументации
,
недостаточной
настойчивостью
и
непоследовательностью
в
достижении
цели
.
5.
Острая
восприимчивость
,
сильная
впечатлительность
,
по
-
вышенная
эмоциональность
,
а
это
влечет
за
собой
повышенную
кон
-
фликтность
,
возбудимость
,
торопливость
в
принятии
решений
и
в
дей
-
ствиях
.
6.
К
18
годам
у
молодого
человека
уже
сформированы
многие
черты
характера
,
выработаны
определенные
динамические
стереотипы
поведения
и
взаимоотношения
с
окружающими
.
Условия
же
военной
службы
требуют
их
пересмотра
,
а
это
достаточно
сложный
и
болез
-
ненный
процесс
психологической
перестройки
и
ломки
характера
.
7. 18-20
лет
-
это
период
бурного
формирования
потребностей
человека
,
в
частности
,
он
совпадает
с
приближением
кульми
-
национного
периода
половой
активности
у
мужчин
.
Невозможность
в
армейских
условиях
удовлетворить
многие
возникающие
сексуальные
потребности
ведет
к
фрустрации
,
порождает
психологическую
напря
-
женность
и
может
толкнуть
военнослужащих
на
поиск
аморальных
,
а
в
некоторых
случаях
и
незаконных
средств
для
их
удовлетворения
.
8.
Многое
воспринимается
в
романтическом
свете
.
Юношей
притягивает
романтика
военной
службы
.
Однако
при
столкновении
с
прозой
и
обыденностью
флотских
и
армейских
будней
у
молодого
че
-
ловека
может
возникнуть
реакция
протеста
,
формы
проявления
кото
-
рой
многообразны
:
от
ухода
«
в
себя
»
до
демонстративного
агрессив
-
ного
поведения
или
бурного
выражения
других
негативных
эмоций
.
Кроме
того
,
в
настоящее
время
в
молодежной
среде
получили
распространение
наркомания
,
пьянство
,
сексуальная
распущенность
,
цинизм
,
снижение
ценностей
человеческой
жизни
,
неверие
в
идеалы
,
а
также
социальные
болезни
и
беды
,
особенно
обострившиеся
в
постпе
-
рестроечное
время
.
Говоря
о
женщинах
-
военнослужащих
,
в
первую
очередь
сле
-
дует
выделить
высокую
исполнительность
этой
категории
,
дисципли
-
14
нированность
,
стремление
к
порядку
и
аккуратности
на
рабочем
месте
.
Их
присутствие
культурно
облагораживает
взаимоотношения
в
кол
-
лективе
,
в
определенной
степени
стимулирует
социальную
и
служеб
-
ную
активность
мужчин
.
Замечено
:
где
в
подразделении
служит
боль
-
ше
женщин
,
там
меньше
случаев
пьянства
,
неуставных
взаимоотноше
-
ний
,
самовольных
отлучек
,
грубости
в
межличностных
взаимоотноше
-
ниях
.
Вместе
с
тем
следует
отметить
и
то
,
что
на
женщин
нельзя
в
полном
объеме
возложить
выполнение
служебных
обязанностей
(
на
-
пример
,
выходы
кораблей
,
боевые
стрельбы
,
строевые
занятия
,
учения
за
пределами
береговой
части
и
т
.
д
.),
так
как
сказывается
специфика
физического
развития
и
возможностей
женского
организма
,
а
также
свойственные
им
регулярные
физиологические
циклы
,
Кроме
того
,
у
женщин
семейные
проблемы
,
как
правило
,
отражаются
на
службе
больше
,
чем
у
мужчин
-
военнослужащих
.
Следует
также
учитывать
и
повышенную
эмоциональность
женщин
,
которая
в
сугубо
женских
воинских
коллективах
часто
становится
причиной
конфликтов
и
склок
.
Учет
социально
-
психологических
особенностей
различных
ка
-
тегорий
военнослужащих
позволяет
более
осмысленно
,
с
учетом
прак
-
тической
целесообразности
проанализировать
взаимосвязь
тех
явле
-
ний
,
которые
характеризуют
психологическую
структуру
военного
коллектива
и
особенности
взаимоотношений
в
них
.
Психологические
особенности
взаимоотношений
в
воинских
коллективах
Особенности
взаимоотношений
в
воинском
коллективе
опре
-
деляются
спецификой
воинской
деятельности
коллектива
и
индивиду
-
ально
-
психологическими
характеристиками
военнослужащих
,
ее
со
-
ставляющих
.
К
ним
,
прежде
всего
,
относятся
ведущая
роль
формаль
-
ных
служебных
отношений
по
сравнению
с
неформальными
.
В
трудо
-
вом
коллективе
подчиненный
,
в
случае
существенного
несовпадения
его
официальных
и
неофициальных
отношений
с
начальником
,
имеет
более
широкие
возможности
регулирования
своего
поведения
и
дея
-
тельности
по
сравнению
с
военнослужащим
,
оказавшимся
в
такой
си
-
туации
.
В
воинском
коллективе
заметно
более
глубока
,
детальна
и
од
-
нозначна
регламентация
официальных
отношений
между
военнослу
-
жащими
по
сравнению
с
трудовым
коллективом
.
Особенностью
взаимоотношений
в
воинском
коллективе
явля
-
ется
то
,
что
они
формируются
не
только
на
основе
совместной
дея
-
15
тельности
военнослужащих
,
но
также
и
совместного
решения
бытовых
проблем
,
коллективного
проведения
досуга
.
Строгая
регламентация
жизни
и
деятельности
военнослужащих
,
наличие
в
коллективе
только
мужчин
накладывают
свой
отпечаток
на
содержание
и
формы
взаимо
-
отношений
между
ними
,
делают
их
более
жесткими
.
Многонацио
-
нальность
воинского
коллектива
повышает
важность
здоровых
межна
-
циональных
отношений
в
формировании
хорошего
социально
-
психологического
климата
.
Важнейшей
особенностью
взаимоотношений
является
и
то
,
что
эмоциональный
компонент
играет
в
их
формировании
весьма
за
-
метную
роль
.
Этого
нет
в
других
видах
отношений
,
таких
,
как
произ
-
водственные
,
политические
,
и
т
.
д
.
Содержание
,
степень
выраженности
эмоций
и
чувств
,
которые
военнослужащие
могут
переживать
по
от
-
ношению
друг
к
другу
,
чрезвычайно
разнообразны
.
Это
глубокое
чув
-
ство
уважения
,
готовность
пожертвовать
ради
друга
всем
,
и
,
в
то
же
время
,
безразличие
,
и
ненависть
.
Все
многообразие
эмоций
и
чувств
,
связанных
с
межличност
-
ными
отношениями
,
можно
характеризовать
по
различным
признакам
.
Основным
среди
них
считается
то
,
в
каком
направлении
воздействуют
эмоции
и
чувства
на
отношение
к
сослуживцу
:
в
положительном
или
отрицательном
.
С
этой
точки
зрения
эмоции
и
чувства
можно
разде
-
лить
на
две
большие
группы
.
В
первую
очередь
в
них
входят
эмоции
и
чувства
,
способствующие
взаимодействию
военнослужащих
.
Это
,
пре
-
жде
всего
,
чувство
симпатии
к
другому
,
чувство
уважения
,
положи
-
тельные
эмоции
,
возникающие
как
следствие
высокой
оценки
его
нравственных
,
деловых
и
других
качеств
.
Вторую
группу
составляют
эмоции
и
чувства
,
препятствующие
сотрудничеству
военнослужащих
.
К
ним
относятся
чувство
антипатии
,
презрения
и
другие
негативные
эмоции
,
возникающие
как
следствие
низкой
оценки
нравственных
,
деловых
и
других
качеств
сослуживца
.
Вот
почему
для
офицера
весьма
важным
является
прогнозирование
направленности
сформировавших
-
ся
между
подчиненными
взаимоотношений
.
Прогнозирование
направленности
взаимоотношений
Поскольку
в
воинском
коллективе
все
его
члены
в
той
или
иной
степени
зависимы
друг
от
друга
,
такой
прогноз
является
одним
из
важных
факторов
достижения
личного
успеха
отдельным
военно
-
служащим
,
позволяет
ему
чувствовать
себя
в
коллективе
уверенно
,
способствует
решению
задач
,
стоящих
перед
коллективом
в
целом
.