Файл: Калюжный А.С - Психология взаимоотношений в подразделении. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 428

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

Поэтому

 

важным

 

способом

 

прогнозирования

 

выступает

 

знание

 

оце

-

ночных

 

суждений

 

подчиненных

 

друг

 

о

 

друге

Если

 

один

 

военнослу

-

жащий

 

оценивает

 

другого

 

как

 

порядочного

 

человека

 

и

 

хорошего

 

спе

-

циалиста

то

 

у

 

него

 

вырабатывается

 

к

 

нему

 

соответствующее

 

отноше

-

ние

При

 

попадании

 

этих

 

воинов

 

в

 

ситуацию

которая

 

требует

 

совме

-

стных

 

усилий

 

в

 

деятельности

 

и

 

поведении

они

 

осуществляют

 

прогноз

 

возможных

 

действий

 

друг

 

друга

 

на

 

основе

 

тех

 

межличностных

 

отно

-

шений

которые

 

у

 

них

 

сформировались

 

ранее

Если

 

воин

 

рассчитывает

 

на

 

то

что

 

он

 

будет

 

сотрудничать

 

с

 

сослуживцем

то

 

он

 

ставит

 

одни

 

цели

 

совместной

 

деятельности

Если

 

же

 

он

 

считает

что

 

взаимодейст

-

вие

 

по

 

своему

 

характеру

 

будет

скорее

 

всего

соперничеством

 

или

 

даже

 

противоборством

то

 

будет

 

рассчитывать

 

на

 

достижение

 

других

 

целей

При

 

прогнозировании

 

взаимоотношений

 

офицеру

 

также

 

необ

-

ходимо

 

учитывать

 

мотивацию

 

подчиненных

 

на

 

совместную

 

дея

-

тельность

 

с

 

сослуживцами

Суть

 

ее

 

заключается

 

в

 

том

что

 

прогноз

 

воином

 

отношения

 

сослуживцев

 

к

 

его

 

делам

 

и

 

поступкам

 

выступает

 

одним

 

из

 

факторов

определяющих

 

характер

 

его

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

 

и

 

поведения

В

 

этом

 

случае

 

мотива

-

ция

 

ратного

 

труда

 

с

 

точки

 

зрения

 

ее

 

направленности

 

может

 

быть

 

трех

 

основных

 

видов

1. 

Мотивация

 «

на

 

дело

». 

Военнослужащий

 

с

 

такой

 

мотивацией

 

больше

 

заинтересован

 

в

 

достижении

 

высоких

 

результатов

 

дея

-

тельности

Личные

 

преимущества

которые

 

он

 

может

 

получить

 

при

 

достижении

 

хороших

 

результатов

его

 

заботят

 

в

 

меньшей

 

степени

Та

-

кого

 

воина

 

интересует

 

и

 

увлекает

 

сам

 

процесс

 

деятельности

2. 

Мотивация

  «

на

 

себя

». 

В

 

этом

 

случае

 

подчиненный

 

больше

 

всего

 

нацелен

 

на

 

личный

 

успех

на

 

получение

 

лично

 

им

 

тех

 

матери

-

альных

 

и

 

духовных

 

благ

в

 

которых

 

он

 

нуждается

Даже

 

индивидуаль

-

ное

 

достижение

 

высоких

 

результатов

 

деятельности

 

рассматривается

 

военнослужащим

 

как

 

средство

 

получения

 

в

 

последующем

 

каких

-

либо

 

преимуществ

Успех

 

сослуживцев

коллектива

 

в

 

целом

 

волнует

 

его

 

в

 

гораздо

 

меньшей

 

степени

чем

 

личный

 

результат

Естественно

что

 

при

 

такой

 

мотивации

 

характер

 

отношений

 

воина

 

с

 

сослуживцами

 

будет

 

иным

чем

 

при

 

доминировании

 

мотивации

 «

на

 

дело

». 

3. 

Мотивация

  «

на

 

взаимоотношения

». 

При

 

такой

 

мотивации

 

военнослужащий

прежде

 

всего

учитывает

 

то

как

 

оценят

 

его

 

действия

 

окружающие

Для

 

него

 

важно

 

поддерживать

 

со

 

всеми

 

хорошие

 

отно

-

шения

Если

 

такой

 

воин

 

попадает

 

в

 

ситуацию

требующую

 

либо

 

пойти

 

на

 

конфликт

 

с

 

другим

 

военнослужащим

либо

 

пожертвовать

 

интереса

-

ми

 

дела

то

 

он

 

обычно

 

жертвует

 

интересами

 

дела


background image

 

17

Обычно

 

в

  «

чистом

» 

виде

 

какой

-

либо

 

один

 

вид

 

мотивации

 

у

 

конкретного

 

подчиненного

 

присутствует

 

редко

Более

 

характерным

 

является

 

наличие

 

одновременно

 

двух

-

трех

 

видов

 

мотивов

Однако

 

сре

-

ди

 

мотивов

 

различной

 

направленности

 

какой

-

либо

 

один

 

является

 

пре

-

обладающим

Из

 

этого

 

следует

что

 

практически

 

всегда

 

при

 

определе

-

нии

 

того

как

 

ему

 

поступить

 

в

 

конкретной

 

ситуации

воин

 

учитывает

 

возможное

 

влияние

 

своего

 

поступка

 

на

 

взаимоотношения

 

с

 

сослужив

-

цами

Если

 

же

 

мотивация

  «

на

 

взаимоотношения

» 

является

 

домини

-

рующей

то

 

фактически

 

именно

 

взаимоотношения

 

с

 

окружающими

 

определяют

 

деятельность

 

и

 

поведение

 

воина

Знание

 

направленности

 

взаимоотношений

 

между

 

военнослу

-

жащими

стремление

 

их

 

регулировать

 

окажут

 

существенную

 

помощь

 

офицеру

-

руководителю

 

в

 

обеспечении

 

эффективной

 

деятельности

 

подчиненного

 

подразделения

в

 

том

 

числе

 

и

 

при

 

решении

 

задач

 

борь

-

бы

 

с

 

неуставными

 

взаимоотношениями

 

Неуставные

 

взаимоотношения

  

в

 

воинских

 

подразделениях

 

 

Важной

 

проблемой

которую

 

пока

 

еще

 

приходится

 

решать

 

всем

 

категориям

 

командиров

 

и

 

начальников

является

 

борьба

 

с

 

неус

-

тавными

 

отношениями

В

 

их

 

основе

 

лежит

 

нарушение

 

уставных

 

пра

-

вил

норм

 

морали

 

и

 

нравственности

социальной

 

справедливости

 

среди

 

воинов

Такие

 

отношения

 

чаще

 

всего

 

проявляются

 

там

где

 

деятель

-

ность

 

подчиненных

 

менее

 

всего

 

организована

 

и

 

контролируема

 

офице

-

ром

на

 

хозяйственных

 

работах

 (24% 

случаев

), 

в

 

казарме

 

в

 

вечернее

 

и

 

ночное

 

время

 (21% 

случаев

), 

в

 

столовой

 (18% 

случаев

), 

в

 

наряде

 (13% 

случаев

). 

Каковы

 

же

 

основные

 

причины

 

неуставных

 

взаимоотно

-

шений

?  

Первой

 

и

 

главной

 

причиной

 

являются

 

недостатки

 

в

 

организа

-

ции

 

воинского

 

труда

 

и

 

руководства

 

им

На

 

это

 

указывают

 

до

 60% 

оп

-

рошенных

 

офицеров

 

подразделений

 

и

 

практически

 100% 

офицеров

 

частей

 

и

 

соединений

.  

Вторая

 

причина

 

связана

 

с

 

недостаточной

 

зрелостью

низкой

 

сплоченностью

 

воинских

 

коллективов

пассивностью

проявляемой

 

флотской

 

и

 

армейской

 

общественностью

 

в

 

борьбе

 

с

 

неуставными

 

от

-

ношениями

В

 

ряде

 

коллективов

 

укоренились

 

те

 

или

 

иные

 

формы

 

не

-

уставных

 

взаимоотношений

а

 

актив

большинство

 

личного

 

состава

 

смирились

 

с

 

ними

.  


background image

 

18

Недостатки

 

воспитания

обучения

социального

 

опыта

 

моло

-

дежи

ее

 

отрицательные

 

возрастные

 

и

 

индивидуально

-

психологические

 

особенности

 

выступают

 

в

 

качестве

 

третьей

 

причины

Практически

 

в

 

каждом

 

коллективе

 

есть

 

эгоистичные

выступающие

 

в

 

определенных

 

условиях

 

инициаторами

 

издевательств

поборов

 

и

 

т

.

п

военнослужа

-

щие

Объектами

 

их

 

нападок

 

являются

 

в

 

первую

 

очередь

 

физически

 

слабые

не

 

адаптировавшиеся

 (

т

.

е

обычно

 

молодые

воины

Все

 

воен

-

нослужащие

 

подразделения

 

знают

 

о

 

существовании

 

в

 

их

 

среде

 

неус

-

тавных

 

отношений

но

к

 

сожалению

очень

 

редко

 

выступают

 

против

 

них

Специальные

 

исследования

 

последних

 

лет

 

показывают

что

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

их

 

позиция

 

характеризуется

 

следующим

бороть

-

ся

 

против

 

обидчиков

 

самому

 

или

 

с

 

товарищами

 - 62%, 

стерпеть

 - 22%, 

найти

 

поддержку

 

у

 

командиров

 

и

 

специалистов

 

воспитательной

 

рабо

-

ты

 - 16%. 

Это

 

обусловливает

 

необходимость

 

активной

 

организатор

-

ской

 

и

 

педагогической

 

деятельности

 

офицера

 

в

 

сфере

 

формирования

 

и

 

управления

 

взаимоотношениями

 

подчиненных

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

19

 
 
 
 
 

МЕТОДИКА

 

ОЦЕНКИ

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

ПОДЧИНЕННЫХ

 

 
 

Для

 

командира

 

подразделения

 

естественным

 

является

 

желание

 

добиться

 

хороших

 

результатов

 

в

 

боевой

 

подготовке

Каждый

 

офицер

 

хочет

чтобы

 

именно

 

его

 

подразделение

 

было

 

лучшим

Однако

 

опыт

 

флотской

 

и

 

войсковой

 

практики

 

показывает

что

 

достичь

 

этого

 

не

 

так

 

легко

Офицер

 

не

 

сможет

 

эффективно

 

управлять

 

подразделением

не

 

добьется

 

хороших

 

результатов

 

в

 

воинской

 

деятельности

если

 

он

 

будет

 

плохо

 

знать

 

своих

 

подчиненных

особенности

 

взаимоотношений

 

меж

-

ду

 

ними

их

 

влияние

 

на

 

целостное

 

функционирование

 

коллектива

 

Влияние

 

взаимоотношений

  

на

 

функционирование

 

коллектива

 

 

На

 

первый

 

взгляд

 

кажется

что

 

чем

 

лучше

 

взаимоотношения

 

в

 

коллективе

тем

 

выше

 

должна

 

быть

 

эффективность

 

индивидуальной

 

и

 

совместной

 

деятельности

Однако

как

 

показывают

 

исследования

это

 

не

 

всегда

 

справедливо

Улучшение

 

взаимоотношений

 

в

 

коллективе

 

до

 

определенного

 

уровня

 

способствует

 

повышению

 

эффективности

 

кол

-

лективной

 

деятельности

Если

 

же

 

степень

 

взаимных

 

симпатий

 

превы

-

шает

 

этот

 

уровень

то

 

может

 

наблюдаться

 

обратный

 

процесс

эффек

-

тивность

 

совместной

 

деятельности

 

начнет

 

падать

.  

Наличие

 

в

 

коллективе

 

комфортных

 

межличностных

 

взаимоот

-

ношений

скорее

 

всего

возможно

 

тогда

когда

 

у

 

многих

 

военнослужа

-

щих

 

этого

 

подразделения

 

преобладающей

 

является

 

мотивация

  «

на

 

взаимоотношения

». 

Этот

 

тип

 

мотивации

 

уже

 

сам

 

по

 

себе

 

способствует

 

достижению

 

высокого

 

качества

 

деятельности

Кроме

 

того

если

 

в

 

кол

-

лективе

 

достигнуты

 

очень

 

хорошие

 

взаимоотношения

то

 

их

 

сохране

-

ние

 

может

 

приобрести

 

для

 

военнослужащего

 

самостоятельную

 

цен

-

ность

.  

Уставные

  (

формальные

 

и

 

неформальные

взаимоотношения

 

формируются

 

с

 

большим

 

трудом

Также

 

трудно

 

ими

 

и

 

пожертвовать

даже

 

там

где

 

этого

 

требуют

 

интересы

 

дела

Поэтому

 

совершен

-


background image

 

20

ствование

 

взаимоотношений

 

в

 

воинском

 

коллективе

 

не

 

является

 

само

-

целью

Это

 

лишь

 

средство

 

повышения

 

качества

 

деятельности

 

коллек

-

тива

улучшения

 

условий

 

службы

 

подчиненных

Ради

 

хороших

 

взаи

-

моотношений

 

не

 

стоит

 

жертвовать

 

главным

интересами

 

боевой

 

готов

-

ности

качеством

 

боевой

 

подготовки

соблюдением

 

норм

 

морали

 

и

 

нравственности

 

Способы

 

комплексной

 

оценки

 

взаимоотношений

 

 

Изучить

 

взаимоотношения

 

не

 

так

 

просто

Многое

 

из

 

них

 

не

 

лежит

 

на

 

поверхности

Изучение

 

будет

 

более

 

успешным

если

 

исполь

-

зовать

 

специальные

 

методы

разработанные

 

военными

 

психологами

При

 

оценке

 

взаимоотношений

 

можно

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

степени

 

исполь

-

зовать

 

все

 

основные

 

методы

 

психодиагностики

наблюдение

опрос

эксперимент

анализ

 

результатов

 

деятельности

изучение

 

документов

 

и

 

др

Однако

не

 

все

 

из

 

этих

 

методов

 

в

 

отдельности

 

имеют

 

одинаковую

 

эффективность

 

при

 

оценке

 

взаимоотношений

Вследствие

 

этого

 

в

 

вой

-

сковой

 

и

 

флотской

 

практике

 

преимущественно

 

используется

 

так

 

назы

-

ваемая

 «

комплексная

 

методика

». 

Для

 

объективной

 

оценки

 

взаимоотношений

 

в

 

коллективе

 

под

-

разделения

 

офицер

 

должен

 

располагать

 

временем

 

в

 

объеме

 

не

 

менее

 

одних

 

суток

В

 

данной

 

ситуации

 

может

 

быть

 

получен

 

достаточно

 

большой

 

объем

 

необходимой

 

для

 

анализа

 

информации

Считается

что

 

в

 

настоящее

 

время

 

ключевым

 

методом

 

сбора

 

первичной

 

информации

 

является

 

опрос

Его

 

ценность

 

заключается

 

в

 

опосредованном

 

контакте

 

с

 

военнослужащими

особенно

 

с

 

теми

кто

 

по

 

собственной

 

инициативе

 

и

 

открыто

 

высказываться

 

не

 

будет

Эффективность

 

опроса

 

повышает

-

ся

если

 

он

 

проводятся

 

систематически

  (

например

, 1 

раз

 

в

 

учебный

 

период

). 

В

 

этом

 

случае

 

можно

 

отслеживать

 

не

 

только

 

положение

 

дел

 

на

 

конкретное

 

время

но

 

и

 

выявлять

 

тенденции

 

развития

 

взаимоотно

-

шений

Организация

 

и

 

проведение

 

социально

-

психологического

 

об

-

следования

 

предполагают

 

выполнение

 

ряда

 

последовательных

 

дейст

-

вий

Их

 

порядок

 

формирует

 

так

 

называемый

 

алгоритм

 

изучения

включающий

 

следующие

 

мероприятия

1. 

Определение

 

социально

-

психологических

 

характеристик

 

взаимоотношений

подлежащих

 

изучению

2. 

Выбор

 

методики

с

 

помощью

 

которой

 

возможно

 

диагности

-

ровать

 

подлежащее

 

изучению

 

явление

 

коллективной

 (

групповой

пси

-

хологии