Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
6
ло
значение
важного
фактора
успешной
подготовленности
военнослу
-
жащих
к
исполнению
своего
воинского
долга
.
Как
самостоятельная
и
систематическая
сознательная
деятельность
военнослужащего
,
самовоспитание
направлено
не
только
на
выработку
и
совершенствование
необходимых
государственно
-
патриотических
,
духовно
-
нравственных
,
морально
-
психологических
,
военно
-
профессиональных
,
физических
и
других
качеств
,
но
и
на
преодоление
негативных
элементов
в
поведении
и
действиях
военнослужащих
.
В
этих
случаях
самовоспитание
выступает
в
качестве
внутренней
основы
процесса
перевоспитания
(
педагогической
реконструкции
)
личности
военнослужащего
.
Профессиональное
самовоспитание
—
сложный
интеллектуально
-
нравственный
и
волевой
процесс
.
В
ходе
его
требуется
глубоко
осоз
-
нанное
,
целенаправленное
и
критическое
отношение
личности
как
к
себе
,
так
и
к
окружающим
людям
,
большие
волевые
усилия
в
дости
-
жении
поставленных
целей
по
самоизменению
и
саморазвитию
.
В
тех
случаях
,
когда
самоизменение
происходит
неосознанно
,
стихийно
и
импульсивно
,
под
влиянием
только
внешних
воздействий
,
самовоспи
-
тания
в
собственном
смысле
слова
еще
нет
.
Поэтому
офицеру
-
воспитателю
важно
уметь
при
изучении
своих
подчиненных
отличать
видимость
самовоспитания
,
желание
им
заниматься
от
действительно
-
го
самосовершенствования
.
Следовательно
,
для
более
глубокого
понимания
сущности
профес
-
сионального
самовоспитания
необходимо
знать
внутренние
предпо
-
сылки
его
протекания
.
Среди
них
можно
выделить
:
а
)
осознанные
цели
,
выработанные
и
принятые
идеалы
и
установки
,
которые
лежат
в
основе
программы
профессионального
самосовер
-
шенствования
и
выступают
в
качестве
внутренних
побудительных
сил
,
мотивов
поведения
и
всей
деятельности
военнослужащего
;
б
)
государственно
-
патриотические
,
духовно
-
нравственные
,
военно
-
профессиональные
и
иные
знания
воина
,
его
умение
осуществлять
са
-
мовоспитание
;
в
)
наличие
развитого
самоосознания
,
внутренней
готовности
,
спо
-
собности
и
стремления
к
объективной
критической
оценке
своего
по
-
ведения
и
необходимого
уровня
общего
и
военно
-
профессионального
развития
;
г
)
определенный
уровень
развития
воли
и
привычек
волевого
само
-
регулирования
,
особенно
в
трудных
и
сложных
ситуациях
;
7
д
)
глубокое
понимание
смысла
военно
-
профессиональной
деятель
-
ности
,
положительное
отношение
к
выполнению
своего
воинского
долга
перед
Отечеством
.
Исходным
компонентом
процесса
профессионального
самовоспи
-
тания
,
как
и
любого
другого
вида
деятельности
,
являются
мотивы
—
сложные
и
глубоко
осознанные
внутренние
побуждения
к
системати
-
ческой
работе
над
собой
.
Основными
мотивами
,
обеспечивающими
более
эффективное
протекание
процесса
самовоспитания
военнослу
-
жащих
,
выступают
:
глубоко
усвоенные
и
осознанные
положения
о
защите
государственных
интересов
Отечества
,
требования
законов
,
общевоинских
уставов
и
приказов
,
положительные
жизненные
идеалы
,
личный
пример
командиров
,
офицеров
-
воспитателей
,
товарищей
по
службе
и
др
.
Устойчивые
,
значимые
военно
-
профессиональные
моти
-
вы
вызывают
у
военнослужащего
желание
и
стремление
постоянно
работать
над
собой
,
корректировать
свое
поведение
,
поступать
в
соот
-
ветствии
с
требованиями
,
предъявляемыми
воинской
службой
.
Содержание
самовоспитания
включает
в
себя
развитие
различных
сфер
личности
военнослужащего
:
государственно
-
патриотической
,
духовно
-
нравственной
,
военно
-
профессиональной
,
правовой
,
эстети
-
ческой
и
физической
.
Каждая
из
них
имеет
свое
специфическое
со
-
держание
и
связана
с
развитием
ума
,
чувств
и
воли
военнослужащего
.
Эти
сферы
личности
тесно
связаны
между
собой
и
зависят
друг
от
друга
.
Многие
военнослужащие
в
качестве
важнейшей
задачи
ставят
развитие
у
себя
каких
-
либо
отдельных
качеств
,
например
самооблада
-
ния
,
выдержки
,
воли
и
т
.
п
.
Все
это
говорит
о
том
,
что
самовоспитание
в
условиях
воинского
подразделения
имеет
военно
-
профессиональную
направленность
и
осуществляется
в
рамках
стремления
к
всесторонне
-
му
развитию
своей
личности
.
И
в
этом
,
бесспорно
,
его
большая
соци
-
альная
и
практическая
значимость
.
Внутреннюю
основу
самовоспитания
составляют
потребность
в
со
-
вершенствовании
,
способность
настойчиво
изучать
свои
личностные
качества
,
анализировать
успешность
решения
повседневных
и
пер
-
спективных
задач
,
умение
посмотреть
на
себя
как
бы
со
стороны
,
объ
-
ективно
оценить
свои
возможности
,
непрерывно
контролировать
свое
поведение
,
оперативно
вносить
изменения
в
свою
деятельность
и
по
-
ведение
.
Важными
условиями
успеха
в
работе
по
профессиональному
самовоспитанию
являются
максимальная
самокритичность
,
ответст
-
венность
за
свои
действия
,
последовательная
настойчивость
в
дости
-
жении
поставленной
цели
.
8
Процесс
профессионального
самовоспитания
имеет
свою
логику
,
свои
этапы
развития
,
методы
,
приемы
и
средства
.
К
числу
основных
общих
методов
самовоспитания
относятся
:
самообязательство
,
са
-
моорганизация
жизни
и
воинской
деятельности
,
самооценка
и
само
-
отчет
.
Активно
используются
и
такие
методы
самовоспитания
,
как
самоубеждение
,
самовнушение
,
самоупражнение
,
самокритика
,
само
-
осуждение
,
самопринуждение
,
самонаказание
,
самопоощрение
и
др
.
Началом
профессионального
самовоспитания
служат
самопознание
и
самоопределение
,
осуществляемые
с
помощью
самоосознания
,
са
-
моизучения
.
В
процессе
самопознания
и
самоопределения
формиру
-
ются
идеал
,
цель
и
задачи
самовоспитания
,
а
также
определяются
ме
-
тоды
,
средства
и
приемы
работы
над
собой
.
В
соответствии
с
целью
и
конкретными
задачами
военнослужащий
,
решивший
заниматься
само
-
воспитанием
,
принимает
самообязательства
,
определяет
правила
лич
-
ного
поведения
,
которые
становятся
основой
самоорганизации
личной
жизни
и
служебной
деятельности
военнослужащего
.
Следование
в
процессе
выполнения
задач
воинской
службы
выработанным
правилам
поведения
отражает
внутренне
принятые
решения
развивать
(
форми
-
ровать
)
или
изменять
(
реконструировать
)
у
себя
те
или
иные
качества
.
Важным
условием
эффективности
самоорганизации
жизни
и
дея
-
тельности
военнослужащего
является
умение
управлять
собой
,
доби
-
ваться
осуществления
поставленной
цели
.
Здесь
необходим
постоян
-
ный
самоконтроль
,
критический
анализ
своих
действий
,
поступков
,
поведения
,
уровня
развития
профессиональных
качеств
,
постоянное
волевое
напряжение
,
интеллектуальные
и
волевые
усилия
.
Это
,
в
свою
очередь
,
связано
с
самооценкой
,
без
которой
невозможно
самоопреде
-
литься
и
самоутвердиться
в
воинском
коллективе
,
жизни
.
Для
эффективного
самовоспитания
также
необходима
своевремен
-
ная
и
объективная
самооценка
:
переоценка
своих
возможностей
или
недооценка
их
вредны
и
опасны
для
дальнейшего
развития
личности
военнослужащего
,
формирования
его
характера
.
Поэтому
многие
во
-
еннослужащие
,
имеющие
опыт
самовоспитания
,
пристально
изучают
себя
,
проникая
все
глубже
и
глубже
в
свои
мысли
,
чувства
и
отноше
-
ния
.
В
этом
им
помогает
самоотчет
–
мысленная
постановка
вопросов
,
связанных
с
поступками
,
поведением
,
отношением
к
выполнению
служебных
обязанностей
,
со
своими
чувствами
,
психическими
состоя
-
ниями
,
переживаниями
и
объективными
ответами
на
эти
вопросы
.
Са
-
моотчет
позволяет
военнослужащему
проанализировать
:
что
и
как
сделал
,
правильно
или
неправильно
поступил
,
какие
проблемы
в
само
-
совершенствовании
решил
,
а
какие
остались
нерешенными
.
Поэтому
в
9
процессе
самовоспитания
необходимо
постоянно
учиться
всесторонне
познавать
самого
себя
,
анализировать
свою
практическую
деятель
-
ность
и
объективно
оценивать
свои
возможности
,
духовные
и
физиче
-
ские
силы
.
Следует
отметить
,
что
в
профессиональном
самовоспитании
осо
-
бенно
большие
усилия
нужны
в
начальный
период
работы
над
собой
,
пока
еще
не
закрепились
соответствующие
внутренние
психологиче
-
ские
установки
и
не
сложились
привычки
поступать
всегда
и
во
всем
в
соответствии
с
намеченными
правилами
.
Впоследствии
выполнение
многих
правил
хотя
и
требует
напряжения
,
но
вместе
с
тем
приносит
и
большое
удовлетворение
.
Преодолевать
трудности
самовоспитания
помогает
аутогенная
тренировка
,
умение
в
интересах
саморазвития
использовать
самовнушение
(
в
его
основе
лежат
приемы
саморегуля
-
ции
).
Процесс
профессионального
самовоспитания
имеет
свою
логику
развития
и
собственные
этапы
протекания
,
на
каждом
из
которых
ис
-
пользуются
те
или
иные
методы
,
приемы
и
средства
работы
над
собой
.
В
самом
общем
виде
этапы
процесса
самовоспитания
включают
:
а
)
самопознание
,
осуществляемое
с
помощью
самоосознания
и
са
-
моизучения
;
б
)
планирование
своей
работы
по
самовоспитанию
;
в
)
собственно
работу
по
самовоспитанию
,
связанную
с
самооргани
-
зацией
и
использованием
всех
других
методов
,
приемов
и
средств
;
г
)
саморегулирование
и
самокорректировку
процесса
самовоспита
-
ния
на
всех
этапах
жизни
и
воинской
деятельности
.
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОВОСПИТАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Организация
профессионального
самовоспитания
военнослужащих
представляет
собой
систему
организационных
,
методических
и
учеб
-
но
-
воспитательных
мероприятий
,
направленных
на
обеспечение
целе
-
устремленного
,
систематического
воздействия
на
сознание
и
поведе
-
ние
военнослужащих
,
установление
с
ними
педагогического
взаимо
-
действия
в
понимании
,
планировании
и
осуществлении
работы
по
са
-
мовоспитанию
.
Она
включает
:
10
а
)
всестороннее
и
систематическое
изучение
подчиненных
,
выявле
-
ние
знания
и
понимания
ими
задач
,
сущности
и
методики
профессио
-
нального
самовоспитания
;
б
)
формирование
у
военнослужащих
мотивационных
установок
на
постоянное
самосовершенствование
и
установление
с
ними
педагоги
-
ческого
взаимодействия
по
вопросам
планирования
и
осуществления
самовоспитания
;
в
)
оказание
военнослужащим
помощи
в
разработке
плана
самосо
-
вершенствования
,
постоянных
правил
поведения
и
последова
-
тельности
подведения
итогов
саморазвития
(
итоги
дня
,
недели
,
месяца
,
года
);
г
)
оказание
помощи
в
самооценке
и
определении
перспектив
даль
-
нейшего
саморазвития
;
д
)
актуализацию
деятельности
военнослужащих
по
профессио
-
нальному
самовоспитанию
,
оказание
им
помощи
в
овладении
методи
-
кой
самосовершенствования
и
создание
для
этого
необходимых
усло
-
вий
.
Опытные
офицеры
-
воспитатели
не
ограничиваются
призывами
к
профессиональному
самовоспитанию
и
распространением
его
опыта
.
Они
включаются
в
активную
работу
по
самосовершенствованию
.
И
именно
личный
пример
,
дополненный
повседневной
,
индивидуальной
воспитательной
работой
с
подчиненными
,
выступает
важнейшим
ус
-
ловием
внедрения
в
практику
воинской
жизни
идей
профессионально
-
го
самовоспитания
.
Специальные
исследования
показали
,
что
военнослужащие
по
-
разному
относятся
к
вопросам
самосовершенствования
.
Условно
мож
-
но
выделить
несколько
наиболее
типичных
групп
воинов
,
различаю
-
щихся
отношением
к
профессиональному
самовоспитанию
и
потреб
-
ностями
в
нем
.
Первая
группа
—
воины
с
выраженной
потребностью
в
самовоспи
-
тании
,
со
сформировавшейся
установкой
на
постоянную
и
системати
-
ческую
работу
над
собой
.
Эти
военнослужащие
,
как
правило
,
самокри
-
тично
относятся
к
себе
,
стремятся
анализировать
свою
деятельность
,
определяют
правила
личного
поведения
,
прилагают
волевые
усилия
к
их
выполнению
и
корректируют
свое
отношение
к
задачам
воинской
службы
.
Вторая
группа
—
военнослужащие
с
недостаточно
сформировав
-
шейся
установкой
и
потребностью
в
профессиональном
самовоспита
-
нии
.
Они
понимают
и
переживают
свои
недостатки
,
ищут
пути
само
-
совершенствования
,
пытаются
планировать
свою
работу
,
анализиро
-