Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

ло

 

значение

 

важного

 

фактора

 

успешной

 

подготовленности

 

военнослу

-

жащих

 

к

 

исполнению

 

своего

 

воинского

 

долга

.  

Как

 

самостоятельная

 

и

 

систематическая

 

сознательная

 

деятельность

 

военнослужащего

самовоспитание

 

направлено

 

не

 

только

 

на

 

выработку

 

и

 

совершенствование

 

необходимых

 

государственно

-

патриотических

духовно

-

нравственных

морально

-

психологических

военно

-

профессиональных

физических

 

и

 

других

 

качеств

но

 

и

 

на

 

преодоление

 

негативных

 

элементов

 

в

 

поведении

 

и

 

действиях

 

военнослужащих

В

 

этих

 

случаях

 

самовоспитание

 

выступает

 

в

 

качестве

 

внутренней

 

основы

 

процесса

 

перевоспитания

  (

педагогической

 

реконструкции

личности

 

военнослужащего

Профессиональное

 

самовоспитание

 — 

сложный

 

интеллектуально

-

нравственный

 

и

 

волевой

 

процесс

В

 

ходе

 

его

 

требуется

 

глубоко

 

осоз

-

нанное

целенаправленное

 

и

 

критическое

 

отношение

 

личности

 

как

 

к

 

себе

так

 

и

 

к

 

окружающим

 

людям

большие

 

волевые

 

усилия

 

в

 

дости

-

жении

 

поставленных

 

целей

 

по

 

самоизменению

 

и

 

саморазвитию

В

 

тех

 

случаях

когда

 

самоизменение

 

происходит

 

неосознанно

стихийно

 

и

 

импульсивно

под

 

влиянием

 

только

 

внешних

 

воздействий

самовоспи

-

тания

 

в

 

собственном

 

смысле

 

слова

 

еще

 

нет

Поэтому

 

офицеру

-

воспитателю

 

важно

 

уметь

 

при

 

изучении

 

своих

 

подчиненных

 

отличать

 

видимость

 

самовоспитания

желание

 

им

 

заниматься

 

от

 

действительно

-

го

 

самосовершенствования

Следовательно

для

 

более

 

глубокого

 

понимания

 

сущности

 

профес

-

сионального

 

самовоспитания

 

необходимо

 

знать

 

внутренние

 

предпо

-

сылки

 

его

 

протекания

Среди

 

них

 

можно

 

выделить

а

осознанные

 

цели

выработанные

 

и

 

принятые

 

идеалы

 

и

 

установки

которые

 

лежат

 

в

 

основе

 

программы

 

профессионального

 

самосовер

-

шенствования

 

и

 

выступают

   

в

 

качестве

 

внутренних

 

побудительных

 

сил

мотивов

 

поведения

 

и

 

всей

 

деятельности

 

военнослужащего

б

государственно

-

патриотические

духовно

-

нравственные

военно

-

профессиональные

 

и

 

иные

 

знания

 

воина

его

 

умение

 

осуществлять

 

са

-

мовоспитание

в

наличие

 

развитого

 

самоосознания

внутренней

 

готовности

спо

-

собности

 

и

 

стремления

 

к

 

объективной

 

критической

 

оценке

 

своего

 

по

-

ведения

 

и

 

необходимого

 

уровня

 

общего

 

и

 

военно

-

профессионального

 

развития

г

определенный

 

уровень

 

развития

 

воли

 

и

 

привычек

 

волевого

 

само

-

регулирования

особенно

 

в

 

трудных

 

и

 

сложных

 

ситуациях


background image

 

7

д

глубокое

 

понимание

 

смысла

 

военно

-

профессиональной

 

деятель

-

ности

положительное

 

отношение

 

к

 

выполнению

 

своего

 

воинского

 

долга

 

перед

 

Отечеством

Исходным

 

компонентом

 

процесса

 

профессионального

 

самовоспи

-

тания

как

 

и

 

любого

 

другого

 

вида

 

деятельности

являются

 

мотивы

 — 

сложные

 

и

 

глубоко

 

осознанные

 

внутренние

 

побуждения

 

к

 

системати

-

ческой

 

работе

 

над

 

собой

Основными

 

мотивами

обеспечивающими

 

более

 

эффективное

 

протекание

 

процесса

 

самовоспитания

 

военнослу

-

жащих

выступают

глубоко

 

усвоенные

 

и

 

осознанные

 

положения

 

о

 

защите

 

государственных

 

интересов

 

Отечества

требования

 

законов

общевоинских

 

уставов

 

и

 

приказов

положительные

 

жизненные

 

идеалы

личный

 

пример

 

командиров

офицеров

-

воспитателей

товарищей

 

по

 

службе

 

и

 

др

Устойчивые

значимые

 

военно

-

профессиональные

 

моти

-

вы

 

вызывают

 

у

 

военнослужащего

 

желание

 

и

 

стремление

 

постоянно

 

работать

 

над

 

собой

корректировать

 

свое

 

поведение

поступать

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

требованиями

предъявляемыми

 

воинской

 

службой

Содержание

 

самовоспитания

 

включает

 

в

 

себя

 

развитие

 

различных

 

сфер

 

личности

 

военнослужащего

государственно

-

патриотической

духовно

-

нравственной

военно

-

профессиональной

правовой

эстети

-

ческой

 

и

 

физической

Каждая

 

из

 

них

 

имеет

 

свое

 

специфическое

 

со

-

держание

 

и

 

связана

 

с

 

развитием

 

ума

чувств

 

и

 

воли

 

военнослужащего

Эти

 

сферы

 

личности

 

тесно

 

связаны

 

между

 

собой

 

и

 

зависят

 

друг

 

от

 

друга

Многие

 

военнослужащие

 

в

 

качестве

 

важнейшей

 

задачи

 

ставят

 

развитие

 

у

 

себя

 

каких

-

либо

 

отдельных

 

качеств

например

 

самооблада

-

ния

выдержки

воли

 

и

 

т

.

п

Все

 

это

 

говорит

 

о

 

том

что

 

самовоспитание

 

в

 

условиях

 

воинского

 

подразделения

 

имеет

 

военно

-

профессиональную

 

направленность

 

и

 

осуществляется

 

в

 

рамках

 

стремления

 

к

 

всесторонне

-

му

 

развитию

 

своей

 

личности

И

 

в

 

этом

бесспорно

его

 

большая

 

соци

-

альная

 

и

 

практическая

 

значимость

Внутреннюю

 

основу

 

самовоспитания

 

составляют

 

потребность

 

в

 

со

-

вершенствовании

способность

 

настойчиво

 

изучать

 

свои

 

личностные

 

качества

анализировать

 

успешность

 

решения

 

повседневных

 

и

 

пер

-

спективных

 

задач

умение

 

посмотреть

 

на

 

себя

 

как

 

бы

 

со

 

стороны

объ

-

ективно

 

оценить

 

свои

 

возможности

непрерывно

 

контролировать

 

свое

 

поведение

оперативно

 

вносить

 

изменения

 

в

 

свою

 

деятельность

 

и

 

по

-

ведение

Важными

 

условиями

 

успеха

 

в

 

работе

 

по

 

профессиональному

 

самовоспитанию

 

являются

 

максимальная

 

самокритичность

ответст

-

венность

 

за

 

свои

 

действия

последовательная

 

настойчивость

 

в

 

дости

-

жении

 

поставленной

 

цели


background image

 

8

Процесс

 

профессионального

 

самовоспитания

 

имеет

 

свою

 

логику

свои

 

этапы

 

развития

методы

приемы

 

и

 

средства

К

 

числу

 

основных

 

общих

 

методов

 

самовоспитания

 

относятся

самообязательство

са

-

моорганизация

 

жизни

 

и

 

воинской

 

деятельности

самооценка

 

и

 

само

-

отчет

Активно

 

используются

 

и

 

такие

 

методы

 

самовоспитания

как

 

самоубеждение

самовнушение

самоупражнение

самокритика

само

-

осуждение

самопринуждение

самонаказание

самопоощрение

 

и

 

др

.  

Началом

 

профессионального

 

самовоспитания

 

служат

 

самопознание

 

и

 

самоопределение

осуществляемые

 

с

 

помощью

 

самоосознания

са

-

моизучения

В

 

процессе

 

самопознания

 

и

 

самоопределения

 

формиру

-

ются

 

идеал

цель

 

и

 

задачи

 

самовоспитания

а

 

также

 

определяются

 

ме

-

тоды

средства

 

и

 

приемы

 

работы

 

над

 

собой

В

 

соответствии

 

с

 

целью

 

и

 

конкретными

 

задачами

 

военнослужащий

решивший

 

заниматься

 

само

-

воспитанием

принимает

 

самообязательства

определяет

 

правила

 

лич

-

ного

 

поведения

которые

 

становятся

 

основой

 

самоорганизации

 

личной

 

жизни

 

и

 

служебной

 

деятельности

 

военнослужащего

Следование

 

в

 

процессе

 

выполнения

 

задач

 

воинской

 

службы

 

выработанным

 

правилам

 

поведения

 

отражает

 

внутренне

 

принятые

 

решения

 

развивать

  (

форми

-

ровать

или

 

изменять

 (

реконструировать

у

 

себя

 

те

 

или

 

иные

 

качества

Важным

 

условием

 

эффективности

 

самоорганизации

 

жизни

 

и

 

дея

-

тельности

 

военнослужащего

 

является

 

умение

 

управлять

 

собой

доби

-

ваться

 

осуществления

 

поставленной

 

цели

Здесь

 

необходим

 

постоян

-

ный

 

самоконтроль

критический

 

анализ

 

своих

 

действий

поступков

поведения

уровня

 

развития

 

профессиональных

 

качеств

постоянное

 

волевое

 

напряжение

интеллектуальные

 

и

 

волевые

 

усилия

Это

в

 

свою

 

очередь

связано

 

с

 

самооценкой

без

 

которой

 

невозможно

 

самоопреде

-

литься

 

и

 

самоутвердиться

 

в

 

воинском

 

коллективе

жизни

.  

Для

 

эффективного

 

самовоспитания

 

также

 

необходима

 

своевремен

-

ная

 

и

 

объективная

 

самооценка

переоценка

 

своих

 

возможностей

 

или

 

недооценка

 

их

 

вредны

 

и

 

опасны

 

для

 

дальнейшего

 

развития

 

личности

 

военнослужащего

формирования

 

его

 

характера

Поэтому

 

многие

 

во

-

еннослужащие

имеющие

 

опыт

 

самовоспитания

пристально

 

изучают

 

себя

проникая

 

все

 

глубже

 

и

 

глубже

 

в

 

свои

 

мысли

чувства

 

и

 

отноше

-

ния

В

 

этом

 

им

 

помогает

 

самоотчет

 – 

мысленная

 

постановка

 

вопросов

связанных

 

с

 

поступками

поведением

отношением

 

к

 

выполнению

 

служебных

 

обязанностей

со

 

своими

 

чувствами

психическими

 

состоя

-

ниями

переживаниями

 

и

 

объективными

 

ответами

 

на

 

эти

 

вопросы

Са

-

моотчет

 

позволяет

 

военнослужащему

 

проанализировать

что

 

и

 

как

 

сделал

правильно

 

или

 

неправильно

 

поступил

какие

 

проблемы

 

в

 

само

-

совершенствовании

 

решил

а

 

какие

 

остались

 

нерешенными

Поэтому

 

в

 


background image

 

9

процессе

 

самовоспитания

 

необходимо

 

постоянно

 

учиться

 

всесторонне

 

познавать

 

самого

 

себя

анализировать

 

свою

 

практическую

 

деятель

-

ность

 

и

 

объективно

 

оценивать

 

свои

 

возможности

духовные

 

и

 

физиче

-

ские

 

силы

Следует

 

отметить

что

 

в

 

профессиональном

 

самовоспитании

 

осо

-

бенно

 

большие

 

усилия

 

нужны

 

в

 

начальный

 

период

 

работы

 

над

 

собой

пока

 

еще

 

не

 

закрепились

 

соответствующие

 

внутренние

 

психологиче

-

ские

 

установки

 

и

 

не

 

сложились

 

привычки

 

поступать

 

всегда

 

и

 

во

 

всем

 

в

 

соответствии

 

с

 

намеченными

 

правилами

Впоследствии

 

выполнение

 

многих

 

правил

 

хотя

 

и

 

требует

 

напряжения

но

 

вместе

 

с

 

тем

 

приносит

 

и

 

большое

 

удовлетворение

Преодолевать

 

трудности

 

самовоспитания

 

помогает

 

аутогенная

 

тренировка

умение

 

в

 

интересах

 

саморазвития

 

использовать

 

самовнушение

  (

в

 

его

 

основе

 

лежат

 

приемы

 

саморегуля

-

ции

). 

Процесс

 

профессионального

 

самовоспитания

 

имеет

 

свою

 

логику

 

развития

 

и

 

собственные

 

этапы

 

протекания

на

 

каждом

 

из

 

которых

 

ис

-

пользуются

 

те

 

или

 

иные

 

методы

приемы

 

и

 

средства

 

работы

 

над

 

собой

В

 

самом

 

общем

 

виде

 

этапы

 

процесса

 

самовоспитания

 

включают

а

самопознание

осуществляемое

 

с

 

помощью

 

самоосознания

 

и

 

са

-

моизучения

б

планирование

 

своей

 

работы

 

по

 

самовоспитанию

в

собственно

 

работу

 

по

 

самовоспитанию

связанную

 

с

 

самооргани

-

зацией

 

и

 

использованием

 

всех

 

других

 

методов

приемов

 

и

 

средств

г

саморегулирование

 

и

 

самокорректировку

 

процесса

 

самовоспита

-

ния

 

на

 

всех

 

этапах

 

жизни

 

и

 

воинской

 

деятельности

 
 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 

САМОВОСПИТАНИЯ

  

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

 

Организация

 

профессионального

 

самовоспитания

 

военнослужащих

 

представляет

 

собой

 

систему

 

организационных

методических

 

и

 

учеб

-

но

-

воспитательных

 

мероприятий

направленных

 

на

 

обеспечение

 

целе

-

устремленного

систематического

 

воздействия

 

на

 

сознание

 

и

 

поведе

-

ние

 

военнослужащих

установление

 

с

 

ними

 

педагогического

 

взаимо

-

действия

 

в

 

понимании

планировании

 

и

 

осуществлении

 

работы

 

по

 

са

-

мовоспитанию

Она

 

включает


background image

 

10

а

всестороннее

 

и

 

систематическое

 

изучение

 

подчиненных

выявле

-

ние

 

знания

 

и

 

понимания

 

ими

 

задач

сущности

 

и

 

методики

 

профессио

-

нального

 

самовоспитания

б

формирование

 

у

 

военнослужащих

 

мотивационных

 

установок

 

на

 

постоянное

 

самосовершенствование

 

и

 

установление

 

с

 

ними

 

педагоги

-

ческого

 

взаимодействия

 

по

 

вопросам

 

планирования

 

и

 

осуществления

 

самовоспитания

в

оказание

 

военнослужащим

 

помощи

 

в

 

разработке

 

плана

 

самосо

-

вершенствования

постоянных

 

правил

 

поведения

 

и

 

последова

-

тельности

 

подведения

 

итогов

 

саморазвития

 (

итоги

 

дня

недели

месяца

года

); 

г

оказание

 

помощи

 

в

 

самооценке

 

и

 

определении

 

перспектив

 

даль

-

нейшего

 

саморазвития

д

актуализацию

 

деятельности

 

военнослужащих

 

по

 

профессио

-

нальному

 

самовоспитанию

оказание

 

им

 

помощи

 

в

 

овладении

 

методи

-

кой

 

самосовершенствования

 

и

 

создание

 

для

 

этого

 

необходимых

 

усло

-

вий

Опытные

 

офицеры

-

воспитатели

 

не

 

ограничиваются

 

призывами

 

к

 

профессиональному

 

самовоспитанию

 

и

 

распространением

 

его

 

опыта

Они

 

включаются

 

в

 

активную

 

работу

 

по

 

самосовершенствованию

И

 

именно

 

личный

 

пример

дополненный

 

повседневной

индивидуальной

 

воспитательной

 

работой

 

с

 

подчиненными

выступает

 

важнейшим

 

ус

-

ловием

 

внедрения

 

в

 

практику

 

воинской

 

жизни

 

идей

 

профессионально

-

го

 

самовоспитания

.  

Специальные

 

исследования

 

показали

что

 

военнослужащие

 

по

-

разному

 

относятся

 

к

 

вопросам

 

самосовершенствования

Условно

 

мож

-

но

 

выделить

 

несколько

 

наиболее

 

типичных

 

групп

 

воинов

различаю

-

щихся

 

отношением

 

к

 

профессиональному

 

самовоспитанию

 

и

 

потреб

-

ностями

 

в

 

нем

Первая

 

группа

 — 

воины

 

с

 

выраженной

 

потребностью

 

в

 

самовоспи

-

тании

со

 

сформировавшейся

 

установкой

 

на

 

постоянную

 

и

 

системати

-

ческую

 

работу

 

над

 

собой

Эти

 

военнослужащие

как

 

правило

самокри

-

тично

 

относятся

 

к

 

себе

стремятся

 

анализировать

 

свою

 

деятельность

определяют

 

правила

 

личного

 

поведения

прилагают

 

волевые

 

усилия

 

к

 

их

 

выполнению

 

и

 

корректируют

 

свое

 

отношение

 

к

 

задачам

 

воинской

 

службы

Вторая

 

группа

 — 

военнослужащие

 

с

 

недостаточно

 

сформировав

-

шейся

 

установкой

 

и

 

потребностью

 

в

 

профессиональном

 

самовоспита

-

нии

Они

 

понимают

 

и

 

переживают

 

свои

 

недостатки

ищут

 

пути

 

само

-

совершенствования

пытаются

 

планировать

 

свою

 

работу

анализиро

-