Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
16
Только
понимая
ведущую
роль
в
самовоспитании
именно
самопозна
-
ния
,
военнослужащий
может
достаточно
объективно
оценить
свои
возможности
,
свой
личностный
потенциал
.
Исследование
проблемы
самовоспитания
военнослужащих
по
-
казало
,
что
для
работы
над
собой
по
формированию
многих
личност
-
ных
качеств
(
ответственности
,
организованности
,
целеуст
-
ремленности
,
решительности
и
др
.),
как
правило
,
не
требуется
спе
-
циального
времени
.
Практическая
реализация
этого
достигается
пос
-
редством
постоянного
целенаправленного
самоконтроля
.
Однако
развитие
целого
ряда
военно
-
профессиональных
свойств
личности
,
расширение
кругозора
требуют
специальных
усло
-
вий
и
времени
.
В
интересах
создания
необходимой
для
этого
обста
-
новки
целесообразно
применение
разработанного
и
обоснованного
А
.
С
.
Макаренко
метода
параллельного
действия
.
Его
сущность
заклю
-
чается
в
том
,
что
офицер
создает
предпосылки
для
включения
подчи
-
ненного
в
конкретные
виды
деятельности
,
в
которых
получают
наи
-
более
полное
проявление
и
целенаправленное
развитие
необходимые
качества
его
личности
.
Однако
обязательным
условием
применения
этого
подхода
является
то
обстоятельство
,
что
военнослужащий
уже
должен
обладать
потенциальными
возможностями
формирования
и
развития
данного
качества
,
что
в
достаточной
мере
предопределяется
его
возрастом
.
Педагогический
опыт
свидетельствует
,
что
с
целью
формирова
-
ния
условий
для
самовоспитания
подчиненных
офицеры
вполне
ус
-
пешно
могут
использовать
метод
создания
педагогических
ситуаций
в
различных
условиях
обстановки
с
целью
развития
у
военнослужащих
профессионально
важных
качеств
личности
.
Например
,
моделирова
-
ние
на
занятиях
обстановки
,
максимально
приближенной
к
служебно
-
боевой
,
не
только
способствует
развитию
навыков
практической
дея
-
тельности
,
но
и
закреплению
морально
-
боевых
качеств
личности
во
-
еннослужащего
.
Квалифицированная
реализация
изложенных
направлений
в
значительной
степени
позволяет
создать
в
подразделении
необходи
-
мые
педагогические
условия
для
решения
задач
самовоспитания
.
Од
-
нако
здесь
также
возможно
применение
ряда
«
специальных
мероприя
-
тий
»,
предложенных
В
.
П
.
Давыдовым
.
В
их
основу
положена
поста
-
новка
перед
военнослужащими
индивидуальных
перспектив
.
При
этом
весьма
существенным
является
выделение
из
них
наиболее
оптималь
-
ных
,
полностью
соответствующих
не
только
личностным
ценностям
военнослужащих
,
но
и
их
личностному
потенциалу
.
В
этом
случае
17
важно
обратить
внимание
на
профессионально
значимые
перспективы
,
которые
должны
быть
смелыми
,
дерзновенными
,
но
в
то
же
время
на
конкретном
этапе
работы
вполне
достижимыми
.
Активность
военнослужащих
в
личностном
самосовершенство
-
вании
во
многом
стимулирует
создание
внешних
условий
самовоспи
-
тания
и
воздействие
на
его
внутренние
предпосылки
.
Стимулирование
самовоспитания
на
основе
создания
внешних
условий
заключается
в
том
,
что
в
подразделении
формируется
обстановка
,
побуждающая
ра
-
ботать
над
собой
.
В
этих
целях
используется
поощрение
дисциплини
-
рованности
военнослужащих
;
формирование
положительного
коллек
-
тивного
мнения
по
проблеме
самовоспитания
;
вовлечение
подчинен
-
ных
в
активную
общественную
деятельность
;
пропаганда
специальной
литературы
и
опыта
самовоспитания
и
т
.
д
.
Эти
и
некоторые
другие
организационные
действия
побуждают
работать
над
формированием
у
себя
дисциплинированности
,
пунктуальности
,
исполнительности
,
пла
-
новости
и
других
важных
личностных
качеств
.
Анализ
войсковой
практики
показал
,
что
решение
перечислен
-
ных
и
некоторых
других
специфических
задач
в
целом
позволяет
соз
-
дать
в
подразделениях
необходимые
условия
для
полномасштабной
самовоспитательной
деятельности
военнослужащих
.
Однако
это
вы
-
ступает
лишь
первым
обязательным
шагом
актуализации
самовоспи
-
тания
.
Реализация
же
личностных
возможностей
военнослужащих
с
целью
достижения
сформулированных
ценностных
ориентаций
проис
-
ходит
в
результате
их
включения
в
процесс
целенаправленного
само
-
воспитания
.
Его
можно
представить
в
виде
трех
взаимосвязанных
эта
-
пов
(
предварительного
,
основного
и
промежуточного
)
целенаправлен
-
ной
психолого
-
педагогической
деятельности
человека
над
собой
по
достижению
определенной
цели
(
ценностного
ориентира
)
личностного
развития
,
качественного
изменения
в
себе
как
в
содержательном
,
так
и
в
поведенческом
плане
.
Анализ
практики
самовоспитания
военнослужащих
позволил
установить
,
что
ее
основному
этапу
(
непосредственной
работе
над
со
-
бой
)
всегда
предшествует
определенный
временной
период
,
называе
-
мый
предварительным
этапом
самовоспитания
.
В
его
рамках
у
воено
-
служащих
формируется
элементарный
интерес
к
себе
как
человеку
,
своим
достоинствам
и
недостаткам
,
возможностям
по
самосовершен
-
ствованию
и
,
на
основе
этого
,
потребность
в
методах
и
методиках
са
-
мопознания
.
Затем
следует
целенаправленная
деятельность
по
удовле
-
творению
своего
интереса
в
изучении
собственных
возможностей
,
ме
-
18
тодов
и
методик
самопознания
в
целом
,
либо
по
отдельным
направле
-
ниям
.
Целостная
структура
этапа
представлена
в
схеме
№
1.
Педагогическая
практика
показывает
,
что
именно
в
этот
период
военнослужащему
важно
овладеть
элементарными
основами
работы
над
собой
:
внимательности
к
себе
(
что
и
как
он
делает
,
говорит
)
ува
-
жительному
отношению
к
мнению
других
людей
по
оценке
тебя
,
са
-
мокритичности
.
Прежде
чем
ставить
перед
собой
высокие
цели
каче
-
ственного
самосовершенствования
необходимо
четко
уяснить
сущ
-
ность
таких
понятий
как
«
хочу
»
и
«
надо
»,
их
место
и
роль
для
слуша
-
теля
высшей
военной
школы
.
Кроме
того
,
исключительно
важно
для
каждого
очень
захотеть
(
сформировать
соответствующую
установку
)
стать
лучше
,
сделать
себя
социально
значимее
и
интереснее
,
развить
потенциал
своей
личности
по
профессиональному
предназначению
.
Формирование
интереса
,
побуждающего
военнослужащего
к
познанию
собственных
возможностей
(
личностного
потенциала
)
Подбор
и
изучение
специальной
литературы
,
беседы
со
специали
-
стами
(
психологами
и
педагогами
)
в
интересах
самопознания
в
целом
или
по
отдельным
направлениям
Формирование
и
углубление
знаний
о
возможностях
личностного
самосовершенствования
на
основе
самовоспитания
Возникновение
и
углубление
интереса
к
самопознанию
и
самовоспитанию
Формирование
желания
(
волевого
решения
)
познать
себя
и
совер
-
шенствоваться
на
основе
самовоспитания
Схема
№
1.
Структура
предварительного
этапа
самовоспитания
Далее
начинается
основной
этап
работы
военнослужащего
над
собой
,
состоящий
из
4
последовательных
циклов
.
Его
общее
содержа
-
ние
во
взаимосвязи
с
основными
циклами
представлено
на
схеме
№
2.
Первый
цикл
самовоспитания
начинается
с
принятия
решения
о
необходимости
личностного
самосовершенствования
.
Как
показывает
педагогическая
практика
,
без
этого
важного
элемента
невозможно
осуществление
целенаправленного
самовоспитания
.
Затем
следует
изучение
(
уяснение
)
возможностей
самовоспитания
и
оценка
перспек
-
тив
их
реализации
в
работе
над
собой
.
Весьма
важным
элементом
первого
цикла
выступает
выбор
или
формирование
идеала
или
модели
,
к
которым
необходимо
стремиться
19
в
самовоспитании
.
Опыт
показывает
,
что
на
основе
уже
сформирован
-
ного
видения
возможностей
самовоспитания
,
собственного
миропони
-
мания
и
под
воздействием
личностно
ориентированной
педагогиче
-
ской
среды
военнослужащий
выбирает
себе
идеал
или
пример
.
Иногда
он
создает
некий
абстрактный
образ
(
модель
),
которому
он
хотел
бы
подражать
или
каким
бы
хотел
стать
.
Идеал
может
быть
достаточно
четко
представляемым
в
лице
конкретного
офицера
,
либо
присутство
-
вать
в
его
сознании
в
виде
определенных
проявлений
(
внешнем
виде
,
общении
,
компетенции
и
пр
.).
ОСНОВНОЙ
ЭТАП
САМОВОСПИТАНИЯ
Принятие
решения
на
самовоспитание
.
Предметное
изучение
возможностей
самовоспитания
1
Выбор
идеала
(
примера
)
самовоспитания
Самодиагностика
и
самоосознание
личности
Формулирование
ценностных
ориентаций
2
Временное
прогнозирование
достижения
целей
Выбор
путей
,
методов
и
средств
самовоспитания
.
Формулирование
личных
правил
.
3
Планирование
работы
по
самовоспитанию
.
4
Непосредственная
работа
по
личностному
само
-
совершенствованию
Схема
№
2.
Содержание
и
взаимосвязь
циклов
основного
этапа
самовоспитания
На
втором
цикле
военнослужащий
,
в
соответствии
с
выбранным
идеалом
(
примером
)
или
накопленным
знанием
о
возможностях
само
-
воспитания
,
стремиться
познать
себя
.
В
процессе
самопознания
проис
-
ходит
выявление
и
самооценка
уровня
развития
того
или
иного
каче
-
ства
или
свойства
личности
.
Степень
и
точность
их
диагностики
зави
-
сит
от
самого
военнослужащего
,
его
желания
действительно
познать
себя
,
свои
достоинства
и
недостатки
,
либо
удовлетворить
свой
част
-
ный
интерес
.
20
Содержание
третьего
цикла
имеет
более
практическую
направ
-
ленность
,
чем
предшествующие
.
Одним
из
его
ответственных
элемен
-
тов
является
выбор
путей
,
методов
и
средств
самовоспитания
.
Следует
отметить
,
что
современная
военная
педагогика
представляет
достаточ
-
но
широкий
выбор
.
Однако
здесь
весьма
важно
остановиться
на
тех
из
них
,
которые
наиболее
полно
соответствуют
личностным
особенно
-
стям
военнослужащего
,
специфике
его
профессиональной
деятельно
-
сти
.
Этот
цикл
также
включает
разработку
необходимых
самореко
-
мендаций
,
которые
могут
помочь
обеспечить
достижение
определен
-
ных
целей
самовоспитания
.
К
ним
,
например
,
можно
отнести
личные
правила
(
принципы
)
поведения
,
форма
и
содержание
которых
пред
-
ставлена
в
педагогической
литературе
и
опубликованных
дневникам
многих
выдающихся
людей
прошлого
.
Они
определяют
наиболее
ха
-
рактерные
проявления
человека
в
его
отношениях
,
манере
общения
,
поведения
,
деятельности
в
различных
условиях
обстановки
.
У
каждого
военнослужащего
,
как
правило
,
всегда
есть
требования
к
себе
,
которые
находят
отражение
в
его
поведении
,
общении
,
отношениях
,
деятельно
-
сти
.
Важно
их
выделить
,
проанализировать
,
уточнить
.
На
основе
выбранных
путей
,
методов
и
средств
самовоспита
-
ния
,
а
также
сформулированных
личных
правил
осуществляется
пла
-
нирование
работы
над
собой
.
Его
содержание
находит
отражение
в
соответствующих
программах
или
планах
.
Они
составляются
,
как
пра
-
вило
,
произвольно
.
Обычно
в
них
отражается
то
,
над
чем
предстоит
работать
,
какие
методы
и
средства
использовать
,
примерные
сроки
достижения
намеченного
.
Реализация
программ
(
планов
)
самовоспитания
осуществляется
в
рамках
четвертого
цикла
.
Его
основное
содержание
заключается
в
активной
практической
деятельности
военнослужащего
,
представ
-
ляющей
собой
разновидность
духовной
деятельности
,
направленной
на
достижение
сформированных
ранее
ценностных
ориентаций
.
Ос
-
новным
инструментом
самовоспитания
на
этом
этапе
выступают
соот
-
ветствующие
педагогические
и
психологические
методы
.
Работа
над
собой
требует
повседневного
самоконтроля
,
само
-
наблюдения
над
собственной
деятельностью
,
ее
текущей
результатив
-
ностью
и
самокорректирования
воспитательной
деятельности
.
Реше
-
ние
этих
задач
формирует
основное
содержание
промежуточного
этапа
самовоспитания
,
на
котором
используется
эффект
рефлексии
.
Рефлексия
в
самовоспитании
сопровождается
анализом
резуль
-
татов
работы
военнослужащего
над
собой
.
Он
определяет
,
что
удалось