Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

Только

 

понимая

 

ведущую

 

роль

 

в

 

самовоспитании

 

именно

 

самопозна

-

ния

военнослужащий

 

может

 

достаточно

 

объективно

 

оценить

 

свои

 

возможности

свой

 

личностный

 

потенциал

Исследование

 

проблемы

 

самовоспитания

 

военнослужащих

 

по

-

казало

что

 

для

 

работы

 

над

 

собой

 

по

 

формированию

 

многих

 

личност

-

ных

 

качеств

 

(

ответственности

организованности

целеуст

-

ремленности

решительности

 

и

 

др

.), 

как

 

правило

не

 

требуется

 

спе

-

циального

 

времени

Практическая

 

реализация

 

этого

 

достигается

 

пос

-

редством

 

постоянного

 

целенаправленного

 

самоконтроля

.  

Однако

 

развитие

 

целого

 

ряда

 

военно

-

профессиональных

 

свойств

 

личности

расширение

 

кругозора

 

требуют

 

специальных

 

усло

-

вий

 

и

 

времени

В

 

интересах

 

создания

 

необходимой

 

для

 

этого

 

обста

-

новки

 

целесообразно

 

применение

 

разработанного

 

и

 

обоснованного

 

А

.

С

.

Макаренко

 

метода

 

параллельного

 

действия

Его

 

сущность

 

заклю

-

чается

 

в

 

том

что

 

офицер

 

создает

 

предпосылки

 

для

 

включения

 

подчи

-

ненного

 

в

 

конкретные

 

виды

  

деятельности

,  

в

 

которых

 

получают

 

наи

-

более

 

полное

 

проявление

 

и

 

целенаправленное

 

развитие

 

необходимые

 

качества

 

его

 

личности

Однако

 

обязательным

 

условием

   

применения

 

этого

 

подхода

 

является

 

то

 

обстоятельство

что

 

военнослужащий

 

уже

 

должен

 

обладать

 

потенциальными

 

возможностями

 

формирования

 

и

 

развития

 

данного

 

качества

что

 

в

 

достаточной

 

мере

 

предопределяется

 

его

 

возрастом

Педагогический

 

опыт

 

свидетельствует

что

 

с

 

целью

 

формирова

-

ния

 

условий

 

для

 

самовоспитания

 

подчиненных

 

офицеры

 

вполне

 

ус

-

пешно

 

могут

 

использовать

 

метод

 

создания

 

педагогических

 

ситуаций

 

в

 

различных

 

условиях

 

обстановки

 

с

 

целью

 

развития

 

у

 

военнослужащих

 

профессионально

 

важных

 

качеств

 

личности

Например

моделирова

-

ние

 

на

 

занятиях

 

обстановки

максимально

 

приближенной

 

к

 

служебно

-

боевой

не

 

только

 

способствует

 

развитию

 

навыков

 

практической

 

дея

-

тельности

но

 

и

 

закреплению

 

морально

-

боевых

 

качеств

 

личности

 

во

-

еннослужащего

Квалифицированная

 

реализация

 

изложенных

 

направлений

 

в

 

значительной

 

степени

 

позволяет

 

создать

 

в

 

подразделении

 

необходи

-

мые

 

педагогические

 

условия

 

для

 

решения

 

задач

 

самовоспитания

Од

-

нако

 

здесь

 

также

 

возможно

 

применение

 

ряда

 «

специальных

 

мероприя

-

тий

», 

предложенных

 

В

.

П

.

Давыдовым

В

 

их

 

основу

 

положена

 

поста

-

новка

 

перед

 

военнослужащими

 

индивидуальных

 

перспектив

При

 

этом

 

весьма

 

существенным

 

является

 

выделение

 

из

 

них

 

наиболее

 

оптималь

-

ных

полностью

 

соответствующих

 

не

 

только

 

личностным

 

ценностям

 

военнослужащих

но

 

и

 

их

 

личностному

 

потенциалу

В

 

этом

 

случае

 


background image

 

17

важно

 

обратить

 

внимание

 

на

 

профессионально

 

значимые

 

перспективы

которые

 

должны

 

быть

 

смелыми

дерзновенными

но

 

в

 

то

 

же

 

время

 

на

 

конкретном

 

этапе

 

работы

 

вполне

 

достижимыми

Активность

 

военнослужащих

 

в

 

личностном

 

самосовершенство

-

вании

 

во

 

многом

 

стимулирует

 

создание

 

внешних

 

условий

 

самовоспи

-

тания

 

и

 

воздействие

 

на

 

его

 

внутренние

 

предпосылки

Стимулирование

 

самовоспитания

 

на

 

основе

 

создания

 

внешних

 

условий

 

заключается

 

в

 

том

что

 

в

 

подразделении

 

формируется

 

обстановка

побуждающая

 

ра

-

ботать

 

над

 

собой

В

 

этих

 

целях

 

используется

 

поощрение

 

дисциплини

-

рованности

 

военнослужащих

формирование

 

положительного

 

коллек

-

тивного

 

мнения

 

по

 

проблеме

 

самовоспитания

вовлечение

 

подчинен

-

ных

 

в

 

активную

 

общественную

 

деятельность

пропаганда

 

специальной

 

литературы

 

и

 

опыта

 

самовоспитания

 

и

 

т

.

д

Эти

 

и

 

некоторые

 

другие

 

организационные

 

действия

 

побуждают

 

работать

 

над

 

формированием

 

у

 

себя

 

дисциплинированности

пунктуальности

исполнительности

пла

-

новости

 

и

 

других

 

важных

 

личностных

 

качеств

Анализ

 

войсковой

 

практики

 

показал

что

 

решение

 

перечислен

-

ных

 

и

 

некоторых

 

других

 

специфических

 

задач

 

в

 

целом

 

позволяет

 

соз

-

дать

 

в

 

подразделениях

 

необходимые

 

условия

 

для

 

полномасштабной

 

самовоспитательной

 

деятельности

 

военнослужащих

Однако

 

это

 

вы

-

ступает

 

лишь

 

первым

 

обязательным

 

шагом

 

актуализации

 

самовоспи

-

тания

Реализация

 

же

 

личностных

 

возможностей

 

военнослужащих

 

с

 

целью

 

достижения

 

сформулированных

 

ценностных

 

ориентаций

 

проис

-

ходит

 

в

 

результате

 

их

 

включения

 

в

 

процесс

 

целенаправленного

 

само

-

воспитания

Его

 

можно

 

представить

 

в

 

виде

 

трех

 

взаимосвязанных

 

эта

-

пов

 (

предварительного

основного

 

и

 

промежуточного

целенаправлен

-

ной

 

психолого

-

педагогической

 

деятельности

 

человека

 

над

 

собой

 

по

 

достижению

 

определенной

 

цели

 (

ценностного

 

ориентира

личностного

 

развития

качественного

 

изменения

 

в

 

себе

 

как

 

в

 

содержательном

так

 

и

 

в

 

поведенческом

 

плане

.  

Анализ

 

практики

 

самовоспитания

 

военнослужащих

 

позволил

 

установить

что

 

ее

 

основному

 

этапу

 (

непосредственной

 

работе

 

над

 

со

-

бой

всегда

 

предшествует

 

определенный

 

временной

 

период

называе

-

мый

 

предварительным

 

этапом

 

самовоспитания

В

 

его

 

рамках

 

у

 

воено

-

служащих

 

формируется

 

элементарный

 

интерес

 

к

 

себе

 

как

 

человеку

своим

 

достоинствам

 

и

 

недостаткам

возможностям

 

по

 

самосовершен

-

ствованию

 

и

на

 

основе

 

этого

потребность

 

в

 

методах

 

и

 

методиках

 

са

-

мопознания

Затем

 

следует

 

целенаправленная

 

деятельность

 

по

 

удовле

-

творению

 

своего

 

интереса

 

в

 

изучении

 

собственных

 

возможностей

ме

-


background image

 

18

тодов

 

и

 

методик

 

самопознания

 

в

 

целом

либо

 

по

 

отдельным

 

направле

-

ниям

Целостная

 

структура

 

этапа

 

представлена

 

в

 

схеме

 

 1. 

Педагогическая

 

практика

 

показывает

что

 

именно

 

в

 

этот

 

период

 

военнослужащему

 

важно

 

овладеть

 

элементарными

 

основами

 

работы

 

над

 

собой

внимательности

 

к

 

себе

 (

что

 

и

 

как

 

он

 

делает

говорит

ува

-

жительному

 

отношению

 

к

 

мнению

 

других

 

людей

 

по

 

оценке

 

тебя

са

-

мокритичности

Прежде

 

чем

 

ставить

 

перед

 

собой

 

высокие

 

цели

 

каче

-

ственного

 

самосовершенствования

 

необходимо

 

четко

 

уяснить

 

сущ

-

ность

 

таких

 

понятий

 

как

 «

хочу

» 

и

 «

надо

», 

их

 

место

 

и

 

роль

 

для

 

слуша

-

теля

 

высшей

 

военной

 

школы

Кроме

 

того

исключительно

 

важно

 

для

 

каждого

 

очень

 

захотеть

  (

сформировать

 

соответствующую

 

установку

стать

 

лучше

сделать

 

себя

 

социально

 

значимее

 

и

 

интереснее

развить

 

потенциал

 

своей

 

личности

 

по

 

профессиональному

 

предназначению

 

Формирование

 

интереса

побуждающего

 

военнослужащего

 

к

 

познанию

 

собственных

 

возможностей

 (

личностного

 

потенциала

 

 

Подбор

 

и

 

изучение

 

специальной

 

литературы

беседы

 

со

 

специали

-

стами

 (

психологами

 

и

 

педагогами

в

 

интересах

 

самопознания

 

в

 

целом

 

или

 

по

 

отдельным

 

направлениям

 

 

 

Формирование

 

и

 

углубление

 

знаний

 

о

 

возможностях

 

личностного

 

самосовершенствования

 

на

 

основе

 

самовоспитания

 

 

 

Возникновение

 

и

 

углубление

 

интереса

  

к

 

самопознанию

 

и

 

самовоспитанию

 

 

 

Формирование

 

желания

 (

волевого

 

решения

познать

 

себя

 

и

 

совер

-

шенствоваться

 

на

 

основе

 

самовоспитания

 

 

Схема

 

 1. 

 

Структура

 

предварительного

 

этапа

 

самовоспитания

  

 

Далее

 

начинается

 

основной

 

этап

 

работы

 

военнослужащего

 

над

 

собой

состоящий

 

из

 4 

последовательных

 

циклов

Его

 

общее

 

содержа

-

ние

 

во

 

взаимосвязи

 

с

 

основными

 

циклами

 

представлено

 

на

 

схеме

 

 2. 

Первый

 

цикл

 

самовоспитания

 

начинается

 

с

 

принятия

 

решения

 

о

 

необходимости

 

личностного

 

самосовершенствования

Как

 

показывает

 

педагогическая

 

практика

без

 

этого

 

важного

 

элемента

 

невозможно

 

осуществление

 

целенаправленного

 

самовоспитания

Затем

 

следует

 

изучение

 (

уяснение

возможностей

 

самовоспитания

 

и

 

оценка

 

перспек

-

тив

 

их

 

реализации

 

в

 

работе

 

над

 

собой

.  

Весьма

 

важным

 

элементом

 

первого

 

цикла

 

выступает

 

выбор

 

или

 

формирование

 

идеала

 

или

 

модели

к

 

которым

 

необходимо

 

стремиться

 


background image

 

19

в

 

самовоспитании

Опыт

 

показывает

что

 

на

 

основе

 

уже

 

сформирован

-

ного

 

видения

 

возможностей

 

самовоспитания

собственного

 

миропони

-

мания

 

и

 

под

 

воздействием

   

личностно

 

ориентированной

 

педагогиче

-

ской

 

среды

 

военнослужащий

 

выбирает

 

себе

 

идеал

 

или

 

пример

Иногда

 

он

 

создает

 

некий

 

абстрактный

 

образ

  (

модель

), 

которому

 

он

 

хотел

 

бы

 

подражать

 

или

 

каким

 

бы

 

хотел

 

стать

Идеал

 

может

 

быть

 

достаточно

 

четко

 

представляемым

 

в

 

лице

 

конкретного

 

офицера

либо

 

присутство

-

вать

 

в

 

его

 

сознании

 

в

 

виде

 

определенных

 

проявлений

 (

внешнем

 

виде

общении

компетенции

 

и

 

пр

.). 

 

 

ОСНОВНОЙ

 

ЭТАП

 

САМОВОСПИТАНИЯ

 

Принятие

 

решения

 

на

 

самовоспитание

.  

   

Предметное

 

изучение

 

возможностей

 

самовоспитания

 

   

 

Выбор

 

идеала

 (

примера

самовоспитания

 

   

 

 

 

Самодиагностика

 

и

 

самоосознание

 

личности

  

   

Формулирование

 

ценностных

 

ориентаций

  

   

 

Временное

 

прогнозирование

 

достижения

 

целей

 

   

 

 

 

Выбор

 

путей

методов

 

и

 

средств

 

самовоспитания

.  

   

Формулирование

 

личных

 

правил

.  

   

 

Планирование

 

работы

 

по

 

самовоспитанию

   

 

 

 

   
   

 

Непосредственная

 

работа

 

по

 

личностному

 

само

-

совершенствованию

 

 

 

 

Схема

 

 2. 

 

Содержание

 

и

 

взаимосвязь

 

циклов

 

основного

 

этапа

 

самовоспитания

 

 

На

 

втором

 

цикле

 

военнослужащий

в

 

соответствии

 

с

 

выбранным

 

идеалом

 (

примером

или

 

накопленным

 

знанием

 

о

 

возможностях

 

само

-

воспитания

стремиться

 

познать

 

себя

В

 

процессе

 

самопознания

 

проис

-

ходит

 

выявление

 

и

 

самооценка

 

уровня

 

развития

 

того

 

или

 

иного

 

каче

-

ства

 

или

 

свойства

 

личности

Степень

 

и

 

точность

 

их

 

диагностики

 

зави

-

сит

 

от

 

самого

 

военнослужащего

его

 

желания

 

действительно

 

познать

 

себя

свои

 

достоинства

 

и

 

недостатки

либо

 

удовлетворить

 

свой

 

част

-

ный

 

интерес


background image

 

20

Содержание

 

третьего

 

цикла

 

имеет

 

более

 

практическую

 

направ

-

ленность

чем

 

предшествующие

Одним

 

из

 

его

 

ответственных

 

элемен

-

тов

 

является

 

выбор

 

путей

методов

 

и

 

средств

 

самовоспитания

Следует

 

отметить

что

 

современная

 

военная

 

педагогика

 

представляет

 

достаточ

-

но

 

широкий

 

выбор

Однако

 

здесь

 

весьма

 

важно

 

остановиться

 

на

 

тех

 

из

 

них

которые

 

наиболее

 

полно

 

соответствуют

 

личностным

 

особенно

-

стям

 

военнослужащего

специфике

 

его

 

профессиональной

 

деятельно

-

сти

Этот

 

цикл

 

также

 

включает

 

разработку

 

необходимых

 

самореко

-

мендаций

которые

 

могут

 

помочь

 

обеспечить

 

достижение

 

определен

-

ных

 

целей

 

самовоспитания

.  

К

 

ним

например

можно

 

отнести

 

личные

 

правила

  (

принципы

поведения

форма

 

и

 

содержание

 

которых

 

пред

-

ставлена

 

в

 

педагогической

 

литературе

 

и

 

опубликованных

 

дневникам

 

многих

 

выдающихся

 

людей

 

прошлого

Они

 

определяют

 

наиболее

 

ха

-

рактерные

 

проявления

 

человека

 

в

 

его

 

отношениях

манере

 

общения

поведения

деятельности

 

в

 

различных

 

условиях

 

обстановки

У

 

каждого

 

военнослужащего

как

 

правило

всегда

 

есть

 

требования

 

к

 

себе

которые

 

находят

 

отражение

 

в

 

его

 

поведении

общении

отношениях

деятельно

-

сти

Важно

 

их

 

выделить

проанализировать

уточнить

 

На

 

основе

 

выбранных

 

путей

методов

 

и

 

средств

 

самовоспита

-

ния

а

 

также

 

сформулированных

 

личных

 

правил

 

осуществляется

 

пла

-

нирование

 

работы

 

над

 

собой

Его

 

содержание

 

находит

 

отражение

 

в

 

соответствующих

 

программах

 

или

 

планах

Они

 

составляются

как

 

пра

-

вило

произвольно

Обычно

 

в

 

них

 

отражается

 

то

над

 

чем

 

предстоит

 

работать

какие

 

методы

 

и

 

средства

 

использовать

примерные

 

сроки

 

достижения

 

намеченного

Реализация

 

программ

  (

планов

самовоспитания

 

осуществляется

 

в

 

рамках

 

четвертого

 

цикла

Его

 

основное

 

содержание

 

заключается

 

в

 

активной

 

практической

 

деятельности

 

военнослужащего

представ

-

ляющей

 

собой

 

разновидность

 

духовной

 

деятельности

направленной

 

на

 

достижение

 

сформированных

 

ранее

 

ценностных

 

ориентаций

Ос

-

новным

 

инструментом

 

самовоспитания

 

на

 

этом

 

этапе

 

выступают

 

соот

-

ветствующие

 

педагогические

 

и

 

психологические

 

методы

.  

Работа

 

над

 

собой

 

требует

 

повседневного

 

самоконтроля

,  

само

-

наблюдения

 

над

 

собственной

 

деятельностью

ее

 

текущей

 

результатив

-

ностью

 

и

 

самокорректирования

 

воспитательной

 

деятельности

Реше

-

ние

 

этих

 

задач

 

формирует

 

основное

 

содержание

 

промежуточного

 

этапа

 

самовоспитания

на

 

котором

 

используется

 

эффект

 

рефлексии

Рефлексия

 

в

 

самовоспитании

 

сопровождается

  

анализом

 

резуль

-

татов

 

работы

 

военнослужащего

 

над

 

собой

Он

 

определяет

что

 

удалось