Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11

вать

 

и

 

контролировать

 

поведение

Однако

 

многое

 

из

 

намеченного

 

эти

 

воины

 

не

 

претворяют

 

в

 

жизнь

 

или

 

претворяют

 

частично

Происходит

 

это

 

потому

что

 

у

 

них

 

недостаточно

 

сформирована

 

целеустремлен

-

ность

слабая

 

волевая

 

направленность

а

 

иногда

 

и

 

недостаточная

 

вос

-

питанность

Поэтому

 

система

 

профессионального

 

самовоспитания

 

у

 

таких

 

военнослужащих

 

часто

 

носит

  «

сезонный

» 

характер

зависит

 

от

 

настроения

влияния

 

не

 

всегда

 

учитываемых

 

субъективных

 

факторов

 

и

 

имеет

 

большую

 «

частоту

 

колебаний

». 

Немаловажное

 

значение

 

имеет

 

и

 

характер

 

воспитательной

 

работы

проводимой

 

с

 

этой

 

категорией

 

воен

-

нослужащих

Наконец

третья

 

группа

 — 

это

 

военнослужащие

которые

 

вообще

 

никогда

 

не

 

задумывались

 

о

 

проблеме

 

самовоспитания

а

 

у

 

некоторых

 

из

 

них

 

сложилось

 

отрицательное

 

отношение

 

к

 

самовоспитанию

У

 

та

-

ких

 

нет

 

выраженной

 

потребности

 

целенаправленно

 

работать

 

над

 

со

-

бой

отсутствует

 

установка

 

на

 

приобретение

 

необходимых

 

знаний

на

-

выков

 

и

 

умений

Самовоспитанием

 

они

 

занимаются

как

 

правило

сти

-

хийно

вынужденно

под

 

воздействием

 

сложившихся

 

ситуаций

жиз

-

ненных

 

обстоятельств

постоянной

 

требовательности

систематическо

-

го

 

контроля

 

со

 

стороны

 

командиров

 

и

 

офицеров

-

воспитателей

Они

 

не

 

имеют

 

продуманных

 

личных

 

правил

 

поведения

Иногда

 

такие

 

военно

-

служащие

 

считают

что

 

заниматься

 

самовоспитанием

 

в

 

условиях

 

воин

-

ской

 

службы

 

нельзя

 – 

для

 

этого

 

нет

 

возможностей

 

или

 

нет

 

необходи

-

мости

 («

в

 

армии

 

все

 

расписано

все

 

указано

 - 

только

 

выполняй

»). 

Все

 

это

 

говорит

 

о

 

том

что

 

профессиональное

 

самовоспитание

 

во

-

еннослужащих

 

нуждается

 

в

 

организации

постоянном

 

управлении

 

и

 

педагогическом

 

руководстве

 

со

 

стороны

 

командиров

 

и

 

офицеров

-

воспитателей

В

 

чем

 

сущность

 

организации

 

профессионального

 

само

-

воспитания

 

воинов

Организация

 

самовоспитания

 – 

многогранный

сложный

 

процесс

связанный

 

с

 

решением

 «

тонких

», 

а

 

иногда

 

и

 

интимных

 

вопросов

Это

 

система

 

мероприятий

 

разностороннего

 

воспитательного

 

воздействия

 

на

 

сознание

 

и

 

поведение

 

военнослужащих

 

и

 

педагогического

 

взаимо

-

действия

 

с

 

ними

 

по

 

вопросам

 

не

 

только

 

понимания

но

 

также

 

планиро

-

вания

 

и

 

осуществления

 

военно

-

профессионального

 

самовоспитания

Такого

 

рода

 

система

 

мероприятий

 

может

 

включать

 

различные

 

взаимо

-

связанные

 

элементы

Прежде

 

всего

к

 

ним

 

относится

 

всестороннее

 

и

 

систематическое

 

изучение

 

воинов

уровня

 

их

 

общего

 

и

 

специального

 

развития

знания

 

и

 

понимания

 

ими

 

своих

 

задач

сущности

 

и

 

методики

 

самовоспитания

Большое

 

значение

 

имеет

 

знакомство

 

с

 

жизненными

 

планами

 

личного

 


background image

 

12

состава

намеченными

 

перспективами

а

 

также

 

изучение

 

конкретных

 

программ

 

по

 

самосовершенствованию

 

и

 

отношения

 

воинов

 

к

 

данной

 

проблеме

Для

 

этого

например

заместитель

 

командира

 

подразделения

 

по

 

воспитательной

 

работе

 

может

 

использовать

 

индивидуальные

 

бесе

-

ды

целенаправленные

 

наблюдения

изучение

 

различных

 

документов

переписку

 

с

 

родными

 

и

 

близкими

 

подчиненного

 

и

 

др

Организация

 

самовоспитания

 

военнослужащих

 

также

 

включает

 

продуманное

 

перспективное

 

планирование

 

работы

 

с

 

каждым

 

подчи

-

ненным

 

с

 

учетом

 

его

 

индивидуальных

 

особенностей

 

и

 

различий

 

в

 

уровне

 

воспитанности

отношения

 

к

 

процессу

 

самовоспитания

Осо

-

бенно

 

необходимы

 

четкость

 

в

 

планировании

 

и

 

продуманность

 

работы

 

с

 

теми

 

военнослужащими

которые

 

по

 

разным

 

причинам

 

отрицательно

 

относятся

 

к

 

самосовершенствованию

 

или

 

не

 

понимают

 

его

 

роли

зна

-

чения

 

и

 

возможностей

 

в

 

условиях

 

воинской

 

службы

Важно

 

поставить

 

перед

 

этими

 

подчиненными

 

четкие

 

и

 

конкретные

 

цели

 

и

 

задачи

 

по

 

профессиональному

 

самовоспитанию

определить

 

каждому

 

из

 

них

 

близкие

 

и

 

далекие

 

перспективы

изучить

как

 

эти

 

цели

 

и

 

задачи

 

вос

-

принимаются

 

и

 

осознаются

 

подчиненными

какие

 

они

 

видят

 

реальные

 

пути

условия

 

и

 

возможности

 

для

 

их

 

реализации

 

на

 

практике

Одной

 

из

 

важнейших

 

задач

 

организации

 

данного

 

вида

 

воспита

-

тельной

 

деятельности

 

является

 

формирование

 

у

 

военнослужащих

 

вы

-

сокой

 

сознательности

дисциплинированности

личной

 

организо

-

ванности

 

и

 

ответственности

 

за

 

выполнение

 

своего

 

воинского

 

долга

а

 

также

 

формирование

 

у

 

подчиненных

 

устойчивых

 

мотивационных

 

ус

-

тановок

 

на

 

постоянное

 

самосовершенствование

.  

К

 

организации

 

самовоспитания

 

относится

 

и

 

целенаправленное

сис

-

тематическое

 

проведение

 

мероприятий

которые

 

способствуют

 

выра

-

ботке

 

у

 

военнослужащих

 

положительного

 

отношения

 

к

 

профессио

-

нальному

 

самосовершенствованию

формированию

 

соответствующей

 

установки

 

на

 

преодоление

 

негативных

 

качеств

которые

 

проявляются

 

у

 

конкретного

 

военнослужащего

Эта

 

работа

 

включает

разъяснение

 

сущности

 

и

 

значения

 

профессионального

 

самовоспитания

 

воинов

 

в

 

период

 

их

 

службы

 

в

 

армии

ознакомление

 

с

 

методами

приемами

 

и

 

средствами

 

работы

 

над

 

собой

обобщение

 

и

 

распространение

 

передо

-

вого

 

опыта

 

профессионального

 

самовоспитания

 

военнослужащих

ока

-

зание

 

воинам

 

конкретной

 

помощи

 

в

 

разработке

 

рекомендаций

 

по

 

само

-

воспитанию

в

 

оценке

 

уровня

 

развития

 

своих

 

качеств

в

 

уточнении

 

це

-

лей

 

и

 

задач

 

самосовершенствования

в

 

корректировании

 

развития

 

лич

-

ности

 

и

 

т

д


background image

 

13

Решению

 

такого

 

рода

 

задач

 

способствуют

 

общие

 

собрания

 

военно

-

служащих

 

подразделения

соревнование

 

в

 

выполнении

 

задач

 

и

 

норма

-

тивов

 

по

 

боевой

 

подготовке

диспуты

читательские

 

конференции

 

по

 

специальной

 

тематике

выступление

 

перед

 

личным

 

составом

 

отлични

-

ков

 

учебы

мастеров

 

военного

 

дела

воинов

совершивших

 

мужествен

-

ные

 

поступки

 

в

 

условиях

 

военного

 

и

 

мирного

 

времени

отражение

 

в

 

стенных

 

газетах

 

и

 

боевых

 

листках

как

 

положительного

 

опыта

так

 

и

 

негативных

 

моментов

 

в

 

самовоспитании

 

отдельных

 

военнослужащих

Организация

 

самовоспитания

 

предполагает

 

обеспечение

 

личного

 

примера

 

офицеров

прапорщиков

сержантов

военнослужащих

про

-

ходящих

 

службу

 

по

 

контракту

в

 

самосовершенствовании

в

 

работе

 

над

 

своим

 

духовно

-

нравственным

военно

-

профессиональным

 

и

 

физиче

-

ским

 

развитием

Жизнь

 

убедительно

 

доказывает

что

 

призывы

 

офице

-

ров

 

к

 

самовоспитанию

не

 

подкрепленные

 

их

 

личным

 

примером

кон

-

кретными

 

делами

не

 

достигают

 

цели

Подчиненные

 

не

 

воспринимают

 

их

В

 

этом

 

случае

 

если

 

они

 

и

 

занимаются

 

самовоспитанием

то

 

под

 

влиянием

 

других

 

факторов

Опытные

 

офицеры

 

проявляют

 

постоянную

 

заботу

 

о

 

создании

 

необ

-

ходимых

 

условий

 

подчиненным

 

для

 

целенаправленной

 

и

 

си

-

стематической

 

работы

 

над

 

собой

Речь

 

идет

 

о

 

настойчивом

 

внедрении

 

во

 

все

 

сферы

 

воинской

 

жизни

 

элементов

 

научной

 

организации

 

труда

о

 

своевременной

 

поддержке

 

разумной

 

инициативы

 

воинов

вниматель

-

ном

 

и

 

заботливом

 

отношении

 

к

 

их

 

военно

-

профессиональному

 

росту

к

 

стремлению

 

стать

 

лучше

о

 

своевременной

 

и

 

объективной

 

оценке

 

всех

 

действий

 

и

 

поступков

 

военнослужащих

Большую

 

роль

 

играет

 

проду

-

манная

 

и

 

обоснованная

 

система

 

стимулирования

 

процесса

 

профессио

-

нального

 

самовоспитания

 

конкретного

 

военнослужащего

Она

 

способ

-

на

 

вызвать

 

у

 

него

 

желание

 

и

 

стремление

 

дальше

 

совершенствовать

 

свою

 

военно

-

профессиональную

 

подготовку

Система

 

стимулирования

 

включает

 

словесное

 

одобрение

 

положительных

 

действий

 

и

 

приемов

 

работы

 

над

 

собой

объективный

 

рассказ

 

офицера

 

о

 

передовых

 

воинах

об

 

их

 

умении

 

организовывать

 

и

 

планировать

 

свою

 

работу

 

и

 

т

д

Учитывая

 

общеметодологическое

 

положение

 

о

 

том

что

 

все

 

качест

-

ва

 

личности

 

формируются

 

в

 

труде

важным

 

элементом

 

руководства

 

профессиональным

 

самовоспитанием

 

является

 

включение

 

военнослу

-

жащих

 

в

 

активные

 

и

 

разнообразные

 

виды

 

деятельности

Положительно

 

влияет

 

на

 

процесс

 

самовоспитания

 

постоянное

 

и

 

активное

 

участие

 

воинов

 

в

 

служебной

 

и

 

учебно

-

познавательной

 

деятельности

общест

-

венной

 

жизни

 

подразделения

проводимых

 

в

 

подразделении

 

спортив

-

но

-

массовых

 

мероприятиях

художественной

 

самодеятельности


background image

 

14

Необходимым

 

условием

 

организации

 

профессионального

 

самовос

-

питания

 

воинов

 

является

 

единство

 

и

 

согласованность

 

действий

 

всех

 

командиров

 

и

 

офицеров

-

воспитателей

 

в

 

процессе

 

обучения

 

и

 

воспита

-

ния

 

подчиненных

в

 

оценке

 

и

 

корректировке

 

их

 

деятельности

 
 
 
 

ТЕХНОЛОГИЯ

 

АКТУАЛИЗАЦИИ

 

САМОВОСПИТАНИЯ

  

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

 

Обобщение

 

и

 

анализ

 

войсковой

 

педагогической

 

практики

   

по

-

зволяет

 

сделать

 

вывод

 

о

 

необходимости

 

целенаправленной

 

организа

-

торской

 

деятельности

 

заместителя

 

командира

 

по

 

воспитательной

 

рабо

-

те

 

по

 

актуализации

 

самовоспитания

 

военнослужащих

 

и

прежде

 

всего

на

 

основе

 

реализации

 

научно

 

обоснованного

 

и

 

апробированного

 

под

-

хода

 

к

 

решению

 

этой

 

задачи

.  

Анализ

 

специальной

 

научной

 

и

 

учебной

 

литературы

а

 

также

 

педагогической

 

практики

 

офицеров

 

подразделений

 

позволил

 

выявить

 

основные

 

направления

 

актуализации

 

самовоспитания

Они

 

представ

-

ляют

 

собой

 

триединый

 

комплекс

 

решения

 

организационных

 

и

 

педаго

-

гических

 

задач

 

в

 

повседневной

 

воспитательной

 

практике

включаю

-

щий

 

создание

 

необходимых

 

социально

-

педагогических

 

условий

включение

 

военнослужащего

 

в

 

процесс

 

самовоспитания

постоянное

 

консультирование

 

и

 

контроль

Как

 

известно

самовоспитание

 

военнослужащих

 

проходит

 

в

 

оп

-

ределенной

 

среде

которая

 

стимулирует

 

или

 

тормозит

 

процесс

 

его

 

про

-

текания

Это

 

прежде

 

всего

 

относится

 

к

 

нравственной

 

обстановке

 

в

 

подразделении

в

 

котором

 

они

 

находятся

сложившейся

 

в

 

нем

 

системе

 

воспитания

авторитетности

 

педагогического

 

актива

наличию

 

поло

-

жительного

 

примера

 

и

 

др

В

 

силу

 

этих

 

и

 

некоторых

 

других

 

причин

 

создание

 

в

 

подразделениях

 

психолого

-

педагогических

 

условий

,

 

в

 

ко

-

торых

 

самовоспитание

 

выступало

 

бы

 

необходимым

 

элементом

 

про

-

фессиональной

 

деятельности

 

военнослужащих

 

выступает

 

первой

 

зада

-

чей

 

его

 

актуализации

Педагогически

 

умелая

 

организация

 

воспита

-

тельной

 

работы

положительное

 

отношение

 

подчиненных

 

к

 

самосо

-

вершенствованию

общие

 

интересы

 

у

 

них

 

в

 

этом

 

направлении

взаимо

-

помощь

 

и

 

поддержка

 - 

это

 

та

 

среда

в

 

которой

 

каждый

 

подчиненный

 

будет

 

втягиваться

 

в

 

целенаправленную

 

работу

 

над

 

собой


background image

 

15

На

 

начальном

 

этапе

 

создания

 

в

 

подразделении

 

условий

 

для

 

са

-

мовоспитания

 

необходимо

 

способствовать

 

формированию

 

у

 

подчи

-

ненных

 

интереса

 

к

 

личностному

 

самосовершенствованию

Побуждая

 

их

 

к

 

самовоспитанию

помогая

 

в

 

этом

 

и

 

стимулируя

 

постоянную

 

рабо

-

ту

 

над

 

собой

заместитель

 

командира

 

по

 

воспитательной

 

работе

 

спо

-

собствует

 

вырабатыванию

 

чувства

 

удовлетворения

 

достигнутыми

 

ре

-

зультатами

 

и

 

потребность

 

в

 

его

 

продолжении

Превращение

 

же

 

в

 

по

-

следующем

 

самовоспитания

 

в

 

педагогическую

 

систему

 

свидетельству

-

ет

 

уже

 

о

 

том

что

 

потребность

 

превратилась

 

в

 

нем

 

в

 

побудительную

 

силу

Следующим

 

важным

 

путем

 

создания

 

условий

 

для

 

самовоспита

-

ния

 

является

 

вовлечение

 

в

 

этот

 

процесс

 

всего

 

личного

 

состава

 

подраз

-

деления

Это

 

формирует

 

более

 

благоприятные

 

условия

стимулирую

-

щие

 

активную

 

работу

 

над

 

собой

 

всех

 

военнослужащих

К

 

тому

 

же

 

в

 

такой

 

обстановке

 

активно

 

идет

 

процесс

 

взаимообогащения

формиру

-

ется

 

потребность

 

в

 

постоянном

 

самосовершенствовании

 

у

 

всех

 

подчи

-

ненных

Анализ

 

педагогической

 

деятельности

 

офицеров

 

ряда

 

войско

-

вых

 

подразделений

 

показал

что

 

от

 

признания

 

их

 

подчиненными

 

необ

-

ходимости

 

личностного

 

самосовершенствования

 

и

 

формирования

 

со

-

ответствующей

 

социально

-

психологической

 

оценки

 

его

 

важности

 

во

 

многом

 

зависит

 

и

 

его

 

эффективность

.  

Войсковая

 

практика

 

показывает

что

 

на

 

начальном

 

этапе

 

также

 

важно

 

создать

 

такие

 

условия

которые

 

бы

 

побудили

 

военнослужащего

 

к

 

самопознанию

Здесь

 

находят

 

подтверждение

 

слова

 

известного

 

оте

-

чественного

 

педагога

 

А

.

Н

.

Острогорского

считавшего

что

 

самопозна

-

ние

 

всегда

 

должно

 

стоять

 

в

 

начале

 

воспитания

Это

 

необходимо

 

для

 

того

чтобы

 

человек

  «

не

 

только

 

наблюдал

 

результаты

 

умственных

 

процессов

совершающихся

 

в

 

большинстве

 

бессознательно

в

 

силу

 

нервных

 

механизмов

но

 

и

 

признавал

 

себя

 

ответственным

 

за

 

них

по

-

желал

 

вмешаться

 

в

 

них

выработать

 

себе

 

руководящий

 

принцип

соста

-

вить

 

себе

 

убеждения

». 

Однако

 

педагогическая

 

практика

 

показывает

что

 

многие

 

воен

-

нослужащие

 

не

 

готовы

 

к

 

самопознанию

В

 

основе

 

этого

 

лежат

 

две

 

ос

-

новные

 

причины

Первая

 

из

 

них

 

обусловлена

 

тем

что

 

у

 

них

 

не

 

сфор

-

мировано

 

понимание

 

необходимости

 

самодиагностики

 – 

для

 

этого

 

они

 

используют

 

оценочные

 

суждения

 

своих

 

прямых

 

начальников

В

 

основе

 

второй

 - 

незнание

 

или

 

невладение

 

необходимыми

 

методиками

 

самопо

-

знания

Следовательно

побуждение

 

военнослужащих

 

к

 

самопознанию

 

должно

 

рассматриваться

 

как

 

весьма

 

важное

 

направление

 

воспитатель

-

ной

 

деятельности

 

заместителя

 

командира

 

по

 

воспитательной

 

работе