Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 262
Скачиваний: 2
11
вать
и
контролировать
поведение
.
Однако
многое
из
намеченного
эти
воины
не
претворяют
в
жизнь
или
претворяют
частично
.
Происходит
это
потому
,
что
у
них
недостаточно
сформирована
целеустремлен
-
ность
,
слабая
волевая
направленность
,
а
иногда
и
недостаточная
вос
-
питанность
.
Поэтому
система
профессионального
самовоспитания
у
таких
военнослужащих
часто
носит
«
сезонный
»
характер
,
зависит
от
настроения
,
влияния
не
всегда
учитываемых
субъективных
факторов
и
имеет
большую
«
частоту
колебаний
».
Немаловажное
значение
имеет
и
характер
воспитательной
работы
,
проводимой
с
этой
категорией
воен
-
нослужащих
.
Наконец
,
третья
группа
—
это
военнослужащие
,
которые
вообще
никогда
не
задумывались
о
проблеме
самовоспитания
,
а
у
некоторых
из
них
сложилось
отрицательное
отношение
к
самовоспитанию
.
У
та
-
ких
нет
выраженной
потребности
целенаправленно
работать
над
со
-
бой
,
отсутствует
установка
на
приобретение
необходимых
знаний
,
на
-
выков
и
умений
.
Самовоспитанием
они
занимаются
,
как
правило
,
сти
-
хийно
,
вынужденно
,
под
воздействием
сложившихся
ситуаций
,
жиз
-
ненных
обстоятельств
,
постоянной
требовательности
,
систематическо
-
го
контроля
со
стороны
командиров
и
офицеров
-
воспитателей
.
Они
не
имеют
продуманных
личных
правил
поведения
.
Иногда
такие
военно
-
служащие
считают
,
что
заниматься
самовоспитанием
в
условиях
воин
-
ской
службы
нельзя
–
для
этого
нет
возможностей
или
нет
необходи
-
мости
(«
в
армии
все
расписано
,
все
указано
-
только
выполняй
»).
Все
это
говорит
о
том
,
что
профессиональное
самовоспитание
во
-
еннослужащих
нуждается
в
организации
,
постоянном
управлении
и
педагогическом
руководстве
со
стороны
командиров
и
офицеров
-
воспитателей
.
В
чем
сущность
организации
профессионального
само
-
воспитания
воинов
?
Организация
самовоспитания
–
многогранный
,
сложный
процесс
,
связанный
с
решением
«
тонких
»,
а
иногда
и
интимных
вопросов
.
Это
система
мероприятий
разностороннего
воспитательного
воздействия
на
сознание
и
поведение
военнослужащих
и
педагогического
взаимо
-
действия
с
ними
по
вопросам
не
только
понимания
,
но
также
планиро
-
вания
и
осуществления
военно
-
профессионального
самовоспитания
.
Такого
рода
система
мероприятий
может
включать
различные
взаимо
-
связанные
элементы
.
Прежде
всего
,
к
ним
относится
всестороннее
и
систематическое
изучение
воинов
,
уровня
их
общего
и
специального
развития
,
знания
и
понимания
ими
своих
задач
,
сущности
и
методики
самовоспитания
.
Большое
значение
имеет
знакомство
с
жизненными
планами
личного
12
состава
,
намеченными
перспективами
,
а
также
изучение
конкретных
программ
по
самосовершенствованию
и
отношения
воинов
к
данной
проблеме
.
Для
этого
,
например
,
заместитель
командира
подразделения
по
воспитательной
работе
может
использовать
индивидуальные
бесе
-
ды
,
целенаправленные
наблюдения
,
изучение
различных
документов
,
переписку
с
родными
и
близкими
подчиненного
и
др
.
Организация
самовоспитания
военнослужащих
также
включает
продуманное
перспективное
планирование
работы
с
каждым
подчи
-
ненным
с
учетом
его
индивидуальных
особенностей
и
различий
в
уровне
воспитанности
,
отношения
к
процессу
самовоспитания
.
Осо
-
бенно
необходимы
четкость
в
планировании
и
продуманность
работы
с
теми
военнослужащими
,
которые
по
разным
причинам
отрицательно
относятся
к
самосовершенствованию
или
не
понимают
его
роли
,
зна
-
чения
и
возможностей
в
условиях
воинской
службы
.
Важно
поставить
перед
этими
подчиненными
четкие
и
конкретные
цели
и
задачи
по
профессиональному
самовоспитанию
,
определить
каждому
из
них
близкие
и
далекие
перспективы
,
изучить
,
как
эти
цели
и
задачи
вос
-
принимаются
и
осознаются
подчиненными
,
какие
они
видят
реальные
пути
,
условия
и
возможности
для
их
реализации
на
практике
.
Одной
из
важнейших
задач
организации
данного
вида
воспита
-
тельной
деятельности
является
формирование
у
военнослужащих
вы
-
сокой
сознательности
,
дисциплинированности
,
личной
организо
-
ванности
и
ответственности
за
выполнение
своего
воинского
долга
,
а
также
формирование
у
подчиненных
устойчивых
мотивационных
ус
-
тановок
на
постоянное
самосовершенствование
.
К
организации
самовоспитания
относится
и
целенаправленное
,
сис
-
тематическое
проведение
мероприятий
,
которые
способствуют
выра
-
ботке
у
военнослужащих
положительного
отношения
к
профессио
-
нальному
самосовершенствованию
,
формированию
соответствующей
установки
на
преодоление
негативных
качеств
,
которые
проявляются
у
конкретного
военнослужащего
.
Эта
работа
включает
:
разъяснение
сущности
и
значения
профессионального
самовоспитания
воинов
в
период
их
службы
в
армии
;
ознакомление
с
методами
,
приемами
и
средствами
работы
над
собой
;
обобщение
и
распространение
передо
-
вого
опыта
профессионального
самовоспитания
военнослужащих
;
ока
-
зание
воинам
конкретной
помощи
в
разработке
рекомендаций
по
само
-
воспитанию
,
в
оценке
уровня
развития
своих
качеств
,
в
уточнении
це
-
лей
и
задач
самосовершенствования
,
в
корректировании
развития
лич
-
ности
и
т
.
д
.
13
Решению
такого
рода
задач
способствуют
общие
собрания
военно
-
служащих
подразделения
,
соревнование
в
выполнении
задач
и
норма
-
тивов
по
боевой
подготовке
;
диспуты
,
читательские
конференции
по
специальной
тематике
;
выступление
перед
личным
составом
отлични
-
ков
учебы
,
мастеров
военного
дела
,
воинов
,
совершивших
мужествен
-
ные
поступки
в
условиях
военного
и
мирного
времени
;
отражение
в
стенных
газетах
и
боевых
листках
,
как
положительного
опыта
,
так
и
негативных
моментов
в
самовоспитании
отдельных
военнослужащих
.
Организация
самовоспитания
предполагает
обеспечение
личного
примера
офицеров
,
прапорщиков
,
сержантов
,
военнослужащих
,
про
-
ходящих
службу
по
контракту
,
в
самосовершенствовании
,
в
работе
над
своим
духовно
-
нравственным
,
военно
-
профессиональным
и
физиче
-
ским
развитием
.
Жизнь
убедительно
доказывает
,
что
призывы
офице
-
ров
к
самовоспитанию
,
не
подкрепленные
их
личным
примером
,
кон
-
кретными
делами
,
не
достигают
цели
.
Подчиненные
не
воспринимают
их
.
В
этом
случае
если
они
и
занимаются
самовоспитанием
,
то
под
влиянием
других
факторов
.
Опытные
офицеры
проявляют
постоянную
заботу
о
создании
необ
-
ходимых
условий
подчиненным
для
целенаправленной
и
си
-
стематической
работы
над
собой
.
Речь
идет
о
настойчивом
внедрении
во
все
сферы
воинской
жизни
элементов
научной
организации
труда
;
о
своевременной
поддержке
разумной
инициативы
воинов
,
вниматель
-
ном
и
заботливом
отношении
к
их
военно
-
профессиональному
росту
,
к
стремлению
стать
лучше
;
о
своевременной
и
объективной
оценке
всех
действий
и
поступков
военнослужащих
.
Большую
роль
играет
проду
-
манная
и
обоснованная
система
стимулирования
процесса
профессио
-
нального
самовоспитания
конкретного
военнослужащего
.
Она
способ
-
на
вызвать
у
него
желание
и
стремление
дальше
совершенствовать
свою
военно
-
профессиональную
подготовку
.
Система
стимулирования
включает
словесное
одобрение
положительных
действий
и
приемов
работы
над
собой
,
объективный
рассказ
офицера
о
передовых
воинах
,
об
их
умении
организовывать
и
планировать
свою
работу
и
т
.
д
.
Учитывая
общеметодологическое
положение
о
том
,
что
все
качест
-
ва
личности
формируются
в
труде
,
важным
элементом
руководства
профессиональным
самовоспитанием
является
включение
военнослу
-
жащих
в
активные
и
разнообразные
виды
деятельности
.
Положительно
влияет
на
процесс
самовоспитания
постоянное
и
активное
участие
воинов
в
служебной
и
учебно
-
познавательной
деятельности
,
общест
-
венной
жизни
подразделения
,
проводимых
в
подразделении
спортив
-
но
-
массовых
мероприятиях
,
художественной
самодеятельности
.
14
Необходимым
условием
организации
профессионального
самовос
-
питания
воинов
является
единство
и
согласованность
действий
всех
командиров
и
офицеров
-
воспитателей
в
процессе
обучения
и
воспита
-
ния
подчиненных
,
в
оценке
и
корректировке
их
деятельности
.
ТЕХНОЛОГИЯ
АКТУАЛИЗАЦИИ
САМОВОСПИТАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Обобщение
и
анализ
войсковой
педагогической
практики
по
-
зволяет
сделать
вывод
о
необходимости
целенаправленной
организа
-
торской
деятельности
заместителя
командира
по
воспитательной
рабо
-
те
по
актуализации
самовоспитания
военнослужащих
и
,
прежде
всего
,
на
основе
реализации
научно
обоснованного
и
апробированного
под
-
хода
к
решению
этой
задачи
.
Анализ
специальной
научной
и
учебной
литературы
,
а
также
педагогической
практики
офицеров
подразделений
позволил
выявить
основные
направления
актуализации
самовоспитания
.
Они
представ
-
ляют
собой
триединый
комплекс
решения
организационных
и
педаго
-
гических
задач
в
повседневной
воспитательной
практике
,
включаю
-
щий
создание
необходимых
социально
-
педагогических
условий
,
включение
военнослужащего
в
процесс
самовоспитания
,
постоянное
консультирование
и
контроль
.
Как
известно
,
самовоспитание
военнослужащих
проходит
в
оп
-
ределенной
среде
,
которая
стимулирует
или
тормозит
процесс
его
про
-
текания
.
Это
прежде
всего
относится
к
нравственной
обстановке
в
подразделении
,
в
котором
они
находятся
,
сложившейся
в
нем
системе
воспитания
,
авторитетности
педагогического
актива
,
наличию
поло
-
жительного
примера
и
др
.
В
силу
этих
и
некоторых
других
причин
создание
в
подразделениях
психолого
-
педагогических
условий
,
в
ко
-
торых
самовоспитание
выступало
бы
необходимым
элементом
про
-
фессиональной
деятельности
военнослужащих
выступает
первой
зада
-
чей
его
актуализации
.
Педагогически
умелая
организация
воспита
-
тельной
работы
,
положительное
отношение
подчиненных
к
самосо
-
вершенствованию
,
общие
интересы
у
них
в
этом
направлении
,
взаимо
-
помощь
и
поддержка
-
это
та
среда
,
в
которой
каждый
подчиненный
будет
втягиваться
в
целенаправленную
работу
над
собой
.
15
На
начальном
этапе
создания
в
подразделении
условий
для
са
-
мовоспитания
необходимо
способствовать
формированию
у
подчи
-
ненных
интереса
к
личностному
самосовершенствованию
.
Побуждая
их
к
самовоспитанию
,
помогая
в
этом
и
стимулируя
постоянную
рабо
-
ту
над
собой
,
заместитель
командира
по
воспитательной
работе
спо
-
собствует
вырабатыванию
чувства
удовлетворения
достигнутыми
ре
-
зультатами
и
потребность
в
его
продолжении
.
Превращение
же
в
по
-
следующем
самовоспитания
в
педагогическую
систему
свидетельству
-
ет
уже
о
том
,
что
потребность
превратилась
в
нем
в
побудительную
силу
.
Следующим
важным
путем
создания
условий
для
самовоспита
-
ния
является
вовлечение
в
этот
процесс
всего
личного
состава
подраз
-
деления
.
Это
формирует
более
благоприятные
условия
,
стимулирую
-
щие
активную
работу
над
собой
всех
военнослужащих
.
К
тому
же
в
такой
обстановке
активно
идет
процесс
взаимообогащения
,
формиру
-
ется
потребность
в
постоянном
самосовершенствовании
у
всех
подчи
-
ненных
.
Анализ
педагогической
деятельности
офицеров
ряда
войско
-
вых
подразделений
показал
,
что
от
признания
их
подчиненными
необ
-
ходимости
личностного
самосовершенствования
и
формирования
со
-
ответствующей
социально
-
психологической
оценки
его
важности
во
многом
зависит
и
его
эффективность
.
Войсковая
практика
показывает
,
что
на
начальном
этапе
также
важно
создать
такие
условия
,
которые
бы
побудили
военнослужащего
к
самопознанию
.
Здесь
находят
подтверждение
слова
известного
оте
-
чественного
педагога
А
.
Н
.
Острогорского
,
считавшего
,
что
самопозна
-
ние
всегда
должно
стоять
в
начале
воспитания
.
Это
необходимо
для
того
,
чтобы
человек
«
не
только
наблюдал
результаты
умственных
процессов
,
совершающихся
в
большинстве
бессознательно
,
в
силу
нервных
механизмов
,
но
и
признавал
себя
ответственным
за
них
,
по
-
желал
вмешаться
в
них
,
выработать
себе
руководящий
принцип
,
соста
-
вить
себе
убеждения
».
Однако
педагогическая
практика
показывает
,
что
многие
воен
-
нослужащие
не
готовы
к
самопознанию
.
В
основе
этого
лежат
две
ос
-
новные
причины
.
Первая
из
них
обусловлена
тем
,
что
у
них
не
сфор
-
мировано
понимание
необходимости
самодиагностики
–
для
этого
они
используют
оценочные
суждения
своих
прямых
начальников
.
В
основе
второй
-
незнание
или
невладение
необходимыми
методиками
самопо
-
знания
.
Следовательно
,
побуждение
военнослужащих
к
самопознанию
должно
рассматриваться
как
весьма
важное
направление
воспитатель
-
ной
деятельности
заместителя
командира
по
воспитательной
работе
.