Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 883

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел I: О положении культуры в современном мире

54. (О новых формах жизни).

Условия жизни современного человека с точки зрения социальной и культурной изменились так глубоко, что можно говорить о новой эпохе человеческой истории.1 Поэтому открываются новые пути усовершенствования и более широкого распространения культуры. Эти пути подготовлены огромными успехами естественных и гуманитарных, а также общественных наук, ростом техники, а также прогрессом в разработке и верном распределении тех средств, с помощью которых люди общаются друг с другом. Поэтому современная культура характеризуется особыми признаками: науки, называемые точными, до предела развивают способность ко критическому суждению; новейшие исследования в области психологии глубже объясняют деятельность человека; исторические дисциплины весьма способствуют тому, чтобы все вещи рассматривались с точки зрения их изменчивости и развития; образ жизни и нравы становятся всё более единообразными; индустриализация, [427] урбанизация и прочие причины, развивающие жизнь в сообществах, создают новые формы культуры (массовую культуру), благодаря которым, в свою очередь, возникают новые способы мышления, действия и использования досуга. В то же время возрастание обмена между различными народами и общественными группами шире открывает всем и каждому сокровища различных форм культуры, и так постепенно готовится более универсальная форма человеческой культуры, которая тем успешнее развивает и выражает единство рода человеческого, чем лучше она сохраняет особенности различных культур.

55. (Человек — творец культуры).

В любом сообществе или стране постоянно увеличивается число мужчин и женщин, сознающих себя деятелями и творцами культуры своего общества. Во всём мире всё больше и больше растёт чувство автономии и вместе с тем ответственности, что чрезвычайно важно для духовной и нравственной зрелости рода человеческого. Это станет ещё очевиднее, если мы будем помнить об объединении мира и о возложенной на нас задаче: построить лучший мир в истине и справедливости. Таким образом, мы являемся свидетелями рождения нового гуманизма, в котором человек определяется прежде всего своей ответственностью перед своими собратьями и перед историей.

56. (Трудности и обязанности).

Неудивительно, что в этих условиях человек, сознающий свою ответственность за прогресс культуры, питает самые возвышенные надежды, но при этом с душевной тревогой взирает на многочисленные противоречия, которые он должен разрешить:

Что надлежит делать, чтобы возросший культурный обмен, который должен был бы привести к истинному и плодотворному диалогу между различными группами и странами, не нарушал жизнь сообществ, не извращал мудрость предков и не подвергал опасности характерные особенности каждого народа?


Как следует способствовать динамизму и распространению новой культуры, чтобы при этом не погибла живая верность унаследованным традициям? Этот вопрос обретает особую настоятельность там, где культура, возникающая вследствие огромного прогресса науки и техники, должна сочетаться с тем пестованием дарований, которое питается изучением классического наследия, свойственного различным традициям.

Как можно согласовать столь быстрое и всё возрастающее раздробление научных дисциплин с необходимостью выработать их синтез, а также сохранить у людей способность к созерцанию и к удивлению, приводящую к мудрости?

Что делать для того, чтобы все люди были причастны культурным благам, в то время как культура интеллектуальной элиты становится всё утонченнее и сложнее?

Наконец, как признать законной ту автономию, которой требует для себя культура, чтобы при этом она не превратилась в сугубо земной гуманизм и тем более не стала враждебна религии?

Итак, человеческая культура в наши дни должна развиваться посреди этих антиномий таким образом, чтобы она в должном порядке взращивала целостную человеческую личность и помогала людям в исполнении тех обязанностей, к которым призваны все люди, братски объединившиеся в одну человеческую семью, но в первую очередь — верные Христу.

Раздел II: О некоторых принципах надлежащего
развития культуры

57. (Вера и культура).

Cтранствуя к небесному граду, верные Христу должны искать горнего и помышлять о нём. Однако в силу этого важность их обязанности сотрудничать со всеми людьми для построения более гуманного мира не только не уменьшается, но, напротив, возрастает. В самом деле, тайна христианской веры даёт им превосходное побуждение и помощь в более усердном исполнении этой обязанности, и особенно в раскрытии полного смысла такого труда, благодаря которому человеческая культура занимает исключительное место в целостном призвании человека.

Когда человек своими руками или при помощи техники возделывает землю, чтобы она принесла плод и стала достойным местом обитания всей человеческой семьи, когда он сознательно принимает участие в жизни социальных сообществ, он осуществляет замысел Божий об обладании землёй3 и о совершенствовании творения, явленный в начале времён, и возделывает самого себя. В то же время он соблюдает великую заповедь Христа, повелевшего тратить свои силы в услужение своим собратьям.

Кроме того, занимаясь различными философскими, историческими, математическими и естественнонаучными дисциплинами, а также искусствами, человек может значительно способствовать тому, чтобы человеческая семья поднялась до самых возвышенных понятий об истинном, добром и прекрасном и до всеобъемлющего суждения о ценности вещей, таким образом всё глубже просвещаясь дивной Премудростью, Которая была от века с Богом, всё устрояя вместе с ним, веселясь на земном кругу, и радость Её была с сынами человеческими.


Тем самым человеческий дух, став свободнее от порабощения тварному, может легче подняться до почитания и созерцания Творца. Более того: движимый благодатью, он настраивается на то, чтобы признать Слово Божие, Которое, прежде чем стать плотью, дабы всё спасти и всё возглавить в Себе, уже было в мире как “Свет истинный, Который просвещает всякого человека” (Ин 1, 9).

Разумеется, современный прогресс науки и техники, которые в силу своего метода не могут проникнуть вглубь вещей, может благоприятствовать известному феноменализму и агностицизму, когда методы исследования, применяемые этими дисциплинами, незаслуженно считаются высшими правилами разыскания всякой истины. Есть даже опасность того, как бы человек, слишком уповая на современные изобретения, не счёл себя самодостаточным и не прекратил поиски высших начал.

Однако эти неблагоприятные явления не составляют неизбежных следствий современной культуры, и нам не следует поддаваться искушению, не признавая её позитивных ценностей. В числе последних можно упомянуть: занятие науками и строгую верность истине в научных исследованиях; необходимость трудиться совместно с другими в различных технических объединениях; чувство международной солидарности; всё более живое сознание ответственности учёных не только за помощь людям, но и за их защиту; стремление улучшить условия жизни для всех, особенно для тех, кто ещё не несёт ответственности или страдает от недостаточно высокой культуры. Всё это может послужить некоторой подготовкой к принятию евангельской вйсти — подготовкой, которую может завершить Божественная любовь Того, Кто пришёл, чтобы спасти мир.

58. (О многообразных связях между благой вестью Христа и человеческой культурой). Существуют многочисленные связи между спасительной вестью и человеческой культурой: ведь Бог, открывая Себя Своему народу до Своего полного явления в воплотившемся Сыне, говорил сообразно культуре, свойственной различным эпохам.

Так и Церковь, живя на протяжении веков в различных условиях, пользовалась достижениями различных культур, чтобы своей проповедью распространить Христову весть среди всех народов, чтобы объяснить, исследовать и глубже понять её и лучше выразить её в литургическом богослужении и в жизни многообразной общины верных.

Вместе с тем Церковь, посланная ко всем народам всех эпох и стран, не связана исключительными и нерасторжимыми узами ни с одной расой или народом, ни с какими особыми нравственными установлениями, ни с одним древним или новым обычаем. Держась своей собственной традиции и в то же время сознавая свою вселенскую миссию, она может войти в общение с различными формами культуры, благодаря чему обогащается и сама Церковь, и эти различные культуры.

Благая весть Христа непрестанно обновляет жизнь и культуру падшего человека, борется против заблуждений и зла, порождаемых постоянной опасностью обольщения грехом, и устраняет их. Она неустанно очищает и возвышает нравы народов. Богатствами, данными свыше, она как бы изнутри оплодотворяет, защищает, завершает и соединяет под главою Христом6 духовные красоты и дарования любого народа, любой эпохи. Так Церковь, исполняя свой долг,7 тем самым уже движет вперёд человеческую цивилизацию и культуру и помогает им, а своей деятельностью, в том числе и литургической, она воспитывает человека для внутренней свободы.


59. (О надлежащем согласовании различных начал во многообразных формах человеческой культуры).

В силу вышеуказанных причин Церковь напоминает всем о том, что культуру следует соотносить с целостным совершенствованием человеческой личности, с благом общества и всего человечества. Поэтому нужно так воспитывать дух, чтобы развивалась способность к удивлению, к самонаблюдению, к созерцанию и к выработке личного суждения, а также к воспитанию религиозного, нравственного и социального чувства.

Поскольку культура непосредственно проистекает из разумного и общественного характера человека, она всё время нуждается в справедливой свободе для своего собственного развития и в законной возможности действовать независимо, согласно своим собственным принципам. Следовательно, она по праву требует уважения к себе и пользуется известной неприкосновенностью, причём сохраняются права личности и общества — как партикулярные, так и универсальные — в пределах общего блага.

Напоминая о том, чему учил Первый Ватиканский Собор, Священный Собор заявляет, что следует различать “двойной порядок познания”, то есть верой и разумом, и что Церковь, разумеется, не запрещает “человеческим искусствам и дисциплинам культуры ... пользоваться в их сфере их собственными принципами и методами”. Поэтому, “признавая эту справедливую свободу”, она утверждает законную автономию человеческой культуры, и прежде всего — наук.

Всё это требует и того, чтобы человек, блюдя нравственный порядок и общую пользу, мог свободно искать истину, выражать своё мнение и распространять его, а также заниматься любым искусством, и чтобы он, наконец, получал правдивые сведения об общественных событиях.

А дело гражданской власти — не определять характер различных форм человеческой культуры, но создавать условия и обеспечивать поддержку для того, чтобы культурная жизнь развивалась для всех, в том числе и для меньшинств в той или иной стране.10 Поэтому прежде всего необходимо настаивать на том, чтобы культура не отходила от своей цели и не была вынуждена служить политическим или экономическим властям.

Раздел III: О некоторых наиболее настоятельных обязанностях христиан по отношению к культуре

60. (Право на культурные блага следует признавать за всеми и осуществлять его на деле).

Поскольку теперь предоставляется возможность избавить большинство людей от бедственного невежества, то задача, наиболее соответствующая нашей эпохе — особенно для христиан — заключается в том, чтобы усердно трудиться как в экономической, так и в политической области, как на национальном, так и на международном уровне, дабы принимались основополагающие решения, благодаря которым права всех людей на цивилизацию и культуру, подобающие личному достоинству, признавались повсюду и осуществлялись на деле без какой бы то ни было дискриминации по признаку национальности, пола, страны, религии или общественного положения. Поэтому всех следует обеспечить достаточным количеством культурных благ, особенно таких, которые составляют так называемую основополагающую культуру, чтобы многие люди в силу неграмотности или отстранённости от ответственной деятельности не лишались возможности подлинно человеческого сотрудничества ради общего блага.


Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы те люди, которые склонны к этому по своим умственным способностям, могли получить доступ к высшему образованию, и причём так, чтобы по мере возможности они могли исполнять в человеческом обществе должности, обязанности и служения, согласные как с их способностями, так и с приобретёнными ими познаниями.

Так каждый человек и социальные группы любого народа смогут достичь полного развития своей культурной жизни, соответствующего их дарованиям и традициям.

Следует также старательно трудиться ради того, чтобы все люди осознали и своё право на культуру, и свой долг, обязывающий их развиваться и помогать в этом другим. Ведь подчас бывают такие условия жизни и труда, которые препятствуют культурным устремлениям людей и разрушают в них расположение к культуре. По особым причинам это верно относительно крестьян и рабочих, которым нужно предоставлять такие условия труда, которые не препятствовали бы их человеческой культуре, а, напротив, развивали её. Женщины уже трудятся почти во всех сферах жизни, и потому подобает, чтобы они могли принять в них полное участие сообразно своим способностям. Задача всех людей будет заключаться в том, чтобы необходимое и свойственное женщинам участие в культурной жизни получало признание и поддержку.

61. (О воспитании, направленном к целостной культуре человека). Сегодня стало труднее, чем когда-либо, привести к синтезу различные научные дисциплины и искусства. Когда растёт объём и разнообразие элементов, составляющих культуру, способность отдельных людей усвоить их и органически связать друг с другом при этом уменьшается, так что образ “универсального человека” исчезает всё более безвозвратно. Однако за каждым человеком остаётся обязанность принимать во внимание всю полноту человеческой личности, в которой выдающееся положение занимают ценности ума и воли, совести и братства: все они основаны в Боге Творце и чудесным образом исцелены и возвышены во Христе.

Матерью и кормилицей такого воспитания является прежде всего семья, в которой дети, лелеемые любовью, легче постигают верный порядок вещей, а испытанные формы человеческой культуры почти естественно передаются душам подрастающей молодёжи.

В современном обществе есть возможности такого воспитания, которые могут способствовать всеобщей культуре, особенно благодаря возросшему распространению книг и новых средств культурного и социального общения. Поскольку рабочий день во многих местах сокращается, с каждым днём возрастают удобства для большего числа людей. Следует правильно использовать досуг для развлечения и для укрепления телесного и душевного здоровья посредством свободных трудов и занятий, путешествий в другие края (туризму), благодаря которому облагораживается характер человека, а люди внутренне обогащаются, знакомясь друг с другом. То же относится и к спортивным упражнениям и выступлениям, способствующим поддержанию душевного равновесия, в том числе и в масштабах общества, а также установлению братских отношений между людьми любого социального положения из любой страны, какой бы национальности они ни были. Поэтому верные Христу должны сотрудничать ради того, чтобы культурные явления и коллективная деятельность, свойственные нашей эпохе, проникались человеколюбивым и христианским духом.