ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 885
Скачиваний: 1
Желание излечить человека, сделать его нравственную жизнь легкой и приятной приводит к болезни духа. Человек становится хуже животного.
Врачебный эксперимент над телом приводит к смерти души. В целом учение Фрейда укладывается в новоевропейскую традицию экспериментального естество-знания. Разум не видит в природе ( в том числе и в человеческой) ничего сложного, высокого, духовного, и тем самым, осознаёт себя вправе насильно вторгнуться в это простое механическое естество. Хотя Фрейд, по сравнению с просветителями-механицистами, и чувствует в человеке темную бездну бессознательного, однако, его он тоже сводит к низшему и мыслит человека чисто натуралистически. По классическому определению Ф.Бэкона: «эксперимент – это пытка над природой, над естеством». С точки зрения античного и вообще, сакрального благоговейного сознания всякий эксперимент противоестественен. С позиций христианского видения мира: тело – это храм духа. Кто растлит тело
Подчинение высшего низшему, духа ( разума) плоти, есть своеволие тела.
Традиционное святоотеческое понимание человека усматривает в нём иерархическое трёхсоставное строение: дух – душа – тело.
Итак, мы проанализировали две стратегии воздействия на тело:
Фрейдисткая стратегия предполагает развращение, растление тела (эксперимент), забыв, что тело человека – это сосуд, наполненный благодатью.
Христианская святоотеческая стратегия направлена на обожение, преображение тела через церковные таинства и целомудренный образ жизни.
-
Русская культурология XIX века. (К. Леонтьев, Н.Данилевский). Теории культурно-исторических типов. «Россия и Европа». «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». «Византизм» в русской мысли.
Литература: Данилевский Н. Россия и Европа. М. 1991; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М. 1998. ( посмотреть работы: Византизм и славянство. Средний европеец как орудие всемирного разрушения. Над могилой Пазухина, любое изд.), Константин Леонтьев: pro и contra. СПб. 1996.
К.Н.Леонтьев (1831-1891)
Аристократ, дворянин.
Влияние матери – воспитанницы вдовствующей императрицы Марии Федоровны, ее рассказы, красота домашнего быта. Красота русского имперского мира заворожила воображение Леонтьева на всю жизнь.
Эстетические воспоминания детства.
Леонтьев вспоминает: ему 7-8 лет – молитва матери и сестры.
50-й псалом «Очисти мя, и паче снега убелюсь», как поразили его эти слова.
«Много лет прошло, но эти утренние молитвы все так-же живы в памяти и в сердце; много глубоких перемен совершилось в моей жизни, но никогда и нигде я не забывал тех слов псалма, которые меня тогда поразили и тронули (т.2, 255)
Философская тема вместе к формам и духу новейшей европейской жизни (Петербург, рационализм и др.) эстетическая и детская приверженность к внешним формам Православия.
«Все главное мною сделано после обращения. Личная вера почему то вдруг в 40 лет докончила и политическое и художественное воспитание мое».
Летом 1871 года, когда в Салониках Леонтьев умирал от холеры (он врач), лежал на диване в состоянии ужаса и увидел икону Божией Матери и вдруг в одну минуту поверил в существование и могущество Божией Матери и воскликнул:
«Матерь Божия! Рано! Рано умирать мне! Я еще ничего не сделал достойного моих способностей и вел в высшей степени развратную, утопченно-грешную жизнь! Подыми меня с этого одра смерти. Я поеду на Афон, поклонюсь старцам, чтобы они обратили меня в простого и настоящего православного верующего и в среду, и в пятницу, и в чудеса, и даже постригусь в монахи...» (т.2, 396).
И молитва его была услышана. Через 2 часа он был здоров, через 3 дня был на Афоне.
«Мне нужно было для моей гордости пережить только 2 часа физического ужаса. Физический страх прошел, а духовный остался».
Это случилось вскоре после кончины любимой матери и имело особый сокровенный смысл: его земная мать умерла, а Божия Мать усыновила. (т.2, 398)
«Мне недоставало тогда сильного горя, не было и тени смирения, я слишком верил в себя».
Удар стал следовать за ударом.
Кульминация!
Ужас греха и ужас смерти.
«Я стал бояться Бога и Церкви».
Взгляды на культуру:
«Культура – это своеобразие, а своеобразие нынче повсюду гибнет преимущественно от политической свободы. Индивидуализм губит индивидуальность».
«Культура есть именно та сложная система идей (религиозных, государственных, философских и художественных), которая вырабатывается всей жизнью наций». Культура, как продукт, принадлежит народу и государству, её выработавшему, как достояние она же принадлежит всему миру. Идеи, выработанные жизнью той или другой нации, не должны, однако, быть тождественны, тогда не будет своеобразия, а без него невозможно и культурное творчество, потому что всё истинно великое, высокое и прочное вырабатывается только благодаря разнообразию положений, воспитания, впечатлений и прав».
«Византизм и славянство».
Византизм – это образованность или культура, имеющая свои этические признаки. В государстве это самодержавие. В религии – Православная Церковь.
«Монархическое начало является у нас единственным организующим началом, главным орудием дисциплины» (с.36)
Идеал Леонтьева – абсолютная самодержавная монархия.
Леонтьев писал: «Никакое людское восстание и никакая пугачевщина не могут повредить России так, как могла бы ей повредить очень мирная, очень законная демократическая конституция».(с.37)
3 этапа развития культурного организма:
-
Первичная простота.
-
Цветущая сложность.
-
Вторичное смесительное упрощение.
Леонтьев открыл эстетическую ценность византизма.
Серебряный век приклеил Леонтьеву ярлык русский Ницше - язычник, позитивист, эстетик.
2-й миф – что было одновременно 2 Леонтьева – подлинный (языческий) и выдуманный (церковный).
На самом деле жизнь Леонтьева делится на 2 половины:
-
язычество
-
воцерковление (18 лет почти каждый день посещает литургию около Оптинских стен).
-
Христианство Леонтьева надо оценивать (судить) по канону преподобного Исаака Сирина, Иоанна Лествичкина и Аввы Дорофея.
Леонтьева подвижника «русский ренессанс» не хотел знать, боялся и отвергал. Бердяев писал: «Леонтьев окончательно становится православным, но христианином никогда».
Трагедия Серебряного века: разделение человеческой христианской морали и бесчеловечной «ортодоксии», христианства и Церкви.
Святые Отцы: христианства нет без Церкви.
С.Франк писал: Леонтьев ощущает красоту всего трагического и демонического.
Ницше – вершина неклассической новоевропейской философии.
Леонтьев – классик, у него есть по аристотелевски четкое познание формы, как внутреннего деспотизма идеи.
Над могилой Пазухина.
(с.286) «Восточная Православная Церковь монархическую форму правления вообще почитает за наилучшую для задержания народов на пути безверия, для наиболее позднего наступления последних времен».
Для обоснования этого тезиса Леонтьев подробно цитирует епископа Феофана-затворника, «Отступление в последние дни мира».
Епископ Феофан: «А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не дает ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающий.
Когда же повсюду заведут самоуправление республики, демократию, коммунизм, - тогда антихристу откроется простор для действования.
Некому будет сказать властное veto (не позволяю)».
Еще св. Иоанн Златоуст писал: «Когда прекратится существование римского государства (т.е. царской власти), тогда придет антихрист, а до тех пор пока он будет бояться этого государства (т.е. царской власти), никто скоро не подчинится антихристу. После же того, как это будет разрушено и водвориться безначалие – он устремиться похитить власть божескую и человеческую».
В наше время республика ведет к безбожию, распространению внутренней заразы.
Сословные ступени – это опоры для здания долговечной монархии.
«Народ наш пьян, лжив, нечестен и успел уже привыкнуть, в течение 30 лет, к ненужному своеволию и вредным претензиям». (с.292)
«Приверженцев истинно церковного, богобоязненного догматического христианства еще слишком мало в образованном обществе. Чтобы пребыть надолго богоносцем, народ наш должен быть ограничен, отечески стеснен. Именно внешние ограничения воспитывали в нем смирение и покорность. Иначе через какие-нибудь пол век, не более, он из народа «богоносца» станет мало-помалу сам того не замечая народом-богоборцем.
Для замедления всеобщего уравнения и всеобщей анархии, по мысли К. Леонтьева, необходим могучий Царь. Царь должен быть страшен и любим.
«Все менее и менее сдерживают как-либо религия и любовь к отечеству – и именно потому, что они все-таки еще сдерживают, на них более всего обращаются ненависть и проклятия современного человечества. Они падут – и человек станет абсолютно и впервые свободен. Свободен как атом трупа, который стал прахом».
«Россия – великий Восток, она должна явить небывалую по своеобразию восточную цивилизацию, противоположную мещанству Запада».
«Я верю, Россия должна дать миру и новую культуру».
«Нам русским надо совершенно сорваться с европейских рельсов и выбрав совсем новый путь, стать, наконец, во главе умственной и социальной жизни всечеловечества».
«Поворотным пунктом для нас русских должна стать взятие Царьграда и заложения там основ новому культурно-историческому зданию». Россия должна спасти старую Европу.
Леонтьев не верит в русский народ. Ему дорого византийское Православие и самодержавие.
«Нынешняя Россия мне ужасно не нравится».
«Я люблю Россию царя, монахов и попов».
«На что нам Россия не самодержавная и не православная».
-
Культ и культура в мировоззрении П.Флоренского. Определение культа. Феургия. «Литургическая деятельность» и «Homo liturgus”. Идеологизм. Экономизм. Сакральная теория. Критика новоевропейской субъективности – протестантского «культоборства». «Богочеловечество» Платона и «человекобожничество» Канта. Святость и мораль. «Лествица святости». «Ориентация на культуру» и «ориентация на культ». Таинства и обряды. Степени освящения реальности.
Литература: Флоренский П. Культ, религия, культура. // БТ № 17, 1977.
Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937)
Священник, богослов, православный философ, ученый. Отец – инженер, из рода костромского духовенства. Мать из древнего армянского рода «карабахских беков» в Грузии. Флоренский учился в гимназии в Тифлисе вместе с Д. Бурлюком, А. Ельчаниновым, В.Эрном и Л.Б. Розенфельдом (Каменевым). Летом 1899 – духовный кризис, обретение веры, осознание ограниченности знания.
В 1904 - знакомство со старцем епископом Антонием, который не благословил юного Флоренского на принятие монашества, а благословил учиться в Московской Духовную Академии.
( До этого 1900–1904гг. – физико-математический московский университет).
После окончания академии преподает там философские дисциплины.
1910 г – женитьба.
1911 – рукоположение.
1914 – магистерская диссертация «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи».
В 1927 году в «Автобиографии» Флоренский пишет «для религии выгодно и необходимо пройти через трудную полосу, которая послужит к ее укреплению и очищению».
Богословие: задача создания цельного мировоззрения – синтеза веры и разума, богословие и философию, искусства и науку.
«конкретная метафизика»
Бытие и разум в падшем виде – антиномичны. Антиномизм преодолевается подвигом веры и любви с помощью благодати Божией. Антроподицея – оправдание человека, ее основа – православный культ.
Путь антроподицеи возможен во-первых через понимание человека как образа Божия, во-вторых, через освящение человека (из грешного освященным, святым).
3 деятельность человека, – когда культовая, литургическая деятельность онтологически первична и определяет освящает мировоззрение, хозяйство, художество.
Философия культуры.
В основе культурологических взглядов П.Флоренского отрицание эволюции и прогресса культуры.
Признаки субъективного типа «возрожденской» культуры и «средневековой».
раздробленность целостность и органичность
Индивидуализм соборность
Логичность диалектичность
Статичность динамика
Пассивность активность
Интеллектуализм волевое начало
сенсуализм Прагматизм (деяний) Иллюзионизм Реализм
Аналитичность синтетичность
Отвлеченность конкретность
Поверхностность самособранность
Собственное мировоззрение Флоренский считает близким XIV – XV вв. русского средневековья.
Основной закон падшего мира – закон возрастания энтропии – возрастание хаоса во всех областях мира, предоставленных самим себе. Хаосу противостоит Божественный логос. Средневековая культура, коренящаяся в религиозном культе, сознательно борется с «человекобожнической» «возрожденской» Нового времени, несущей в своих глубинах Хаос.
Вера определяет культ, культ – миропонимание, из него рождается культура. Культура не первичная и самодовлеющая ценность. Для определения истинной шкалы ценностей надо выйти за пределы культуры, к высшим для нее ценностей. Эти высшие ценности - религиозный культ. Культ - единство трансцендентного и имманентного, чувственного и рационального, духовного и телесного.
Философия искусства
Флоренского часто называют последним теоретиком великой восточно-европейской, греко-византийской традиции православной культуры и мысли.
Философия – всякое свидетельство о мире духовном.
Православная философия, в отличие от западноевропейской внепонятийна, невербальна. Она есть живое свидетельство об Истине и выражается в антиномиях. Акт познания – не только гносеологический, но и онтологический бытийственный. Познание – есть реальное единение познающего и познаваемого. Познание истины – есть реальное единение с ней, и возможно через обожение, через стяжание любви, как божественной сущности, то есть через реальное изменение самого существа человеческого.