ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 670
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема I: Основные этапы истории европейской философии
Основные этапы античной философии.
I Досократовский период (натурфилософия)
II – Классический период (единство гносеологии и этики).
III Эллинистический период (миф-логос-миф).
Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).
Итоги ранней греческой философии: космологизм.
Тема IV: Пифагор и пифагорейство
Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)
Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.
Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).
Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.
Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).
Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.
Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).
Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.
Тема XII: Философия Аристотеля.
Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».
Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.
Политика. Учение о государстве.
Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.
Св. Отцы об умеренности и целомудрии.
Эпикурейство и этика материализма.
Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.
Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).
Большое влияние оказал на византийскую философию стоик Посидоний (135 – 50 года до н.э.). Он развивал учение о таинственной связи всех вещей, “всемирной симпатии”, одушевляющей природу. Вселенная – живой организм.
Другой предшественник греко – византийской философии Филон Александрийский отождествил платоновские идеи с творческими замыслами в уме Бога – Творца.
Основоположник языческого неоплатонизма Плотин утверждает примат духовного над материальным.
Его задача – описать строение духовного бытия, диалектически выводя низшие ступени из высших, онтология должна быть иерархической, а ее разработка – систематической.
Божество – это безличное Единое, имманентное миру, бестелесное. Оно выше всего, выше бытия, не тождественно ему. (“оно есть”).
Всё, что есть – обладает бытием через приобщение к Единому.
Единое – это неизреченная полнота, из которой все изливается.
Иерархия бытия (ипостаси триады):
Ум – образ Единого. Ум тождественен всей совокупности идей, которые сами себя мыслят.
-
Душа – образ ума.
-
Космос – образ души.
Таким образом, эманация Бога в мир происходит в форме отражения.
Сходство между неоплатонической триадой и христианской Троицей.
Единое - божественное начало, “Родитель” – соответствует безначальному Отцу.
Ум – как полнота смысла, соответствует Сыну, т.е. божественному Смыслу или Слову (Логосу), в котором раскрывает себя безмолвие Отца.
Мировая Душа – одушевляющая мир, соответствует Духу Святому, “животворящему”, который везде присутствует и все наполняет.
Христианство и неоплатонизм едины в том, что хотя ипостасей три, божественное начало мира одно, что называется единоначалие или монархия. (совпадение философской и политической терминологии не случайно).
Различие между неоплатонической триадой и христианской Троицей.
-
Ипостаси неоплатонической триады – это безличные сущности, ступени диалектического процесса, спускающиеся от света к тьме, от единства к множеству.
С точки зрения языческого неоплатонизма – Бог с миром встретиться не может, т.к. мир – это инобытие Бога (против )
Тьма материального космоса не может быть просвещена божеством.
“Будущее материи – безнадежно” (беспросветно).
Материя – это “украшенный труп”, источник зла.
-
Ипостаси христианской Троицы – не теоретические категории, а лица, личности, и их отношения друг с другом личностные. (например: жертвенное послушание Сына Отцу).
Если структура триады вертикальна (Единое – Ум - Душа), то структура христианской Троицы чужда принципа субординации, согласно которому Единое выше Ума, а Ум выше Души.
Святые отцы в спорах с арианами и -
ипостаси равны по божественному достоинству – “равночестны”.
Отношения ипостасей Святой Троицы к миру (и в акте творения, и в акте Боговоплощения) не подчиняются законам диалектики – это область свободной воли и чуда.
У неоплатоников - закономерный процесс эманации, у христиан – свободный поступок (личностный). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного», т.е. в мир приходит не помрачившееся в пути излучение (истечение) божества, а сам Бог. Для неоплатоников – это абсурд.
Порфирий (234 – 305 гг) – ученик Плотина.
Ямвлих (умер в 330 г).
Его «догмат» – все восточные и греческие мудрецы, маги, поэты (весь пантеон неоплатонизма) возвещает во все времена одну неизменную доктрину. Позднее, в эпоху Возрождения, неоплатоники Марсилио Фичино и др. добавили в «пантеон истинных учений» еврейскую каббалу, католическую догматику.
Отличие Ямвлиха от Плотина: Плотин не был жрецом, магом и оккультистом – способ слияния с Божеством – умозрение.
“Практическая философия” Парфирия включает гадания и магию в единстве с языческим культом.
Но уже у Ямвлиха глвную роль играет теургия (богодействие). Т.е. белая магия, система упражнений и ритуалов, позволяющая “посвященному” стать, как боги, стать выше “умозрения”. Теургия не подвластна суду разума. “Вне теургии нет дороги к божественной жизни” (Ямвлих).
Конец языческой неопластической философии определен тем, что теургия победила умозрение. Поздние неоплатоники хотели стать не только мыслителями, но и теургами (что более интересно толпе). Теургия – общение с демонами, духовными существами низшего ранга.
Сирийская школа неоплатонизма (глава Ямвлих IV в).
-
Изучение точных наук.
-
Толкование святых философских текстов.
-
Обязательное отправление языческих культов.
В близкой к ней “Пергамской школе” учился будущий римский император Юлиан Отступник, племянник св. Константина Великого. Он возвратил язычеству статус государственной религии..
Сын Константина Констанций (еретик – арианин) казнил всех родственников и отца Юлиана. Ненависть к убийце вылилась в ненависть к христианству.
Поздний неоплатонизм – Прокл Диадох (412 – 485 гг). Афинская школа неоплатонизма. Титул Диадох – преемник в сане главы школы. Прокл - глава афинской школы неоплатоников, считал себя звеном в таинственной цепи посвященных, ставил теургию выше философии.
Прокл впервые ввел слово и понятие теология, которое впоследствии использовали христиане. Главный труд “Первоосновы теологии”. Бог – главная идея философии Прокла. Прокл скорбел о традициях языческих святых: “Христиане сдвинули несдвигаемое”.
Прокл – это «генерал без армии». Свт. Григорий Богослов построение неоплатониками альтернативной языческой церкви уподобил действиям обезьяны, копирующей человека.
«Христианский неоплатонизм».
Центральная задача эпохи (не поставленная языческим неоплатонизмом) – истолковать философию духовной иерархии, как мистическое осмысление человеческого сообщества (сакральной державы или Церкви) – найти для онтологии историософский и социософский смысл.
Святые Отцы – люди дела, сочетавшие практическую энергию с мистическим умозрением.
Характерно (как и для язычников-неоплатоников) – сближение религии и философии.
Св. Отцы - каппадокийцы называют христианскую веру “Наша философия”. Святитель – ученый епископ – центральная фигура умственной жизни в эпоху классической византийской патристики. Сама христианская терминология взята из классического греческого философского языка:
Догма – от греч. мнение, принятое положение.
Ересь – особое мнение, образ мыслей, сообщество последователей.
Но направления сближения философии и религии у христиан и языческих неоплатоников различны. Неоплатоники шли от философии к религии, а христиане – от религии к философии. Неоплатоники перерабатывали идеальную философию в элитарную религию, для христиан реальность Церкви – изначальная и не подвластная (критике) рефлексии, однако нуждается в философии:
-
как средстве прояснения уже наличной веры.
-
интеллектуально-эмоциональном усвоении веры.
-
инструменте для решения догматических вопросов.
Св. Василий Великий – главный вдохновитель культурной политики Церкви. Свт. Григорий Нисский, хотя и сравнивал эллинскую философию с “женщиной, постоянно мучающуюся родами, но не могущей родить живого младенца”, считается наиболее платоническим христианским мыслителем, как и Псевдо Дионисий Ареопагит (вт. пол. V в – начало VI века). Имя Ареопагит – символ наследника традиции философии эллинизма. Бог у Дионисия – это запредельное тождество избыточного света и непроницаемого мрака. Именно Псевдо Дионисий Ареопагит решил центральную задачу эпохи: связал онтологию неоплатонизма (с ее учением о символе) с проблематикой человеческого сообщества – Церкви.
Ключевое слово – иерархия (греч – начало).
Онтология Дионисия – это учение о небесной иерархии, его социософия – учение о церковной иерархии. Иерархия – это сообразность всего онтологически вторичного своему началу, принятие им подобия началу.
Отсутствие исторической проблематики сближает Псевдо Дионисия Ареопагита с Проклом и отделяет от латинского отца бл. Августина. В учении Псевдо Дионисия Ареопагита мир – это порядок, иерархия (ангелов и людей). У Августина мир – историчен.
Тема XVII: Плотин (204 – 270 гг н.э.) ( по Вл. Соловьеву).
Плотин (204 — 270 гг.) — главный представитель неоплатонизма, родом из Ликополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса, считающегося основателем новоплатонической философии. Переселившись в Италию (около 244 г.), Плотин становится известным учителем в Риме, потом живет в Кампании, где задумывает основать философский монастырь, при поддержке императора Галлиена, но это предприятие не удается. Все элементы философии Плотина находятся у Платона и Аристотеля (отчасти также у неопифагорейцев и стоиков), но Плотин свел эти элементы в одно грандиозное и стройное мировоззрение, которое, с позднейшим дополнением Прокла, составляет достойное завершение всей античной философии. Свое учение Плотин изложил в отдельных трактатах (числом 54), которые собрал его ученик Порфирий, разделивший их на 6 групп, по 9 трактатов в каждой (эннеады).
Совершенное Первоначало или Божество понимается Плотином не только как сверхчувственное, но и как сверхмыслимое, неопределяемое для разума и невыразимое для слова, неизреченное. Откуда же мы о нем знаем? Плотин указывает два пути: отрицательный и положительный. Ища подлинно-божественного смутным сначала стремлением души, мы перебираем всякие предметы, понятия и определения и //480// находим, что все это не то, чего мы ищем; наш ум ничем не удовлетворяется, ни на чем не может остановиться; отсюда логическое заключение, что искомое находится выше всякого определения, мысли и бытия; оно есть сверхсущее, и мы логически истинно познаем его, когда отрицаем от него всякое понятие. Но в нас самих, по Плотину есть способность подниматься выше ума, или выступать из всякой определенности. В таком умоисступлении или экстазе мы действительно касаемся божества, имеем общение с ним или положительное знание о нем. Благодаря этому мы понимаем, что необходимое отрицание у него всяких определений выражает не отсутствие в нем всего, а лишь превосходство его над всем. Оно понимается, таким образом, как нераздельное единство всего положительного или совершенное благо. В понятии этого Единого или абсолютного Блага (уже содержится представление о нисходящем порядке всего существующего. Совершенное единство не может быть ограничением; абсолютное благо не может быть исключительным или замкнутым в себе. Оно необходимо есть избыток, изобилие или выступление из себя. Если для ограниченного существа человеческого выступление из себя к Богу (экстаз) есть возвышение над своей данной ограниченностью, то для Божества, обладающего бесконечным совершенством, как вечно данным, или пребывающим, выступление из себя может быть, наоборот, только нисхождением. Сам способ этого нисхождения выражается у Плотина лишь с помощью образов, при чем его мысль заинтересована собственно тем, чтобы оградить Единое от всякого представления об изменении или умалении его абсолютного достоинства. Как источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого безуханным, так Единое изливается или излучается вне себя от избытка или изобилия своей совершенной полноты, неизменно пребывая в себе. Первое истечение, или излияние (эманация), или излучение (радиация) Единого есть ум, начальная двоица, т. е. первое в Едином мысли и бытия или его саморазличение на мыслящего и мыслимого. Мысля о Едином, ум определяет его как большее мысли или как сущее; различение различая себя от него, ум полагает его как пребывающее, а себя — как внутреннее или чисто мысленное движение; предполагает его как то же самое или тожество, а себя — как его другое. Таким образом, 10 аристотелевых категорий сводятся у Плотина к 5 основным, имеющим применение и в умопостигаемой области. Действием ума нераздельная полнота Единого расчленяется здесь на множественность идей, образующих мысленный мир. Эти идеи не внешние предметы, созерцаемые Умом, а его собственные вечные состояния или положения, его мысли о Едином. Таким образом, через идеи Ум вечно обращается к Единому, и сам он в действительности есть лишь это обращение. За этим первым кругом эманации, где Божество или Единое через Ум различается в себе и обращается на себя мысленно или идеально, следует его второе или реальное различение и обращение на себя, определяемое живым движением Души. Душа не мыслит уже непосредственно Единое как свою внутреннюю предметность, а стремится к Единому или желает его как чего-то действительно от нее различного, к чему она сама относится не как мыслимое только, но и реальное начало “другого” .
Единое, ум и душу Плотин обозначает как “три начальные ипостаси”, из которых объясняется все положительное содержание вселенной. Душа есть вторая, существенная “двоица” — начало реальной множественности. В ней самой Плотин различает две основные стороны — высшую и низшую душу: последнюю он называет природой (греч???). Высшая душа обращена к неподвижному созерцанию Единого и есть собственно лишь живой и чувствующий субъект ума. Низшая душа обращена к материи или не-сущему, к беспредельной возможности бытия. Как ум мысленно расчленяется на множественность идей, образующих мир умопостигаемый, так Душа разрождается во множестве душ, наполняющих мир реальный. Высшая душа рождает богов и бесплотных звездных (астральных) духов, низшая душа или природа размножается в демонских, человеческих, животных и растительных душах, сгущая для них “небытие” материи в соответствующие тела, подлежащие обманчивой чувственности. Как свет и тепло по мере удаления от своего источника ослабевают и, наконец, исчезают в совершенном мраке и холоде, так эманации божественного света и тепла — через ум и душу — постепенно ослабевают в природе, пока не доходят до полного отсутствия или лишения (греч?????) истины и блага в материи, которая есть, следовательно, не-сущее и зло. Но если материя или субстрат видимого мира имеет такой чисто отрицательный характер, то форма этого мира взята душой из высшего идеального космоса; с этой стороны и чувственный нами мир разумен и прекрасен. Красота есть проникновение чувственного предмета его идеальным смыслом, есть ощутимость идеи. Нравственная задача состоит в постепенном возвращении души от материального или плотского через чувственное к идеальному или умопостигаемому, а от него к божественному — порядок прямо обратный нисхождению Божества во вселенной.
В полемике Плотина против гностиков он настаивает на постепенности возвращения души к Богу и на нравственных условиях этого процесса. “Без истинной добродетели, — говорит он, — Бог есть пустое слово”. Признавая аскетическую и практическую нравственность основным условием обожествления, Плотин самый путь к этой цели определяет более с теоретической, эстетической и мистич еской сторон. Первый шаг к возвышению над чувственностью есть бескорыстное отношение к самой этой чувственности, как к предмету познания, а не вожделения. Второй шаг есть отвлеченное мышление (например, арифметическое или геометрическое); более высокий подъем дается, затем, любовью к прекрасному ради ощущаемой в нем идеи (платонический эрос). Еще выше поднимает нас чистое умозрение (диалектика в Платоновом смысле). Последний шаг есть восхищение или экстаз, в котором наш дух становится простым и единым как Божество, и, наконец, совпадает и сливается с ним. Высшая жизненная задача - возвращение единичной души к Богу. Поэтому в жизни нет места для общественных, политических и исторических задач: главное и единственное связано с отношением между отдельным лицом и “неизреченным” абсолютом.