ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 671
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема I: Основные этапы истории европейской философии
Основные этапы античной философии.
I Досократовский период (натурфилософия)
II – Классический период (единство гносеологии и этики).
III Эллинистический период (миф-логос-миф).
Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).
Итоги ранней греческой философии: космологизм.
Тема IV: Пифагор и пифагорейство
Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)
Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.
Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).
Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.
Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).
Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.
Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).
Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.
Тема XII: Философия Аристотеля.
Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».
Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.
Политика. Учение о государстве.
Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.
Св. Отцы об умеренности и целомудрии.
Эпикурейство и этика материализма.
Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.
Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).
776 г. до Р.Х. – учреждение олимпийских игр.
582 г. до Р.Х. – учреждение пифийских игр, музыкальных соревнований в честь бога Аполлона. Пифия – жрица, прорицательница в храме Аполлона. На этих играх проводились в т.ч. состязания в мудрости. Здесь были названы 7 мудрецов (Фалес, Солон – законодатель).
594 г. до Р.Х. – письменная фиксация законов (Солон, Афины)
585 г. до Р.Х. 25 мая – Фалес предсказал солнечное затмение – дата рождения европейской науки и философии.
532 г. до Р.Х. – Пифагор основал 1-ю философскую школу и впервые назвал себя философом.
399 г. до Р.Х. – казнь Сократа.
322 г. до Р.Х. – смерть Аристотеля.
270 г. от Р.Х. – смерть Плотина.
529 г. – эдикт имп. Юстиниана о закрытии языческих философских школ.
Основные этапы античной философии.
Традиционная классификация:
-
7-5 вв. (300 лет) - Досократики
-
5-4 вв. (200 – 150 лет) - Классика (Сократ)
-
322 г. до Р.Х. – 529 г. по Р.Х. - Эллинизм.
Классификация А.Ф. Лосева: (см. работы: «История античной философии», «История античной эстетики»).
-
Мифология
-
Классика
-
Эллинизм.
I Досократовский период (натурфилософия)
До Сократа философия направлена на космогонию, на миро-объяснение. Задача познать внешний мир, его строение и происхождение, причины и начало всего существующего.
Основная черта ранней греческой философии: наивный реализм мышления (т.е. не ставится вопрос о возможностях и условиях познания, - сущее мыслится как тело и вещество).
Итог натурфилософии – недостаточность и недостоверность чувственного восприятия. Как следствие – скептицизм софистов.
А.Ф.Лосев о досократиках: «в центре – учение об объективной субстанции, устанавливаемой при помощи абстрактно-всеобщих категорий».
II – Классический период (единство гносеологии и этики).
Сократ оставил физику и открыл этику – мир человеческой нравственности. Начало истинного познания и поведения – разум (логос). Высший идеал Сократа - Божественный разум – телеологичен. Он целесообразно устрояет природу.
Если Сократ впервые открыл область идеального (мышления, разума, понятий), то Платон создает науку об этом идеальном – учение об идеях – идеализм.
Аристотель хочет реализовать идеализм Платона, приблизить его к действительности, обратить науку об идеях в науку о действительности. Цель философии – в разумном объяснении действительности. Нет чистых идей, отрешенных от действительности. Принцип всех идей, всякого познания – разум. Разумное объяснение – телеологическое объяснение сути вещей посредством понятий. Для Аристотеля действительность, – это осуществленная идея, воплощенная форма.
III Эллинистический период (миф-логос-миф).
Философия эллинизма, или греко – римская философия менее склонна решать научные вопросы, но более – представляет собой популяризацию знаний и решает практические задачи, в рамках уже не полисной демократии, «вселенской империи» (Александра Македонского, Imperium Romanum). Эллинско – римская философия более уже не свободное искание истины, а ряд разнородных «догматических» учений, существующих на основе традиции (в основном сократических) философских школ. В центре – не общественная, а личная этика (индивидуальная). Т.к. политика потеряла нравственный смысл, и государство перестало быть высшей этической идеей. А.Ф. Лосев о Плотине: материально – чувственный космос, как миф.
Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).
Пифагор: задача философа – уподобиться Богу, но не стать им, найти в себе меру божественности. Философия – «мирское богословие».
Философия вырастает из мифологии. Для мифа характерно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений, безразличие к логическим противоречиям. (у мифа своя логика: см. напр. Голосовкер Я.Э. Логика мифа, А.Ф. Лосев. Диалектика мифа)
В мифологии объяснение мира – лишь рассказ о происхождении и творении. Для мифа характерно разграничение сакрального и профанного времени, из чего можно заключить чувственный характер мифологического мышления.
В мифе происходит перенос характеристик субъекта высказывания на объект. Гегель: человек не выделяет себя из объекта (природы). Для такого выделения необходимо представление о естественно-причинной зависимости в природе.
Основание мифологического мышления – произвол (произвольное мышление) Мифическое сознание не знает никаких критериев, кроме произвола (пренебрежения к реальности). Миф становится актуальным, когда происходит разочарование в рациональном способе постижения мира. Когда разум исчерпывает себя, миф выходит из тени и бракосочетается с философией.
Древнегреческая мифология и ранняя натурфилософия находятся между собой в тесной связи: Огонь, Вода, Воздух и другие первостихии философов, прежде чем стать субстанциями в философии, уже имели субстанциальное значение внутри мифа. В философских понятиях дремлет мифопоэтическая сила. Миф – это не просто наивное объяснение мира, но способ видеть, понимать и жить в мире.
А. Ахутин пишет: миф преодолевался в размышлении над миром мифа, а не в свободном разглядывании естественных вещей. Для Фалеса и Гераклита «все полно богов». Учение об элементах – стихиях было извлечено ионийцами из размышлений над мифами и развито в форме космогонии.
Сходство мифологии и философии: Миф - конструирует мир, запредельный чувственному миру реальности. Философия также отыскивает первоначала и первопричины всего сущего, которые носят сверхчувственный характер.
Н.Бердяев писал: греческая мифология ставила жизнь человека в зависимость от судьбы, греческая философия хотела поставить жизнь человека в зависимость от разума. Здесь у Бердяева с одной стороны противопоставление, с другой стороны указание на общность: зависимость от темного и бессознательного возрастает до зависимости от сознательного и разумного, но при этом зависимость не возрастает до свободы духа.
Ионийская (милетская школа)
Фалес (625 – 547 до Р.Х.) – предприниматель, мореплаватель, математик, астроном, философ. Он впервые поставил вопрос: что является первоначалом – субстанцией (греч. ), из которой возникли все вещи? Ответ: вода – основа всего сущего. «Вода есть наилучшее». Бертран Рассел высказывание Фалеса («все возникло из воды») считает первой научной гипотезой.
Анаксимандр (610 - 545 до Р.Х.). Первоначало – не вода, а беспредельное – апейрон (apeiron - предел, а – отрицание).
Т.к. все вещества чувственного мира находятся в постоянном процессе перехода друг в друга, круговорота, следовательно, ни одна из чувственных материальных вещей может быть первоначалом, которое по Анаксимандру отлично от всех стихий. Но сама идея архе ( греч. ) – начала, необходима для него и спасая ее, он вводит понятие апейрон – качественной беспредельности, тела, лежащего за пределом чувственного восприятия, недоступная ему вечная, вневременная субстанция, которая объемлет все миры», и превращается в известные субстанции.
В ранней греческой натурфилософии господствует идея космической справедливости – естественного закона, восстанавливающего равновесие всех стихий. Главный принцип – «не переступать установленных от века границ».
Доказательство: если бы один из элементов – стихий была главной, то поглотила бы все остальные. Существует вечное движение, в ходе которого произошло образование миров. Миры возникли в результате развития, а не творения. (Эволюция против творения).
Таким образом Анаксимандр выступает как первый защитник теории эволюции.
Анаксимен (588 – 525гг.) – согласно его учению субстанция – воздух. Это перводвигатель вселенной, начало движения, развития, формообразования.
Итоги ранней греческой философии: космологизм.
Специфика ранней греческой философии (как и античной философии вообще) – стремление понять сущность мира, природы, космоса в целом. Первые философы (ионийцы, Гераклит, Эмпедокл) – физики, физиологи (от греч. Physis – природа).
Направленность их интереса определяется в первую очередь мифологией, а греческая мифология была религией природы (главный вопрос – о происхождении мира).
Но между мифологией и философией различие:
Миф – повествование о том, кто родил сущее (персонификация), а философия – спрашивает: из чего произошло сущее? В частности, в «Теологии» Гесиода: Хаос породил Ночь и т.д. Но Первоначало в философии не просто физическое вещество, а то из чего возникает природа и все живое.
Вода, огонь – и метафоры имеют прямое и символическое значение.
Таким образом, уже у первых «физиков» философия – это наука о причинах и началах всего сущего.
Отметим здесь объективизм и онтологизм древней философии.
Ее задача – выяснить, что действительно есть, т.е. пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах.
Философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущность мира. На место мифического порождения становится причина.
Для ранних греческих натурфилософов характерна стихийная диалектика мышления, – т.е. космос рассматривается как изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в изменяемых формах.
Особенно показательна диалектика у Гераклита, – все сущее мыслит как единство и борьбу противоположностей. Первоначало – огонь – самая подвижная стихия.
Тема IV: Пифагор и пифагорейство
Основатель Пифагор (580 – 500гг. до Р.Х.) учился у египетских жрецов и восточных магов. По своим политическим взглядам – аристократ. Считал, что власть аристократов обеспечивает порядок, а демократия – нарушение порядка. Основал «пифагорейский союз» - религиозно-философское братство, орден, в котором предписывался определенный аскетический «пифагорейский образ жизни», соблюдение многообразных предписаний:
-
Не ешь бобов, не ломай хлеба, по утрам разглаживай постель, чтобы не оставить следы своего тела.
-
Общая собственность.
-
Одинаковый образ жизни
-
занятие математикой и политикой.
В начале Vв. до Р.Х. союз разгромлен демократией.
УЧЕНИЕ:
Основой всего сущего являются число. Число образует порядок во вселенной и обществе. Познание мира – это познание чисел, которые управляют миром. Число – это сущность всех вещей. Такая абсолютизация ведет к мистике чисел. Каждое число имеет свой мистический смысл. Особое уважение к числам 3 и 10. Вся вселенная определяется троицей. Число небесных сфер равнялась 10. Пифагорейцы увлекались символика чисел. Большое значение придавали чёт-нечет. С теми или иными числами соотносили понятия: справедливость — «4» и т.д. С т. зр. проф. прот. В. Мустафина символика чисел не имеет серьёзного значения, может быть лишь поэтическое значение. Эта символика делала пифагорейцев популярными.
С теорией чисел связано учение о противоположностях - все вещи представляют собой противоположности.
-
Правое-левое
-
Мужское – женское
-
Свет – тьма.
-
Предел (огонь) – беспредельность (воздух).
Учение о перевоплощении душ – метемпсихоз ( греч. ).
Учение о катарсисе ( греч. ) – очищении тела (через вегетарианство) и очищение души – через восприятие музыки космических сфер.
Вслед за Гераклитом пифагорейцы обратили преимущественное внимание на то, что вещи меняются. Они задались вопросом о законосообразности самого этого изменения, причём, моделью, возможно, послужили изменения звездного мира (особенно планеты), это движение планет довольно легко просчитать. Счёт — это арифметические величины, друг от друга отличающиеся. Просчитали — значит установили закон изменений в звездном мире.
Пифагорейцы, кроме астрономии, обращали внимание на музыку. Струнные инструменты: длина струны влияет на высоту тона, зависимость здесь очевидная. Длина струны подвергается измерению, и можно установить, что такая‑то длина такой‑то струны даёт такой‑то звук. Связь между просчётами, касающимися длины струны, высоты звука, а звук даёт музыку, а музыка была известна в древности, — это навлекло, на первый взгляд, на странный ход мысли, но это дельный ход мысли: не являются ли числовые соотношения между различными величинами законом, которому подчиняются изменения чего‑то вообще, т.е. все изменения в мире, предполагали пифагорейцы, возможно теоретически просчитать, поэтому такое важное значение они придавали математике. Они утверждают, что «число — начало всего» не в том смысле, что как «вода» или «земля». Имеется в виду, что числовые изменения сопровождают изменения вообще, поэтому форма изменения — это числа.
Мы правильно поймём пифагорейцев только в том случае, если под их увлечением математикой усмотрим то наблюдение, что математическое соотношение между изменяемыми вещами всегда одно и то же (астрономия и музыка).
Была мысль, что придет время, когда просчёты будут абсолютными, тогда можно будет просчитать количество атомов и их траекторию, и можно всё предугадать на много лет вперед, как сейчас предугадывают затмения.
Они ответили на вопрос, как получаются изменения (подчиняются закономерностям, которые можно измерить). Но они не ответили на вопрос об arche.
Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)
Аристократ по происхождению и образу мыслей. Имел право на сан царя - басилевса ( греч. ), но уступил его младшему брату и удалился от общественно-политических дел из отвращения к демократии и жил отшельником. Ненависть к демократии как «тирании толпы» – «закон - слушаться совета одного» (мудрого). Неравенство людей – тоже естественный закон. Суетные стремления людей противопоставляет стремлениям философов, которые оставляют все, чтобы искать единое – мудрое, как временное и вечное.
Гераклит назван «темным» за свой неясный слог. Философия Гераклита имеет интуитивный характер.
Критиковал предшествующих философов (Пифагора), говоря «многознание уму не научает».
1-ое положение философии Гераклита: закон всеобщего изменения, или движения: «все течет, все движется, и ничто не пребывает». «Нельзя дважды войти в одну реку». Постоянное изменение – это постоянный переход небытия в бытие и обратно. Но в нем заключено противоречие.
Парменид утверждал, что противовеса небытию нет, следовательно, и перехода и изменения нет (движение, изменение - это нечто кажущееся).
По Гераклиту – наоборот: движение, изменение и есть истинная форма бытия - нет ничего неизменного и неподвижного, первоначало из которого все возникает, которое все превращает и во все превращается - это вечно живой огонь деятельная божественная стихия.
Огонь не есть качественно неизменная стихия как у физиков. «Все вещи меняются на огонь, и огонь меняется на все вещи» - таким образом, Гераклит мыслит сущее (бытие) как процесс.
2-ое: учение о единстве и борьбе противоположностей (зародыш диалектики Гегеля)
Принцип жизни – война - царь и отец всего, закон сущего. Гераклит порицает Гомера, сказавшего «да исчезнет раздор из среды богов и людей». Гомер не понимает, что он молит о разрушении мира, ибо, если бы его молитва была услышана, все вещи уничтожились бы».
Учение о Логосе – неизменном законе Вселенной (космоса). Все течет, все меняется, но строй целого (космоса) остается неизменным, т.е. изменяются единичные формы, но общие отношения остаются неизменными.
В общем круговороте бытия есть закон, мера или слово, которое пребывает всегда – Гераклит называет его Логос.