ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Тема I: Основные этапы истории европейской философии

Тема II: Хронология античной философии. Общая характеристика 3-х основных периодов античной философии.

Основные этапы античной философии.

I Досократовский период (натурфилософия)

II – Классический период (единство гносеологии и этики).

III Эллинистический период (миф-логос-миф).

Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).

Ионийская (милетская школа)

Итоги ранней греческой философии: космологизм.

Тема IV: Пифагор и пифагорейство

Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)

Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.

Онтология элейской школы.

Зенон (490 – 430г. до Р.Х).

Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).

Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.

Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).

Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.

Онтология.

Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).

Гносеология.

Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.

Учение Платона о государстве.

Тема XII: Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».

Аристотель об учении Платона.

Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.

Понятие Бога у Аристотеля.

Политика. Учение о государстве.

Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.

Св. Отцы об умеренности и целомудрии.

Тема XIV: Эллинистическая философия и разложение античной классической традиции. Основные философские школы. Эпикуреизм. Стоицизм. Учение о Логосе.

Эпикурейство и этика материализма.

Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.

Этика.

Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).

Тема XVIII: Средневековая философия. Схоластика (XII XIII вв.). Фома Аквинский. Реализм и номинализм.

Фома Аквинский (1225 - 1274).

Реализм и номинализм.

О родовых понятиях

Высшая человеческая мудрость состоит в том, «чтобы познать разумную мысль, могущую править всем через все»,- этот мироправящий разум и есть логос.

Логос – божественный разум – всеединое, отрешенное от всего и едино со всем, тождественное с целой вселенной и отличное от нее, – т.е. одновременно трансцендентное и имманентное.

Отношение к религии: - умозрительный мистицизм.

Гераклит разделяет веру Фалеса – все полно богов, демонов и душ. Верит в существование богов, героев, загробную жизнь. Гераклит видит смерть как таинство, в котором посвященный переходит от мрака к свету, очищаясь от нечистоты. Загробная судьба усопших различна - по их заслугам. Лучшие восстают перед богом и становятся хранителями смертных. Гераклит выступает против мистического культа с жертвоприношениями Дионису, как средство искупления – это суеверие. Единственное средство спасения – это философия и праведная жизнь просвещенная ею.

Философия Гераклита – это скорее мышление в образах, чем в понятиях. Кратил: в одну реку нельзя войти и однажды.

Гераклит: «этот космос – один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающим. // «и добро и зло одно»// « У Бога все прекрасно». Бог – по Гераклиту, воплощение космической справедливости, но не человеческой. «Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный обладает».

Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.

Онтология элейской школы.

Переход от мифа к логосу – это переход от знания, обремененного чувственными образами к знанию, оперирующему понятиями, освобождение от метафоричности мышления (в мифе), но не окончательное в философии. (Платон).

Основатель – Ксенофан (VI в. до Р.Х.) – 565 – 478г.

Если Фалес утверждал, что «все полно демонов и богов» (милетская школа и пифагорейцы согласны), то главная направленность Ксенофана в борьбе против антропоморфного политеизма. Миф неразумен и безнравственен. Критика Гомера и Гесиода.

Учение Ксенофана – это пантеистический монизм. «Все едино» - «единое есть Бог» – вот сумма его учения к которому он пришел «взирая на целое небес».

Ксенофан – религиозный мыслитель.

«Истинное божество есть единое, вечное, беспредельное начало». Космология Ксенофана – 1. Беспредельность видимого мира – божества. 2. Отрицание сверхчувственного в природе.

Парменид (540 – 470) (1 пол. V века). Главное сочинение – поэма – «О природе».

Если Гераклит утверждал: «все меняется» (динамика), то Парменид возразил ему, что ничто не изменяется. Парменид впервые изобрел метафизическую аргументацию «одно и то же ест мысль и бытие»… и то, о чем мысль существует.

Все, что может быть мыслимо или высказано должно существовать всегда - обозначаемое словом должно существовать и быть неизменным.


По Гераклиту вечное становление, вечный генезис предполагает постоянный переход от бытия к небытию. По Пармениду такой переход невозможен, так как есть лишь бытие, а небытия нет.

Бытие – это то, что познается только разумом, а не чувствами. Более того: постижимость разумом – главное определение бытия.

Мышление и бытие – одно и то же.

«Бытие есть, а небытия нет». Т.е. есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может быть мыслим без противоречия.

То, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые элеаты – противопоставили истинное бытие как нечто умопостигаемое, чувственному миру, знание – мнение противопоставление чувственного мира – миру разума (знания) – важнейшая черта всей западной философии.

Бытие – то, что всегда есть. Бытие едино и неделимо, как мысль о нем, неизменно и неподвижно, т.е. тождественно.

Мышление – это и есть способность постигать единство.

Зенон (490 – 430г. до Р.Х).

Цель Зенона - защита учения Парменида через доказательство от противного. Аристотель называл Зенона родоначальником диалектики. Диалектика (ajporiˆa) – способ выяснить истину посредством выявления внутренних противоречий в мышлении. Зенон - автор апорий (в пер. с греческого – затруднение, безвыходное положение). Он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не может быть мыслимо без противоречия.

Чтобы пройти расстояние, надо пройти его половину и т.д. до бесконечности. Если отрезок (непрерывная величина) мыслится как множество точек, то пройти – просчитать все точки ни в какой понятный отрезок времени невозможна.

Апория Стрела:

Зенон допускает, что летящая стрела на самом деле покоится и движения нет. Непрерывность времени – сумма моментов «теперь»

Пространство – сумма неделимых отрезков. В каждый момент времени стрела занимает определенное место, следовательно, покоится.

Зенон мыслит движения как сумму состояний покоя, следовательно движения нет. Такой результат вытекает из допущения, что протяженность состоит из суммы неделимых мест, а время – из суммы неделимых мгновений. Таким образом, как из допущения бесконечной делимости, так и из допущения неделимости отдельных моментов времени Зенон делает один вывод: Ни множество, ни движения не могут быть мыслимы без противоречия, а т.к. для элеатов бытие и мышление одно и то же, тождественны, то движение и множественность не существуют по истине, а только во мнении.

Опровержение: философ Антисфен, выслушав аргументы Зенона встал и начал ходить.

Хотя, с точки зрения здравого смысла аргументы Зенона – софизмы – это не просто игра ума впервые в истории человеческого мышления обсуждается проблема непрерывности и беспечности – природа континуума.

Понятие «актуально бесконечного», введение Зенона для доказательства от противного онтологии Парменида было исключено из употребления в греческой философии (Платон, Аристотель) и математики (греч).


Итоги элейской школы:

  1. Бытие есть, небытия нет.

  2. Бытие едино, неделимо

Бытие познаваемо разумом, а небытие непознаваемо разумом, следовательно небытия не существует.

Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).

Предполагают, что Левкипп тоже жил в это время (V век). Кроме имени и одного его утверждения ничего неизвестно: «Atomoi» — «атомы», «неделимые». — это первоначало. Атомистическое учение возобновится только в XVII веке. За 2000 лет до развития естественно-научного знания появилось учение об атомах. Тогда это было чистое умозрение, а сейчас — естественно-научный способ.

Атомов бесчисленное количество, а вещи — сцепление атомов. Кроме атомов и пустого пространства ничего в природе нет.

Эту мысль развил Демокрит, но замысел атомистики принадлежит Левкипу, и в этом замысле Демокрит ничего не прибавил: arche, — атомы, движущиеся в пустом пространстве, а возникают вещи от того, что эти атомы соединяются и разделяются.

Атомы обладают качественной однородностью, лучше сказать отсутствием какого‑либо качества, различаются только в конфигурации.

Простая и гениальная теория. Она указывает и на первоначало, и на способ образования вещей. Эмпедокл указал на 4 наглядные элемента, но трудность состояла в том, как из этих элементов возникает качественное разнообразие. Качественное разнообразие из безкачественных атомов: разное количество атомов, а качественное различие — вещь субъективная.

Бытие – это атом, т.е. простое и неделимое (греч. - не расчленяемое, не разрезаемое)

Демокрит отвергает тезис Парменида, что бытие одно. Атомов – бесчисленное множество. Атомы разделены пустотой. Небытие – пустота – непознаваемо, познаваемо лишь бытие (атомы).

Демокрит различает истинное бытие – мир атомов – мир истинный и познаваемый лишь разумом и мир чувственных вещей, – т.е. внешнюю видимость, сущность которой атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Как у элеатов – противопоставление знания и мнения.

Механический материализм: целое – сумма частей. Причина всего сущего – это беспорядочное движение атомов и их случайные столкновения.

Демокрит идет не от бытия к видимости, а от видимости к бытию. Бытие – бескачественно и прерывно. Небытие – пустота – непрерывно, лишено движения, не имеет частей.

Человек образуется из сцепления атомов в определенной форме. «Лишь во мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цвет, по истине же есть только атомы и пустота».

Вопрос: Попробуйте объяснить картину «Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит».

Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.

Главная тема – открытие мира человека и его сознания.

Протагор (490 – 420 до Р.Х.)

Горгий (480 – 380 до Р.Х.)

Критика оснований традиций греческой цивилизации, ее нравственных обычаев, устоев. Их порок – в непосредственности традиций культуры и обществе.


Право на существование должно быть обосновано, доказано субъективным сознанием.

Смысл греческого просвещения – популяризация философии, науки, риторики.

Софисты – первые стали получать гонорары за обучение.

Исходный принцип – Протагор – «человек есть мера всех вещей».

Критерий оценки – чувственная склонность индивида.

В теории познания отд. Индивид. - главный субъект познания.

Знание через органы чувств, но чувственное восприятие – субъективно.

Следовательно, – всякое человеческое знание относительно.

Объективное, истинное познание недостижимо – субъективный идеализм. (объективной истины не существует)

Критерий истины – отдельный индивидуум и его органы чувств. Следовательно, мировоззрение с. – субъективизм, релятивизм, скептицизм.

Если элеаты утверждали: мир мнения не существует, то софисты противоположное: только мир мнения и существует

Бытие – это чувственный мир индивидуального восприятия.

Главный принцип теоретического познания и этики – произвол индивида.

Релятивизм теоретического познания обосновывает нравственный релятивизм: любые правовые нормы, государственные законы и моральные оценки – условны.

Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).

Сократ сперва ученик софистов, затем их критикует. Основной вопрос, – что такое человек и его сознание?

Любимое изречение – познай самого себя, – было написано на стене храма Аполлона в Дельфах. Сохранилось предание, – что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто мудрейший из эллинов назвал Сократа.

Задача Сократа – выявить не только субъективное, но и объективное содержание сознания. Если софисты считали 1-ое мерой и судьей всего, то Сократ – 2-ое, т.е. разум (надындивидуальный) – дает не индивидуальное мнение, а всеобщее общеобязательное знание на основе понятий и строгом определении предметов.

Философия – как любовь к знанию – это нравственная деятельность. Знание – есть добро, основа добродетели. Безнравственный поступок – плод незнания истины – если человек знает, что хорошо – он никогда не поступит дурно. Дурной поступок – заблуждение, ошибка. Поскольку нравственное зло идет от незнания, следовательно, знание – источник нравственного совершенства.

Философия, как путь к знанию – средство формирования добродетельного человека и справедливого общества.

Жизнь и смерть Сократа символически раскрывают нам природу философии. Сократ пытался найти в сознании человека твердую опору для нравственности, права, государства. После того, как старые, традиционные основы были разрушены индивидуальной критикой софистов.

«Я знаю только то, что ничего не знаю».

Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.

Онтология.

Бытие – вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Если Демокрит понимал бытие как материальный физический атом, то Платон, как идеальное, бестелесное образование – идею


Бытие – это мир идей, вечных, неизменных, бессмертных.

Миру идей противостоит мир становления, где все становиться, возникает и уничтожается, но никогда не есть.

Платон писал: «Нужно отвратиться всей душой от всего становящегося, чтобы выдержать созерцание бытия».

Идеи Платон называет сущностями (от греч. глагола «быть»).

Видимые вещи существуют только в силу их причастности идеям.

Мир идей

Чувственный мир

Бытие

Вечное

Покоящееся

Бессмертное

Постигаемое разумом

Всегда себе тождественное

Неделимое

Становление

Временное

Движущееся

Смертное

Воспринимаемое чувствами

Всегда иное

делимое

Есть сходство с элеатами и пифагорейцами.

Отличие от элеатов: идей много.

Вопрос: как обеспечить их единство?

Чтобы решить этот вопрос Платон обращается к понятию «единого», но толкует его иначе, чем элеаты.

Единое – само не есть бытие, оно выше бытия (идей), составляет условие возможности мира идей.

Единое – это высшее благо, к которому все стремиться, но оно недоступно разуму, о нем нельзя сказать ничего кроме отрицания, оно по ту сторон убытия. Впоследствии для обозначения единого возник термин «трансцендентное».

Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).

3 основные онтологические субстанции.

Единое – основа бытия, не будучи мыслимым является принципом всего мыслимого.

Ум – противоположен единому, интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление, отграничен от всего материального, вещественного, становящегося.

Мировая душа – принцип самодвижения, соединяет мир идей и телесный мир, первопричина движения, вещь, которая сама себя движет (истечением мировой души является индивидуальная душа.

Онтология. Мир идей – бытие – мужское начало. Материя и пространство – небытие – женское начало.

Чувственно воспринимаемый мир – посередине, есть порождение идей и материи, кажущее бытие (детище).

Иерархия идей:

  1. Высшие идеи – блага, истины, прекрасного

  2. Идеи физических явлений и процессов – огонь, цвет, движение.

  3. Идеи отдельных единичных существ – человека, животных.

  4. Идеи предметов.

Определение идеи:

  1. Причина – источник бытия вещей.

  2. Принцип вещи – существует объективно в самой реальности (не понятия челов. ума и сознания).

  3. Образец

  4. Цель – к которой стремится все существующее.

  5. Идея – не только реальное бытие, но и мысль, понятие о бытии, родовое понятие о сущности предмета.

  6. Сущность всякой вещи.

Отметим платоновское различие между сущностью и явлением с тем, что существует по истине и тем, что не имеет истинного бытия.

«что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится и никогда не существует».

Гносеология.

Источник познания – воспоминание бессмертной души о мире идей.

Восприятие чувственных вещей дает не знание, а мнение.