ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 684
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема I: Основные этапы истории европейской философии
Основные этапы античной философии.
I Досократовский период (натурфилософия)
II – Классический период (единство гносеологии и этики).
III Эллинистический период (миф-логос-миф).
Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).
Итоги ранней греческой философии: космологизм.
Тема IV: Пифагор и пифагорейство
Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)
Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.
Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).
Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.
Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).
Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.
Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).
Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.
Тема XII: Философия Аристотеля.
Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».
Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.
Политика. Учение о государстве.
Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.
Св. Отцы об умеренности и целомудрии.
Эпикурейство и этика материализма.
Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.
Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).
Метод познания - диалектика – разумное постижение ис. сущ-х родов. бытия. – гипостезирование понятий – превращение в самостоятельную сущность, реальность общих понятий.
Гносеология – принципы познания – идея, а не чувственное знание. Любовь к идее (эрос) – основа всей теории познания, так что любовь и познание оказываются неразрывным целым.
Идея вовсе не оторвана от вещи, но является основанием осмысленного существования вещи и ее структуры.
Идеализм Платона – учение прежде всего онтологическое, его гносеологический аспект вторичен.
Но и с точки зрения гносеологии идеи – это идеи о формах бытия. А не сознания, сущности, а не явления
Идеализм Платона – это телеологический идеализм.
Мир идей – это мир целесообразности.
Идея блага – как высшая идея – стягивает другие идеи в общее единство – единство цели – благой цели.
Порядок мира целесообразен – все вещи стремятся достигнуть благо, хотя и не способны.
Бог и есть благо – Разум - (Целесообразность – это есть соответствие вещи ее идее).
Постигнуть идею – свести все многообразие чувства, причинно - обусловленных явлений и их сверхчувственному и целесообразному единству или закону.
Бытие – мир идей
Небытие – мир материи
Материя – беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире, т.е. каждая вещь чувственного мира причастно к бытию (миру идей) и небытию (материи).
Мир чувственных вещей – мир становления (Гераклит) – это мир единства противоположностей – бытия и небытия, идей и материи.
Таким образом у Платона диалектика бытия и небытия (ничто) приводит к становлению, которое и есть единство противоположностей.
Гностики: мировая душа – посредник между миром идей и чувственных вещей.
Ее назначение – постижение идей.
Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.
Платон – наследник этики Сократа (истинное знания – условие нравственных поступков).
Главная ценность – человек, общество, государство.
Метод диалектики – установление родовидовых отношений между понятиями (греч. dialektike – беседовать, рассуждать).
Знание – источник бытия – мира идей – основа этики.
А этика – условие возможности справедливого общества и идеального государства.
В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное тело. Душа, подобно идее – едина и неделима. Тело – подобно материи – делимо и состоит из частей.
Сущность души в ее единстве и самодвижении.
Все движущее себя само бессмертно.
То, что приводится в движение другим – конечно и смертно.
По Платону душа состоит из 2-х частей:
Высшей – стремящейся к благу
Низшей – чувственной
Платон – сторонник теории переселения душ.
Однако самые совершенные (высшие) души совсем оставляют земной мир и остаются в царстве идей.
Тело – темница души.
Чтобы освободится – душа должна очиститься, подчинившись чувственному влечению, высшему стремлению к благу, что возможно через познание идей, которые созерцает разумная душа.
Каждая душа до воплощения в тело пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи.
Истинное познание – это припоминание душой идей.
Выводы:
Учение Платона о государстве.
Этика в античности обнимала собой и социальную жизнь: Этика Платона также не индивидуальная, а общественная, социальная и подчинена идее справедливого общества и идеального государства, подчинена его политической теории.
Платон выделяет в человеке 3 части души:
- разумная.
- аффективная (эмоциональная).
- вожделеющая (чувственная).
Общество (государство) распадается на 3 социальные группы, соответствующие 3 типам души:
1. Мудрецы, философы – роль правителей, учители (управляющие государством
2.Воины, стражи – охрана, отличаются благородными страстями (храбрость).
3. Трудящиеся - крестьяне, ремесленники – занимаются физическим трудом, т.к. их душа изначально привержена телесно-физическому миру.
Но общая добродетель для всех сословий – это мера.
Ничего сверх меры – общий принцип греческой философии (мышления).
Умеренность – есть добродетель мудреца – учили впоследствии Аристотель, стоики, эпикурейцы.
По Платону – справедливое государство – высшее, что может быть на земле. Человек живет ради государства, а не государство ради человека: всеобщее господствует над индивидуальным.
Платон требовал, чтобы из начального и среднего образования была изгнана лирическая, сентиментальная музыка и поэзия, потому что она расслабляет человека, а жизнь требует мобилизации всех сил, — признавалось только то искусство, которое имело утилитарную функцию. Требовалось человека готовить к охране государства, или для мудрого правления.
Тема XII: Философия Аристотеля.
Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».
20 лет учился в Академии до смерти Платона. Затем был учителем юного Александра Македонского при дворе Филиппа. Вернулся в Афины, где основал собственную школу – Лицей (т.к. находился рядом с храмом Аполлона Ликейского), в саду. («перипатетики» - прогуливающиеся)
Аристотель овладел всей совокупностью знаний своего времени, изучил и систематизировал все предшествующие философии учения и заложил новые науки (впервые – физика, биология, некрология, логика, этика и т.п.)
Аристотель об учении Платона.
«Платон мне друг, но истина дороже».
По Платону – истинный мир, бытие – мир идей, или сущностей, отделенных от вещей, следовательно, истинное знание мира идей, вечного и неизменного, а познать реальный мир природы по Платону нельзя, о том, что движется и изменяется можно иметь лишь мнение, но не знание.
Аристотель видит ошибку Платона в том, что его идеи существуют самостоятельно и отдельно от реального чувственного мира. Разрыв между миром и его сущностью (т.е. идеей) – главный момент в аристотелевской критике платонизма. Идеи не составляют отдельного мира, как утверждал Платон, а находятся в самих вещах. По Аристотелю сущность мира не должна ему противостоять, но должна в нем (мире) находиться (в самих вещах). Аристотель находит самое уязвимое место в философии идеализма – это объяснение взаимосвязи и взаимоперехода явления и сущности, материального и идеального.
По Аристотелю все сущее состоит из 2-х основных начал – формы и материи. Аристотель ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее в этом чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное знание изменчивого чувственного мира (прид – го).
Аристотель дает понятию сущность иное, чем у Платона толкование. Отвергнув Платоновское учение о сверхчувственных идеях, отдельных от вещей.
Платон признавал реально существующими виды и роды, Аристотель же назвал сущностью, бытием – индивидуумы (т.е. неделимое (например конкретного человека), а виды и роды – лишь вторичные сущности, производные от первичных.
По Аристотелю: сущность (или субстанция) – это единичное, обладающее самостоятельностью, она может быть выражена в понятии и являться предметом строгого знания – науки.
Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику – задача которой в установке правил получения достоверных выводов из определенных посылок.
Формальная логика Аристотеля почти 2000 лет (до научной революции 17 – 18 вв.) была средством научного доказательства.
Познание бытия по Аристотелю – это анализ высказываний (по греч. - категорий). Аристотель выделяет 10 категорий: качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания и сущности. Последняя ближе к бытию и отождествляется с ним.
Сущность отвечает на вопрос: что есть вещь?
Раскрыть сущность вещи – значит дать ей определение, понятие вещи. Остальные 9 категорий отвечают на вопрос: каковы свойства вещи? Таким образом сущность первичнее отношения.
Хотя сущность – отдельный предмет (индивидуум), она не есть что-то воспринимаемое чувствами. Чувствами мы воспринимаем лишь свойства сущности, сама же сущность – единый, неделимый и невидимый носитель этих свойств.
Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.
Отвергнув платоновскую теорию идей как бестелесных сущностей, Аристотель выдвинул собственное учение, согласно которому все сущее происходит и состоит из 2-х основных начал (активного и пассивного) формы и материи. Дуализм (?)
Материю Аристотель понимает как и Платон – это пассивное начало. По Платону материя, как изменчивое и непостоянное, лишена определенности и непознаваема – не может быть предметом науки. В ранних диалогах Платона материя – это вообще небытие. В поздних – лишенный качеств субстрат (материал). Материя у Платона «восприемница и кормилица всего сущего» и может принять любую форму, т.к. сама бесформенна. Материя – есть возможность, а не действительность, и отождествляется с пространством.
Аристотель не принимает платоновского отождествления материи с пространством. Он согласен в том, что материя – это возможность (потенция). Но чтобы из потенциального стать актуально сущим материю должна ограничить форма.
Примеры: медный шар – медь + шарообразность (форма); человек – тело + душа (форма).
Материя бесконечно делима. Форма неделима и тождественна с сущностью вещи. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие – только из формы, лишены материи. Наиболее чистая форма – перводвигатель, вечный двигатель, источник движения и жизни Космоса.
Природа – это живая связь всех единичных субстанций, определяется чистой формой (вечный двигатель), которая причина и конечная цель всего сущего.
Таким образом, принцип телеологичности (целесообразности) – основа онтологии и физики А.
Физика Аристотеля – это учение о космосе. Космос – это большое конечное тело. Учение о конечности космоса вытекает из неприятия Платоном, Аристотелем и др. греческими философами и математиками греков – понятия актуальной бесконечности.
Мы видим, что противопоставление Аристотелем 2-х начал – формы и бытия – традиционно для греческой философии.
У Парменида – бытие и небытие, у Демокрита – атомы и пустота, у Платона – идея и материя.
Их всех объединяет дуализм единого, неделимого, неизменного и делимого, множественного, изменчивого.
И другая общая черта – это космоцентризм (кроме атомистов).
Понятие Бога у Аристотеля.
Бог – это перводвигатель, чистая, бестелесная форма форм.
-
источник творческой активности, наделяет все тела формай;
-
перводвигатель, который сам недвижен.
-
цель, к которой стремится все сущее и которая сообщает всему сущему целесообразность.
-
Источник природного порядка (не социального, как у Платона). Бог Аристотеля – это не платоновское Высшее Благо (срв. в христианском богословии), а предельное основание мироздания.
Как форма форм и перводвигатель – Бог находится вне, за пределами нашего мира (как у Платона).
Бог и первоматерия – задают и определяют границы мира – своеобразный дуализм.
Политика. Учение о государстве.
Высшая цель государства – достижение добродетельной жизни. Единый принцип греческой философии: человек для государства.
Человек – это общественное животное, наделенное разумом. Человек по природе живет сообща, только в общежитии он воспитается как нравственное существо.
Справедливое государство – средство воспитания.
Все античные философы признают законность и необходимость рабовладения. По Аристотелю – люди от природы не равны – кто не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
Аристотель выделяет 3 типа государственного устройства: монархия, аристократия, демократия. Монархия лучший тип правления, может, однако, выродится в деспотизм (беззаконная монархия). Аристократия — в олигархию, а демократия в охлократию (власть черни).
Типология 3-х уровней души: растительная, животная и разумная – наделена высшей из способностей – рассуждением и мышлением (разумной душой обладает лишь один человек).
Если у Платона – низшее, телесное начало – источник зла, то у Аристотеля – материя, тело – нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни.
Но сам разум не зависит от тела.
Разум – вечный и неизменный. Он одни способен к постижению бытия. Разум составляет сущность высшей из форм, свободной от материи – вечного двигателя – чистого мышления - Бога.
Высший разум – деятельное, созидательное начало, в отличии от пассивного разума – лишь воспринимающего и присущего человеку. В человеке бессмертен только разум – после смерти тела он сливается со вселенским разумом.
Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.
Этика Аристотеля начинается с понятия блага (греч. ?). Человеческое благо – это деятельность души сообразно добродетели [1].
Но помимо духовного блага необходимы и внешние блага – благородное происхождение, красота, удача, ибо без них невозможно блаженство.
Святой Григорий Богослов критикует такую ограниченность Аристотеля, лишающего бедных, больных и безродных блаженства.
Ведь по св. отцам: «блаженного нет никого, кроме праведного».
Добродетели Аристотель делит на 2 вида:
-
этические (действенные, волевые)
-
дианоэтические (интеллектуальные)
Этические добродетели – это середина между 2-мя пороками – избытком и недостатком.
Св. Отцы развивают мысли Аристотеля о добродетели как середине.
Св. Василий Великий: «Добродетель есть некая середина и соразмерность. Так мужество – есть середина, излишек – дерзость, а недостаток – робость [2].
Прп. Авва Дорофей: «Добродетели – суть царский путь, середина между излишеством и недостатком».
Понятие середины у Аристотеля аналогично понятию меры (pavqh) задача этических добродетелей – умерить страсти, препятствующие разуму. Сравнение у ап.Павла: «в членах моих вижу иной закон, противодействующий закону ума моего» (Рим.7:23).
Понятие страсти у Аристотеля отлично от святотеческого понятия страсти. У Аристителя страсти - это естественные переживания, эмоции. Всё чему сопутствует удовольствие или страдание. Перечень страстей у Аристотеля: гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость. Их нужно подчинять разуму, чтобы они не были чрезмерными. Впервые у Аристотеля встречается и термин «бесстрастие» (ajpaqiva, apatia) как спокойствие, безмятежность.
Близкое к Аристотелю определение страсти дает преп. Иоанн Дамаскин: «…страсть живого существа есть то, что зачем следует удовольствие или печаль». [3]. Страсть противоестественна и есть проявление греховности: «Страсть есть неразумное движение души, неумеренное и несогласное с природой». [4]. Дамаскин противопоставляет ей «энергию» – движение согласное с природой.
Христианская аскетика выделяет 8 основных страстей. По Евагрию Понтийскому: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. [5].