ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 694
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема I: Основные этапы истории европейской философии
Основные этапы античной философии.
I Досократовский период (натурфилософия)
II – Классический период (единство гносеологии и этики).
III Эллинистический период (миф-логос-миф).
Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).
Итоги ранней греческой философии: космологизм.
Тема IV: Пифагор и пифагорейство
Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)
Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.
Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).
Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.
Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).
Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.
Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).
Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.
Тема XII: Философия Аристотеля.
Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».
Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.
Политика. Учение о государстве.
Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.
Св. Отцы об умеренности и целомудрии.
Эпикурейство и этика материализма.
Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.
Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).
Строго говоря, можно спорить, так ли это на самом деле, но вовсе неочевидно, что это — глупость. Дело в том, что некий монах Гаунило,н написал опровержение в ответ на «Монолог...» Ансельма — «Книгу в защиту безумца» («безумца» потому, что если мыслить о Боге как о несуществующем есть противоречие, безумие, то в защиту этого безумия выступил этот монах). Мысль, которую высказал монах, настолько тривиальна, что она, во‑первых, сразу понятна, во-вторых, она столь часто повторяется, что диву даёшься, как можно 1000 лет твердить одно и то же и даже не подумать о том, что Ансельм рассуждал поглубже. Мысль такая: «Не всё существует, что человек думает». Человек может думать о волшебном острове, но это не значит, что волшебный остров существует. До чего плоское возражение, неужели же не ясно этому возражателю и всем, кто повторяет вслед за ними эту мысль, что Ансельм Кентерберийский прекрасно понимал, что не всякая ерунда, которая в голову приходит, обладает реальностью; трудно поверить, что Ансельм не мог додуматься, что нет волшебных островов и т.п. Люди возражают, но можно догадаться, что возражают не на то, на что надо бы возражать.
Рассуждения Ансельма намного сложнее и глубже, придирка должна носить гораздо более сложный характер. То, что Бог обладает всеми признаками, и наряду со всеми признаками должен обладать признаком существования — это мысль серьёзная, от неё не отмахнешься, приравняв её к мысли о волшебном острове. Более того, онтологическое доказательство бытия Божия повторяли потом Декарт, Спиноза, Лейбниц, что они, все дураки? — даже такое обывательское размышление. В русской философии им занимался С. Франк. Здесь есть глубокая мысль, и в силу этого, сделать из неё мысль очевидную и простую сложно.
Декарт модифицировал онтологическое доказательство бытия Божия: понятие о Боге имеет уникальный характер; корни этого понятия сосем иные, чем корни других понятий, так что с этим понятием нужно обращаться осторожно, это вовсе не выдумка, как говорят невежды. Это понятие настолько необычно, настолько парадоксально, что выдумать его нельзя.
Номинализм - приоритет воли над разумом. Nomen - лат. имя. Общие понятия - лишь имена. Универсалии - существуют после вещей. Расцвет номинализма в XIVв.
Основные представители:
Росцелин (XII век).
Уильям Оккам (1285 - 1349)
Для XIV века — заката схоластики характерен Оккам. Уроженец Англии, францисканец. Оккам был диалектик, логик и рационалист. Его даже прозвали «doctor invicibilis» — «непобедимый». XIV век — знаменитые тяжбы между Филиппом Красивым и папой римским. У Филиппа Красивого Оккам и действовал в защиту его занял жесткую номиналистическую позицию. По верному наблюдению проф. прот. В.Мустафина в начале классической схоластики (XII-XIII) доминировали реалисты (Ансельм), а на закате схоластики (XIV) — номинализм.
Аргументы Оккама. Надо отвергнуть выдуманные сущности понятий (идеи), потому что сущности предметов не надо без нужды удваивать. Точно такая же аргументация была у Аристотеля, когда он отвергал существование идей, которые предполагал Платон — в удвоении мира нет нужды.
По Оккаму, общие понятия — это совокупности общих признаков предметов (повторение хорошо знакомой мысли, что общие понятия получаются, когда рассудок человеческий абстрагирует у сходных предметов сходные признаки).
Тем самым, рационалистическая схоластика пришла к своему саморазложению, потому что такая установка об общих понятиях ведет к упадку рационализма, значит, и вообще рационалистической философии, каковой была схоластика.
Схоластическая страсть к логике и онтологии надоела людям, потому что именно образованные священнослужители были профессиональными носителями схоластической учёности. Поэтому в XIV веке обнаружилось отвращение к школьной учёности среди образованных людей мистического склада. Именно XIV век считается расцветом мистики («рейнская мистика» — западная Германия).
И. Буридан (XIVв.)
Главное в номинализме - идея Божественного всемогущества. Творение - акт Божественной воли.
Дунс Скотт (1266 - 1308). Зависимость разума от воли. Воля причина вечного бытия.
Главный удар нанес Оккам: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей.
Оккам - реально существует единичное.
Номинализм - отрицает онтологическую иерархию.
Интерес не к идеям, а к эмпирическим вещам. Познают не сущность вещи, а вещь в ее единичности. Знание - теперь установление связи между явлениями. Николай из Отрекура: ум – это не бытие, а представление о бытии. Здесь лежат истоки субъект-объектного разделения.(Субъективное истолкование ума).
В теологии номинализма: приоритет веры над знанием. Приоритет воли над разумом. Практически – нравственного начала над теорией.
В номинализме - истоки новоевропейского математического естествознания и материализма.