ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 694

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Тема I: Основные этапы истории европейской философии

Тема II: Хронология античной философии. Общая характеристика 3-х основных периодов античной философии.

Основные этапы античной философии.

I Досократовский период (натурфилософия)

II – Классический период (единство гносеологии и этики).

III Эллинистический период (миф-логос-миф).

Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).

Ионийская (милетская школа)

Итоги ранней греческой философии: космологизм.

Тема IV: Пифагор и пифагорейство

Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)

Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.

Онтология элейской школы.

Зенон (490 – 430г. до Р.Х).

Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).

Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.

Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).

Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.

Онтология.

Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).

Гносеология.

Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.

Учение Платона о государстве.

Тема XII: Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».

Аристотель об учении Платона.

Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.

Понятие Бога у Аристотеля.

Политика. Учение о государстве.

Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.

Св. Отцы об умеренности и целомудрии.

Тема XIV: Эллинистическая философия и разложение античной классической традиции. Основные философские школы. Эпикуреизм. Стоицизм. Учение о Логосе.

Эпикурейство и этика материализма.

Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.

Этика.

Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).

Тема XVIII: Средневековая философия. Схоластика (XII XIII вв.). Фома Аквинский. Реализм и номинализм.

Фома Аквинский (1225 - 1274).

Реализм и номинализм.

О родовых понятиях

Строго говоря, можно спорить, так ли это на самом деле, но вовсе неочевидно, что это — глупость. Дело в том, что некий монах Гаунило,н написал опровержение в ответ на «Монолог...» Ансельма — «Книгу в защиту безумца» («безумца» потому, что если мыслить о Боге как о несуществующем есть противоречие, безумие, то в защиту этого безумия выступил этот монах). Мысль, которую высказал монах, настолько тривиальна, что она, во‑первых, сразу понятна, во-вторых, она столь часто повторяется, что диву даёшься, как можно 1000 лет твердить одно и то же и даже не подумать о том, что Ансельм рассуждал поглубже. Мысль такая: «Не всё существует, что человек думает». Человек может думать о волшебном острове, но это не значит, что волшебный остров существует. До чего плоское возражение, неужели же не ясно этому возражателю и всем, кто повторяет вслед за ними эту мысль, что Ансельм Кентерберийский прекрасно понимал, что не всякая ерунда, которая в голову приходит, обладает реальностью; трудно поверить, что Ансельм не мог додуматься, что нет волшебных островов и т.п. Люди возражают, но можно догадаться, что возражают не на то, на что надо бы возражать.

Рассуждения Ансельма намного сложнее и глубже, придирка должна носить гораздо более сложный характер. То, что Бог обладает всеми признаками, и наряду со всеми признаками должен обладать признаком существования — это мысль серьёзная, от неё не отмахнешься, приравняв её к мысли о волшебном острове. Более того, онтологическое доказательство бытия Божия повторяли потом Декарт, Спиноза, Лейбниц, что они, все дураки? — даже такое обывательское размышление. В русской философии им занимался С. Франк. Здесь есть глубокая мысль, и в силу этого, сделать из неё мысль очевидную и простую сложно.

Декарт модифицировал онтологическое доказательство бытия Божия: понятие о Боге имеет уникальный характер; корни этого понятия сосем иные, чем корни других понятий, так что с этим понятием нужно обращаться осторожно, это вовсе не выдумка, как говорят невежды. Это понятие настолько необычно, настолько парадоксально, что выдумать его нельзя.



Номинализм - приоритет воли над разумом. Nomen - лат. имя. Общие понятия - лишь имена. Универсалии - существуют после вещей. Расцвет номинализма в XIVв.

Основные представители:

Росцелин (XII век).

Уильям Оккам (1285 - 1349)

Для XIV века — заката схоластики характерен Оккам. Уроженец Англии, францисканец. Оккам был диалектик, логик и рационалист. Его даже прозвали «doctor invicibilis» — «непобедимый». XIV век — знаменитые тяжбы между Филиппом Красивым и папой римским. У Филиппа Красивого Оккам и действовал в защиту его занял жесткую номиналистическую позицию. По верному наблюдению проф. прот. В.Мустафина в начале классической схоластики (XII-XIII) доминировали реалисты (Ансельм), а на закате схоластики (XIV) — номинализм.


Аргументы Оккама. Надо отвергнуть выдуманные сущности понятий (идеи), потому что сущности предметов не надо без нужды удваивать. Точно такая же аргументация была у Аристотеля, когда он отвергал существование идей, которые предполагал Платон — в удвоении мира нет нужды.

По Оккаму, общие понятия — это совокупности общих признаков предметов (повторение хорошо знакомой мысли, что общие понятия получаются, когда рассудок человеческий абстрагирует у сходных предметов сходные признаки).

Тем самым, рационалистическая схоластика пришла к своему саморазложению, потому что такая установка об общих понятиях ведет к упадку рационализма, значит, и вообще рационалистической философии, каковой была схоластика.

Схоластическая страсть к логике и онтологии надоела людям, потому что именно образованные священнослужители были профессиональными носителями схоластической учёности. Поэтому в XIV веке обнаружилось отвращение к школьной учёности среди образованных людей мистического склада. Именно XIV век считается расцветом мистики («рейнская мистика» — западная Германия).




И. Буридан (XIVв.)

Главное в номинализме - идея Божественного всемогущества. Творение - акт Божественной воли.

Дунс Скотт (1266 - 1308). Зависимость разума от воли. Воля причина вечного бытия.

Главный удар нанес Оккам: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей.

Оккам - реально существует единичное.

Номинализм - отрицает онтологическую иерархию.

Интерес не к идеям, а к эмпирическим вещам. Познают не сущность вещи, а вещь в ее единичности. Знание - теперь установление связи между явлениями. Николай из Отрекура: ум – это не бытие, а представление о бытии. Здесь лежат истоки субъект-объектного разделения.(Субъективное истолкование ума).

В теологии номинализма: приоритет веры над знанием. Приоритет воли над разумом. Практически – нравственного начала над теорией.

В номинализме - истоки новоевропейского математического естествознания и материализма.




37