ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 688

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Тема I: Основные этапы истории европейской философии

Тема II: Хронология античной философии. Общая характеристика 3-х основных периодов античной философии.

Основные этапы античной философии.

I Досократовский период (натурфилософия)

II – Классический период (единство гносеологии и этики).

III Эллинистический период (миф-логос-миф).

Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).

Ионийская (милетская школа)

Итоги ранней греческой философии: космологизм.

Тема IV: Пифагор и пифагорейство

Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)

Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.

Онтология элейской школы.

Зенон (490 – 430г. до Р.Х).

Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).

Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.

Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).

Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.

Онтология.

Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).

Гносеология.

Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.

Учение Платона о государстве.

Тема XII: Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».

Аристотель об учении Платона.

Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.

Понятие Бога у Аристотеля.

Политика. Учение о государстве.

Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.

Св. Отцы об умеренности и целомудрии.

Тема XIV: Эллинистическая философия и разложение античной классической традиции. Основные философские школы. Эпикуреизм. Стоицизм. Учение о Логосе.

Эпикурейство и этика материализма.

Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.

Этика.

Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).

Тема XVIII: Средневековая философия. Схоластика (XII XIII вв.). Фома Аквинский. Реализм и номинализм.

Фома Аквинский (1225 - 1274).

Реализм и номинализм.

О родовых понятиях

Умеренность, как «середину в наслаждениях» Аристотель называет «целомудрием» (греч. swfrouvnh). [6].

Она имеет в античности онтологический смысл. «Признаком добродетели является наличие меры. Но мера – это свойство идеального мира, мира форм, предела, в противоположность хаотической материи, лишенной границ, меры и предела». [7].

Св. Отцы об умеренности и целомудрии.

Св. Иоанн Златоуст: «Сия есть сеть диавольская – ни в чем не соблюдать умеренности». [8].

Св. Григорий Нисский: «Один неудержимо утопает в удовольствиях. Другой и братом гнушается наравне с прелюбодеянием; середина же есть целомудрие». [9]

Дианоэтические (интеллектуальные) добродетели у Аристотеля – это мудрость, рассудительность, практичность, занятие наукой и искусством. Через них душа «достигает истины» [10].

По Аристотелю разум в человеке есть высшее, божественное начало, а созерцательная деятельность разума – высшая добродетель и высшее блаженство. Сравн. у Августина: «жить блаженно, значит жить согласно разуму». [11]

По Аристотелю мудрый человек становится богоподобным. «Избыток добродетели делает людей, как говорят, богами» [12]. Эта мысль Аристотеля об обожении развивается и в неоплатонизме, и у Св. Отцов. По Плотину конечная цель добродетельной жизни – обожение. Ориген: «Высшее благо – делаться подобными Богу» [13]. Св. Григорий Богослов: «Награда добродетели – стать богом» [14].

В заключении еще одна «христианская мысль» Аристотеля: «Не нужно следовать увещаниям: человек должен разуметь человеческое, а смертный – смертное; напротив, насколько возможно надо возвышаться до бессмертия, и делать все ради жизни, соответствующей наивысшему в себе». [15]



[1] Аристотель. Никомахова этика, т.4, с.64.

[2] Василий Великий. Толкование на пророка Исаию.

[3] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

Ч.22 СПб, 1894, с.94

[4] Там же с. 94 – 95.

[5] Евагрий. О восьми помыслах (Добротолюбие. Т.1.)

[6] Аристотель Никомахова этика, с. 120

[7] Блонский П. Философия Плотина. М. 1918. С. 60.

[8] Св. Иоанн Златоуст Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 2.

[9] Св. Григорий Нисский. О жизни Моисея. Т.1. с.366.

[10] Аристотель Никомахова этика. с. 174 – 175.

[11] Августин. Против академиков. С. 7.

[12] Аристотель Никомахова этика. с. 191.

[13] Ориген. О началах. С. 290 – 291.

[14] Св. Григорий Богослов. Письмо 135. Т.2. с. 496

[15] Аристотель Никомахова этика. с. 283.



ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА.

Тема XIV: Эллинистическая философия и разложение античной классической традиции. Основные философские школы. Эпикуреизм. Стоицизм. Учение о Логосе.

Эпоха Эллинизма - от 322 г. - смерти Александра Македонского до 529 г. - закрытия имп. Юстинианом последней языческой философской школы.

Эллинизм начинается с «сократических школ».

Но если у Сократа человек подчинен обществу и государству, то у эллинизма - субъективизм, индивидуализм. Он ближе к софистам.


Классическая греческая философия (Аристотель) и наука - основана на принципах всеобщности, необходимости и достоверности знания.

Эллинистическая философия из теоретического знания (системы) превращается в умонастроение, самоощущение человека, потерявшего себя в мире (И. Бродский).

Основные школы:

Кинизм (от греч. кинос - собака). Диоген, Антисфен). В этике аморализм, цинизм.

Эпикуреизм - Эпикур (340 - 270 до Р.Х.), Лукреций Карр (99 - 55 до Р.Х.).

Стоицизм

Скептицизм

Эклектизм - римский оратор и политик Цицерон (106 - 43 до Р.Х.) - воплощение римской образованности - риторики и энциклопедизма.

Эпикурейство и этика материализма.

Эпикур (341 - 270 до Р.Х.).

Лукреций Карр (99 - 55 до Р.Х.).

Основа этики индивидуализм, а не общество. Индивид первичен.

Пересмотр классического определения человека.

В отличие от стоиков, эпикурейская этика - гедонистична. (от греч. hedone - удовольствие). Удовольствие - это цель человеческой жизни. Высшее удовольствие - это атараксия (невозмутимость духа), душевный покой и безмятежность. Для их достижения необходимо умерить страсти и плотские влечения и подчинить их разуму.

Материализм: религия, загробная жизнь - суеверие. Душа человека умирает вместе с телом, ибо также состоит из атомов (атомизм).

Эпикур писал: «Смерти не надо бояться, ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет».

Различие философии стоиков и эпикурейцев:

Идеал стоиков - бесстрашие перед ударами судьбы.

Идеал эпикурейства - не моральный, а эстетический, наслаждение самим собой.

Эпикурейство - это просвещенный и уточненный эгоизм.


Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.

Главное понятие – универсальный разум или Логос.

  • мировой принцип, зиждущий вселенную (онтология).

  • принцип истинного познания (гносеология).

  • принцип человеческого поведения (этика).

Логос – универсальный вселенский разум.

Цель стоиков – примирить дуализм понятия у Аристотеля и монизм бытия у ионийцев. Стоики убеждены в единстве разума и материи. Стоицизм – это преобразование философии Аристотеля в монизм.

Божество у стоиков – физическая субстанция, из которой образуется тело вселенной, и универсальный логос, который определяет собою формы, свойства и отношения и законы вещей, одушевляя природу и сообщая сознание организмам. Это Божество находится в физическом взаимодействии с природными стихиями, которые из него образовались. Т.е. оно и материя мира, и его форма, и его субстанция и его закон, его стихия, и его душа, или разум.

Бог – это одновременно и весь мир, все вещи и начало мира, лучшее в нем (часть и целое).

Мудрый один свободен, т.к. внутренне солидарен со всемирным логосом.

Стоики не первые пришли к идее божественного разума как закона вселенной, в котором совпадает логическая и физическая необходимость, но они глубже других осознали этот логос имманентным миру и человеку.


Пантеизм стоиков – философский, а не религиозный. Все отцы Церкви 1-3 вв. веков были в своей философии стоики – они учили о Логосе как законе, открывающемся в сознании человека, как об универсальном Промысле, господствующем в мире.

Разум (логос), живущий в нас, в людях – это эманация божественного разума. Знание, возвышающееся над чувственным восприятием – есть раскрытие в нас Логоса. Логос возвышает нас над животной жизнью и связывает с Богом.

Эпиктет писал: «Логос (разум) – есть то, что делает человека человеком. Мы должны украшать не тело, а то, что составляет нашу суть – т.е. разум».

Высшая свобода и Богоподобие человека состоят в сознательном подчинении высшему разуму – божественному Слову.

Задача философа – питать в себе божество и уподобляться Логосу, чтобы стать Богом из человека.

Идея Логоса определяет этику стоиков близкую сократовской этике.

Жить сообразно природе это значит жить сообразно разуму – истинному слову, которым зиждется природа. Все добро от божественного разума, живущего в нас. Все зло от неповиновения разуму.

Таким образом, Логос – универсальный принцип познания и физического мира. Задача стоиков не религиозная, а философская – примирить национальное многобожие с философским монизмом.

Этика.

Философия (для стоиков) – не отвлеченная наука, а, прежде всего жизненная мудрость, она несет освобождение человека от власти внешнего мира.

Главное достоинство мудреца – это свобода от внешнего мира. Мудрец не должен стремиться к чувственным удовольствиям, он не раб собственных страстей. Мудрец не боится смерти: от стоиков идет понимание философии как науки умирать (образец – Сократ).

Но в отличии от Сократа стоики ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему (бесстрастие – или апатия).

Бесстрастие (апатия) – нравственный идеал стоиков.

Пессимизм умостроения стоиков хорошо передал Пушкин.

«На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Основатель стоицизма грек Зенон из Китиона (333 – 262 г. до Р.Х.)

Главные представители римского стоицизма:

Сенека (5 до Р.Х. – 65 н.э.)- гл. соч. – «Нравственные письма к Луцилию»

Эпиктет (ок. 50. – ок. 140) - «Беседы»

Марк Аврелий (121 – 180) – римский император, автор философских размышлений «Наедине с собой».


Тема XVI: Эллинистическая культура и учение Филона Александрийского о Логосе.


Город Александрия основан Александром Македонским в Египте – столице империи Птолемеев (династический центр эллинистической культуры и философии, где два квартала из пяти считались еврейскими). Космополитическое иудейское “рассеяние” усваивало греческий язык и греческую философию (образованность).

Здесь в Александрии происходит первая встреча греческой философии, с ее универсальным принципом разума и слова, с монотеистической религией. Таким образом, Александрия становится центром новой еврейской эллинистической культуры.


В начале III века до Р.Х. – перевод Библии на греческий язык по указу Птолемеев, получивший название “Септуагинта”. Впоследствии в среде раввинов талмудистов этот «перевод 70-ти толковников» стал считаться роковым бедствием и грехом в истории Израиля, как создание золотого тельца. “Тьма покрывала всю землю в течении трех дней, после того, как он был окончен”. (в талмуде тред – цех.)

Хотя закон Моисея является средоточием национальной религиозной жизни Израиля в “рассеянии”, Св. Писание уже здесь читается и понимается по гречески.

По мере преобретения греческого образования еврейская религия осознается, как самая разумная историческая религия. Закон Моисея понимается как Мудрость, как Божественное Слово и Разум, сообразно которому устроен мир и устроена жизнь человека.

Единый, предвечный, всемогущий и всеведующий Бог, осуществляющий на земле свою вечную правду, открывший ее через пророков. Такое учение произвело на некоторых эллинов сильное впечатление, но не смогло их заставить принять обрезание.

Так же космополитическая культура Древней Греции и Рима не могла и с враждебно относилась к гордыму, упорныму и варварскиму национализму евреев, к их презрению к другим богам и народам – их человеконенавистничеству.

Еврейская пропаганда и политика решала две задачи:

  1. рациональное объяснение закона нравственности.

  2. разработка рационального учения о Боге и посредствующих силах.

Эти две задачи совпадали с греческим умозрением, которое различало Бога и природу, пыталось найти посредство между ними.

Уже в ветхозаветной книге Премудрости мы видим проповедь веры Израиля, обращенную к эллинам. Здесь Премудрость – посредница откровения космического начала, принцип универсального разума, как и логос у греков. Таким образом, заключая в себе начала исторической философии, закон Моисея должен быть истолкован в общерациональном смысле – развивая аллегорическое объяснение Св. Пис. – то, что непонятно, есть символ, образ, аллегория.






Филон Александрийский (20 г до н.э. – 54 г н.э.)


Филон – типичный александрийский еврей - эллинист, эклектик. Философия для Филона уже дана – это «божественная философия Моисея и всех греческих философов».

Моисей изложил историческую философию в виде символов, греки – в форме отдельного учения. Моисей в чистоте – исключительно Божественное Откровение, а учение греков – это частные попытки человеческого разума проникнуть в Божественное Откровение (несовершенные).

Правильный метод философии – читать между строк и толковать святые книги.

Филон – апологет иудаизма перед эллинами, миссионер, а философия играет у него служебную роль. Эллинистическая философия Филона соединяет:

  • учение стоиков

  • язык платоновской философии и т.д.

Филон - выдающий экзегет (греч. экзегесис – толкование), толкователь Св. Писания. .


Но, без предварительной подготовки ума, экзегеза невозможна, поэтому существуют два условия толкования:

  • Божественная благодать.

  • изучение философии и свободных наук.

По Филону мудрость Библии и творения философов имеют один источник – Божественный Разум. Но греки и иудеи идут к нему разными путями.

Филон – первый среди еврейских экзегетов помещает Бога за пределы мира, как чистую трансценденцию.

Из факта несовершенства человеческого языка Филон делает вывод, что постигать Бога следует путем отрицания, т.е. указывает на то, чем Бог не может быть. Когда все возможности разума языка исчерпаны, возникает выход через экстаз – лишаясь обычного разума, человек обретает сверхразумную интуицию (мистическую), соединяющую его с Богом (непосредственно).

Но путь мистического Богопознания через толкования Откровения – это первый путь, второй – опосредованный или косвенный.

Филон отождествляет Логос греческих философов (порядок мироздания) с божественной Премудростью, со Словом, с помощью которого Бог творит мир. Логос у Филона – и разумный порядок мира и одновременно посредник между Богом и миром.

Бог выше Логоса и может нарушать мировой порядок (чудо).

Человеческий разум – отражение Логоса.

Греческие философы, постигая устройство мира, творения, косвенно познавали Творца – здесь истоки катафатического богословия (об атрибутах Бога судят по сотворенному им миру).

Логос – высшее творение Бога.

Энгельс назвал Филона «настоящим отцом христианства».

Христианское богословие (Ориген) до I Никейского собора (325 г) представляло соотношение трансцендентного Бога, Логоса и мира, так же, как Филон. На Соборе учение Филона было отвергнуто как языческое.

Поздний талмудический иудаизм также отверг учение Филона, ибо, Филон, в отличии от ортодоксального раввинистического иудаизма, библейскую священную историю понимал не буквально, а аллегорически.


Тема XVI: Эллинистическая и византийская философия. (IIIVII вв). Языческий и христианский неоплатонизм. Сходство между неоплатонической триадой и христианской Троицей. Различие между неоплатонической триадой и христианской Троицей.




Эллинистическая византийская философия характеризуется отказом от материализма и полным господством объективного идеализма. Термины стоического платонизма и неоплатонизма образуют язык византийской философии. Проблематика в основном богословская. И христианские Святые Отцы и язычники-неоплатоники принадлежали к одному социальному кругу - образованной аристократии (элите). Например: Василий Великий и Григорий Богослов учились в Афинах вместе с будущим императором Юлианом-Отступником. Единый язык философии.


Общая преданность всех философов идее “Священной империи” («Sacrum Imperium“) определяет контекст философских учений.

Неразрывность имперской идеи и православной веры.