ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 659

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Тема I: Основные этапы истории европейской философии

Тема II: Хронология античной философии. Общая характеристика 3-х основных периодов античной философии.

Основные этапы античной философии.

I Досократовский период (натурфилософия)

II – Классический период (единство гносеологии и этики).

III Эллинистический период (миф-логос-миф).

Тема III: Возникновение древнегреческой философии (VIIв.).

Ионийская (милетская школа)

Итоги ранней греческой философии: космологизм.

Тема IV: Пифагор и пифагорейство

Тема V: Гераклит (конец VIв. 544 – 480гг. до Р.Х.)

Тема VI: Элейская школа. Ксенофан. Парменид. Зенон.

Онтология элейской школы.

Зенон (490 – 430г. до Р.Х).

Тема VII: Атомизм. Левкипп. Демокрит (470 – 370 гг. до Р.Х.).

Тема VIII: Софисты: греческое просвещение.

Тема IX: Этический рационализм Сократа (470 – 399).

Тема X: Платон (427 – 347 гг. до Р.Х.). Онтология и гносеология Платона.

Онтология.

Учение о триаде. (Единое. Ум. Мировая душа).

Гносеология.

Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.

Учение Платона о государстве.

Тема XII: Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».

Аристотель об учении Платона.

Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.

Понятие Бога у Аристотеля.

Политика. Учение о государстве.

Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.

Св. Отцы об умеренности и целомудрии.

Тема XIV: Эллинистическая философия и разложение античной классической традиции. Основные философские школы. Эпикуреизм. Стоицизм. Учение о Логосе.

Эпикурейство и этика материализма.

Тема XV: Стоицизм. Учение о Логосе. Этика.

Этика.

Тема XVII: Средневековая философия. Патристика. (II – VIII век).

Тема XVIII: Средневековая философия. Схоластика (XII XIII вв.). Фома Аквинский. Реализм и номинализм.

Фома Аквинский (1225 - 1274).

Реализм и номинализм.

О родовых понятиях

Метод познания - диалектика – разумное постижение ис. сущ-х родов. бытия. – гипостезирование понятий – превращение в самостоятельную сущность, реальность общих понятий.

Гносеология – принципы познания – идея, а не чувственное знание. Любовь к идее (эрос) – основа всей теории познания, так что любовь и познание оказываются неразрывным целым.

Идея вовсе не оторвана от вещи, но является основанием осмысленного существования вещи и ее структуры.

Идеализм Платона – учение прежде всего онтологическое, его гносеологический аспект вторичен.

Но и с точки зрения гносеологии идеи – это идеи о формах бытия. А не сознания, сущности, а не явления

Идеализм Платона – это телеологический идеализм.

Мир идей – это мир целесообразности.

Идея блага – как высшая идея – стягивает другие идеи в общее единство – единство цели – благой цели.

Порядок мира целесообразен – все вещи стремятся достигнуть благо, хотя и не способны.

Бог и есть благо – Разум - (Целесообразность – это есть соответствие вещи ее идее).

Постигнуть идею – свести все многообразие чувства, причинно - обусловленных явлений и их сверхчувственному и целесообразному единству или закону.

Бытие – мир идей

Небытие – мир материи

Материя – беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире, т.е. каждая вещь чувственного мира причастно к бытию (миру идей) и небытию (материи).

Мир чувственных вещей – мир становления (Гераклит) – это мир единства противоположностей – бытия и небытия, идей и материи.

Таким образом у Платона диалектика бытия и небытия (ничто) приводит к становлению, которое и есть единство противоположностей.

Гностики: мировая душа – посредник между миром идей и чувственных вещей.

Ее назначение – постижение идей.

Тема XI: Проблема души и тела у Платона. Учение о государстве.

Платон – наследник этики Сократа (истинное знания – условие нравственных поступков).

Главная ценность – человек, общество, государство.

Метод диалектики – установление родовидовых отношений между понятиями (греч. dialektike – беседовать, рассуждать).

Знание – источник бытия – мира идей – основа этики.

А этика – условие возможности справедливого общества и идеального государства.

В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное тело. Душа, подобно идее – едина и неделима. Тело – подобно материи – делимо и состоит из частей.

Сущность души в ее единстве и самодвижении.

Все движущее себя само бессмертно.

То, что приводится в движение другим – конечно и смертно.

По Платону душа состоит из 2-х частей:

Высшей – стремящейся к благу

Низшей – чувственной

Платон – сторонник теории переселения душ.

Однако самые совершенные (высшие) души совсем оставляют земной мир и остаются в царстве идей.

Тело – темница души.

Чтобы освободится – душа должна очиститься, подчинившись чувственному влечению, высшему стремлению к благу, что возможно через познание идей, которые созерцает разумная душа.


Каждая душа до воплощения в тело пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи.

Истинное познание – это припоминание душой идей.

Выводы:

Учение Платона о государстве.

Этика в античности обнимала собой и социальную жизнь: Этика Платона также не индивидуальная, а общественная, социальная и подчинена идее справедливого общества и идеального государства, подчинена его политической теории.

Платон выделяет в человеке 3 части души:

- разумная.

- аффективная (эмоциональная).

- вожделеющая (чувственная).

Общество (государство) распадается на 3 социальные группы, соответствующие 3 типам души:

1. Мудрецы, философы – роль правителей, учители (управляющие государством

2.Воины, стражи – охрана, отличаются благородными страстями (храбрость).

3. Трудящиеся - крестьяне, ремесленники – занимаются физическим трудом, т.к. их душа изначально привержена телесно-физическому миру.

Но общая добродетель для всех сословий – это мера.

Ничего сверх меры – общий принцип греческой философии (мышления).

Умеренность – есть добродетель мудреца – учили впоследствии Аристотель, стоики, эпикурейцы.

По Платону – справедливое государство – высшее, что может быть на земле. Человек живет ради государства, а не государство ради человека: всеобщее господствует над индивидуальным.

Платон требовал, чтобы из начального и среднего образования была изгнана лирическая, сентиментальная музыка и поэзия, потому что она расслабляет человека, а жизнь требует мобилизации всех сил, — признавалось только то искусство, которое имело утилитарную функцию. Требовалось человека готовить к охране государства, или для мудрого правления.


Тема XII: Философия Аристотеля.

Аристотель (384 – 323 гг) до Р.Х. родился в г. Стагире. Поэтому прозван «Стагирит».

20 лет учился в Академии до смерти Платона. Затем был учителем юного Александра Македонского при дворе Филиппа. Вернулся в Афины, где основал собственную школу – Лицей (т.к. находился рядом с храмом Аполлона Ликейского), в саду. («перипатетики» - прогуливающиеся)

Аристотель овладел всей совокупностью знаний своего времени, изучил и систематизировал все предшествующие философии учения и заложил новые науки (впервые – физика, биология, некрология, логика, этика и т.п.)

Аристотель об учении Платона.

«Платон мне друг, но истина дороже».

По Платону – истинный мир, бытие – мир идей, или сущностей, отделенных от вещей, следовательно, истинное знание мира идей, вечного и неизменного, а познать реальный мир природы по Платону нельзя, о том, что движется и изменяется можно иметь лишь мнение, но не знание.

Аристотель видит ошибку Платона в том, что его идеи существуют самостоятельно и отдельно от реального чувственного мира. Разрыв между миром и его сущностью (т.е. идеей) – главный момент в аристотелевской критике платонизма. Идеи не составляют отдельного мира, как утверждал Платон, а находятся в самих вещах. По Аристотелю сущность мира не должна ему противостоять, но должна в нем (мире) находиться (в самих вещах). Аристотель находит самое уязвимое место в философии идеализма – это объяснение взаимосвязи и взаимоперехода явления и сущности, материального и идеального.


По Аристотелю все сущее состоит из 2-х основных начал – формы и материи. Аристотель ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее в этом чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и доказательное научное знание изменчивого чувственного мира (прид – го).

Аристотель дает понятию сущность иное, чем у Платона толкование. Отвергнув Платоновское учение о сверхчувственных идеях, отдельных от вещей.

Платон признавал реально существующими виды и роды, Аристотель же назвал сущностью, бытиеминдивидуумы (т.е. неделимое (например конкретного человека), а виды и роды – лишь вторичные сущности, производные от первичных.

По Аристотелю: сущность (или субстанция) – это единичное, обладающее самостоятельностью, она может быть выражена в понятии и являться предметом строгого знания – науки.

Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику – задача которой в установке правил получения достоверных выводов из определенных посылок.

Формальная логика Аристотеля почти 2000 лет (до научной революции 17 – 18 вв.) была средством научного доказательства.

Познание бытия по Аристотелю – это анализ высказываний (по греч. - категорий). Аристотель выделяет 10 категорий: качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания и сущности. Последняя ближе к бытию и отождествляется с ним.

Сущность отвечает на вопрос: что есть вещь?

Раскрыть сущность вещи – значит дать ей определение, понятие вещи. Остальные 9 категорий отвечают на вопрос: каковы свойства вещи? Таким образом сущность первичнее отношения.

Хотя сущность – отдельный предмет (индивидуум), она не есть что-то воспринимаемое чувствами. Чувствами мы воспринимаем лишь свойства сущности, сама же сущность – единый, неделимый и невидимый носитель этих свойств.

Понятия «материя» и «формы» у Аристотеля.

Отвергнув платоновскую теорию идей как бестелесных сущностей, Аристотель выдвинул собственное учение, согласно которому все сущее происходит и состоит из 2-х основных начал (активного и пассивного) формы и материи. Дуализм (?)

Материю Аристотель понимает как и Платон – это пассивное начало. По Платону материя, как изменчивое и непостоянное, лишена определенности и непознаваема – не может быть предметом науки. В ранних диалогах Платона материя – это вообще небытие. В поздних – лишенный качеств субстрат (материал). Материя у Платона «восприемница и кормилица всего сущего» и может принять любую форму, т.к. сама бесформенна. Материя – есть возможность, а не действительность, и отождествляется с пространством.

Аристотель не принимает платоновского отождествления материи с пространством. Он согласен в том, что материя – это возможность (потенция). Но чтобы из потенциального стать актуально сущим материю должна ограничить форма.


Примеры: медный шар – медь + шарообразность (форма); человек – тело + душа (форма).

Материя бесконечно делима. Форма неделима и тождественна с сущностью вещи. Низшие сущности состоят из материи и формы. Высшие – только из формы, лишены материи. Наиболее чистая формаперводвигатель, вечный двигатель, источник движения и жизни Космоса.

Природа – это живая связь всех единичных субстанций, определяется чистой формой (вечный двигатель), которая причина и конечная цель всего сущего.

Таким образом, принцип телеологичности (целесообразности) – основа онтологии и физики А.

Физика Аристотеля – это учение о космосе. Космос – это большое конечное тело. Учение о конечности космоса вытекает из неприятия Платоном, Аристотелем и др. греческими философами и математиками греков – понятия актуальной бесконечности.

Мы видим, что противопоставление Аристотелем 2-х начал – формы и бытия – традиционно для греческой философии.

У Парменида – бытие и небытие, у Демокрита – атомы и пустота, у Платона – идея и материя.

Их всех объединяет дуализм единого, неделимого, неизменного и делимого, множественного, изменчивого.

И другая общая черта – это космоцентризм (кроме атомистов).

Понятие Бога у Аристотеля.

Бог – это перводвигатель, чистая, бестелесная форма форм.

  • источник творческой активности, наделяет все тела формай;

  • перводвигатель, который сам недвижен.

  • цель, к которой стремится все сущее и которая сообщает всему сущему целесообразность.

  • Источник природного порядка (не социального, как у Платона). Бог Аристотеля – это не платоновское Высшее Благо (срв. в христианском богословии), а предельное основание мироздания.

Как форма форм и перводвигатель – Бог находится вне, за пределами нашего мира (как у Платона).

Бог и первоматерия – задают и определяют границы мира – своеобразный дуализм.

Политика. Учение о государстве.

Высшая цель государства – достижение добродетельной жизни. Единый принцип греческой философии: человек для государства.

Человек – это общественное животное, наделенное разумом. Человек по природе живет сообща, только в общежитии он воспитается как нравственное существо.

Справедливое государство – средство воспитания.

Все античные философы признают законность и необходимость рабовладения. По Аристотелю – люди от природы не равны – кто не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничение, справедливость, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Аристотель выделяет 3 типа государственного устройства: монархия, аристократия, демократия. Монархия лучший тип правления, может, однако, выродится в деспотизм (беззаконная монархия). Аристократия — в олигархию, а демократия в охлократию (власть черни).


Типология 3-х уровней души: растительная, животная и разумная – наделена высшей из способностей – рассуждением и мышлением (разумной душой обладает лишь один человек).


Если у Платона – низшее, телесное начало – источник зла, то у Аристотеля – материя, тело – нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни.

Но сам разум не зависит от тела.

Разум – вечный и неизменный. Он одни способен к постижению бытия. Разум составляет сущность высшей из форм, свободной от материи – вечного двигателя – чистого мышления - Бога.

Высший разум – деятельное, созидательное начало, в отличии от пассивного разума – лишь воспринимающего и присущего человеку. В человеке бессмертен только разум – после смерти тела он сливается со вселенским разумом.

Тема XIII: Аристотель и святоотеческая этика.

Этика Аристотеля начинается с понятия блага (греч. ?). Человеческое благо – это деятельность души сообразно добродетели [1].

Но помимо духовного блага необходимы и внешние блага – благородное происхождение, красота, удача, ибо без них невозможно блаженство.

Святой Григорий Богослов критикует такую ограниченность Аристотеля, лишающего бедных, больных и безродных блаженства.

Ведь по св. отцам: «блаженного нет никого, кроме праведного».

Добродетели Аристотель делит на 2 вида:

  • этические (действенные, волевые)

  • дианоэтические (интеллектуальные)

Этические добродетели – это середина между 2-мя пороками – избытком и недостатком.

Св. Отцы развивают мысли Аристотеля о добродетели как середине.

Св. Василий Великий: «Добродетель есть некая середина и соразмерность. Так мужество – есть середина, излишек – дерзость, а недостаток – робость [2].

Прп. Авва Дорофей: «Добродетели – суть царский путь, середина между излишеством и недостатком».

Понятие середины у Аристотеля аналогично понятию меры (pavqh) задача этических добродетелей – умерить страсти, препятствующие разуму. Сравнение у ап.Павла: «в членах моих вижу иной закон, противодействующий закону ума моего» (Рим.7:23).

Понятие страсти у Аристотеля отлично от святотеческого понятия страсти. У Аристителя страсти - это естественные переживания, эмоции. Всё чему сопутствует удовольствие или страдание. Перечень страстей у Аристотеля: гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость. Их нужно подчинять разуму, чтобы они не были чрезмерными. Впервые у Аристотеля встречается и термин «бесстрастие» (ajpaqiva, apatia) как спокойствие, безмятежность.

Близкое к Аристотелю определение страсти дает преп. Иоанн Дамаскин: «…страсть живого существа есть то, что зачем следует удовольствие или печаль». [3]. Страсть противоестественна и есть проявление греховности: «Страсть есть неразумное движение души, неумеренное и несогласное с природой». [4]. Дамаскин противопоставляет ей «энергию» – движение согласное с природой.

Христианская аскетика выделяет 8 основных страстей. По Евагрию Понтийскому: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. [5].