Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 1745

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

45

уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть

назначено максимальное наказание, не превышающее двух

50

 лет лишения

свободы (статья 3 Федерального закона «О мировых судьях в Рос
сийской Федерации»

51

);

дела об административных правонарушениях, отнесенные к

его юрисдикции (компетенции) КоАП Российской Федерации (статьи 22.1,
23.1, 30.1).

Итак, подсистема судов общей юрисдикции сложно организована. Она

является в настоящий момент четырехуровневой. В ней представлены суды
всех инстанций. Иерархические или инстанционные связи имеют как касса"
ционный (господствующий тип), так и апелляционный (скорее как исключе"
ние) характер. Кроме того, в системе широко представлены сложные над"
зорные полномочия, увеличивающие число инстанций до неопределенного,
поскольку отсутствует детальная правовая регламентация этого института
(см. схему 3.1).

Организация и деятельность судов общей юрисдикции регулируется

нормами:

" Конституции Российской Федерации 1993 года;
" Федерального конституционного закона «О судебной системе Россий"

ской Федерации»

52

;

" Федерального конституционного закона «О военных судах Российской

Федерации»

53

;

" Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»

54

;

" Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве

судебных участков в субъектах Российской Федерации»

55

;

" Федерального закона «О народных заседателях федеральных судов

общей юрисдикции в Российской Федерации»

56

;

" Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

57

" ГПК РСФСР;
" УПК Российской Федерации и УПК РСФСР.
Рассмотрим теперь институциональные (предметные) и инстанционные

параметры подсистемы судов арбитражной юрисдикции.

50

Часть 1 статьи 31 УПК РФ содержит иной предел – 3 года.

51

Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6270.

52

Там же. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4825.

53

Там же. 1999. № 26. Ст. 3170.

54

Там же. 1998. № 51. Ст. 6270.

55

Там же. 2000. № 1. Ст. 1; 2001. № 7. Ст. 611.

56

Там же. 2000. № 2. Ст. 158.

57

Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981. №28. Ст.976 с многочисленными
изменениями и дополнениями.


background image

46

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает в

качестве суда первой и надзорной инстанций (статья 10 Федерального
конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской
Федерации»)
.

В качестве суда первой инстанции этот суд рассматривает (статья 24

АПК Российской Федерации):

" экономические споры между Российской Федерацией и субъектами

Российской Федерации;

" дела о признании недействительными (полностью или частично) не"

нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации
и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и на"
рушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Федеральный арбитражный суд округа является кассационным

судам, который рассматривает дела по жалобам и протестам на решения
федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации, выне"
сенных последними по первой и второй инстанциям (статья 24 Феде
рального конституционного закона «Об арбитражных судах в
Российской Федерации»)
.

Федеральный арбитражный суд субъекта Российской Федера

ции сочетает в себе суд как первой, так и второй (апелляционной) инстанций
(статья 26 Федерального конституционного закона «Об арбит
ражных судах в Российской Федерации»)
.

В качестве суда первой инстанции эти суды рассматривают дела

по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных
и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осу"
ществляющими предпринимательскую деятельность без образования юри"
дического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя,
приобретенный в установленном законом порядке, а также между Россий"
ской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами
Российской Федерации (статья 22 АПК Российской Федерации), в
частности, споры:

1) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено зако"

ном или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного
суда согласована сторонами;

2) об изменении условий или о расторжении договоров;
3) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
4) о признании права собственности;
5) об истребовании собственником или иным законным владельцем иму"

щества из чужого незаконного владения;

6) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не

связанном с лишением владения;


background image

47

7) о возмещении убытков;
8) о признании недействительными (полностью или частично) ненорма"

тивных актов государственных органов, органов местного самоуправления
и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым
актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

9) о защите чести, достоинства и деловой репутации;
10) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного

документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцепт"
ном) порядке;

11) об обжаловании отказа в государственной регистрации либо укло"

нения от государственной регистрации в установленный срок организации
или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена
законом;

12) о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными

органами, органами местного самоуправления и иными органами, осущест"
вляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмот"
рен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

13) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осу"

ществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке
с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;

14) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения,

изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предприни"
мательской и иной экономической деятельности (далее – об установлении
фактов, имеющих юридическое значение);

15) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
В качестве суда второй (апелляционной) инстанции суды этой

группы рассматривают дела по жалобам и протестам на собственные реше"
ния, не вступившие в юридическую силу (см. схему 2.3.3).

Итак, подсистема судов арбитражной юрисдикции также является слож"

ноорганизованной, но трехуровневой (все уровни – федеральные). В ней
также представлены суды всех инстанций, хотя расположение инстанций
существенно отличается от подсистемы судов общей юрисдикции. Иерархи"
ческие или инстанционные связи имеют как кассационный, так и апелля"
ционный характер. Опять"таки в отличие от подсистемы судов общей юрис"
дикции эти начала равновелики. Кроме того, в системе широко представлены
надзорные полномочия (см. схему 3.2).

Организация и деятельность арбитражных судов регулируется нормами:
" Конституции Российской Федерации 1993 года;
" Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в

Российской Федерации»

58

;

58

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589.


background image

48

" Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных

судов субъектов Российской Федерации»

59

;

" АПК Российской Федерации.

59

Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2288.


background image

III. Ñîäåðæàíèå (ïðèíöèïû) ñóäåáíîé âëàñòè

Особое внимание сфере регулирования судебной власти, как уже было выше
отмечено, уделяется в странах, воспринявших идею разделения властей в
качестве основного принципа построения государства (а таких подавляющее
большинство), поскольку в этом случае ценность суда – главного гаранта
прав и свобод человека, с одной стороны, и института, имеющего системо"
образующую роль в схеме «сдержек и противовесов», с другой стороны –
не подвергается сомнению. По общему правилу конституции и законы этих
государств раскрывают содержание судебной власти, ее социальных задач и
функций посредством формирования представления о надлежащем, должном
правосудии.

Доктрина естественного или должного правосудия, надлежащей правовой

процедуры

60

, сформировавшаяся в Великобритании к концу XVII века

61

,

послужила фундаментом создания национальных концепций. Но к сере"
дине ХХ века эти представления получили международное признание

62

. В

1948 году впервые была предпринята попытка сформулировать универсаль"
ные принципы правосудия. В текст Всеобщей декларации прав человека
были включены статья 7, провозгласившая равенство всех перед законом,
статья 8, установившая право на эффективную судебную защиту, осущест"
вляемую компетентным, созданным на основе закона судом, или право на

60

Представления о естественном или должном правосудии формировались как
на уровне прецедентов, так и на уровне научной доктрины. К ним относятся
такие максимы как: 

«

каждый имеет право на справедливый и скорый суд

»

,

«

каждый имеет право быть уведомленным о слушании дела

»

«

каждый имеет

право высказаться при рассмотрении его дела

»

«

никто не может быть судьей

в своем деле» и т. д. См. подробнее: Dr. Bonham’s Case, Co Rep. 1135 (1610),
Dr. Bentley‘s Case, 1 Stra. 577 (1723).

61

Впервые термин «надлежащая правовая процедура» встречается, по мнению
Н. С. Крыловой, в статуте Эдуарда III (1355). Он также был провозглашен в
Великой хартии вольностей. См.: Крылова Н.С. Судебная система Великобри"
тании // Судебные системы зарубежных стран. М., 1991. С. 99–100.

62

См. подробнее: Дженис М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право в области
прав человека. Практика и комментарии. М., 1997. С. 436–438.