Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 1747

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

55

2) запрета на создание чрезвычайных судов и трибуналов (часть 3

статьи 119 Конституции Российской Федерации).

С другой стороны, в России созданы условия для осуществления неза

висимой судебной власти в смысле содержательном или, иными
словами, беспристрастной судебной власти
. Так же как в первом
случае, здесь необходимо, создание законодательных правил и формирование
соответствующей практики. К числу первых относятся:

1) формирование принципа беспристрастности или подчинения судей и

судов во время осуществления правосудия только закону (часть 1 статьи 120
Конституции Российской Федерации);

2) создание гарантий беспристрастности, в том числе формирование

законодательного запрета государственным органам и иным субъектам
права вмешиваться в осуществление правосудия судами (часть 5 статьи 5
Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской
Федерации»);

3) формирование соответствующих правовых институтов ответствен"

ности за вмешательство в осуществление правосудия в уголовном законе
(там же).

Говоря о принципе независимости судебной власти в ее содержательном

аспекте нельзя не остановиться на проблемах, связанных с конституционно"
правовым статусом ее конкретных носителей – судей, ведь именно в нем
фактически реализуется эта идея. Как и основные принципы статуса судебной
власти, принципы статуса судей исходят из представлений о естественном или
должном правосудии и так же нашли свое выражение в международных доку"
ментах: «Статус судей означает обеспечение компетентности, независимости
и беспристрастности, которых любой человек законно ожидает от судебных
органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Он исклю"
чает любое положение и любую процедуру, способные поколебать доверие к
этой компетентности, независимости и беспристрастности» (пункт 1.1 Евро"
пейской хартии о статусе судей).

Независимость судьи в институциональном смысле этого понятия или

его самостоятельность, так же как и самостоятельность судебной власти,
сегодня признаны в нашей стране. Судьи составляют самостоятельную часть
публичной или государственной службы, выделяются в обособленную кате"
горию носителей политической власти (категория «А»

71

). Обеспечение судей

осуществляется через специальный орган – Судебный Департамент при
Верховном Суде Российской Федерации в отношении судей судов общей
юрисдикции, через соответствующие подразделения Верховного Суда – в
отношении судей самого Верховного Суда, через соответствующие подразде"
ления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – в отношении
судей федеральных арбитражных судов, через соответствующие подразде"
ления конституционных (уставных) судов – в отношении судей этого вида


background image

56

судебных органов, через соответствующие подразделения секретариата
Конституционного Суда – в отношении судей этого высокого Суда. Бюджет
судебной системы сегодня – самостоятельные строки в федеральном бюд"
жете. И, наконец, судьи обладают четко определенной законом компетен"
цией – рассматривать административные, гражданские и уголовные дела,
дела о конституционности и иные дела в соответствующем суде.

Значительно большее внимание необходимо уделить второму аспекту

принципа независимости – беспристрастности или подчинения судьи только
закону. Российское законодательство содержит сложную систему гарантий,
призванных обеспечить как объективную, так и субъективную беспристраст"
ность

72

 судьи в процессе рассмотрения им дела.

I.

Объективную беспристрастность судьи призваны обеспечить

следующие меры.

Вопервых, формирование такого порядка отбора, назначения

судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности
только интересам правосудия, но не политическим, корпоратив
ным или иным интересам, и исключал бы какие бы то ни было фор
мы дискриминации
 (п.10 Основных принципов). Процесс формирования
судейского корпуса включает в себя две основные стадии: стадию предвари"
тельного отбора и собственно формирования.

В большинстве современных государств в процессе формирования судей"

ского корпуса участвуют все три ветви государственной власти, причем этот
признак проявляется как на стадии предварительного отбора, так и соб"
ственно формирования. Обратим внимание, что обычно стадия предвари"
тельного отбора начинается с дополнительного обучения в специальных
заведениях и прохождения специальных стажировок (практик), в организации
и проведении которых активно участвуют как судебная, так и исполнительная
ветви власти. Так, во Франции (статья 16 Органического закона о статусе
магистратуры), например, претендент на судейскую (и прокурорскую) долж"
ность должен успешно закончить Национальную школу магистратов (28 ме"
сяцев). К поступающему предъявляются серьезные требования:

1) наличие высшего юридического образования;
2) состояние во французском гражданстве не менее 5 лет;
3) обладание полным объемом гражданских прав;
4) безупречная репутация;
5) наличие и соблюдение воинской обязанности;
6) отсутствие заболеваний, препятствующих выполнять судейские обя"

занности;

71

См. часть 1 статьи 1 Федерального закона «Об основах государственной служ"
бы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Феде"
рации. 1995. № 31. Ст. 2990, 1999. № 8. Ст. 974.


background image

57

7) для поступающих по конкурсу (имеется также и форма – направление

от суда, Министерства юстиции и т. д.) – предельный возраст 27 лет.

Для нашей страны наиболее актуальным представляются ограничения,

содержащиеся во французском законе, связанные с запретом назначения на
должность судьи юриста, который в течение последних (перед назначением)
5 лет работал в качестве адвоката, нотариуса или судебного исполнителя
в пределах округа апелляционного суда, хотя бы назначение и происходило
в суд первой инстанции. В Австрии

73

 обязательным является получение

специального образования (продолжительность 5 лет), но не в некой школе,
а под руководством судьи"наставника. Претендент должен быть дееспособ"
ным австрийским гражданином, обладать безупречной репутацией, получить
диплом о юридическом образовании (полном). В течение работы с судьей"
наставником кандидат на должность судьи осваивает программу семи само"
стоятельных этапов: судебную практику с одновременными занятиями на
подготовительных курсах; практику в качестве судьи"стажера; обучение в
течение 2 лет при суде, прокуратуре, адвокатуре, Министерстве юстиции,
органах, исполняющих судебные решения, и некоторых др.; обучение в судеб"
ной академии; судебную практику; экзамен на должность судьи при высшем
суде земли; собственно назначение на должность. К последнему седьмому
этапу претендент должен соответствовать еще более высоким требованиям:
успешно завершить четвертый и шестой этапы; получить степень доктора
права. В состав экзаменационных комиссий, как правило, входят судьи, в
том числе судьи, пребывающие в отставке, работники правоохранительных
органов, работники парламентов (обычно юридических служб), профессора
университетов

74

.

Процедура отбора кандидатов на должности судей достаточно различает"

ся, но в настоящий момент наиболее широко распространено формирование

72

Подробнее о различении этих двух аспектов беспристрастности см.: Дженис М.,
Кей Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и
комментарии. М., 1997. С. 468–485.

73

Подробнее об организации судебной власти в Австрии см.: Елисеев Н.Г. Граж"
данское процессуальное право зарубежных стран: Источники, судоустройство,
подсудность. М., 2000. С. 121–136.

74

Отметим, что роль университетской науки чрезвычайно высока, а в Германии, где
кандидат на должность судьи должен пройти два этапа – теоретический в гер"
манском университете (не менее 4 семестров) и практический, так называемая
подготовительная служба в течение 2 лет – каждый из которых завершается
сдачей экзаменов, причем после первого этапа экзамен носит теоретический
характер, после второго в большей степени практический, роль университетского
профессора имеет решающий характер, он принимает участие как в первом
экзамене (практически все члены экзаменационной комиссии – представители
науки), так и во втором (где представительство юридической науки около 50%).


background image

58

органов типа высшего совета магистратуры

75

, на заседаниях которых обсуж"

даются имеющиеся кандидатуры, как правило, представляемые министром
юстиции. В состав такого совета обычно входят (по пропорциональным
квотам, при условии, что представительство судей – более половины членов
совета) представители всех трех ветвей власти, а также независимые члены,
назначаемые (избираемые) в состав совета, исходя из их авторитетности и
компетентности в данной сфере. Обычно члены совета назначаются (из"
бираются) на определенный срок (3–5 лет). Достаточно показателен со"
став Всепольского Судебного Совета: первый заместитель Верховного Суда
Польши, председатель военной коллегии этого суда, 9 судей судов общей
юрисдикции, один судья низшего военного суда, 4 депутата Сейма, 2 сенато"
ра, министр юстиции, представитель, назначенный Президентом Польши
(всего 21 человек). Процедуры формирования соответствующей квоты оче"
видны: выборы в парламенте и судах, назначение со стороны Президента
Республики. В Высшем Совете Магистратуры Франции в большей степени
представлен судейский корпус: три судьи кассационного суда Франции, три
судьи судов иных инстанций, один член Государственного Совета Франции,
министр юстиции. Все 9 членов Высшего Совета Магистратуры назначаются
Президентом Республики, который председательствует в Совете.

Судебные советы обладают не только полномочием по рассмотрению и

отбору кандидатур на должности судей, они играют существенную роль в
руководстве судебной системой, в широком смысле этого слова, осуществляя
рассмотрение заявлений о переводах судей, их продвижении по службе,
определяя общее количество судей в судах различного вида и уровня, давая
заключения по вопросам, связанным с судейской этикой и дисциплинарной
ответственностью, рассматривая вопросы обучения судей и работы акаде"
мий правосудия и тому подобных учреждений. Иными словами, эти органы
выступают и в качестве самостоятельных гарантов независимости судей и
судебной власти.

Завершающая стадия процесса формирования судейского корпуса –

процедура назначения или избрания судьи. Наиболее распространенным
способом формирования сегодня является назначение, выборы – относи"
тельно редкое явление, характерное скорее для порядка формирования

75

Впервые Высший Совет Магистратуры был учрежден в Италии в 1907 году, но
его деятельность не была успешной. Организационная модель и объем ком"
петенции этого органа были пересмотрены в ходе подготовки Конституции
1947 года и впоследствии именно эта модель легла в основу органов соответ"
ствующего типа в других странах – Генеральный Совет Испанского Королев"
ства, Высший Совет Магистратуры Французской Республики, Генеральный
Судебный Совет Монголии, Всепольский Судебный Совет, Высший Судебный
Совет Болгарии и др.


background image

59

низших судов, типа мировых

76

. Нередко избираются и судьи высших судов

страны, например судьи Конституционного Суда Германии (половина –
бундестагом, половина – бундесратом). Судьи чаще всего назначаются на
свои посты президентами (Австрия, США, Польша) или монархами (Велико"
британия), судьи низших судов могут назначаться министрами юстиции или
иными профильными министрами (Австрия, Германия), в Великобритании
назначение в низшие суды обычно осуществляет лорд"канцлер или по его
поручению лорд – главный судья Апелляционного суда.

В Российской Федерации процесс формирования судейского кор

пуса также включает две основные стадии. Первая – отбор кандидата на
должность судьи, вторая – собственно назначение или избрание. Кроме
того, необходимо обозначить еще одну стадию – вступление в должность.
Прежде чем описать содержание этого процесса, сделаем вводное замечание:
процедуры отбора и назначения судей на должность дифференцированы в
зависимости от уровня и вида суда, а также в зависимости от должности,
которую будет занимать будущий судья в конкретном суде.

Первая стадия процесса формирования

77

 корпуса судей федеральных

судов

78

, как выше уже было отмечено, в свою очередь реализуется в не"

сколько этапов:

76

Обычно эти судьи избираются непосредственно населением соответствующего
участка. Такова практика Великобритании. В 40 штатах США судьи избираются,
в 30 – только судьи низших судов. В остальных – назначаются губернатором.
Отбор кандидатов в этой стране осуществляется министерством юстиции. Де"
тальная характеристика способов формирования судебного корпуса США приве"
дена в кн.: Ball H. Courts & Politics. The Federal Judicial System. New Jersey, 1987.
P. 185–224; Филиппов С. В. Судебная система США. М., 1980. С. 128–129.
Интересны также сведения о профессиональном опыте судей федеральных
окружных судов, назначенных при 5 американских президентах, приведенные
в: Carp R. A., Stidham R. The Federal Courts. W., 1985. P. 92–95.

77

Обратим внимание, здесь процесс будет охарактеризован в целом. Особенности
назначения (избрания) на должность отдельных категорий судей будут раскрыты
несколько ниже.

78

В настоящий момент процесс отбора кандидата на судейскую должность осу"
ществляется в соответствии с требованиями статьи 5 Закона Российской Фе"
дерации 

«

О статусе судей в Российской Федерации» 1992 года, действующего

с изменениями и дополнениями (Ведомости Съезда народных депутатов Рос"
сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30.
Ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26.
Ст. 2399; 2000. № 26. Ст. 2736), причем в части, не противоречащей нормам
федеральных конституционных законов 

«

О судебной системе Российской Фе"

дерации

»

«

О Конституционном Суде Российской Федерации» и 

«

О военных

судах Российской Федерации

»

.