Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 1741
Скачиваний: 3
40
В соответствии с этой статьей, а также статьей 3 Федерального консти"
туционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»
45
Конституционный Суд
46
:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской
Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящим"
ся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и
совместному ведению органов государственной власти Российской Федера"
ции и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Феде"
рации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
договоров между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Феде"
рации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской
Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
А в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона
«О референдуме Российской Федерации» Конституционный Суд также
проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Рос"
сийской Федерации в отношении национального референдума, по запросу
Президента Российской Федерации.
45
Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст.1447; 2001.
№ 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.
46
Подробнее о правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации
см.: Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российс"
кой Федерации». Комментарий. М., 1996; Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Консти"
туционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998; Витрук Н.В. Конститу"
ционное правосудие. 1991–2001. М., 2001.
41
Практически любой из перечисленных объектов конституционного кон"
троля может содержать гражданско"правовые элементы, поэтому мы пред"
почли так подробно их описать.
Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации сопоставима с компетенцией Конституционного
Суда Российской Федерации, но применительно к конституции (уставу)
соответствующего субъекта Российской Федерации (см. схему 2.1)
47
.
Верховный Суд Российской Федерации (см. схему 2.2.1) сочетает
в себе, по сути, три суда: суд первой инстанции, суд второй (кассационной)
инстанции и суд надзорной (третьей
48
) инстанции.
В качестве суда первой инстанции он рассматривает:
Гражданские
49
дела (статья 116 ГПК РСФСР):
1) об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Фе"
дерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации;
2) об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ве"
домств, касающихся прав и свобод граждан;
3) об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;
4) о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и
международных общественных объединений;
5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной из"
бирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц (за
исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия
(бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референ"
дума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации в случаях, предусмотренных федеральным по законодательством);
6) разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Фе"
дерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации,
47
Подробно об организации и деятельности конституционных (уставных) судов
субъектов Российской Федерации см.: Кряжков В.А. Конституционная юстиция
в субъектах Российской Федерации. М., 2000; Митюков М. А., Барнашов А.М.
Очерки конституционного правосудия. Томск, 1999; Несмеянова С.Э. Консти"
туционное правосудие в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000; Овсе"
пян Ж. И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Рос"
сийской Федерации. М., 2001.
48
Законодатель не использует это обозначение, мы пользуемся им для упрощения.
49
По сложившейся в советские годы традиции под понятием «гражданские дела»
в ГПК понимаются и дела, возникающие из собственно гражданских правоот"
ношений (собственности, обязательств и т. п.), и дела, возникающие из адми"
нистративных правоотношений (в том числе связанных с административными
правонарушениями), и дела, возникающие из жилищных, трудовых, избиратель"
ных и т. п. правоотношений.
42
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уголовные дела особой сложности или особого общественного зна"
чения, которые он вправе принять к своему производству по собственной
инициативе либо по инициативе Генерального прокурора Российской Феде"
рации при наличии ходатайства обвиняемого (статья 38 УПК РСФСР,
см. также часть 4 статьи 31 и статья 452 УПК РФ).
Эти полномочия реализуют специализированные судебные коллегии:
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным
делам, Военная коллегия.
В качестве суда второй (кассационной) инстанции Верховный
Суд Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам
на решения судов верховных судов республик, краевых, областных судов,
судов городов федерального значения (Москвы и Санкт"Петербурга), суда
автономной области и судов автономных округов, военных окружных (флот"
ских) судов, вынесенные ими по первой инстанции и не вступившие в юриди"
ческую силу, а также на собственные решения, вынесенные по первой ин"
станции и не вступившие в юридическую силу. Рассмотрение осуществляется
по материалам дела, хотя участниками процесса могут быть представлены и
новые факты.
Эти полномочия в первом случае реализуются названными выше судеб"
ными коллегиями, а во втором – Кассационной коллегией Верховного Суда
Российской Федерации.
В качестве суда надзорной (третьей) инстанции Верховный
Суд Российской Федерации рассматривает дела по протестам на всту"
пившие в юридическую силу судебные решения судов общей юрисдикции
по гражданским, административным и уголовным делам. Исключение со"
ставляют только решения мировых судей по уголовным делам. Для данной
группы дел высшей надзорной инстанцией выступает президиум соответ"
ствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда
города федерального значения (Москвы и Санкт"Петербурга), суда авто"
номной области и суда автономного округа.
Эти полномочия реализуются и специализированными судебными кол"
легиями в отношении решений федеральных районных и мировых судей (по
гражданским делам) и Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города
федерального значения (Москвы и СанктПетербурга), суд ав
тономной области и суд автономного округа, а также военный
окружной (флотский) суд, так же как и Верховный Суд Российской
Федерации, фактически включают в свой состав три суда, однако их ком"
петенция иная (см. схему 2.2.2).
43
В качестве суда первой инстанции рассматривает:
Гражданские дела (статья 115 ГПК РСФСР):
1) дела, связанные с государственной тайной;
2) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государ"
ственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации;
3) дела о прекращении или приостановлении деятельности межрегио"
нальных и региональных общественных объединений;
4) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избиратель"
ной комиссии республики, края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии
по выборам в федеральные органы государственной власти, органы госу"
дарственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих
комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением
решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие)
нижестоящих избирательных комиссий);
5) иные дела, которые могут быть отнесены федеральными законами к
подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда
города федерального значения, суда автономной области и суда автономного
округа.
Уголовные дела (статьи 36–37 УПК РСФСР, часть 3 статьи 31
УПК РФ):
1) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126
частью третьей, 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями
второй и третьей, 208 частью первой, 209–212 частью первой, 227, 263
частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275–279, 281,
290 частями третьей и четвертой, 294–302, 303 частями второй и третьей,
304, 305, 316 (в части, касающейся укрывательства преступлений, перечис"
ленных в настоящей статье), 317, 318 частью второй, 321 частью третьей,
322 частью второй, 353–358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного
кодекса Российской Федерации;
2) а также все дела, содержащие сведения, составляющие государствен"
ную тайну.
В качестве суда второй (кассационной) инстанции эта группа
судов рассматривает гражданские и уголовные дела по жалобам и проте"
стам на решения федеральных районных судов, вынесенные ими по первой
инстанции и не вступившие в юридическую силу. С 2000 года областные и
приравненные к ним суды обладают также кассационными полномочиями
в отношении решений федеральных районных судов, вынесенных в апел"
ляционном порядке в отношении решений мировых судей по уголовным
делам.
Эти полномочия реализуют специализированные судебные коллегии и
составы.
44
В качестве суда надзорной (третьей) инстанции эта группа суда
рассматривает дела по жалобам на решения районных и мировых судей,
вступившие в юридическую силу.
Эти полномочия реализуют президиумы судов этой группы.
Федеральный районный суд выступает в качестве суда первой
инстанции и в качестве суда второй (апелляционной) инстанции
в отношении решений мирового судьи, вынесенных последним по первой
инстанции и не вступивших в юридическую силу (см. схему 2.2.3). Военный
гарнизонный суд рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции
федерального районного суда и мирового судьи, но только в качестве суда
первой инстанции (нижестоящих военных судов, соотносимых с уровнем
мирового судьи, как это было показано выше, не существует).
Федеральный районный суд рассматривает в качестве суда
первой инстанции:
" все гражданские дела, за исключением дел, предусмотренных статья"
ми 113, 114.1–116 ГПК РСФСР. А в субъектах Российской Федерации,
где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относя"
щиеся к их компетенции, также рассматриваются судьями районных судов
(единолично) (статья 114 ГПК РСФСР);
" все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам или
военным судам, а также дел, подсудных мировому судье (статья 35 УПК
РСФСР, часть 2 статьи 31 УПК РФ).
Мировой судья выступает только в качестве суда первой инстанции
(см. схему 2.2.4.). Он рассматривает гражданские дела (статья 113
ГПК РСФСР):
1) о выдаче судебного приказа;
2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о
детях;
3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
4) дела, возникающие из семейно"правовых отношений, за исключением
дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о
лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения)
ребенка;
5) по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот
минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент
подачи заявления;
6) возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восста"
новлении на работе;
7) об определении порядка пользования земельными участками, стро"
ениями и другим недвижимым имуществом;
8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции ми"
ровых судей;