Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 1749
Скачиваний: 3
65
ляется, что конституционный законодатель, говоря о «дополнительных тре"
бованиях» имел в виду «иные», например безупречную репутацию, знание
языков (для многонациональных субъектов Российской Федерации, где
правосудие может осуществляться и на отличном от русского языке), на"
личие второго высшего образования (например, экономического, для судей
подсистемы арбитражных судов или управленческого – для будущих админи"
стративных судов) и, такой важный, как наличие судейского (а не вообще
юридического) стажа работы. Только при таком подходе статья 119 Консти"
туции Российской Федерации сохраняет смысл.
Как выше уже отмечалось, кандидат на судейскую должность должен
успешно сдать квалификационный экзамен. Положение об экзаменационных
комиссиях по приему квалификационного экзамена утверждено приказом
министра юстиции №66/16"01 от 12 августа 1993 года (31 мая 1999 года
Судебный департамент при Верховном Суде России утвердил также Поло"
жение об экзаменационных комиссиях по приему экзамена на должность
судьи суда общей юрисдикции), и в этом Положении мы находим перечень
лиц, которые могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена,
тем самым осуществляется некоторая коррекция названных выше законо"
дательных норм. К квалификационным экзаменам могут быть допущены:
а) лица, ранее не избиравшиеся судьями, в том числе и те, кто в качестве
народных заседателей временно исполнял обязанности судьи;
б) лица, хотя и работавшие судьями, но ушедшие с должности судьи;
в) судьи, пребывающие в отставке и пожелавшие вновь вернуться на
судейскую должность.
Остановимся еще на одной проблеме, связанной с процедурой отбора
кандидата на должность судьи. Существенную роль в этом процессе, как
очевидно, играют квалификационные коллегии судей. Именно эти органы
формируют экзаменационные комиссии, утверждая их персональный со"
став и программу экзамена, они же дают заключение по результатам этого
экзамена о возможности назначения на должность конкретного кандидата
(статья 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской
Федерации», статья 13 Закона о судебной системе). Учитывая, что квалифи"
кационные коллегии играют решающую роль и в осуществлении судейской
карьеры, включая вопросы приостановления и прекращения полномочий
судьи, их квалификационной аттестации, кратко охарактеризуем их.
Квалификационные коллегии судей формируются отдельно для общих,
военных и арбитражных судов. Образованы и действуют Высшая квалифи"
кационная коллегия, квалификационные коллегии Верховного и Высшего
Арбитражного судов Российской Федерации, квалификационные коллегии
судей окружных арбитражных судов и квалификационные коллегии судей
субъектного уровня, а также квалификационные коллегии судей военных
округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил (пункт 1 Положения
66
о квалификационных коллегиях судей
89
). В состав квалификационных кол"
легий входят только судьи, в том числе в ряде случаев председатели судов
и их заместители. Количественный и персональный состав квалификацион"
ных коллегий устанавливают съезды (конференции) и советы судей соот"
ветствующего уровня, на заседаниях которых происходят выборы членов
квалификационных коллегий (пункты 3–6 Положения). Срок полномочий
квалификационных коллегий – 3 года. В настоящее время в парламенте
находится на рассмотрении проект Федерального закона «Об органах судей"
ского сообщества в Российской Федерации» (часть «президентского пакета
законов о судебной реформе»). Этот проект предполагает включение в состав
квалификационных коллегий представителей общественности (не более
1/3 от состава; избираются соответственно законодательными (представи"
тельными) органами субъектов Российской Федерации) и представителя
Президента России (назначается персонально в каждую коллегию).
В заключение отметим, что выше был рассмотрен процесс отбора кан"
дидата на должность судьи, отбор кандидатов на должности председателей
и заместителей судов, членов президиумов происходит по упрощенной схеме,
поскольку, как правило, на должность назначается лицо, уже отправляющее
судейскую должность в том или ином суде. В этом случае первые стадии не
реализуются и первоначальный отбор фактически осуществляют соответ"
ствующие квалификационная коллегия и председатель Верховного либо
Высшего Арбитражного судов Российской Федерации (части 2, 3, 4, 6, 7
статьи 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе
Российской Федерации»
90
).
Особая процедура предусмотрена и нормами статьи 23 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера"
ции». В отличие от руководителей иных судов, председатель, заместитель
председателя и судья"секретарь Конституционного Суда не назначаются на
должность, а избираются непосредственно судьями этого суда. Поэтому
процесс предварительного отбора кандидата на должность судьи и процесс
отбора кандидата на руководящие должности в этом суде сливаются в единое
целое, за исключением стадии непосредственного обсуждения выдвинутых
(не менее чем пятью судьями) кандидатур действующими судьями Суда. По
аналогичной схеме обсуждаются кандидаты на руководящие посты боль"
шинства конституционных (уставных) судов.
89
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст.58; Собрание законодательства
Российской Федерации. 1997. № 47. Ст. 5341.
90
Статья 13 существенно изменена в декабре 2001 года. Применительно к рас"
сматриваемому вопросу важно отметить, что учрежден срок занятия руководи"
телями судов своих должностей (но не судейской их составляющей) – 6 лет.
67
Учитывая сложнейшую процедуру отбора кандидатов на судейские долж"
ности, вторая стадия процесса формирования судейского корпуса – стадия
назначения (избрания) в Российской Федерации во многом утрачивает
решающее значение. И все"таки именно на этой стадии решается отнюдь
не риторический вопрос «А судьи кто?», поставленный А.С.Грибоедовым
в его бессмертной комедии «Горе от ума».
В соответствии с пунктом «е» статьи 83 Конституции Российской Феде"
рации Президент, во"первых, представляет Совету Федерации кандидатуры
на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного
судов Российской Федерации и, во"вторых, назначает на должности судей
других федеральных судов.
Очевидно, что количество представлений, которые должен рассмотреть
Президент Российской Федерации с целью внесения в Совет Федерации
или назначения, велико
91
. В связи с чем Президент Российской Федерации
установил порядок предварительного рассмотрения представлений о канди"
датурах на должности судей федеральных судов в Администрации Президента
Российской Федерации, возложив эту функцию на Комиссию Совета по кад"
ровой политике при Президенте Российской Федерации по предварительному
рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, учрежден"
ной еще в 1994 году
92
Указом Президента Российской Федерации №1185 от
4 октября 2001 года. Комиссия преобразована в Комиссию при Президенте
Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на
должности судей федеральных судов
93
. В состав Комиссии входят руководи"
91
Только в судах общей юрисдикции на 1 мая 2001 года работало 16 857 судей,
из них 115 в Верховном Суде Российской Федерации.
92
Распоряжение Президента Российской Федерации № 64"рп от 7 февраля
1994 года Положение о Комиссии утверждено Распоряжением Президента Рос"
сийской Федерации № 400"рп от 25 июля 1994 года Оба документа претерпели
многочисленные изменения, последние в 1999 году, когда существенно обно"
вился состав Комиссии и были существенно расширены ее полномочия, помимо
рассмотрения кандидатур на должности судей, Комиссия участвует в подготовке
проектов федеральных законов, вносимых Президентом Российской Федерации
в Государственную Думу; ей также вменена подготовка ежегодных докладов о
своей деятельности (п.4 Положения). По поводу правового статуса Комиссии см.
также: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября
2000 года № 129"О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Осипкиной Л.Н. на нарушение ее конституционных прав отдельными положе"
ниями статей 11 и 14 Федерального закона (так в тексте. –
Е. А.
) «О статусе
судей в Российской Федерации» и статьи 15 Федерального конституционного
закона «О судебной системе Российской Федерации».
93
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №41. Ст.3938. Этим
Указом также утверждено новое Положение о Комиссии и ее состав. Принци"
пиальных изменений не произошло.
68
тели Верховного и Высшего Арбитражного судов, председатели Совета судей
России и Высшей квалификационной коллегии судей, ряд руководителей
Администрации, например полномочный представитель Президента в Кон"
ституционном Суде Российской Федерации и Начальник Управления Адми"
нистрации Президента Российской Федерации по вопросам помилования,
представители юридической общественности – Ректор Московской государ"
ственной юридической академии, профессора московских вузов и Россий"
ской академии наук, с 1999 года в состав Комиссии входит и Председатель
Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершен"
ствования правосудия. Деятельность Комиссии обеспечивает Управление
кадров Президента Российской Федерации. Руководители этого Управления
также входят в состав Комиссии. Комиссия заседает ежемесячно, в случае
необходимости проводятся дополнительные заседания. В среднем на засе"
дание выносится 500–700 представлений о назначении (заседание может
проходить не один день). Особое внимание члены Комиссии уделяют рас"
смотрению кандидатур на должности высших судов и руководителей судов
любого уровня. Обычно последние приглашаются на заседание Комиссии.
Также с приглашением кандидата проходит рассмотрение «спорных» мате"
риалов, то есть тех, где мнения квалификационной коллегии и председателя
соответствующего суда расходятся либо имеются какие"либо сложности
иного характера, а также материалы по жалобам. Решения Комиссии носят
рекомендательный характер, Президент Российской Федерации может не
согласиться с решением Комиссии и последовать, например, особому мнению
ее членов.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Феде"
рации, Совет Федерации (верхняя палата российского парламента) обладает
полномочиями решающего характера в отношении кандидатов на должности
судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов –
именно этот орган назначает их на должность. Но и законодатели субъектов
Российской Федерации не остаются в стороне от процесса формирования
судейского корпуса. Согласно статье 13 Федерального конституционного
закона «О судебной системе Российской Федерации»
94
, кандидатуры на дол"
жности федеральных судов общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции
(естественно, за исключением кандидатур на должности Верховного и Выс"
шего Арбитражного судов Российской Федерации, а также военных судов)
94
Фрагмент, посвященный процедуре согласования кандидатур судей был под"
готовлен до принятия Федерального конституционного закона «О внесении из"
менений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Фе"
дерации. 2001. № 51. Ст. 4825). Необходимость получения согласия субъекта
Российской Федерации сегодня, к счастью, уже отсутствует.
69
подлежат согласованию с законодательными (представительными) органами
власти соответствующих субъектов Российской Федерации (части 6 и 7).
Кандидатуры на должности судей окружных арбитражных судов прохо"
дят процедуру «учета предложений законодательных (представительных)
органов государственной власти соответствующих субъектов Российской
Федерации»
95
.
На практике такие законодательные правила привели к тому, что ни
один кандидат, «неугодный» субъекту Российской Федерации, не может
быть назначен федеральным судьей. На наш взгляд, упомянутые положения
статьи 13 и тем более практика их реализации ни в коей мере не соответ"
ствуют положениям пункта «г» статьи 71 Конституции Российской Феде"
рации.
Вопрос о согласовании кандидатур на должности федеральных судей с
субъектами Российской Федерации оказался настолько актуален, что в своем
определении от 21 декабря 2000 года об отказе в принятии к рассмотрению
жалобы гр. Юркина С.А. на нарушение его конституционных прав частью 6
статьи 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе
Российской Федерации» и статьей 6 Закона Российской Федерации «О
статусе судей в Российской Федерации» Конституционный Суд Российской
Федерации разъяснил содержание понятия «согласование»: «Из содержания
части 6 статьи 13 Федерального конституционного закона «О судебной
системе Российской Федерации», предусматривающей, что судьи верховных
судов республик в составе Российской Федерации назначаются на должность
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Вер"
ховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалифи"
кационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными
(представительными) органами государственной власти соответствующих
республик, и аналогичной ей статьи 6 Закона Российской Федерации «О ста"
тусе судей в Российской Федерации» следует лишь то, что при представлении
Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на долж"
ность председателя соответствующего суда необходимо соблюдение опреде"
ленных согласительных процедур с участием законодательного (представи"
тельного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом несогласие законодательного (представительного) органа с на"
значением конкретного лица на должность не исключает как возможность
представления Председателем Верховного Суда Российской Федерации дан"
ной кандидатуры Президенту Российской Федерации, так и право Президента
Российской Федерации назначить на должность то лицо, чья кандидатура не
была согласована с законодательным (представительным) органом»
96
.
95
Напомним, что судов этого уровня всего 10.
96
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 3. Ст. 273.