Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 1748

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

60

1) подача кандидатом заявления о допуске к сдаче квалификационного

экзамена с приложением необходимых документов, подтверждающих соот"
ветствие кандидата требованиям, предъявляемым законом;

2) формальная проверка на предмет соответствия этим требованиям,
3) процедура сдачи квалификационного экзамена;
4) обращение кандидата, успешно сдавшего квалификационный экзамен,

с заявлением в квалификационную коллегию судей с просьбой о рекоменда"
ции на конкретную судейскую должность;

5) рекомендация (или отказ в таковой) квалификационной коллегии (в

форме заключения) и ее представление председателю соответствующего суда,

6) рассмотрение председателем соответствующего суда материалов,
7) обращение председателя суда к законодательному (представительному)

органу субъекта Российской Федерации для получения его согласия или
предложений по поводу назначения кандидата

79

;

8) представление Президенту Российской Федерации председателей

Верховного или Высшего Арбитражного судов Российской Федерации в
отношении кандидатов на судейские должности соответствующих подсистем
судебной системы;

9) рассмотрение кандидатур на судейские должности Комиссией при

Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению
кандидатур на должности судей федеральных судов и, наконец, последние два
этапа процесса отбора кандидатов на должности судей, осуществляющиеся
только в процессе назначения судей Верховного, Высшего Арбитражного и
Конституционного судов Российской Федерации, состоят в представлении
Президентом Российской Федерации кандидатур в Совет Федерации (10)
и предварительном обсуждении их в его комитетах (11).

Процедура отбора кандидатур на должности судей Конституционного

Суда Российской Федерации отличается от общей. Специфика процесса
максимально выражена на первых этапах. Нормы статьи 9 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»
не устанавливают необходимости сдачи кандидатом на судейскую должность
в этом Суде квалификационного экзамена и получения соответствующих
рекомендаций от квалификационной коллегии судей или председателя суда.
Напротив, предложения о кандидатуре вносятся не только и не столько
представителями судебной власти, а представителями законодательной
ветви государственной власти – членами Совета Федерации и депутатами
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации, с одной стороны, представителями исполнительной ветви вла"

79

Этап прекратил свое существование прекратил свое существование в декабре
2001 года, о чем см. ниже.


background image

61

сти – федеральными юридическими ведомствами, с другой стороны. И,
наконец, представителями гражданского общества – всероссийскими юри"
дическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
От судебной ветви власти вносить предложения уполномочены высшие
судебные органы. Не останавливаясь детально на технико"юридическом
анализе приведенной нормы, тем не менее, обратим внимание, что Президент
Российской Федерации, благодаря неясности выражений, использованных
законодателем, может существенно изменять круг субъектов, предлагающих
ему кандидатуры

80

. Такой порядок осуществления стадии первоначального

отбора кандидатов на судейские кресла, «стоящие» в Конституционном
Суде, представляется вполне удачным и подлежащим распространению на
процедуры формирования судейского корпуса Верховного и Высшего Ар"
битражного судов, поскольку в этом случае в большей мере обеспечивается
сохранение баланса сил в системе разделения властей, с одной стороны, и
развивается взаимодействие государства и гражданского общества, с другой
стороны. Подобный порядок часто встречается и в зарубежных странах,
причем именно в отношении судей высшего(их) суда(ов) страны.

Процедура отбора кандидатов на должности мировых судей (напомним,

что эти судьи являются судьями субъектов Федерации) также несколько от"
личается от приведенной выше схемы. Успешно пройдя первые пять этапов,
кандидат на должность мирового судьи предстает перед законодательным
(представительным) органом субъекта Российской Федерации, который

80

Действительно, такие понятия, как 

«

федеральное юридическое ведомство

»

,

«

всероссийские юридические сообщества» и даже 

«

высшие судебные органы»

могут толковаться как ограничительно, так и расширительно. Например, термин

«

ведомство» может быть понят очень широко в качестве 

«

административного

ведомства» в трактовке Д.Н.Бахраха, то есть, как любой орган исполнительной
власти, а может быть очень узко, в противопоставлении другому виду орга"
нов – министерству. Характеристика федерального ведомства как юридического
вообще вызывает множество вопросов. Термин 

«

всероссийские юридические

сообщества» также практически на встречается в законодательстве, понятие

«

сообщества» может быть расценено и как сообщество – 

«

ассоциация» общест"

венных объединений национального масштаба по смыслу статьи 13 Федераль"
ного закона 

«

Об общественных объединениях» (Собрание законодательства

Российской Федерации. 1995. № 221. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231; 1998.
№ 30. Ст. 3608), и как сообщество людей, например съезд или конференция
судей различного уровня (статья 17 Закона Российской Федерации 

«

О статусе

судей в Российской Федерации

»

). И даже понятие 

«

высшие судебные органы»

может быть понято в институциональном и процессуальном значениях этого
словосочетания. В первом случае к таковым, вероятно, следует отнести только
Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации (см. статьи
соответственно 126 и 127 Конституции Российской Федерации), во втором – лю"
бой суд, обладающий правом пересмотра судебных решений нижестоящих судов.


background image

62

либо избирает (назначает) его на должность непосредственно, либо выносит
этот вопрос на усмотрение населения

81

.

Теперь кратко охарактеризуем требования, предъявляемые российским

конституционным и текущим законодательством к кандидату на судейскую
должность. Претендовать на должность судьи в Российской Федерации,
согласно нормам статьи 119 Конституции Российской Федерации, имеет
право гражданин Российской Федерации, достигший 25"летнего возраста,
имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической
профессии

82

 не менее пяти лет

83

. Второе предложение упомянутой статьи

содержит диспозитивную норму, предоставляющую законодателю возмож"
ность установить дополнительные требования к судьям судов Российской
Федерации.

Законодатель широко использовал это полномочие. Так, согласно требо"

ваниям части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в
Российской Федерации», кандидат на судейскую должность в вышестоящем
суде – верховном суде республики, краевом, областном суде, суде городов
федерального значения, суде автономного округа, автономной области, а
также в арбитражных судах субъектов Российской Федерации и окружных
арбитражных судах – должен достичь 30 лет. А кандидат на должность в Вер"

81

См. статью 6 Федерального закона 

«

О мировых судьях в Российской Федерации

»

.

82

Подробнее о содержании понятия 

«

юридическая профессия» см.: Комментарий

к законодательству о судебной власти в Российской Федерации. М., 2000.
С. 225–226.

83

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей в других странах,
обычно высоки, например, в Польше на должность судьи может претендовать
только тот, кто обладает польским гражданством и в полной мере пользуется
гражданскими правами и правами гражданина, тот, кто гарантирует надлежащее
выполнение обязанностей судьи, обладает безупречным характером, тот, кто
окончил юридическое высшее учебное заведение и прошел судебную или проку"
рорскую стажировку, а также сдал судебный или прокурорский экзамен и не
менее года проработал судебным или прокурорским стажером, и, наконец, только
тот, кто достиг 26"летнего возраста (статья 53 Закона об устройстве общих
судов Польской Республики). В Великобритании на должность судьи может
быть назначено лицо, обладающее безупречными моральными качествами и не
менее 7 лет (для судов графств) или 3–5 лет (для магистрата) работающее бар"
ристером, в последние десятилетия и солиситором. Законодатель большинства
государств ставит в один ряд как профессиональные качества кандидата, так и
его морально"нравственные характеристики, или, иными словами, его поведение
в повседневной жизни должно быть выше всяких упреков (пункт 4 Канонов
судебной этики США), а репутация – безупречной (статья 6 Закона о судо"
устройстве Республики Румыния).Тем самым подчеркивается особая значимость
авторитета суда для эффективного осуществления им функции социального
контроля в обществе. Кроме того, законодатель некоторых стран полагает, что


background image

63

ховном или Высшем Арбитражном судах должен достичь возраста 35 лет и
при этом иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. А,
согласно требованиям статьи 8 Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской Федерации», лицо, претендующее на дол"
жность этого суда, должно достичь возраста 40 лет, иметь стаж работы по
юридической профессии не менее 15 лет и, кроме того, обладать безупречной
репутацией и признанной высокой квалификацией в области права

84

. Сам по

себе такой подход представляется весьма оправданным и широко распростра"
ненным в современном мире. Требования, предъявляемые к профессиональ"
ному уровню и квалификации (а следовательно, опыту и профессиональному
авторитету), образованию, возрасту, а также моральным качествам и спо"
собностям кандидатов на должности судей в высших судах иных государств,
также повышены. Например, для избрания судьей Федерального Конститу"
ционного Суда Германии кандидат должен достигнуть 40"летнего возраста,
обладать правом быть избранным в бундестаг, успешно сдать квалифика"
ционные экзамены

85

. А для того чтобы быть назначенным судьей верховного

суда Великобритании, претендент должен проработать барристером (обычно
барристером короны) не 7, а не менее 10 лет, обязательной также признается
деятельность – не менее 3 лет – в качестве рикордера в Суде Короны

86

. На"

претендент на судейскую должность должен быть лоялен к существующему в
данном государстве режиму или 

«

к принципам и форме правления

»

. Подобные

положения закреплены, в частности, в §9 Закона о судьях Германии, в статье 52
Закона о судах № IV Венгерской Республики, в статье 10 Органического закона
о статусе магистратуры Франции (Ордонанс № 58"1270) и некоторых других
законодательных актах. Обратим внимание, что одновременно признается недо"
пустимой дискриминация кандидатов по неправовым мотивам, таким как раса,
цвет кожи, пол, религия, политические и иные убеждения, национальность,
социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение
(пункт 10 Основных принципов независимости судебных органов). О Германии,
Франции и Австрии также см. выше.

84

В части профессионального стажа формируется интересная практика. На"
пример, судейское сообщество Красноярского края в 2001 году приняло, хотя
и не основанное на законе, но не бесполезное решение: кандидат на долж"
ность судьи федерального районного суда должен иметь стаж работы мировым
судьей.

85

См. п.1 § 3 Закона о Федеральном Конституционном Суде:  Федеративная Рес"
публика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991.

86

О британском судоустройстве и статусе судьи (неразрывно связанном с пред"
ставлениями об организации адвокатуры, а точнее юридического сообщества)
в этой стране, помимо названных выше работ Апраровой Т. В. и Уолкера Р.,
см. также: Давид Р., Жоффре"Спинози К. Основные правовые системы совре"
менности. М., 1996. С.249–256; Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнитель"
ное правоведение в сфере частного права. В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 318–328.


background image

64

личие ученой или академической степени, как правило, облегчает доступ к
должности судьи

87

.

Сочетание более зрелого возраста (увы, отнюдь не объективного крите"

рия профессионализма и принципиальности), повышенных требований к
стажу профессиональной деятельности и личности кандидата на должность
вышестоящего суда имеет определенный позитивный качественный эффект
(хотя бы потому, что почти автоматически предполагает наличие более зна"
чительного опыта профессиональной деятельности). Однако обратим вни"
мание на российскую конституционную формулу

88

: она (равно как и норма

части 2 статьи 4 Закона о статусе судей) содержит указание о возможности
установления «дополнительных требований», предъявляемых к кандидату.
Упомянутая статья 4 под словом «дополнительные» подразумевает, с одной
стороны, повышение возрастного ценза, с другой – профессионального.
Вторая названная выше статья – статья 8 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» – содержит
упоминание о двух группах требований, подразумевая, с одной стороны, под
словом «дополнительные» то же повышение возрастного и профессио"
нального цензов, с другой стороны, содержит вообще не упоминаемые в
конституционной формуле критерии (скорее этического характера) – об"
ладание безупречной репутацией и признанной высокой квалификацией в
области права. Следовательно, законодатель в этом случае вкладывает в
понятие «дополнительные требования» два значения «того же рода, что
перечислены в тексте Конституции, но более высокие» и «иные».

Возникает вопрос о том, какой же смысл в действительности имеет кон"

ституционная норма. Установление законом повышенных возрастных и про"
фессиональных критериев, которые оба названных выше закона оценивают
как вполне допустимые дополнительные, в условиях России практически
уничтожает действие рассматриваемой нормы статьи 119, поскольку охва"
тывает все федеральные суды, за исключением районных, и не распростра"
няется на мировых судей. Таким образом, норма статьи 119, вопреки всем
принципам действия Конституции, фактически распространяется только на
районных и мировых судей. Вряд ли можно предположить, что создатели
Российской Конституции имели в виду подобное положение дел. Представ"

87

О требованиях, предъявляемых к кандидатам на судейские должности, см. по"
дробнее: Власов И. С. Судьи в зарубежных странах. Законодательство зару"
бежных стран. Вып. 2. М., 1991. С. 1–21; Абросимова Е. Б. Конституционные
основы судебной власти в зарубежных странах. Лекция. М., 2000. С. 36–47.

88

Иной, более распространенной, но, увы, на наш взгляд, не основанной на норме
Конституции, точки зрения на этот вопрос придерживаются, например, авторы
комментария к статье 8 Федерального конституционного закона 

«

О Конституци"

онном Суде Российской Федерации

»

. См.: Федеральный конституционный закон

«

О Конституционном Суде Российской Федерации

»

. Комментарий. М., 1996. С.62.