Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 1751

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

75

Целый ряд зарубежных конституционных актов содержит еще одну не"

маловажную гарантию обеспечения объективной беспристрастности (кор"
респондирующую принципу осуществления правосудия должным судом).
Согласно статье 102 Конституции Италии, статьи 101 Основного закона
Германии, статье 117 Конституции Испании, статье 76 Конституции Японии
и некоторых других, в этих странах осуществление правосудия возможно
только судьями, получившими должность в рамках должной законодательной
процедуры. Иными словами, нарушение установленного порядка назначения
(избрания) судьи является основанием для безусловной отмены любого
решения, вынесенного им

109

.

Традиционно в понятие «судейский корпус» включаются только профес"

сиональные судьи но, необходимо иметь в виду, что носителями судебной
власти являются не только профессиональные или, как их принято называть
в Западной Европе, карьерные судьи или магистраты. В составе судов

110

,

осуществляющих правосудие по конкретному делу, в значительном числе слу"
чаев принимают участие и непрофессиональные судьи – шеффены (судебные
заседатели) или присяжные. И на эту категорию «судей из народа» также
распространяются представления о существовании специального порядка
отбора и назначения, призванного обеспечить их независимость и беспри"
страстность. В настоящий момент в Российской Федерации функционирует
несколько видов непрофессиональных судей. В судах общей юрисдикции в
гражданском процессе в случаях, предусмотренных законом, принимают уча"
стие народные заседатели; в уголовном – народные

111

 или присяжные засе"

датели (последние в процессах по рассмотрению дел об обвинении в совер"
шении наиболее тяжких преступлений, в первую очередь преступлений
против жизни и здоровья человека). В судах арбитражной юрисдикции –
арбитражные заседатели. Народные и арбитражные заседатели включаются
в общую с профессиональным судьей коллегию и обладают равными с ним
правами и обязанностями (естественно, на период осуществления ими пра"
восудия), и поэтому с большим основанием могут быть названы судьями,
хотя и непрофессиональными. Присяжные заседатели образуют автономную
коллегию, обладают усеченным по сравнению с профессиональным судьей

109

Напомним, в Российской Федерации это основание зафиксировано только в
Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской
Федерации».

110

В данном случае имеется в виду процессуальное значение словосочетания 

«

состав

суда» – то есть та коллегия, или судья единолично, или судья и коллегия присяж"
ных заседателей, которые фактически осуществляют правосудие.

111

С вступлением 1 июля 2002 года в силу нового УПК этот институт перестанет
существовать в уголовном процессе.


background image

76

объемом полномочий, точнее, тем, который передан им за счет изъятия из
компетенции профессионального судьи.

Не останавливаясь подробно на проблемах формирования института

непрофессиональных судей

112

, отметим, что российский закон столь же де"

тально определяет требования, предъявляемые к кандидату, процедуру пред"
варительного отбора и завершающую стадию – избрание

113

. Причем послед"

няя, в отличие от аналогичной стадии процесса формирования судейского
корпуса (в собственном смысле этого понятия), осуществляется в два этапа.
Первый – формирование списка заседателей, второй – формирование
конкретной коллегии для рассмотрения отдельного судебного дела.

Второй гарантией объективной беспристрастности судей и судебной

власти выступает формирование такого порядка приостановления
и прекращения полномочий судьи, который бы также обеспечивал
состояние независимости судьи и исключал бы возможность угро
зы освобождения от должности не по причине неспособности вы
полнять свои обязанности судьи или за поведение, делающее их
не соответствующими занимаемой должности
 (п.17–18 Основных
принципов).

В настоящий момент в Российской Федерации действует порядок при"

остановления полномочий судьи и прекращения их, установленный соответ"
ственно статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей
в Российской Федерации»

114

. Решение о приостановлении и прекращении

полномочий в обоих случаях принимает квалификационная коллегия судей.
Ее решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную колле"
гию судей, последнее – в Верховный Суд Российской Федерации (части
вторые статей 13 и 14). Основания перечислены исчерпывающим образом.
Так, полномочия судьи могут быть приостановлены только в четырех случаях:
1) признание судьи безвестно отсутствующим; 2) согласие квалификацион"
ной коллегии на привлечение судьи к уголовной ответственности или заклю"
чение под стражу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве
кандидата в состав законодательного (представительного) органа как феде"

112

См. федеральные законы «О народных заседателях федеральных судов общей
юрисдикции в Российской Федерации» и «Об арбитражных заседателях арбит"
ражных судов Российской Федерации» (Собрание законодательства Россий"
ской Федерации. 2000. № 2. Ст.  158; 2001. №23. Ст. 2288) и раздел V Закона
РСФСР «О судоустройстве РСФСР», раздел Х УПК РСФСР, а также перечис"
ленные выше специальные исследования.

113

См. раздел III и V Закона РСФСР 

«

О судоустройстве РСФСР

»

; статью 6 ГПК

РСФСР; статью 15 и раздел 10 УПК РСФСР; статью 1 Федерального закона

«

Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации».

114

Этот фрагмент также был подготовлен до соответствующих изменений конца
2001 года.


background image

77

рального, так и субъектного уровня

115

; и 4) избрание судьи по результатам

упомянутых выборов

116

.

А прекращение полномочий возможно по 12 основаниям, часть из кото"

рых служит базой для почетной отставки, часть имеет позорящий характер.

В первую группу следует включить: 1) письменное заявление судьи об

отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным
причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с
переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечение срока пол"
номочий судьи; увольнение судьи военного суда с военной службы по дости"
жению им предельного возраста пребывания на военной службе

117

; 5) пре"

кращение гражданства Российской Федерации (за исключением случая его
аннулирования); 6) смерть судьи или объявление его умершим; 7) признание
судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, а также отказ судьи
от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Остальные основания служат фактически для лишения судьи его статуса:

1) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 2) вступ"
ление в силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо о при"
менении к нему принудительных мер медицинского характера; 3) совершение
поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет
судебной власти.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской

Федерации существенно отличается от общего порядка. Во"первых, эта
категория судей назначается на должности в Конституционном Суде на опре"
деленный период времени – 12 лет. И истечение этого периода (равно как
и в тех редких случаях, когда судьи судов общей юрисдикции назначаются на
срок) влечет за собой прекращение полномочий

118

 (статья 12 Федерального

конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Феде"
рации»).

115

Квалификационные коллегии обычно приостанавливают полномочия и тех судей,
которые баллотируются на выборные должности в системе исполнительной
власти и местного самоуправления.

116

Вероятно, следовало бы последнее основание считать основанием для прекраще"
ния, а не приостановления полномочий судьи. Ведь приостановление не требует
сдачи квалификационного экзамена или прохождения процесса назначения на
должность, что вряд ли правильно после перерыва в 4–5 лет, да еще связанного
с ярко выраженной политической природой данного вида деятельности.

117

См. также положения части 3 статьи 26 Федерального конституционного закона
«О военных судах Российской Федерации», содержащие дополнительную регла"
ментацию по этому основанию.

118

Необходимо обратить внимание, что это, казалось бы, простое правило, су"
щественно усложнено содержанием § 52 Регламента Конституционного Суда


background image

78

Во"вторых, для судей Конституционного Суда Российской Федерации

установлен предельный возраст нахождения в должности – 70 лет, и соответ"
ственно достижение этого предельного возраста также влечет прекращение
полномочий

119

.

В"третьих, статья 18 Федерального конституционного закона «О Кон"

ституционном Суде Российской Федерации» содержит более детальный
перечень оснований прекращения полномочий судей этого Суда. Отметим,
что, в отличие от судей судов общей и арбитражной юрисдикции, полномочия
судьи Конституционного Суда могут, например, быть прекращены в связи
с нарушением порядка назначения на должность. Порядок прекращения
полномочий по каждому из оснований подробно определен параграфами
50–59 Регламента Суда.

В"четвертых, полномочия судей прекращаются по решению либо самого

Конституционного Суда Российской Федерации, либо по решению Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (нарушение
порядка назначения на должность, совершение судьей поступка, порочащего
честь и достоинство судьи).

Иными словами, и в этом случае объективная беспристрастность не га"

рантирована, поскольку вопрос о приостановлении или прекращении полно"
мочий судьи решается фактически корпоративным органом, а такое положе"
ние дел вряд ли может быть оценено как соответствующее международным
стандартам независимости

120

. Положение усугубляется эластичностью зако"

нодательных формул

121

, касающихся оснований для прекращения полно"

Российской Федерации, который установил, что 1) судья продолжает исполнять
свои обязанности вплоть до назначения нового судьи; 2) вне зависимости от
истечения срока, в случае, если судья участвует в рассмотрении дела, его полно"
мочия заканчиваются с окончанием рассмотрения дела.

119

Обратим внимание, что в данном случае также действуют названные правила
§ 52 Регламента Конституционного Суда. И, кроме того, необходимо иметь в
виду, что, согласно пункту 4 раздела 5 

«

Переходные положения» Федерального

конституционного закона 

«

О Конституционном Суде Российской Федерации

»

,

судьи этого суда, избранные на должности до принятия Конституции Россий"
ской Федерации 1993 года, сохраняют свои полномочия до достижения ими
предельного возраста. Однако возрастной критерий в прежнем Законе был
иным – 65 лет. Срока не существовало.

120

Подробно о подходах к понятию объективная и субъективная беспристрастность,
практике международных судебных учреждений – европейских и североамери"
канских – в этой части см.: Дженис М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право
в области прав человека. Практика и комментарии. М., 1997. С. 468–485; в
меньшей степени: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о
правах человека и Европейская социальная хартия. М., 1998. С. 218–220.

121

Вспомогательный характер в этом случае носят положения Кодекса чести судьи
Российской Федерации (акта, не имеющего обязательной юридической силы,


background image

79

мочий судьи, включенных во вторую группу, позволяющих достаточно рас"
ширительное толкование в одних и ограничительное – в других случаях.
Необходимо, однако, отметить, что соответствующие формулы актов других
стран также не отличаются четкостью. Например, пункт 2 Канонов судебной
этики США содержит правило, согласно которому правосудие не должно
осуществляться лицами, которые по характеру своему не совместимы с
должностью, а пункт 4 предписывает американскому судье избегать не только
нарушений закона, но и следить за тем, чтобы его поведение «в должности»
и в повседневной жизни было выше всяких упреков.

Выше уже отмечалось, что органы типа совета магистратуры обычно

выполняют функции гаранта независимости судебной власти не только в
части обеспечения первого этапа карьеры судьи – процесса формирования
судейского корпуса, но и иных, в том числе последнего периода в карьере
судьи – процесса приостановления или прекращения его полномочий. Ве"
роятно, было бы полезным и в этой части учесть достаточно успешный опыт
иностранных государств. Хотя возможны и другие варианты решения про"
блемы. Например, можно изменить процедуру рассмотрения вопроса о при"
остановлении или прекращении полномочий судьи: решение по позорящим
основаниям принимает Высшая квалификационная коллегия, по осталь"
ным – соответствующие, при условии включения в состав квалифика"
ционных коллегий всех уровней представителей других ветвей власти, ученых
и т.д.; решение может быть обжаловано только судьей, в отношении которого
оно вынесено, в Совет судей Российской Федерации и Высшую квалифика"
ционную коллегию. Решение Совета судей является окончательным. По"
следняя стадия этого процесса может осуществлять не Советом судей, а в
порядке, сопоставимом назначению – органом или должностным лицом,
осуществившим назначение судьи на должность.

Неоднократно упоминавшийся в настоящей работе «президентский пакет

проектов федеральных законов о судебной реформе» содержит несколько
иное решение проблемы. Основная масса из названных выше полномочий
сохраняется за квалификационными коллегиями (напомним, видоизменен"
ными). В части же решения вопроса о приостановлении полномочий судьи
в связи с дачей согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности
или заключение под стражу, а равно осуществления в отношении судьи
следственных мероприятий различного рода предлагается аннулировать
полномочия квалификационных коллегий, соответственно передав их в суд,
вышестоящий по отношению к тому, членом которого является судья, в
отношении которого рассматривается вопрос, либо в Верховный Суд Рос"

но являющегося внутренним источником права для судейского сообщества и
его органов, в том числе и квалификационных коллегий), в свою очередь также
не отличающиеся четкостью.