Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 1752
Скачиваний: 3
80
сийской Федерации (см. подробнее фрагмент о судейском иммунитете).
Думается, что эти предложения несколько противоречивы и не вполне обос"
нованы. С одной стороны, как уже было сказано, предлагается расширить
состав квалификационных коллегий, исключив или, по крайней мере, суще"
ственно понизив уровень корпоративной заинтересованности в исходе дела.
С этой точки зрения, можно было бы сохранить рассматриваемые полно"
мочия за этими «новыми квалификационными коллегиями». Возможен и
иной вариант: Верховному Суду Российской Федерации по аналогии с нор"
мами статьи 93 Конституции Российской Федерации, регулирующей про"
цедуру отрешения от должности Президента Российской Федерации в связи
с совершением им тяжкого преступления, передаются полномочия по даче
заключения о наличии в действиях судьи признаков состава преступления.
Вопрос же о прекращении полномочий судьи может быть решен: а) квалифи"
кационной коллегией судей и б) органом или лицом, назначившими судей
на должности. С другой стороны, передача соответствующих полномочий
судам общей юрисдикции
122
вызывает ряд возражений. Во"первых, отсут"
ствует процессуальная база для рассмотрения таких дел
123
. Во"вторых, фак"
тически осуществляется учреждение нового вида судебной деятельности –
деятельность по преданию суду (хотя и не в полном объеме). Почему же
«обвинительные камеры», как принято называть такие подразделения, будут
работать в столь ограниченном режиме? Дискуссия о создании подобного
института в России ведется второе столетие, причем она теснейшим образом
связана со столь необходимой реформой прокуратуры. И, наконец, послед"
ний, обобщающий вопрос, в чем же смысл реформы в этой части? Сегодня
вопрос решает квалификационная коллегия судей, состоящая из 9–15 про"
фессиональных судей, завтра будет решать суд, состоящий, как предполагает
проект, из трех профессиональных судей… Следовательно, смысл реформы
заключается в том, чтобы сделать процесс еще более управляемым: ведь
постановление суда может быть не только обжаловано (причем очень огра"
ниченным числом лиц и ограниченное число раз), но и опротестовано (как
в кассационном, так и в надзорном порядках, со всеми вытекающими отсюда
последствиями), то есть на практике любое подобное дело можно «вытянуть»
в Верховный Суд Российской Федерации и «пересмотреть». Хотелось бы
думать, что эти умозаключения не имеют отношения к обоснованию таких
122
В отношении судей арбитражных судов президентские предложения весьма
невнятны. Ясно только одно: решать названную группу вопросов будут суды
общей юрисдикции, начиная с суда областного и приравненного к нему уровня.
123
Проект УПК, не говоря уж о действующем, пока не содержит, в отличие от ана"
логичных вопросов, связанных с членами парламентов различного уровня, соот"
ветствующих норм. В ходе второго чтения соответствующие изменения были
внесены.
81
предложений (пояснительная записка к проекту не содержит обстоятельной
характеристики мотивов).
Гораздо более логичными и обоснованными выступают предложения,
касающиеся совершенствования механизма прекращения полномочий судей
Конституционного Суда Российской Федерации в этой части. В настоящий
момент рассматриваемая группа полномочий принадлежит самому Консти"
туционному Суду (статья 18 Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской Федерации»). Согласно проекту, вне"
сенному Президентом Российской Федерации, эти полномочия передаются
органу, назначившему судей Конституционного Суда Российской Федера"
ции – Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Втретьих, гарантией объективной беспристрастности служит фор
мирование такого порядка осуществления судьей своей деятель
ности, который также исключал бы возможность давления на
судью в вопросах его перемещения по служебной лестнице (право
на судейскую карьеру – п.11 и 13 Основных принципов), перемещения
или перевода в другие суды (принцип несменяемости – п.12 Основных
принципов); а также существование права судьи на отставку (право
специального пенсионного обеспечения – п. 11 Основных принципов).
В российском законодательстве представления о судейской карьере,
понимаемой как успешное функционирование, связанное с поощрениями
материального и карьерного характера, только начинают складываться.
Связано это с более общей проблемой – становлением и развитием пред"
ставлений о государственной или гражданской службе вообще. Специфика
карьеры судьи заключается в возможности в течение всего срока осущест"
вления им своих полномочий, не перемещаясь внутри суда или в вышестоя"
щий суд, тем не менее делать успешную карьеру, которая выражается в
присвоении очередных квалификационных классов (разрядов)
124
, соответ"
ствующем повышении денежного содержания и т. п. Эта возможность как
раз и является одной из существенных гарантий фактической независимости
судьи, ведь его карьера в этом случае зависит только от него самого: сдает ли
он квалификационный экзамен для повышения в должности или нет, повы"
шает он свою квалификацию иным путем или нет и т. п.
Значимым элементом судейской карьеры и системы обеспечения незави"
симости судей одновременно является и запрет на перемещение или перевод
судьи на другую должность в том же суде или в другой суд (хотя бы и на ана"
логичную должность) без его согласия. Отметим, что и российский закон
124
См., например, §65–67 Закона о судейской службе Австрийской Республики.
В Австрии существует 10 разрядов, которые присваиваются в зависимости от
стажа работы, показателей работы, иных обстоятельств. Столь же сложные
системы гражданской службы в этой части в Германии и во Франции.
82
регулирует, хотя, увы, и не вполне очевидно, оба вида перемещений и пере"
водов: вертикальный и горизонтальный. В соответствии со статьей 12 Закона
Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не
может быть переведен на другую должность (даже если эта должность выше,
чем он занимает) в «своем» суде или в другой суд (даже если это выше"
стоящий суд), с одной стороны, с другой, рассматриваемая норма предпола"
гает, что перевод без согласия судьи в «своем» суде или в другой суд, но на
должность, аналогичную той, которую он уже занимает, также невозможен.
Именно так понимается принцип несменяемости в большинстве зарубежных
стран: судья не может быть перемещен без его согласия ни по вертикали
(неважно вверх или вниз), ни по горизонтали. Идея несменяемости исклю"
чает ситуации, связанные с нарушениями одного из важнейших принципов
справедливого или надлежащего правосудия
125
: каждый имеет право на
рассмотрение его дела должным (ординарным) судьей и судом или теми, к
чьей компетенции оно отнесено законом
126
.
Дополнительной гарантией независимости выступает также установление
законом специальных мер социального и материального типа в отношений
лиц, ушедших в отставку (почетный уход или удаление) с должности судьи,
призванных создать условия для обеспечения высокого жизненного уровня
этих лиц, а также с целью обеспечить их безопасность. Российский законо"
датель создал целую законодательную систему: базовыми являются нормы
статьей 15, 19–20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Рос"
сийской Федерации», они детализированы положениями Федерального за"
кона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников
аппаратов судов Российской Федерации»
127
и Федерального конституцион"
ного закона «О военных судах Российской Федерации». Предусмотренные
законом меры касаются создания как должных материальных, так и бытовых
условий для судей, находящихся в отставке, содержат правила, определяю"
щие порядок и условия распространения этих мер на семью судьи и т. п.
Естественно, что уверенность в завтрашнем дне – существенная гарантия
125
Пункт 1 статьи 14 Пакта о гражданских и политических правах 1966 года, часть 1
статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
1950 года, п. 5.16 Документа Копенгагенского совещания по человеческому
измерению СБСЕ 1990 года и др.
126
Именно поэтому судья назначается на конкретную должность в конкретном
суде, его предметная и территориальная подсудность также определяется в мо"
мент назначения. Соответственно каждый обращающийся за защитой своего
права в суд определенно знает, кто именно или какое именно подразделение
будет рассматривать его дело. Подробнее о праве на доступ к правосудию см.
следующий раздел.
127
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст.144; 1997.
№ 30. Ст. 3587.
83
независимости сегодня. Это утверждение приобретает в современных усло"
виях Российской Федерации особое значение.
Следующей, четвертой формой обеспечения беспристрастности
судебной власти обычно называют признание государством принципа
неприкосновенности и
безопасности судьи (судейский иммуни
тет – п. 16, 17–20 Основных принципов, процедура 5 Эффективных
процедур). В Российской Федерации принцип неприкосновенности судьи
установлен статьей 122 Конституции Российской Федерации, статьей 16
Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской
Федерации» и статьей 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей
в Российской Федерации», подтвержден рядом постановлений и определе"
ний Конституционного Суда Российской Федерации
128
. Помимо функции
обеспечения состояния независимости судебной власти он также имеет
самостоятельное значение. Очевидно, что судья в силу специфики своей
профессиональной деятельности, не обладающий судейским иммунитетом –
освобождением или установлением особого порядка привлечения к уголов"
ной, административной или дисциплинарной ответственности – весьма
уязвим. Однако полное освобождение судьи от ответственности за совершен"
ные правонарушения перечисленных выше видов встречается редко. Как
правило, создаются специальные процедуры привлечения судей к ответствен"
ности, позволяющие, с одной стороны, обеспечить неприкосновенность, с
другой, в случае необходимости решить вопрос о привлечении к тому или
иному виду ответственности.
Наибольшую опасность, естественно, представляет уголовное пресле"
дование или преследование за административный проступок (там, где это
понятие существует). В Российской Федерации статьей 16 Закона Россий"
ской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
129
установлен
128
См., например: Постановление по делу о проверке конституционности пункта 3
статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Феде"
рации» в связи с жалобами гр. Мухаметшина Р.И. и Барбаша А.В. // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1996. № 14. Ст.1549, а также опре"
деления по жалобам гр. Цалко В. С., Крайнева А. М., Панькова О. Г., Булыче"
вой В.Н. и Булычева В.В., Головина Е.П. и др., в течение 1996–2001 годов об"
ращавшихся с вопросами о конституционности отдельных положений статьи 16
Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
129
Фрагмент был подготовлен осенью 2001 года, когда обсуждение новелл в этой
сфере было в самом разгаре. Предложения Президента России стали действую"
щим законом. Сегодня решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в
отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому
уголовному делу принимается:
" в отношении судьи Конституционного Суда России – Генеральным про"
курором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей
84
особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности. Решающую
роль в нем играют квалификационные коллегии судей, к которым с пред"
ставлением о возбуждении уголовного дела может обратиться Генеральный
прокурор Российской Федерации. В случае получения согласия только он
может возбудить уголовное дело. Аналогичен порядок заключения судьи под
стражу. Практически полным иммунитетом пользуются жилище и служебное
помещение судьи, личный или используемый судьей транспорт, а также
средства коммуникации. Право на неприкосновенность в этой ситуации
может быть нарушено только в рамках производства по уголовному делу.
С учетом сказанного, очевидно, что судейский иммунитет распространяется
и на личность судьи. Необходимо, в заключение, добавить, что вне зависимо"
сти от характера преступления, в совершении которого обвиняется судья,
его дело по его требованию может быть рассмотрено Верховным Судом
Российской Федерации, что является еще одной немаловажной гарантией
неприкосновенности в частности и независимости судьи – в целом.
Российский закон содержит императивный запрет на привлечение судьи
к административной или дисциплинарной ответственности.
Задержание и принудительное доставление судьи в какой бы то ни было
государственный орган, возможное в ходе производства по уголовному делу
или делу об административных правонарушениях, также недопустимо, если
же все"таки судья был задержан и его личность не была установлена на
месте, он подлежит немедленному освобождению по установлении таковой.
Вместе с тем думается, что существующий порядок привлечения судьи
к уголовной ответственности, его освобождение от административной и
дисциплинарной ответственности нуждается в совершенствовании, по"
скольку почти в той же степени, что и порядок назначения и отставки судьи,
Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признака преступления и с
согласия Конституционного Суда;
" в отношении судьи Верховного или Высшего Арбитражного судов РФ,
верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федераль"
ного значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного
(флотского) военного суда, федерального окружного арбитражного суда – Гене"
ральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе
трех судей Верховного Суда России о наличии в действиях судьи признаков пре"
ступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей России;
" в отношении судьи иного суда – Генеральным прокурором РФ на осно"
вании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответствующего
областного и приравненного к нему судам о наличии в действиях судьи призна"
ков преступления и с согласия квалификационной коллегии соответствующего
субъекта Российской Федерации (статья 16 Закона о статусе судей).
Аналогичен порядок привлечения судей к административной ответствен"
ности.