Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2020
Просмотров: 1733
Скачиваний: 3
95
ему Франции. С другой стороны, государственная практика Великобритании,
считающаяся основой его концепции разделения властей, основана как раз
на принципе пожизненного занятия кресла судьи. Сходную позицию в этом
вопросе занимает и законодатель США. Только в последнее время в этих
странах срок судейской должности стал ограничиваться достижением пре"
клонного или пенсионного возраста (65–70 лет, Великобритания, Греция,
Израиль, Канада, Эстония и др.), но в каждом конкретном случае решение
принимается в индивидуальном порядке. С другой стороны, существует
устойчивая практика назначения (избрания) судей на срок, как правило,
длительный, гарантирующий независимость, период времени – от 7 до
15–20 лет (Япония, Швейцария, Грузия, Румыния и др.). Представление
о возможности двух подходов является отправным и для международных
документов, см., например, пункт 12 Принципа «Условия службы и срок
полномочий» Основных принципов, касающихся независимости судебных
органов, абзац «ii» подпункта «а» пункта 2 и часть 3 Принципа 1 «Общие
принципы независимости судей» Рекомендации Комитета Министров Совета
Европы государствам членам о независимости, эффективности и роли судов
№R(94) 12 от 13 октября 1994 года и, что самое показательное, пункт 3.3
Европейской хартии о статусе судей. Эти акты содержат также упоминание
о допустимости назначения (избрания) судьи на должность с испытательным
сроком. Наиболее явно практика назначения (избрания) на срок прослежи"
вается применительно к органам, осуществляющим функцию конституцион"
ного судебного контроля, в том числе конституционным судам (практически
повсеместно в странах, имеющих обособленные специализированные инсти"
туции), а также высшим судам страны.
В Российской Федерации сложилась достаточно сложная ситуация. Зако"
нодатель, с одной стороны, провозглашает несменяемость как бессрочность,
с другой, как невозможность лишения судьи полномочий иначе как на осно"
вании и в порядке, предусмотренными законом, но в пределах установленного
срока
152
. Причем критерием для различий выступает вид и уровень суда, в
котором работает судья. Так, несменяемость в отношении судей Конституци"
онного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 12 Федерального консти"
туционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), су"
дей районных и гарнизонных судов, назначенных впервые, (часть 3 статьи 11
Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федера"
ции»
153
), а также мировых судей (часть 2 указанной выше статьи и статья 7
152
Напомним, что истечение этого срока императивно определено как одно из осно"
ваний для автоматического прекращения полномочий судьи.
153
Данная статья была предметом рассмотрения в Конституционном Суде Россий"
ской Федерации (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2000.
№ 2), который, увы, подтвердил конституционность существования данного
96
Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации») пони"
мается как несменяемость в пределах срока. Причем продолжительность сро"
ка весьма различна – от 3 лет для судей районных и гарнизонных судов до
15 лет для судей Конституционного Суда Российской Федерации
154
и 5 лет –
для мировых судей. В отношении судей иных федеральных судов понятие «не"
сменяемость» трактуется как бессрочность или пожизненность. Обратим
внимание, что предельный возраст законом не определяется
155
, опять"таки за
исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, которые
могут осуществлять свои полномочия до достижения ими 70 лет
156
.
Представляется, что сохранение такого положения дел не оправдано ни
буквой, ни духом Конституции и самого Закона «О статусе судей в Россий"
ской Федерации». Следовало бы выработать относительно единый подход
к решению этого вопроса, исходя из декларированного принципа единства
правового статуса судьи. Думается, что наличие срока, достаточно дли"
тельного (например, такого же, как для судей Конституционного Суда, или
более длительного – 15 лет), чтобы обеспечить независимость судьи, само по
себе не противоречит нормам статьи 121 Конституции и могло бы способ"
ствовать исключению косности судейского корпуса, накопления консер"
срока, не приняв, помимо прочего, во внимание тот факт, что равенство пра"
вового статуса судей (провозглашенное в форме единства нормами статьи 2
этого же Закона), являющееся частным случаем выражения конституционного
принципа, установленного статьей 19, предполагает, что либо все судьи в Рос"
сийской Федерации, назначаемые на свой пост впервые, назначаются на «испы"
тательный срок», либо ни один. В настоящий момент к «нечистым» отнесены
только судьи районных и гарнизонных судов, при назначении судьей иного суда
действует «бессрочный мандат».
154
Ранее срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
не существовал. Этот институт появился в 1994 году с принятием ныне дей"
ствующего Закона.
155
«Президентский пакет проектов федеральных законов о судебной реформе»
предполагает установление предельного возраста для пребывания в должности
судьи федерального суда – 65 лет. В период подготовки этой работы к изданию
в средствах массовой информации появились сведения о том, что этот срок в
ходе законодательного процесса будет увеличен до 70 лет в отношении судей
вышестоящих судов. На момент опубликования книги предложения Президента
России были отчасти учтены. Сегодня судьи занимают судейские должности до
достижения ими 65 лет, а судьи Конституционного Суда – до 70 лет. Срок заня"
тия последними своих
«
кресел» – 15 лет.
156
Предложенный Президентом Российской Федерации «пакет проектов федераль"
ных законов о судебной реформе» содержит новеллу в этой части. Все судьи, за
исключением судей высших судов Российской Федерации, будут сохранять свои
должности до достижения ими пенсионного (65 лет) возраста, судьи высших
судов также до достижения ими пенсионного возраста, но 70"летнего.
97
ватизма и профессионального цинизма
157
, явлений, увы, характерных для
этого вида деятельности не только в России, но и зарубежных странах, что
оценивается психологами как естественный профессиональный риск. Допол"
нительной гарантией независимости стал бы также запрет повторного на"
значения судьи на должность или более сложное правило, позволяющее
повторно назначать лицо на должность, но в другой суд и через определенный
промежуток времени. Одновременно предлагаемый подход способствовал бы
развитию рынка юридических услуг и, что очень важно в условиях Российской
Федерации, размыванию корпоративных преград (естественно, что подобный
подход необходимо одновременно использовать и при законодательном кон"
струировании иных видов юридических карьер: прокурора, следователя).
Кроме отмеченных, профессор В.М.Савицкий
158
выделял еще две
гарантии независимости судебной власти:
" освобождение судей от обязанности отчитываться перед
избирателями или органом, их избравшим – явления, связанного со
спецификой советского государственного устройства, предполагавшего в
силу принципов демократического централизма и полновластия Советов
народных (ранее трудящихся, рабочих, крестьянских, матросских, казацких,
дахнацких и т.д.) депутатов существование тотального контроля за кем бы то
ни было, в том числе за судьей, тем более при осуществлении им правосудия;
" установленная законом процедура осуществления право
судия, исключающая постороннее воздействие на судей, заключаю"
щаяся в наличии в процессуальном законодательстве соответствующих
норм, содержащих запреты подобного вмешательства, с одной стороны, и
детализирующих принцип беспристрастности, с другой (например, нормы
об оценке доказательств, отводах, тайне совещательной комнаты и др.).
Представляется, что обе эти гарантии утратили свое значение. Принцип
независимости судей формально содержался в текстах советских конституций
и законов, увы, на практике до независимости было далеко. Судья был членом
коммунистической партии, реже комсомольцем, практически никогда – бес"
партийным, судья отчитывался перед своим избирателем (органом или на"
селением), перед районным комитетом партии и т.д. Срок полномочий судьи
тоже был невелик: от 3 для судей районного суда до 5 лет для судьи Верхов"
157
Перед судейским корпусом России вскоре встанет еще одна проблема – пре"
клонный возраст судей. Рано или поздно все судебные системы, использующие
принцип бессрочности, сталкиваются с этим явлением. Например, одной из
основных причин, побудивших президента послевоенной Франции провести
реформу магистратуры, был почтенный возраст судей. В условиях России ге"
ронтократия, которую Аристотель вообще выделял в самостоятельную форму
правления, явление особенно опасное, поскольку – привычное.
158
Конституция Российской Федерации. Научно"практический комментарий. М.,
1997. С. 604–605.
98
ного Суда Российской Федерации (вероятно, здесь лежит еще одна причина
неприятия российской доктриной идеи назначения судьи на срок: слишком
долго судья был зависим). Поэтому вопрос об отчете судьи перед избирате"
лями, а точнее, исключении этого явления, порожденного «демократическим
централизмом» – основополагающим советским принципом построения
государства, был, несомненно, актуален. Отказ от идеи моновластия, причем
идеологического, партийного моновластия, неизбежно повлек и отказ от
данного правила. Вопрос о возможности существования подобных правил в
современном демократическим правовом государстве или государстве, стре"
мящемся к достижению этого качества, представляется недопустимым, если
только речь не идет об информационной деятельности судебной власти
159
.
Безусловно, процесс осуществления правосудия должен быть урегулиро"
ван законом, причем с учетом нормы статьи 128 Конституции Российской
Федерации федеральным конституционным законом
160
, однако опять"таки в
современном правовом государстве идея связанности государства и его орга"
нов правом имеет универсальный характер
161
. Ни один орган государства не
может нарушить так называемую генеральную клаузулу: «государственные
органы и индивидуальные носители государственной власти могут и должны
действовать в пределах установленной законом компетенции и предметов
ведения». Этот принцип воспринят российским конституционным и текущим
законодательством, он является общепризнанным в науке конституционного
права.
II.
Для российской науки более привычным по сравнению с крите
рием объективной беспристрастности (которому именно поэтому
было уделено так много внимания) предстает существование второго
критерия независимости судей в содержательном смысле этого
слова, или критерия субъективной беспристрастности, то есть
отсутствие предубеждений или тенденциозности при рассмотрении судьей
конкретного дела, вызванной приверженностью каким"то идеям, членством
в каких"то организациях, личным или семейным привязанностям. И если,
говоря о проблемах формирования судейского корпуса как действенных
способах обеспечения независимости, мы подчеркивали значимость прин"
ципа разделения властей и его реализации в механизме обеспечения само"
159
См., например, Концепцию информационной политики судебной власти, пред"
ставленную Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Феде"
рации в сентябре 2001 года.
160
См. подробнее комментарий автора к данной статье в кн.: Комментарий к Кон"
ституции Российской Федерации. М., 2001.
161
Хотя некоторые исследователи и сегодня настаивают на существовании этой
гарантии: Шерстюк В. М. Принцип независимости судей в проекте третьего
АПК РФ // Законодательство. 2001. № 12. С. 64–66.
99
стоятельности судебной власти, то проблема беспристрастности судей, сво"
боды каждого носителя судебной власти от идейного или эмоционального
давления связана в большей степени с принципами господства права и пра"
вового государства, правом и обязанностью судей выносить решения только
на основе закона и в точном соответствии с ним. Причем беспристрастность
судей в этом ее проявлении, приверженность судей только закону и конститу"
ции является, пожалуй, основным источником авторитета судей в обществе.
Как правило, в законодательстве зарубежных стран определяется не"
сколько видов возможного влияния (давления) на членов судейского кор"
пуса: общественное (в самом широком смысле этого слова), политическое
или партийное, корпоративное и даже семейное. И, как следствие, сфор"
мулировано общее правило, запрещающее судье состоять в политической
партии (заниматься политической деятельностью) или профессиональном
союзе. Разумеется, во втором случае исключение составляет профессиональ"
ное объединение судей и иных магистратов
162
. Интересно, что это положение
закреплено на конституционном уровне в такой жесткой форме только в
Испании (статья 127). Требование о поведении, не подрывающем уверен"
ности в независимости как при осуществлении служебных полномочий, так
и вне службы, в том числе в политической деятельности, содержится в гер"
манском законе о судьях (§39). Судьи Республики Туркменистан не могут
состоять в политических партиях либо общественных объединениях, пресле"
дующих политические цели (статья 103 Конституции). Французские судьи
должны воздерживаться от любых действий и обсуждений политического
характера, им «запрещено любое проявление враждебности к принципу и
форме правления Республики, а также какие"либо действия политического
характера» (статья 10 Органического закона о статусе магистратуры), а
американский судья «не должен находиться под влиянием недовольства
общественности ни из соображений личной популярности и известности,
ни из критических соображений» (пункт 14 Канонов судебной этики США).
Конечно, подобные запреты носят во многом формальный характер, но сдер"
живающее начало, заложенное в них, все же достаточно действенно, ведь
нарушение станет предметом рассмотрения органа дисциплинарного харак"
тера. Интересной представляется и попытка исключить социально"семейное
влияние на судью. Закон об устройстве общих судов Польши предполагает
необходимым увольнение судьи (а не отрешение от должности) при условии,
если он вступил в брак с лицом, являющимся адвокатом, и если супруг не
прекратил этой деятельности в течение трех месяцев с момента вступления
162
Термин
«
магистрат
»
, объединяющий судей, прокуроров, следователей, харак"
терен для стран романо"германской правовой семьи и тех стран, которые вос"
приняли (во многом в результате наполеоновских войн) французский тип судо"
устройства и судебного процесса.