Файл: abrosimova_e_b_sudebnaya_vlast_v_rossiiskoi_federacii_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 1701

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

130

придается особое значение.

Кроме того, в настоящий момент подавляющее большинство судей и

судов как федеральной, так и штатных судебных систем имеют собственные
страницы в Интернет, на которых размещают все постановленные ими судеб"
ные решения. Среднее время опубликования решения суда 7–10 минут,
после оглашения в зале судебного заседания.

Принцип открытости или гласности судебной деятельности как неотъем"

лемое качество должного правосудия сформировался в Германии в середине
XIX века. Суть его, так же как и максимы естественного правосудия, за"
ключается в том, что судебный процесс и его итог – решение – должны
осуществляться под контролем народа, так как «публичность – существен"
ное условие общественного доверия к судебным решениям» постольку, по"
скольку они не окутаны завесой тайны и не сопровождаются в силу этого
кривотолками и недоверием к судьям. Первоначально принцип распростра"
нялся только на гражданский и уголовный судебные процессы, но начиная
с 30"х годов ХХ века получил всеобщее распространение.

Вопросы транспарентности судебной системы Германии урегулированы

в Законе о судоустройстве Германии 1877 года, действующем в редакции
1975 года Правила Главы 14 устанавливают как общие принципы транспа"
рентности, так и критерии ее ограничения

226

.

По общему правилу, рассмотрение дел в судах, включая оглашение су"

дебных решений, осуществляется публично. Так же как и в английских, в
американских судах, запрещается производство аудио" и видеозаписи с целью
публичной демонстрации или иного опубликования. Допускаются традицион"
ные способы фиксации хода судебного заседания. Однако они не должны
быть использованы в качестве средства давления на суд.

Проведение закрытых или частично закрытых судебных процессов до"

пускается по следующим категориям дел (так называемая обязательная
юрисдикция):

а) семейные дела, а также бракоразводные процессы и дела об усыновле"

нии (удочерении);

б) дела об ограничении свободы в форме помещения в психиатрическое

лечебное заведение стационарного типа для принудительного лечения, а
также о признании лица недееспособным;

в) иные дела, если подлежат оглашению обстоятельства личной жизни

участников процесса (при условии ходатайства соответствующих лиц), от"
крытое обсуждение которых нарушило бы заслуживающие защиты интересы
этих лиц, если только интерес публичного обсуждения данных обстоятельств

226

В административном процессе подобные правила установлены § 56 (а), 116
Закона об административных судах 1960 года (1994).

227

Любопытно отметить, что обжалованию этот вид решений суда не подлежит.


background image

131

не является более весомым

227

.

Кроме того, судья может принять решение о проведении закрытых су"

дебных слушаний или их части (факультативная юрисдикция) в следующих
случаях:

а) существует угроза государственной безопасности, общественному

порядку или нравственности;

б) существует угроза жизни, здоровью или свободе свидетеля либо иного

лица, участвующего в процессе;

в) оглашению подлежит существенная коммерческая, производственная,

научная или налоговая тайна, в том случае если оглашение затрагивает охра"
няемые ею интересы

228

;

г) оглашению подлежит личная тайна, неправомерное оглашение которой

свидетелем или иным уполномоченным лицом предполагает наказание;

д) в деле участвует лицо, не достигшее 16"летнего возраста.
Обратим внимание, что под понятие обычный судебный процесс, на кото"

рый, как было отмечено выше, распространяются названные правила, не
подпадают дисциплинарные процессы против судей и государственных слу"
жащих (в первую очередь прокуроров и следователей).

Любопытно отметить, что требование о публичности оглашения судебных

решений в германском законодательстве не столь императивно. Судья может
принять решение, исходя из перечисленных выше условий, об исключении из
публичного оглашения а) мотивов решения, б) части решения либо в) вообще
огласить решение только для участников закрытого судебного разбира"
тельства

229

.

В германском законодательстве сложилась и довольно объемная система

регулирования взаимоотношений между судом и СМИ

230

 в рамках граждан"

ско"правового института достоверного освещения процесса. Господствующим
в данном случае является принцип публичного интереса получения информа"
ции в ущерб личным правам человека, поскольку предполагается, что нару"
шающий правовой мир (в широком смысле этого слова) должен осознавать
ознакомление неограниченного числа лиц с фактом совершения им правона"
рушения любого вида и применения к нему опять"таки любого вида юриди"

228

Применительно к административному процессу сходные правила содержит §36
Закона о порядке административного судопроизводства 1976 года (1990).

229

Правила оглашения решений по административному делу детально закреплены
в § 41 названного выше закона.

230

Как и в большинстве стран, закон оценивает аудио", видео" и телезапись как
средство воздействия на суд, поэтому запрещает это, равно как и трансляцию
из зала суда.

231

Аналогичные решения несколько раз принимал Европейский Суд по правам
человека, установивший в частности, что осуществление социально значимой
деятельности (строительства, производства, рекламирования, опубликования


background image

132

ческой ответственности в качестве негативного результата своих действий

231

.

В Германии (равно как и в таких странах, как Испания, Италия, Швейца"

рия, Греция и Франция) существуют официальные сборники судебных реше"
ний. Инициатором издания таких сборников и соответственно составителем
выступает сам суд. В сборники включаются решения как вышестоящих, так
и низших судов. В отношении решений Федерального Конституционного
Суда Германии также действует принцип самостоятельного определения
последним числа и перечня решений, подлежащих опубликованию. В се"
редине ХХ века сложилась практика тотального опубликования решений
последнего, равно как и особых мнений судей этого суда. Процедура опубли"
кования детально урегулирована в регламенте соответствующего суда.

В Германии также существует значительное число неофициальных сбор"

ников судебных решений, наиболее востребованными из которых являются:

«Lindenmaier/Mohring, Nachschlagewerk des Bundesgerichtshafs»; «Buchholz,
Sammel

– 

und Nachschlagewerk der Rechtsprechung des Bundesverwaltungs-

gerichts»; «Verwaltungsrechtsprechung in Deutschland»

.

В последние годы получили развитие электронные базы данных, содержа"

щие судебные решения. Наиболее полной является 

«Juris»

, она содержит

почти все решения, начиная с 1976 года.

Названные выше источники публикуют, помимо собственно судебных

решений, судебные отчеты, имеющие вспомогательный характер и представ"
ляющие собой довольно дельное описание судебного решения, включая
описания процедур. Судебные отчеты часто печатаются с сокращениями.

В Швейцарии аналогичные издания принято предварять критическими

обобщениями судебной практики, имеющими характер доктрины. В Испании
традиционно публикуются только решения Верховного Суда этой страны или
решения нижестоящих судов, бывшие предметом рассмотрения Верховным
Судом по жалобам заинтересованных лиц.

Принцип транспарентности во Франции, еще одной стране, традиционно

относимой к романо"германской правовой семье, также воспринимается
доктриной и законом как основополагающий. Транспарентность есть сово"
купность средств и способов, позволяющих проинформировать население
о существовании судебных инстанций, их практике и решениях. Основными
признаками транспарентности называют:

а) открытость судебных процессов и одновременно возможность проведе"

ния закрытых или частично закрытых процессов в случаях, установленных
Законом (интересы сохранения государственной тайны, личной тайны, уча"
стие в деле несовершеннолетнего лица, наличие шокирующих по своей
жестокости и т. п. обстоятельств, опубликование которых может нанести

книг и т. д.) предполагает согласие лица на публичность данной деятельности
и, следовательно, публичность судебного разбирательства, связанного с ней.


background image

133

ущерб общественному порядку или нравственности и др.);

б) публичное оглашение судебного решения, за исключением случаев

необходимости сохранения личной тайны (анонимное решение) – таких
как дела о разводе и разделе имущества, о лишении и восстановлении роди"
тельских прав, получении внебрачным ребенком фамилии отца; обеспечение
свободного доступа к оглашенным публично решениям;

в) право опубликования третьим лицом любого публично провозглашен"

ного решения, за исключением случаев недобросовестного комментирования
и при условии, что такая частная публикация не содержит подлинных имен
(наименований) сторон по делу, если иное не установлено законом (Закон
о печати 1881 года).

Доступ в залы судебных заседаний

232

, правила опубликования судебных

решений детально урегулированы нормами Кодекса судоустройства Франции,
уголовно"процессуального (статья 400) и гражданско"процессуального
(статья 22) кодексов. В основном они воспроизводят рассмотренные выше
в других разделах подходы. Поэтому остановимся более подробно на меха"
низме опубликования судебных решений.

Для Франции характерен принцип бюрократизации судебной власти и

концентрации последней в высших судебных инстанциях. В этих условиях
логичной предстает роль этих инстанций в публикации судебных решений.
Кассационный Суд Франции, возглавляющий систему судов общей юрисдик"
ции, осуществляет деятельность по опубликованию решений на основании
Кодекса судоустройства Франции (статьи Р131"15 и др.). Фактически опуб"
ликование осуществляется архивно"исследовательской службой, возглав"
ляемой советником Суда (процедура назначения которого также урегули"
рована нормами Кодекса). Архивно"исследовательская служба проводит
работу по классификации и индексации решений, их обобщению, ведет ката"
лог судебных решений. Этот каталог централизован и содержит решения
как Кассационного Суда, так и нижестоящих судов. Кассационный Суд сам
определяет, какие решения должны быть опубликованы. Он признает авто"
ритетными только эти решения.

Государственный Совет Франции, возглавляющий систему админист"

ративных судов, также наделен правомочием проводить соответствующую
работу по опубликованию решений этой группы судов, их систематизации

232

Отметим, что СМИ имеют право публиковать отчеты о ходе судебных заседаний,
но не о рассмотрении дел о разводах и разделах имущества, а также об установ"
лении отцовства, даже если дела рассматривались «при открытых дверях», а
также по делам о шпионаже, измене, национальной обороне, диффамации и
оскорблениях (в данном случае уголовно наказуемых). Кроме того, запрещено
(под страхом уголовной ответственности) опубликование комментариев, дис"
кредитирующих судебную власть.


background image

134

и т.п. Эту деятельность Государственный Совет осуществляет на основании
Ордонанса №94"980 от 14 ноября 1994 года «О передаче Государственным
Советом Французской Республики документов административным апелля"
ционным судам и административным судам». Он же осуществляет деятель"
ность по изданию сборников решений административных судов.

Решения Конституционного Совета Франции публикуются только самим

Советом или с его согласия. Опубликованы все решения.

С целью доведения до широкой общественности судебных решений су"

ществует значительное число официальных изданий, первое место среди
которых занимает 

«Journal officiel de la République Française»

. Эти издания

распространяются по подписке.

С начала 80"х годов во Франции успешно функционирует электронная

база данных судебных решений, которая содержит подборку решений Кас"
сационного Суда, апелляционных судов и судов первой инстанции, а также
решения системы административных судов. Выборка осуществлена ука"
занными выше службами. Доступ к базе является бесплатным. Вторичное
воспроизведение в виде баз данных или опубликования возможно только с
разрешения соответствующих служб Кассационного Суда и Государственного
Совета либо в случае распространения в электронной форме – комиссии
по организации административной документации на основе концессии.

Требование транспарентности судебной деятельности (как таковой судеб"

ный процесс) в той или иной мере воспринято российским законом. Речь
идет о таком фундаментальном институте, как открытость или гласность
судебного разбирательства. Понятие открытости (гласности) в российском
законодательстве не дифференцировано в зависимости от объекта приме"
нения (см. несколько ниже). Законодатель установил лишь общее правило:
судебное разбирательство во всех судах является открытым, в случаях, преду"
смотренных федеральным законом, допускается проведение закрытых су"
дебных разбирательств (статья 123 Конституции Российской Федерации).
Проведение закрытых судебных процессов допускается, согласно статье 9
ГПК РСФСР, в интересах охраны государственной тайны, предотвращения
разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в про"
цессе лиц, а также обеспечения тайны усыновления. Закрытое слушание
дел в судах арбитражной юрисдикции допускается в интересах сохранения
государственной тайны, а также сохранения коммерческой тайны, в иных
случаях, если они специально установлены федеральным законом (статья 9
АПК РФ). Интересом сохранения государственной тайны руководствуется и
суд общей юрисдикции при рассмотрении уголовного дела в закрытом су"
дебном заседании. Кроме того, статья 18 УПК РСФСР допускает проведе"
ния закрытого судебного заседания и по уголовным делам о преступлениях
лиц, не достигших 16"летнего возраста, по делам о половых преступлениях
и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интим"