ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2095
Скачиваний: 22
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АВТОРИЗАЦИЯ
ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА
и
содержательно-идеологических особенностей
литературного наследия конкретного
писателя (архивный поиск, письма,
дневники, мемуары). Цель такого
исследования — получение представления
о писателе, его месте в общественной
жизни, взаимоотношениях с литературными
группировками, принадлежности к
определенному направлению, школе,
профессиональному мастерству.
Сегодня
в рамках криминалистической автороведческой
экспертизы начинает формироваться
новое направление, получившее
наименование
криминалистическая текстология.
Это направление использует широкий
спектр различных методов и средств
лингвостилистического, почерковедческого,
фактографического и других
исследований.
Криминалистическая
текстология, используя достижения
текстологии филологической, на основе
проведения специальных теоретических
и экспериментальных исследований
разрабатывает методики и рекомендации
по текстологическому исследованию
документов и решению всего комплекса
диагностических и идентификационных
задач в рамках судебного автороведения1.
В
развитии криминалистической текстологии
методологически условно выделяют
два направления: филологическое и
криминалистическое. Криминалистический
этап также может быть подразделен на
так называемый «доавтороведческий» и
«автороведческий» периоды. Автороведческий
период в криминалистическом
исследовании речи начался в конце 60-х
годов работами Э. У. Бабаевой. К
доавтороведческому периоду можно
отнести криминалистическое исследование
всей совокупности письменно-речевых
навыков автора и исполнителя текста,
то есть признаки письменной речи автора
и исполнителя текста воспринимались
на тот период развития научных знаний
как единый и неделимый комплекс.
Филологический
период характеризуется постановкой и
решением задач в области прикладной
филологии, относящейся к ее отдельной
отрасли — текстологии, объединенных
термином атрибуция (установление автора
или исполнителя художественного
или исторического текста). Одной из
подзадач атрибуции
1
Огорелков ИВ.
Современное состояние диагностических
исследований в автороведе- нии.
Криминалистика. XXI век. // Материалы
научно-практ. конф. 26—28 февраля 2001. Т.1
— М.: Изд. ГУ ЭКЦ МВД России. — С. 89—96.
декларируется
изучение подделок литературных сочинений
и среди них — подделок произведений,
приписываемых реально существующим
писателям, вымышленным авторам,
определенному историческому лицу1.
Классическая
текстологи достигла определенных
успехов, поскольку любой текстолог
просто обязан производить сложную
работу по атрибуции спорных произведений.
Эта работа (особенно в классической
филологии) неразрывно связана с атетезой
(от греческого athetesis —
отрицание принадлежности произведения
данному лицу), то есть доказательством
от противного.
Ученые--текстологи
преимущественно опирались в своих
изысканиях на качественные признаки.
Отмечается «богатство» словаря писателя
о сходстве или различии индивидуального
авторского стиля, сопровождая их
соображениями о том, что у одного
автора какие-либо слова или формы
встречаются чаще, чем у другого.
Классической
текстологии свойственно отсутствие в
классификации разделения используемых
признаков письменной речи на общие и
частные. Можно отметить и определенную
тенденцию к поиску универсального
метода атрибуции автора текста, не
увенчавшемуся, правда, существенными
успехами. Количественные методы
исследования письменных текстов
отражают объективно существующие
закономерности языков и их реализацию
в речи. Они также являются составной
частью комплексного, системного
подходов в изучении языковых структур.
Наряду с качественным подходом
статистические методы, основанные на
вероятностном моделировании, позволяют
объективно оценивать признаки
авторского стиля.
Эволюция
текстологических методов атрибуции
указывает на близость концептуальных
основ автороведческого подхода в
экспертизе письма и в классической
филологии. Для них важно наличие
формализованных методик, обеспечивающих
эксплицитное представление как
качественных, так и количественных
признаков как результатов анализа
текста. Современные методы атрибуции
текста непригодны для анализа текстов
небольшого объема, если ставится задача
установления их авторства.
1
Комиссаров А.Ю.
Криминалистическое исследование
письменной речи. — М.: ЭКЦ, 2001.
120
114 120
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
АВТОРИЗАЦИЯ
ПИСЬМЕННОГО ТЕКСТА
Речь
привлекла к себе внимание криминалистов
еще в давние времена: в России первый
случай проведения судебной экспертизы
по установлению автора по признакам
письменной речи зафиксирован в 1886 г.
Естественно, первые, не самые показательные
с методологической точки зрения,
экспертизы интересуют сегодняшнего
исследователя лишь в историческом
плане, как свидетельство потребностей
судебных и следственных органов в
подобного рода исследованиях. До нас
не дошли сведения, использовали ли
признаки письменной речи в своих
заключениях эксперты, например,
учрежденной в 1570 году во Франции
экспертной корпорации, хотя известно,
что они производили экспертизы
документов, чему француз Равенно в 1669
г. посвятил специальную брошюру.
Потребовались многолетние усилия ряда
исследователей для выявления реальной
ценности, самостоятельного значения
и идентификационной, классификационной
и диагностической значимости признаков
письменной речи автора (составителя)
текста. В числе таких исследований
можно назвать работы В. И. Батова, В. Н.
Белова, В. К. Войнова, С. М. Вула, Т. В.
Гомон, О. К. Дамбраускайте, А. Ю. Комисарова
и др.
Научной
основой судебно-автороведческой
экспертизы является1
система знаний об условиях и закономерностях
речевого поведения человека,
обуславливающих индивидуальность,
динамическую устойчивость, вариативность
его письменной речи. Для достоверной
атрибуции текста конкретного автора
минимально допустимый объем текста —
150—200 слов, но он может варьироваться
в некоторых пределах, в зависимости от
принадлежности к конкретному
функциональному стилю.
При
исследовании письменного текста,
например, установление факта диктовки
или иного влияния на лицо, составляющее
письменный текст, свидетельствует о
наличии наряду с исполнителем текста
еще одного лица — автора, то есть лица,
его сочинившего, участие которого может
быть доказано при помощи специальных
познаний.
Доктрина
современного автороведения основывается
на постулате, что частные экспертные
методы и методики предполагают
изучение рукописных, машинописных и
выполненных полиграфическим способом
документов на следующих основных
1
Комиссаров А.Ю.
Криминалистическое исследование
письменной речи. — М.: ГУ ЭКЦ МВД России,
2001.
уровнях:
пунктуационном, орфографическом,
синтаксическом, лексико-фразеологическом,
стилистическом.
Эти
уровни включают описания традиционных
автороведче- ских признаков. При решении
вопроса об авторе письменного текста
в автороведении принято использовать
признаки синтаксических,
лексико-фразеологических, стилистических,
формально-логических, интеллектуальных
и других навыков.
В
зависимости от степени развития
соответствующих навыков автора или
исполнителя документа в процессе
сравнительного экспертного
исследования выявляются совпадающие
или различающиеся общие и частные
признаки, составляющие затем
совокупность, достаточную для принятия
решения и формулирования конкретного
вывода. При этом особое внимание
уделяется вопросам наличия или отсутствия
факта необычных условий при составлении
или исполнении текста.
Под
письменной речью в криминалистике
принято понимать индивидуальную
совокупность языковых средств,
актуализируемых в процессе порождения
текста его автором.
Под
текстом как объектом судебно-автороведческой
экспертизы понимается совокупность
предложений, связанных единством
смысла, которые могут служить материалом
для исследования свойств автора и
реконструкции условий составления
письменного текста.
Методологической
основой криминалистического исследования
письменной речи являются основные
положения прикладной лингвистики,
нормативный материал. Работа эксперта-авто-
роведа базируется на теоретических и
экспериментальных исследованиях в
области криминалистики и судебной
экспертизы, судебного автороведения,
лингвистической статистики, физиологии,
биомеханики, психолингвистики,
психологии, кибернетики, обширном
фактографическом материале, основанном
на изучении и обобщении экспертной
практики. В основу методического
подхода положены результаты специально
проведенных экспериментов, использующих
математическое моделирование, что
обусловливает их надежность и научную
обоснованность.
Основные
теоретические положения, лежащие в
основе современной методологии
криминалистического исследования
письменной речи, состоят в следующем:
♦ составление
и исполнение текстов формирует у автора
и исполнителя текста письменно-речевые
навыки, способствует
114 122
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФОНОСКОПИЯ...
образованию
специального интеллектуального
функционально-динамического комплекса
(стереотипа) в механизме реализации
этих навыков;
♦ речь
является репрезентативным носителем
свойств, существенных для решения
задач криминалистической экспертизы,
а именно: индивидуальности, динамической
устойчивости, вариационности и
избирательной изменчивости, отражающихся
в идентификационных, классификационных
и диагностических признаках.
8.
Криминалистическая фоноскопия и
лингвистическая экспертиза звучащей
речи
Устный
текст, зафиксированный на фонограмме,
традиционно является объектом рода
криминалистических экспертиз, который
носит название судебной фоноскопической1
экспертизы.
При
этом в ее рамках решается комплекс
самых разных задач, связанный с
исследованием зафиксированного на
фонограмме устного текста, в том
числе с применением широкого спектра
лингвистических методов. Это идентификация
и диагностика лиц по устной речи,
толкование используемых в речи
диалектизмов, жаргонизмов и т. д.,
установление эмоционально- психологического
состояния говорящего и дословного
содержания устного текста и т. д.
Таким образом, при производстве судебной
фоноскопической экспертизы на основе
методов лингвистического анализа
устной речи достигается полное изучение
устного текста, как в физическом, так
и ментальном плане.
Типовой
задачей лингвистического исследования
при идентификации говорящего по
речи, записанной на фонограмме, является
выявление интеллектуального
функционально-динамического речевого
комплекса, то есть устойчивых навыков
и умений индивида при порождении
высказываний в устной форме. На этой
основе осуществляется решение не только
идентификационных, но и диагностических
задач, связанных с установлением данных
о личности говорящего по его голосу и
речи.
1
Термин «фоноскопическая экспертиза»
используется в системе экспертно-криминали-
стических подразделений МВД российских
учреждений. В других ведомствах могут
использоваться иные, не всегда
синонимичные данному термину номинации:
«фонографическая», «видеофонографическая»
экспертиза, «акустико-фонетическая»
экспертиза, техническое исследование
магнитных записей и др.
Устная
речь, записанная на фонограмме, — это
сложная система взаимосвязанных
характеристик, индивидуальный характер
которой обусловлен относительной
стабильностью высшей нервной деятельности,
мыслительной, интеллектуальной
деятельности, психических функций
человека, устойчивостью его анатомических
и функциональных параметров его речевого
аппарата.
Как
справедливо отмечает Р. К. Потапова,
«Речевое поведение — один из
сложнейший видов поведенческой
деятельности человека, включающий в
себя целый ряд процессов, природа
которых стала понятна сравнительно
недавно в результате проведения
комплексных научный исследований.
Известно, что только фронтальный подход
к изучаемому объекту с учетом всех его
связей может расширить наши знания и
представления об этом объекте»1.
Применение
лингвистических методов в судебной
фоноско- пической экспертизе первоначально
ограничивалось задачами идентификации
и диагностики говорящего, установления
дословного содержания разговора. В
отечественной фоноскопиче- ской
экспертизе использование специальных
лингвистических познаний было начато
в начале 70-х годов во Всесоюзном
научно-исследовательском институте
МВД СССР (ВНИИ МВД) криминалистами А.
А. Ложкевичем, В. А. Снетковым, В. Л. Шар-
шунским при тесном сотрудничестве с
творческими коллективами ученых
филологического факультета МГУ им. М.
В. Ломоносова под руководством
профессора Л. В. Златоустовой. Дальнейшее
развитие лингвистическое направление
получило в работах Е.А. Брызгуновой, Е.
И. Галяшиной (Азарченковой), Н. Б.
Кураченковой, В. Х. Манерова, Р. К.
Потаповой, М. Н. Хи- тиной, В. Г. Щукина,
Л. А. Рычкаловой и ряда других. Необходимо
отметить, что применение лингвистических
методов в судебной фоноскопической
экспертизе первоначально ограничивалось
задачами идентификации и диагностики
говорящего, установления вербального
содержания фонограммы, в большей
степени опиралось на фонетический
инструментальный и аудитив- ный анализ.
В
последние годы лингвистический анализ
стал неотъемлемой частью комплексного
исследования записанной на фоно
1
Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов
В.В., Трунин-Донской ВН.
Общая и прикладная фонетика. — М.: МГУ,
1997. — С.4.
124
125
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФОНОСКОПИЯ...
грамме
звучащей речи для решения многих
экспертных задач, связанных с получением
доказательственной информации. В
настоящее время при производстве
фоноскопической экспертизы, на
разрешение которой ставится вопрос:
«Имеются ли на фонограмме признаки
монтажа?», наряду с визуальным анализом
магнитного носителя и инструментальным
изучением сигналограммы, в обязательном
порядке проводится лингвистический
анализ записанной на фонограмме звучащей
речи.
В
настоящее время при производстве
фоноскопической экспертизы, на
основе методов лингвистического анализа
эксперт устанавливает дословное
содержание высказывания, определяет
количество говорящих, осуществляет их
идентификацию по представленным
сравнительным образцам голоса и речи,
решает другие вопросы.
При
исследовании фонограммы на предмет
монтажа, наряду с визуальным анализом
магнитного носителя магнитооптическим
методом, инструментальным изучением,
сегодня в обязательном порядке
привлекается высокопрофессиональный
эксперт с базовым лингвистическим
образованием для анализа целостности,
связности, непрерывности и естественности
записанной звучащей речи.
На
основе лингвистического анализа эксперт
с определенной долей достоверности
в принципе может дать оценку половозрастных
и анатомо-физиологических характеристик
диктора (наличие специфики или
патологии речеобразующего аппарата,
необычность физического состояния,
наличия признаков измененного
сознания, например, под влиянием
алкоголя), эмоционального состояния
(отклонение от нормы, тревожность,
напряженность, наличие и тип эмоций,
например, волнение, удивление, страх и
т. п.), психофизиологическое состояние
(ненормативность, наличие патологии).
По
результатам лингвистического исследования
устного текста на фонограмме могут
быть установлены и индивидно- личностные
характеристики диктора, например,
родной язык, степень владения данным
языком, уровень образования и развития
речевой культуры, социокультурный
статус (социальная принадлежность,
воспитание и т.п.), темперамент,
самооценка, отношение к собеседникам,
ролевая функция в разговоре, наличие
проявлений акцента, диалекта,
принадлежность к определенной
профессиональной среде. Специалист
может
помочь
в определении списка наиболее ярких,
броских особенностей голоса и речи,
которые запоминаются и отражаются в
памяти очевидцев, могут быть использованы
в качестве вспомогательного средства
для опознания преступника. Такая научная
работа в настоящее время проводится,
и в ближайшее время будут разработаны
необходимые экспертные методики.
Заметим, что вывод по таким диагностическим
исследованиям, как правило, делается
специалистом в вероятной форме и имеет
ориентирующее значение.
В
судебных разбирательствах сегодня
нередки ситуации, когда обвиняемый или
свидетель отказываются от своих
показаний, данных как в устной форме
в ходе допросов с применением
звукозаписи, так и в письменной при
собственноручной их фиксации или
написании так называемого «чистосердечного
признания». При этом в качестве аргументов
высказываются утверждения, что данные
устные или письменные показания были
составлены с «чужих слов» или под
диктовку.
Поэтому
следующая задача, решаемая экспертом-фоноско-
пистом с базовым лингвистическим
образованием, — установление факта
необычного состояния или необычных
условий порождения устного или
письменного текста.
Коллективом
авторов1
были подготовлены методические
рекомендации, посвященные проблеме
идентификации диктора по русскоязычной
речи с признаками интерференции
национального языка (по материалам
кавказских языков).
В
последнее время очень активно развиваются
разнообразные технические системы
определения индивидуальности говорящего
по речевым характеристикам.
Интерес
к решению прикладных задач в этом
направлении определяется наличием
широкого круга практических приложений,
которые могут быть разделены, по мнению
В. И. Галу- нова, на два обширных класса:
проверка прав доступа к различным
системам
(информационным и физическим): каналы
связи; вычислительные системы; базы
данных; банковские счета; служебные и
индивидуальные помещения ограниченного
пользования (секретность, материальные
ценности и т. п.); различные
устройства и механизмы
(транспортные средства, оружие и
т.п.); и т.д.
1
Галяшина Е.И. (руководитель научного
проекта), Голощапова Т.И., Ремизова Н.А.,
Панасюгина Л.Е. и др.
127 125
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ФОНОСКОПИЯ...
Исследования
в области речевых технологий в России
(Советском Союзе) имеют довольно
длительную историю. Известно, что
работы по компрессии речи начались в
начале 50-х годов, а по автоматическому
распознаванию — в конце 50-х, а первая
в мире система автоматического
распознавания речи была продемонстрирована
в 1939 году в Ленинградском Государственном
Университете Л. Л. Мясниковым. В 60-х
годах российские разработки в области
речевых технологий значительно
опережали достижения специалистов
других стран, как в теории, так и на
практике. Это было вызвано наличием
комплекса прикладных задач, связанных
с обороной страны, решение которых
базировалось на интенсивных фундаментальных
исследованиях.
В
70-х годах в области практического
создания речевых систем приоритет
был у США — благодаря тому, что военное
ведомство организовало ряд конкурсных
проектов, предоставив для них
финансирование и возможность использования
своих богатых вычислительных мощностей.
Количество исследователей, работающих
в это время в США, в области речевых
технологий, по данным В. И. Галунова,
превышало количество речевиков в
Советском Союзе минимум в 10 раз. Тем не
менее уровень теоретических и
прикладных разработок в Советском
Союзе и США до середины 80-х годов
оставался приблизительно одинаковым.
В настоящее время помимо США в области
речевых технологий активно и очень
успешно работает еще EC
и ряд стран (Япония,
Канада, Австралия, Великобритания).
В
настоящее время научные исследования,
стимулируемые практическими интересами,
сконцентрированы на поиске оптимального
решения проблемы автоматического
распознавания и синтеза речи путем
попыток внедрения новых подходов к
речевым технологиям.
Если
прежде каждая из практических задач
решалась автономно (распознавание,
синтез речи, идентификация, верификация
говорящего), то сегодня, со всей
очевидностью, актуализируется
интерактивное речевое взаимодействие
человека с различными техническими
системами.
Анализ
взаимоотношений речевой науки и речевых
технологий показывает, что речевые
технологии более инертны, чем речевая
наука. Крайне важно, чтобы при интерактивном
взаимодействии человека и распознающей
системы разрыв между
принятыми
в речевых технологиях моделями и
моделями речевого поведения человека
был сведен к минимуму.
Наиболее
популярным (и наиболее эффективным) в
автоматическом распознавании речи
сегодня является использование
марковских моделей. Однако многие
ученые критически оценивают
перспективность применения данного
метода. По мнению профессора В. И.
Галунова, речь не является структурой,
точно подчиняющейся вероятностным
законам. Кроме того, опыт исследования
компилятивного синтеза речи с помощью
аллофонов или дифонов показывает, что
количество структурных единиц речи,
обладающих физическим и перцептивным
единством, составляет многие сотни.
Это заметно превышает количество
таковых элементов, предполагаемых в
современных марковских моделях речи.
Используемый в основном в автоматическом
распознавании, метод на основе марковской
модели носит статистический характер,
который далеко не соответствует
механизму речевого поведения человека.
Рассматривая
анализ речевых процессов у человека,
В. И. Галунов подчеркивает, что
близость систем автоматической
обработки речи к организации обработки
речи у человека представляется
критической. Математические модели
обработки речевой информации показали
свою ограниченность и не позволяют
решить сложные, но решаемые легко
человеком проблемы, связанные с
распознаванием слитной речи без
подстройки под диктора.
Накопленные
в науке и практике знания о процессах
восприятия речи, распознавания
речевых элементов, организации
продуцирования речи, которые были бы
полезны для оптимизации существующих
технических систем, довольно ограниченны.
Научные
исследования, нацеленные на изучение
речевого поведения, часто не могут быть
формализованы и переведены в вид
моделей, доступных для компьютерного
моделирования и дальнейшей их проверки.
Это приводит в дальнейшем к невозможности
их использования в речевых технологиях.
Вследствие этого в последние годы
речевые исследования и речевые
технологии развиваются в значительной
степени автономно. В результате
достижения в области речевых технологий
используют малую часть имеющихся знаний
о речевом поведении человека, а само
развитие речевых технологий не расширяет
саму сферу
128
125