ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2092
Скачиваний: 22
Навыки письменной речи |
Признаки письменной речи |
Некоторые примеры и комментарий |
|
1. Орфографические |
1.1.
Пунктуационные
пропуск
знаков препинания
немотивированная
постановка знаков
использование
знака препинания в несвойственной
ему функции
использование
знака препинания в функции интонационного
тире
использование
знака препинания вместо кавычек
при пунктуационном оформлении
прямой речи
использование
знака препинания в несвойственной
ему графической форме
нарушение
в сочетании знаков препинания
внутри и в конце предложения: запятой
и тире, кавычек и других знаков,
вопросительного и восклицательного
знаков
отсутствие
разбивки текста на абзацы, если
выделение последних диктуется
смысловой стороной изложения
нарушение
правила пунктуации, обусловленное
интерферирующим воздействием
иного языка
использование
составных знаков препинания, в том
числе с различным количеством и
возможной последовательностью
элементов
использование
знака препинания в случаях, когда его
употребление не обусловлено
синтаксической структурой, но оправдано
смысловой направленностью изложения,
в том числе своеобразное использование
конкретного знака в определенной
синтаксической структуре
употребление
одного знака в функции другого в целях
более точного выражения смысловых,
эмоциональных, интонационных
оттенков изложения
• использование
так называемой авторской пунктуации
при оформлении текстов, проявляющейся
в сознательном отступлении от
действующих норм пунктуации и
обусловленного смысловой направленностью
изложения, его контекстуальной стороной
(к
п. 3)
употребление запятой в функции тире
между подлежащим и сказуемым (к
п. 6)
употребление многоточия в виде двух,
четырех, пяти и более стоящих рядом
точек
(к
п. 7) Постановка
восклицательного знака перед
вопросительным: «Неужели этому можно
поверить!?» (к.
п. 9)
Немотивированная постановка точки
после порядковых числительных при
их числовом обозначении, что характерно
для латышского языка («летом 1983.г.»).
Употребление двоеточия вместо точки
и наоборот, что может быть связано
с интерферирующим влиянием армянского
языка
(к
п. 10) Например
«!!, !!!, ??, ??!»
(к
п. 11)
Употребление тире в предложениях: «Тебе
— мой нижайший поклон», «Это, конечно
превосходно, но — смысл?» и т. п. (к
п. 12)
Употребление тире вместо двоеточия,
запятой, кавычек, скобок, даже вместо
вопросительного знака, употребление
восклицательного знака вместо
вопросительного
100
101
1.2. Иные ор- фографичес- кие навыки |
|
|
2. Лексико- фразеологические навыки |
|
(к п. 1) басурман, ботфорты, вотчина, брамин, далай-лама, клерк (к п. 2) У Маяковского: «стальной изливается левой» |
102
ПРИЗНАКИ
РАЗЛИЧЕНИЯ СПОНТАННОСТИ ИЛИ
ПОДГОТОВКИ.... |
|
(к п. 7) «задержался» вместо «опоздал», «позаимствовал», «взял» вместо «украл», «благодарность», «подарок» вместо «взятка» (к п. 8) Испорченный телефон — сломанный телефон (к п. 11) У меня сегодня прекрасное настроение Какие прекрасные цветы! |
3. Грамматические навыки |
|
(к п. 1) Замечательная погода Погода замечательна |
|
|
|
4. Стилистические навыки |
|
архаизмов для придания высказыванию известной доли торжественности, ироничности и т. д. мера выразительности, т. е. потенциальные возможности выбора. мера правильности (уро - вень речевой культуры) мера организованности текста, т. е. меньшая или большая степень его планируемо- сти и, соответственно, его «случайности». |
ПРИЗНАКИ
РАЗЛИЧЕНИЯ СПОНТАННОСТИ ИЛИ ПОДГОТОВКИ....
соотношение
количества глаголов, существительных
и количества всех словоупотреблений;
соотношение
количества именных и глагольных
сказуемых;
соотношение
количества сложных и всех предложений;
отношение
количества всех употреблений
существительных, прилагательных,
наречий, числительных, местоимений
к суммарному числу появлений в тексте
глаголов и предикативных наречий;
соотношение
суммы появлений причастий и деепричастий
и количества сказуемых;
соотношение
количества местоимений в именительном
падеже и количества местоимений в
косвенных падежах;
соотношение
количества личных местоимений и общей
суммы употреблений всех местоимений;
соотношение
количества союзов и количества
предлогов;
соотношение
количества сочинительных и
подчинительных союзов;
соотношение
количества местоименных прилагательных
и суммы появления всех местоимений;
соотношение
количества местоименных наречий и
всех местоимений;
соотношение
количества местоимений с частицами
и количества всех местоимений;
соотношение
количества местоименных наречий и
местоименных наречий с частицами
и общего числа наречий;
соотношение
суммы употреблений местоименных
прилагательных с частицами,
притяжательных местоимений и
количества всех прилагательных;
соотношение
количества употреблений качественных
прилагательных и количества появлений
в тексте относительных и притяжательных
прилагательных;
соотношение
количества употреблений имен
существительных с конкретным и
абстрактным значением;
соотношение
количества употреблений конкретных
имен существительных и количества
всех имен существительных;
соотношение
количества абстрактных имен
существительных и всех существительных;
соотношение
количества собственных имен и всех
имен существительных;
104
101
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПРИЗНАКИ
РАЗЛИЧЕНИЯ СПОНТАННОСТИ ИЛИ ПОДГОТОВКИ....
соотношение
количества вводных слов (конструкций)
и предложений;
соотношение
суммарного количества появлений
группы местоимений
(который, целый
в значении «весь, всякий»,
каждый, любой, один
— в значении «какой-то, другой, иной,
прочий, этот, тот» в формах всех родов)
и количества всех предложений;
соотношение
количества предикативных наречий и
безличных глаголов и количества
сказуемых;
соотношение
количества глаголов в форме настоящего
и будущего времени и количества
употреблений формы прошедшего
времени;
соотношение
количества употреблений всех
существительных и общей суммы
появлений в тексте прилагательных,
притяжательных местоимений, местоименных
прилагательных и частиц;
соотношение
количества существительных и
местоимений;
соотношение
количества существительных и личных
глагольных форм;
соотношение
количества существительных и суммарного
количества прилагательных, наречий,
причастий и деепричастий;
соотношение
количества имен существительных и
местоименных существительных и
общей суммы употреблений в тексте
имен прилагательных, притяжательных
местоимений, местоименных прилагательных
и частиц, а также глагольных сказуемых
и причастий;
соотношение
количества употреблений именительного
падежа имен существительных и
количества глагольных сказуемых;
соотношение
количества имен существительных и
всех предложений;
соотношение
количества всех определений и
количества глаголов;
соотношение
количества местоименных прилагательных
и всех прилагательных;
соотношение
количества всех определений и
обстоятельственных элементов
(сумма появлений в тексте наречий,
местоименных наречий, последних с
частицами);
соотношение
количества определительных и
обстоятельственных элементов и
количества всех существительных и
глаголов;
соотношение
количества всех определений и
количества всех предложений в тексте;
соотношение
количества всех местоимений и
количества всех глагольных сказуемых;
соотношение
количества местоимений и наречий;
соотношение
количества предлогов и глагольных
сказуемых;
соотношение
количества всех глагольных сказуемых
и количества всех обстоятельственных
элементов плюс деепричастий;
соотношение
количества глагольных сказуемых и
количества всех имен существительных;
соотношение
количества сказуемых и предложений;
соотношение
количества безличных сказуемых и
глагольных и именных сказуемых;
соотношение
общего количества употреблений в
тексте личных глагольных форм,
относящихся к выделенным семантическим
классам, и количества употреблений
глагольных сказуемых, не принадлежащих
к таким классам;
соотношение
количества обстоятельственных
деепричастных элементов и количества
всех предложений;
соотношение
суммы употреблений именительных
падежных форм существительных и
местоимений и количества сказуемых;
соотношение
количества составных глагольных
сказуемых и количества всех
глагольных сказуемых;
соотношение
количества употреблений в качестве
сказуемого глаголов I семантического
класса (глаголы отражения мира) и
количества всех сказуемых;
соотношение
употреблений в качестве сказуемого
глаголов III
семантического класса
(духовное и физическое состояние,
изменение состояния и проявление
признака) и количества всех сказуемых.
В
данном перечне не встречаются признаки,
связанные с неопределенными или
неточными для обеих форм речи (устной
и письменной) реалиями. Например, абзац
(фоноабзац) или завершенное предложение
в устной речи зачастую невозможно
достаточно точно определить.
Круг
явлений, которые могут быть подвергнуты
количественному анализу при
исследовании устных и письменных
текстов,
106
101
№ п/п |
Индекс |
Форма речи |
Способ порождения речи |
Характер интеракции |
|||
Устная |
Письменная |
Спонтанная |
Подготовленная |
Диалог |
Монолог |
||
1 |
Синтез |
2,1 |
2,9 |
2,1 |
2,8 |
2,1 |
2,3 |
2 |
Словосложение |
1,03 |
1,05 |
1,01 |
1,06 |
1,02 |
1,02 |
3 |
Деривация |
0,6 |
1,2 |
0,5 |
1,1 |
0,5 |
0,6 |
4 |
Словоизменение |
0,5 |
0,8 |
0,4 |
0,7 |
0,4 |
0,5 |
5 |
Префиксация |
0,15 |
0,3 |
0,15 |
0,31 |
0,13 |
0,17 |
6 |
Суффиксация |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
0,7 |
0,4 |
0,47 |
7 |
Флективность |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
8 |
Глагольность |
0,18 |
0,12 |
0,17 |
0,12 |
0,15 |
0,17 |
9 |
Субстантивность |
0,15 |
0,38 |
0,17 |
0,33 |
0,15 |
0,18 |
10 |
Адъективность |
0,06 |
0,12 |
0,05 |
0,13 |
0,03 |
0,05 |
11 |
Местоименность |
0,22 |
0,07 |
0,22 |
0,08 |
0,2 |
0,21 |
12 |
Автосемантичность |
0,43 |
0,69 |
0,44 |
0,66 |
0,43 |
0,45 |
13 |
Именительный падеж |
0,48 |
0,24 |
0,52 |
0,26 |
0,54 |
0,43 |
14 |
Родительный падеж |
0,14 |
0,34 |
0,12 |
0,3 |
0,12 |
0,17 |
15 |
Личные местоимения |
0,45 |
0,27 |
0,46 |
0,28 |
0,42 |
0,41 |
16 |
Негация |
0.036 |
0,022 |
0,04 |
0,022 |
0,046 |
0,026 |
17 |
Предикативность |
0,22 |
0,11 |
0,24 |
0,13 |
0,26 |
0,18 |
18 |
Интонационная расчлененность |
0,3 |
|
0,4 |
0,18 |
0,32 |
0,2 |
19 |
Длина фразы |
7 |
|
5 |
10,1 |
6 |
12 |
20 |
Лексическое разнообразие |
0,5 |
0,7 |
0,52 |
0,68 |
0,4 |
0,5 |
21 |
Лексическая тривиальность |
1,2 |
0,54 |
1,26 |
0,62 |
1,27 |
1,11 |
108
101