Файл: Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2020

Просмотров: 2079

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


имя), аноним (отсутствие имени), мистификация (присутствие элементов стилизации) и т. д.

С трудностями назначения лингвистической экспертизы не­редко сталкиваются и суды (следователи), не зная, как правильно сформулировать вопросы эксперту в пределах его компетенции, куда, в какое учреждение направить определение (постановле­ние) о назначении экспертизы, как проверить компетентность и квалификацию эксперта, оценить сделанное им заключение.

Хочется еще раз особо подчеркнуть, что судебная лингвисти­ческая экспертиза — это еще только формирующаяся отрасль судебно-экспертной деятельности, в основе которой лежат спе­циальные познания в филологии (лингвистике), поэтому в любой ситуации, когда возникает потребность в их процессу­альном или непроцессуальном использовании, в интересах установления истины по делу всегда полезно проконсультиро­ваться со специалистами.

Профессионально грамотный и специально подготовлен­ный эксперт-лингвист (специалист)1 поможет очертить круг экспертных заданий и сформулировать вопросы, которые целе­сообразно вынести на разрешение судебной лингвистической экспертизы по конкретному делу. Он окажет содействие и в определении перечня необходимых материалов, сможет пред­варительно оценить их доброкачественность и полноту, доста­точность для решения конкретной экспертной задачи, проин­формирует о сведущих лицах и авторитетных специалистах в конкретной области или направлении филологической науки, подберет справочные материалы и литературные источники, даст компетентную консультацию в случаях иных затруднений.

Судебная лингвистическая экспертиза, как известно, не от­носится к числу экспертиз, назначение которых определено диспозицией ст. 196 УПК РФ (и соответствующими статьями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ) как обязательное.

В современных условиях методы фундаментальных наук (в том числе лингвистические) заимствуются отдельными видами и подвидами фоноскопической и автороведческой экспертиз пу­тем создания специальных экспертных технологий, предназна­ченных для решения типовых экспертных задач. Производство

1 Интернет позволяет получить консультацию специалиста-лингвиста и в интерактив­ном режиме. Подробнее см. веб-сайт: www.expertizy.narod.ru and www.rusexpert.ru and www.gramota.ru.


фоноскопических и автороведческих экспертиз в полном объе­ме организовано в системе государственных экспертных учреж­дений МВД, ФСБ, МЮ Российской Федерации.

Однако многие вопросы, требующие применения специаль­ных лингвистических знаний, остаются за рамками как фоно- скопической, так и автороведческой экспертиз.

Так, например, производство судебной лингвистической экспертизы может потребоваться для толкования смыслового значения или эмоционально-экспрессивного содержания слов и выражений, как самих по себе, так и в определенном контек­сте. Чаще всего объектами таких лингвистических исследова­ний становятся публикации в печатных или устных средствах массовой информации.

Как следует из вышесказанного, многие задачи по лингвис­тическому исследованию устного и письменного текста, вос­требованные современной судебной и следственной практи­кой, остаются за пределами как фоноскопической, так и автороведческой экспертиз. Но эти задачи настоятельно требу­ют своего научно-методического обеспечения, выработки на­учной базы на основе обобщения и унификации имеющегося экспертного опыта, решения ряда организационных вопросов в системе государственных судебно-экспертных учреждений.

Многократно предпринимавшиеся ранее попытки объеди­нения криминалистического исследования устной и письмен­ной речи в рамках одного направления судебно-экспертной де­ятельности ни в организационном, ни в научно-методическом плане пока успехом не увенчались.

Сегодня специальные познания в области речеведения, используются при решении идентификационных и диагности­ческих задач двух разных родов судебной экспертизы, входя­щих в класс криминалистических: судебной фоноскопической и судебной автороведческой экспертизы1, традиционно подразде­ляющих тексты как объекты экспертизы на устные и письменные. Но уже явно видны объективные предпосылки к формированию нового направления — судебной лингвистической экспертизы, где и устная и письменная речь изучаются с позиций не только


1 Галяшина Е. И., Комиссаров А. Ю, Боровиков Д. С., Шашкин С. Б. Правовые и методоло­гические аспекты установления факта предварительной подготовки письменных и устных тек­стов. Криминалистика. XXI век: Материалы научно-практической конференции. 26—28 фев­раля 2001 года. Том 1. — М.: ГУ ЭКЦ МВД России.— С. 84—89.


31 23






ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


традиционных отраслей филологической науки, но и нового формирующегося научного направления — судебного речеве- дения1.

Лингвистический анализ содержательно-смысловой и фор­мальной стороны речевого произведения в рамках его судебно- экспертного исследования, по существу, — единственный способ установления наличия или отсутствия вербальной сущ­ности, подпадающей под признаки конкретного правонаруше­ния, предусмотренного соответствующей законодательной нормой.

Сложность судебной экспертизы речевых произведений, со­держащих криминалистически значимую информацию, заклю­чается в том, что содержание речи многослойно. Важная информация может быть вербально явно не выражена, переда­ваться иными, например, так называемыми невербальными, паралингвистическими, средствами (интонацией, тембром, го­лосовыми модуляциями — в звучащей речи; стилистическими приемами и графическими средствами — в письменной речи).

Нередко истинные интенции и коммуникативные цели авто­ра текста намеренно скрываются или маскируются. Особенно это касается речевых произведений, имеющих завуалированную манипулятивную, суггестивную направленность. Многослой­ные в языковом и смысловом отношении вербальные тексты требуют разработки новых экспертных методик их комплексного анализа.

На основе имеющихся специальных познаний филологии, применяя современные методики лингвистического анализа, эксперт может правильно интерпретировать, даже понять заву­алированный вербальный текст и его глубинный смысл, комму­никативное намерение автора, дешифровать авторские интен­ции, распознать и правильно оценить необычные условия порождения или последующие изменения речевого продукта тем же или иным автором (соавтором).

На практике (например, в тех случаях, когда государствен­ные экспертные учреждения не имеют квалифицированных специалистов лингвистического профиля) судебная лингвисти­ческая экспертиза поручается конкретному лицу, имеющему

1 Тексты могут, например, распространяться печатными или электронными средствами массовой информации, содержаться в заведомо ложных сообщениях или доносах о готовящихся, скрываемых или совершенных преступлениях.


профессиональное филологическое образование, но не являю­щемуся сотрудником государственного или негосударственно­го судебно-экспертного учреждения.

Появлению негосударственных экспертных организаций способствует то, что Российское законодательство не требует обязательного лицензирования экспертной деятельности, достаточно, чтобы организация была зарегистрирована в уста­новленном законом порядке. В качестве сотрудников негосу­дарственных экспертных учреждений нередко выступают отставники и бывшие служащие ведомственных организаций, имеющие базовое филологическое образование, соответствую­щую квалификацию и свидетельство на право производства фо- носкопических или автороведческих экспертиз.

Среди негосударственных экспертных учреждений наибо­лее авторитетным в области лингвистических экспертиз обще­признанно считается общественная, некоммерческая органи­зация — Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (сокращенно — ГЛЭДИС). Члена­ми этой организации являются десятки известнейший ученых: кандидаты и доктора филологических наук, представители академических институтов и ведущих вузов Москвы1. Ими уже накоплен определенный опыт, на основе обобщения эмпири­ческих данных создана методическая база для решения таких вопросов, как, например: разъяснение значения и происхож­дения слов, словосочетаний и фраз; исследование случаев, связанных с исками о защите чести, достоинства и деловой ре­путации (в частности, анализ спорных публикаций и выступле­ний в СМИ); исследование структуры текстов, анализ основно­го и дополнительного содержания текстов, их авторства и т. п.; толкование отдельных положений законодательства, подза­конных актов и иных документов с точки зрения того, как их должен понимать обычный грамотный носитель современного русского литературного языка; толкование спорных положе­ний коммерческих и некоммерческих договоров, соглашений, меморандумов и др. для определения того, какие варианты по­нимания этих положений в принципе возможны, с точки зре­ния обычного носителя современного русского литературного


1 Свидетельство о регистрации общественного объединения ГЛЭДИС получила в фев­рале 2001 г. от Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве.


33 23






ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


языка, и какие из возможных вариантов наиболее вероятны; экспертиза текстового наполнения (контента) сайтов и стра­ниц в Интернете; исследование товарных знаков, девизов (слоганов) и иных коммерческих наименований на предмет их соответствия нормам современного русского литературно­го языка, а также на предмет эквивалентности/неэквивалент­ности другим товарным знакам и коммерческим наименова­ниям и др.

Гильдия выступает как независимое профессиональное со­общество, поскольку ее учредителями выступили физические лица — опытные специалисты: лингвисты, юристы, библио­графы, что значительно повышает объективность их эксперт­ных заключений. В перспективе ГЛЭДИС, по-видимому, смо­жет стать общественным координирующим органом по оптимизации лингвистического экспертного опыта. Она может выступить в роли организации, представляющей интересы экс­пертов-лингвистов в государственных, коммерческих и обще­ственных структурах, в частности, в деле защиты их прав и в развитии профессиональной репутации экспертов в обществе и государстве.

В настоящее время правлением ГЛЭДИС на основе сбора, координации и оптимизации имеющегося в России экспертно­го опыта текстов СМИ (заметок, статей, очерков в печатных СМИ, радио- и телепередач) подготовлена подробная научно- методическая программа по разработке, обобщению и внедре­нию в практическую деятельность редакций СМИ и их сотруд­ников, работников судебных и правоохранительных органов единых научно обоснованных критериев и методики анализа текстов и лингвистических единиц при рассмотрении граждан­ских исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также при расследовании уголовных дел о клевете и оскорбле­нии. Программа включает создание справочно-методического пособия и сборника научных статей; разработку гипертексто­вой базы данных экспертных заключений лингвистов и базы данных о филологах-русистах в регионах России; создание мо­бильной компьютерной экспертно-методической лаборатории, поддержку функционирования в сети Интернет подробного ин­формационно-справочного веб-сайта ГЛЭДИС1.


1 Горбаневский М. В. Будь осторожен, выбирая слово! // Цена Слова. — 3-е изд. — М.: ГЛЭДИС, 2002. — С. 15—36.


Компетентность эксперта, то есть наличие у него соответст­вующих специальных познаний, определяет субъект, назнача­ющий экспертизу. Она складывается не только из профессио­нального высшего образования, но и всей совокупности имеющихся знаний в пределах конкретной судебно-эксперт­ной специальности, практических навыков и умений решения конкретной экспертной задачи.

Поэтому наличие у субъекта, которому поручается произ­водство судебной экспертизы только базового высшего фило­логического образования, и даже ученой степени и звания, хотя и необходимое, но недостаточное условие для признания его компетентности как судебного эксперта.

Для допуска к самостоятельному производству экспертиз в качестве эксперта, осуществляющего лингвистический анализ устного или письменного текста, и в традиционных авторовед- ческой и фоноскопической экспертизах, помимо высшего филологического образования, требуется дополнительная подготовка.

«Классические» филологи, выпускники гуманитарных ву­зов, не имеющие специализации в области судебной эксперти­зы, обычно не знакомы с последними научно-практическими достижениями российской и зарубежной судебно-экспертной практики, не владеют современными экспертными методиками решения конкретных вопросов, не обладают требуемыми навы­ками по применению экспертно-криминалистических методов и средств исследования устных и письменных текстов, не име­ют опыта судебно-экспертной деятельности, не обладают зна­ниями общей теории судебной экспертизы, не знают специфи­ки уголовного, гражданского, арбитражного процессов и, как следствие, не очень четко представляют судебную перспективу высказываемых ими мнений и суждений. Это в конечном итоге нередко приводит к тому, что сделанные ими экспертные за­ключения признаются необоснованными, а выводы ошибоч­ными, что влечет исключение таких заключений из числа дока­зательств по делу, назначение дополнительной или повторной экспертиз, но в любом случае затягивает сроки судебного рас­смотрения дела и не способствует установлению истины.

Незнание современных экспертных методик и основ судеб­но-экспертного исследования устных и письменных текстов часто приводит к тому, что изучение свойств представленных


34


23




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


объектов производится односторонне, а иногда необъективно. Заключения экспертов по форме и содержанию во многих слу­чаях не отвечают выработанным многолетней экспертной прак­тикой критериям ясности, полноты и достоверности, изобилу­ют домыслами, выражениями, отражающими субъективное мнение и суждения авторов, а доказательственное значение устанавливаемых фактов и обстоятельств теряется в пустом многословии и неоправданном наукообразии.

При оформлении экспертного заключения экспертом, не имеющим базового филологического образования, специаль­ной подготовки и обучения, зачастую отмечаются формальные, но существенные нарушения требований федеральных законов. Вместо надежно и достоверно установленных на основе дости­жений науки и техники фактов в таких заключениях нередко содержатся догадки, гипотезы или вымысел, которые, может быть, и годятся для научной статьи, но неприемлемы как за­ключение судебного эксперта.

Учитывая это, ряд отечественных ВУЗов начал проводить специализацию филологов по специальности «лингвокримина- листика» с перспективой их аттестации в качестве профессио­нальных судебных экспертов1.

Говоря о компетентности экспертов, нужно подчеркнуть, что для установления факта оскорбления, то есть унижения че­сти и достоинства другого лица, выраженного устно, недостаточ­но провести только лингвистический анализ лексического соста­ва и контекста высказывания. Не менее важно то, с помощью каких интонационных и паралингвистических средств выража­ется то или иное значение. Как общеизвестно, даже обсценная лексика, произнесенная с определенной интонацией, может быть воспринята адресатом не как оскорбление, а как, например, высшая форма восхищения или даже выражения симпатии.

При производстве экспертизы текста, представленного в звуковой форме, мало только восприятия его посредством слу­ха, необходим объективный инструментальный (акустико-фо- нетический) анализ всех компонентов интонации и просодии

1 Не обсуждая здесь само название спецкурса, предложенного профессором МГУ Л. В. Златоустовой, укажем, что подготовка по подобным спецкурсам осуществляется на ба­зе филологического факультета МГУ (г. Москва, руководитель профессор Л. В. Златоустова), факультета журналистики МГУ (доцент Е. С. Кара-Мурза), МГЛУ (г. Москва, руководитель профессор Р. К. Потапова), РУДН (г. Москва, профессор В. М. Шаклеин), Алтайского госу­дарственного университета (г. Барнаул, руководитель профессор Н. Д. Голев).


с использованием специальных программ по визуализации и обработке звуковых сигналов, позволяющих документировать результаты проведенного анализа. Одна и та же фраза (напри­мер, «Здоровье надо беречь!»), произнесенная с разной интона­цией, может как выражать, так и не выражать угрозу.

Исходя из общности теоретических подходов к исследова­нию устного и письменного текста, практических наработок последних десятилетий, сегодня очевидна тенденция1 к интег­рации исследований устной и письменной речи в рамках ново­го класса или рода судебной экспертизы. Одни авторы предла­гают называть данную отрасль судебно-экспертной деятельности лингвистической экспертизой, другие — текстологической, третьи — речеведческой2 и т. д. И хотя пока нет единого мнения специалистов даже относительно возможного названия, тем не менее, очевидно, что синтез и интеграция различных областей научных знаний и объективные потребности судебной и следст­венной практики могут привести в перспективе к формирова­нию нового класса судебно-лингвистических экспертиз.

В основу нового направления судебно-экспертной деятель­ности могут быть положены две взаимодополняющие друг дру­га лингвистические модели. Текстоцентрическая модель пред­полагает традиционное, используемое в фоноскопической и автороведческой экспертизах исследование, исходя из уровне- вой структуры языка и ее представленности в дискурсе (сег­ментные и супрасегментные элементы фонетического уровня, лексико-семантический уровень, семантико-синтаксический уровень и т. д.). Антропоцентрическая модель языка, в центре которой находится не текст, а дискурс, где точкой отсчета вы­ступает языковая личность в конкретных пространственно-вре­менных координатах как био-социо-когнитивная система. Та­кая модель с опорой на психолингвистические акцентуации речевого сознания описана в специальной литературе и исполь­зуется в основном в научных экспериментах.

Можно сформулировать следующие перспективные зада­чи данного направления: установление индивидуальных и


1 Заметим, что попытки такого объединения нередко предпринимались и ранее, но ус­пехом не увенчались. Подробнее см.: Комиссаров А. Ю. Криминалистическое исследование письменной речи. — М., 2000.


2 Профессор Л. В. Златоустова предложила термин «лингвокриминалистика», профес­сор Р. К. Потапова — «судебное речеведение», профессор Н. Д. Голев — «юрислингвистика», профессор М. В. Горбаневский — «лингвистическая экспертиза» и т. д.


36


23




ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ


ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


социальных характеристик языковой личности, интерпрета­ция языкового знака или фрагмента текста, точность перево­да, объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения, установление и под­тверждение авторства текста и т. д.

Современная отечественная практика судопроизводства до­статочно лояльно относится к вызову в суд и участию в процессе авторитетных ученых-филологов (в том числе в качестве свидете­лей, специалистов, экспертов), особенно когда требуются то или иное толкование или интерпретация устного или письменного текста не только на русском, но и на других языках, что делает форму состязательности процесса по таким делам более интерес­ной, а решения судей — более обоснованными и объективными.

Очевидно, что для развития нового направления необходи­мо, во-первых, выработать среди государственных и негосудар­ственных судебных экспертов-лингвистов единый научно-ме­тодический подход к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов, занимающихся иссле­дованием устных и письменных текстов, в первую очередь на русском языке. Это диктуется и требованиями Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В этой связи должны быть едиными не только подходы к назначению, но и критерии оценки выво­дов эксперта-лингвиста, речеведа следователем, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонаруше­ниях. Результаты лингвистической экспертизы, выполненной в гражданском судопроизводстве, как известно, могут использо­ваться при рассмотрении затем уголовного дела (например, по оскорблению и клевете), и наоборот.

Во-вторых, требуется организовать профессиональную под­готовку и систематическое обучение выпускников филологиче­ских вузов и факультетов по данной судебно-экспертной специальности с последующей аттестацией в качестве специа­листа, имеющего право самостоятельного производства судеб­ных лингвистических экспертиз.

Думается, что пришло время, когда, исходя из потребностей практики, необходимо четко определить круг типовых задач, решаемых на основе специальных лингвистических знаний в интересах судопроизводства, содержание и объем специальных


знаний судебных экспертов-лингвистов и экспертов-речеведов, разработать программу профессионального обучения и подго­товки экспертных кадров, продумать вопрос об организации соответствующих курсов и межвузовских школ, а также систе­мы повышения квалификации в рамках второго высшего или послевузовского образования.

На начальном этапе становления новой экспертной отрасли при назначении лингвистической экспертизы ее инициатору важно тщательно проверять квалификацию, опыт экспертной деятельности и стаж работы по конкретной специальности, на­личие свидетельства установленного образца на право самосто­ятельного производства данного рода судебной экспертизы, и в целом — специальных знаний, навыков и умений, наличия до­статочного информационно-справочного инструментария для решения конкретной экспертной задачи.

Тем не менее, нам представляется, что именно лингвис­тическая экспертиза — это эффективное процессуальное дейст­вие по объективной проверке относимости, допустимости и достоверности вербальной информации, имеющей значение доказательства1. Оно состоит из процессуально регламентиро­ванного лингвистического исследования устного или письменно­го текста и дачи заключения по вопросам, разрешение которых требует применения специальных познаний в области приклад­ного языкознания, фонетики и лингвистики, текстологии, пси­холингвистики и социолингвистики, компьютерной и когни­тивной лингвистики и других направлений современного теоретического и прикладного языкознания, входящих в систему судебного речеведения.

Область специальных знаний судебного речеведения, как направления прикладной лингвистики, открыта для широкого круга потенциальных потребителей, это позволяет критически оценивать качество и полноту их применения в каждом конкрет­ном экспертном исследовании, открывает просторы для расши­рения состязательности экспертов в рамках судопроизводства.

Заметим, что под специальными понимают знания, выходя­щие за рамки общеобразовательной подготовки и простого жи­тейского опыта, приобретаемые в процессе профессиональной


1 В силу статьи 9 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной дея­тельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г., № 73-ФЗ, содержащей определение понятия «судебная экспертиза».


38


23