Файл: Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 1351

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛИНГВИСТИКА VS ЭКСТРЕМИЗМА


6 сийским ученым-лингвистом профессором Михаилом Викторовичем Горбаневс- ким, в ее планах по изданию актуальной и весьма полезной книги «Лингвистика vs экстремизма». Ее автором является один из лучших российских экспертов- лингвистов Елена Игоревна Галяшина, в недавнем прошлом ответственный со­трудник МВД РФ, полковник, дважды доктор наук - филологических и юриди­ческих, академик РАЕН, действительный член ГЛЭДИС, профессор новой кафед­ры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии.

Выход этой книги в свет фактически является нашим совместным с ГЛЭ­ДИС конкретным ответом на призыв, содержащийся в резолюции межве­домственной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения специализированных экспертных исследований (социально психологических, психо-лингвистических и др.) по вопросам, связанным с экстремистскими проявлениями», прошедшей в прокуратуре г. Москвы 14 декабря 2005 года. В резолюции говорится:

«Криминальная обстановка в г. Москве характеризуется тенденциями к увеличению количества проявлений таких форм экстремистской деятельно­сти, как возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды, уни­жение национального достоинства; пропаганда исключительности, превос­ходства либо неполноценности граждан по признакам их отношения к рели­гии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности; публичные призывы к совершению указанных действий.

При этом все чаще используются самые изощренные и завуалирован­ные способы указанных деяний, которые выражаются в публичных выступ­лениях, печатных, видео и аудиовизуальных и иных материалах, что суще­ственно затрудняет установление их истинной смысловой направленности и восприятия без оценки специалистов, профессионально владеющих позна­ниями в области социальной психологии, лингвистики и других смежных областей. Отсутствие в системе государственных экспертных учреждений соответствующих направлений судебной экспертизы негативно влияет на эффективность использования и применения правового механизма по про­тиводействию и профилактике экстремистской деятельности.»

Очевидно, что в этой связи возрастает роль и экспертов-лингвистов, чьи знания и опыт стали сегодня так востребованы следственными органами, судебной системой страны, правоохранительными структурами и спецслуж­бами, противостоящими экстремизму.

В этой связи Группа компаний «Экскалибур» с большим удовлетворением представляют Вам, дорогой читатель, новую книгу ГЛЭДИС «Лингвистика vs эк­стремизма», участие в выпуске которой в свет мы считаем для себя честью.

В.В.КАШИРСКИХ, Президент Группы компаний «Экскалибур», генерал-лейтенант ФСБ запаса




7


ЧАСТЬ 1.

Словесный экстремизм
как явление


«По-настоящему война никому не нужна, но многим нужна ненависть».

Макс Фриш

Актуальность исследования феномена экстремизма не нуждается в осо­бом обосновании. Многие специалисты проводят исследования детерминан­тов этого явления, однако большинство из них обращается в основном к по­литико-правовым и социально-экономическим факторам, хотя в лингво-куль- турологической и коммуникативной сфере также коренятся причины экст­ремистских проявлений. Поэтому в этой работе мы хотим обратиться к осо­бому виду экстремистской деятельности - словесному экстремизму.

В декабре 2004 года в Верхней Пышме (Южный Урал) на зданиях почты, парикмахерской и на территории рынка появились листовки с текстом: «Братья славяне! Оглянитесь вокруг! Что происходит с нашей страной и городом? Нас захлестнула волна незаконной эмиграции! Сотни приезжих к нам начинают захватывать и порабощать Русь! Давайте прекратим этот террор белого населения, выгоним их из нашего города».

По данному факту прокуратурой возбуждено уголовное дело по (здесь и далее указывается на действующую на тот момент редакцию ст. УК РФ - отв. ред.) статье 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или ре­лигиозной вражды». Листовки были направлены на психолингвистическую экспертизу, где подтвердилось, что тексты действительно призывают к межнациональной вражде. Городской суд приговорил виновного к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении4 .

11 ноября Промышленный райсуд Самары вынес приговор в отношении четырех членов организации «Хизбут-Тахрир Аль Ислами». Они обвинялись


4 26.10.2005 17:16| ИА REGNUM.




ЛИНГВИСТИКА VS ЭКСТРЕМИЗМА


8 в разжигании национальной и религиозной вражды, попытке установления халифата на территории области и подрыве авторитета ныне действую­щей власти, по статьям 205 («Терроризм»), 282 («Возбуждение националь­ной, расовой или религиозной вражды»), 222 («Хранение боеприпасов») УК РФ. В частности, им вменялось в вину тиражирование и распространение литературы, направленной на разжигание межнациональной розни и под­рывающей авторитет действующей законодательной и исполнительной власти, что было установлено политолого-лингвистической экспертизой литературы, обнаруженной у подсудимых. С целью распространения своих идей и привлечения в организацию новых членов обвиняемые встречались с прихожанами самарской мечети, приглашали на беседы и раздавали эту ли­тературу. Один из подсудимых был оштрафован на 2,5 тыс. рублей, осталь­ные получили сроки от 11 месяцев до 5 лет лишения свободы.

В региональном еженедельнике «Московские ворота» № 28 (334) за 18­25 июля 2005 года опубликована статья «Техника этнической безопаснос­ти» информационного агентства «Rne.org», в тексте статьи которой, со­гласно заключению лингвистической экспертизы, имеются высказывания, ко­торые можно расценить как направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признаку нацио­нальности. Там же указывалось, что действия Главного редактора газеты «Московские ворота» Кулебякина И.В. в соответствии с Законом РФ «О про­тиводействии экстремистской деятельности» могут содержать признаки экстремистской деятельности. Руководствуясь Федеральным законом «О про­куратуре РФ», прокуратура г. Обнинска вынесла предостережение главному редактору газеты «Московские ворота» о недопустимости нарушения ст. 19 Конституции РФ, закона РФ «О средствах массовой информации».

Во всех этих примерах мы сталкиваемся со словесным экстремизмом в текстах СМИ, которые начинены вербальными ксенофобными минами, шови­нистскими словесными залпами в адрес иноверцев или инородцев, поража­ющее действие которых, поскольку они нацелены на массовую аудиторию, сравнимо с оружием массового поражения.

Магическая сила человеческой речи заключается не только в умении аргументировать и дискутировать, но и акцентировать и пропагандировать, руководить действиями других людей путем выставления унизительных или положительных оценок, вынесения суждений, выгодной манипуляции или эффективной мотивации. Особенно это касается средств массовой инфор­мации, которым крайне сложно соблюсти принцип «политкорректного» - реального обеспечения каждому подлинной возможности самовыражения без нарушения прав и ущемления достоинства других лиц.




ЧАСТЬ 1. Словесный экстремизм как явление


Как справедливо отметил юрист Б.Н. Пантелеев: «В некоторых случаях именно политкорректность становится единственно возможным механиз­мом (выделено авт.) предотвращения больших социальных потрясений и сдерживания эскалации межнациональных конфликтов. Особенно это каса­ется освещения в российских СМИ модных ныне исторических открытий и исследований по национальной проблематике. Не раз уже мы имели печаль­ную возможность убедиться, сколь хрупок наш многонациональный дом и как легко возникают, а затем тлеют веками конфликты на этой почве!»5.

Само определение экстремизма трактуется в литературе [от лат. extremus крайний] как приверженность к крайним взглядам и мерам, главным обра­зом в политике6,7.

Сложная общественно-политическая обстановка в современной России заставляет самых разных исследователей вновь и вновь обращаться к про­блеме противодействия экстремизму и его наиболее общественно опасной форме - терроризму. Однако борьба с экстремизмом не даст ощутимых ре­зультатов, если не будут выявлены и устранены причины, его порождающие. Они разнообразны для нашего многонационального и многоконфессиональ­ного государства, но корни его лежат в обострении социально-политических и экономических противоречий, порождающих конфликты в обществе и вы­зывающих их разрешение насильственным путем. «Пока не будет ликвиди­рована питательная почва для роста очагов социальной напряженности, эк­стремистская деятельность будет продолжать порождать террор и вербовать себе новых сторонников»8.

Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам, но что лишает общественное сознание «духа терпимости и понимания», толерантнос­ти и толкает его на крайности? Думается, что в современной России это - соци­ально-экономические кризисы, деформация политических институтов, падение жизненного уровня населения и терпимости общественного сознания. Соци­альную базу экстремизма сегодня составляют наиболее маргинальные слои на­ционалистических и религиозных движений, недовольные существующим по­литическим и государственным устройством. Экстремизм - это не только меж­национальные и межконфессиональные идеологические конфликты, но и мас­совые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализма, совершаемые в силу идеологических, политических, расовых, национальных причин или рели-


5 Пантелеев Б.Н. Политкорректность как условие выживания//Татарский путь: Права народа и политкорректность. - Казань: Магариф, 2003, с. 55.


6 Новейший словарь иностранных слов и выражений. - Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2001, с. 936.


7 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - М.: Русский язык, 1976, с. 408.


8 Устинов В. Создавать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма.// Российская юстиция, 2003, № 1, с. 52.




ЛИНГВИСТИКА VS ЭКСТРЕМИЗМА


1 0 гиозной ненависти либо вражды, в том числе и в отношении какой-либо соци­альной группы, а также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан в силу социальной, расовой, национальной, религи­озной или языковой принадлежности. Основными причинами роста экстреми­стских настроений, по-видимому, являются последствия ломки жизненных ус­тоев и стереотипов, которую переживает Россия в последние десятилетия, в результате чего многие граждане потеряли свое прежнее устойчивое положе­ние. Пропагандистский аппарат СССР ориентировал народные массы на борьбу с классовыми, внешними и внутренними врагами. После развала СССР массо­вая миграция из республик Средней Азии и Закавказья сопровождалась столк­новением различных культур и менталитетов, а несовершенная миграционная политика способствовала росту негативного отношения к приезжим. По мне­нию многих специалистов, отсутствие грамотной общегосударственной страте­гии противодействия ксенофобии и активности национал-радикалов привело к тому, что в массовом сознании происходило искаженное обобщение отрица­тельных черт отдельных представителей тех или иных народов, которые пере­носились на всех представителей этих народов. Немалую роль в этом сыграли, вероятно, и античеченские пропагандистские кампании во время последних военных действий в Чечне.

На этом этапе для российского общества особенно характерно обостре­ние деструктивной конфликтности, усиление роста социальной напряжен­ности и повышение градуса агрессии во всех сферах общественных отноше­ний. Социологические исследования показывают, что в стране медленно, но неуклонно начинает прорастать махровый экстремизм - на почве воинству­ющего шовинизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, антисемитизма, расизма и социальной конфликтности.

Заметим, что отечественному массовому сознанию вообще свойственна негативная модель самоидентификации9. Позитивная модель национальной самоидентификации («мы - хорошие, добрые, культурные и т.п.»), как изве­стно, стабилизирует общество и обеспечивает высокий уровень толерантно­сти, а негативная («они - плохие, злые, агрессивные и т.п.») способствует росту ксенофобии и озлобленности. Ксенофобские эмоции начинают эксп­луатироваться под видом намерения консолидации населения (в литературе этот процесс принято называть термином «этническая мобилизация»), дей­ствуя «от противного» через формирование образа врага (зачастую - мифи­ческого), имеющего ярко выраженный этнический оттенок (актуализируя антисемитские или антикавказские настроения). В коллективном сознании со всей очевидностью проявляются тревожные тенденции толерантного от­


9 Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. /Под ред. Верховского А. - М.: Панорама, 2002.