Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4097
Скачиваний: 3
Глава первая. История сравнительного правоведения
51
из которых имели аналоги в английском праве
1
. Продолжая иссле-
дование источников права, Т. Гоббс высказал суждение о том, что
в государстве помимо обычных есть основные законы, т.е. такие акты,
по упразднении которых «государство, подобно зданию, у которого
разрушен фундамент, должно рухнуть и окончательно распасться»
2
.
Впрочем, он был убежден в том, что такова судьба всех сущест-
вующих государств, потому что они отклонились от истинного пути.
Этот путь был открыт перед народом Израиля, когда он заключил
завет с Богом – договор, в котором определялись основные начала его
государственности и права
3
.
Таким же путем должен был пойти и христианский мир, сози-
дая Царство Божие – «государство, установленное с согласия тех,
кто должен стать его подданными, в целях гражданского управления
ими и для регулирования их поведения не только по отношению к их
Царю – Богу, но и по отношению друг к другу согласно правилам
справедливости, а также по отношению к другим народам во время
мира и войны»
4
.
Только такое государство, доказывал Т. Гоббс, может называться
государством. Любое другое есть не что иное, как Левиафан – библей-
ское чудовище, которое грозит уничтожением миру.
Джон Локк (1632–1704)
Познание государства и права на основе сравнительно-правового
анализа было продолжено Джоном Локком. В одной из первых работ –
«Опыты о законе природы» (1664 г.) – философ дал критический анализ
теорий естественного права. Не отвергая их в целом, он отмечал прин-
ципиальные различия в восприятии базовых этико-правовых понятий:
«То, что у соседствующих и близких друг другу народов Европы, быть
может, считается разумным и принимается всеми, народы Азии и Аме-
рики, отделенные от нас огромными расстояниями и не знакомые с на-
шими нравами и представлениями, могут совершенно игнорировать,
не ставить ни во что и не считать себя связанными этими законами»
5
.
1
Гоббс Т. Указ. соч. С. 194–195.
2
Там же. С. 198.
3
Там же. С. 82.
4
Там же. С. 280.
5
Локк Дж. Опыты о законе природы. М., 1988. Т. 3. С. 28.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
52
В частности, различными были представления о справедливости –
«главном законе природы». Целые народы, как писал Дж. Локк, зани-
мались пиратством и разбоем. Это не считалось позорным, напротив,
было похвальным: «Сами римляне, явившие, как говорят, всему миру
примеры добродетелей, чем стяжали себе почести, триумфы и немеркну-
щую память, если не воровством и грабежами, которыми опустошили
всю Вселенную? Чем иным была прославляемая с таким восторгом их
знаменитая доблесть, чем иным, повторяю, если не насилием и неспра-
ведливостью? И такое несоответственное понимание справедливости
не исчезло до нашего времени»
1
.
Разными были представления о целомудрии и чистоте. У одних
народов полигамия «рассматривается как право, у других – как пре-
ступление, у одних она установлена законом, у других – наказывается
смертью»
2
. В некоторых племенах дети убивают немощных и престаре-
лых родителей, а родители – тех детей, которых не могут прокормить,
превосходя в этом жестокостью диких зверей
3
.
Подводя итоги, философ отмечал: «…мы повсюду встречаем не толь-
ко отдельных людей или незначительные группы, но целые народы,
у которых невозможно обнаружить никакого представления о законе
и нравственности. Есть и другие народы, и их очень много, которые
пренебрегают теми или иными предписаниями закона природы, не соз-
навая при этом за собой никакой вины… При таком положении есть
все основания сомневаться, обязывает ли закон природы целиком весь
род человеческий, непоседливый и непостоянный, живущий по совер-
шенно разным обычаям, движимый совершенно противоположными
побуждениями? Ведь трудно поверить, что требования природы столь
темны и неясны, что оказываются скрытыми от целых народов»
4
.
Вместе с тем Дж. Локк доказывал, что законы природы существуют,
что узы их «вечны и неотделимы от существования рода человеческо-
го», что они вместе с ним рождаются и вместе с ним исчезнут
5
.
Законы природы, в частности, повелевали повиноваться выше-
стоящим и сохранять гражданский мир
6
. Каждый из этих законов
1
Локк Дж. Опыты о законе природы. Т. 3. С. 31.
2
Там же. С. 32.
3
Там же. С. 33.
4
Там же. С. 40–41.
5
Там же. С. 42.
6
Там же. С. 8.
Глава первая. История сравнительного правоведения
53
содержал в себе все необходимое для того, чтобы быть законом. «Ибо,
во-первых, – пишет Дж. Локк, – это проявление высшей воли, в чем,
по-видимому, и состоит формальное основание закона... Во-вторых,
он предписывает, что должно и чего не должно делать, а это и есть
собственный признак закона. В-третьих, он обязывает людей, ибо
содержит в себе все, что формирует обязательство»
1
.
Призывая бережно хранить законы природы, Дж. Локк в то же вре-
мя отвергал призывы отождествлять их с волей народа. Более того, он
решительно выступал против тех, кто пытался уподобить глас народа
гласу Божию. «Сколь неверно, – писал философ, – сколь лживо это
утверждение, какими несчастьями чревато оно, с какими партийными
пристрастиями, с каким жестоким умыслом бросали в толпу эту зло-
вещую поговорку… если бы мы захотели прислушаться к этому гласу
как к глашатаю Божественного закона, мы в результате потеряли бы
веру в существование Бога»
2
.
Свою концепцию государства и права Дж. Локк развил четверть
века спустя в работе «Два трактата о правлении» (1689 г.).
Все люди, как утверждал он, являются «по природе свободными,
равными и независимыми» и «никто не может быть выведен из этого
состояния и подчинен политической власти другого без своего собст-
венного согласия». Единственный путь, посредством которого человек
может отказаться от своей естественной свободы и надеть на себя
узы гражданского общества, – «это соглашение с другими людьми
об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно
и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью
и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся
членом общества»
3
.
Такой общественный договор не мог предоставить государству
в целом и законодательным собраниям в частности неограниченную
власть. Власть не может простираться далее, нежели это необходимо
для общего блага. Продолжая, Дж. Локк утверждал: «И кто бы ни об-
ладал законодательной или верховной властью в любом государстве,
он обязан править согласно установленным постоянным законам, про-
возглашенным народом и известным народу, а не путем импровизиро-
1
Локк Дж. Опыты о законе природы. С. 4.
2
Там же. С. 27.
3
Локк Дж. Два трактата о правлении. М., 1988. Т. 3. С. 317.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
54
ванных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых
судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов,
и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких
законов… И все это должно осуществляться ни для какой иной цели,
но только в интересах мира, безопасности и общественного блага
народа»
1
.
Пределы власти, установленные общественным договором, закона-
ми Бога и природы, действуют для всех государств и при всех формах
правления
2
.
Впрочем, в полной мере гарантировать безопасность они не могли.
Об этом свидетельствовал опыт многих государств Древнего мира
и Нового времени. Поэтому Дж. Локк выдвинул несколько концепций,
которые были призваны защитить права и свободы народа. В частно-
сти, он предлагал учредить «власть, которая следила бы за исполнением
тех законов, которые созданы и остаются в силе»; обеспечить разделе-
ние законодательной и исполнительной власти
3
; признать право народа
«устранять или заменять» законодательный орган, если он действует
вопреки оказанному доверию
4
; смещать с должности чиновников,
нарушающих законы, поскольку там, где кончается закон, там начи-
нается тирания
5
.
Дж. Локк верил, что настало время перемен. «Вещи в этом мире, –
писал он, – находятся в таком непрерывном изменении, что ничто
не остается долго в том же состоянии… Народы, богатства, торгов-
ля, сила меняют свое местонахождение; могущественные цветущие
города превращаются в руины и с течением времени оказываются
забытыми пустынными уголками, в то время как другие отдаленные
места становятся многолюдными странами, изобилующими богатством
и населением»
6
.
Право должно отражать происходящие в жизни изменения, «ведь
законы создаются не ради самих законов, но для того, чтобы они…
служили узами, связывающими общество». Иначе оно может пре-
1
Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 337.
2
Там же. С. 346.
3
Там же. С. 347.
4
Там же. С. 349.
5
Там же. С. 379.
6
Там же. Т. 3. С. 354.
Глава первая. История сравнительного правоведения
55
вратиться в «беспорядочную массу», лишенную всякого порядка
и связи
1
.
Джамбатиста Вико (1668–1744)
Новые подходы к разработке проблем сравнительного правоведения
с использованием методов исторического, философского и лингвисти-
ческого анализа были предложены итальянским юристом Дж. Вико.
Историю развития народов он рассматривал как «поступатель-
ное движение», свидетельствующее о «единообразном постоянстве»
сменяющих друг друга фаз. Сперва был Век богов, затем ему на смену
пришел Век героев, а вслед за ним – Век людей. И каждому из них
соответствовал определенный вид права и государства
2
с четко де-
терминированными внутренними связями. Как писал Вико, «прав-
ления должны соответствовать природе управляемых людей… зако-
ны должны устанавливаться соответственно правлению, а по этой
причине и истолковывать законы следует в соответствии с формой
правлений»
3
.
Первым видом права было право божественное. Ему соответствовал
свой вид «юриспруденции» – мистическая теология, или наука о языке
богов, которую люди познавали через божественные откровения. «Эта
юриспруденция, – писал Вико, – считала справедливым только то, что
сопровождалось торжественными обрядами божественных церемо-
ний; здесь – корни суеверного отношения римлян к торжественным
юридическим актам»
4
.
В этом праве все определялось волей богов, и только богов «про-
стые и грубые люди» призывали в свидетели своего права
5
. Одним
из проявлений такого божественного суда был судебный поединок,
сохранявшийся в течение многих тысячелетий.
Вико одним из первых обратил внимание на то, что первые законы
у всех народов были составлены в стихах
6
. Объясняя этот феномен,
Вико отмечал, что, поскольку людям были непонятны абстрактные
1
Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 388–389.
2
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 377.
3
Там же. С. 388.
4
Там же. С. 383.
5
Там же. С. 390–391.
6
Там же. С. 182. Об этом феномене права см.: Лафитский В.И. Поэзия права: стра-
ницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.