Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3965

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

51

из которых имели аналоги в английском праве

1

. Продолжая иссле-

дование источников права, Т. Гоббс высказал суждение о том, что 

в государстве помимо обычных есть основные законы, т.е. такие акты, 

по упразднении которых «государство, подобно зданию, у которого 

разрушен фундамент, должно рухнуть и окончательно распасться»

2

Впрочем, он был убежден в том, что такова судьба всех сущест-

вующих государств, потому что они отклонились от истинного пути. 

Этот путь был открыт перед народом Израиля, когда он заключил 

завет с Богом – договор, в котором определялись основные начала его 

государственности и права

3

Таким же путем должен был пойти и христианский мир, сози-

дая Царство Божие – «государство, установленное с согласия тех, 

кто должен стать его подданными, в целях гражданского управления 

ими и для регулирования их поведения не только по отношению к их 

Царю – Богу, но и по отношению друг к другу согласно правилам 

справедливости, а также по отношению к другим народам во время 

мира и войны»

4

.

Только такое государство, доказывал Т. Гоббс, может называться 

государством. Любое другое есть не что иное, как Левиафан – библей-

ское чудовище, которое грозит уничтожением миру. 

Джон Локк (1632–1704)

Познание государства и права на основе сравнительно-правового 

анализа было продолжено Джоном Локком. В одной из первых работ – 

«Опыты о законе природы» (1664 г.) – философ дал критический анализ 

теорий естественного права. Не отвергая их в целом, он отмечал прин-

ципиальные различия в восприятии базовых этико-правовых понятий: 

«То, что у соседствующих и близких друг другу народов Европы, быть 

может, считается разумным и принимается всеми, народы Азии и Аме-

рики, отделенные от нас огромными расстояниями и не знакомые с на-

шими нравами и представлениями, могут совершенно игнорировать, 

не ставить ни во что и не считать себя связанными этими законами»

5

.

1

  Гоббс Т. Указ. соч. С. 194–195.

2

  Там же. С. 198.

3

  Там же. С. 82.

4

  Там же. С. 280.

5

  Локк Дж. Опыты о законе природы. М., 1988. Т. 3. С. 28.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

52

В частности, различными были представления о справедливости – 

«главном законе природы». Целые народы, как писал Дж. Локк, зани-

мались пиратством и разбоем. Это не считалось позорным, напротив, 

было похвальным: «Сами римляне, явившие, как говорят, всему миру 

примеры добродетелей, чем стяжали себе почести, триумфы и немеркну-

щую память, если не воровством и грабежами, которыми опустошили 

всю Вселенную? Чем иным была прославляемая с таким восторгом их 

знаменитая доблесть, чем иным, повторяю, если не насилием и неспра-

ведливостью? И такое несоответственное понимание справедливости 

не исчезло до нашего времени»

1

.

Разными были представления о целомудрии и чистоте. У одних 

народов полигамия «рассматривается как право, у других – как пре-

ступление, у одних она установлена законом, у других – наказывается 

смертью»

2

. В некоторых племенах дети убивают немощных и престаре-

лых родителей, а родители – тех детей, которых не могут прокормить, 

превосходя в этом жестокостью диких зверей

3

.

Подводя итоги, философ отмечал: «…мы повсюду встречаем не толь-

ко отдельных людей или незначительные группы, но целые народы, 

у которых невозможно обнаружить никакого представления о законе 

и нравственности. Есть и другие народы, и их очень много, которые 

пренебрегают теми или иными предписаниями закона природы, не соз-

навая при этом за собой никакой вины… При таком положении есть 

все основания сомневаться, обязывает ли закон природы целиком весь 

род человеческий, непоседливый и непостоянный, живущий по совер-

шенно разным обычаям, движимый совершенно противоположными 

побуждениями? Ведь трудно поверить, что требования природы столь 

темны и неясны, что оказываются скрытыми от целых народов»

4

Вместе с тем Дж. Локк доказывал, что законы природы существуют, 

что узы их «вечны и неотделимы от существования рода человеческо-

го», что они вместе с ним рождаются и вместе с ним исчезнут

5

Законы природы, в частности, повелевали повиноваться выше-

стоящим и сохранять гражданский мир

6

. Каждый из этих законов 

1

  Локк Дж. Опыты о законе природы. Т. 3. С. 31.

2

  Там же. С. 32.

3

  Там же. С. 33.

4

  Там же. С. 40–41.

5

  Там же. С. 42.

6

  Там же. С. 8.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

53

содержал в себе все необходимое для того, чтобы быть законом. «Ибо, 

во-первых, – пишет Дж. Локк, – это проявление высшей воли, в чем, 

по-видимому, и состоит формальное основание закона... Во-вторых, 

он предписывает, что должно и чего не должно делать, а это и есть 

собственный признак закона. В-третьих, он обязывает людей, ибо 

содержит в себе все, что формирует обязательство»

1

Призывая бережно хранить законы природы, Дж. Локк в то же вре-

мя отвергал призывы отождествлять их с волей народа. Более того, он 

решительно выступал против тех, кто пытался уподобить глас народа 

гласу Божию. «Сколь неверно, – писал философ, – сколь лживо это 

утверждение, какими несчастьями чревато оно, с какими партийными 

пристрастиями, с каким жестоким умыслом бросали в толпу эту зло-

вещую поговорку… если бы мы захотели прислушаться к этому гласу 

как к глашатаю Божественного закона, мы в результате потеряли бы 

веру в существование Бога»

2

Свою концепцию государства и права Дж. Локк развил четверть 

века спустя в работе «Два трактата о правлении» (1689 г.).

Все люди, как утверждал он, являются «по природе свободными, 

равными и независимыми» и «никто не может быть выведен из этого 

состояния и подчинен политической власти другого без своего собст-

венного согласия». Единственный путь, посредством которого человек 

может отказаться от своей естественной свободы и надеть на себя 

узы гражданского общества, – «это соглашение с другими людьми 

об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно 

и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью 

и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся 

членом общества»

3

.

Такой общественный договор не мог предоставить государству 

в целом и законодательным собраниям в частности неограниченную 

власть. Власть не может простираться далее, нежели это необходимо 

для общего блага. Продолжая, Дж. Локк утверждал: «И кто бы ни об-

ладал законодательной или верховной властью в любом государстве, 

он обязан править согласно установленным постоянным законам, про-

возглашенным народом и известным народу, а не путем импровизиро-

1

  Локк Дж. Опыты о законе природы. С. 4.

2

  Там же. С. 27.

3

  Локк Дж. Два трактата о правлении. М., 1988. Т. 3. С. 317.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

54

ванных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых 

судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов, 

и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких 

законов… И все это должно осуществляться ни для какой иной цели, 

но только в интересах мира, безопасности и общественного блага 

народа»

1

Пределы власти, установленные общественным договором, закона-

ми Бога и природы, действуют для всех государств и при всех формах 

правления

2

Впрочем, в полной мере гарантировать безопасность они не могли. 

Об этом свидетельствовал опыт многих государств Древнего мира 

и Нового времени. Поэтому Дж. Локк выдвинул несколько концепций, 

которые были призваны защитить права и свободы народа. В частно-

сти, он предлагал учредить «власть, которая следила бы за исполнением 

тех законов, которые созданы и остаются в силе»; обеспечить разделе-

ние законодательной и исполнительной власти

3

; признать право народа 

«устранять или заменять» законодательный орган, если он действует 

вопреки оказанному доверию

4

; смещать с должности чиновников, 

нарушающих законы, поскольку там, где кончается закон, там начи-

нается тирания

5

Дж. Локк верил, что настало время перемен. «Вещи в этом мире, – 

писал он, – находятся в таком непрерывном изменении, что ничто 

не остается долго в том же состоянии… Народы, богатства, торгов-

ля, сила меняют свое местонахождение; могущественные цветущие 

города превращаются в руины и с течением времени оказываются 

забытыми пустынными уголками, в то время как другие отдаленные 

места становятся многолюдными странами, изобилующими богатством 

и населением»

6

.

Право должно отражать происходящие в жизни изменения, «ведь 

законы создаются не ради самих законов, но для того, чтобы они… 

служили узами, связывающими общество». Иначе оно может пре-

1

  Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 337.

2

  Там же. С. 346.

3

  Там же. С. 347.

4

  Там же. С. 349.

5

  Там же. С. 379.

6

  Там же. Т. 3. С. 354.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

55

вратиться в «беспорядочную массу», лишенную всякого порядка 

и связи

1

Джамбатиста Вико (1668–1744)

Новые подходы к разработке проблем сравнительного правоведения 

с использованием методов исторического, философского и лингвисти-

ческого анализа были предложены итальянским юристом Дж. Вико.

Историю развития народов он рассматривал как «поступатель-

ное движение», свидетельствующее о «единообразном постоянстве» 

сменяющих друг друга фаз. Сперва был Век богов, затем ему на смену 

пришел Век героев, а вслед за ним – Век людей. И каждому из них 

соответствовал определенный вид права и государства

2

 с четко де-

терминированными внутренними связями. Как писал Вико, «прав-

ления должны соответствовать природе управляемых людей… зако-

ны должны устанавливаться соответственно правлению, а по этой 

причине и истолковывать законы следует в соответствии с формой 

правлений»

3

.

Первым видом права было право божественное. Ему соответствовал 

свой вид «юриспруденции» – мистическая теология, или наука о языке 

богов, которую люди познавали через божественные откровения. «Эта 

юриспруденция, – писал Вико, – считала справедливым только то, что 

сопровождалось торжественными обрядами божественных церемо-

ний; здесь – корни суеверного отношения римлян к торжественным 

юридическим актам»

4

.

В этом праве все определялось волей богов, и только богов «про-

стые и грубые люди» призывали в свидетели своего права

5

. Одним 

из проявлений такого божественного суда был судебный поединок, 

сохранявшийся в течение многих тысячелетий. 

Вико одним из первых обратил внимание на то, что первые законы 

у всех народов были составлены в стихах

6

. Объясняя этот феномен, 

Вико отмечал, что, поскольку людям были непонятны абстрактные 

1

  Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 388–389.

2

  Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994. С. 377.

3

  Там же. С. 388.

4

  Там же. С. 383.

5

  Там же. С. 390–391.

6

  Там же. С. 182. Об этом феномене права см.: Лафитский В.И. Поэзия права: стра-

ницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.