Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4108
Скачиваний: 3
Глава первая. История сравнительного правоведения
41
Никколо Макиавелли (1469–1527)
Бурные события, сотрясавшие Флоренцию в последней декаде XV в.
и вынудившие Макиавелли отправиться в изгнание, во многом опре-
делили его стремление к познанию истинной природы человека, под-
линных основ общественного устройства, реальных форм правления.
Он постоянно об этом думал: и в те годы, когда был на службе респуб-
ликанского правительства Флоренции (1489–1512), и в годы опалы,
наступившей после возвращения к власти Медичи (1512–1527).
Плодом этих изысканий стали такие труды, как «Государь» (1513 г.),
«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513–1516), «О военном
искусстве» (1519–1520), «Рассуждение о способах упорядочения дел
во Флоренции после смерти герцога Лоренцо» (1520 г.), «Описание
событий в городе Лукке» (1520 г.), «Жизнь Каструччо Кастракани»
(1520 г.), «История Флоренции» (1520–1525).
В этих книгах Макиавелли широко использовал приемы сравнитель-
ного правоведения, оценивая и сопоставляя правопорядок государств,
существовавших не только в его время, но и в далеком прошлом.
Обращение к истории не было случайным, поскольку «во всех го-
сударствах и у всех народов всегда бытовали и бытуют одни и те же
желания и одни и те же настроения»
1
. Более того, Макиавелли полагал,
«что мир всегда был устроен одинаково и всегда в нем было столько
же хорошего, сколько и плохого», хотя эта картина и менялась в зави-
симости от многих обстоятельств
2
.
Он раскрывал тайны истории, политики и права, чтобы передать
их другим: «Ведь долг каждого честного человека – учить других тому
доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не уда-
лось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более спо-
собными к этому»
3
.
Была еще одна причина. Познав историю, можно было не только
понять настоящее, но и заглянуть в будущее. «Желающий предвидеть
будущее, – писал Макиавелли, – должен обратиться к прошлому, по-
тому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены
с подобными же им в старину. Происходит это от того, что действуют
1
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Рассуж-
дения о первой декаде Тита Ливия. Государь. М., 2002. С. 94.
2
Там же. С. 137–138.
3
Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макиавелли // Макиавелли Н. История
Флоренции. М., 1987. С. 359–360.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
42
в них люди, и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями,
и это с необходимостью приводит к одинаковым результатам»
1
.
Описывая современные ему города-государства Италии – Фло-
ренцию, Милан, Венецию, Сиену, Геную и др., – он отмечал, что
одной из самых больших бед стало правление порочных властите-
лей, «которые занимались больше грабежом, нежели исправлением
своих подданных, и не столько объединяли их, сколько сеяли семена
раздора»
2
.
Такие же семена раздора сеяла и церковь, оставляя страну «разоб-
щенной»
3
, «раздробленной и бессильной»
4
.
Второй бедой была порочность самого народа. В нем, по мнению
Макиавелли, объединилось все, «что может быть испорчено и что
может заразить порчей других»: молодежь бездельничала, старики
развратничали, мужчины и женщины в любом возрасте предавались
дурным привычкам. Даже самые лучшие законы были бессильны вос-
препятствовать этому, потому что их губило дурное применение. Такое
общество порождало во всех гражданах «жадность… и стремление
не к подлинной славе, а к недостойным почестям – источнику всякой
ненависти, вражды, раздоров»
5
.
Порокам своей эпохи Макиавелли противопоставил добродетели
Древнего Рима. Он рассказывал о мужестве, честности, справедли-
вости его народа: «Римский народ… пока республики не коснулось
разложение, никогда не был ни смиренным рабом, ни чванливым гос-
подином, а, напротив, он с достоинством нес свое звание, подчиняясь
собственным постановлениям и должностным лицам»
6
.
По мнению Макиавелли, для преодоления пороков общества тре-
бовался «великий переворот, на который могли решиться немногие»
7
.
Но преодолеть распад общества иным образом было нельзя.
Здесь средства права были бессильны: «Не существует законов
и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь
1
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.
2
Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ли-
вия. Государь. М., 2002. С. 377.
3
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45.
4
Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.
5
Там же. С. 106.
6
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.
7
Там же. С. 57.
Глава первая. История сравнительного правоведения
43
чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения
законов нужны добрые нравы»
1
.
Подтверждая это суждение, он вновь обращался к опыту Древне-
го мира: «По мере распространения испорченности среди граждан
издавались разные законы, ограничивающие действия граждан, как,
например, закон о прелюбодеяниях, закон против роскоши, против
властолюбия и так далее. Но так как государственные устои, уже не-
пригодные при всеобщем разложении, оставались незыблемыми, но-
вые законы не могли поддержать добронравие в людях»
2
.
Более того, в извращенном обществе даже самые лучшие законы
становились орудием зла. В качестве примера Макиавелли приводил
Древний Рим, где каждый мог предложить народу принятие закона
и каждый мог высказываться как в пользу, так и против него. Та-
кой обычай служил на благо общества до тех пор, пока народ был
добродетельным. Но как только «нравы испортились, дурным стал
и обычай»
3
.
По мнению Макиавелли, государство в своем развитии проходит те
же стадии, что и любой живой организм. Оно растет, стареет и умирает,
чтобы воскреснуть вновь. Этот процесс он описывал так: «Переживая
беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упо-
рядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому
порядку». Такой круговорот был неизбежным. Его не мог остановить
даже полный распад государства, поскольку оно, находясь в состоянии
полного упадка, не могло пасть еще ниже и по необходимости должно
было идти на подъем
4
.
С такой же закономерностью чередовались формы правления. Виды
правительств, по словам Макиавелли, «легко сменяют друг друга: прин-
ципат может быстро стать тиранией, правление оптиматов – сосре-
доточить власть в руках меньшинства, народное правление без труда
переходит в произвол»
5
.
Прервать этот круговорот сложно. Редко, отмечал Макиавелли,
появлялись законодатели, которые могли объяснить народу, «в чем
1
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 57.
2
Там же. С. 58.
3
Там же. С. 9.
4
Макиавелли Н. История Флоренции. С. 181.
5
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 15.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
44
состоит зло и в чем заключается истинное благо»
1
, и создать законы,
которые могли удовлетворить интересы как народа, так и знати и на-
ряду с этим лишить их возможности совершать зло.
Все события в политике и праве он оценивал в преломленном свете
одной идеи – идеи спасения Италии. Ради нее он был готов на все.
«Когда на весы положено спасение родины, – писал Макиавелли, –
его не перевесят никакие соображения справедливости или неспра-
ведливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного.
Наоборот, предпочтение во всем надо отдать тому образу действий,
который спасет ее жизнь и свободу»
2
.
И он обращался к правителям Италии, наставляя их в искус-
стве управления и следуя «настоящей, а не воображаемой правде
вещей»
3
.
Многие его наставления, обобщившие опыт правителей, были страш-
ными:
«Государь… бывает часто вынужден во имя спасения государства
действовать против веры, против милосердия, против человечности,
против религии»
4
.
«Можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или
с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, а второй –
дикими животными, но поскольку первого часто бывает недостаточ-
но, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь
подражать и зверю, и человеку»
5
.
Вместе с тем Макиавелли подчеркивал необходимость осторож-
ности и умеренности в правлении: «Следует действовать умеренно,
сохраняя благоразумие и человечность, чтобы излишняя доверчи-
вость не обратилась в неосторожность, а чрезмерная подозрительность
не сделала правление невыносимым»
6
.
Главное – не вызывать ненависти народа. «Лучшая крепость, –
отмечал Макиавелли, – это не быть ненавистным народу; ибо если
народ тебя ненавидит, крепости не спасут»
7
.
1
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 119.
2
Там же. С. 344.
3
Макиавелли Н. Государь. С. 403.
4
Там же. С. 411.
5
Там же. С. 409.
6
Там же. С. 407.
7
Там же. С. 424.
Глава первая. История сравнительного правоведения
45
Продолжая наставления, Макиавелли доказывал, что государь должен
проявлять заботу о своих подданных, показывая себя покровителем
доблести на всех поприщах и поощряя лиц, отличившихся в искус-
стве. Кроме того, он должен был внушать гражданам, что они мо-
гут спокойно заниматься своими делами: «…торговлей, земледелием
и прочими предприятиями, дабы сельский житель мог украшать свое
имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец перевозить товары,
не страшась налогов. Желающих поступать так и всех, кто собирается
приумножить владения и богатства государства, правитель должен
вознаграждать»
1
.
Следующий совет правителям – опираться на право. Гораздо легче
подчинить людей законам, чем навязывать им свои прихоти
2
. Более
того, власть начинает уходить у них из рук, как только они усваивают
«привычку нарушать законы, а также древние нравы и обычаи, кото-
рыми люди руководствовались на протяжении долгого времени»
3
.
Вместе с тем правители должны были постоянно заботиться об ис-
полнении законов и применять при необходимости силу. «Нужно быть
готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру, – писал Макиа-
велли. – Моисей, Кир, Тезей и Ромул недолго могли бы поддерживать
соблюдение своих законов, если бы были безоружными»
4
.
Эразм Роттердамский (1469–1536)
Великий голландский философ Эразм Роттердамский стал одним
из первых ученых Нового времени, который обосновал необходимость
сравнительно-правовых исследований. «Дело царской мудрости, – пи-
сал он, – узнать характер и нравы всех народов, получив эти сведения
отчасти из книг, отчасти из воспоминаний мудрых и опытных людей,
если он не считает, что ему необходимо объездить все земли и моря,
подобно Улиссу»
5
.
Свой опыт познания законов, обычаев и нравов разных наро-
дов он изложил в книге «Воспитание христианского государя».
В ней он представил удивительно точный сравнительный анализ
неправедных и праведных правителей – тиранов и царей, который
1
Макиавелли Н. Государь. С. 427.
2
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 245.
3
Там же. С. 245.
4
Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 373.
5
Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М., 2001. С. 94.