Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3960

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

41

Никколо Макиавелли (1469–1527)

Бурные события, сотрясавшие Флоренцию в последней декаде XV в. 

и вынудившие Макиавелли отправиться в изгнание, во многом опре-

делили его стремление к познанию истинной природы человека, под-

линных основ общественного устройства, реальных форм правления. 

Он постоянно об этом думал: и в те годы, когда был на службе респуб-

ликанского правительства Флоренции (1489–1512), и в годы опалы, 

наступившей после возвращения к власти Медичи (1512–1527).

Плодом этих изысканий стали такие труды, как «Государь» (1513 г.), 

«Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513–1516), «О военном 

искусстве» (1519–1520), «Рассуждение о способах упорядочения дел 

во Флоренции после смерти герцога Лоренцо» (1520 г.), «Описание 

событий в городе Лукке» (1520 г.), «Жизнь Каструччо Кастракани» 

(1520 г.), «История Флоренции» (1520–1525).

В этих книгах Макиавелли широко использовал приемы сравнитель-

ного правоведения, оценивая и сопоставляя правопорядок государств, 

существовавших не только в его время, но и в далеком прошлом.

Обращение к истории не было случайным, поскольку «во всех го-

сударствах и у всех народов всегда бытовали и бытуют одни и те же 

желания и одни и те же настроения»

1

. Более того, Макиавелли полагал, 

«что мир всегда был устроен одинаково и всегда в нем было столько 

же хорошего, сколько и плохого», хотя эта картина и менялась в зави-

симости от многих обстоятельств

2

.

Он раскрывал тайны истории, политики и права, чтобы передать 

их другим: «Ведь долг каждого честного человека – учить других тому 

доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не уда-

лось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более спо-

собными к этому»

3

.

Была еще одна причина. Познав историю, можно было не только 

понять настоящее, но и заглянуть в будущее. «Желающий предвидеть 

будущее, – писал Макиавелли, – должен обратиться к прошлому, по-

тому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены 

с подобными же им в старину. Происходит это от того, что действуют 

1

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Рассуж-

дения о первой декаде Тита Ливия. Государь. М., 2002. С. 94.

2

  Там же. С. 137–138.

3

  Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макиавелли // Макиавелли Н. История 

Флоренции. М., 1987. С. 359–360.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

42

в них люди, и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями, 

и это с необходимостью приводит к одинаковым результатам»

1

Описывая современные ему города-государства Италии – Фло-

ренцию, Милан, Венецию, Сиену, Геную и др., – он отмечал, что 

одной из самых больших бед стало правление порочных властите-

лей, «которые занимались больше грабежом, нежели исправлением 

своих подданных, и не столько объединяли их, сколько сеяли семена 

раздора»

2

.

Такие же семена раздора сеяла и церковь, оставляя страну «разоб-

щенной»

3

, «раздробленной и бессильной»

4

.

Второй бедой была порочность самого народа. В нем, по мнению 

Макиавелли, объединилось все, «что может быть испорчено и что 

может заразить порчей других»: молодежь бездельничала, старики 

развратничали, мужчины и женщины в любом возрасте предавались 

дурным привычкам. Даже самые лучшие законы были бессильны вос-

препятствовать этому, потому что их губило дурное применение. Такое 

общество порождало во всех гражданах «жадность… и стремление 

не к подлинной славе, а к недостойным почестям – источнику всякой 

ненависти, вражды, раздоров»

5

Порокам своей эпохи Макиавелли противопоставил добродетели 

Древнего Рима. Он рассказывал о мужестве, честности, справедли-

вости его народа: «Римский народ… пока республики не коснулось 

разложение, никогда не был ни смиренным рабом, ни чванливым гос-

подином, а, напротив, он с достоинством нес свое звание, подчиняясь 

собственным постановлениям и должностным лицам»

6

.

По мнению Макиавелли, для преодоления пороков общества тре-

бовался «великий переворот, на который могли решиться немногие»

7

Но преодолеть распад общества иным образом было нельзя. 

Здесь средства права были бессильны: «Не существует законов 

и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь 

1

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.

2

  Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ли-

вия. Государь. М., 2002. С. 377.

3

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45.

4

  Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.

5

  Там же. С. 106.

6

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.

7

  Там же. С. 57.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

43

чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения 

законов нужны добрые нравы»

1

Подтверждая это суждение, он вновь обращался к опыту Древне-

го мира: «По мере распространения испорченности среди граждан 

издавались разные законы, ограничивающие действия граждан, как, 

например, закон о прелюбодеяниях, закон против роскоши, против 

властолюбия и так далее. Но так как государственные устои, уже не-

пригодные при всеобщем разложении, оставались незыблемыми, но-

вые законы не могли поддержать добронравие в людях»

2

.

Более того, в извращенном обществе даже самые лучшие законы 

становились орудием зла. В качестве примера Макиавелли приводил 

Древний Рим, где каждый мог предложить народу принятие закона 

и каждый мог высказываться как в пользу, так и против него. Та-

кой обычай служил на благо общества до тех пор, пока народ был 

добродетельным. Но как только «нравы испортились, дурным стал 

и обычай»

3

По мнению Макиавелли, государство в своем развитии проходит те 

же стадии, что и любой живой организм. Оно растет, стареет и умирает, 

чтобы воскреснуть вновь. Этот процесс он описывал так: «Переживая 

беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упо-

рядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому 

порядку». Такой круговорот был неизбежным. Его не мог остановить 

даже полный распад государства, поскольку оно, находясь в состоянии 

полного упадка, не могло пасть еще ниже и по необходимости должно 

было идти на подъем

4

С такой же закономерностью чередовались формы правления. Виды 

правительств, по словам Макиавелли, «легко сменяют друг друга: прин-

ципат может быстро стать тиранией, правление оптиматов – сосре-

доточить власть в руках меньшинства, народное правление без труда 

переходит в произвол»

5

.

Прервать этот круговорот сложно. Редко, отмечал Макиавелли, 

появлялись законодатели, которые могли объяснить народу, «в чем 

1

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 57.

2

  Там же. С. 58.

3

  Там же. С. 9.

4

  Макиавелли Н. История Флоренции. С. 181.

5

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 15.


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

44

состоит зло и в чем заключается истинное благо»

1

, и создать законы, 

которые могли удовлетворить интересы как народа, так и знати и на-

ряду с этим лишить их возможности совершать зло. 

Все события в политике и праве он оценивал в преломленном свете 

одной идеи – идеи спасения Италии. Ради нее он был готов на все. 

«Когда на весы положено спасение родины, – писал Макиавелли, – 

его не перевесят никакие соображения справедливости или неспра-

ведливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного. 

Наоборот, предпочтение во всем надо отдать тому образу действий, 

который спасет ее жизнь и свободу»

2

.

И он обращался к правителям Италии, наставляя их в искус-

стве управления и следуя «настоящей, а не воображаемой правде 

вещей»

3

Многие его наставления, обобщившие опыт правителей, были страш-

ными:

«Государь… бывает часто вынужден во имя спасения государства 

действовать против веры, против милосердия, против человечности, 

против религии»

4

.

«Можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или 

с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, а второй – 

дикими животными, но поскольку первого часто бывает недостаточ-

но, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь 

подражать и зверю, и человеку»

5

.

Вместе с тем Макиавелли подчеркивал необходимость осторож-

ности и умеренности в правлении: «Следует действовать умеренно, 

сохраняя благоразумие и человечность, чтобы излишняя доверчи-

вость не обратилась в неосторожность, а чрезмерная подозрительность 

не сделала правление невыносимым»

6

.

Главное – не вызывать ненависти народа. «Лучшая крепость, – 

отмечал Макиавелли, – это не быть ненавистным народу; ибо если 

народ тебя ненавидит, крепости не спасут»

7

1

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 119.

2

  Там же. С. 344.

3

  Макиавелли Н. Государь. С. 403.

4

  Там же. С. 411. 

5

  Там же. С. 409.

6

  Там же. С. 407.

7

  Там же. С. 424.


background image

Глава первая. История сравнительного правоведения

45

Продолжая наставления, Макиавелли доказывал, что государь должен 

проявлять заботу о своих подданных, показывая себя покровителем 

доблести на всех поприщах и поощряя лиц, отличившихся в искус-

стве. Кроме того, он должен был внушать гражданам, что они мо-

гут спокойно заниматься своими делами: «…торговлей, земледелием 

и прочими предприятиями, дабы сельский житель мог украшать свое 

имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец перевозить товары, 

не страшась налогов. Желающих поступать так и всех, кто собирается 

приумножить владения и богатства государства, правитель должен 

вознаграждать»

1

.

Следующий совет правителям – опираться на право. Гораздо легче 

подчинить людей законам, чем навязывать им свои прихоти

2

. Более 

того, власть начинает уходить у них из рук, как только они усваивают 

«привычку нарушать законы, а также древние нравы и обычаи, кото-

рыми люди руководствовались на протяжении долгого времени»

3

.

Вместе с тем правители должны были постоянно заботиться об ис-

полнении законов и применять при необходимости силу. «Нужно быть 

готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру, – писал Макиа-

велли. – Моисей, Кир, Тезей и Ромул недолго могли бы поддерживать 

соблюдение своих законов, если бы были безоружными»

4

.

Эразм Роттердамский (1469–1536)

Великий голландский философ Эразм Роттердамский стал одним 

из первых ученых Нового времени, который обосновал необходимость 

сравнительно-правовых исследований. «Дело царской мудрости, – пи-

сал он, – узнать характер и нравы всех народов, получив эти сведения 

отчасти из книг, отчасти из воспоминаний мудрых и опытных людей, 

если он не считает, что ему необходимо объездить все земли и моря, 

подобно Улиссу»

5

.

Свой опыт познания законов, обычаев и нравов разных наро-

дов он изложил в книге «Воспитание христианского государя». 

В ней он представил удивительно точный сравнительный анализ 

неправедных и праведных правителей – тиранов и царей, который 

1

  Макиавелли Н. Государь. С. 427.

2

  Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 245.

3

  Там же. С. 245.

4

  Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 373.

5

  Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя. М., 2001. С. 94.