Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2020
Просмотров: 4089
Скачиваний: 3
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
56
формы, они «воображали вместо них телесные формы, причем они
воображали их соответственно своей природе одушевленными… Соот-
ветственно такой природе людей древняя юриспруденция была насквозь
поэтической. Она представляла себе совершившееся несовершившим-
ся и несовершившееся совершившимся, рожденных еще не рожденны-
ми, живых – мертвыми, а мертвых – живущими в их наследстве. Она
ввела множество масок без субъектов, так называемые jura imagineria,
т.е. созданные фантазией права; и всю свою славу она полагала в том,
чтобы найти такие мифы, которые сохраняли за законами их важность,
а для фактов указывали бы право»
1
.
В поэтическом праве нормы представали в виде изображений, об-
разов, уподоблений, сравнений, метафор, фраз, объясняющих вещи их
естественными свойствами, описаний самых ничтожных или особенно
заметных явлений, а также нередко «излишних» добавлений
2
.
В познании древнего поэтического права Вико призывал исполь-
зовать методы сравнительной лингвистики, утверждая, что «просто-
народные языки» являются «наиболее важными свидетелями древних
народных обычаев»
3
.
Так, он отмечал, что латинское слово reges («цари») произошло
от глагола regere, что значит в собственном смысле «поддерживать»
и «направлять»
4
, и что именно такое значение определяло суть прав-
ления первых царей. Из того, что греческое слово «номос» означало
и «закон», и «пастбище», Вико делал вывод о том, что первые законы
регулировали вопросы пользования пастбищными угодьями
5
. Он про-
водил параллели между правовыми терминами разных языков, утвер-
ждая, что они во многом имеют один источник. Например, в римской
юриспруденции слово nomen значит «право». У греков похоже звучит
слово «закон»
6
.
Веку героическому соответствовало героическое право. Это было
право силы, которая сдерживалась только религией. Последняя ог-
раничивала силу там, где не было человеческих законов. В эту эпоху
появляются новые суды, которые «вследствие своего недавнего проис-
1
Вико Дж. Указ. соч. С. 431.
2
Там же. С. 176.
3
Там же. С. 77.
4
Там же. С. 241.
5
Там же. С. 444.
6
Там же. С. 160.
Глава первая. История сравнительного правоведения
57
хождения от Судов Божественных» были совершенно упорядоченными.
В них «с наивысшей педантичностью обращали внимание на слова»,
поскольку в божественных вещах «не может быть изменена даже самая
незначительная буква»
1
.
О том, каким было право в героический век, можно судить по по-
ведению Улисса (Одиссея) Гомера, который говорил хитро, преследуя
собственную пользу и «всегда сохраняя буквальное значение своих
слов». Так же поступали и древние римские юристы, которые слави-
лись своим умением составлять сделки и давать разъяснения правовых
норм.
В этот век формируется также новый вид понимания права – го-
сударственный смысл, называемый римлянами civilis aequitas («граж-
данская справедливость». – В.Л.) и который, как отмечал Ульпиан,
от природы известен не каждому, «но лишь немногим опытным пра-
вителям, которые умеют усмотреть то, что необходимо для сохранения
рода человеческого»
2
. В Древнем Риме гражданская справедливость
«заключалась в щепетильном отношении к словам, выражающим за-
коны; суеверно соблюдая слово законов, римляне прямолинейно при-
меняли их ко всем фактам, даже там, где они оказывались суровыми,
жестокими и тяжкими»
3
.
Третьим видом права стало человеческое право, продиктованное
«развитым человеческим разумом»
4
. Воля законодателя, выражаемая
в его законе, называется jus («право»). Это – «воля граждан, объеди-
ненных в представлении об общей разумной гражданской пользе»
5
.
В этой модели права действуют «совершенно упорядоченные» суды,
в которых «господствует истинность фактов» и в которых «под дик-
товку совести, везде, где встретится нужда, на помощь им приходят
милостивые законы во всем том, чего требует равная для всех полез-
ность причин»
6
.
Новое понимание права, по мнению Вико, стало следствием но-
вых условий, а также измененного восприятия жизни: «…стремление
к удобству, нежность к детям, любовь к женщинам и жажда жизни…
1
Вико Дж. Указ. соч. С. 395.
2
Там же. С. 386.
3
Там же. С. 387.
4
Там же. С. 379.
5
Там же. С. 432.
6
Там же. С. 399.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
58
ныне люди по природе склонны заботиться о мельчайших фактических
обстоятельствах, уравнивающих их личную пользу: это – aequm bonum
(«совершенная справедливость». – В.Л.)… юристы зовут его aequi-
tas naturalis
(естественной справедливостью); только его и способно
уразуметь большинство, так как последнее рассматривает наиболее
внешние, относящиеся к нему мотивы справедливости, которые про-
являются в отдельных видах фактических обстоятельств»
1
.
Такую перемену в праве Вико объяснял тем, что законодательст-
во должно рассматривать человека таким, каким он является в дей-
ствительности, «чтобы извлечь для этого пользу для человеческого
общества»
2
.
Но на смену этому виду государства и права, как утверждал Вико,
должен был прийти новый, четвертый вид, в котором «люди честные
и хорошие» будут верховными господами. О таком государстве когда-
то писал Платон, и именно такое государство «Провидение наметило
ввести с самого начала зарождения наций»
3
.
Шарль Монтескье (1689–1755)
Сравнительное правоведение как обособленное научное направ-
ление впервые предстало в работах французского юриста и философа
Ш. Монтескье. В своем главном труде «О духе законов» он нарисовал
удивительно яркую картину правового пространства мира в его исто-
рическом развитии и многообразии форм.
Отправной точкой для его исследования послужил анализ природы
трех основных видов правления – демократии, аристократии и дес-
потии. Описывая их, Монтескье беспристрастно проанализировал
пороки каждого из них.
Так, раскрывая природу демократического правления, Монтескье
отмечал, что оно часто подвергается разложению, поскольку сложно
сохранить в неприкосновенности его основу – добродетели. Как только
они исчезают, демократия умирает. Этот процесс он описывал так:
«Честолюбие овладевает всеми сердцами, которые могут вместить его,
и все заражаются корыстолюбием. Предметы желаний меняются; что
прежде любили, того уже не любят; прежде была свобода по законам,
1
Вико Дж. Указ. соч. С. 388.
2
Там же. С. 75.
3
Там же. С. 463.
Глава первая. История сравнительного правоведения
59
теперь хотят свободы противозаконной; каждый гражданин ведет себя
как раб, убежавший от своего господина; что было правилом, то стало
казаться строгостью, что было порядком, то стало стеснением… Прежде
имущества частных лиц составляли общественную казну, теперь
общественная казна стала достоянием частных лиц. Республика ста-
новится добычей, а ее сила – это власть немногих и произвол всех»
1
.
Демократия разлагается также тогда, когда дух равенства в ней
утрачивается либо доводится до крайности, когда каждый стремится
быть равным с теми, кого он избрал в свои правители
2
.
Недостатки аристократической (монархической) формы правления
он видел в том, что она признавала господство только одного сословия,
которое обуздывало другие сословия, но с трудом обуздывало себя.
«Природа этого государственного строя такова, – отмечал Монтес-
кье, – что он как будто в одно и то же время и ставит людей под власть
закона, и освобождает их от нее»
3
.
Судьба этого строя зависит от того, насколько в нем соблюдается
принцип умеренности. Чаще всего монархии гибнут тогда, когда го-
сударь пытается изменить существующий порядок вещей, когда он
не имеет правильного представления о силе своей власти, когда он
правит, руководствуясь своими страстями и прихотями
4
.
На иных началах строится деспотия. Ее основами являются страх
и нищета
5
. Поэтому она непрерывно разлагается. И если другие го-
сударства гибнут вследствие особых обстоятельств, нарушающих их
принципы, то деспотическое государство погибает вследствие своего
внутреннего порока
6
, поскольку «все, что соединяется с деспотизмом,
утрачивает свою силу»
7
.
Определив начала каждого из видов правления, Монтескье удиви-
тельно точно определил особенности действующих в них законов:
«При монархическом правлении законы не могут отличаться такой
простотой, как при деспотическом правлении. Здесь нужны суды.
Эти суды выносят приговоры. Приговоры эти надо хранить и изу-
1
Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999. С. 28.
2
Там же. С. 102.
3
Там же. С. 29.
4
Там же. С 105–106.
5
Там же. С. 59, 63.
6
Там же. С. 107.
7
Там же. С. 115.
Часть первая. Введение в сравнительное правоведение
60
чать для того, чтобы суд действовал сегодня так же, как он действовал
вчера, и чтобы собственность и жизнь граждан были столь же прочно
и определенно обеспечены, как и само государственное устройство…
Поэтому не следует удивляться, что законы этого государства отлича-
ются таким обилием правил, оговорок и распространений, благодаря
которым умножается количество частных случаев и самый разум об-
ращается, по-видимому, в особого рода искусство.
Установленное в монархиях различение людей по их званию, про-
исхождению, положению часто приводит к установлению различий
в характере их имущества, и законы этого государственного строя
могут увеличивать количество таких различий. Так у нас имеется иму-
щество собственное и общее, или сообща приобретенное… разного
рода движимость, имущество свободное и ограниченное… родовое
и неродовое, имущество дворянское – белопоместное и простонарод-
ное. Каждый вид имущества подчинен особым правилам…
Монарх, знающий положение каждой из своих провинций, может
создавать различные законы и допускать существование разнообразных
обычаев. Но деспот ничего не знает и ни за чем не может следить; его
приемы всегда одинаковы; он всем управляет своею суровою волею,
которая всюду одинакова; все уравнивается под его стопами…
Я даже не нахожу там никакого повода для деятельности законо-
дателя или судьи. Так как вся земля принадлежит государю, то там
нет почти никаких гражданских законов о земельной собственно-
сти. Так как государь наследует своим подданным, то нет там также
и законов о наследстве. Принадлежащее государю исключительное
право торговли в некоторых странах устраняет надобность во всяком
торговом законодательстве. Браки, заключаемые с рабынями, делают
ненужными гражданские законы о приданом и о правах жены. Из этого
всеобщего рабства вытекает еще и то следствие, что там почти вовсе
нет людей, которые имели бы собственную волю и поэтому могли бы
отвечать перед судьей за свое поведение. Большая часть нравственных
действий обусловлена там волей отца, мужа, господина и определяется
ими, а не судьями»
1
.
Обобщив практику законотворчества трех видов правления, Мон-
тескье пришел к выводу о том, что в деспотических государствах нет
законов, поскольку там законом становится сам судья. Иная роль
1
Монтескье Ш.Л. Указ. соч. С. 70–71.