Файл: Sravnitelnoe_pravovedenie_v_obrazakh_prava_T_1_Lafitskiy_V_I_2010_-429s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 3989

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава вторая. Предмет и методология сравнительного правоведения

121

цией и федеральными законами являются верховным правом страны 

(ст. VI). 

Модель, предложенная Конституцией США, была воспринята дру-

гими государствами не сразу. Например, Конституция Франции 1791 г. 

ограничилась только упоминанием права короля заключать с другими 

государствами мирные, союзные, торговые и иные договоры при усло-

вии их ратификации законодательным корпусом (п. 3 отд. III гл. 4). 

Последующие конституции Франции XVIII–XIX вв. прямое дейст-

вие международных договоров, как правило, не признавали. И только 

Конституция 1799 г. сделала исключение для договоров о мире, союзе 

и торговле, установив, что они должны предлагаться, обсуждаться 

и обнародоваться в качестве законов (ст. 50).

Нерешенность вопроса о правовой силе международных догово-

ров и формах их влияния на внутреннее право сохранялась во многих 

основных законах: Конституции Бельгии 1831 г, Статуте Королевства 

Сардинии 1848 г., Конституции Германской империи 1849 г., Основ-

ных государственных законах Российской империи 1906 г. и др. 

Перелом в конституционном восприятии международного права 

происходит только в ХХ в. Многие конституции по примеру Консти-

туции США закрепляют принцип прямого действия международных 

договоров. Так, ст. 96 Конституции Испании 1978 г. установила сле-

дующие нормы: «Международные договоры, заключенные в соответ-

ствии с установленными требованиями, становятся после их опубли-

кования в Испании составной частью внутреннего законодательства. 

Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены 

только в порядке, установленном в самих договорах, или в соответст-

вии с общепризнанными нормами международного права». Анало-

гичные положения установлены Конституцией Литвы 1992 г. (ст. 138), 

Конституцией Македонии 1991 г. (ст. 119), Конституцией Перу 1993 г. 

(ст. 35), Конституцией Португалии 1976 г. (ст. 8), Конституцией 

Румынии 1991 г. (ст. 11) и т.д. 

Некоторые из них провозглашают приоритет международных актов 

перед нормами внутреннего законодательства. Так, Конституция РФ 

провозглашает не только принцип прямого вхождения в национальную 

правовую систему общепризнанных принципов и норм международного 

права и международных договоров, но и положение о том, что нормы 

международных договоров имеют приоритет перед законодательными 

нормами (ч. 4 ст. 15). Таким же образом эти вопросы решаются ст. 5 


background image

Часть первая. Введение в сравнительное правоведение

Конституции Болгарии 1991 г., ст. 91 Конституции Польши 1997 г., 

ст. 7 Конституции Словакии 1992 г., ст. 134 Конституции Хорватии 

1990 г., ст. 163 Конституции Эквадора 1998 г., некоторыми другими 

конституционными актами.

Отдельные основные законы не только ссылаются на действующие 

международно-правовые акты (например, ст. 8 Конституции Мол-

довы закрепляет обязательство Республики соблюдать Устав ООН; 

ст. 53–52 Конституции Франции 1958 г. устанавливают норму о при-

знании юрисдикции Международного уголовного суда), но и воспро-

изводят их положения либо предусматривают непосредственное их 

действие. В частности, Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г. 

устанавливает, что Европейская конвенция о защите прав человека 

и основных свобод и протоколы к указанной Конвенции имеют пря-

мое действие на территории Республики (п. 2 ст. II).

В целом влияние международно-правовых норм, с одной стороны, 

на правовое пространство мира, с другой стороны, на национальное 

право все более возрастает, что предопределяет необходимость иссле-

дования этих процессов в рамках сравнительного правоведения.


background image

123

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРАВОВОЕ СООБЩЕСТВО  

ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРАВА

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ  

ТРАДИЦИИ ПРАВА

Глава первая. Основы христианской традиции права

Параграф первый. История жизни Иисуса Христа

Новый Завет сохранил немногие свидетельства жизни Христа – не-

сколько слов о Его рождении в Вифлееме от Девы Марии, воспитании 

в Назарете, трех годах мессианской деятельности и мученической 

смерти на кресте.

Самым ярким событием первых лет Его жизни были паломничества 

в Иерусалим. В то тревожное время Иудея была полна разбойничьих 

шаек

1

. Поэтому паломники шли большими группами – семьями, рода-

ми, большими соседскими общинами. В этот общий поток вливались 

все новые и новые волны паломников, одержимых одной целью – 

дойти до Иерусалима, чтобы помолиться в Храме. 

Странствие от Галилейского Назарета до Иерусалима было трудным. 

Паломников в пути поджидали многие опасности. Но они поддержива-

ли друг друга, показывая пример иных, более совершенных отношений. 

Возможно, в этих странствиях, в горах Галилеи и Самарии, в сознании 

Иисуса сперва смутно, а потом все более отчетливо стали звучать мечты 

о Царстве Божием. Их навевали псалмы, которые Он пел вместе с дру-

гими паломниками. В одном из них были следующие слова:

«Воспойте Господу песнь новую… Скажите народам: Господь цар-

ствует! Потому что тверда Вселенная, не поколеблется. Он будет судить 

народы по правде. Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит 

море и что наполняет его. Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют 

все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет судить землю. Он 

будет судить Вселенную по правде, и народы – по истине Своей»

2

.

1

  Иосиф Флавий. Иудейские древности. М., 2004. Т. 2. С. 291.

2

  Псалтирь. Псалом 95. 1, 10–13. См. также псалмы 9, 18, 26, 32, 44, 65, 94, 99, 103, 

121, 137 и др.


background image

Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

124

Вечерами, после долгого пути, Он слушал рассказы паломников 

о приходе Мессии, о грядущем Царстве Божием, которые нередко 

переходили в ожесточенные споры между фарисеями и саддукеями, 

ессеями и зелотами, последователями Иуды Гавлонита и других вождей 

религиозных направлений и школ

1

.

Судя по тому, каким в будущем станет учение Иисуса, оно форми-

ровалось в основном под влиянием ессеев и Иуды Галилеянина. 

По описанию Иосифа Флавия, в учении ессеев многое было вос-

принято из идей пифагорейцев. Ессеи требовали предоставлять все 

на волю Божию; признавали бессмертие души и считали стремле-

ние к справедливости своей высшей целью. У них были свои ре-

лигиозные обряды. И хотя они доставляли в Иерусалимский храм 

пожертвования, но сами жертв не приносили. Поэтому им был за-

прещен доступ в общий Храм, и они совершали свои богослужения 

отдельно. 

Продолжая, Иосиф Флавий писал: «Впрочем, это наилучшие 

люди, которые всецело отдаются земледельческому труду. Достойно 

удивления то чувство справедливости, которое… укоренилось у них 

не со вчерашнего дня, а издревле, и в силу его они не препятствуют 

никому жить со всеми общей, равной жизнью; имущество у них об-

щее, и богач пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий 

бедняк… Они не имеют ни жен, ни рабов, полагая, что женщины 

ведут лишь к несправедливости, а вторые подают повод к недоразуме-

ниям. Живя сами по себе, они услуживают друг другу. Для заведова-

ния доходами и произведениями почвы они с помощью голосования 

избирают наиболее достойных лиц из священнического сословия; 

последние должны заботиться о доставлении хлеба и прочих съест-

ных припасах»

2

.

Менее подробным было описание идей Иуды Галилеянина. Иосиф 

Флавий считал, что от учения фарисеев их отличало одно – «ничем 

не сдерживаемая любовь к свободе». Последователи Иуды Галилеянина 

отвергали светские власти, полагая, что их единственным владыкой 

был сам Господь. Поэтому они с радостью шли на смерть и равнодушно 

1

  Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991. С. 92–100.

2

  Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 304–305; см. также: Плиний Старший. Естест-

венная история. Книга пятая. 17, 73; Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы 

истории. М., 1988. С. 49–56.


background image

Глава первая. Основы христианской традиции права

125

воспринимали смерть других, в том числе своих родных и близких, 

«лишь бы не признавать над собой главенства человека»

1

.

Впрочем, воззрения ессеев и Иуды Галилеянина не были гос-

подствующими даже в среде бедных и простосердечных жителей 

Галилеи.

Вопросы веры находились под практически полным контролем 

фарисеев, призывавших следовать во всем букве закона и следивших 

за строгим соблюдением разнообразных религиозных запретов и це-

ремоний. Они считали, что все происходит по воле судьбы, но при 

этом подчеркивали, что человек должен сам решать, по какой дороге 

ему идти – добра или зла. Они верили, что душа бессмертна и что 

после смерти людей ожидает награда за добродетельную жизнь либо, 

напротив, наказание за жизнь греховную: «грешники подвергаются 

вечному заключению, а добродетельные люди имеют возможность 

вновь воскреснуть». По свидетельству Иосифа Флавия, фарисеи 

имели «чрезвычайное влияние на народ», поскольку все были убе-

ждены, что они на «деле и на словах стремятся лишь к наиболее 

высокому»

2

.

Влияние саддукеев, второго основного религиозного течения, 

отвергавшего идеи бессмертия души, отрицавшего роль преданий 

и признававшего только священные тексты Торы, было не столь зна-

чительным. Оно распространилось в основном среди высшей знати 

и практически не имело сторонников в простонародье

3

.

Между ревнителями разных религиозных течений и школ по-

стоянно возникали споры. Чаше всего их ареной становился гран-

диозный храмовый комплекс Иерусалима с его многочисленными 

залами, галереями, внутренними дворами и переходами

4

. Иногда 

они выливались в вооруженные столкновения, свидетелем которых, 

а возможно, и невольным участником был Иисус. Впрочем, эти вол-

нения быстро стихали ввиду общего врага – римлян, завоевавших 

1

  Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 2. С. 305; см. подробнее: Карлейл Дж. Разгадка про-

исхождения христианства. М., 2002. С. 22–34.

2

  Там же. С. 303–304; см. также: Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 48.

3

  Там же. Т. 2. С. 304.

4

  После реконструкции, осуществленной при Ироде Великом, его длина состави-

ла около 400 м, а ширина более 180 м. Подробнее см.: Карлейл Дж. Разгадка происхож-

дения христианства. М., 2002. С. 88.